Что такое барокко в истории 8 класс определение
Барокко
Для искусства барокко характерны грандиозность, пышность и динамика, патетическая приподнятость, интенсивность чувств, пристрастие к эффектным зрелищам, совмещению иллюзорного и реального, сильным контрастам масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени.
Синтезу искусств в барокко, носящему всеобъемлющий характер и затрагивающему практически все слои общества (от государства и аристократии до городских низов и отчасти крестьянства), свойственно торжественное монументально-декоративное единство, поражающее воображение своим размахом. Городской ансамбль, улица, площадь, парк, усадьба стали пониматься как организованное, развивающееся в пространстве художественное целое, многообразно разворачивающееся перед зрителем. Дворцы и церкви барокко благодаря роскошной, причудливой пластике фасадов, беспокойной игре светотени, сложным криволинейным планам и очертаниям приобрели живописность и динамичность и как бы вливались в окружающее пространство. Парадные интерьеры зданий барокко украшались многоцветной скульптурой, лепкой, резьбой; зеркала и росписи иллюзорно расширяли пространство, а живопись плафонов создавала иллюзию разверзшихся сводов.
В России развитие искусства барокко, отразившего рост и укрепление дворянской абсолютной монархии, приходится на первую половину XVIII в. Стиль барокко в России был свободен от экзальтации и мистицизма (характерных для искусства католических стран) и обладал рядом национальных особенностей. Русская архитектура барокко, достигшая величественного размаха в городских и усадебных ансамблях Петербурга, Петергофа (см. Петродворец), Царского Села (см. Пушкин) и др., отличается торжественной ясностью и цельностью композиции зданий и архитектурных комплексов (архитекторы М. Г. Земцов, В. В. Растрелли, Д. В. Ухтомский, С. И. Чевакинский); изобразительные искусства обращались к светским, общественным темам, получил развитие портрет (скульптура Б. К. Растрелли и др.).
Эпоха барокко отмечена повсеместно подъёмом монументального искусства и декоративно-прикладного искусства, тесно взаимосвязанных с архитектурой. В первой половине XVIII в. барокко эволюционирует к грациозной лёгкости стиля рококо, сосуществует и переплетается с ним, а с 1770-х гг. повсеместно вытесняется классицизмом.
Дворцово-парковый комплекс в Царском селе (ныне г. Пушкин). План.
П. П. Рубенс. «Поклонение волхвов». 1624. Королевский музей изящных искусств. Антверпен.
Б. К. Растрелли. Бюст неизвестного. Бронза. 1732. Третьяковская галерея. Москва.
Литература: Г. Вельфлин, Ренессанс и барокко, пер. с нем., СПБ, 1913; его же, Основные понятия истории искусств, пер. с нем., М., 1930; ИРИ, т. 5, М., 1960; ВИИ, т. 4, М., 1963; Русское искусство барокко, М., 1977; Weisbach W., Die Kunst des Barock in Italien, Frankreich, Deutschland und Spanien, (2 Aufl.), В., 1929; Windfuhr M., Die Barocke Bildlichkeit und ihre Kritiker, Stuttg., (1966); Bialostocki J., Barock-Stil, Epoche, Haltung, Dresden, 1966; Held J. S., Posner D., 17th and 18th century art; baroque painting, sculpture, architecture, N. Y., 1971; Heimbьrger M., Architettura, scultura e arti minori nei barocco italiano, Firenze, 1977; Martin J. R., Baroque, N. Y.-(a. o.), 1977; Hansmann W., Baukunst des Barock, Kцln, 1978.
