Что такое базовый норматив затрат на оказание муниципальной услуги

Нормативные затраты на услугу: рассчитываем по-новому

Вскоре после издания в октябре 2014 года рекомендаций по установлению общих требований к порядку расчета объема субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания [1] Минфин сделал следующий шаг по внедрению в практику единых нормативов затрат. Финансовое ведомство предложило органам власти примеры расчета нормативов на оказание услуг и тем самым наглядно продемонстрировало, как многочисленные формулы превращаются в деньги.

Методическая помощь, оказываемая Минфином, призвана облегчить федеральным органам исполнительной власти работу по подготовке в своих сферах регулирования общих требований к порядку определения нормативных затрат (в соответствии с абз. 2 п. 4 ст. 69.2 БК РФ). Кроме того, данные рекомендации пригодятся органам-учредителям, которые должны будут, опираясь на новые правила, определить нормативные затраты на оказание услуг и содержание имущества для подведомственной сети, а также самим учреждениям, принимающим участие в расчете нормативов.

По замыслу Минфина, общий порядок определения нормативных затрат, предусмотренный п. 4 ст. 69.2 БК РФ и разъясненный в Рекомендациях № 02-01-09/49180, позволит обеспечить предоставление населению услуг установленного качества независимо от места их получения. При этом нормативная стоимость таких услуг для однотипных учреждений должна быть одинаковой, а отраслевая и региональная специфика, различия в материально-техническом и кадровом обеспечении учреждений могут быть учтены посредством применения к установленным нормативам корректирующих коэффициентов.

Рассмотрим подробнее, каким образом финансовое ведомство предлагает формировать норматив на оказание услуги.

Основная формула расчета

Нормативные затраты, непосредственно связанные с оказанием услуги:

1) на оплату труда персонала, занятого в предоставлении услуги;

2) на приобретение материальных запасов, потребляемых в процессе оказания услуги;

3) иные нормативные затраты, связанные с оказанием услуги

Нормативные затраты на общехозяйственные нужды (за исключением учитываемых в составе затрат на содержание имущества):

1) на коммунальные услуги;

2) на содержание недвижимого имущества, эксплуатируемого в процессе оказания услуги;

3) на содержание эксплуатируемого особо ценного движимого имущества;

4) на приобретение услуг связи;

5) на приобретение транспортных услуг;

6) на оплату труда персонала, не занятого в предоставлении услуги;

7) на прочие общехозяйственные нужды

Впрочем, нормативные затраты на оказание услуги можно определить и в отсутствие утвержденных стандартов и регламентов. Приведенные в Рекомендациях № 02-01-09/49180 формулы позволяют сделать это.

Остановимся на некоторых расчетных процедурах. Но прежде отметим, что Минфин в подготовленных примерах использует условные расчеты: ими охвачены далеко не все расходы учреждений на оплату труда (включены не все штатные единицы, необходимые для оказания той или иной услуги), приобретение материальных запасов, коммунальных услуг и др. Поэтому в действительности итоговые цифры могут быть больше.

Затраты на непосредственное оказание услуги

Как рекомендует Минфин, сначала необходимо определить нормы штатных единиц работников учреждения, непосредственно связанных с оказанием услуги спортивной подготовки по плаванию.

Норма ресурса (на единицу услуги)

Нормативное количество ресурса

Нормативное количество услуг

Численность группы спортсменов в соответствии с федеральным стандартом спортивной подготовки по плаванию на этапе высшего спортивного мастерства – 4 человека. На группу предусмотрен 1 тренер

Инструктор-методист

В силу федерального стандарта спортивной подготовки по плаванию 1 методист предусмотрен на 5 тренеров или 20 спортсменов

Норма ресурса (на единицу услуги)

Цена единицы ресурса, руб.

Нормативные затраты (на единицу услуги), руб. в год

В качестве цены единицы ресурса взят годовой ФОТ работника, включая страховые взносы, а также взносы на травматизм

Инструктор-методист

Как и в предыдущем случае, сначала определяются нормы материальных запасов на оказание единицы услуги.

Норма ресурса (на единицу услуги)

Нормативное количество ресурса

Нормативное количество услуг

Комплект таблиц по музыкальным инструментам

Предусмотрено по 1 комплекту на 1 группу из 10 человек

Комплект ударно-шумовых народных инструментов

Синтезатор с подставкой (комплект)

Норма ресурса (на единицу услуги)

Срок использования ресурса (лет)

Цена единицы ресурса, руб.

Нормативные затраты (на единицу услуги), руб. в год

Комплект таблиц по музыкальным инструментам

В качестве цены единицы ресурса используется его закупочная стоимость на момент планирования, скорректированная на индексы-дефляторы по группам товаров

Комплект ударно-шумовых народных инструментов

Синтезатор с подставкой (комплект)

В данную группу также могут включаться затраты учреждения по договорам, заключенным со сторонними специалистами (например, на медицинское обслуживание). Если соответствующий стандарт оказания услуги предусматривает такое обслуживание, а в штате учреждения нет нужного специалиста, эти расходы при расчете нормативов, непосредственно связанных с оказанием услуги, включаются в группу иных затрат.

Затраты на общехозяйственные нужды

Так, расчет нормативных затрат на содержание объектов недвижимого имущества, эксплуатируемых в процессе предоставления услуги, продемонстрируем на примере учреждения среднего профессионального образования. Для этого потребуется установить сумму плановых расходов на содержание недвижимости (подчеркнем, что при их оценке финансовое ведомство учло не все составляющие затрат, поэтому стоимость использования имущества в примерах занижена).

Пример 1

Плановые затраты на вывоз твердых бытовых отходов, техническое обслуживание и ремонт охранной сигнализации, содержание прилегающих территорий составляют 1,3 млн руб. в год.

Для дальнейших расчетов необходимо определить два параметра:

1. Общее полезное время использования имущественного комплекса в год на оказание услуги. Данный параметр определяется так.

Имущественный комплекс (образовательное учреждение) осуществляет услугу в течение 225 дней (45 учебных недель в год при пятидневной рабочей неделе). Нормативное количество обучающихся составляет 100 человек (нормативное количество групп – 10, число человек в группе – 10). Таким образом, общее полезное время работы образовательного учреждения равняется 22 500 человеко-дням (225 дней х 100 чел.).

2. Норма времени использования имущественного комплекса на оказание услуги. В соответствии с требованиями к образовательной нагрузке среднего профессионального образования этот показатель составляет 225 дней в году.

Теперь на основе полученных данных рассчитаем стоимость единицы времени использования (аренды) имущественного комплекса учреждения на оказание услуги в части затрат на содержание недвижимого имущества: 1 300 000 / 22 500 = 57,77 (руб. в день на единицу услуги).

Далее определяются нормативные затраты на содержание недвижимого имущества: 1 300 000 / 22 500 х 225 = 13 000 (руб. в год на единицу услуги).

Обратите внимание, что два указанных параметра применяются при расчете всех нормативных затрат, участвующих в формировании норматива на общехозяйственные нужды. В частности, общее полезное время использования имущественного комплекса необходимо для того, чтобы правильно рассчитать величину затрат на общехозяйственные нужды, которые должны включаться в стоимость услуги. То есть использование названных параметров как раз и отражает суть нормативного метода: благодаря им можно высчитать, сколько реально стоит содержание имущественного комплекса в единицу времени и на единицу услуги. В противном случае все расходы на содержание учреждения были бы распределены между услугами вне зависимости от интенсивности использования имущества и загруженности учреждения.

Наконец, нормативные затраты на оплату труда административно-управленческого, административно-хозяйственного, вспомогательного и иного персонала рассчитаем на примере услуги проживания в доме-интернате.

Пример 2

Плановые затраты на оплату труда директора учреждения и его заместителя (с начислениями) составляют 1,2 млн руб. в год.Имущественный комплекс (дом-интернат) функционирует круглосуточно 365 дней в году, в учреждении 720 койко-мест.

Рассчитаем общее полезное время использования имущественного комплекса в год на оказание услуги: 365 дн. х 720 койко-мест = 262 800 койко-дней.

В силу требований к содержанию граждан пожилого возраста и инвалидов в домах-интернатах норма времени использования имущественного комплекса на оказание услуги – 365 дней в году.

Стоимость единицы времени использования (аренды) имущественного комплекса учреждения на оказание услуги в части затрат на персонал, не задействованный в непосредственном предоставлении услуги: 1 200 000 / 262 800 = 4,6 (руб. в день на единицу услуги).

Далее рассчитываем нормативные затраты на указанный персонал: 1 200 000 / 262 800 х 365 = 1 667 (руб. в год на единицу услуги).

Использование результатов расчетов

Но что делать, если исходя из полученных нормативов размер субсидии для учреждения оказался существенно выше либо ниже прежнего финансирования? В этом случае финансовое ведомство рекомендует проверить корректность расчетов по следующим позициям:

[1] Письмо Минфина РФ от 01.10.2014 № 02-01-09/49180 (далее – Рекомендации № 02-01-09/49180).

[2] Раздел «Бюджет», подраздел «Нормативные затраты. Методологическая поддержка ФОИВ».

Всем, кто на этой неделе забронирует место в группе, «Клерк» подарит месяц безлимитных консультаций, чтобы было легче учиться на потоке.

Покажите директору, на что вы способны. Записаться и получить подарок

Источник

«Методика определения нормативных затрат на оказание государственных услуг, включенных в базовые (отраслевые) перечни государственных и муниципальных услуг и работ по видам деятельности «Образование и наука», «Молодежная политика» и «Опека и попечительство несовершеннолетних граждан», за исключением государственных услуг по реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования и программ среднего профессионального образования» (утв. Минобрнауки России 27.11.2015 N АП-115/18вн) (ред. от 21.12.2016)

Утверждаю
Заместитель Министра образования
и науки Российской Федерации
А.Б.ПОВАЛКО
27 ноября 2015 г. N АП-115/18вн

МЕТОДИКА
ОПРЕДЕЛЕНИЯ НОРМАТИВНЫХ ЗАТРАТ НА ОКАЗАНИЕ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ, ВКЛЮЧЕННЫХ В БАЗОВЫЕ (ОТРАСЛЕВЫЕ)
ПЕРЕЧНИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ И РАБОТ
ПО ВИДАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА», «МОЛОДЕЖНАЯ
ПОЛИТИКА» И «ОПЕКА И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
ГРАЖДАН», ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ
ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ПРОГРАММ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОГРАММ СРЕДНЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 16 июня 2014 г. N 49н «Об утверждении Перечня видов деятельности, по которым федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, формируются базовые (отраслевые) перечни государственных и муниципальных услуг и работ» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 июля 2014 г., регистрационный N 33056).

2. Методика разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 г. N 640 «О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 28, ст. 4226) и приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 сентября 2015 г. N 1040 «Об утверждении Общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования, науки и молодежной политики, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) государственным (муниципальным) учреждением» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 октября 2015 г., регистрационный N 39486).

3. Для целей настоящей Методики используются следующие понятия:

4. Министерство образования и науки Российской Федерации не позднее 1 июля текущего финансового года формирует для государственных услуг на очередной финансовый год (если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации):

4.1. Итоговые значения и величину составляющих базовых нормативов затрат;

4.2. Территориальные корректирующие коэффициенты и порядок их применения с учетом условий, обусловленных территориальными особенностями и составом имущественного комплекса, необходимого для оказания государственной услуги, в том числе:

4.2.1. Корректирующие коэффициенты, учитывающие уровень среднемесячной заработной платы в регионе ;

С учетом положений абзаца шестого подпункта «а» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 19, ст. 2334).

4.2.2. Корректирующие коэффициенты, учитывающие государственное регулирование цен (тарифов) на коммунальные услуги и затраты на содержание недвижимого имущества.

4.3. Отраслевые корректирующие коэффициенты и порядок их применения с учетом показателей отраслевой специфики, в том числе:

4.3.1. Корректирующие коэффициенты, отражающие содержание государственных услуг и (или) условия (формы) их оказания:

корректирующие коэффициенты, отражающие особенности реализации образовательной программы (оказания государственной услуги) в зависимости от места обучения (места оказания государственной услуги);

корректирующие коэффициенты, отражающие особенности оказания государственной услуги в отношении отдельных категорий получателей государственной услуги;

корректирующие коэффициенты, отражающие формы обучения (очно-заочная, заочная);

корректирующие коэффициенты, отражающие формы реализации образовательных программ и применяемые образовательные технологии.

4.3.2. Корректирующие коэффициенты, отражающие иные специфические особенности оказания государственных услуг:

корректирующие коэффициенты, отражающие региональные различия в уровне цен на продукты питания и потребительские товары;

корректирующие коэффициенты, учитывающие возраст получателей государственной услуги;

корректирующие коэффициенты, отражающие кадровый потенциал организации;

корректирующие коэффициенты, учитывающие наполняемость организации относительно проектной мощности.

