Что такое бельтинг в вокале
Самые востребованные вокальные приемы. Микст, бэлтинг, мелизматика.
В первом выпуске вокального блога школы, который называется «Уроки вокала школы Staccato» директор и педагог по вокалу Татьяна Четвертных рассказывает о самых распространенных вокальных приемах.
Микст
Микст — это одна из важнейших вокальных техник.
Грег Энрикес, педагог по вокалу многих западных звезд, когда я была у него на вокальном интенсиве говорил, что микстовое пение лежит в основе вокала. И когда вы научитесь правильно пользоваться микстом, вы сможете спеть все что угодно, используя ТОЛЬКО микстовое звучание и оно ЕДИНСВЕННОЕ может быть правильным и безопасным для связок.
Я бы поспорила с этим, но надо признать, что микст — это одна из основополагающих вокальных техник.
Микст — в переводе на русский значит “смешивать”. При пении микстом у вокалиста звучат как головной, так и грудной резонаторы. Микст дает ровный и монолитный звук на всем диапазоне голоса.
Красивое, удобное микстовое звучание не достигается за несколько занятий. Потому что микст — это прежде всего вокальная база, на которую в дальнейшем как бы нанизываются остальные вокальные приемы: бэлтинг, мелизматика, субтон, фрай и многие другие, которые раскрывают голос вокалиста и делают исполнение более ярким и впечатляющим.
Своим ученикам я говорю, чтобы петь микстом, нужно вначале поставить опору звука, разобраться с резонаторами, понять, что такое певческая позиция. И только потом мы добиваемся нужного нам звучания.
Бэлтинг
Следующая актуальная техника — это бэлтинг.
Бэлтинг дает вокалисту яркий, плотный, громкий, сильный и драйвовый звук на верхнем пределе грудного звучания.
Этим приемом идеально владеют Кристина Агилера, Адель, Уитни Хьюстон и Силин Дион. Вообще, Силин Дион поет образцово. Она филигранно владеет всеми вокальными приемами. Просто как по учебнику. Слушайте, анализируйте, пытайтесь понять, как она это делает.
Из поющих на русском неплохо белтят Полина Гагарина, Ани Лорак, Тина Кароль.
Как правило, бэлтинг используется в кульминациях песен, в самых экспрессивных и драматических моментах. В белтинге максимально раскрывается природная сила голоса вокалиста.
Как говорится, бэлтинг добавляет в голос “мяса”.
Но важно понимать белтинг это не крик. Не надо орать. Не надо форсировать звук. В бэлтинге должно оставаться место для полетности звука. Именно полетность и объем отличают бэлтинг от крика.
Вообще бэлтинг — это одна из самых спорных тем в вокале.
Чтобы классно белтить вам нужно точно понимать, что такое опора, что такое грудное звучание, что такое резонация.
Мелизматика
И последний на сегодня вокальный прием, который поможет сделать ваше исполнение изящнее и фактурнее — это мелизматика.
Самое простое определение — «мелизмы» — это украшение мелодии. По сути, это опевание основного тона. Но каким образом происходит это опевание? Это всегда зависит от желания, настроения и умения конкретного исполнителя.
Многие вокалисты называют мелизматику “вокальной эквилибристикой”. Мелизмы делают песню более затейливой, песня слушается более наполнено и утонченно.
Чтобы освоить эту вокальную технику, в первую очередь, еще до упражнений на уроке, нужно очень много слушать исполнителей, которые владеют этим приемом. Если мы говорим про мелизматику, то стоит поучиться у Агилеры, Марайа Керри, Бейонсе, Джесси Джей.
Заключение
Чтобы тот или иной вокальный прием вошел в «плоть и кровь» вокалиста нужны сотни занятий с профессиональным педагогом. Не ждите быстрых результатов. Занимайтесь вокалом в первую очередь для себя, для души, для самовыражения.
Знакомство с педагогом. Вы рассказываете свои цели на обучение и каких результатов вы хотите достичь.
Преподаватель школы определяет вашу музыкальность: слух, чувство ритма, интонирование.
Исходя из ваших целей и учитывая текущие данные педагог предложит программу вашего обучения.
Belting vocal (Белтинг). Как петь высокие ноты полным голосом
Белтинг один из самых широко обсуждаемых вокальных приемов. Фраза: «Как научиться петь высокие ноты» — популярна в строках поисковиков среди как начинающих, так и профессиональных исполнителей. Поэтому мне захотелось написать про belting. В интернете мало информации про этот вокальный прием и как правило она настолько противоречива, что может ввести в заблуждения. Я очень люблю бродить по просторам различных музыкальных форумов и там тема под названием «Белтинг» всегда открыта.
Многие форумные «профессионалы» пишут о том, что прием основан на усиленном брюшном дыхании и простом классическом крике. Мол под напряжешься, крикнешь как следует вот тебе и Белтинг — делов тут. Также пишут, что этот прием очень опасный для голосовых связок и можно навсегда лишиться способности петь. Ну это, наверное, те кто последовал подобным советам пришли к такому выводу. Тем не менее большинство западных звезд используют технику Белтинг и как мы видим без абсолютного вреда для своих связок:
Действительно, просто «горланя во все горло» Вы получите лишь зажатые гортанные мышцы, удушливый звук, першение в горле, кашель и т.д. в общим ничего даже близко похожего на Белтинг.
Так как научиться Белтингу?
Данная вокальная техника пришла к нам из афроамериканских госпел хоров, позже активно использовалась в мюзиклах и с классическим вокалом не имеет ничего общего. Механизмы работы певческого аппарата на высоких пассажах в позициях opera и belting совершенно разные — это важно понимать.
В классическом понимании белтинга не существует, поэтому те, кто обучался когда-либо по классическим методикам так и не смогли понять методы достижения этого вокального приема. Поэтому для них это просто крик.
Это умение петь высокие ноты, те которые уже обычно берутся в фальцетном режиме, полным голосом. При белтинга голос звучит насыщенно, плотно и пронзительно.
Белтинг в народе еще называют техникой здорового крика, но я с Вашего позволения, не буду использовать данное обозначение, дабы не путать Вас, так как все мы понимаем слово крик в классическом его проявлении, Белтинг все же нечто иное.
Начиная обучаться Белтингу нужно четко понимать, что такое опора голоса и техника вокального, координированного выдоха. Уметь направлять звук в резонаторы. Без этого всего Белтинг будет просто форсированным ором и действительно может нанести вред.
Если рассматривать Белтинг с физиологической стороны, то при этом вокальном приеме будет наблюдаться наклон перстневидного хряща (cartilago cricoidea), на рисунке он подчеркнут красной линией. Этот хрящ легко прощупывается. Находится он сразу за щитовидным хрящом, у мужчин это кадык.
Наклон данного хряща посредством перстнещитовидной мышцы (красная на рисунке справа) способствует сокращению голосовых связок, создавая тем самым более толстую массу, участвующую в процессе вибрации и выполняющую большее количество колебаний в секунду, и соответственно, создающую звук большей интенсивности и обертональной насыщенной. Сдвиг перстневидного хряща для белтинга вопрос принципиальный из-за этого ложные связки не сужаются, и вокалист может пропеть высокую ноту полным голосом, не переходя на фальцет.
Согласна, что по началу информация может показаться сложной, но Белтинг — это природный процесс и ничего противоестественного в нем нет. Достаточно выйти на детскую площадку, уж там от этого белтинга голова кругом идет… С самого детства нас просили родители «не кричать» и мы всегда понижали свой голос, чтобы он звучал тише…Таким образом мы растеряли свое природное умение «здорового крика». Но все забытое вспоминается нашим организмом куда быстрее, чем Вы можете себе представить. Главное напомнить ПРАВИЛЬНУЮ РАБОТУ нужным мышцам и дело в шляпе.
Как правило belting в чистом своем виде не используется, в основном его сочетают с другими вокальными приемами такими как: twang, sob, вибрато…
На видео пример исполнения белого госпела, здесь явно прослушивается belting+twang
Вот еще один видео пример этой же песни только уже в другой комбинации вокзальных приемов belting+sob+вибрато
Упражнения на тему “как научится Белтингу и петь высокие ноты не переходя на фальцет” я напишу в следующей статье.
Бэлтинг
Бэлтинг – характерное звучание, тембр, реализуемый вокалистами современных стилей пения на достаточно узком диапазоне, за пределами переходных нот (ноты). По тембральности такой звук напоминает «богатый грудными обертонами», «мясистый», «жирный» голос. Точнее говорить в данном случае о ПОЛНОМ голосе.
Этот тембр голоса никогда не реализуется женщинами в классическом (академическом) пении, но иногда, крайне редко, встречается у мужчин, поющих классические произведения.
В современном вокале одной из «флагманов» бэлтинга по праву считается К. Агилера, однако в своих разных проявлениях он встречается и у множества других мировых «звезд» женщин, а также у мужчин, где этот прием не столь ярко выражен, поскольку реализуется в полной мере на более низком отрезке диапазона голоса.
Впервые такой прием-вокальность был исследован Джо Эстилл, создательницей (впоследствии) Estill VoiceCraft – современной системы тренировки голоса. А одной из ярчайших певиц, использовавших этот тип звучания в своем творчестве, является Лайза Минелли.
Бэлтинг родился в госпел-хорах негритянского населения США, и пришел на «большую сцену» не сразу, а лишь под влиянием вкуса публики к столь мощной и пробивающей фонации, заставляющей буквально «дрожать эмоционально».
Физиологически бэлтинг является криком, но определенным образом технически оформленным. Обычный крик достижим для многих голосов, однако, не зная, что входит в «рецепт» настоящего, здорового бэлтинга, вокалисты часто портят себе голосовой аппарат, стараясь просто скопировать слышимый звук. При незнании и неумении выполнять бэлтинг технически верно, здоровье голоса вокалиста становится под угрозу.
Как вокальность, бэлтинг преподается в курсе EVT (специальные тренинги, проводимые во множестве стран, в том числе и в России с 2015 года), но, тем не менее, EVT относит эту вокальность к разряду специфических, экстремальных, и вокалисту вести подготовку лучше под наблюдением специалиста.
Рецепт бэлтинга довольно сложен, но, как основные черты, можно назвать повышенную (относительно речевого положения) гортань, изменение положения нижнего хряща гортани (перстневидного), анкеровку, сужение «воротника» гортани.
Бэлтинг всегда является фрагментарно «включаемой» вокальностью, он служит для выражения самых ярких и «пробивных» эмоций, которые по замыслу композитора или исполнителя должны быть исполнены неким «видом крика».
Как научиться Белтингу (часть 2)
В прошлой статье я Вам рассказывала, как с точки зрения физиологии научиться петь высокие ноты полным голосом. Это была только теория и я пыталась не грузить Вас механизмами работы организма с точки зрения науки, весьма поверхностно, но надеюсь понятно объяснила какие мышцы задействуются при этом вокальном приеме. Мы помним, что для того чтобы добиться белтинга в правильном его проявлении нам нужно научиться сдвигать свой перстневидный хрящ.
Все, что будет писаться ниже имеет место быть если Вы уже умеете петь на опоре и управлять своим выдохом.
Тем, кто еще не разобрался с регистровой проблемой и не умеет отделять свое фальцетное звучание от полного речевого, с такой проблемой как правило сталкиваться те, кто долгое время пели в хоре или обучались классическому вокалу. Советую начать с прослушивания народных песен…Ведь Белтинг — это прием полного грудного звука. Поэтому начать нужно с освоения этой «территории». Народное исполнение как правило построено на речевой позиции и высокие и низкие ноты исполняются, не изменяя характеристик звука. К тому же лицевая составляющая работа мышц очень схожа с современным вокалом. У людей, занимающихся по классическим методикам как правило возникают проблемы с перестройкой именно лицевых позиций.
Вот Вам для примера видео народной манеры исполнения в современном его проявлении:
Учимся технике зова или как я уже говорила здорового крика, не люблю употреблять этот термин, но все же может кому-то будет понятнее именно так.
Представьте, что на другом конце улицы Вы увидели знакомого и хотите его позвать. Вам нужно направить зов так, чтобы он настиг человека. Зовём его ХЭЙ, затем подливая гласную, но с тем же посылом ХЭЭЭЙ.
Нащупали свой перстневидный хрящ, который идет сразу за щитовидным. Учимся в той же позиции зова его сдвигать. Перстневидный хрящ должен скрыться в гортани и стать не ощутимым. Восклицаем — Yeah! (Йееееа!). Запомните положения гортани!
Белтинг в чистом его проявлении практически не используется и как правило сочетается с приемом twang.
На первых этапах, чтобы ощутить позицию этой вокальности, проговорите Ня-Ня-Ня звук будет ощущаться в носоглотке. Его нужно постепенно под средством упражнений направлять ближе к ротовой полости.
Важно знать и уметь вовремя не только что-то напрячь, а и вовремя расслабить. Необходимо научиться расслаблять парные мышцы из группы надподъязычных, расположенных под нижней челюстью и ответственных за глотание) и нижнюю челюсть. Поэтому прописываю Вам ежедневные релаксации. При белтинге ощущается сильный резонанс в области нижней челюсти, который уходит в мягкое небо.
При обучении не гонитесь за громкостью, пытаясь чрезмерно выталкивать звук — это путь в некуда! Запаситесь терпением, Белтинг — прием не из лёгких и нет ни каких магических рецептов, чтобы в миг научиться ему.
Только ежедневными занятиями можно добиться желаемых результатов и научиться петь высокие ноты полным голосом, не переходя на фальцет.
Вокальный прием в эстрадном пении: бэлтинг
Содержимое публикации
Вокальный прием в эстрадном пении: бэлтинг.
Понять то, что вся современная вокальная техника исходит корнями из афроамериканской культуры исполнения еще не значит, что все приемы и способы взятия звуков поняты нами правильно. В этом и заключается основная проблема преподавания эстрадно-джазового вокала. Правильно понять – значит не навредить!
Все дело не в форсировании звука, как может показаться, а в моментальной перестройке гортани перед сложными «высокими» нотами. С форсированием у «бэлтинга» только одно общее – громкость звука и на этом все родство заканчивается. Причем, то положение гортани которое используется при взятии верхних нот ни в коем случае не распространяется на нижний и средний регистр а также на исполнение в полголоса, фальцетом наверху.
Точно о происхождении этого слова сказать сложно. По одной версии, название термина происходит от слова «belt»- «ремень», что подразумевает плотную связанность («связанность ремнем») звуков грудного и головного регистра. По другой версии, название происходит от сленгового выражения «to belt», то есть «гнать, шпарить во всю», что тоже отражает характеристику этого звука.
Освоение этого приема, быстрая перестройка всего вокального аппарата перед высокими нотами процесс довольно длительный и изучив его происхождение на примерах многих зарубежных хитов и внимательно вслушиваясь в то, как исполнители им пользуются, вместе с Вашим педагогом, можно найти свое собственное правильное ощущение и привить постепенно этот навык в своем вокале, тем самым разнообразив свою палитру красок, добавить мощи звучания, а главное уметь звучать так, как это делают успешные зарубежные вокалисты. Однако лучше, если занятия в выполнении этого приема будут под наблюдением профессионала.