(от итал. barocco – причудливый, странный), художественный стиль, занимавший ведущее положение в европейском искусстве с кон. 16 до сер. 18 в. Зародился в Италии. Термин был введён в кон. 19 в. швейцарскими искусствоведами Я. Буркхардтом и Г. Вёльфлином. Стиль охватил все виды творчества: литературу, музыку, театр, но особенно ярко проявился в архитектуре, изобразительном и декоративно-прикладном искусствах. На смену ренессансному ощущению ясной гармонии мироздания пришло драматическое понимание конфликтности бытия, бесконечного разнообразия, необозримости и постоянной изменчивости окружающего мира, власти над человеком могучих природных стихий. Выразительность барочных произведений часто построена на контрастах, драматических столкновениях возвышенного и низменного, величественного и ничтожного, прекрасного и безобразного, иллюзорного и реального, света и тьмы. Склонность к сочинению сложных и многословных аллегорий соседствовала с предельной натуралистичностью. Барочные произведения искусства отличались избыточностью форм, страстностью и напряжённостью образов. Как никогда ранее, было сильно ощущение «театра жизни»: фейерверки, маскарады, страсть к переодеваниям, перевоплощениям, всевозможные «обманки» вносили в жизнь человека игровое начало, небывалую зрелищность и яркую праздничность.
Д. Л. Бернини. Интерьер собора Св. Петра в Риме. 1657-63 гг.
Мастера эпохи барокко стремились к синтезу различных видов искусств (архитектуры, скульптуры, живописи), к созданию ансамбля, в который часто включались элементы живой природы, преображённые фантазией художника: вода, растительность, дикие камни, продуманные эффекты естественного и искусственного освещения, что вызвало расцвет садово-парковой архитектуры. В барочных постройках сохранилась структура архитектурного ордера, но вместо ясной упорядоченности, спокойствия и размеренности, свойственных классике, формы стали текучими, подвижными, приобрели сложные, криволинейные очертания. Прямые линии карнизов «разрывались»; стены дробились собранными в пучки колоннами и обильными скульптурными украшениями. Здания и площади активно взаимодействовали с окружающим пространством (Д. Л. Бернини. Ансамбль площади собора Св. Петра в Риме, 1657—63; церковь Сант-Андреа аль Квиринале в Риме, 1653—58; Ф. Борромини. Церковь Сан-Карло алле Куатро Фонтане в Риме, 1634—67; Г. Гварино. Церковь Сан-Лоренцо в Турине, 1668–87).
Для скульптуры барокко характерна особая осязательность, вещественность в трактовке форм, виртуозная, доходящая до иллюзорности, демонстрация фактуры изображаемых предметов, использование различных материалов (бронза, позолота, разноцветные мраморы), контрасты света и тени, бурные эмоции и движения, патетика жестов и мимики (Д. Л. Бернини, братья К. Д. и Э. К. Азам).
Э. К. Азам. «Вознесение Марии». 1717—25 гг. Скульптурная композиция в церкви Пилигримов в Руре. Бавария
Барочной живописи свойственны монументальность и эффектная декоративность, соседство идеально возвышенного (братья Каррачи, Г. Рени, Гверчино) и приземлённо обыденного (Караваджо). Наиболее полно барочные принципы проявились в пышных парадных портретах (А. Ван Дейк, Г. Риго); в роскошных натюрмортах, являвших изобильные дары природы (Ф. Снейдерс); в аллегорических композициях, где фигуры правителей и вельмож соседствовали с изображениями античных богов, олицетворявших добродетели портретируемых (П. П. Рубенс). Яркий расцвет переживала плафонная (потолочная) живопись (фрески церкви Сант-Иньяцио в Риме А. дель Поццо, 1685—99; плафон палаццо Барберини в Риме П. да Кортона, 1633—39; росписи палаццо Лабиа в Венеции Дж. Б. Тьеполо, ок. 1750 г.). Барочные плафоны создавали иллюзию исчезновения крыши, «прорыва» в небеса с клубящимися облаками, куда уносились в стремительном красочном водовороте толпы мифологических и библейских персонажей. Соприкосновения со стилистикой барокко обнаруживает творчество крупнейших мастеров 17 в.: Д. Веласкеса, Рембрандта, Ф. Халса и др.
В России элементы барокко появились позднее, чем в Европе, – во второй пол. 17 в. – в росписях ярославских церквей, в декоративно прикладном искусстве, в постройках т. н. нарышкинского барокко, традиции которого развил в своём творчестве И. П. Зарудный («Меншикова башня» в Москве, 1704—07). Активное проникновение стиля в русскую культуру происходит с началом петровских преобразований в первые десятилетия 18 в.; в 1760 е гг. барокко сменяется классицизмом. По приглашению Петра I в Россию приезжает множество иностранных мастеров: архитекторы Д. Трезини, А. Шлютер, Г. И. Маттарнови, Н. Микетти, скульпторы Н. Пино, Б. К. Растрелли, живописцы И. Г. Таннауэр, Л. Каравак, гравёры А. Шхонебек, П. Пикар и др.
А. дель Поццо. «Триумф св. Игнатия Лойолы». Фреска церкви Сант-Иньяцио. 1691—94 гг. Рим
В соответствии с личными вкусами Петра, приезжие и отечественные художники ориентировались в основном на более сдержанный вариант барокко, сложившийся в Голландии; русскому искусству осталась чуждой мистическая экзальтация произведений итальянских мастеров. В России барокко соседствовало (а часто и переплеталось) не с классицизмом, как это было в Европе, а с нарождавшимся рококо. Ведущим жанром живописи стал портрет. Стилистика барокко пронизывала всю систему оформления праздников и торжеств начала 18 в., сложившуюся в царствие Петра I (иллюминации, фейерверки, возводившиеся из временных материалов триумфальные арки, обильно украшавшиеся декоративной живописью и скульптурой). Ведущим барочным скульптуром в России был итальянец Б. К. Растрелли. В его портретах и памятниках торжественная приподнятость образа, сложность пространственной композиции сочетаются с ювелирной тонкостью в исполнении деталей («Императрица Анна Иоанновна с арапчонком», 1741). Яркий образец барочного натурализма – созданная Растрелли «Восковая персона» Петра I (1725).
В русской живописи Петровской эпохи (И. Н. Никитин, А. М. Матвеев) влияние барокко ощущается в особой приподнятости, повышенной внутренней энергии портретных образов.
П. П. Рубенс. «Охота на львов». 1616 г. Старая Пинакотека. Мюнхен
Расцвет барокко в России пришёлся на царствование Елизаветы Петровны (1741—61). Самым ярким воплощением стиля в архитектуре стали торжественные, полные жизнеутверждающего пафоса постройки, созданные Б. Ф. Растрелли (Зимний дворец, 1732—33; дворцы М. И. Воронцова, 1749—57, и С. Г. Строганова, 1752—54, в Санкт-Петербурге). В грандиозных садово парковых ансамблях в Петергофе (1747—52) и Царском Селе (1752—57) в полной мере воплотился синтез архитектуры, скульптуры, живописи, декоративно-прикладного и ландшафтного искусства. Яркие – голубые, белые, золотые – краски дворцовых фасадов; водные каскады и фонтаны в парках с их неумолчным шумом и непрестанным движением падающей воды, отражающей днём солнечные блики, а ночью призрачные огни фейерверков, – всё создавало праздничное зрелище. В церковной архитектуре Растрелли соединились традиции европейского барокко и древнерусского зодчества (Смольный монастырь в Санкт-Петербурге, 1748—54). Ведущими барочными архитекторами середины 18 в. были также С. И. Чевакинский, работавший в Санкт-Петербурге (Никольский военно-морской собор, 1753—62), и Д. В. Ухтомский, строивший в Москве (Красные ворота, 1753—57).
В плафонной живописи самыми признанными мастерами были итальянцы Д. Валериани и А. Перезинотти, успешно работавшие также в жанре театрально-декорационного искусства. В творчестве русских мастеров ведущим жанром оставался портрет. В произведениях А. П. Антропова барокко воплотилось в насыщенных мощью и силой образах портретируемых, контрасте внутренней энергии и внешней неподвижности, застылости, в натурной достоверности отдельных, тщательно выписанных деталей, в яркой, декоративной красочности.
Русская гравюра эпохи барокко (А. Ф. Зубов) сочетала рационализм, деловитость с эффектностью в изображении морских сражений, торжественных шествий, парадных видов новой столицы России. Гравёры сер. 18 в. часто обращались к городскому пейзажу (парадные виды Санкт-Петербурга, выполненные по оригиналам М. И. Махаева), а также к научной, познавательной тематике (художественное исполнение архитектурных планов, географических карт, проектов декоративного оформления триумфальных ворот, фейерверков и иллюминаций, учебных пособий, атласов и книжных иллюстраций). В этих графических произведениях сочетались документальная тщательность в изображении мельчайших деталей и обилие декоративных элементов – картушей с надписями, виньеток, богатой и обильной орнаментики.
Стилистика барокко с его динамичными формами, контрастами и беспокойной игрой светотени вновь оживает в эпоху романтизма.
Что такое Барокко
Барокко — это стиль архитектуры, музыки и искусства, который преобладал в Европе в конце 17 века. Этот художественный стиль зародился около 1630 года в Риме, Италии, а потом распространился по всей Европе.
Барокко характеризуется присутствием витиеватых деталей, экстравагантностью и помпезностью.
Слово «барокко» произошло от предримского слова «barro» (XIV век), которое перешло в «барокко» в 1813 году и означает «жемчужина с неровной поверхностью».
Это направление, как стиль, получило влияние, или от французского «baroque», или от итальянского «baròcco», а они в свою очередь, происходят из португальского «barroco».
Барокко — это эволюция форм Ренессанса. «Эпохой барокко» обычно называют период между 1600 и 1750 годами.
Это слово стало широко использоваться в течение девятнадцатого века, чтобы обозначить необычный, экстравагантный и эмоциональный вид искусства.
Сегодня его смысл изменился, чтобы выразить, прежде всего, искусство драматического конфликта между элементами борьбы или контраста.
Черты барокко
Стиль барокко характеризуется изобилием и величием в скульптуре, живописи, архитектуре, литературе, танце и музыке. Барокко характеризуется художественной и культурной атмосферой, наполненной конфликтом между духовным и мирским.
В конечном итоге, слово «барокко» почти на всех европейских языках превратилось в синонимом экстравагантного, деформированного, отклоняющегося от нормы, необычного, нестандартного, и даже абсурдного.
В барокко доминируют грандиозные композиции, витиеватые изогнутые линии и изобилие орнамента.
Архитектура барокко
В барокко были смешаны и адаптированы различные стили, таким образом регулярные повторяющиеся рисунки уступили место иррегулярности и плавным изгибам. Однако это разнообразие, более-менее контролировалось для достижения симметрии и величия.
Наконец, впервые с самой древности, архитекторы начали потихоньку прорабатывать оптическую иллюзию в строительстве. Они поняли, что можно обмануть глаза, и показать большое здание просто огромным.
Это идёт к трюкам греков, которые таким образом потрясали ещё больше глаза каждого смотрящего своими великими храмами.
Одними из самых ярких мастеров того времени считаются Джованни Лоренцо Бернини (итальянский скульптор и архитектор), Франческо Борромини (итальянский архитектор) и Пьетро да Кортона (итальянский живописец и архитектор).
В Германии, в Мюнхене, в 1733—1746 годах была возведена церковь Азамкирхе (по-немецки Asamkirche), построенная братьями Азам (Космас Дамиан Азам и Эгид Квирин Азам). Она славится, как один из самых главных архитектурных возведений южнонемецкого позднего барокко.
Барокко в живописи
С 1650 года Париж стал столицей европейского искусства вместо Рима. Искусство во Франции было под защитой Людовика XIV.
Во Фландрии, влияние Рима было передано непосредственно через работы Питера Пауля Рубенса (1577-1640). Многие местные школы в Нидерландах также происходят из римских моделей, достигая своего максимального выражения произведениями Рембрандта (Рембрандт Харменс ван Рейн, 1606-1669).
В Испании Диего Веласкес (1599-1660) объединил немецкие и итальянские веяния в новый вид объективности в своём искусстве, он сочетал наблюдательную преданность с неожиданными изменениями в смысле традиционных изображений.
Живопись состояла из трёх основных компонентов: контраста из тёмного и светлого, колористической чувственности и пластического динамизма. Всё это было связано с драматизмом в композиции (криволинейная плавность форм, наклонные оси), с цветом (тёплые тона, боковое освещение) и содержанием (театральное выражение и поведение).
Фрески на стенах и сводах подают идею иллюзорного пространства через аллегорию, перспективу и религиозные предметы (например, работы Андреа дель Поццо).
