Что такое барокко в архитектуре определение
Что такое Барокко
Барокко — это стиль архитектуры, музыки и искусства, который преобладал в Европе в конце 17 века. Этот художественный стиль зародился около 1630 года в Риме, Италии, а потом распространился по всей Европе.
Барокко характеризуется присутствием витиеватых деталей, экстравагантностью и помпезностью.
Слово «барокко» произошло от предримского слова «barro» (XIV век), которое перешло в «барокко» в 1813 году и означает «жемчужина с неровной поверхностью».
Это направление, как стиль, получило влияние, или от французского «baroque», или от итальянского «baròcco», а они в свою очередь, происходят из португальского «barroco».
Барокко — это эволюция форм Ренессанса. «Эпохой барокко» обычно называют период между 1600 и 1750 годами.
Это слово стало широко использоваться в течение девятнадцатого века, чтобы обозначить необычный, экстравагантный и эмоциональный вид искусства.
Сегодня его смысл изменился, чтобы выразить, прежде всего, искусство драматического конфликта между элементами борьбы или контраста.
Черты барокко
Стиль барокко характеризуется изобилием и величием в скульптуре, живописи, архитектуре, литературе, танце и музыке. Барокко характеризуется художественной и культурной атмосферой, наполненной конфликтом между духовным и мирским.
В конечном итоге, слово «барокко» почти на всех европейских языках превратилось в синонимом экстравагантного, деформированного, отклоняющегося от нормы, необычного, нестандартного, и даже абсурдного.
В барокко доминируют грандиозные композиции, витиеватые изогнутые линии и изобилие орнамента.
Архитектура барокко
В барокко были смешаны и адаптированы различные стили, таким образом регулярные повторяющиеся рисунки уступили место иррегулярности и плавным изгибам. Однако это разнообразие, более-менее контролировалось для достижения симметрии и величия.
Наконец, впервые с самой древности, архитекторы начали потихоньку прорабатывать оптическую иллюзию в строительстве. Они поняли, что можно обмануть глаза, и показать большое здание просто огромным.
Это идёт к трюкам греков, которые таким образом потрясали ещё больше глаза каждого смотрящего своими великими храмами.
Одними из самых ярких мастеров того времени считаются Джованни Лоренцо Бернини (итальянский скульптор и архитектор), Франческо Борромини (итальянский архитектор) и Пьетро да Кортона (итальянский живописец и архитектор).
В Германии, в Мюнхене, в 1733—1746 годах была возведена церковь Азамкирхе (по-немецки Asamkirche), построенная братьями Азам (Космас Дамиан Азам и Эгид Квирин Азам). Она славится, как один из самых главных архитектурных возведений южнонемецкого позднего барокко.
Барокко в живописи
С 1650 года Париж стал столицей европейского искусства вместо Рима. Искусство во Франции было под защитой Людовика XIV.
Во Фландрии, влияние Рима было передано непосредственно через работы Питера Пауля Рубенса (1577-1640). Многие местные школы в Нидерландах также происходят из римских моделей, достигая своего максимального выражения произведениями Рембрандта (Рембрандт Харменс ван Рейн, 1606-1669).
В Испании Диего Веласкес (1599-1660) объединил немецкие и итальянские веяния в новый вид объективности в своём искусстве, он сочетал наблюдательную преданность с неожиданными изменениями в смысле традиционных изображений.
Живопись состояла из трёх основных компонентов: контраста из тёмного и светлого, колористической чувственности и пластического динамизма. Всё это было связано с драматизмом в композиции (криволинейная плавность форм, наклонные оси), с цветом (тёплые тона, боковое освещение) и содержанием (театральное выражение и поведение).
Фрески на стенах и сводах подают идею иллюзорного пространства через аллегорию, перспективу и религиозные предметы (например, работы Андреа дель Поццо).
Барокко в литературе
Барочный литературный стиль обычно характеризуется риторической утончённостью, игрой и чрезмерностью. Сознательно писатели переделывали риторику и поэзию, тем самым критикуя её.
Петраркистские, пасторальные, и эпические традиции — писатели в барокко бросали вызов обычным понятиям благопристойности, они использовали, и даже злоупотребляли такими тропами и фигурами, как: метафора, гипербола, парадокс, анафора, гипербатон, гипотаксис, паратаксис, парономазия и оксиморон.
Ценится создание изобилия и многообразия, равно как и культивирование concordia discors (латинское выражение, обозначающее «согласие противоречий») и стратегии антитезиса, довольно часто достигает своей кульминации аллегорией или метафорой.
Распространение барокко на литературу в обозначение стиля произошло довольно недавно, но вполне справедливо, поскольку каждая эпоха имеет свой общий стиль и образ жизни, во всей своей многообразности проявлений.
Это вытекает из лёгкости, с которой работы Генриха Вёльфлина (швейцарский писатель, историк и искусствовед) могут быть перенесены в литературу, поэтому это развитие является логичным.
Сравнить хотя бы одно произведение Жана-Батиста Расина (французский драматург) с одним из Педро Кальдерона де ла Барка или Уильяма Шекспира. В первом, структура с закрытой проблемой в трёх частях, сделано в каждой детали — идеальный стих, законченный акт и в архитектурном ансамбле.
В двух других места и время игнорируются, глубина композиции и несколько планов, или же открытая форма, но не в закрытой прямолинейной откровенности.
Рассмотрим например роман «Дон Кихот» Мигеля де Сервантес и его структуру. Эпизоды «Кихота», как в театре, накапливаются и происходят без видимого плана, но каждый из них со своим значением где история, в различных «выходах» героя, открывается для других историй, рассказываемых персонажами.
«Выходы» и возвращения Кихота сравнимы с закруглением кривой барокко. Как антитеза соответствует контрасту тёмно —светлой барочной пластики, также перифраз представляет собой в литературе изогнутые линии барокко и их заигрывание.
Главные темы барокко в литературе
Представители барочной литературы часто подходят к таким темам как: carpe diem (латинское выражение, означает «живи настоящим»), религия и мистика, непостоянство счастья, всесилие рока и случая, шаткость жизненных ценностей, героизм и эротизм.
Примеры барочной литературы
В Европе можно выделить выдающихся представителей литературы барокко:
В России к литературе барокко относятся:
Музыка барокко
Декоративизм, великолепие, вальяжность — это характеристики, привычно приписанные музыке барокко.
Барочный период соответствует XVII веку и первой половине XVIII века — время, уже частично классифицируемое как рококо.
Это время имеет в качестве международных показателей таких композиторов, как Клаудио Монтеверди, Андреа и Джованни Габриэлли, Генри Пёрселл, Иоганн Себастьян Бах и Георг Фридрих Гендель.
Но одним из самых типичных композиторов музыки в стиле барокко можно считать Орацио Беневоли (1605—1672), он творил в основном церковную музыку (мессы и мотеты).
На протяжении долгого времени считалось, что Орацио Беневоли написал колоссальную 53-голосную мессу, которая была исполнена для освящения Зальцбургского собора, в котором различные оркестровые группы и хоры расположены не вместе, а в нескольких точках церкви.
Однако этот факт оспорил исследователь Эрнст Хинтермайер и доказал, что в 1628 г. на празднество освящения храма в Зальцбурге исполнялось другое произведение, а «Зальцбургская месса» принадлежит не Беневоли, а скорее всего Хенриху Игнацу Францу фон Биберу.
Примером музыки барокко можно назвать музыкальное произведение Антонио Вивальди – «Времена года» (дата публикации концертов 1725 год).
Особенности музыки барокко
Контраст как динамический элемент — композиторы эпохи барокко использовали контраст в качестве драматического элемента в своей музыке. Контраст — это разница между частями или различными звуками инструмента, например: громко — тихо, соло — ансамбль, и т. д.;
Монодия, если это бассо континуо (итал. basso continuo «непрерывный бас», также генерал-бас, цифрованный бас) — пытаясь подражать древней музыке, композиторы стали меньше сосредотачиваться на сложной полифонии (многоголосие), которая доминировала в пятнадцатом и шестнадцатом веках и больше на едином голосе с упрощённым сопровождением или монодии;
Рококо и барокко
Рококо возник уже после барокко и взял из него многие его особенности. Однако они были видоизменены, рококо смягчил и убавил этот размах. Барокко характерны контраст свет-тень, роскошность, грандиозная величественность, тёмная, но яркая цветовая гамма.
Рококо — это изящество, невесомость, грациозность, в нём доминируют светлые пастельные цвета. В барокко главенствует объём и размах, а в рококо отдавалось предпочтение миниатюрным деталям и элементам. Для барокко типична контрастность цвета, в рококо — он плавно перетекает.
Барокко давит своей надменной театральностью, а рококо всё делает невесомым своей кокетливой камерностью и изысканностью. Барокко — это помпезность, грандиозность, строгость и серьёзность, а рококо — игривость, легкомысленность, но и изысканность и деликатность.
Барокко в России
В России барокко больше выразилось в архитектуре. Здесь особо было распространено к фасаду красного цвета добавить белые украшения. Эти архитектурные изменения, к русскому барокко, произошли ещё до начала грандиозных реформ Петра I.
В 1680-х, в Москве начали представать взору церкви, которые не были похожи на традиционные храмы той эпохи, к примеру Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях.
Она отличалась от других тем, что у неё были типичные, для западноевропейской архитектуры, ордера — членения фасада строения посредством колонн. Во время правления Петра I барокко стало довольно популярным.
Во время царствования дочери Петра — Елизаветы, был на пике популярности уже другой стиль — петровское барокко (был популярен в годы 1697—1730).
Некоторые из главных памятников петровского барокко в Санкт-Петербурге:
Во время правления Елизаветы в Петербурге работал самый знаменитый в России архитектор барокко того времени — Граф Бартоломео Франческо Растрелли.
Он создал истинно шикарные, роскошно оформленные дворцы в архитектурном стиле Елизаветинское барокко:
Однако уже в период Екатерины II барокко постепенно утратило свою мощь.
Стиль барокко в архитектуре: описание и фото
Барокко в архитектуре поражает своими контрастами, переходом от одной крайности к другой.
Стиль Барокко в архитектуре
Контрасты высшей духовности и низшего земного, противопоставление уродливой действительности и яркой нереальности – всё это определяет эпоху Барокко, а вместе с ней и архитектуру стиля.
Стиль Барокко в архитектуре
История и причины возникновения барокко
В XVI веке утрачивается главенствующее могущество католического духовенства. Ими используются все возможности для восстановления потерянного в светском обществе господства. Зародившийся в Италии Барокко непосредственный последователь стиля ренессанс, и стал тем инструментом, который должен был вернуть былую мощь и власть.
Впервые очертания нового стиля проявились в конце XVI века. Хватило несколько десятилетий, чтобы господство архитектуры Барокко распространилось по Европе. Ближе к концу XVI века до половины XVIII столетия Франция, Испания, Англия и Голландия наделили барокко индивидуальными национальными особенностями. Мастера той эпохи с особым рвением воплощали гениальные идеи в выдающихся сооружениях. В Испании архитектура барокко находила отражение на фасаде здания и внутреннем оформлении. Франция делала акцент на сочетании двух стилей: в оформлении фасадной части присутствовали классические черты, а внутренне убранство основывалось на стиле барокко. В архитектуре Англии новый стиль выступает неким дополнением к классицизму. Основателем нового стиля считают Микеланджело.
Особенные черты стиля
В переводе с итальянского слово «барокко» значит «странный» и «причудливый». Здесь, очень точно совпало определение с качественной характеристикой стиля. Поскольку тяготение барокко к эффектным пышным формам, парадной торжественности и величественности пересекается с интересом к природным явлениям и среде, окружающей человека.
Иллюзия господства католической церкви создавалась не только пышностью и монументальностью, но и избытком позолоты и вычурной, витиеватой лепниной. Обилие узоров поражает своей королевской роскошью. При оформлении внешнего облика зданий часто используются масштабные колоннады, пилястры и колонны. Обилие скульптурных композиций на фасаде и внутреннем интерьере. Купола церквей становятся сложной многоярусной формы.
В барокко нашли применение театральные приёмы: свет, масштабные эффекты. Интерьер, за счёт корректировки реальности, также кажется намного больше своих настоящих размеров.
