Что такое бактериология в биологии 5 класс
Бактериология
Полезное
Смотреть что такое «Бактериология» в других словарях:
бактериология — бактериология … Орфографический словарь-справочник
БАКТЕРИОЛОГИЯ — БАКТЕРИОЛОГИЯ. Содержание: I. Отделы бактериологии. 696 II. История бактериологии, главнейшие этапы ее развития. 697 III. Методы разработка, преподавание и прак тическое значение. 703 IV. Институты и лаборатории … Большая медицинская энциклопедия
БАКТЕРИОЛОГИЯ — (греч.). Наука о бактериях. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. БАКТЕРИОЛОГИЯ наука о бактериях и о средствах борьбы с ними, изучающая свойства и влияние бактерий на животных и растения. Полный словарь… … Словарь иностранных слов русского языка
БАКТЕРИОЛОГИЯ — БАКТЕРИОЛОГИЯ, научная дисциплина, изучающая бактерии. Эти одноклеточные организмы впервые были обнаружены в XVII столетии любителем микроскопи стом Антони ван ЛЕВЕНГУКОМ, однако, только после исследований Луи ПАСТЕРА и Роберта КОХА бактериология … Научно-технический энциклопедический словарь
бактериология — раздел микробиологии, исследующий бактерии. (Источник: «Микробиология: словарь терминов», Фирсов Н.Н., М: Дрофа, 2006 г.) Бактериология наука о закономерностях строения, существования и развития бактерий (теоретическая Б.) к способах… … Словарь микробиологии
БАКТЕРИОЛОГИЯ — БАКТЕРИОЛОГИЯ, бактериологии, мн. нет, жен. (от слова бактерия и греч. logos учение). Наука о бактериях. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
БАКТЕРИОЛОГИЯ — БАКТЕРИОЛОГИЯ, и, жен. Раздел микробиологии наука о бактериях. | прил. бактериологический, ая, ое. Бактериологическая война (с применением болезнетворных бактерий как средства массового поражения). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю.… … Толковый словарь Ожегова
бактериология — сущ., кол во синонимов: 2 • агробактериология (1) • биология (73) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
бактериология — и, ж. bactériologie f. Часть микробиологии, занимающаяся бактериями. Доктору так хотелось провести сезон в столице, чтобы поучиться в клинике последним словам науки, главным образом только возникшей бактериологии, превернувшей вверхз дном прежние … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Значение слова «бактериология»
[От греч. βακτηρία (см. бактерия) и λόγος — учение]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Общая бактериология изучает морфологию, физиологию, биохимию бактерий, их изменчивость и наследственность, эволюцию, распространение в природе и др. Медицинская и ветеринарная бактериология изучают биологию болезнетворных бактерий, методы их выделения и определения, явления иммунитета, разрабатывают специфические средства предупреждения и лечения инфекционных болезней человека и животных. Сельскохозяйственная бактериология изучает роль бактерий в формировании структуры почвы, её плодородии, в питании растений, переработке сельскохозяйственных продуктов (силосование, квашение, мочка и др.). Техническая (промышленная) бактериология изучает процессы образования бактериями спиртов, органических кислот, ферментов, аминокислот, антибиотиков, стимуляторов роста и др.
БАКТЕРИОЛО’ГИЯ, и, мн. нет, ж. (от слова бактерия и греч. logos — учение). Наука о бактериях.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Урок биологии по теме «Бактерии: строение и жизнедеятельность». 5-й класс
Разделы: Биология
Класс: 5
Образовательные: актуализировать знания учащихся о самой древней группе живых существ – бактериях; показать особенности строения, питания, размножения и распространения бактерий; показать многообразие форм бактерий; познакомить учащихся с особым отделом – цианобактериями.
Воспитывать культуру поведения при групповой и индивидуальной работе.
Личностные УУД: проявлять познавательный интерес к изучению бактерий; понимать: учебные задачи и стремиться их выполнить, свою успешность при изучении темы.
