Что такое басня мораль аллегория
Басни мы любим читать с самого детства. У многих из нас хранятся в памяти образы из басен, которые при тех или иных ситуациях всплывают в нашей голове. Эти рассказики, небольшие по размеру, но с глубоким смыслом, учат нас уму-разуму и сопровождают по жизни.
Что такое басня?
Басня – это краткий нравоучительный рассказ, который носит иносказательный сатирический характер. В баснях, как правило, действующими лицами являются не люди, а животные, которым присущи человеческие личностные качества: хитрость – лисе, упрямство – ракам или баранам, мудрость – сове, глупость – обезьяне. Предметы также могут выступать в качестве главных героев этих коротких рассказов.
Форма речи басни – это проза или стихотворение. В баснях довольно часто присутствуют мотивы социальной критики, но зачастую высмеиваются человеческие пороки и неправильные поступки.
Возникновение сатирических рассказов-басен на Руси
Басня – это рассказ, появившийся на Руси как перевод сочинений Эзопа в начале 17-го века. Первым переводчиком стал Гозвинский Федор Касьянович. Именно он впервые ввел в употребление определение басни как литературного жанра. Считалось, что басня – это небольшое произведение в прозе или стихах, которое построено на принципах аллегории и содержит нравоучительный характер. Истина проявлялась через ложную историю.
В 18-м веке в этом жанре творили Антиох Д.К., Тредиаковский В.К., Сумароков А.П., Хемницер И.И. Они выполняли переводы басенных рассказов, преимущественно Эзопа, а также работ европейских баснописцев: Геллерта Х., Лессинга Г., Мура Т., Жана де Лафонтена.
К созданию собственной басни первым приступил именно Иван Иванович Хемницер. В 1779 году вышел его сборник под названием «Басни и сказки NN в стихах». Продолжил традицию издания собственных басен Иван Иванович Дмитриев, который старался сформировать новый, собственный подход к литературе. На рубеже 18-го и 19-го веков популярностью пользовались произведения Измайлова А.Е. Однако наиболее значимым вкладом в развитие басенного жанра считают творчество великого классика Ивана Андреевича Крылова. К этому жанру в разное время также обращались Державин, Полоцкий, Хвостов, Фонвизин, Бедный и многие другие.
Что такое метафора
Басня – это произведение, в котором авторы употребляют метафоры – вид троп, в которых осуществляется перенос свойств с одного предмета на другой. Метафора является скрытым сравнением, в котором основные слова фактически опущены, но подразумеваются. Так, например, человеческие отрицательные качества (упрямство, хитрость, лесть) переносятся на животных или неодушевленные предметы.
Животные басни
Понятие морали в басне
Басня – это небольшой рассказ поучительного характера. Мы часто думаем, что не стоит задумываться над прочитанным и искать тайный смысл в словах. Однако это в корне неправильно, если мы хотим научиться лучше понимать друг друга. У басни необходимо учиться, обдумывать ее. Мораль басни – это ее краткое нравоучительное заключение. Она охватывает всю проблему целиком, а не концентрируется на каком-то конкретном эпизоде. Басни написаны так, чтобы человек не просто посмеялся над ее содержанием, но и понял свои собственные просчеты и хотя бы попытался исправиться в лучшую сторону.
Польза, которую несут басни
Жизненные проблемы, которые высмеиваются в баснях, безграничны и бесконечны. Чаще всего критикуются лень, ложь, глупость, невежество, хвастовство, упрямство, жадность. Каждый из нас может найти в баснях похожего на себя персонажа. Все ситуации, которые описаны в этих небольших сатирических рассказах, очень жизненны и реалистичны. Благодаря иронии басня учит не просто замечать за собой те или иные пороки, но и заставляет предпринимать попытки к собственному совершенствованию. Чтение юмористических произведений подобного характера весьма благотворно влияет на психологическое здоровье человека.
В баснях, помимо прочего, часто высмеивается политический строй государства, социальные проблемы общества и общепринятые поддельные ценности.
Пожалуй, это одно из наиболее известных творений Крылова. Автор предупреждает своих читателей – нельзя быть черезчур доверчивым, идти у всех на поводу. Не стоит слепо верить тем, кто льстит и хвалит вас без какой-либо причины. Ведь известно же, что от природы ворона не умеет петь, но ведь все равно поверила в хвалебные оды хитрой лисички. Что показательно, автор не осуждает сообразительную лису. Он, скорее, критикует глупость птицы, говоря о том, что нужно верить лишь в то, что точно видишь и знаешь.
В этом произведении Крылов сравнивает действия молодой лошади и более опытной (добрый конь). Старая лошадь действует медленно, не спеша, продумывая каждый шаг, чтобы спустить воз в целости и сохранности. А вот молодой и слишком хвастливый конь считает себя лучше и умнее и постоянно упрекает старую лошадь. В итоге все заканчивается печально.
Басня – это отображение исторических событий. «Обоз» является именно таким произведением. Автор отождествляет героев басни с участниками битвы под Аустрелицем, произошедшей в 1805 году. Михаил Кутузов, который был блестящим полководцем, довольно часто отступал назад и оттягивал крупные сражения, зная и понимая слабость своей армии. Однако такое положение вещей совершенно не нравилось императору Александру І. Именно перед тем злополучным сражением он решил взять ситуацию в свои руки и возглавить войско, что привело к поражению Русско-Австрийской коалиции.
Описание презентации по отдельным слайдам:
Мораль и аллегория в басне Учитель русского языка и литературы Мангистауская область г.Актау КГУ «Специализированный экономический лицей» Кулжигитова Баян Амангалиевна
Басня отличается краткостью и всегда носит нравоучительный характер. В начале или чаще в конце даётся основная поучительная мысль — мораль. Басня всегда носит аллегорический, иносказательный характер. Героями басен являются животные, растения, птицы, рыбы, вещи. Образы людей выступают лишь в качестве символов тех или иных человеческих свойств. Басня
Мораль — особый вид духовной культуры. Мораль — это совокупность требований, норм, правил поведения человека с точки зрения добра и зла. Мораль
Аллегория Аллегория (греч. аllegoria – иносказание — образное изображение отвлеченной мысли, идеи или понятия посредством сходного образа (лев – сила, власть; правосудие – женщина с весами). В отличие от метафоры, в аллегории переносное значение выражено фразой, целой мыслью или даже небольшим произведением (басня, притча). В литературе многие аллегорические образы берутся из фольклора и мифологии.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДВ-476693
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя Кубани смогут получить миллион рублей на взнос по ипотеке
Время чтения: 1 минута
Утверждены сроки заключительного этапа ВОШ
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Создана Ассоциация руководителей школ России и Беларуси
Время чтения: 1 минута
Петербургский Политех создал отдельное меню для вегетарианцев в своих столовых
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
ДАЮ 50 БАЛЛОВ! УСПЕЙТЕ ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОСЫ. 1. Что такое басня? 2.Как строится басня? 3.Что такое мораль,повествование, иноск
Басня – краткий стихотворный рассказ-аллегория нравоучительной направленности.
Особенность в том, что в басне речь идёт не о людях, а о животных, и животным баснописец приписывает такие черты характера, которые он хочет высмеять у людей ( или определённого человека). Примеров можно привести множество.
Мораль – обязательное условие басни. То есть, определённый вывод.
Мораль — принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений.
Повествование — один из трех элементов сочинения, устанавливаемый традиционной стилистикой и определяемый как изображение действий или событий во времени
Петр Андреич Гринев и Алексей Иваныч Швабрин впервые столкнулись на службе в Белгородской крепости. Гринев был определен туда по повелению батюшки, так как «Петруше шел семнадцатый годок». Швабрин же «уж пятый год был переведен за смертоубийство».
Друзьями Швабрин и Гринев так и не стали. Причиной их ссоры была Марья Ивановна Миронова. Швабрин, с характерной ему хитростью и учтивостью, рассказывал Гриневу о Маше, как о «совершенной дурочке» и охотнице за богатством, что не имело и капли правдоподобия. А делал это он потому, что когда-то получил отказ Марьи Ивановны на сватовство, а теперь видел расположение Гринева к ней и старался всячески испортить их отношения. Швабрин ни перед чем не останавливался. Дело дошло до грубых оскорблений Марьи Ивановны. Петр Андреич посчитал своим долгом заступиться за возлюбленную, за что получил вызов на поединок. В этой дуэли Швабрин проявил себя подло, ранив Гринева, пока тот отвлекся на крики Савельича. И даже после этого поступка незлопамятный Петруша великодушно простил своего «несчастного соперника». Алексей Иваныч ответил ему на это еще одним коварством: написал донос родителям Гринева.
Но самая низость Швабрина заключалась в его переходе на сторону лжецаря Пугачева, ведь он сделал это по корыстным соображениям. Алексей Иваныч таким образом пытался добиться уже не любви Марьи Ивановны, а хотя бы покорности. Честность и открытость Гринева привлекли ПугачеваГринев с омерзением и призрением смотрел на Швабрина, который пресмыкался перед Пугачевым. После этого Петруша женился на Маше, и они уехали жить к его родителям. Их дороги со Швабриным окончательно разошлись.
А. С. Пушкин не случайно использует пословицу «…береги честь смолоду» в качестве эпиграфа. Гринев сохранил свое достоинство и верность. Он не склонил колена перед врагом, даже глядя в лицо смерти. А Швабрин всегда был коварным, корыстным и подлым. Он потерял честь и стыд, «валявшись в ногах беглого казака», а все ради личной выгоды.
Противоположность принципов и характеров Гринева и Швабрина делает их врагами.
Урок русской литературы по теме «Аллегория и мораль в баснях И.А.Крылова»
Аллегория и мораль в баснях И.А. Крылова.
-воспитывать моральную готовность противостоять злу, формировать стойкое внутреннее неприятие персонажей, наделённых всевозможными пороками и нежелание им подражать,
воспитание скромности, стремления к глубоким знаниям.
Оборудование: презентация, видеоматериал, листы оценивания, рисунки детей, карточки с заданием
Ход урока:
2. Проверка домашнего задания Детям раздаются индивидуальные карточки с заданием
1. Соотнести понятия и определения с помощью стрелочки. 3 балла
иносказание, воплощение какого-либо свойства человеческого характера (хитрости, глупости) в конкретном образе (лисы, осла)
это начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом
это краткий стихотворный или прозаический рассказ с обязательным моральным выводом
Подчеркните верные особенности жанра басни (5 баллов)
Делится на 2 части: повествование и мораль
Делится на 3 части: вступление, основная часть, вывод
Герои чаще всего неживые предметы
Герои чаще всего животные
Один из обязательных элементов – диалог
Один из обязательных элементов – монолог
Для языка басни характерна научная терминология
Для языка басни характерна просторечная лексика, лаконизм.
Слайд 1 Взаимопроверка, проверка по ключу Оценивание
Басня – это краткий стихотворный или прозаический рассказ с обязательным моральным выводом
Аллегория – иносказание, воплощение какого-либо свойства человеческого характера (хитрости, глупости) в конкретном образе (лисы, осла)
Мораль – это начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом.
Делится на 2 части: повествование и мораль
Герои чаще всего животные
Один из обязательных элементов – диалог
Для языка басни характерна просторечная лексика, лаконизм.
-Обратите внимание на рисунки. Кому удалось наиболее точно и полнее передать образ крыловского персонажа? 1 балл
слайд 2 3.Выход на тему и цели урока
Для чего мы с вами повторили понятия аллегория и мораль басни? Как будет звучать тема
(Это тема урока). В каких баснях будем находить аллегорию и мораль? (перечисляют прочитанные басни)
Поставьте цели урока
научиться употреблять… (крылатые слова, мораль басни в жизни)
(слайд 3) Чтобы решить задачи, будем работать по плану
Выразительное чтение басни по ролям. – 3 балла
Словарная работа – 3 балла
Задания по басне 3 балла
1. В чем проявляется аллегория? Запишите прилагательные, характеризующие персонажей.
2. Найдите в тексте мораль. Какой персонаж ее выражает? Как вы понимаете эти слова?
3. Придумайте современную ситуацию, где бы можно было использовать слова морали басни.
(слайд 4)Критерии оценивания выразительного чтения басни
Озвучивание автора, названия басни
Верность подобранных интонаций при чтении, актерское мастерство
Своевременность чтения реплик
(за выполнение каждого критерия – 1 балл)
Слайд 5 Прослушивание аудиозаписи « Басня «Лебедь, Щука и Рак» ». Тренировочная работа
-Как нужно читать басню?
— Какими прилагательными можно описать персонажей басни? (недружные, несплоченные)
-Выделите мораль в басне. Как вы ее понимаете.
-Случайно ли я выбрала эту басню?
Волк: читать грубо, лицемерно, уверенно
Ягненок: читать неуверенно, жалобно, умоляюще
Словарная работа : рыскать, кум, досуг
Мартышка: читать быстро, интонация поучающая, несколько хвастливая.
Осел: читать громко, но медленно, в тоне должна звучать грубость и самоуверенность невежды.
Соловей: читать спокойно, в тоне – поучение, осуждение, насмешка.
Словарная работа. Квартет, бас, альт
3 «Свинья под дубом»
Свинья: читать лениво, спокойно, нагло, самоуверенно, самовлюбленно, беспечно
Дуб: отчаяние, беспомощность
Ворон: с наставлением, с удивлением от бессмысленного поступка Свиньи, с поучением
Словарная работа: невежда, бранить, вкушать
Шавка: читать поучительно, спокойно
Моська: читать хвастливо, задиристо, самовлюбленно
Словарная работа: Моська, зевака, забияка
Лисица : читает с лестью, с восхищением, ласково, «мягко, сладко, чуть дыша»
Ворона: громко, восторженно
Словарная работа: гнусный, ежели, вещунья
После каждой работы подведение итогов Для чего выполняли?
5. Подведение итогов
Блиц-опрос (группы поднимают карточки и отвечают на вопросы, за правильный ответ – 1 балл)
Чьи басни изучали? Что знаете об авторе?
Чему учат басни Крылова?
Аллегория? Приведите примеры.
Рефлексия Выберите смайлик
6.Домашнее задание (слайд 5)
Выбрать из дополнительных источников одну неизученную басню, выписать мораль, найти аллегорию, придумать к морали ситуацию.
Составить по прочитанным басням 10 вопросов
Выставление оценок (Лидеры подсчитывают баллы всех членов своей группы, выставляют оценки, сдают листы оценивания учителю)
Литература. 5 класс
Конспект урока
Перечень рассматриваемых вопросов:
Басня – жанр дидактической литературы, короткий рассказ в стихах или прозе с прямо сформулированным моральным выводом, придающим рассказу аллегорический смысл.
Мораль – это краткое нравоучительное заключение. Она охватывает всю проблему целиком, а не концентрируется на каком-то конкретном эпизоде басни.
Аллегория – в переводе с греческого – «иносказание»; художественное представление идей (понятий) посредством конкретного художественного образа или диалога. Аллегория используется в стихах, притчах, баснях.
Крылатые выражения, крылатые слова — устойчивые, афористические, как правило, образные выражения, вошедшие в речь из литературно-художественных, публицистических, философских, фольклорных и других источников.
Эзопов язык – тайнопись в литературе, иносказание, намеренно маскирующее мысль (идею) автора. Прибегает к системе «обманных средств»: традиционным иносказательным приёмам.
Лесть – хвалить из корыстного желания расположить к себе.
Гнусность – внушающий отвращение, омерзительный поступок.
Не впрок – не на пользу.
Пленить – заворожить, очаровать, увлечь красотой.
Плутовка – хитрая и ловкая обманщица.
Вещунья – приносящая вести, в басне прозвище вороны.
Зоб – у птиц, насекомых: расширенная часть пищевода, где накапливается и переваривается пища.
1. Коровина В. Я. Литература. 5 класс. : учеб. для общеобразоват. организаций. : в 2 ч. : ч. 1 / В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. – 9-е изд. Москва : Просвещение, 2019. 307 с.
1. Демиденко Е. Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5–9-е классы. Москва : Дрофа, 2007. 285 с.
Открытые электронные ресурсы:
Теоретический материал для самостоятельного освоения:
Иван Андреевич Крылов – человек разнообразных талантов и дарований – пробовал себя и как автор пьес, писатель-прозаик и журналист, но всем он больше известен, как сочинитель стихотворных басен. Меж тем, его первые басни были опубликованы лишь в 1806 году. Настоящий взлёт его басенного творчества начинается с 1809 года. В это время выходит его первый сборник, состоящий всего из двадцати трёх произведений. После 1836 года Крылов уже ничего не пишет. Всего им было создано более 200 басен. Часть из них обличала человеческие пороки, часть была откликом на события в общественной жизни того времени, а некоторые были литературными пересказами популярных анекдотов. Сегодня мы подробно рассмотрим четыре басенных стихотворения Крылова.
«Вороне как-то бог послал кусочек сыра», кто не слышал хоть раз в жизни эти строки?
Это произведение, наверное, известно уже всем. Написано оно было примерно в 1807 году, а впервые опубликовано в журнале «Драматический вестник» год спустя. Почему, когда мы говорим о дате создания того или иного произведения Крылова, то не можем определить её точно? Дело в том, что Крылов постоянно пытался добиться в своих работах совершенства, много редактировал и переписывал. Иногда от создания одной басни до её публикации в окончательном виде могли уйти недели или даже месяцы. Сюжет басни, который, как мы знаем из прошлого урока, использовали и Эзоп и Жан де Лафонтен, прост: Ворона раздобыла кусок сыра, а Лисица обманом и лестью заставила Ворону потерять свою добычу.