Барокко в литературе
Барочный литературный стиль обычно характеризуется риторической утончённостью, игрой и чрезмерностью. Сознательно писатели переделывали риторику и поэзию, тем самым критикуя её.
Петраркистские, пасторальные, и эпические традиции — писатели в барокко бросали вызов обычным понятиям благопристойности, они использовали, и даже злоупотребляли такими тропами и фигурами, как: метафора, гипербола, парадокс, анафора, гипербатон, гипотаксис, паратаксис, парономазия и оксиморон.
Ценится создание изобилия и многообразия, равно как и культивирование concordia discors (латинское выражение, обозначающее «согласие противоречий») и стратегии антитезиса, довольно часто достигает своей кульминации аллегорией или метафорой.
Распространение барокко на литературу в обозначение стиля произошло довольно недавно, но вполне справедливо, поскольку каждая эпоха имеет свой общий стиль и образ жизни, во всей своей многообразности проявлений.
Это вытекает из лёгкости, с которой работы Генриха Вёльфлина (швейцарский писатель, историк и искусствовед) могут быть перенесены в литературу, поэтому это развитие является логичным.
Сравнить хотя бы одно произведение Жана-Батиста Расина (французский драматург) с одним из Педро Кальдерона де ла Барка или Уильяма Шекспира. В первом, структура с закрытой проблемой в трёх частях, сделано в каждой детали — идеальный стих, законченный акт и в архитектурном ансамбле.
В двух других места и время игнорируются, глубина композиции и несколько планов, или же открытая форма, но не в закрытой прямолинейной откровенности.
Рассмотрим например роман «Дон Кихот» Мигеля де Сервантес и его структуру. Эпизоды «Кихота», как в театре, накапливаются и происходят без видимого плана, но каждый из них со своим значением где история, в различных «выходах» героя, открывается для других историй, рассказываемых персонажами.
«Выходы» и возвращения Кихота сравнимы с закруглением кривой барокко. Как антитеза соответствует контрасту тёмно —светлой барочной пластики, также перифраз представляет собой в литературе изогнутые линии барокко и их заигрывание.
Главные темы барокко в литературе
Представители барочной литературы часто подходят к таким темам как: carpe diem (латинское выражение, означает «живи настоящим»), религия и мистика, непостоянство счастья, всесилие рока и случая, шаткость жизненных ценностей, героизм и эротизм.
Примеры барочной литературы
В Европе можно выделить выдающихся представителей литературы барокко:
В России к литературе барокко относятся:
Музыка барокко
Декоративизм, великолепие, вальяжность — это характеристики, привычно приписанные музыке барокко.
Барочный период соответствует XVII веку и первой половине XVIII века — время, уже частично классифицируемое как рококо.
Это время имеет в качестве международных показателей таких композиторов, как Клаудио Монтеверди, Андреа и Джованни Габриэлли, Генри Пёрселл, Иоганн Себастьян Бах и Георг Фридрих Гендель.
Но одним из самых типичных композиторов музыки в стиле барокко можно считать Орацио Беневоли (1605—1672), он творил в основном церковную музыку (мессы и мотеты).
На протяжении долгого времени считалось, что Орацио Беневоли написал колоссальную 53-голосную мессу, которая была исполнена для освящения Зальцбургского собора, в котором различные оркестровые группы и хоры расположены не вместе, а в нескольких точках церкви.
Однако этот факт оспорил исследователь Эрнст Хинтермайер и доказал, что в 1628 г. на празднество освящения храма в Зальцбурге исполнялось другое произведение, а «Зальцбургская месса» принадлежит не Беневоли, а скорее всего Хенриху Игнацу Францу фон Биберу.
Примером музыки барокко можно назвать музыкальное произведение Антонио Вивальди – «Времена года» (дата публикации концертов 1725 год).
Особенности музыки барокко
Контраст как динамический элемент — композиторы эпохи барокко использовали контраст в качестве драматического элемента в своей музыке. Контраст — это разница между частями или различными звуками инструмента, например: громко — тихо, соло — ансамбль, и т. д.;
Монодия, если это бассо континуо (итал. basso continuo «непрерывный бас», также генерал-бас, цифрованный бас) — пытаясь подражать древней музыке, композиторы стали меньше сосредотачиваться на сложной полифонии (многоголосие), которая доминировала в пятнадцатом и шестнадцатом веках и больше на едином голосе с упрощённым сопровождением или монодии;
Рококо и барокко
Рококо возник уже после барокко и взял из него многие его особенности. Однако они были видоизменены, рококо смягчил и убавил этот размах. Барокко характерны контраст свет-тень, роскошность, грандиозная величественность, тёмная, но яркая цветовая гамма.
Рококо — это изящество, невесомость, грациозность, в нём доминируют светлые пастельные цвета. В барокко главенствует объём и размах, а в рококо отдавалось предпочтение миниатюрным деталям и элементам. Для барокко типична контрастность цвета, в рококо — он плавно перетекает.
Барокко давит своей надменной театральностью, а рококо всё делает невесомым своей кокетливой камерностью и изысканностью. Барокко — это помпезность, грандиозность, строгость и серьёзность, а рококо — игривость, легкомысленность, но и изысканность и деликатность.
Барокко в России
В России барокко больше выразилось в архитектуре. Здесь особо было распространено к фасаду красного цвета добавить белые украшения. Эти архитектурные изменения, к русскому барокко, произошли ещё до начала грандиозных реформ Петра I.
В 1680-х, в Москве начали представать взору церкви, которые не были похожи на традиционные храмы той эпохи, к примеру Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях.
Она отличалась от других тем, что у неё были типичные, для западноевропейской архитектуры, ордера — членения фасада строения посредством колонн. Во время правления Петра I барокко стало довольно популярным.
Во время царствования дочери Петра — Елизаветы, был на пике популярности уже другой стиль — петровское барокко (был популярен в годы 1697—1730).
Некоторые из главных памятников петровского барокко в Санкт-Петербурге:
Во время правления Елизаветы в Петербурге работал самый знаменитый в России архитектор барокко того времени — Граф Бартоломео Франческо Растрелли.
Он создал истинно шикарные, роскошно оформленные дворцы в архитектурном стиле Елизаветинское барокко:
Однако уже в период Екатерины II барокко постепенно утратило свою мощь.
Эпоха барокко. Как познакомить учеников с архитектурными стилями?
История возникновения барокко в архитектуре
В XVI-XVII веках произошло множество событий, перевернувших привычное представление о мире. Благодаря Великим географическим открытиям европейцы узнали о существовании других народов и культур. Микроскоп и телескоп дали возможность увидеть ранее неизвестные миры.
Учение Коперника о том, что Земля не является центром Вселенной и вовсе разрушило привычную картину мира.
Искусство ренессанса воспевало мир как гармоничную и неизменную систему, а человека — как разумный и всемогущий венец этой системы. Но мир стремительно менялся и расширялся, а человек перестал ощущать свое всемогущество. Напротив, по словам Паскаля, человек стал воспринимать себя «тем, кто улавливает лишь видимость явлений, но не способен понять ни их начала, ни их конца».
В то же время Италия, родина ренессанса, теряет свое могущество на экономической и политической мировой арене. Страну терзают французские и испанские узурпаторы. В столице искусств царят разобщенность и страх перед неизвестностью.
И все же Италия, не смотря на экономический упадок, остается культурным и духовным центром католической Европы. Авторитет папы римского по-прежнему неоспорим. И пусть церковь и знать не обладают прежним богатством и величием, они стремятся к тому, чтобы об этом не узнал мир. На помощь им и на смену ренессансу приходит нарядный барокко — стиль, призванный отразить смятение общества и тягу к роскоши.
Характерные черты барокко
«Barocco» — жаргонное слово, которым португальские моряки называли бракованные жемчужины, можно перевести как «склонный к излишествам», «странный».
В барочных произведениях отражены внутренние конфликты человека, его метания и страдания, противоборство добра и зла, жизни и смерти, любви и ненависти. Архитектура, скульптура и живопись сливаются воедино. Обилие деталей, сочетание контрастных цветов, вычурная пышность форм реализуют цель стиля — поражать своей роскошностью, приковывать взгляды зрителей.
