Что такое батлейка по белорусскому
батлейка
1 батлейка
См. также в других словарях:
БАТЛЕЙКА — (бетлейка) народный кукольный театр в Белоруссии (16 нач. 20 вв.). Близок украинскому вертепу, русскому театру Петрушки … Большой Энциклопедический словарь
батлейка — сущ., кол во синонимов: 1 • театр (40) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
БАТЛЕЙКА — бетлейка (от названия города Вифлеем), народный кукольный театр у белорусов; представления БАТЛЕЙКИ связаны с рождественскими праздниками … Этнографический словарь
батлейка — батлейка, бетлейка (от названия г. Вифлеем), народный кукольный театр у белорусов; представления батлейки связаны с рождественскими праздниками … Энциклопедия «Народы и религии мира»
батлейка — (бетлейка), народный кукольный театр в Белоруссии (XVI начало XX вв.). Близок украинскому вертепу, русскому театру Петрушки. * * * БАТЛЕЙКА БАТЛЕЙКА (бетлейка), народный кукольный театр в Белоруссии (16 нач. 20 вв.). Близок украинскому вертепу,… … Энциклопедический словарь
Батлейка — бетлейка (от названия города Вифлеем), народный кукольный театр у белорусов; представления БАТЛЕЙКИ связаны с рождественскими праздниками … Этнографический словарь
Батлейка — бетлейка (от Betleem польск. название г. Вифлеема), народный кукольный театр. Начал развиваться в Белоруссии с 16 в. Существовал также под названием «Жлоб», «Вифлеем», «Яселка», «Вяртэп». Возникновение Б. связано с рождественскими… … Большая советская энциклопедия
батлейка — батл ейка, и, род. п. мн. ч. еек … Русский орфографический словарь
БАТЛЕЙКА — бетлейка (от названия города Вифлеем), народный кукольный театр у белорусов; представления БАТЛЕЙКИ связаны с рождественскими праздниками … Словарь этнографических терминов
Театр в Великом княжестве Литовском — ― синтетическое искусство XIV XVIII веков, сочетающее в своих произведениях выразительные средства драматургии, актёрской игры, режиссуры, живописи, музыки. Содержание 1 Истоки театра 2 Батлейка … Википедия
бетлейка — то же, что батлейка. * * * БЕТЛЕЙКА БЕТЛЕЙКА, то же, что батлейка (см. БАТЛЕЙКА) … Энциклопедический словарь
Батлейка
Смотреть что такое «Батлейка» в других словарях:
БАТЛЕЙКА — (бетлейка) народный кукольный театр в Белоруссии (16 нач. 20 вв.). Близок украинскому вертепу, русскому театру Петрушки … Большой Энциклопедический словарь
батлейка — сущ., кол во синонимов: 1 • театр (40) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
БАТЛЕЙКА — бетлейка (от названия города Вифлеем), народный кукольный театр у белорусов; представления БАТЛЕЙКИ связаны с рождественскими праздниками … Этнографический словарь
батлейка — батлейка, бетлейка (от названия г. Вифлеем), народный кукольный театр у белорусов; представления батлейки связаны с рождественскими праздниками … Энциклопедия «Народы и религии мира»
батлейка — (бетлейка), народный кукольный театр в Белоруссии (XVI начало XX вв.). Близок украинскому вертепу, русскому театру Петрушки. * * * БАТЛЕЙКА БАТЛЕЙКА (бетлейка), народный кукольный театр в Белоруссии (16 нач. 20 вв.). Близок украинскому вертепу,… … Энциклопедический словарь
Батлейка — бетлейка (от названия города Вифлеем), народный кукольный театр у белорусов; представления БАТЛЕЙКИ связаны с рождественскими праздниками … Этнографический словарь
батлейка — батл ейка, и, род. п. мн. ч. еек … Русский орфографический словарь
БАТЛЕЙКА — бетлейка (от названия города Вифлеем), народный кукольный театр у белорусов; представления БАТЛЕЙКИ связаны с рождественскими праздниками … Словарь этнографических терминов
Театр в Великом княжестве Литовском — ― синтетическое искусство XIV XVIII веков, сочетающее в своих произведениях выразительные средства драматургии, актёрской игры, режиссуры, живописи, музыки. Содержание 1 Истоки театра 2 Батлейка … Википедия
бетлейка — то же, что батлейка. * * * БЕТЛЕЙКА БЕТЛЕЙКА, то же, что батлейка (см. БАТЛЕЙКА) … Энциклопедический словарь
Батлейка : з гісторыі узнікнення на Беларусі.
