Что такое базовые цифровые компетенции

Что такое базовые цифровые компетенции

Аналитический отчет
АНО ДПО «Корпоративный университет Сбербанка»
«ОБУЧЕНИЕ ЦИФРОВЫМ НАВЫКАМ: ГЛОБАЛЬНЫЕ ВЫЗОВЫ И ПЕРЕДОВЫЕ ПРАКТИКИ»
представляем саммери первой части аналитического отчета

ОБУЧЕНИЕ ЦИФРОВЫМ НАВЫКАМ:
Модели цифровых компетенций

Что такое базовые цифровые компетенции. Смотреть фото Что такое базовые цифровые компетенции. Смотреть картинку Что такое базовые цифровые компетенции. Картинка про Что такое базовые цифровые компетенции. Фото Что такое базовые цифровые компетенции

Пилотный вариант данного отчета был представлен на III Международной

конференции «Больше чем обучение», которую Корпоративный университет

Сбербанка провел 26 октября 2018 г. совместно с Европейским фондом разви-

тия менеджмента (EFMD) при участии Благотворительного фонда Сбербанка

«Вклад в будущее», и которая в этот раз была посвящена теме «Как развивать

Более 700 экспертов из 13 стран приехали в кампус

Корпоративного университета Сбербанка в Истринском районе Подмосковья,

чтобы очно принять участие в конференции, и более 10 000 человек следили

за работой ее пленарных и секционных заседаний и участвовали в них дис-

Среди участников конференции были руководители крупнейших

российских и зарубежных компаний и корпоративных университетов, ректоры

ведущих университетов и бизнес-школ, а также мировые эксперты в образова-

нии, представители общеобразовательных школ и организаций дополнитель-

ного профессионального образования»

Что такое базовые цифровые компетенции. Смотреть фото Что такое базовые цифровые компетенции. Смотреть картинку Что такое базовые цифровые компетенции. Картинка про Что такое базовые цифровые компетенции. Фото Что такое базовые цифровые компетенции

В ходе дискуссий на этой конференции ведущие мировые и российские экс-

перты в сферах образования и развития человеческого капитала в центр

внимания поставили следующие вопросы:

• модели компетенций для цифровой экономики в контексте непрерывного

• новая роль преподавателей в обучении цифровым навыкам;

• подготовка ИТ-профессионалов в области новых цифровых технологий;

• инновационные модели образования и передовые образовательные

• оптимальный баланс цифровых, профессиональных и «мягких» навыков.

Особенностью подхода является фокус на поиске инновационных

решений для новых вызовов, возникающих сегодня перед традиционными

Очевидно, что традиционная модель образования, направленная лишь на по-

лучение знаний, безнадежно устарела. Необходима трансформация самой

парадигмы образования и пересмотр существующих подходов и моделей

обучения, направленных на развитие навыков общей цифровой грамотности,

социальных и эмоциональных навыков для успеха в новом цифровом мире.

Мы предлагаем комплексное понимание цифровых навыков и подробно

разбираем их различные аспекты — нам представляется важным сразу

определиться с понятийным аппаратом проблематики развития цифровых

навыков, поскольку в имеющейся профильной литературе еще много

неустоявшихся терминов, а порой туманных и противоречивых толкований.

Мы рассмотрели процесс обучения с позиций принципа непрерывного обуче-

ния (lifelong learning) и описали новые образовательные решения, затрагива-

ющие все форматы обучения, как очные, так и дистанционные, виртуальные

и интерактивные. Именно интеграция новых технологий в уже сложившиеся

обучающие практики становится залогом успеха в цифровом образователь-

ном мире. Описанный нами опыт применения современных моделей обучения

в различных типах организаций, в том числе в таких поистине инновационных,

как École 42, является тому подтверждением.

Другим важным методом при подготовке отчета было изучение опыта по-

строения инновационных моделей обучения в России и в мире — например,

в компаниях Google, IBM, «Яндекс», и в таких известных своим новаторством

образовательных институциях, как École 42/Школе 21, Национальном исследо-

вательском университете «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) и Корпора-

тивном университете Сбербанка.

Цифровая грамотность,
цифровые компетенции и цифровые навыки

Что такое базовые цифровые компетенции. Смотреть фото Что такое базовые цифровые компетенции. Смотреть картинку Что такое базовые цифровые компетенции. Картинка про Что такое базовые цифровые компетенции. Фото Что такое базовые цифровые компетенции

Цифровая грамотность (digital fluency) определяется набором знаний и

умений, которые необходимы для безопасного и эффективного использования

лежат цифровые компетенции (digital competencies) —

— способность решать разнообразные задачи в области использования

информационно-коммуникационных технологий (ИКТ):

— использовать и создавать контент при помощи цифровых технологий,

включая поиск и обмен информацией, ответы на вопросы, взаимодействие с

Европейская комиссия в своем определении цифровой компетентности (digital

competency), подготовленном в рамках Плана действий по развитию

цифрового образования (DEAP), подчеркивает важность осознанного и

ответственного использования цифровых технологий в обучении, на работе,

в общественной жизни

Цифровая компетентность должна включать способность к цифровому

сотрудничеству, обеспечению безопасности и решению проблем.

Цифровая грамотность включает личностные, технические и интеллектуаль-

ные (цифровые) навыки, которые необходимы для того, чтобы жить в цифровом

Под цифровыми навыками (digital skills) мы будем понимать

устоявшиеся, доведенные до автоматизма модели поведения, основанные

на знаниях и умениях в области использования цифровых устройств, комму-

никационных приложений и сетей для доступа к информации и управления

ей. Цифровые навыки позволяют людям создавать и обмениваться цифровым

контентом, коммуницировать и решать проблемы для эффективной и творче-

ской самореализации в обучении, работе и социальной деятельности в целом.

Но уже сейчас понятно, что значительное количество сотрудников с цифровы-

ми компетенциями на разных уровнях в компании обеспечит ей конкурентное

преимущество. В корпоративном мире выделяются компании — «цифровые

чемпионы», в которых уровень владения цифровыми навыками у сотрудников

ализированных сотрудников, чья работа связана с ИКТ, но и всего персонала

компании, и его менеджмента в первую очередь. Такие компании более эффек-

тивны в своей деятельности, в частности в связи с:

• применением более эффективных бизнес-моделей, адекватных

изменившимся потребностям цифрового мира;

• более коротким временем вывода на рынок товаров и услуг, использованием

цифрового маркетинга и приемов компаний-стартапов;

• эффективной структурой затрат благодаря использованию технологических

• высоким качеством цифровых продуктов, которое обеспечивают инвестиции

в цифровые таланты;

• высоким уровнем удовлетворенности потребителей качеством продуктов

• благодаря персонализированным предложениям и индивидуальному

Деятельность EC в области развития цифровых навыков населения опирается

на Европейскую модель цифровых компетенций для образования (EU Digital

Competence Framework for Educators)

Цифровые навыки, лежащие в основе цифровых компетенций, можно условно

поделить на пользовательские и профессиональные Пользовательские

навыки, в свою очередь, включают базовые и производные.

Пользовательские цифровые навыки:

1.1. Базовые цифровые навыки связаны с функциональной грамотностью

в использовании электронных устройств и приложений. Они необходимы для

получения доступа и использования цифровых устройств и онлайн-серви-

сов — критически важны для каждого человека. К ним можно отнести умение

работать с различными техническими устройствами, файлами, Интернетом,

онлайн-сервисами, приложениями. Сюда же можно включить психомоторные

навыки, например, умение печатать на клавиатуре (развитие мелкой мотори-

ки) или работу с сенсорными экранами (развитие жестикуляции).

1.2. Производные цифровые навыки связаны с умением осознанно применять

цифровые технологии в релевантном контексте в быту и на рабочем месте.

Овладение такими навыками нацелено на эффективное и осмысленное ис-

пользование цифровых технологий и получение практических результатов.

Здесь важны творческие навыки для работы в онлайн-приложениях и цифро-

вых сервисах (социальных сетях, мессенджерах, информационных порталах),

способность создавать цифровой контент и в целом умение работать с инфор-

мацией — собирать, структурировать, проверять на достоверность, хранить

2. Специализированные профессиональные цифровые навыки, связанные

с регулярным решением сложных профессиональных задач в цифровой сре-

де — навыки, лежащие в основе высокотехнологичных профессий (програм-

мисты, разработчики, web-дизайнеры, аналитики больших данных и т.д.). Для

их освоения необходимо получить специальное образование. Сюда можно

включить также умение работать в команде, креативность, критическое мыш-

Источник

Полезные материалы

Переход к цифровой экономике существенным образом меняет рынок труда: наряду с распространением информационных технологий во всех сферах жизни цифровые навыки становятся критически важными с точки зрения работодателей.

Ожидается масштабная трансформация требований к специалистам, поскольку многие операции, которые не были затронуты предыдущими волнами внедрения цифровых технологий, в ближайшем будущем могут быть автоматизированы.

Ключевой компетенцией, определяющей конкурентные преимущества компаний будущего, становится аналитика больших данных.

Внедрение цифровых технологий обусловливает значительные изменения потребностей в персонале и требований к специалистам:

На российском рынке труда ожидается рост спроса на кадры высокой ИТ-квалификации в среднесрочной перспективе.

В частности, вырастет потребность в кадрах по таким перспективным направлениям, как искусственный интеллект, анализ больших данных, робототехника, виртуальная реальность, Интернет вещей.

По результатам исследований в числе перспективных профессий высокой квалификации, востребованных рынком в условиях цифровизации, отметим следующие:

Цифровые навыки стали неотъемлемой частью профессиональных навыков как в области образования и науки, так и в промышленности. Реализация прорывных технологических проектов в условиях цифровой экономики порождает спрос на специалистов, владеющих комплексом жестких, гибких и специальных цифровых компетенций, включая:

Источник

Какие цифровые навыки нужны каждому в 2021 году

В очень спорной, но весьма увлекательной книге Александра Эткинда «Природа зла. Сырье и государство» история человечества рассматривается периодами, когда зависимость от одного вида топлива сменяла другую, и это всегда сопровождалось глобальными изменениями в укладе жизни. Сейчас мир зависит от нефти, но в будущем, считает автор, будет зависеть от программистов. Они станут незаменимым ресурсом, без которого не сможет функционировать ни одно производство, государство и общество в целом. Если оставить за скобками авторский взгляд и обратиться к прогнозам по рынку труда, то, например, согласно Roland Berger, к 2030 году в Европе откроется дефицит в 50 млн специалистов. Большая часть вакансий (но не все) будут связаны с ИТ-специальностями. Исследователи уверены в благах, которые несет с собой автоматизация, поскольку она не только отнимает, но и создает рабочие места, избавляя человека от рутины и скучной работы. Ее будут делать программы — осталось только научиться с ними правильно взаимодействовать.

Не только карьерный вопрос ставит на повестку дня цифровые навыки для каждого. Бытовая сфера тоже меняется, и, чтобы чувствовать себя комфортно, человеку приходится осваивать новые гаджеты и инструменты. Не нужно далеко ходить за примерами: во время карантина учителя и родители школьников оказались абсолютно не готовы к использованию такой базовой функции, как конференц-связь.

Эти пять групп навыков нужны сегодня каждому человеку.

Информационная безопасность

Развитие автоматизации открывает новые горизонты для мошенников, при этом новые вирусы порой создаются не только для извлечения прибыли, но и просто ради практики и забавы. Сегодня даже холодильник или навороченный чайник могут «поймать» вирус.

Поэтому навык защиты своих данных в современном мире приобретает все большую актуальность. Каждый пользователь гаджетов должен соблюдать хотя бы элементарные правила безопасности: вовремя обновлять программу-антивирус, не переходить по сомнительным ссылкам и не вводить свои данные на непроверенных сайтах. Смена паролей на устройствах должна войти в привычку, как смена постельного белья, чтобы, например, видео с вашей веб-камеры не оказалось в сети.

Кстати, сегодня в России штраф за утечку персональных данных составляет от 15 до 75 тысяч рублей, но в скором времени максимальная сумма наказания может вырасти до более ощутимых 18 миллионов рублей. Конечно же, если пользователь сам «сольет» свои данные, то никто его не накажет. Другое дело, если утечка произойдет на работе по причине халатности или невнимательности сотрудника.

Многие считают, что если в компании есть отдел кибербезопасности, то можно не забивать себе голову правилами цифровой гигиены: мощный антивирус и бдительный сисадмин вовремя заметят угрозу. Увы, это не совсем верно. Сегодня в мире набирают обороты новые виды кибератак — фишинговая рассылка на электронную почту рядовых сотрудников, которая имитирует деловые письма. Они не содержат подозрительных файлов, поэтому система защиты не распознает их как потенциально опасные. Вступив в переписку, человек попадается на крючок: дальше идут в ход психологические манипуляции и игра на эмоциях (в том числе желании угодить начальству). Пользуясь этим приемом, хакер вынудил сотрудника Nikkei America перевести ему 29 млн долларов.

Что такое базовые цифровые компетенции. Смотреть фото Что такое базовые цифровые компетенции. Смотреть картинку Что такое базовые цифровые компетенции. Картинка про Что такое базовые цифровые компетенции. Фото Что такое базовые цифровые компетенцииФото: Tyler Hendy/Unsplash

Интернет вещей

Интернет — это уже не просто сеть компьютеров, это сеть всевозможных устройств, от мобильного телефона и умных часов до машины, светофора, робота, транспортного дрона и автоматизированного промышленного станка. Интернет становится «сетью всего». Компания Transforma Insights опубликовала данные о продажах оборудования для интернета вещей: в прошлом году покупатели потратили порядка 465 млрд долларов на такие устройства, а суммарное их количество в мире выросло до 7,6 млрд штук.

Тренд набирает все большую популярность и, несомненно, требует от человека особого навыка владения всеми высокотехнологическими устройствами. Иначе однажды можно остаться голодным, не договорившись с собственным роботом-холодильником, или попасть в щекотливую ситуацию из-за умного унитаза. Осваивая умные гаджеты, напротив, можно поднять качество быта на новый уровень. Например, если нет возможности выходить с собакой на улицу в шесть утра, можно выгуливать ее при помощи дрона.

Работа с данными

Если вы еще не слышали словосочетания Data Driven, пора с ним познакомиться. Предельно упрощая — это подход к работе и бизнесу, полностью основанный на данных. Например, в крупнейшей нефтехимической компании «СИБУР» созданы полные цифровые двойники всех объектов и процессов производства. На практике это означает, что работу каждой единицы техники можно отследить на экране, совсем как в «Матрице». Это позволяет оперативно получать информацию, необходимую для принятия важных управленческих решений.

Рано или поздно все компании перейдут на работу с данными. Поэтому каждый сотрудник должен уметь собирать, обрабатывать и считывать информацию из отчетов, графиков и таблиц. Конечно, большинству не нужно изучать сложные инструменты, классического Excel будет вполне достаточно. Изучите все его функции вдоль и поперек — и будете чувствовать себя увереннее в будущем.

Цифровой этикет

Навыки удаленного общения довольно просты, но их применение существенно облегчает процесс для всех участников. Основной принцип цифрового этикета — избегать дискомфорта для собеседника. Каждый из нас наверняка хотя бы раз в жизни получал сообщение от незнакомого человека: «Привет! Насчет того, что мы обсуждали на прошлой неделе…» Но если в обычной жизни можно потратить время на выяснение личности собеседника (многие предпочитают использовать выдуманные имена), то с переходом на дистанционную работу незнание базовых правил общения может подорвать авторитет среди коллег и начальства.

Чего точно не нужно делать:

Эти правила пригодятся не только на работе, но и в повседневном общении.

Самообучаемость и адаптивность

Прогнозы говорят, что в недалеком будущем цифровые навыки потребуются от любого специалиста, чья профессия «выживет» в условиях конкуренции с роботами. Кстати, существует даже специальный сайт, где каждый может проверить риск исчезновения своей специальности. Механика ответа на базовый вопрос Will robots take my job? основывается на прогнозах аналитиков на ближайшие 20 лет. Например, согласно этому ресурсу, функции бухгалтера и аудитора будут полностью автоматизированы с 98-процентной вероятностью, а таксиста и водителя — с 89-процентной.

Можно не принимать во внимание такие далекие горизонты, а посмотреть на уже свершившееся. В прошлом году эксперты Burning Glass провели масштабное исследование, проанализировали миллиард вакансий по миру и выявили огромный сдвиг в устоявшемся наборе навыков в 250 разнообразных профессиях. Каждая восьмая из них предполагает принципиально новые компетенции, большая часть которых — цифровые.

Цифровые навыки — отнюдь не статичное понятие. Они устаревают с той же скоростью, с какой нашу жизнь перекраивают технологии. Поэтому обновлять их придется с завидной регулярностью. Это потребует еще одной важной группы умений — самостоятельного поиска информации, ее усвоения и быстрой адаптации к новым условиям. Как и любой навык, умение учиться можно развить, например, на специальном курсе Сoursera.

Непрерывная учеба должна стать стилем жизни в 2021 году и во всех последующих. Это позволит не упустить карьерные возможности и уверенней чувствовать себя в меняющемся мире.

Источник

Какими цифровыми компетенциями должны обладать кадры будущего?

Молодые таланты

Молодежь составит больше половины экономически активного населения в ближайшие 10 лет. С учетом демографической ямы молодых специалистов в стране будет на 30% меньше, чем в десятые годы. Поэтому забота о молодежи и подрастающем поколении, их мотивация и развитие стоят в приоритете у государства, в том числе в федеральном проекте.

Все самые востребованные специальности цифровой экономики строятся на дисциплинах математики и информатики. Существует мнение, что сегодня в России на одного программиста приходится три работодателя. По данным Headhunter.ru, за последние два года на 234% вырос спрос на специалистов в сфере данных (Data Science). Востребованность специалистов по большим данным увеличилась на 89%, машинному обучению – на 55%, блокчейну – на 16%. На самые высокие зарплаты могут рассчитывать специалисты по машинному обучению, специалисты по данным и по блокчейну, аналитики данных. Крайне необходимы специалисты по работе с данными и руководители, готовые выстраивать бизнес-процессы на основе данных.
Что такое базовые цифровые компетенции. Смотреть фото Что такое базовые цифровые компетенции. Смотреть картинку Что такое базовые цифровые компетенции. Картинка про Что такое базовые цифровые компетенции. Фото Что такое базовые цифровые компетенции

Работа по вовлечению людей в цифровые профессии должна вестись со школы. В 2019 году более 9000 школьников посетили смены в детских лагерях по передовым направлениям математики, ИТ- и цифровых технологий. На современном оборудовании дети смогли получить базовые навыки программирования, изучить робототехнику, лазерную резку, освоить 3D-моделирование и многое другое.

Для более взрослых ребят в рамках федерального проекта Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере была разработана программа «УМНИК», которая направлена преимущественно на поддержку и стимулирование массового участия молодежи в научно-технической и инновационной деятельности. В 2019 году по ней было отобрано 466 проектов молодых исследователей в возрасте от 18-30 лет для поддержки на сумму 233 млн рублей (по 500 тыс. рублей для каждого проекта). Отбор проходил в рамках целого ряда конкурсов: «Цифровой прорыв», «Цифровая Россия», «Нефтегаз», «Электроника», «Цифровая металлургия» и др. Первым стартовал конкурс «УМНИК – Цифровой прорыв». Его финальный 48-часовой хакатон вошел в «Книгу рекордов Гиннесса» как самый масштабный в мире по числу участников, собрав свыше 3000 ИТ-специалистов со всей России.

Что такое базовые цифровые компетенции. Смотреть фото Что такое базовые цифровые компетенции. Смотреть картинку Что такое базовые цифровые компетенции. Картинка про Что такое базовые цифровые компетенции. Фото Что такое базовые цифровые компетенции

Фото: пресс-служба конкурса «УМНИК – Цифровой прорыв»

Обучение цифровым компетенциям стало доступно и для людей, уже имеющих профессиональное образование. Для этого были выбраны короткие программы обучения по развитию цифровых компетенций, эффективность которых уже доказана мировым опытом. В России в этом направлении давно работают коммерческие онлайн-школы, последние несколько лет к обучению по программам дополнительного профессионального образования – обучения сквозным технологиям – подключились и российские вузы.

Что такое базовые цифровые компетенции. Смотреть фото Что такое базовые цифровые компетенции. Смотреть картинку Что такое базовые цифровые компетенции. Картинка про Что такое базовые цифровые компетенции. Фото Что такое базовые цифровые компетенции

Российский рынок инновационных продуктов испытывает серьезный дефицит квалифицированных кадров в области охраны результатов интеллектуальной деятельности и их коммерциализации. Повысить квалификацию по этому направлению в рамках государственной субсидии 2019 года получили возможность 14 тыс. человек. Обучение пройдет на базе 8 отобранных по конкурсу образовательных организаций.

Цифровые компетенции для всех

Что такое базовые цифровые компетенции. Смотреть фото Что такое базовые цифровые компетенции. Смотреть картинку Что такое базовые цифровые компетенции. Картинка про Что такое базовые цифровые компетенции. Фото Что такое базовые цифровые компетенции

Что такое базовые цифровые компетенции. Смотреть фото Что такое базовые цифровые компетенции. Смотреть картинку Что такое базовые цифровые компетенции. Картинка про Что такое базовые цифровые компетенции. Фото Что такое базовые цифровые компетенции

После сбора обратной связи о востребованности контента, его качестве и наиболее интересных для пользователя форматах подачи информации в 2020 году на платформе появятся образовательные решения для различных категорий цифровых потребителей – от начинающих до продвинутых. К 2024 году программы повышения цифровой грамотности на онлайн-сервисе должны пройти не менее 10 млн человек. Одна из ключевых задач консорциума заключается в увеличении пользователей цифровых сервисов, работа с мотивацией и доверием граждан и, безусловно, их цифровой безопасностью.

Готовим кадры, слушая бизнес

Мы уже свыклись с тем, что подготовка кадров значительно отстает от скорости технологических изменений, что уровень цифровой грамотности не соответствует тем требованиям, которые возникают в обществе и в экономике, что мы не опережаем, а догоняем. Чтобы идти в сторону изменений и спроектировать решения в области подготовки и развития кадров для цифровой экономики, в конце 2019 года мы собрали на площадке рабочего интенсива «Зимний остров» в Сочи представителей работодателей, бизнеса и вузов. В рабочих группах на протяжении четырех дней они проектировали решения, лучшие из которых были рекомендованы к развитию в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики».

Что такое базовые цифровые компетенции. Смотреть фото Что такое базовые цифровые компетенции. Смотреть картинку Что такое базовые цифровые компетенции. Картинка про Что такое базовые цифровые компетенции. Фото Что такое базовые цифровые компетенции

Фото: Артем Ганжа/Платформа НТИ

В Кадровом треке «Зимнего острова» приняли участие более 600 человек. Не менее половины участников – это представители бизнеса (НR и команды цифрового развития, топ-менеджеры, ответственные за внедрение инновационных продуктов), а также представители вузов и колледжей, провайдеры технологических решений и EdTech-проектов, чиновники и сотрудники рекрутинговых агентств. В число основных трендов трансформации образования вошли развитие ДПО для быстрой подготовки цифровых кадров и повышения финансовой устойчивости вузов, экспорт лучших мировых практик и специальная подготовка преподавателей для тиражирования этих практик на федеральном уровне.

Другим спроектированным решением стала единая точка входа гражданина на цифровой рынок труда. Участники предлагают сделать цифровое резюме с помощью сервиса, который анализирует базовые цифровые компетенции по отрасли и показывает пути развития в области. Эксперты договорились о единых стандартах хранения и обмена данных для формирования цифрового профиля гражданина, для сбора и обмена данными об образовательных и профессиональных достижениях человека и построение его персональных траекторий развития в условиях цифровой экономики. Разработка механизмов мониторинга вариативных долгосрочных траекторий развития человека – один из заделов на разработку в текущем году.

2019 год был важным стартовым этапом реализации федерального проекта. За год мы собрали самые актуальные кадровые запросы работодателей, необходимые в экономике нового десятилетия. Хочу поблагодарить компании, вузы и отдельных экспертов, которые нацелены на воспитание квалифицированных кадров в эпоху цифровой экономики и готовы делиться лучшими практиками для достижения этой общей цели.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *