Что такое барьеры коммуникации каковы основные коммуникативные барьеры
Коммуникативные барьеры, возникающие в процессе общения
Светлана Ефимова
Коммуникативные барьеры, возникающие в процессе общения
Восприятие информации во многом зависит от наличия или отсутствия в процессе общения коммуникативных барьеров.
В процессе общения возможно возникновение трёх коммуникативных барьерови их различных модификаций:
Первые два обеспечивают защиту от источника информации, последний — защиту от самого сообщения.
1. Барьер общения «авторитет»
Разделив всех людей на авторитетных и неавторитетных, человек доверяет и прислушивается только к авторитетным и отказывает в доверии другим. Например, пожилые люди слабо прислушиваются к советам молодых.
Отнесение человека к авторитетным зависит от следующих факторов:
• социального положения (статуса).
• привлекательного внешнего вида (аккуратная ли причёска, расчёсан ли, выглажен ли, выбрит ли, застёгнут ли на все пуговицы и др.);
• доброжелательного отношения к адресату воздействия (улыбка, приветливость, простота в обращении и др.);
2. Барьер общения «избегание»
Человек избегает, уклоняется от контакта с собеседником. Если уклониться невозможно, то он прилагает все усилия, чтобы не воспринимать сообщение (невнимателен, не слушает, не смотрит на собеседника, использует любой предлог для прекращения разговора).
3. Барьер общения «непонимание»
Зачастую источник информации заслуживает доверия, авторитетен, однако информация «не доходит» (не слышим, не видим, не понимаем). Почему это происходит?
Обычно выделяют четыре барьера непонимания: фонетический (фонема — звук, семантический (семантика — смысловое значение слов, стилистический (стилистика — стиль изложения, соответствие формы и содержания, логический.
3.1. Фонетический барьер непонимания
Возникает в следующих случаях:
• когда говорят на иностранном языке;
• используют большое число иностранных слов или специальную терминологию;
• когда говорят быстро, невнятно и с акцентом.
3.2. Семантический барьер непонимания
Возникает, когда фонетически язык «наш», но по передаваемому смыслу «чужой».Это возможно по следующим причинам:
• любое слово имеет обычно не одно, а несколько значений;
• «смысловые» поля у разных людей разные;
• зачастую используются жаргонные слова, тайные языки, часто употребляемые в какой-либо группе образы, примеры (например, смысл слов «перо», «капуста» и др. на воровском жаргоне существенно отличается от истинного значения).
3.3. Стилистический барьер непонимания
Возникает, когда стиль изложения слишком тяжелый, или излишне легковесный, в общем, не соответствует содержанию, то слушающий его не понимает или отказывается, не хочет понимать. Главное при преодолении стилистического барьера — правильно структурировать передаваемую информацию.
3.4. Барьер логического непонимания
Возникает, если человек, с нашей точки зрения, говорит или делает что-то в противоречии с правилами логики. Тогда мы не только отказываемся его понимать, но и эмоционально воспринимаем его слова отрицательно. При этом неявно предполагаем, что логика есть только одна — правильная, т. е. наша.
Каждый человек думает, живет и действует по своей логике, но вот в общении, если только эти логики не соотнесены или если у человека нет ясного представления о логике партнёра, возникает барьер логического непонимания.
воспитателям и родителям по устранению барьеров общенияс детьми дошкольного возраста:
• Больше времени проводите с детьми;
• Читайте им увлекательные, интересные книги;
• Не ограничивайте общение со сверстниками;
• Наказывая, всегда объясняйте причину наказания;
• Дайте ребенку возможность проявить свои таланты, записав в кружок;
• Не стесняйтесь играть с детьми;
• Разговаривайте с детьми;
• Не ленитесь отвечать на их вопросы.
Коммуникативные игры с детьми и родителями Самое главное в общении людей понимать и чувствовать другого человека, научиться общаться. В своей работе с детьми и родителями я использую.
Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками Уважаемые коллеги! Мир детского сознания сложен и строится из других миров. Мир общения ребенка с людьми, мир социальных взаимоотношений.
Коммуникативные игры Коммуникативные игры – так называют игры для развития умения общаться, умения сотрудничать и взаимодействовать с людьми в разнообразных.
Коммуникативные игры дошкольников Важность периода дошкольного возраста для становления личности трудно оценить. В это время активно развиваются познавательные функции, такие.
Преодоление задержки речевого развития детей раннего возраста в процессе общения со взрослым в условиях дома ребенка Вахрушева Наталья Валентиновна студентка 5 курса «Бурятский государственный университет» Педагогический институт Кафедра Психология детства.
Проект «Формирование нравственного воспитания у детей дошкольного возраста в процессе общения» Проблемой нравственного воспитания и развития занимались такие теоретики и практики как: К. Д. Ушинский, В. Г. Белинский, А. И Герцен, Я. А.
Самообразование на тему «Развитие речи детей через коммуникативные навыки общения с помощью сюжетно-ролевой игры» Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности детей. Именно через сюжетно – ролевую игру ребенок познает мир, готовится к взрослой.
Социально-коммуникативные игры Картотека игр по социально-коммуникативному развитию Карточка № 1 «Назови себя» Цель: Формировать умение представлять.
Социальное развитие детей дошкольного возраста в процессе общения со взрослыми и сверстниками Социальное развитие детей дошкольного возраста в процессе общения со взрослыми и сверстниками Термин «социализация» в целом определяется.
Развитие ребенка в процессе общения с игрушкой Развитие ребенка в процессе общения с игрушкой. Дошедшие до глубины веков игрушки из глины, кости, металла (игрушки из других материалов,.
Коммуникативные барьеры: виды, типы и причины
О принципах и приемах эффективного общения читайте здесь.
Понятие
Общение достигает успеха в результате снижения или отсутствия барьеров, когда данные отправителя адекватно воспринимается получателем.
Общая классификация коммуникативных барьеров делит их на основе масштаба:
В данном случае имеют место быть личностный и психологический барьеры.
Для определения проблем с коммуникабельностью, стоит отделить ее от простой общительностью. Эти понятия, схожие на первый взгляд, различны по сути.
В то время как коммуникабельность чаще всего рассматривается в контексте делового общения.
К ней относят умение договариваться, поддерживать деловые связи, находить компромисс, вести конструктивный диалог с собеседником.
Поэтому не особо общительный человек может при этом быть коммуникабельным. Проблемы возникают по нескольким причинам:
Исправление ситуации зависит от конкретных причин.
Коммуникативные барьеры: примеры из жизни
Рассмотрим несколько видов коммуникативных барьеров на реальных жизненных примерах:
Виды и типы
Каковы причины возникновения нарушения коммуникации? Коммуникационные барьеры являются препятствиями для передачи информации от коммуникатора (тот, кто говорит) к реципиенту (тот, кто слушает).
Психологи выделяют семь основных разновидностей барьеров:
Сюда входят недопонимания в области распределения полномочий (система отношений начальник-подчиненные), а также проблемы в непонимании требований, специализации, недостаточной квалификации.
Например, когда человек разрывается между вариантами отправки сообщения в социальной сети, в мессенджере или через СМС.
Методы устранения
Рассмотрим основные способы избавиться от распространенных форм коммуникационных барьеров:
Улавливать акценты, которые собеседник ставит на особо важные данные в информационном сообщении.
Важно тренировать не только разговорную речь, но и умение слушать, анализировать мимику и язык жестов.
Общие советы по улучшению коммуникации:
Внимательно отслеживайте свой эмоциональный фон и в случае раздражения постарайтесь контролировать речь.
Коммуникативные барьеры непонимания из общения может убрать любой. Данный навык легко тренируется и, будучи прокачанным, помогает налаживать контакт с совершенно разными по происхождению, месту жительства, социальному статусу людьми.
Пять коммуникационных барьеров и способы их преодоления:
Лекция 3. Коммуникативные барьеры и пути их преодоления
Каждый слышит лишь то, что понимает. (Иоганн Вольфганг Гёте)
Понятия и разновидности коммуникативных барьеров
В Толковом словаре русского языка С.И. Ожегова говорится: «Барьер – преграда, поставленная на пути; преграждение, препятствие на пути чего- либо».
В Психологическом словаре дается следующее толкование понятия «барьер»: «психическое состояние, проявляющееся как неадекватная пассивность (или активность), препятствующая выполнению тех или иных действий»; «любое препятствие, не позволяющее организму достичь цели».
Е. В. Залюбовская дает следующее определение: «Коммуникативный барьер – это абсолютное или относительное препятствие эффективному общению, субъективно переживаемое или реально присутствующее в ситуациях общения, причинами которого являются мотивационно- операциональные, индивидуально-психологические, социально- психологические особенности общающихся».
Существует еще множество определений понятий «барьер» и «коммуникативный барьер» разных авторов. Кроме различных определений понятия, разные авторы выделяют и различные виды коммуникативных барьеров.
Классификация коммуникативных барьеров
Барьеры непонимания
Барьеры непонимания связаны с неэффективной вербальной коммуникацией (трудности в передаче и понимании информации). К ним относятся:
1. Семантические барьеры – коммуникативные помехи, возникающие вследствие неправильного понимания значения символов, используемых в коммуникациях.
Вступая в информационный контакт, мы используем символы: слова, жесты, интонацию.
Семантика изучает способ использования слов и значения, передаваемые словами.
Семантические вариации часто становятся причиной неверного понимания, ибо во многих случаях вовсе не очевидно точное значение, приписываемое символу собеседником.
Руководитель, говорящий подчиненному, что его отчет представляется “адекватным”, может иметь в виду, что он полон и отвечает цели. Однако подчиненный может декодировать слово “адекватный” в том смысле, что отчет зауряден и требует значительного улучшения.
Семантические барьеры возникают при использовании многозначных слов или фраз, если говорящий не поясняет их значение.
Семантические барьеры могут создавать коммуникативные проблемы для компаний, действующих на международном рынке. Особенно сильно у разных народов различаются восприятие (смысл) жестов и интонации, но даже слова могут переводиться не однозначно.
2. Невербальные барьеры – связаны с противоречием смысла, заложенного в произносимые слова и невербальных сигналов, сопровождающих процесс коммуникации.
Психологи утверждают, что вербальные средства общения базируются на нашем сознании, а невербальные, по большей части, управляются подсознанием. Именно поэтому, вербальные и невербальные символы нередко противоречат друг другу (в психологии, есть такое понятие «они неконгруэнтны», т.е. не соответствуют друг другу).
3. Фонетические барьеры – препятствия, создаваемые особенностями речи говорящего (наличие дефектов речи, невнятная речь, речь-скороговорка и др.).
4. Стилистические барьеры – это нарушения соотношения формы представления информации с ее содержанием. Стиль изложения информации может быть неуместным, слишком тяжелым или легковесным, не соответствующим ситуации и намерениям партнера. Неприятие могут вызывать и вредные вербальные привычки собеседника (использование в речи слов и звуков-паразитов: «это самое», «так сказать», «ну», «так», «как бы», «э-э», «м-м» и т.д.).
5. Логические барьеры – коммуникативные помехи, возникающие вследствие несовпадения логических действий и умозаключений партнеров по общению. Каждый человек видит коммуникативную ситуацию по-своему, со своей точки зрения. Кроме того, одни и те же слова в разных ситуациях могут иметь совершенно иной смысл.
6. Коммуникативные перегрузки связаны с трудностью или невозможностью переработать и упорядочить большой объем информации.
В настоящее время появляется все больше и больше профессий, где человек вынужден перерабатывать очень большой объем поступающей информации. Часто такие люди не в состоянии эффективно реагировать на всю информацию, и вынуждены отсеивать менее значимую и оставлять только ту, которую считают важной. К сожалению, понимание важности информации для разных людей различно и не всегда верно.
Личностные барьеры
Личностные барьеры связаны с психологической несовместимостью собеседников и с их негативными установками, которые создают помехи в общении. К личностным барьерам относят:
1. Индивидуальные различия в характере, темпераменте, эмоциональных состояниях. Они могут стать существенной помехой на пути эффективного обмена информацией. Например, меланхолику с повышенной тревожностью, трудно общаться с импульсивным и склонным к агрессии холериком. Человеку с мелочным и склочным характером сложно найти общее в разговоре с альтруистом.
2. Идеологические барьеры – барьеры, формирующиеся при наличии у партнеров различных стереотипов, мировоззрений, ценностных ориентаций; несовпадения социальных установок.
3. Негативный прошлый опыт общения с данным собеседником может стать причиной страха вступления в коммуникацию, нежелание испытать негативные эмоции в процессе общения.
Суть этого барьера отражена в пословице: «Обжегшись на молоке, дуешь на воду».
4. Барьеры предвзятости заключаются в том, что человек без видимых весомых причин начинает отрицательно относиться к тому или иному человеку, что существенно затрудняет коммуникацию. Обычно это связано с негативным восприятием внешнего облика или манеры поведения собеседника.
5. Барьеры отрицательной установки. Часто такие барьеры порождаются другими людьми. Вам сообщили отрицательную информацию о ком-то, и складывается негативная установка по отношению к человеку, о котором вам мало что известно, поскольку нет опыта личного взаимодействия с ним.
В беседе отрицательная установка может быть направлена на:
1) личность самого собеседника (если бы то же самое говорил кто-то другой, это бы воспринималось совсем иначе);
2) на суть беседы («не могу в это поверить», «так говорить недопустимо»);
3) на обстоятельства разговора («сейчас не время и здесь не место для подобных обсуждений»).
При наличии барьера отрицательной установки человек, вступая в коммуникацию, демонстрирует закрытость, настороженность, ждет негативных проявлений со стороны партнера, в каждой фразе собеседника ищет негативный завуалированный смысл.
6. Барьеры ожидания непонимания: человек перед коммуникацией волнуется, правильно ли его поймет партнер. Причем здесь нередко исходят из того, что партнер обязательно должен понять неверно. При этом начинают прогнозировать последствия этого неверного понимания, предвосхищать неприятные ощущения.
7. Барьеры возраста возникают между людьми разных поколений. Люди постарше осуждают молодых, противятся нововведениям в организациях. Молодые люди раздражаются, считают, что их недооценивают, ограничивают в самостоятельности, препятствуют их карьерному росту. Это проявление извечной проблемы «отцов и детей».
8. Барьеры недостаточного понимания важности общения возникают, когда собеседники по-разному оценивают степень значимости контакта. Например, один стремится к эффективному разговору, другой пытается уклониться от беседы, не давать ответы на вопросы. У первого это вызывает напряженность, недоверие, обиду.
Культурные барьеры
Культурные барьеры – это коммуникативные помехи, возникающие вследствие культурных различий отправителя и получателя, незнания национальных обычаев, традиций, норм и этикета общения, системы жизненных ценностей. Культурные различия проявляются как при вербальном, так и при невербальном общении. К ним относятся:
1. Национальные барьеры возникают между представителями двух разных культур и проявляются, например, в пунктуальности, в установлении дистанции между общающимися, в манере держаться, использовании различных жестов, тона, громкости голоса, принятых в качестве нормы в различных странах.
2. Религиозные барьеры – это проявление в деловом общении религиозной неприязни, предвзятости к людям другого вероисповедания, интерпретация определенных поступков человека на основе религиозных различий.
3. Этические барьеры – результат несовпадения этических ценностей и норм собеседников. Например, один партнер следует в общении нормам морали, нравственности, порядочности, честности, а другой проявляет «нечистоплотность», лжет, манипулирует.
4. Эстетические барьеры – проявляются в несовпадении вкусов, манер, взглядов собеседников на эстетическую составляющую.
О вкусах не спорят: из-за вкусов бранятся, скандалят и ругаются (Гилберт Честертон).
Организационные барьеры
Организационные барьеры – коммуникационные помехи, обусловленные характеристиками любой организации: числом звеньев и ступеней управления, типом взаимосвязей между ними, распределением прав, обязанностей и ответственности в системе управления. Среди организационных коммуникативных барьеров выделяют:
1. Излишняя централизация в системе управления, которая приводит к информационной перегрузке центра и слабой информированности структурных подразделений.
2. Излишняя дифференциация подразделений, в результате которой сотрудники замыкаются в решении проблем собственного подразделения и обмен информацией между ними резко ограничивается. Это чревато узостью взглядов и несовершенством принимаемых решений. Часто излишняя дифференциация является причиной конфликтов между работниками различных структурных подразделений, т.к. они не видят общей цели и не могут наладить эффективное взаимодействие.
3. Неопределенность обязанностей и прав, которая приводит к ситуации, когда в организации никто ни за что не отвечает, а коммуникации становятся либо слишком формальными, либо конфликтными.
4. Нежелание делиться информацией. Обладание информацией – один из источников власти. Те, кто располагает эксклюзивной информацией, получают возможность использовать ее для влияния на других людей. Часто такие владельцы не хотят ею делиться, хранят ее, с тем чтобы применить в подходящий момент. Владеющие полной информацией могут передать лишь незначительную ее часть, использование которой не дает возможности принять оптимальное решение.
Социальные барьеры
Социальные барьеры – это коммуникативные помехи, возникающие из- за несовпадения социальных ценностей, установок, противоборства социальных ролей:
1. Когнитивные барьеры возникают из-за разности знаний о предмете общения, различного уровня профессиональной компетенции; барьеры, вызванные неразвитостью абстрактного мышления, памяти, навыков восприятия.
2. Различия в статусе также может быть барьером на пути коммуникаций. Лицо более низкого уровня иерархии может воспринимать различия в статусе как угрозы, что мешает общению и даже прерывает его (человек боится высказать свое мнение, задать вопрос, не желая выглядеть некомпетентным).
3. Профессиональные барьеры могут возникнуть между представителями различных профессий, негативно настроенных или плохо отзывающихся о профессиональных качествах собеседника. В некоторых случаях эти барьеры проявляются как подчеркивание значимости своей профессии и занижения важности других профессий для решения тех или иных производственных задач.
4. Барьеры образования – это барьеры информационного несоответствия позиций субъектов общения, возникающие из-за разности социального опыта партнеров, из-за различия уровней образования.
Физические барьеры
Физические барьеры – объективные помехи, возникающие в материальной среде коммуникаций:
1. Пространственные барьеры возникают в случае неудобного расположения мебели и оргтехники в помещениях, мешающих эффективному общению; нерационального расстояния между людьми во время коммуникаций; наличия множества отвлекающих деталей в интерьере (яркие картины, фотографии, элементы декора).
2. Временные барьеры обусловлены дефицитом времени, отведенного на общение. Стремление побыстрее закончить разговор приводит к невнимательному слушанию, свертыванию обратной связи, невозможности эмпатии и глубокого понимания информации. К временным барьерам можно также отнести проблемы, которые возникают во время переговоров между партнерами, проживающими в разных часовых поясах (особенно если разница большая). В этом случае, если даже время коммуникации не ограничено, организм одного из партнеров часто борется со сном, что также не способствует сосредоточению на предмете разговора.
3. Технические барьеры вызваны временными трудностями коммуникации, связанными с неисправностью технических средств (компьютера, телефона, микрофона, помех во время селекторного совещания); а также отвлекающим шумом, временно заглушающим голос говорящего.
Многообразие коммуникативных барьеров свидетельствует, что практически каждый человек в тех или иных ситуациях делового разговора испытывает серьезные трудности. Универсальных рецептов преодоления коммуникативных барьеров не существует. Однако определенные советы по их преодолению в литературе представлены.
Особенности общения
Коммуникация при речевом взаимодействии адресована собеседнику, состоит в обмене мнениями и переживаниями, выражении желаний или призвана вызвать у партнера по диалогу изменения в представлениях о каком-либо предмете. Иначе говоря, общение всегда подразумевает процесс обмена информацией. При этом озвученные сведения не только передаются, но и формируются, уточняются, развиваются.
Коммуникации отличаются некоторыми особенностями:
Тем не менее в жизни нередки ситуации, когда общение затрудняется пониманием людьми друг друга. Коммуникативными барьерами в психологии называются преграды различного происхождения, которые могут возникать между партнерами по диалогу во время обмена адекватной информацией.
Они проявляют себя как психологическое противодействие со стороны того человека, который как бы защищается от активного преподнесения информации и препятствует этим обмену сведениями между собеседниками, вступившими в диалог. При получении информации из внешней среды могут появляться коммуникативные барьеры (КБ), связанные со множеством сведений, которы ежедневно получает каждый человек.
В процессе внешней коммуникации возможно возникновение информационной перегрузки, чувства дезориентации при выборе источника (пресса, телевидение, интернет), что приводит к обесцениванию полученных сведений. С другой стороны, умение правильно использовать информацию, например, эксклюзивную или известную ограниченному кругу лиц, позволяет оказывать воздействие на других людей и расширить свое влияние.
Причины возникновения
Отсутствие взаимопонимания между собеседниками может появиться по многим причинам. К ним относятся:
Преграды между собеседниками часто проявляются как индивидуальные особенности психологического свойства. Примеры коммуникативных барьеров такого рода:
Эти фильтры могут подействовать таким образом, что правдивая информация будет восприниматься как ошибочная, а неверная станет приемлемой.
Формы и виды
Коммуникативные барьеры устанавливаются, когда реципиент (получатель сообщения) хочет защититься от неважной, нежелательной или даже опасной информации. В зависимости от межличностного уровня общения, от умения партнеров, участвующих в диалоге, выразить свои мысли словами, сконцентрировать внимание на собеседнике и выслушать его различают три формы прозрачности КБ. К ним относятся:
Избегание — наиболее непрозрачная форма КБ. Не воспринимать нежелательную информацию можно, избрав физический путь и избегая любых контактов с ее носителем, или психологическим способом — не вслушиваться в слова участников беседы, углубившись в собственные мысли. Самый прозрачный барьер — непонимание, при его возникновении сведения искажаются до неузнаваемости и низводятся до нейтрального смысла. Барьер авторитетного типа направлен на обесценивание информации путем субъективного снижения значимости и надежности ее источника.
Существует классификация психологических преград по формальным характеристикам содержания самого сообщения, приводящим к непониманию. По этому признаку КБ разделяют на фонетические, стилистические, семантические и логические.
Фонетические и семантические различия
Разбор причин появления таких барьеров показывает, что они обусловлены различием в акустических средствах передачи информации и непониманием значений слов. Фонетический барьер возникает в связи с физиологическими особенностями разговорной речи, которые присущи разным людям. К ним относятся:
При этом диапазон непонимания довольно широк — незначительное относится к произношению отдельных слов, совершенное отражает полное незнание языка (иностранного или незнакомого). Частичный барьер возникает при быстром, невнятном выговоре, шепелявости, акценте. Но и замедленная речь, перемежающаяся ненужными звуками и словами-паразитами (э-э, м-м, ну, вот), вызывает у реципиента только раздражение.
Фонетическое непонимание проявляется и при неожиданном повышении голоса как следствие того, что повышенные тона блокируют восприятие речи. В таких случаях человек концентрирует внимание на отношении к нему собеседника вместо осмысления сообщения. Высокий или пониженный тембр голоса вызывают у реципиента защитную реакцию отключения внимания от слов говорящего.
Семантический барьер образуется при коммуникации между представителями разных субкультур и проявляется в непонимании лингвистического состава языка, относящегося к обычаям, нормам и ценностям, жаргонизмам, употребляемым в уличной или молодежной среде. Кроме того, имеет значение и многозначность избирательных слов, смысл которых зависит от предложенного контекста.
Стилистические препятствия
Возникают в случаях, когда стиль речи говорящего не соответствует ситуации или стилю речи реципиента, т. е. при неправильной организации сообщения. Например, критическое замечание не воспринимается таковым, если высказано в дружественной форме, так как выбранный стиль неуместный, не соответствует цели коммуникации и намерениям участника разговора.
Подсознательное или явное сопротивление у реципиента вызывают фразы, содержащие слова принуждения: должен, обязан, необходимо и т. п. В деловой сфере не всегда уместна и парадигма возможного и желательного без конкретики. Психологи советуют использовать такие приемы структурирования информации:
Стилистический барьер появляется и в условиях, когда форма коммуникации не соответствует ее содержанию. Например, человек, пригласивший собеседника к диалогу, ведет односторонний монолог. Такой способ общения приводит не только к недовольству собеседника, но и вызывает непонимание и даже неприятие самой информации, вызванное негативными эмоциями, не позволяющими слушателю сосредоточиться и эффективно воспринять услышанное. Непонимание между партнерами возникает и при использовании стилей, уместных в письменной речи, но затрудненных для восприятия на слух.
Логические барьеры
Проявляют себя в ситуациях, когда партнеры не могут найти общий язык при коммуникации. Люди могут видеть суть обсуждаемой проблемы с разных точек зрения, которые не всегда совпадают с позицией другого участника разговора. Кроме того, собеседники могут придавать одним и тем же словам в различных ситуациях совершенно разный смысл, зависящий от индивидуально-личностных особенностей. Зародившись в сознании одного человека, он необязательно станет понятным слушателю, тем более что и сами мысли — это следствие различных потребностей индивида.
За каждой из них скрывается свой мотив как первичная составляющая в формировании словесных конструкций. Это выражается в том, что собеседник сначала формулирует свою внутреннюю речь и только после этого вербализует ее, слушателю же приходится сначала расшифровать послание, чтобы постигнуть смысл адресованного ему сообщения. Если реципиенту свойственны другие особенности мышления, то понимание информации будет неадекватным и непременно вызовет затруднения в коммуникации.
Зачастую такой барьер возникает, если у одного из партнеров абстрактно-логический вид мышления, а у второго — наглядно-образный: при этом логические операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения и других будут иметь разную направленность и глубину. Например, пока один человек пытается как можно глубже проанализировать проблему, другой останавливается на сборе поверхностной информации и быстро формулирует ответ. Логические барьеры наиболее заметны, когда партнеры с различиями в мыслительной деятельности не стремятся учитывать специфические черты друг друга.
Средства преодоления
Коммуникативные барьеры общения убираются с помощью психологических приемов, направленных на определение условий, ослабляющих их влияние на реципиента. Совокупность средств, помогающих процессу разблокировки коммуникационных каналов, называется фасцинацией. Термин произошел от английского слова fascination, что означает «очарование».
Средства фасцинации сопровождают подачу информации, увеличивают долю ее восприятия слушателем и повышают доверие к полученным знаниям. Обычно они выступают дополнительным фоном, например, для конструктивного диалога можно рекомендовать спокойную, доверительную обстановку, при общении через электронные носители — акцентированное музыкальное сопровождение.
Для преодоления фонетического барьера используются технические приемы по улучшению качества речи и соблюдению темпа диалога, наиболее подходящего для понимания смысла сообщения. Немаловажное значение имеет установка на верное произношение слов и правильные ударения. Фонетическое непонимание смягчают паузами, которые усиливают внимание и дают собеседнику передышку. Защититься от повышенного тона партнера можно только находясь в эмоциональном равновесии и обратившись к нему с просьбой соблюдать спокойствие во время беседы.
Оптимальная тональность и правильно расставленные акценты в сообщении также способствуют эффективной коммуникации. Для преодоления семантического барьера необходимы знания о культурных и религиозных обычаях разных народов, которые помогают понять особенности других людей и подобрать для разговора понятную им лексику. Оправдывает ожидание языковая вариабельность, когда меняется специфика сообщения в зависимости от того, кому оно предназначено.
Стилистические барьеры преодолеваются правильным построением разговора. Чтобы сообщение воспринималось лучше, его начинают с привлечения внимания и вызова заинтересованности у реципиента, далее переходят к основным положениям и вступают в дискуссию с возражениями и вопросами. Общение заканчивается выводами и подведением итогов диалога. Избежать логического барьера можно, если попытаться понять, каким образом собеседник строит умозаключения, выявить и постараться компенсировать различия.