Что такое бакелитовая фанера
Бакелитовая фанера
Бакелитовая фанера имеет уникальную прочность и износостойкость.Ее не встретишь среди бюджетных стройматериалов, но она очень популярна и является фаворитом в кораблестроении.
Технические характеристики
Бакелизированная фанера служит около 10 лет, не боится влаги, устойчива к действию химических реагентов и экстремальных перепадов температур.
Такие уникальные свойства материал приобретает после следующих технологических этапов на производстве:
Размер бакелитовой фанеры стандартен. Нормативные габариты варьируются от 1500 до 7700 мм по длине, а ширина составляет от 1250 до 1550 мм. Листы могут иметь форму квадрата или прямоугольника.
Марки бакелизированной фанеры
Древесный продукт разделяется по своим техническим характеристикам, приобретенным в процессе изготовления, на два класса – ФБВ и ФБС.
При этом можно встретить листы таких марок:
Стандартная литера «Ф» обозначает тип материала – фанеру, «Б» — свидетельство нанесенного бакелитового покрытия; «В» — сигнализирует о добавке водорастворимой смолы при пропитке листов; «С» — символ использования спирторастворимой смолы при производстве. Цифру «1» добавляют к маркировке, если все слои были подвержены пропитке. Фанера марки ФБС 1А – марка, подходящая для использования в производстве автомобилей.
Преимущества и недостатки
Бакелитовая фанераимеет неоспоримые плюсы:
При всех несомненных преимуществах имеется существенный недостаток- высокая цена. Но если взять во внимание срок службы и прочность, такой минус можно расценить как особенность.
Применение
Бакелитовая или, как ее еще называют, корабельная фанера была изобретена советским исследователем Яковом Аврасиным в 40-е годы 20 века. Новый материал стал настоящей находкой для армии, находившейся на военном положении. В условии дефицита сырья для производства самолетов, новинка стала настоящим открытием. Первыми истребителями, сооруженными с применением дельта-древесины (первоначальное название уникальной фанеры), были ЛаГГ-1 и ЛаГГ-3. Для некоторых других самолетов военного назначения она также использовалась для изготовления конструкционных частей.
Идеей пропитки древесного шпона для производства прочных листов воспользовались японские ученые, и уже спустя несколько лет ведущие истребители их воздушного флота изготавливались из него.Сырье осталось востребованным в производстве планеров.
В условиях современности сырье уступило в авиастроении место более инновационным материалам. Однако его по сей день широко используют в конструировании судов, лодок, яхт и катеров. Из него изготавливают обшивку корпуса и элементы отделки плавательных средств.
Благодаря своей прочности, этот вид фанеры нашел широкое применение в мебельном производстве, ее используют для изготовления стендов и рекламных щитов.
Ее также используют в возведении конструкций, имеющих непосредственный контакт с водой. К ним относятся различные сооружения гидротехнической направленности.
В других сферах бакелитовые листы также широко применяются. Им облицовывают стены помещений с повышенными санитарными требованиями, используют для опалубки и сооружения элементов обрешетки крыш, сооружают арочные перекрытия, ниши, навесы и перегородки.
Надежность бакелитовых листов обуславливает их популярность в строительстве массивных конструкций в качестве как основного, так и вспомогательного материала.
Корабельная фанера востребована благодаря своей прочности, стойкости к агрессивным воздействиям среды, а также высоким эксплуатационным характеристикам. Строительство ни одного современного судна не обходится без применения этого материала древесного происхождения. Ее качества проверены десятилетиями.
Что такое бакелитовая фанера, ее особенности и применение
Бакелитовая (бакелизированная, «морская») фанера – строительный материал многослойного типа, получаемый из березового шпона, скрепляемого между собой при помощи специальных фенолформальдегидных смол с термической активностью. Имеет особо высокую прочность и износостойкость. Такие исключительные качества, сравнимые данный тип фанеры приобретает в результате особой обработки, заключающейся в пропитывании внутренних и наружных слоев шпона бакелитовым лаком. Материал, получаемый данным способом, обладает улучшенной влагостойкостью и высокими прочностными характеристиками.
Марки и разновидности бакелитовой фанеры
Для достижения лучшей прочности и стойкости к различным видам механического, бактериологического и химического воздействия бакелитовая фанера подвергается ламинированию.
Техническое описание и область применения бакелитовой фанеры вышеуказанных марок представлены в таблице:
Ламинированная бакелитовая фанера имеет очень гладкую, глянцевую, твердую поверхность. За ней легко ухаживать, она очень прочна и не токсична. Может быть гладкой с обеих сторон или гладкой с одной стороны (с другой – сетка). Разновидность последнего типа (с поверхностью гладь-сетка), именуемая транспортной фанерой, применяется для изготовления противоскользящих полов в кузовах грузовых авто.
Фото бакелитовой фанеры
Свойства и технические характеристики
Отличить бакелизированную фанеру от обычной можно по цвету: он немного темнее, с красно-коричневым оттенком.
Стандартные параметры материала:
Одним из главных достоинств бакелитовой фанеры является ее высокая прочность, сравнимая с крепостью высококачественной легированной стали. Кроме того, этот материал обладает и другими положительными свойствами.
К ним относятся:
То есть, оценивая этот материал по пятибалльной шкале, можно присвоить ему «пятерки» в области качества, надежности и практичности. Кроме того, он достоин оценки «отлично» за простоту и удобство в работе с ним. Единственное, за что можно немного снизить баллы при оценке фанеры бакелитового типа – ее высокая стоимость.
Этапы и особенности производства
Компонент «бакелит», использующийся при производстве бакелитовой фанеры, был изобретен в начале 20-го века американским химиком, Лео Хендриком Бакеландом, получившим его из фенола и формальдегида с добавлением конденсирующих веществ щелочного типа.
Сегодня технология производства данного материала состоит из нескольких этапов:
Применение и использование
Благодаря своим исключительным физико-техническим параметрам бакелитовая фанера находит применение в различных промышленных отраслях, включая:
Постройка лодки из фанеры за 2 недели:
Этот материал очень хорошо зарекомендовал себя при возведении легких конструкций, например, летних садовых домиков и, так называемых, «времянок». Также он может использоваться для внутренней и наружной отделки домов.
Учитывая высокую стоимость этого материала, его нецелесообразно использовать в повседневной жизни (создание опалубки из бакелитовой фанеры, несмотря на все ее достоинства и положительные качества – это все-таки скорее роскошь, чем практическая находка), а вот для таких исключительных случаев, как сооружение лодки или катера он подойдет оптимальным образом.
Бакелитовая фанера: свойства, область применения, виды пропитки и обработки
Такие исключительные качества этого строительного материала позволяют использовать его во многих областях производства: судостроение, автомобильной промышленности, а также в профессиональном и частном строительстве.
Пачка листов бакелитовой фанеры огнеупорной и влагостойкой
Технические характеристики
Если говорить о характеристиках бакелизированной (бакелитовой) фанеры, то мы можем особо выделить следующие:
Для усиления всех перечисленных качеств, производится ламинированная бакелизированная фанера, которая имеет глянцевую поверхность с обеих сторон или с одной стороны (чтобы можно было применять ее на объектах, где нужно уменьшить скольжение).
Ламинированная бакелизированная фанера имеет глянцевую поверхность с обеих сторон
Приведем таблицу параметров продукта, выпускаемого российскими производителями:
Длина х Ширина листа, мм | 5700х1250 |
Толщина, мм | 7, 10, 12, 15, 18, 21, 24, 27 |
При этом, ламинированная имеет другие характеристики:
Длина х Ширина, мм | 2440х1220 |
Толщина листа, мм | 4, 6, 9, 12, 15, 18, 21, 24, 27, 30 |
Влажность бакелизированной древесины зависит от толщины: при толщине 5-7 мм – 6%, 10-18 мм – 8%.
Бакелитовой фанерой застилают полы в фургонах
Вес определяют исходя из средней плотности 1217 кг/м3:
Толщина листа, в мм | Вес одного листа, кг |
7 | 25 |
10 | 35,6 |
12 | 42,8 |
15 | 54,54 |
18 | 64,17 |
21 | 75 |
24 | 85 |
Т.к. каждый лист имеет определенный объем, вес бакелитовой фанеры относительно ее плотности очень важен, и, если знать плотность, то можно легко подобрать правильную марку и толщину изделия.
Что такое фанера бакелитовая
Фанера бакелитовая влагостойкая – уникальный по своим свойствам строительный материал. Она изготавливается под воздействием высокой температуры и давления из берёзового или соснового шпона и покрывается спиртовым раствором фенол-формальдегидной смолы (бакелитовым лаком). От других видов фанеры отличается повышенной устойчивостью к влаге, огню, химическим веществам, перепадам температур. При эксплуатации полностью сохраняет свои свойства в течение 10 лет, что обуславливает её широкое применение в различных отраслях промышленности.
Производство и маркировка бакелитовой фанеры
Процесс изготовления листов этого материала, имеющего множество названий (дельта-древесина, бакфанера, морская, судовая, корабельная, ДСП-10, бакелизированная, древесно-слоистый пластик), включает в себя этапы:
На рынке стройматериалов бакфанера представлена марками ФБВ, ФБВ 1, ФБС, ФБС 1, ФБС А, ФБС 1А.
Маркировка отражает следующие моменты:
Марки бакелизированнои фанеры
Марки фанеры | Характеристика марки | Область применения |
ФБС | Наружные слои фанеры пропитываются фенолформальдегидной спирторастворимой смолой. На внутренние слои смола не наносится | Для изготовления конструкций в машиностроении, автомобилестроении, строительстве и судостроении, работающих в атмосферных условиях |
ФБС1 | На наружные и внутренние слои фанеры наносится фенолформальдегидная спирторастворимая смола | — |
ФБВ | Наружные слои фанеры пропитываются фенолформальдегидной водорастворимой смолой. На внутренние слои фанеры смола наносится | Для изготовления внутренних конструкций, применяемых в машиностроении, автомобилестроении и судостроении. При защите наружных поверхностными лакокрасочными покрытиями |
ФБВ1 | На наружные и внутренние слои наносится фенол-формальдегидная водорастворимая смола | Для изготовления конструкций, работающих в атмосферных условиях |
ФБС-А | На наружные и внутренние слои фанеры наносится фенолформальдегидная спирторастворимая смола | — |
ФБС1 — А | На наружные и внутренние слои фанеры (кроме двух поперечных слоев, расположенных симметрично от центрального) наносится фенолформальдегидная | Для изготовления внутренних конструкции, применяемых в автомобилестроении |
Так, бакелитовая фанера ФБС – это стройматериал, изготовленный из шпона, наружные слои которого пропитаны спирторастворимой смолой. Для производства автомобилей она не подходит.
Свойства фанеры с бакелитовым покрытием
Цена бакелизированной фанеры по сравнению с другими её разновидностями довольно высока (от 1900 руб. за 1 лист), но она вполне оправдывается характеристиками этого материала:
Деревообрабатывающая промышленность выпускает листы бакфанеры различных размеров квадратной и прямоугольной формы. Длина одного листа составляет от 1220 до 5700 мм, ширина – от 1220 до 1550 мм. Толщина варьируется от 5 до 40 мм.
Физико-механические показатели бакелизированнои фанеры
Наименование показателя | Толщина фанеры, мм | Значение для марок | |||
ФБС повышенной прочности | ФБС | ФБВ, ФБС-А | ФБС1, ФБВ1, ФБС1-А | ||
1.Предел прочности прирастяжении вдоль волокон наружных слоёв фанеры, МПа, не менее | 5;7 | 88 | 88 | 78,5 | 59 |
10; 12 | 73,5 | 73,5 | — | — | |
14;16;18 | 68,5 | 68,5 | — | — | |
2. Предел прочности при статическом изгибе, МПа, не менее | |||||
поперёк волокон наружных слоев | 7 | 78,5 | 78,5 | 63,5 | — |
10;12 | 80 | 78,5 | 68,5 | — | |
14; 16; 18 | 90 | 88,2 | 78,5 | — | |
вдоль волокон наружных слоев | 10; 12 | 117,5 | 117,5 | 108 | 88 |
14;16;18 | 108 | 108 | 98 | 78,5 | |
3. Предел прочности при скалывании по клеевому слою после кипячения в воде в течение 1 ч, МПа, не менее | 5-18 | 1,76 | 1,76 | 1,47 | 1,47 |
4. Влажность, % | 5-7 | 6 + 2 | |||
10-18 | 8 + 2 | ||||
5. Плотность кг/м2, не более | 5-18 | 1200 |
Применение бакелизированной фанеры во время войны
Узнать и в полной мере оценить, что такое фанера бакелитовая, люди смогли во время Великой Отечественной войны. В 1940-е годы остро стоял вопрос дефицита конструкционных сплавов для сборки военных самолетов, и дельта-древесина – изобретение Якова Аврасина – стала незаменимой. Из нее под руководством Владимира Горбунова были построены скоростные истребители ЛаГГ-1 и ЛаГГ-3, а также изготавливались части крыльев и фюзеляжа для самолетов Ил и Як.
Идея сразу была подхвачена японцами. Легенды о самолетах из фанеры, на которых японские камикадзе атаковали американскую военно-морскую базу Пёрл — Харбор, имеют под собой вполне реальное основание.
Применение бакфанеры в настоящее время
С окончанием войны дельта-древесина перестала быть востребованной в авиации и заняла другие ниши строительной сферы. Некоторые названия этого материала сами говорят о его предназначении: фанера корабельная, морская, судовая. Фанера водостойкая бакелитовая широко используется в судостроении для обшивки корпусов яхт, лодок, катеров.
В грузовом автомобилестроении бакфанера служит материалом для изготовления открытых бортовых кузовов, контейнеров, трейлеров.
Находит она применение в строительстве гидротехнических сооружений – шлюзов, гидравлических затворов и подобных им конструкций.
В гражданском и промышленном строительстве бакелитовая фанера используется для сооружения настилов, перегородок, навесов, арок, ниш, основы для перекрытий, обрешётки крыш, опалубки для наращивания строительных элементов (колонн, армированных плит и др.), облицовки стен пищеблоков и санитарных зон.
Из этого прочного и надёжного материала производятся предметы мебели, а также рекламные щиты и стенды.
Впрочем, окончательно авиацию дельта-древесина не покинула. По сей день, любители планерного спорта применяют её для сооружения безмоторных летательных аппаратов – планёров.
Сорта и марки
Бакелитовая фанера имеет два сорта — в зависимости от смолы, которой пропитывают древесину:
Бакелитовая фанера широко используется в строительстве при изготовлении опалубки
Чтобы наглядно показать способы применения различных подвидов, используем таблицу (марки указаны по порядку: от самой высококачественной до стандартной):
Марка | Характеристики | Применение |
ФБС | Все слои шпона пропитаны полностью. Не допустимы сколы, вмятины или непроклеенные участки. | Строительство судов, автомобилей,стадионов, портов и других сооружений специального назначения, где требуется легкость и, одновременно, высочайшая прочность и устойчивость к проявлениям внешней среды. |
ФБС-1 | Смола наносится не пропитыванием, а промазыванием, поэтому прочность ниже. | Строительство подиумов, сцен, торговых центров, небольших судов, автомобилей и др. |
ФБС-1А | Промазаны только продольные слои; слабая устойчивость к воздействию окружающей среды; преимуществом является цена. | Работы отделочного характера. |
ФБВ | Полная пропитка внешних слоев, внутренние слои только промазываются. Слабая водонепроницаемость и устойчивость к условиям внешней среды. | Агрегаты и соединения внутри машин, внутренняя отделка зданий, в наружных работах возможно использование только после доп. обработки специальными средствами. |
ФБВ-1 | Слои древесины только промазываются, без использования процесса пропитки. | Рекомендуется использовать только как прочный материал, не предназначенный для использования в наружных работах, и без дополнительных требований стойкости к условиям окружающей среды. |
Стоит отметить, что, несмотря на различные свойства, все сорта и марки бакелитовой фанеры соответствуют ГОСТ 11539-83 и подлежат обязательной проверке качества при производстве и выпуске продукции, а также, сертификации производителем. Чтобы у покупателя не осталось никаких сомнений в качестве изделия, на производстве каждый лист маркируется – впрессовывается этикетка завода-изготовителя, а также обозначения сорта и вида. Гарантийный срок бакелитовой фанеры — не менее 5 лет.
Марки бакелизированной фанеры
Древесный продукт разделяется по своим техническим характеристикам, приобретенным в процессе изготовления, на два класса – ФБВ и ФБС.
При этом можно встретить листы таких марок:
Стандартная литера «Ф» обозначает тип материала – фанеру, «Б» — свидетельство нанесенного бакелитового покрытия; «В» — сигнализирует о добавке водорастворимой смолы при пропитке листов; «С» — символ использования спирторастворимой смолы при производстве. Цифру «1» добавляют к маркировке, если все слои были подвержены пропитке. Фанера марки ФБС 1А – марка, подходящая для использования в производстве автомобилей.
От чего зависит цена
Цена на бакелизированную фанеру, благодаря ее исключительным качествам, гораздо выше, чем на обычную, но, как советуют профессионалы, лучше использовать именно ее.
Производители бакелитовой фанеры в России, при формировании цены, прежде всего, ориентируются на:
Но, всегда можно найти оптимальное соотношение цены и качества, например, покупка более толстого листа обойдется дешевле, чем два тонких.
Способ применения
Для внутренней и внешней отделки стен бакелитовая фанера крепится к заранее оштукатуренным, бетонным основаниям с помощью различных мастик, например, дефинольной.
Узнать о том, как из бакелитовой фанеры делают лодки можно на видео:
Применение
Бакелизированная фанера незаменима при строительстве лодок, яхт, морских контейнеров, обшивки судов. Также, легко может применяться в портах, доках, при строительстве стадионов, сцен, автомобильных подиумов. Особо можно отметить применение во внешней и внутренней отделке промышленных объектов, зданий заводов, торговых центров, частных домов, особенно в неблагоприятном климате.
Влагостойкую бакелитовую фанеру применяют при строительстве лодок и яхт
Очень популярна бакелитовая фанера для производства фургонов, обшивки полов в транспортных средствах, а также, для строительства садовых домиков, летних кухонь, «времянок».
Имея столько необыкновенных качеств, влагостойкая бакелитовая фанера может использоваться везде, где требуются такие свойства материала, как легкость, прочность, устойчивость к внешним условиям окружающей среды. Единственный недостаток – достаточно высокая цена, поэтому стоит продумать заранее — действительно ли необходимо использовать именно бакелизированную фанеру, а после, тщательно распланировать расходы.
Вам помогла статья? (14 оценок, среднее: 4,71 из 5)
Области применения
Фанера применяется как конструкционный материал в машиностроении, судостроении, строительстве. Из неё изготавливают:
Для внешних слоев материала используется шпон II и III сортов, пропитка смолой придает его поверхности высокое качество.
Рассматриваемая фанера различается по нескольким признакам:
Ниже подробно ознакомимся со всеми ее видами.
Тип пропитки
Итак, в зависимости от типа пропитки шпона, изделие различается на следующие виды:
Совет! Чтобы увеличить долговечность листов, можно дополнительно обработать их водостойкой пропиткой для деревянных поверхностей.
Фанерные листы ФБВ
Вид обработки
В зависимости от вида обработки наружной поверхности, рассматриваемый материал делится на следующие типы:
Вот, собственно, и все основные разновидности изделия. Инструкция по выбору предельно простая – прежде всего, нужно определиться с основными требованиями к фанере и условиями, в которых она будет эксплуатироваться, послед чего можно подобрать наиболее подходящий ее тип.