Перед нами два героя: Ворона – недалёкая, простодушная и падкая на лесть особа и Лисица – хитрая, льстивая, но артистичная. Сейчас бы мы сказали, что Лисица показала себя неплохим психологом, она точно находит ту точку в самолюбии и самомнении Вороны, на которую надо надавить.
Как она это делает? Обратите внимание, как подробно и красочно даёт автор монолог плутовки:
…И говорит так сладко, чуть дыша:
«Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие пёрышки! какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,
При красоте такой и петь ты мастерица, –
Ведь ты б у нас была царь-птица!»
Ну и итог нам известен:
Сыр выпал – с ним была плутовка такова.
Какова мораль этой басни? В данном случае мораль вынесена в начало истории. Она должна настроить читателя на нужное восприятие истории:
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Таким образом, эту басню можно отнести к обличительным – порок, который здесь представлен – это лесть.
Следующая басня «Свинья под дубом». Опубликована была в 1825 году в газете «Северная пчела»:
Свинья под Дубом вековым
Наелась жёлудей досыта, до отвала;
Наевшись, выспалась под ним;
Потом, глаза продравши, встала
И рылом подрывать у Дуба корни стала.
Так начинается эта история.
В этом произведении три действующих персонажа: Свинья, Ворон и Дуб. В баснях нередко говорят не только животные, но и растения.
В этой басне Ворон, в отличие от Вороны – не простофиля, не глупец, а мудрый персонаж, который укоряет Свинью за рытьё корней.
Но Свинью и укоризна Ворона, и слова Дуба о том, что она портит источник жёлудей, своего излюбленного лакомства, не остановила от рытья.
Свинья – это аллегорический персонаж, под ним Крылов вывел человека, живущего только сегодняшним днём, только своими удовольствиями и желаниями по принципу: «после нас хоть потоп».
Мы понимаем, что увещевать таких людей невозможно, хотя дуб и пытается донести до Свиньи, что жёлуди на нём растут. Но очевидно, что на неё ни слова Ворона, ни Дуба не возымеют воздействия.
Невежда также в ослепленье
Бранит науки и ученье,
И все учёные труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды. –
пишет в конце произведения автор.
Впервые была опубликована в 1808 году. Сюжет прост: Волк увидел ягнёнка и решил его съесть. А для того, чтобы это выглядело законно и справедливо, придумал массу обвинений. Но поскольку все обвинения, отнюдь не глупым Ягнёнком, были отвергнуты, то Волк, которому уже порядком надоело это препирательство, заявил: «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать!». И эта фраза стала крылатой.
Мораль этой басни Крылов выносит в начало: «У сильного всегда бессильный виноват!».
В басне «Волк на псарне» Крылов обыгрывает не человеческие пороки, а историческую ситуацию. Речь идёт об Отечественной войне 1812 года. Вернее, о том её эпизоде, когда в сентябре 1812 года император Франции Наполеон Бонапарт заняв Москву понял, что проиграл войну и запросил мира.
Аллегорично под видом Волка, попавшего в псарню, выведен образ французского императора. А под Ловчим, у которого Волк просит мира – Михаил Кутузов. Басня явилась откликом на это событие и была опубликована уже в октябре 1812 года.
Слова, которые говорит Ловчий Волку: «ты сер, а я, приятель, сед», означающие, что никакие уловки Волку не помогут обхитрить умудрённого опытом Ловчего, стали крылатыми.
Итак, мы рассмотрели несколько произведений Крылова. Как видим, в них баснописец наглядно и ярко показывает людские порок и общественные проблемы.
Биография И. А. Крылова (10 интересных фактов)
Разбор заданий тренировочного модуля
Кого из героев басен Крылова можно назвать невеждой?
Из перечисленных персонажей обучающийся должен выбрать того, кого можно было бы охарактеризовать невеждой. Задание построено на пройденном материале. Этот материал должен вспомнить обучающийся и дать правильный ответ:
Ввод с клавиатуры пропущенных элементов
Введите пропущенный элемент в текст с клавиатуры:
Волк ночью, думая залезть в _______,
В этом фрагменте из басни пропущено слово. Обучающийся должен вспомнить этот отрывок из басни, обратить внимание на рифму и падеж, в котором используется слово «псарня» и написать слово: «овчарню».