Известный мастер барокко Л. Бернини, используя оптические приёмы, добивался визуального увеличения размеров возводимых церквей и соборов.
Преобладающие цвета в тонировании стен: пастельные, розовый, белый. Часто встречается сочетание голубого с жёлтыми и белыми цветами, а также золотого с белым цветом.
Материалы в архитектуре барокко
Помпезность стиля предполагает использование дорогих материалов. Золото, натуральный камень, бронза, хрусталь используются в архитектуреном стиле барокко. Перенятая из стиля ренессанс техника строительства предполагает применение камня, мрамора, оштукатуривание поверхностей. Архитектурные композиции изготавливаются из тех же материалов.
Декоративная отделка
Декоративная отделка характеризуется сочетанием всевозможных персонажей разного времени и религий. Декором служили герои мифологических и библейских преданий, фигуры – аллегории. Одним из многих элементов архитектурного убранства фасадов являются маскарон – маски в форме человеческого лица и головы животных анфас. Характер их весьма многогранен: комический, нейтральный, романтический, устрашающий. Маскарон устанавливался на заметной части фасада. Чаще над входной дверью, аркой, окнами. На камне, находящемся посредине над ними – замковом камне. Мастера отливали их из гипса или делали из камня. Часто маскароны подбирались по теме сооружения, на котором они устанавливались. Так, на здании театра располагались маски каких-либо персонажей действа, на здании галереи крепились маски богов, связанных со знаниями. На здании суда самыми универсальными являлись маски сатиров, львов и богини правосудия. Церкви украшали масками, несущих смысл добродетели и грехов. Символом победы церкви над смертным грехом являлась уродливая голова, задавленная глыбой, а головки ангелов или красивые женские и детские головы – олицетворение святости и боголюбия.
Одним из приёмов отделки фасадов, стремившихся подчеркнуть торжественность и витиеватость постройки, служила установка кариатид и атлантов. Они предназначались для поддержки свода крыши и балюстрады.
Кариатиды – это архитектурный элемент, рождённый в Греции, нашедший отражение в стиле барокко. Статуи женщин, одетых в тунику, заменили пилястры и колонны.
Теламоны (атланты) – мужские скульптуры, их также использовали вместо колонн, они служили вертикальной опорой для балочного перекрытия, несли в себе назидательный и порицательный смысл. Они несли не только декоративные функции, а давали возможность выразить свободу художественного вкуса и импровизации.
В единой архитектурной композиции соседствовали скульптуры Мадонны и Афродиты. Несмотря на недовольство церкви, языческие боги и католические святые мирно располагались со статуей владельца здания. Архитекторы проектов выделяли таким решением нереальность происходящего. Декор всячески пытались увеличить и придать ему монументальность. Применялась орнаментная лепка, всевозможные мистические символы, волюты и знаки.
Архитектурные приёмы
Для стиля барокко характерны приёмы раскреповки в середине фасада, при этом часть стены выдвигается или наоборот задвигается со всеми элементами. Целью такого архитектурного решения являлось исключение плоского вида фасада, и придание дополнительной выразительности композиции сооружения.
Фронтоны, характеризующие стиль барокко, в основном лучковые, напоминающие, натянутый лук или полукруглые с приёмом раскреповки.
В архитектуре дворцов и резиденций применяются выпукло-вогнутые линии фасадов, всевозможные башни, эркеры, балконы, использование овалов, окружностей, а также заметно особое членение фасада.
В отделке оконных проёмов использовались наличники с богатой отделкой, обязательное присутствие большого замкового камня с маскароном над окном. Формы оконных проёмов: овальные, французские, полусфера, большое прямоугольное, арочное.
Дверные проёмы оформлялись арками с колоннами или кариатидами, атлантами.
Детали стиля барокко в архитектуре
Много богатства и роскоши, гигантские размеры, большое количество разнообразных деталей – этим определялось внутреннее убранство в барокко. Золотом отделывалось всё, что можно было украсить в интерьере и экстерьере. Потолки с настоящими картинами и фресками.
Большое количество зеркал в богатых позолоченных рамах, с лепниной и скульптурами.
Мебель обивалась дорогой тканью.
Шкафы гигантских размеров из чёрного дерева.
В украшении стен применялись деревянные резные панели со вставленными в них картинами.
Пол являлся отражением потолка, он оформлялся мрамором и майоликовыми плитами. На дверях размещалось панно – настоящее произведение искусства.
Еще здания в стиле барокко фото:
Барокко в архитектуре поражает своими контрастами, переходом от одной крайности к другой, порой неуместным гигантизмом и монументальностью. Сторонники строгих линий и форм долго не признавали право на его существование, связывали барокко с отсутствием вкуса и признаком пошлости. Однако время расставило всё по своим местам.
Архитектурный театр: что нужно знать о стиле барокко
Что такое барокко в архитектуре
Барокко появилось в Италии в конце XVI века и просуществовало в некоторых регионах, например в Германии и колониальной Южной Америке, до XVIII столетия. В этот период католическая церковь начала открыто и эмоционально обращаться к верующим через искусство и архитектуру. Одним из наиболее важных и масштабных способов влияния на общество было создание грандиозных церквей и соборов.
Экстравагантный стиль католического барокко сильно контрастировал со строгостью и скромностью протестантских церквей. Он быстро распространился из центральной Италии во Францию, на Пиренейский полуостров и Австрию.
В первую очередь, барокко характеризует роскошь: богатые украшения, позолота, витые колонны, обилие скульптур и декоративных мотивов. Вскоре этот стиль перешел из церковного строительства в светскую жизнь. Сегодня он признан одним из основных архитектурных стилей в Европе.
Елизавета Лихачева, искусствовед, директор Музея архитектуры имени А. В. Щусева:
«Барокко делится на национальные подразделения — русское, немецкое, английское, французское, итальянское, испанское, австрийское. В каждой стране барокко получает свое воплощение, но есть и общая черта — это всегда архитектура пышная, как правило со сложными планами. В то же время с очень разными подходами. Мы никогда не спутаем итальянское барокко с английским, а испанское с немецким. Также это изобилие архитектурного декора, полихромия. Как правило, барокко цветное, но если посмотреть на ранние образцы, то внешний вид здания может быть и монохромным. Это театральная архитектура: в ней тщательно выстраивается система восприятия сооружения зрителем. Весь декор, а его действительно много, и полихромия, и золото, если оно используется, направлен на то, чтобы произвести впечатление».
Особенности барокко в архитектуре
Сложные формы, контрастность в освещении, яркие цвета и иллюзорные, броско окрашенные потолки — здание в стиле барокко сложно не заметить среди других. Создавая здания в этом стиле, архитекторы уделяли пристальное внимание свету и выбирали отделку в зависимости от того, как он будет отражаться. С помощью таких приемов мастера подчеркивали контрастность и драматизм, создавали игру светотени в помещении.
Два наиболее популярных типа сооружений в эпоху расцвета барокко — церкви и дворцы. Это могли быть соборы и монастыри, а также городские и загородные особняки, королевские резиденции. Также в стиле барокко предполагалось строить и целые города по определенным схемам, с садами и парками вокруг важных зданий.
Основными формами архитектуры эпохи Возрождения были квадрат, круг и греческий крест. Барокко же основывался на эллипсах, овалах или других сложных геометрических фигурах.
Изгибы стен были еще одной характеристикой стиля. Они не только соответствовали концепции здания как единого целого, но и привнесли иллюзию движения в архитектуре, которая считается статичным искусством.
Основные черты барокко:
Примеры барокко в архитектуре
Главными представителями барокко в Италии были Джованни Лоренцо Бернини, Карло Мадерно, Франческо Борромини и Гуарино Гуарини. В Центральной Европе стиль особенно ярко проявился в работе Иоганна Бернхарда Фишера фон Эрлаха, а в Великобритании — в произведениях Кристофера Рена.
Стиль широко представлен и в Австрии. В XVII и XVIII веках империя Габсбургов находилась на пике политического могущества, Австрия была одной из самых влиятельных стран во всей Европе. С властью пришло богатство, и в то время там возводились здания в роскошно украшенном стиле барокко.