Регулятивные УУД: самостоятельно определять цель учебной деятельности; осуществлять целенаправленный поиск ответов на поставленные вопросы; выполнять задания в соответствии с целью; самопроверку, взаимопроверку и корректировку учебного задания; выбирать тему проекта с помощью учителя; в ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов.
Коммуникативные УУД: формулировать собственные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; организовывать учебное взаимодействие в группе.
Познавательные УУД: структурировать знания; анализировать текст и рисунки учебника; выбирать основания для сериации, объектов живой природы, сравнения роли бактерий-автотрофов и бактерий-гетеротрофов; создавать модель бактериальной клетки; представлять информацию в виде схем, таблиц; использовать информацию в проектной деятельности под руководством учителя-консультанта.
Тип урока: урок введения нового материала.
Формы работы учащихся: групповая и индивидуальная работа.
Основные понятия: бактерии, прокариоты, эукариоты, автотрофы, гетеротрофы, цианобактерии.
Ресурсы: учебник, рабочая тетрадь, таблица “Бактерии”; ЭОР текст “Общая характеристика бактерий”, гипертекст с иллюстрациями “Общая характеристика бактерий”, иллюстрации “Разнообразие форм бактерий”, “Типы питания бактерий”, видеофрагмент “Многообразие бактерий”, анимации “Питание бактерий”, “Размножение бактерий”, “Приспособленность бактерий к неблагоприятным условиям”, интерактивные задания “Составление схемы строения бактериальной клетки”, “Формы бактериальных клеток”, “Составление схемы “Питание цианобактерий”; презентация “Бактерии: строение и жизнедеятельность”; нарисованная на листе формата А3 мишень с четырьмя секторами “Моё настроение”, “Моя деятельность”, “Работа в группе”, “Деятельность учителя”.
I. Актуализация знаний (5 мин).
У каких организмов тело не состоит из клеток?
На какие царства организмов делят живой мир?
Какому учёному удалось увидеть мир микроскопических организмов, прежде скрытый от глаз человека?
II. Мотивация к учебной деятельности (2 мин).
Учитель организует работу учащихся на уроке, предлагает учащимся вспомнить известные сведения о бактериях.
III. Формулирование темы урока, постановка цели (3 мин).
Учитель подводит учащихся к формулировке темы урока, ставит цели (проблему): почему бактерии широко распространены на Земле и выживают в неблагоприятных условиях?
IV. Изучение нового материала (20 мин).
1. Общая характеристика бактерий.
Учитель организует работу в группах по изучению бактерий, обращается с вопросами:
Кто такие бактерии?
Какая наука их изучает?
Для ответов на поставленные вопросы предлагает учащимся проанализировать текст учебника со с. 39, текст ЭОР “Общая характеристика бактерий” и дать определение бактериям и науки, изучающей бактерии.
В ходе обсуждения учащиеся под руководством учителя записывают определения в тетради.
Бактериология – раздел микробиологии, занимающийся изучением бактерий.
Учитель обращается к учащимся с вопросом: можно ли увидеть бактерии? Для ответа на него просит учащихся прочитать текст о бактериях-гигантах на соответствующем слайде презентации (приложение 1): есть среди бактерий и настоящие гиганты, например пурпурная серобактерия – длиной до 1/20 мм. Пару таких бактерий вполне можно увидеть невооружённым глазом [4].
Затем учащиеся анализируют ЭОР “Общая характеристика бактерий. Разнообразие форм бактерий”
После заполнения схемы учащиеся анализируют текст со с.40 о выносливости и приспособленности бактерий к жизни в разнообразных условиях существования.
2. Строение бактериальной клетки.
Учитель демонстрирует учащимся таблицу “Бактерии”, предлагает проанализировать текст с. 40, 41, рисунок 33 “Строение бактерии”.
Далее учитель просит учащихся найти информацию на с. 41 о прокариотах и эукариотах, сформулировать определения этих понятий.
Прокариоты – организмы, не имеющие оформленного ядра, молекула органического вещества не отделена от цитоплазмы, а прикреплена к клеточной мембране. Бактерии относятся к этой группе.
3. Процессы жизнедеятельности бактерий.
Учащиеся анализируют текст учебника с. 41 о типах питания бактерий, рассматривают рисунок 34 “Цианобактерии в водоёме”, изучают особенности строения цианобактерий, содержащих хлорофилл, знакомятся с особенностями питания фотосинтезирующих бактерий, используя ЭОР “Питание бактерий”.
Затем учащиеся продолжают анализировать таблицу ЭОР “Типы питания бактерий”.
Типы питания бактерий
используют неорганические соединения для построения органических веществ бактерии.
используют органические соединения для построения органических веществ бактерии.
Могут использовать энергию солнечного света (цианобактерии).
Могут использовать энергию неорганических веществ (серобактерии, железобактерии).
Сапрофиты
извлекают питательные вещества из мёртвых тел.
Паразиты
питаются органическими веществами живых тел.
Затем учащиеся знакомятся с разными типами обмена веществ у бактерий и продолжают анализировать ЭОР “Общая характеристика бактерий”, в ходе чего изучают условия жизни бактерий из соответствующей таблицы.
Условия жизни бактерий
живут в бескислородной среде
Способны к дыханию кислородом –
наиболее эффективный способ получения энергии.
Энергию получают в результате брожения –
древний и энергетически маловыгодный процесс.
Для изучения способа размножения бактерий учащиеся просматривают соответствующую анимацию.
После её просмотра учащиеся приходят к выводу, что бактерии размножаются простым делением клетки надвое. При благоприятных условиях деление клеток у некоторых бактерий может происходить через каждые 20-30 минут.
Затем учитель обращается к учащимся с вопросом: “Как бактерии переносят неблагоприятные условия среды?” и предлагает просмотреть анимацию ЭОР “Приспособленность бактерий к неблагоприятным условиям”.
В ЭОР “Общая характеристика бактерий”
учащиеся находят сведения о том, что благодаря способности образовывать споры, бактерии: длительно сохраняются, переживают неблагоприятные условия, распространяются.
Затем учитель предлагает учащимся выполнить физкультминутку.
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши 3 хлопка,
Головою 3 кивка,
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за парту сесть опять.
V. Закрепление нового материала (5 мин).
Учащиеся работают в группах и выполняют интерактивные задания “Составление схемы строения бактериальной клетки”, “Формы бактериальных клеток”, “Составление схемы “Питание цианобактерий”.
VI. Контролирующее задание (5 мин).
Учащиеся работают индивидуально, выполняя тестовые задания по двум вариантам (приложение 2).
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин).
Учитель предлагает учащимся оценить деятельность на уроке, используя технологию “Рефлексивная мишень”. Учащиеся получают нарисованную на листе формата А3 мишень, которая разделена на четыре сектора “Моё настроение”, “Моя деятельность”, “Работа в группе”, “Деятельность учителя”, в которых отмечены параметры оценки. Каждый участник педагогического взаимодействия “стреляет” четыре раза в мишень, делая отметку маркером или стикером в зависимости от оценки действия. Мишень вывешивается и комментируется учителем [6].
VIII. Домашнее задание (2 мин).
Изучить текст § 9, ответить на вопросы параграфа.
– изучить дополнительный текст со с. 38;
– либо индивидуально, либо в паре, либо группой:
– выполните модель бактериальной клетки;
– подготовьте сообщения по материалам Интернет и дополнительной литературы на темы: “Клубеньковые бактерии”, “Цианобактерии”, “Молочнокислые бактерии”, “Болезнетворные бактерии”;
– придумайте научно-популярный рассказ, в котором бактерии играли бы важную роль. попробуйте оформить своё произведение как сценарий фильма или мультфильма;
– заложите опыт, доказывающий необходимость мыть руки перед едой.
Методика проведения опыта
Чтобы убедиться в необходимости мыт руки перед едой, проведите следующий опыт. Приготовьте питательную смесь для бактерий. Возьмите клубень картофеля, помойте его и почистите. Разрежьте пополам и вымочите в течение 2-3 часов в 1 %-м растворе соды. Затем сварите его и разрежьте на ломтики. Ломтики положите на фильтровальную бумагу в 3 чашки Петри. Это и есть питательная среда для выращивания бактерий. (Чашки Петри необходимо предварительно тщательно помыть и высушить). Прикоснитесь пальцами немытой рукой к питательному раствору в одной из чашек. К питательному раствору в другой чашке прикоснитесь пальцами вымытой без мыла руки. К раствору в третьей чашке прикоснитесь, предварительно тщательно вымыв руки с мылом. Накройте чашки Петри крышками и поставьте в несильно освещённое тёплое место. На результаты опыта посмотрите через 2-3 дня. Сравните результаты. Сделайте мини-доклад о своём опыте на следующем уроке биологии [5].
БАКТЕРИОЛОГИЯ
бактериология ж. Раздел микробиологии, в котором изучаются бактерии.
Б. изучает роль бактерий в формировании структуры почвы, её плодородии, в питании растений, переработке сельскохозяйственных продуктов (силосование, квашение, мочка и др.). Техническая (промышленная) Б. изучает процессы образования бактериями спиртов, органических кислот, ферментов, аминокислот, антибиотиков, стимуляторов роста и др. Подробнее см. Бактерии, Микробиология.
бактериология (бактерия + греч. logos учение, наука) — наука, изучающая строение, физиологию, биохимию, систематику и генетику бактерий, их роль и распространение в природе; положила начало микробиологии и ныне является ее разделом.
бактериология медицинская — раздел Б., изучающий морфологию и биологические свойства бактерий — возбудителей инфекционных болезней человека и разрабатывающий методы и средства микробиологической диагностики, специфической профилактики и терапии этих болезней. Б. общая — раздел Б., изучающий свойства бактерий вне зависимости от их принадлежности к отдельным систематическим группам.
бактериология пищевая — см. Бактериология санитарно-пищевая.
бактериология промышленная (син. Б. техническая) — раздел Б., изучающий бактерии, используемые в технологических процессах промышленного производства пищевых продуктов, витаминов, антибиотиков и пр.
бактериология санитарная — раздел Б., изучающий жизнеспособность патогенных, условно-патогенных и санитарно-показательных микроорганизмов в объектах окружающей среды и разрабатывающий профилактические мероприятия для ограничения их содержания и циркуляции, гл. обр. в воде, воздухе и пищевых продуктах.
бактериология санитарно-пищевая (син. Б. пищевая) — раздел санитарной Б., изучающий микрофлору пищи и разрабатывающий мероприятия, направленные на повышение качества пищевых продуктов, снижение их бактериальной обсемененности и тем самым профилактику острых инфекционных болезней и пищевых токсикоинфекций.
бактериология техническая — см. Бактериология промышленная.
5 класс. Биология. Царство бактерий
5 класс. Биология. Царство бактерий
Вопросы
Задай свой вопрос по этому материалу!
Поделись с друзьями
Комментарии преподавателя
1. Введение
Бактерии – относительно просто устроенные микроскопические организмы. Они одноклеточные. Ядра, отделенного от цитоплазмы оболочкой, у бактерий нет. Такие организмы называются прокариотами. Весь наследственный материал у них распределён в цитоплазме. Клетки бактерий имеют намного меньшие размеры, чем клетки растений или животных. В среднем это 0,5–5 мкм. Кишечная палочка, например, имеет длину клетки от 1 до 6 мкм (Рис. 1.). Самые крупные из бактерий достигают размера в 750 мкм, т. е. 0,75 мм. Самые мелкие из них имеют размеры от 0,1 до 0,25 мкм. По теоретическим подсчётам, клетка меньших размеров не может быть жизнеспособной, поскольку в ней не могут поместиться все необходимые молекулы.
Рис. 1.
Впервые бактерии увидел в оптический микроскоп и описал в XVII веке Антони ван Левенгук (Рис. 2). В середине XIX в. Луи Пастер открыл болезнетворные свойства бактерий, а также связал их со многими хозяйственно важными процессами (например, порчей продуктов питания). Медицинская микробиология получила развитие в трудах Роберта Коха. Он сформулировал общие принципы определения возбудителя болезни. В 1905 году он был удостоен Нобелевской премии за исследования туберкулёза. Изучением бактерий занимается наука бактериология.
Рис. 2.
2. Классификация бактерий
Клетки бактерий имеют чрезвычайно малые размеры. Поэтому изучение их строения началось только с изобретением электронного микроскопа. Традиционно существует разделение бактерий по форме клетки (Рис. 3).
Рис. 3.
Различают шарообразные кокки (например, стрептококки, стафилококки), палочковидные бациллы (например, кишечная палочка), изогнутые в виде запятой вибрионы (например, холерный вибрион), спиралевидные спириллы. Очень часто бактерии образуют скопления в виде длинных изогнутых цепочек, групп и пленок.
Некоторые бактерии имеют жгутики – до 1000. Среди бактерий есть подвижные и неподвижные формы. Подвижные передвигаются при помощи жгутиков или скольжением. Многие водные бактерии могут погружаться или всплывать, изменяя свою плотность за счет выделения пузырьков газа.
Бактерии активно передвигаются в направлении, определяемом теми или иными раздражителями. Это явление получило название таксиса. Большинство бактерий бесцветно. Некоторые окрашены в пурпурный или зеленый цвет.
Бактерии были одними из первых живых организмов на Земле. Они появились более 3 млрд лет назад. Поскольку понятие вида к бактериям применимо с трудом, сколько их видов существует, точно не известно. Условно указывают около 10000 видов.
3. Строение бактерий
Бактериальные клетки окружены плотной оболочкой, благодаря которой сохраняют постоянную форму. По составу и строению клеточные оболочки бактерий существенно отличаются от таковых растений и животных.
Снаружи оболочка может быть покрыта ещё и слизистой капсулой. Оформленного ядра у бактерий нет, а наследственный материал распределен в цитоплазме.
4. Распространение бактерий
Число бактерий различно в воздухе проветренных и непроветренных помещений. Так, в классе после проветривания перед началом урока бактерий в 13 раз меньше, чем в той же комнате после урока. Условия жизни бактерий разнообразны. Одним из них необходим кислород (аэробные бактерии), другие в нем не нуждаются и способны жить в бескислородной среде (анаэробные бактерии).
5. Питание бактерий
Большинство бактерий питается готовыми органическими веществами – они гетеротрофы. Некоторые бактерии, например сине-зеленые водоросли, способны создавать органические вещества из неорганических (Рис. 4). Такие организмы называются автотрофами. Автотрофные бактерии сыграли важную роль в накоплении кислорода в атмосфере Земли.
Рис. 4.
Гетеротрофные бактерии делятся на сапротрофных, получающих органические вещества из отмерших организмов или выделений живых организмов, и паразитов, питающихся органическими веществами живых организмов. Паразитизм у бактерий распространен очень широко. Существуют бактерии, паразитирующие в теле бактерий других видов. Среди бактерий-паразитов много болезнетворных, поражающих растения и животных.
Встречаются так называемые хищные бактерии. Это колониальные бактерии. Их клетки соединены мостиками и образуют подобие ловчей сети. Передвигаясь, такая колония захватывает и переваривает мелкие живые организмы.
Некоторые бактерии способны улавливать азот воздуха, что чрезвычайно важно для них и многих растений.
6. Размножение бактерий
Размножаются бактерии делением одной клетки на две. При благоприятных условиях деление клеток у многих бактерий может происходить через каждые 20–30 мин. При таком быстром размножении потомство одной бактерии за 5 суток способно образовать массу, которой можно было бы заполнить все моря и океаны.
Однако в природе этого не происходит, так как большинство бактерий быстро поедается другими организмами. Половое размножение у бактерий отсутствует. Для обеспечения необходимой изменчивости у них существуют другие механизмы. Так, некоторые бактерии могут обмениваться наследственным материалом между собой и с другими организмами.
7. Образование спор
В неблагоприятных условиях (при недостатке пищи, влаги, резких изменениях температуры) цитоплазма бактериальной клетки, сжимаясь, отходит от материнской оболочки, округляется и образует внутри неё на своей поверхности новую, более плотную оболочку. Такую бактериальную клетку называют спорой (Рис. 5). Споры некоторых бактерий сохраняются очень долго в самых неблагоприятных условиях.
Рис. 5.
Они выдерживают высушивание, жару и мороз, не погибают даже в кипящей воде. По некоторым данным, споры сохраняются в почвах и горных породах в жизнеспособном состоянии миллионы лет. Споры легко разносятся ветром, водой и т. д. Их много в воздухе и почве. В благоприятных условиях спора прорастает и становится активной бактерией.
Волосатики
Вымойте клубень картофеля, не очищая его от кожуры, нарежьте ломтиками. Натрите ломтики мелом и поместите в чашку Петри. Чашку поставьте в тёплое место с температурой 25–30°С. Через 2–3 суток на поверхности ломтиков образуется плотная морщинистая пленка. Маленький кусочек пленки разотрите в капле воды и рассмотрите под микроскопом бактерии картофельной палочки. Они подвижны, обладают жгутиками и могут образовывать споры.
Для получения культуры сенной палочки положите в колбу с водой немного сена, горлышко колбы закройте ватой и кипятите содержимое в течение 15 мин, чтобы уничтожить другие бактерии, которые могут оказаться в колбе. Сенная палочка при кипячении не погибает.
Полученный настой сена отфильтруйте и на несколько дней поставьте в помещение с температурой 20–25°С. Сенная палочка будет размножаться, и вскоре поверхность настоя покроется пленкой из бактерий.
Стеклянной палочкой перенесите частичку пленки на предметное стекло, накройте покровным стеклом и рассмотрите под микроскопом. Добавьте под покровное стекло каплю метиленовой синьки. На голубом фоне бактерии видны гораздо лучше. Некоторые из них подвижны, а у неподвижных внутри видны блестящие овальные образования. Это споры.
Почему бактерии рассматриваются в этом курсе?
До середины 20 века бактерии считались низшими растениями. Это происходило потому, что некоторые бактерии способны синтезировать кислород, не способны поглощать целые кусочки пищи, а получают питательные вещества в виде растворов. Таким образом, бактерии имеют сходные с растениями признаки.
Оболочка клетки
Оболочка бактериальной клетки отличается от растительной либо животной. Таким образом, некоторыми веществами можно нарушить синтез бактериальной оболочки (патогенных бактерий), не нанося вреда организму-хозяину. Вследствие этого клетка не сможет продолжать нормальную жизнедеятельность. Так работают антибиотики (пенициллин).
Появление цианобактерий
Одними из древнейших бактерий являются цианобактерии, или сине-зелёные водоросли (Рис. 6). В породах, образованных 3,5 млрд лет назад, обнаружены продукты их жизнедеятельности – строматолиты. Благодаря цианобактериям в атмосфере начал накапливаться кислород, который 2 млрд лет назад достиг концентраций, достаточных для начала аэробного дыхания.
Рис. 6.