Искусствовед И.Э.Грабарь так характеризует особенности барочной архитектуры: «В погоне за живописной игрой света архитектор открывает зрителю не сразу все формы, а преподносит постепенно, повторяя их по два, по три и по пяти раз. Глаз путается и теряется в этих опьяняющих волнах форм и воспринимает такую сложную систему подымающихся, опускающихся, уходящих и надвигающихся, то подчеркнутых, то теряющихся линий, что не знаешь, какая же из них верная? Отсюда впечатление какого-то движения, непрерывного бега линий и потока форм».
Остановимся на основных чертах барокко:
слияние воедино архитектуры, скульптуры и живописи (лучше всего эту особенность отражают городские и парковые ансамбли);
стремление к гигантизму: массивность, масштабность, увеличение классических пропорций;
создание единого фасада здания, который выглядит как театральная декорация;
текучесть форм и объемов, намеренное искажение геометрических фигур;
заполнение пространства множеством украшений, лепниной, скульптурами, зеркалами;
обилие мелких деталей;
создание оптических эффектов за счет игры света и тени, сочетания контрастных цветов;
атмосфера торжественности и напряженности (проявляются в позах и выражениях лиц скульптур).
Итальянское барокко
Италия — родина стиля. В полной мере этот стиль проявил себя в Ватикане. Чтобы подчеркнуть авторитет папы римского и развеять небезосновательные слухи об экономическом кризисе, Ватикан застраивался причудливыми соборами.
Одним из первых барочных строений стала церковь Иль-Джезу в Риме архитектора Джакомо Бароцци да Виньола. На главном фасаде сочетаются несколько ордеров, два фасадных яруса соединяются волнистыми волютами. Это архитектурное решение стало очень популярным для церквей того времени.
Еще один яркий пример итальянского барокко — грандиозная площадь Святого Петра в Ватикане, спроектированная Л.Бернини. Два симметричных полукружия площади обрамляют колоннады тосканского ордера, в центре возвышается собор. Весь ансамбль образует по форме символический ключ от рая.
Барочная архитектура во Франции
Почти одновременно с распространением барокко во Франции зарождается классицизм. Поэтому в барочной архитектуре Франции классическая строгость преобладает над барочной хаотичностью. Зачастую эти два стиля соседствуют в одном здании. Это мирное сосуществование можно пронаблюдать на примере Люксембургского дворца в Париже архитектора Соломона де Бросса. Если фасад здания выполнен в классическом стиле с небольшими барочными элементами, то в интерьере барокко одерживает верх.
Еще один яркий образчик сочетания двух стилей — Версальский дворец Луи Лево и Жюля Ардуэн-Мансара. Классический фасад дворца контрастирует с барочными скульптурами. Интерьер же, особенно Зеркальной галереи и залов Войны и Мира, можно с уверенностью отнести к барокко.
Барокко в архитектуре России
В Российской империи стиль барокко в архитектуре достиг наивысшей популярности в середину XVIII века. Раннее российское барокко прекрасно иллюстрирует храм Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах, построенный князем Голицыным.
Во время правления Елизаветы (1740-1750-е гг.) стиль достигает своей вершины. Это время великих мастеров: Б.Ф. Растрелли, Д. Ухтомского, С. Чевакинского.
Современное барокко
Современная архитектура тяготеет к простоте, лаконичности и функциональности. Однако такой яркий архитектурный стиль как барокко не мог исчезнуть бесследно. Сейчас барочные элементы можно встретить в интерьерах гостиниц, ресторанов и частных домов.
Методические рекомендации
Как познакомить учеников с архитектурными стилями? Принцип «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» точно отвечает на этот вопрос. Если прогулка по историческому центру города или посещение музея по каким-то причинам невозможны, рекомендуем подобрать иллюстрации и видеоматериалы по теме. Поможет в организации и проведении урока учебник Даниловой Г.И. Искусство. Базовый уровень. 11 класс. В нем вы найдете подробную информацию об архитектурных стилях и красочные фотографии.