Некоторые из образцов архитектуры в стиле барокко в Вене — церковь Святого Карла, дворцы Шенбрунн и Бельведер. Самым ярким примером является Карлскирхе: церковь спроектировал австрийский архитектор Иоганн Бернхард Фишер фон Эрлах. Она наиболее известна своим эллипсоидным куполом и двумя боковыми извилистыми колоннами. На них изображены сцены из жизни Карла Борромео, которому она посвящена.
Примером испанского барокко можно считать кафедральный собор Сантьяго-де-Компостела. На протяжении веков он подвергался нескольким реконструкциям и реставрациям. Фасад стал символом города и поэтому запечатлен на оборотной стороне нескольких испанских монет евро.
Английские архитекторы начали перенимать стиль барокко в XVII веке. Но большой пожар 1666 года лишил Лондон многих памятников архитектуры и в то же время дал архитекторам, в частности сэру Кристоферу Рену, свободу для использования эстетики барокко при реконструкции города.
В результате здания в этом стиле разбросаны по всему Лондону, и особенно в лондонском Сити. Самый известный из них — собор Святого Павла.
Европейское барокко
Европейское барокко как стиль развивалось под влиянием идеологии контрреформации, которая была сформулирована в середине XVI века. Это переломный век, ряд исследователей-медиевистов считают, что именно тогда закончилось Средневековье и началось новое время. В XV веке завершается эпоха великих географических открытий, и в XVI представления о реальности и мире очень меняются. Все эти сложные процессы не могут не найти свое отражение в архитектуре.
Елизавета Лихачева:
«Европейское барокко очень разнообразно. Стиль выходит из Рима уже во второй половине XVII века и сначала распространяется по северу Италии, потом к началу XVIII проникает на юг. Там это приобретает квази-размеры, потому что на на памятниках южного барокко (не только итальянского, но и южно-испанского, например) нет свободного места. Например, фасад собора Св. Иакова в Сантьяго-де-Компостела отлично подходит, чтобы понять, как себе представляют барокко южные люди с не очень хорошо развитой визуальной культурой. Фактически это полное отсутствие стены как таковой, все место занимает сплошной декор. Но чем северней, тем более разумно используются и украшения, и система оформления.
Французское барокко должно восприниматься в контексте сочетания с классицизмом. Самый яркий пример такого подхода — Версаль Франсуа Мансара. Он создает классические фасады большого версальского дворца с барочными заимствованиями и с абсолютно барочным пространством внутри — зеркальной галереей. С его игрой света, зеркалами, с определенными приемами, позволяющими раздвинуть стены.
Есть также чудесная разновидность, которая вызывает иронию у историков искусства — немецкое барокко. Оно тоже неоднородно. Баварский, южно-немецкий вариант прекрасно отражают черты стиля. А вот северный, особенно прусский — это барокко, доведенное почти до такого же абсурда, как в Испании. Только с той разницей, что на севере Германии его еще обильно покрывали золотом. Это производит неоднозначное впечатление, как, например, чайный павильон в Сан Суси.
В Англии барокко не получило столь широкого распространения, как в Европе. Это были какие-то общие влияния — прежде всего, планировочных решений, например, овальная площадь. Королевский полумесяц в Бате явно восходит по своей идее к площади собора Св. Петра. Только в Риме это главная площадь христианского мира, а в Англии — жилой комплекс для курортников. Она больше тяготеет к классическим формам и как раз XVIII век, период европейского барокко, в Англии распространяется палладианство как извод главных достижений классицизма.
Классицизм взял из барокко одну очень важную вещь — английский пейзажный парк. Он выглядит как дикорастущий лес, а на самом деле полностью придуман, и люди ходят по этому парку туда, куда запланировал архитектор. Вершина соединения классицистических принципов и барокко — палладианское поместье: здание в стиле классицизма в окружении абсолютно барочного пространства пейзажного парка».
Барокко в Италии
В начале XVII века римская церковь начала воздействовать на прихожан через искусство, стремясь ошеломить, заинтересовать тем, что внутри храма. Вход в церковь в стиле барокко, где сочетались визуальное пространство, музыка и церемония, был мощным средством привлечь внимание. Чем больше и красивее пространство, тем больше людей хотело туда попасть. Сложная геометрия, изогнутые и замысловатые лестницы и крупномасштабные скульптурные украшения создавали ощущение таинственности.
Самый известный пример итальянского церковного барокко — трапециевидная площадь Святого Петра в Риме, признанная шедевром архитектуры. Она разделена на две части, спроектированные Джаном Лоренцо Бернини в колоссальном масштабе, чтобы соответствовать пространству и вызывать трепет.
Главным соперником Бернини был Франческо Борромини. Признанный революционер в архитектуре, Борромини решил основывать свои проекты на сложных геометрических фигурах — модулях. Архитектурное пространство Борромини, кажется, расширяется и сжимается, когда это необходимо, демонстрируя некоторое сходство с поздним стилем Микеланджело. Его культовым шедевром считается церковь Сан-Карло алле Кватро Фонтане.
Елизавета Лихачева:
«Одним из первых памятников предбарочного периода можно назвать церковь Иль Джезу, которую начали строить по проекту Джакомо да Виньола, а закончил ее Джакомо Делла Порта. Она стала главной церковью иезуитского ордена и, по большому счету, формальной декларацией стиля — его пышности, излишней декоративности. Также барочным архитектором считается Карло Мадерна — один из главных архитекторов Рима и собора Святого Петра на рубеже XVI—XVII вв. У него в подмастерьях — два главных «крестных отца», создателя стиля барокко в Италии: Франческо Борромини и Джованни Лоренцо Бернини. Считается, что они друг друга терпеть не могли, завидовали и воровали идеи. Но, на мой взгляд, это не так. Они скорее обогащали проекты. В их соперничестве и родилось настоящее римское барокко».
Барокко в России
Лучший город для знакомства со стилем — Санкт-Петербург. Архитектуру той эпохи часто называют петровским барокко. Оно приобрело популярность в начале XVIII века, когда Петр I пригласил известных архитекторов Европы в Россию, чтобы превратить Петербург в европейскую столицу.
После смерти Петра I барокко в Санкт-Петербурге было представлено знаменитым итальянским архитектором Франческо Бартоломео Растрелли, среди работ которого Зимний дворец и Екатерининский дворец.
Елизавета Лихачева:
«Отличие от Европы не в архитектурной форме, а в системе декора. Россия, вопреки всеобщему заблуждению, достаточно четко реагировала на европейскую моду. Уже в начале XVI века в русской архитектуре была тенденция к маньеризму (переходный стиль между Возрождением и барокко). Самый знаменитый памятник, построенный под его влиянием — Храм Василия Блаженного. После Смуты в начале XVII в. распространение европейского барокко в России усиливается и возникает направление, которое получит название «русское узорочье».
В конце XVII века, в преддверие петровских реформ, возникает более рассудочный стиль, известный как нарышкинское барокко. И как один из его изводов — строгановское барокко. Они связаны с семьями Нарышкиных и Строгановых. Самый известный памятник нарышкинского барокко — церковь Покрова в Филях.
Настоящее барокко приходит в Россию с Петром I, он привозит его из Франции. Именно как барочный город проектируется первоначально Санкт-Петербург, но впоследствии он будет перепланирован. И последний всплеск интереса к этому стилю — елизаветинское барокко. Смольный монастырь и Екатерининский дворец строил итальянец Растрелли. С приходом Екатерины II мода меняется, барокко уходит, на его место приходит классицизм. Елизаветинское барокко в Москве оставило не так много памятников, но в раннем классицизме можно увидеть влияние барочного стиля. В постройках В. Баженова, в его проекте Кремлевского дворца, в доме Пашкова прослеживается барочная структура.
На выходе для русского барокко на первых этапах свойственна неосознанность, мастера размещали на фасадах все подряд, не особо задумываясь о смысле того, что они делают. А вот уже во второй половине XVII в. с появлением Нарышкиных и Строгановых использование барочных элементов становится более логичным, и окончательно оно осмысляется в первой половине XVIII в. Русский барочный стиль — более самобытный, чем немецкий или французский».