Что такое бенчмаркинг инноваций
Бенчмаркинг: что это + 9 примеров + 5 видов
Бенчмаркинг (от англ. “benchmark”) – поиск, изучение и внедрение лучшего опыта других организаций-эталонов в свою компанию.
Таким эталоном, а проще говоря образцом, может быть компания-конкурент или любое предприятие, вызывающее восхищение. Не важно, в России или в мире.
При этом чаще выбор падает на ту фирму, которая готова делиться своими секретами успеха. Это позволяет получить правдивую информацию из первых уст, что очень важно.
Интересно. Первопроходцем бенчмаркинга считается компания Ксерокс. Она взяла за основу опыт предприятия L.L.Bean и так стала лидером на рынке.
что из себя представляет бенчмаркинг
Если просто, то сравнительный анализ – бенчмаркинг чаще всего используют компании, когда случается кризис или назревает потребность изменений. Но это не значит, что если у Вас всё тип-топ, то он Вам не нужен. Всегда есть время для перемен.
А теперь кратко и самым простым языком об актуальности бенчмаркинга, его целях и задачах, а также о позициях, составляющих его основу.
Цель бенчмаркинга – сделать компанию еще круче и надолго укрепить высокие позиции среди конкурентов. То есть методика бенчмаркинга сводится к двум моментам:
Можно, конечно, в бенчмаркинге использовать и другие подцели, например “Оценка работы персонала”. Но тут Вы не хуже меня уже знаете свои узкие места для сравнения.
Задачи
Как и при любом исследовании, цель будет успешно достигнута, если четко определены задачи бенчмаркинга. Ниже приведу список основных.
4 уровня изучения
Картина начинает понемногу прорисовываться, поэтому теперь покажу Вам схему главных функций бенчмаркинга. Их четыре штуки.
Чаще всего компании используют только одну. И возможно – это правильно. Вот только общая картинка лишней не будет. Тем более, когда Вы копите на феррари ;-).
Правила
Фух… Ну и наконец – к правилам. Привожу схему, чтобы стало понятно, на каких принципах базируется бенчмаркинг.
В идеальной картине мира, все эти механизмы должны исполняться при бенчмаркинге. Но, например, “Взаимность” уже создает большую проблему. Далеко не все компании хотят делиться чисто по-доброте. Поэтому стараемся взять максимум, но адекватно.
виды бенчмаркинга
Если не углубляться в учебники по классификации бенчмаркинга и объяснять, что это такое, простыми словами, то в процессе этого анализа можно сравнивать как свою собственную компанию, так и партнеров.
Всего выделяется два основных вида бенчмаркинга, далее рассмотрим особенности применения каждого из них.
Вид 1. Внутренний
В этом случае между собой сравнивается деятельность разных подразделений одной компании.
Например, чтобы сохранить позиции на рынке, компания Hewlett-Packard проводила анализ в подразделениях по работам НИОКР. В результате появилась новая методология 6 Сигма.
В свою очередь внутренний бенчмаркинг представляет собой несколько подвидов:
Подвид | Описание | Пример |
Исторический | Сравнение показателей и результатов деятельности собственной компании в прошлом и настоящем | Ситуация знакома каждой компании: сравниваются, например, показатели за 2018 и 2019 годы |
Общий | Сравнение показателей и результатов деятельности одного подразделения/отдела/филиала и т.д с другим | Новосибирский филиал компании значительно преуспел по сравнению с Московским. Тогда Москва выясняет, чем лучше в Новосибирске, и использует опыт у себя |
Бизнес-процесс | Сравнение бизнес-процессов и внедрение лучшего опыта | В отделе оптовых продаж есть система CRM, упрощающая процесс сделок. Положительный опыт подошел и рознице, с использованием технологии бенчмаркинга (то есть внедрения CRM) процесс отслеживания и анализа сделок стал проще |
Вид 2. Внешний
Здесь сравнивается деятельность собственной компании с показателями конкурентов.
Так, например, обнаружив, что видео по распаковке IPhone на канале YouTube смотрят миллионы человек, некоторые бизнесмены и производители создали продукты, которые тоже можно долго распаковывать. И они очень даже зашли потребителю.
Аналогично внутреннему, данный вид бенчмаркинга действует на разных фронтах:
Подвид | Описание | Пример |
Отраслевой (или функциональный) | Сравнение деятельности компаний из одной отрасли | Пример бенчмаркинга в России – компания Газпром, которая провела анализ деятельности компаний – нефтедобытчиков. Выяснилось, что услуги по бурению скважин у них выполняют сторонние организации. Поэтому Газпром вывел это направление на аутсорсинг |
Стратегический | Сравнение успешных стратегий, анализ сильных и слабых сторон компаний-партнёров | Директор по маркетингу Dell утверждает: “Мы наблюдаем за глобальной конкуренцией, так как понимаем, что завтра нам придётся бороться с фирмой, которая сегодня является мелким игроком в удаленном от нас регионе” |
Конкурентный | Сравнение деятельности своей компании с конкурентами | Глядя на своих восточных конкурентов, американские производители стали искать причины их успеха и оптимизировать собственные процессы. Таким образом, бенчмаркинг помог им стать лидером рынка |
Синергетический | Внедрение положительного опыта из любой подходящей области | Условия рынка заставляют и образовательные организации внедрять маркетинг в свою практику. Таким образом, современные ВУЗы для привлечения новых учащихся используют опыт компаний из разных сфер |
Таким образом, компания может провести внутренний или внешний бенчмаркинг и на основании анализа здорово повысить свои показатели.
Что сравнивается в процессе
Смысл бенчмаркинга в том, что в процессе сравнивают и анализируют как совокупность объектов, так и отдельные категории. Предлагаю рассмотреть их поближе.
Показатель | Категории измерений | Способ сравнения | Пример |
Товар | – Прибыльность; – Качество; – Конкурентоспособность; – Ассортимент. | Разбор “по винтикам” от упаковки до технологии производства | Компания Форд приняла решение создать новый высококлассный автомобиль, и для этого провела исследование по циклу DMADV (определить-измерить-проанализировать-разработать-проверить). Результатом работы стал автомобиль Форд Таурус |
Цена | – Стоимость продукции; – Прямые, переменные затраты; – Эластичность спроса; – Затраты на рубль продукции. | Анализ ценовой стратегии | Томаш Батя, изначально мелкий ремесленник, создал бренд Bata в начале 20 века. Для стимуляции продаж и привлечения покупателей он использовал специальные цены: вместо 10 крон (как у конкурентов) – 9,99 крон |
Финансовые показатели | – Прибыль; – Доля возмещений и скидок; – Рентабельность; – Доля валовой прибыли и т.д. | Анализ финансовых результатов компании | Рейтинг РБК 500 составлен по данным консолидированной отчетности. При этом основными показателями выступают выручка и данные отчета о прибылях и убытках |
Бизнес-процессы | – Сбыт; – Работа с клиентами. | Сравнение действий от производства или закупки товара до его продажи и получения прибыли | Говард Шульц во время командировки в Милан в 1983 году заметил популярность итальянских эспрессо-баров, в которых люди собирались почитать газеты и поговорить за чашечкой кофе. Шульц убедил владельцев Starbucks открыть такой бар в деловом центре Сиэтла. Новое заведение быстро стало популярным |
Персонал | – Обеспеченность трудовыми ресурсами; – Коэффициент текучести кадров. | Анализ штата, производительности и условий труда | Персонал British Airways проходил подготовку для повышения уровня коммуникабельности и в разрешении конфликтных ситуаций с пассажирами |
Стратегии | – Узнаваемость бренда; – Проверка “здоровья” бренда. | Поиск лучших стратегий от лидеров рынка | Авиакомпания SAS под руководством Яна Кардона определила себя как авиаперевозчика, удовлетворяющего потребности деловых людей в передвижении. Учитывая свой успех, компания реагировала на конкуренцию низко бюджетных компаний, внедряя услуги для экономных бизнесменов |
Если Вы еще не надумали сбежать со страницы, есть хорошие новости. Мы переходим к реальным действиям.
Важно. Хотите кардинально отличаться от конкурентов? Мечтаете, чтобы потребители выбирали именно Вас среди всего рынка? Тогда советуем изучить нашу методичку. Она платная, но окупится в считанные дни. По ссылке скидка 50% в течение 4 часов, кликайте -> “Отличия от конкурентов“
перейдем к практике
Инструменты бенчмаркинга, конечно, больше подходят для масштабного бизнеса. