Что такое банковский эквайринг
В 2021 году банковские карты стали самым популярным средством оплаты в России. По данным СберИндекс и Платформы ОФД, 54 % всех покупок 2020 года были совершены в безналичном порядке — даже в таких традиционно «наличных» точках, как магазины у дома. Вести бизнес без эквайринга становится все тяжелее, поэтому в этой статье мы предлагаем разобраться, что такое эквайринг, как он работает и что нужно сделать, чтобы его подключить.
Что такое эквайринг
Это возможность для предпринимателя принимать оплату от клиентов банковскими картами. За процент от каждой транзакции банк предпринимателя обязуется переводить денежные средства со счета покупателя на расчетный счет предприятия при каждой оплате покупки. При этом неважно, какой банк выпустил пластиковую карту покупателя и у какого банка предприниматель заказал услугу эквайринга — на величину процента это не влияет.
Услуга эквайринга доступна любому типу бизнеса: организациям, индивидуальным предпринимателям и самозанятым гражданам. Но эквайринг бывает разный, и какой именно подходит вашему бизнесу, зависит от того, в каком месте вы осуществляете расчеты: в торговой точке, интернете или по месту доставки.
Какой бывает эквайринг
Торговый-эквайринг
В офлайн-магазине, заведении общепита или предприятии сферы услуг используется торговый эквайринг — это когда у вас есть банковский терминал, а покупатели для оплаты покупки подносят к нему пластиковую карту или смартфон.
Интернет-эквайринг
В онлайн-магазине используется интернет-эквайринг — роль банковского терминала в нем играет платежная форма на сайте, а покупатели указывают в ней данные своей карты.
Мобильный эквайринг
Курьеры и продавцы на выезде могут использовать мобильный эквайринг — это когда упрощенный терминал (по сути просто считыватель карт) соединен со смартфоном, а на смартфоне установлено специальное ПО.
Что дает эквайринг
До пандемии COVID-19 каждый третий платеж в торговой точке совершался с помощью банковской карты или связанного с ней смартфона, а сейчас уже каждый второй. В интернете на банковские карты приходится 83% всех платежей. Если у предпринимателя нет эквайринга, они лишает себя значительной части клиентов, которые не могут или просто отвыкли платить наличными.
Кому нужен эквайринг
Закон «О защите прав потребителей» обязывает магазины предоставлять клиентам право выбора способа оплаты: наличным или через пластиковую карту. Избежать этой обязанности могут только ИП и организации, у которых за предыдущий год оборот составил меньше 40 млн рублей. Поэтому прежде всего эквайринг нужен крупному и среднему бизнесу.
А еще для крупного и среднего бизнеса эквайринг наиболее выгоден, поскольку процент банка-эквайера часто зависит от годового оборота компании: чем он больше, тем меньший процент банк-эквайер берет со своего клиента.
Например, месячный оборот на одной кассе составил 100 тысяч рублей. Если вы закажите торговый эквайринг у одного известного крупного банка, то ваша ставка в следующем месяце будет 2,36%. Тогда при продаже товара на 1000 рублей, 23,6 рублей с этой покупки уйдет банку. А если у вас месячный оборот на одной кассе составил 1 млн рублей, то в следующий месяц ваша ставка будет 2%. Тогда при продаже на 1000 рублей банку уйдет 20 рублей.
Но эти расчеты упрощенные. У банка могут быть дополнительные условия. Процентная ставка может зависеть от категории товаров (социальные, фарма, алкоголь). Банк может предложить льготную ставку на определенный период. В процентную ставку могут включаться стоимость банковского терминала и дополнительных услуг или не включаться.
Для малого бизнеса эквайринг в большинстве случаев дает больше, чем отнимает. Так, по подсчетам аналитиков АТОЛ, внедрение эквайринга позволяет магазину даже с небольшим оборотом увеличить выручку на 30%. Для банков-эквайеров обслуживание предпринимателей нередко происходит себе в убыток. Это продукт, который в первую очередь рассчитан не на большую маржу, а на повышение доверия клиентов, их лояльности. На рынке существуют решения, которые позволяют малому бизнесу получить ставку 1–2%.
Также эквайринг важен для онлайн-магазинов любого размера, поскольку альтернативные способы безналичной оплаты пока слабо развиты — по QR через систему быстрых платежей и электронной валютой, — а принять наличные можно только по месту передачи товара.
Что нужно для эквайринга и какое оборудование выбрать
Онлайн-касса
Эквайринг не заменяет кассу. Чеки, которые печатает банковские терминалы, не являются фискальными документами, поэтому для начала убедитесь, что у вас есть онлайн-касса.
Классическая торговля. Желательно, чтобы кассовый аппарат поддерживал автоматический обмен данными с банковским терминалом, иначе кассиру при отпуске товара придется дважды вносить данные о покупке — в кассу и в терминал. Пример подходящей кассы — SIGMA 7.
Интернет-торговля. Онлайн-касса должна автоматически обмениваться данными с сайтом и платежной формой. А если есть курьерская доставка, то и с курьерскими приложениями. Самый простой способ все это подключить — заказать кассу и эквайринг через одну компанию. Например, можно взять в аренду облачную кассу у АТОЛ Онлайн и воспользоваться специальными предложениями банков-партнеров. Так выгоднее и меньше проблем с подключением.
Банковский терминал или платежный виджет на сайте
Нужно устройство или программный продукт, которые смогут передавать в банк данные о совершении платежа. Для торгового эквайринга — это банковский терминал. Для удобства покупателей можно докупить пин-пад. Для интернет-эквайринга — это платежная форма. И то, и другое вам должен предоставить банк-эквайер или платежный агрегатор, у которого вы заказываете услугу эквайринга.
Что такое торговый эквайринг и
Виды эквайринга
Торговый эквайринг. Включает все безналичные платежные операции, производимые через в местах торговли: магазинах, предприятиях общественного питания, автозаправках, кинотеатрах, аптеках, салонах красоты, спортивных залах, вокзалах, гостиницах.
. В категорию входят терминалы или банкоматы, через которые можно провести оплату услуг — пополнить счет мобильного телефона, оплатить Интернет, ТВ, ЖКХ.
Чем полезен эквайринг торговому бизнесу
Повышение продаж. Покупателям не придется отказываться от покупок, если по причине у них нет с собой наличных денег. Кроме того, многие предпочитают расплачиваться картами кэшбэков — частичного возврата средств после покупки, предоставляемых банками. Известно, что покупатель легче тратит деньги с карты, а средний чек оказывается выше, чем при оплате наличными. Точный рост выручки после внедрения безналичного расчета предсказать трудно, но, в среднем, он составляет не менее 10%.
Сокращение очередей. Терминалы обрабатывают платеж практически мгновенно, снимают точную сумму. Кассир не тратит время на проверку купюр, отсчитывание сдачи. При интенсивном потоке покупателей торговый эквайринг существенно ускоряет расчет на кассе, что позволяет магазину избавиться от больших очередей.
Снижение рисков, расходов. Когда большую часть выручки составляет безналичная оплата, на инкассаторские услуги тратится меньше времени и средств. Кроме этого, при расчете по карте кассир не ошибется в сдаче, махинации невозможны.
Защита от фальшивых денег. Терминал не является защитой от фальшивомонетчиков, но с его помощью можно сократить оборот наличных средств, тем самым снизить убытки приема поддельных купюр.
Повышение качества обслуживания. Забота о комфорте покупателей — очевидное конкурентное преимущество для любого торгового предприятия.
Недостатки эквайринга
В ряде случаев подключение торгового эквайринга может не принести столь очевидной пользы. Среди основных проблем отмечают:
Технические сбои оборудования. В некоторых магазинах можно заметить, что регулярно происходит отказ системы отсутствия связи с банком. Для них наличие терминала становится проблемой, а не выгодным приобретением. Самый простой способ избежать этого — правильно выбрать и кредитную организацию.
Необходимость расходов на покупку, обслуживание аппаратов. Актуально для малого бизнеса или ИП, не имеющих высоких продаж и потока клиентов. Для них эти траты могут оказаться необоснованными.
Убытки от мошенников. Если при оплате банковской картой случаются махинации с банковскими реквизитами покупателя, приводящие к блокировке счета, то продавец обязан компенсировать убытки. Его собственный ущерб возмещается только в случае поимки нарушителя правоохранительными органами.
Как работает эквайринг
Оплата выполняется автоматически, занимает несколько секунд. Сумма покупки резервируется на карте покупателя, становится ему недоступной. Деньги на счет продавца фактически приходят только через несколько дней. Точный срок поступления оговаривается в договоре.
Иногда процесс обмена информацией между терминалом и банковскими системами может растягиваться. Например, если сбоит или из звеньев в силу внутренних неполадок задерживает отклик.
Эквайринг для покупателя и продавца
Со стороны покупателя все просто: он подносит карту к терминалу — списываются деньги, печатается чек. Никаких дополнительных комиссий. Организацию процедуры безналичного расчета и сопутствующие расходы берет на себя продавец.
Для обеспечения торгового эквайринга магазину нужно заключить договор с банком, предоставляющим такую услугу. Самая простая схема выглядит так: кредитная организация открывает для корпоративного клиента расчетный счет, активирует выбранный пакет услуг, передает в аренду или продает в собственность оборудование. Банковское предложение также включает:
Обязательно ли иметь расчетный счет в
Торговые организации должны иметь расчетный счет для ведения бизнеса с контрагентами, уплаты налогов и перечисления заработанных плат. ИП не имеют таких обязательств, но могут открыть его по собственному желанию. Услугу торгового эквайринга предоставляет ограниченное число банков. Если расчетный счет уже оформлен в кредитной организации, не имеющей собственного процессингового центра, то можно создать подключение через посредника, используя имеющиеся реквизиты.
Другой вариант: сменить банк. Часть кредитных организаций предоставляет скидки или бонусы при подключении терминалов только собственным корпоративным клиентам. Некоторые банки в принципе отказываются принимать участие в эквайринге в качестве посредников.
Таким образом, иметь расчетный счет и эквайринг в разных банках можно, но на практике невыгодно, так как обслуживание становится дороже, а срок поступления денег — увеличивается. Удобнее открыть новый счет, чем организовывать безналичные платежи через несколько банков.
Во сколько обойдется эквайринг
Продавец платит комиссию за каждую транзакцию в размере 2–3% от стоимости покупки, что зависит от условий банковского договора. Например, Райффайзенбанк предлагает торговый эквайринг со ставкой 2,29% и бесплатным подключением.
Из чего складывается сумма комиссии:
Как работает эквайринг
Объясняем, что такое обратный эквайринг, POS-терминалы, банк-эмитент и зачем бизнесу подключать оплату картами.
Кто участвует в эквайринге
Эквайринг (от англ. acquire — «приобретать, получать») — это безналичная оплата товаров и услуг картой через платёжные терминалы на кассе или у курьера.
Торговая точка — бизнес, владелец которого хочет принимать оплату картами от клиентов и инициирует заключение договора эквайринга.
Банк-эквайер предоставляет бизнесу услугу и оборудование, обслуживает расчётный счёт продавца и получает комиссию от поступлений. Он несёт ответственность за техническую сторону операций по картам в торговой точке и регистрируется в национальных и международных платёжных системах: Visa, Mastercard, American Express, «Мир» и др.
Банк-эмитент — банк, выпустивший карту, которой пользуется клиент для оплаты покупки.
Для приёма платежей используют POS-терминалы (англ. point of sale — «точка продажи»). Через них можно платить обычными и бесконтактными картами, а также другими устройствами, например смартфонами. POS-терминал распечатывает слип-чек — нефискальный документ, подтверждающий операцию.
Как устроен процесс оплаты
Покупатель вставляет банковскую карту в терминал или прикладывает к нему смартфон, и карта считывается. При оплате через интернет покупатель вводит данные карты в специальном веб-интерфейсе.
Информация о платеже направляется в процессинговый центр банка-эмитента. Это подразделение осуществляет и контролирует бесперебойное проведение операций.
Банк-эмитент проверяет сумму остатка на счёте владельца карты. Покупатель подтверждает сделку ПИН-кодом или кодом из СМС. Это дополнительный шаг защиты от мошенничества и неправомерного использования карты. Однако при бесконтактной оплате он встречается довольно редко.
Процессинговый центр банка-эмитента списывает деньги со счёта покупателя и перенаправляет в банк-эквайер.
POS- или мобильный mPOS-терминал печатает два экземпляра слипа. Вместе с ним покупатель получает кассовый чек. При оплате через интернет кассовый чек приходит клиенту на электронную почту.
Банк-эквайер переводит деньги со своего счёта на счёт продавца за вычетом комиссии. Срок обработки платежа зависит от условий договора банка и торговой точки, но не может превышать трёх рабочих дней.
Виды эквайринга
Торговый эквайринг
Такой эквайринг используют в магазинах, предприятиях общепита и сферы услуг. Когда продавец заключает договор с банком, тот устанавливает в точках продавца POS-терминалы. В Сбербанке минимальная ставка торгового эквайринга — 1,6 %.
Банк должен обучить сотрудников компании работе с устройством, обеспечить бесперебойное функционирование терминалов и круглосуточную техническую поддержку. Обязанность продавца — уплачивать банку комиссию, размер которой определяется договором.
На сумму выплат влияют оборот и сфера деятельности. Например, для продуктового магазина комиссия ниже, чем для гипермаркета бытовой техники: во втором случае вероятность возврата товара выше. Если это произойдёт, придётся проводить операцию обратного эквайринга — возвращать деньги на карту покупателя. Это дополнительные затраты для банка, которые покрывает продавец.
Интернет-эквайринг
Так называют способ оплаты в интернете картой или электронными деньгами с использованием специальных интерфейсов, которые помогают сохранить конфиденциальность персональных и платёжных данных покупателя. В качестве дополнительной защиты клиента могут попросить ввести код подтверждения оплаты, высланный в СМС или уведомлении банковского приложения.
Комиссия в интернет-эквайринге самая высокая. Она может составлять в среднем 2,3–3,5 % и взиматься не только с продавца, но и с покупателя. Это связано с тем, что при интернет-эквайринге процессинговый центр обеспечивает повышенную защиту операций: использует системы безопасности и протоколы шифрования, чтобы введенные пользователем данные нельзя было перехватить.
Мобильный эквайринг
С помощью мобильного эквайринга покупатели расплачиваются карточкой в любой торговой точке, даже мобильной. Его подключают таксисты, курьеры, в автолавках, передвижных пунктах продажи и т. п.
Платежи принимаются через установленное на смартфон или планшет приложение, к которому по блютусу или кабелем подключается mPOS-терминал (от англ. mobile point of sale — мобильная точка продажи). Его можно использовать в любом месте, где есть стабильный мобильный интернет, в отличие от стационарных POS-систем в торговом эквайринге.
ATM-эквайринг
В это понятие входит возможность оплаты услуг (ЖКХ, мобильная связь, интернет или телевидение) через платёжные банкоматы, а также выдача наличных и пополнение банковской карты.
Главный минус этой услуги с точки зрения пользователя — комиссия, которую ему приходится платить сверх основной суммы за проведение платежей или при снятии наличных с карты. Чаще всего проценты берут кредитные организации, которые не являются партнёрами банка-эмитента, выдавшего карту.
Как розничному магазину подключить эквайринг
Если в магазине нет приема оплаты картой, он теряет деньги и покупателей. В статье — пошаговая инструкция, как подключить эквайринг и на что обращать внимание при выборе.
Виктория Комендровская
Маркетолог направления эквайринга в Тинькофф Бизнесе
Если в магазине нет эквайринга, он не может принимать оплату картами или смартфонами. Это значит, что, если придет покупатель, у которого не будет налички, ему придется либо бежать в банкомат, либо переводить деньги продавцу на карту. В первом случае покупатель может просто уйти, потому что это неудобно, а во втором — справедливо возмутиться и потребовать выбить чек.
Чтобы принимать оплату картами, нужен торговый эквайринг. В этой статье — как подключить торговый эквайринг для розничного магазина.
Что такое эквайринг и как он работает
Эквайринг — это услуга банка по приему безналичных платежей. Для покупателя это просто терминал для приема карт. Терминал списывает деньги с карты покупателя и отправляет на расчетный счет компании или ИП.
Со стороны бизнеса эквайринг устроен немного сложнее и состоит из трех частей:
В момент оплаты картой происходит цепочка действий:
За все эти действия банк-эквайер берет комиссию, ее платит бизнес. Обычно комиссия не превышает 3%.
Торговый эквайринг с комиссией от 1,2%
Виды эквайринга
Есть два вида эквайринга.
Торговый эквайринг — это прием оплаты через терминал, по которому можно расплатиться любой картой или гаджетом, например Apple Pay, Google Pay.
Интернет-эквайринг — способ приема платежей картой через интернет. Покупатель вводит свои данные в форму на сайте и подтверждает платеж по СМС. С помощью интернет-эквайринга можно получать оплату, например, через сайт, мобильное приложение, социальные сети или мессенджеры.
Для розничного магазина нужен торговый эквайринг, чтобы покупатели могли платить картой в кассе.
Терминалы могут быть стационарными — подключенными к интернету и кассе по проводу — или мобильными. Мобильные терминалы работают по вайфаю или от сим-карты, их можно взять с собой. Это удобно, когда в бизнесе есть курьеры, или для ресторанов, где официанты приносят терминал покупателю.
Розничному магазину мобильный эквайринг не нужен, подойдут обычные стационарные терминалы.
Зачем эквайринг розничному магазину
Магазин может принимать оплату у покупателей наличными или картой через эквайринг. Нельзя просить клиентов перевести деньги вам на личную карту: покупатель может потребовать чек или пожаловаться в налоговую и будет прав. Работать так незаконно, и если налоговая узнает, выпишет штраф — от 25 до 50% от суммы расчета, но не менее 10 000 ₽ за каждый случай.
Магазины с торговым эквайрингом зарабатывают больше. Приведем несколько доводов, почему эквайринг выгоден не только покупателю, но и продавцу.
Без наличных клиент не сможет оплатить покупку. В магазин приходит покупатель, но с собой у него только карта, наличных нет. Чтобы оплатить покупку, ему придется идти в банкомат и снимать наличные. Скорее всего, такой покупатель просто уйдет без покупки. Если бы в точке стоял торговый эквайринг, клиенту не пришлось бы никуда идти, он бы спокойно расплатился на месте.
Кредитная карта. Если клиент планировал оплатить покупку кредитной картой, снимать наличные или переводить деньги на карту для него невыгодно: банк берет за это большую комиссию. Такой клиент скорее откажется от покупки, даже если банкомат стоит прямо возле магазина, и поищет другое место, где будет оплата безналом.
Бонусы и кэшбэк. Банки часто дают кэшбэк или бонусы за покупки по картам, так они удерживают своих клиентов. Владельцу магазина это ничего не стоит, кэшбэк и бонусы выплачивает банк клиента. Для клиента покупка с учетом бонусов и кэшбэка при оплате картой может быть выгоднее, чем при оплате наличными.
Гаджеты. Все больше людей привязывают карту к гаджетам и перестают носить с собой карты или наличные. Может быть такая ситуация: клиент выходит из дома и не берет с собой ни мобильный телефон, ни карту, ни кошелек, только Apple Watch. Если в магазине нет терминала, он никак не сможет оплатить покупку.
Фальшивые деньги и просчет. При работе с наличными всегда есть вероятность принять фальшивую купюру или неправильно выдать покупателю сдачу. С оплатой картой ошибок не будет: всю рутинную работу по проверке счета и перечислению нужной суммы выполняет банк.
Короче очереди. Когда большинство покупателей расплачиваются картами, кассиру не приходится считать наличные и сдачу и проверять купюры на подлинность — все это сильно экономит время. Покупка проходит быстрее, и к кассе не выстраиваются очереди.
Нужна ли онлайн-касса при эквайринге
Онлайн-касса нужна, чтобы выбивать клиентам чеки и передавать информацию в налоговую. Эквайринг ее не заменяет, это просто способ приема безналичных платежей. Чтобы торговать, по закону потребуется установить онлайн-кассу.
Онлайн-касса — это кассовый аппарат с фискальным накопителем. Она печатает чеки и записывает все операции на накопитель. Накопитель хранит информацию о чеках и отправляет ее в налоговую. По данным с кассы рассчитывается налог.
Торговый эквайринг можно интегрировать с онлайн-кассой. Тогда при продаже товаров не придется выбивать отдельный чек на терминале эквайринга. Вы просто пробиваете чек в кассе, и она сама передает информацию о сумме покупки на терминал.
Бывают кассы со встроенным эквайрингом, например в Тинькофф мы предлагаем aQsi 5. В такой кассе все объединено в одном корпусе, интеграция кассы с эквайрингом не требуется.
Закончилась отсрочка по онлайн-кассам
С 1 июля 2021 года онлайн-кассу должны применять все ИП, даже если нет сотрудников. В Тинькофф можно купить отдельную онлайн-кассу или бесплатно взять в аренду кассу со встроенным эквайрингом.
На что обратить внимание при выборе банка для эквайринга
Служба поддержки. Удобно, когда у эквайринга есть круглосуточная служба поддержки. Все возможные проблемы исправляют дистанционно или приезжают в точку и меняют терминал на новый бесплатно. Чем быстрее это происходит, тем лучше. Почитайте отзывы о торговом эквайринге и обратите внимание на работу службы поддержки и условия ремонта оборудования.
Условия приобретения. В некоторых банках терминал дают в аренду бесплатно, в других берут за аренду отдельную плату или предлагают купить собственный терминал. Выгоднее брать терминал в бесплатную аренду: это дешевле и в этом случае банк сам отвечает за ремонт.
Сроки зачисления денег. Есть банки, которые отправляют деньги на счет на следующий день или день в день, — это удобно для бизнеса: деньги не замораживаются, а сразу идут в оборот. Проверьте условия зачисления в выходные и праздники: некоторые банки отправляют платежи только в рабочие дни.
Комиссия за операции. Банки устанавливают разные тарифы и комиссии за покупки. В одних банках есть минимальный оборот за месяц, и от него зависит комиссия, то есть вы должны поддерживать объем продаж на определенном уровне. Другие банки дают терминалы без условий по обороту и списывают комиссию за каждую операцию. Еще есть пакетные предложения, где вы сразу платите определенную сумму и расходуете лимит платежей из пакета, почти как минуты на мобильном.
Какой тариф выгоднее, зависит от оборота и количества терминалов. Рассмотрим выбор тарифа для эквайринга в Тинькофф.
Тинькофф предлагает пакетную и процентную схему подключения — процент и размер пакета зависит от тарифа расчетного счета. Чем дороже тариф, тем выгоднее условия эквайринга. В нашем примере мы рассмотрим условия на Профессиональном тарифе — на нем самые большие лимиты и низкие цены на эквайринг.
На профессиональном тарифе стоимость эквайринга следующая:
— процентная — 1,79%;
— пакетная — 3990 ₽ за каждые 250 000 ₽.
У вас магазин с 3 точками, в каждой по терминалу. Оборот по 200 000—250 000 ₽ на каждом в месяц.
Процентная стоимость: 3 × 250 000 ₽ × 1,79% = 13 425 ₽.
При таких условиях пакетная схема оплаты выгоднее. Однако если оборот по терминалу превысит 250 000 ₽, придется заплатить полную стоимость еще одного пакета. С процентной схемой оплаты такого не произойдет.
Прикиньте примерный оборот и количество терминалов, которые понадобятся вашему бизнесу, и посчитайте, какой тариф будет выгоднее.
Как подключить торговый эквайринг в магазине
Торговый эквайринг могут подключить компании и ИП. Для этого нужно сначала открыть счет в банке и там же подключить эквайринг. Дополнительные документы для подключения обычно не нужны. Они могут понадобиться, только если вы продаете необычное или банку не совсем понятно, чем занимается бизнес. Например, могут попросить прислать фото точки или товара, документы на товар.
Процесс подключения выглядит так:
На подключение и настройку эквайринга стоит закладывать 3—5 дней. Спустя это время после подачи заявки вы сможете принимать оплату от покупателей.