Беларускі народны тэатр батлейка з’яўляецца адным са старажытных відаў беларускага мастацтва. Сама назва тэатру паходзіць ад назвы горада Віфлеем (ці Betleem па польску), дзе нарадзіўся Іісус Хрыстос.Таму па Беларусі сустракаюцца яшчэ назвы “батляемка”, “бетлейка”.
Сувязь назвы батлейкі з тэматыкай Новага Запавету падкрэслівае кананічны сюжэт прадстаўлення “Цар Ірад”.
Гістарычнае развіццё беларускай батлейкі непасрэдна звязана з польскім лялечным тэатрам “шопка”.
Яшчэ ў часы сярэднявечча хрысціянскія манахі з Заходняй Еўропы прынеслі на землі Польшчы традыцыю выстаўлення падчас Нараджэння Хрыстова ў касцёлах і ля іх фігурак Хрыста, Дзевы Марыі, Іосіфа, пастухоў, авечак, цялят і іншых хатніх жывёл. Гэта група герояў больш відавочна прадстаўляла свята Раства і атрымала назву “яселка”.
Само з’яўленне яселкі прыходзіцца на прамежак часу 13-15 стагоддзяў і бярэ пачатак ад касцельных містэрый 13 стагоддзя.
Прадстаўленне шопак праходзіла з 25 снежня па 6 студзеня (на каталіцкія каляды), а батлеечныя прадстаўленні вяліся да 19 студзеня (праваслаўнага Вадохрышча). Такім чынам, батлеечныя прадстаўленні адрозніваліся большай поліканфесіянальнай скіраванасцю, што звязана з нацыянальнай рысай талерантнасці беларускага народа і імкненнем батлеечнікаў падараваць людзям радасць вялікага свята, незалежна ад іх веравызнання.
Беларуская батлейка 19-20 стагоддзяў займае вялікае месца ў культуры Беларусі.
У Беларусі вызначалася некалькі тыпаў батлеечнага тэатра:
— двухпавярховыя з лялькамі, якія рухаліся;
— двухпавярховыя з вежай;
— батлейкі па прынцыпу ценявога тэатра;
— батлейкі зпразрыстымі дэкарацыямі, якія мяняліся пад час спектакля;
Акрамя пералічаных відаў на тэрыторыі Беларусі ў 19-пачатку 20 стагоддзя сустракаліся і іншыя віды батлейкі. Так, магілёўская батлейка была трохяруснай па сваёй канструкцыі. Акрамя гэтага, існавалі батлейкі ў выглядзе куфраў, а таксама батлейкі па прынцыпу тэатра марыянетак і пальчаткавых лялек.
Са ўсіх вышэйазначаных відаў батлейкі на тэрыторыі Беларусі пайбольш распаўсюджанай была двух’ярусная батлейка з простымі дэкарацыямі. Сустракаліся батлейкі, якія нагадвалі царкву. Але ў большасці выпадкаў батлейкі ў асноўным былі падобныя на шафу з дзвярыма ў выглядзе хаткі ці царквы з дахам, на якім быў купал з крыжам. Батлейка мела гарызантальныя ярусы-сцэны, кожная з якой мела прастору для ваджэння лялек.
Верхні ярус – “неба” – сімвалізуе месца, дзе нарадзіўся Іісус, тут праходзяць сцэны на біблейскія тэмы.У цэнтры верхняга яруса размяшчалася ніша з яслямі, дзе знаходзіўся Іісус. Упрыгожанне гэтага яруса было багатым, з элементамі царкоўнай атрыбутыкі. На задніх сценках размяшчаліся абразы, зоркі, крыжы, какмпазіцыі на біблейскую тэматыку. У цэнтры “неба” знаходзілася высокая, абклееная “залатой” паперай арка, у глыбіні якой быў алтар. Па баках рабіліся дзве меншыя аркі, якія служылі для ўваходу і выхаду лялек Столь абсыпалася зоркамі, для гэтага драбіліся каляровае шкло і люстэрка.
Ніжні ярус – “зямля”- уяўляў сабой палац цара Ірада, дзе дэманстраваліся сцэны бытавога характару. Афармляўся гэты ярус сціпла і проста, багаты роспіс, які быў характэрны для “неба”, адсутнічаў. На гэтым ярусе былі ніша, дзверы, трон цара Ірада, абклеены “залатой” паперай, а таксама драўляная галава д’ябла, якая знаходзілася над уваходам у пекла, куды цягнулі Ірада.
(у некаторых батлейках замест пекла Ірада цягнулі ў бакавыя дзверы.)
Увогуле, афармленню батлейкі надавалася вялікае значэнне. З даўніх часоў захаваліся яго характэрныя рысы. Батлейка ўпрыгожвалася каляровай паперай, геаметрычнымі фігуркамі з саломы, паперы, разьбой і вышыўкай.
Сама батлеечная скрыня выраблялася з фанеры таўшчынёй 3 мм і драўляных рэек(2.5 на 2.5 ці 3 на 3 мм)
Перакладзіна ўстаўлялася ў адпаведныя адтуліны бакавых рам. Яна служыла для ўмацавання шырмы з матэрыялу. Затым устаўляліся полачкі, якія служылі верхнім і ніжнім ярусамі.На ніжняй полцы можна было асобна ладзіць лялечныя спектаклі і проста вадзіць лялек. Да пярэдняй рамы маглі быць прымацаваны рамкі для ценявога тэатра. У ніжнім ярусе знаходзілася звычайна скрыня для лялек.
Беларуская батлейка канца 19 – пачатку 20 стагоддзяў, як від тэатральнага мастацтва мела сямейныя традыцыі. У склад хору ўваходзілі і дзеці і дарослыя. Пастаноўка амаль заўсёды суправаджалася выступленнем невялікага інструментальнага ансамбля, які складаўся звычайна з членаў сям’і батлеечніка. Асноўнымі інструментамі былі скрыпка, цымбалы, дудка, бубен, гармонік.
Звычайна група батлеечнікаў выязджала ў цэнтр горада, мястэчка ці вёскі і размяшчалася ў людным месцы. Пасля хто-небудзь клікаў батлейку ў хату.
Калі ўсё было гатова пачыналася прадстаўленне. Галоўнай асобай батлейкі заўсёды быў сам батлеечнік і яго трупа. Яны знаходзіліся за батлейкай, кіравалі лялькамі і агучвалі іх.
Такое раптоўнае ажыўленне акцёрамі лялек, якія да гэтага прадстаўлялі сабой адмысловыя кавалкі драўніны, накладвала на батлеечнікаў адбітак містычнага валодання нейкай казачнай сілай.
Першая частка батлеечных прадстаўленняў была заснавана ан новазапаветным сюжэце Раства Хрыстова. Пачынаюць яе анёлы, якія рухаюцца ў верхнім ярусе і распавядаюць свету аб таямніцы Богаз’яўлення.
Далей інсцэніравалася Новазапаветная частка прадстаўлення з удзелам лялек Цара Ірада, Трох цароў, Воінаў, Чорта, Смерці, Рахілі, уведзеных мясцовых персанажаў.
Другая частка прадстаўлення складалася з жартаў і камедыйных сцэнак бытавога характару, заснаваных звычайна на мясцовым матэрыяле.
Па характару дзеяння ўсе сцэнкі другой часткі батлеечнага прадстаўлення можна раздзяліць на тры віды.
У адных героі з’яўляюцца ілюстрацыяй да песні ці проста танцуюць пад музыку. У другіх сцэнках пераважна пануюць маналогі, у якіх персанажы раскрываюць свае камічныя рысы. Але самы распаўсюджаны від сцэнак гэта сцэнкі – дыялогі.
У кожнай батлейцы, нягледзячы на рэгіён краіны, заўсёды захоўваўся адзін асноўны сюжэт (больш-менш поўны ці скарочаны) на тэму Раства Хрыстова, колькасць жа інтэрмедыйных сцэн другой часткі прадстаўлення ў варыянтах была розная, што цалкам залежалаад акцёрскіх здольнасцей батлейшчыка.Менавіта інтэрмедыйнымі сцэнамі і адрозніваліся батлеечныя прадстаўленні ў розных рэгіёнах іх бытавання.
Найбольш пашыранымі ў паказах былші інтэрмедыі “Мужык і доктар”, “Антон зказой і Антоніха”, “ Цыган і цыганка”, “Смаргонскі акадэмік”, “Яўрэй і яўрэйка”, “Пан і паненка”, “Доктар і паненка”, “Купец”, “Чорт”, “Два рыцары” і др.
Заняпад батлеечных прадстаўленняў на тэрыторыі нашай краіны назіраўся з другой паловы 19 ст., што магчыма можна звязаць з падаўленнем паўстання 1863г. У пачатку 20 ст. Ладзіліся прадстаўленні ў Мінску (1915г.), Докшыцах, Маладзечне (20-30 гады 20 ст.), Міры і другіх населеных пунктах Навагрудскага павету (20-30 гады 20ст.) Дарэчы, адно з апошніх прадстаўленняў батлейкі ладзіў у Маскве на Усерасійскай саматужна-прамысловай выставе ў 1923 годзе мірскі батлейшчык Мацей Барашка з сынам Іларыёнам. Апошнія прадстаўленні батлейкі прайшлі ў канцы 50-х-пачатку 60-х гпдоў 20 стагоддзя ў Міры і на Случчыне
(па матэрыялах даследаванняў Н.Саўчук)
Батлейка з Мірскага мастацкага прафесійна-тэхнічнага каледжа ў Выканкаме СНД г.Мінск.
LiveInternetLiveInternet
—Цитатник
История одного шедевра: Валентин Серов «Портрет Евдокии Морозовой» Валентин Александрович Серо.
Как русский граф придумал подстаканник, который окутан флером романтики путешествий &nbs.
—Ссылки
—Музыка
—Видео
—Фотоальбом
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Друзья
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Белорусская батлейка. Что это?
Батлейка или бетлейка (от Betleem — польского названия города Вифлеема) — белорусский народный кукольный театр вертепного типа.
«Батлейка» происходит слова Бетлеем – искаженное название города Вифлеем, в котором согласно библейскому сказанию, родился Иисус Христос. Про связь происхождения батлейки с библейской темой свидетельствуют каноничные сюжеты постановки «Царь Ирод».
Другие варианты названия — вертеп, вяртэп, батлеемка, остмейка, жлоб, вифлеем, яселка. В областях Белоруссии, граничащих с Польшей, принято название «шопка» (от польского szopka — сеновал).
Принято считать, что театры батлеечного типа появились в Европе в XV веке. В Белоруссии батлейка получила распространение с XVI века, куда этот вид народного театра пришел из Украины и Польши. Для белорусского батлеечного театра характерны те же особенности, что и для европейских вертепных театров средневековья.
Батлеечные спектакли своими сюжетами обычно отражали социальные и религиозные процессы, происходившие в обществе.
Распространению батлейки способствовали странствующие семинаристы, вносившие в ее репертуар сюжеты школьного театра. Постепенно батлейка распространяется в мещанской и крестьянской среде и становится чисто народным театром.
В Минске батлейку смотрели с Рождества до Сретения (25 декабря (7 января) — 2 (15) февраля). Деревенские представления были тесно связаны с народной рождественской ритуальностью и поэтому редко показывались в несвяточное время. Но в городах кукольники-профессионалы могли выступать на ярмарках в любой календарный период. Нередко представления организовывались городскими властями совместно с ремесленными цехами в дни проведения крупных ярмарок и праздников. Для мещан хождение с батлейкой было любительским занятием, и также средством дополнительного заработка.
Надо отметить, что репертуар батлеек также можно было разделить на два жанра: «высокий» — религиозная тематика и «низкий» — сатиричные сценки из народной жизни. Специфической чертой батлеечного театра является то, что особая и исключительная роль в построении текста принадлежит композиции, или устойчивой последовательности малых сюжетных единиц (мотивов). Важной особенностью поэтики было использование в драме готовых общеизвестных текстов: народных духовных стихов и песен, религиозных кантов.
В связи с этими особенностями корпуса батлеек также строились по несколько разным типам. И каждое место батлеечного ящика имело свой особый символизм: с левой стороны верхнего яруса обычно находился «рай», с правой стороны нижнего яруса – «ад».
В репертуар батлейки, наряду с религиозной пьесой «Царь Ирод», народной драмой «Царь Максимилиан», входили также жанровые сцены «Матей и доктор», «Антон с козой и Антониха», «Вольский — купец польский», «Бэрка-корчмарь», «Цыган и цыганка», «Ванька малой», «Панич» и ряд других. В батлейке постоянно сталкивались религиозная мистика и житейский реализм, набожность и богохульство.
Наибольшей популярностью пользовался светский репертуар с комическими сценками. Сатирическим образам доктора–шарлатана, злого помещика, жадного купца противопоставляли сообразительного и веселого героя из народа.
В Беларуси бытовало несколько типов батлеечных театров:
— двухэтажные с движущимися куклами;
— двухэтажные с башней;
— батлейки по принципу теневого театра;
— батлейки с прозрачными декорациями, которые менялись во время спектакля.
Одноэтажная батлейка по своей конструкции напоминала дом белорусского крестьянина. Передняя стенка была из полотна, которое опускалось и подымалось как занавес в театре. Репертуар такой батлейки обычно составляли мистериальные сюжеты о Рождестве Христа и поклонении волхвов. Сама батлейка имела довольно простой вид, чтобы не отвлекать внимания зрителей от происходившего на сцене.
Двухэтажные батлейки с подвижными куклами и каноничным оформлением бытовали на Полесье (Мозырь, Бобруйск, Копоткевичи, Березина). Батлейка такого типа представляет собой большой, часто выше двух метров, ящик с двумя этажами. Конструкция имела от одного до трех куполов. Верхний ярус – «небо» — символизировал место, где родился Иисус, тут проходили представления, связанные с библейскими темами. В центре верхнего яруса находилась ниша, где помещались ясли с младенцем Иисусом. Нижний ярус – «земля» — представлял собой дворец Ирода и тут же демонстрировались сцены бытового характера. Этот ярус оформлялся более скромно, здесь находился трон царя Ирода, обклеенный золотой бумагой. Также на этом ярусе могла находиться голова дьявола над символическим входом в «ад».
На Минщине в конце XIX века была распространена двухэтажная батлейка со специальной башней. Такая батлейка имела круглую, квадратную или шестиугольную башню, в которой находились двери. Стол был сделан в виде диска, который двигался по вертикали, по краям его были фигурки женщин и мужчин, которые держались за руки.
Батлейка по принципу теневого театра была найдена в городе Сурож Витебской губернии. Этот тип театра объединяет в себе черты одноэтажной батлейки и теневого театра. Он имел вид трехкупольной церкви. Сцена была затянута промасленной бумагой. Внутри купола размещались металлические кольца с фигурами героев, которые принимали участие в спектакле, а также свечка. Батлеечник открывал створки батлейки, зажигал свечку и крутил кольца согласно сюжета.
Батлеечный театр жлоб был распространен на Витебщине в XVIII-XIX веках. Он имел вид двухъярусной трехкупольной церкви. Первый ярус состоял из трех отделов. За стеклом посередине находились неподвижные куклы (сцена поклонения волхвов), силуэты их от света свечи падали на заднюю стену. Стены двух других отделов были заклеены промасленной бумагой-экраном и использовались для показа сцены Рождества. В этих отделах были верхушки, каждая из которых состояла из пропеллера в виде диска и обруча, скрепленных между собой вертикальными пластинками. По краям обруча прикреплялись металлические или бумажные фигурки, которые представляли собой композицию на одну из библейских тем. Вся конструкция размещалась на остром шпиле, посередине которого находилась свечка. Воздух, который нагревала свеча, поднимался вверх к башне и таким образом двигал обруч вместе с прикрепленными к нему фигурками героев. Вся эта секция закрывалась промасленной бумагой. Батлеечник к экрану прикреплял надпись, которая разъясняла характер и действие сюжета.
Еще одним видом батлейки является театр с прозрачными декорациями. Такая батлейка была распространена на территории Беларуси в конце XIX начале XX века. Это была простая двухэтажная коробка с двумя отделами. Размеры ее были приблизительно 1,5х1,5м. В верхней части коробки находились два петуха. Коробка подсвечивалась свечами, которые находились по краям батлейки. Декорации были прозрачные, их рисовали на папиросной бумаге.
Кроме перечисленных видов на территории Беларуси встречались и другие виды батлеек. Например, могилевская батлейка, которая была трехъярусной, были театры с перчаточными куклами, куклами-марионетками. Встречались батлейки, которые напоминали церковь. Но чаще всего батлейки были похожими на шкафчик с дверьми в виде домика или церковки с куполом и крестом. Батлейка имела горизонтальные ярусы, каждый из которых имел пространство для вождения кукол. Самой распространенной на территории Беларуси была двухъярусная батлейка с простыми декорациями.
Вертепные ящики в старину делали очень большими. В них куклами управляли снизу, через специальные щели в дне ящика и они двигаются по прорезям в полу. Позднее появились одноэтажные вертепы, сделанные попроще, из подручных материалов — в них кукловод управлял куклами сверху, с помощью прута. Были также перчаточные и механические куклы, марионетки, плоские куклы для теневого театра. Наибольшее распространение получили куклы на твердом стержне. Стержень и тело куклы обычно изготавливались из мягких пород дерева, набивались ватой, тряпьем или бумагой. Размеры кукол обычно были в среднем 23-27см. Но встречались размеры и до 35см. — обычно такими делались отрицательные персонажи.
Необходимыми участниками сцен в верхнем ярусе были «Три царя» и «Ангел со свечой». Со временем религиозная часть действа сокращалась, больше места уделялось сценкам бытового, исторического, комического характера. Так появлялись новые персонажи: цыгане, воин на коне, пастушок Антипка, барыня и другие. В представлениях действовало до сорока персонажей.
Показы всегда сопровождались музыкой, песнями; сцена и куклы освещались свечами. Батлеечник часто был не только единственным исполнителем, но и драматургом, режиссером, композитором, конферансье.
Все действо длилось от десяти до двадцати минут, в зависимости от текста и музыкального сопровождения.
Текст передавался из уст в уста с добавлениями и сокращениями.
Белорусская батлейка конца XIX — начала XX века имела семейные традиции. В состав хора входили и дети и взрослые. В постановках принимал участие небольшой музыкальный ансамбль, который зачастую также состоял из членов семьи батлеечников. Обычно использовались скрипка, цимбалы, дудка, бубен, гармонь.
Представления батлейки существовали до начала ХХ века. В наши дни национальный кукольный театр «Батлейка» возрождается немногочисленными энтузиастами. В 1989 году Галина Жаровина в городском поселке Мир Гродненской области создала музей и театр–студию «Батлейка». Вместе со своими учениками поставила там спектакль «Царь Ирод», «Анна Радзивилл» и другие.
Копирайт © 2011 Вячеслав Карп — Зеркало сцены.