5. Значения территориальных корректирующих коэффициентов устанавливаются отдельно по каждой из государственных услуг, с учетом:

статистических данных о среднемесячной заработной плате по субъектам Российской Федерации;

статистических данных о ценах (тарифах) на коммунальные услуги по субъектам Российской Федерации и структуры затрат на коммунальные услуги, определенной в рамках базовых нормативов затрат.

6. Отраслевые корректирующие коэффициенты, отражающие содержание государственных услуг и (или) условия (формы) их оказания, устанавливаются отдельно по каждой из государственных услуг, в том числе в соответствии с характеристиками государственных услуг, указанных в Базовых перечнях.

6.1. Коэффициенты, отражающие особенности реализации образовательной программы (оказания государственной услуги) в зависимости от места обучения (места оказания государственной услуги), устанавливаются в отношении:

контингента, получающего государственную услугу по реализации образовательной программы на дому;

нетиповых образовательных организаций, в том числе Детских центров;

специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типов;

общеобразовательных организаций, созданных при исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы.

6.2. Корректирующие коэффициенты, отражающие особенности оказания государственной услуги в отношении отдельных категорий получателей государственной услуги, устанавливаются для физических лиц:

нуждающихся в длительном лечении;

с ограниченными возможностями здоровья;

являющихся инвалидами или детьми-инвалидами;

являющихся детьми с умственной отсталостью (для государственных услуг по реализации основных общеобразовательных программ);

являющихся детьми с туберкулезной интоксикацией.

Применяются при указании соответствующих характеристик образовательных программ в государственном задании на оказание государственных услуг (выполнение работ).

7. Отраслевые корректирующие коэффициенты, отражающие иные специфические особенности оказания государственных услуг, устанавливаются отдельно по каждой из государственных услуг.

7.1. Корректирующие коэффициенты, отражающие региональные различия в уровне цен на продукты питания и потребительские товары, устанавливаются по субъектам Российской Федерации на основе статистических данных о соотношении указанных цен.

7.2. Корректирующие коэффициенты, учитывающие возраст получателей государственной услуги, устанавливаются в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями и нормами, утвержденными нормативно-правовыми актами Российской Федерации.

7.3. Корректирующие коэффициенты, отражающие кадровый потенциал организации, устанавливаются:

7.4. Корректирующие коэффициенты, учитывающие наполняемость организации относительно проектной мощности, применяются, в случае если низкая наполняемость организации обусловлена особенностями демографической структуры населения территории, на которой расположена организация.

Корректирующие коэффициенты, учитывающие наполняемость организации относительно проектной мощности, не применяются в отношении государственных услуг, реализуемых федеральными государственными бюджетными и автономными образовательными учреждениями высшего образования.

8. При формировании обоснований бюджетных ассигнований федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период Министерством образования и науки Российской Федерации при необходимости уточняются значения базовых нормативов затрат, состав, значения и порядок применения территориальных и отраслевых корректирующих коэффициентов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 9 постановления Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 г. N 640 «О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 28, ст. 4226).

II. Формирование базовых нормативов затрат

10. Базовые нормативы затрат включают в себя затраты, непосредственно связанные с оказанием государственной услуги, и затраты на общехозяйственные нужды на оказание государственной услуги.

11. В составе затрат, непосредственно связанных с оказанием государственной услуги, учитываются следующие составляющие затрат:

В случаях, установленных федеральными государственными образовательными стандартами;

11.2. Затраты на приобретение материальных запасов и особо ценного движимого имущества, потребляемого (используемого) в процессе оказания государственной услуги;

11.3. Затраты на приобретение учебной литературы, периодических изданий, издательских и полиграфических услуг, электронных изданий, непосредственно связанных с оказанием государственной услуги;

11.4. Затраты на повышение квалификации педагогических и других работников, принимающих непосредственное участие в оказании государственной услуги, в том числе связанные с наймом жилого помещения и дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные) работников на время повышения квалификации, за исключением затрат на приобретение транспортных услуг;

11.5. Затраты на прохождение педагогическими и другими работниками, принимающими непосредственное участие в оказании государственной услуги, медицинских осмотров;

Только для государственных услуг по реализации основных программ профессионального обучения.

12. В составе затрат на общехозяйственные нужды учитываются следующие составляющие затрат:

12.1. Затраты на коммунальные услуги;

12.2. Затраты на содержание объектов недвижимого имущества (в том числе затраты на арендные платежи);

12.3. Затраты на содержание объектов особо ценного движимого имущества;

12.4. Суммы резерва на полное восстановление состава объектов особо ценного движимого имущества, необходимого для общехозяйственных нужд, формируемого в установленном порядке в размере начисленной годовой суммы амортизации по указанному имуществу.

В порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 г. N 640 «О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 28, ст. 4226);

12.5. Затраты на приобретение услуг связи;

12.6. Затраты на приобретение транспортных услуг, в том числе расходы на проезд до места прохождения практики, повышения квалификации и обратно;

12.7. Затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников организации, которые не принимают непосредственного участия в оказании государственной услуги (административно-управленческого и вспомогательного персонала), включая страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации, а также на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;

12.8. Затраты на повышение квалификации работников, не принимающих непосредственное участие в оказании государственной услуги;

12.9. Приобретение материальных запасов общехозяйственного назначения.

В соответствии с пунктом 21 постановления Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 г. N 640 «О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 28, ст. 4226).

В течение переходного периода в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 г. N 640 «О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 28, ст. 4226).

15. Для Детских центров нормативные затраты на оказание единицы государственной услуги определяются с учетом средней продолжительности смены, то есть периода оказания государственной услуги, которая в рамках расчета составляет 21 день.

III. Определение нормативных затрат на оказание
государственных услуг

16. Нормативные затраты на оказание единицы i-ной государственной услуги в очередном финансовом году (ni) определяются по формуле:

Что такое базовый норматив затрат на оказание муниципальной услуги. Смотреть фото Что такое базовый норматив затрат на оказание муниципальной услуги. Смотреть картинку Что такое базовый норматив затрат на оказание муниципальной услуги. Картинка про Что такое базовый норматив затрат на оказание муниципальной услуги. Фото Что такое базовый норматив затрат на оказание муниципальной услуги

где Что такое базовый норматив затрат на оказание муниципальной услуги. Смотреть фото Что такое базовый норматив затрат на оказание муниципальной услуги. Смотреть картинку Что такое базовый норматив затрат на оказание муниципальной услуги. Картинка про Что такое базовый норматив затрат на оказание муниципальной услуги. Фото Что такое базовый норматив затрат на оказание муниципальной услуги— объем затрат j-ной составляющей нормативов затрат на оказание i-ной государственной услуги в очередном финансовом году.

17. Объем затрат j-ной составляющей нормативных затрат в образовательной организации на оказание единицы i-ной государственной услуги в очередном финансовом году Что такое базовый норматив затрат на оказание муниципальной услуги. Смотреть фото Что такое базовый норматив затрат на оказание муниципальной услуги. Смотреть картинку Что такое базовый норматив затрат на оказание муниципальной услуги. Картинка про Что такое базовый норматив затрат на оказание муниципальной услуги. Фото Что такое базовый норматив затрат на оказание муниципальной услугиопределяется по формуле:

Что такое базовый норматив затрат на оказание муниципальной услуги. Смотреть фото Что такое базовый норматив затрат на оказание муниципальной услуги. Смотреть картинку Что такое базовый норматив затрат на оказание муниципальной услуги. Картинка про Что такое базовый норматив затрат на оказание муниципальной услуги. Фото Что такое базовый норматив затрат на оказание муниципальной услуги

Что такое базовый норматив затрат на оказание муниципальной услуги. Смотреть фото Что такое базовый норматив затрат на оказание муниципальной услуги. Смотреть картинку Что такое базовый норматив затрат на оказание муниципальной услуги. Картинка про Что такое базовый норматив затрат на оказание муниципальной услуги. Фото Что такое базовый норматив затрат на оказание муниципальной услуги— произведение значений (d) территориальных корректирующих коэффициентов для j-ной составляющей базовых нормативов затрат по l-ному территориальному корректирующему коэффициенту;

Что такое базовый норматив затрат на оказание муниципальной услуги. Смотреть фото Что такое базовый норматив затрат на оказание муниципальной услуги. Смотреть картинку Что такое базовый норматив затрат на оказание муниципальной услуги. Картинка про Что такое базовый норматив затрат на оказание муниципальной услуги. Фото Что такое базовый норматив затрат на оказание муниципальной услуги— произведение значений (c) отраслевых корректирующих коэффициентов для j-ной составляющей базовых нормативов затрат по h-ному отраслевому корректирующему коэффициенту.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *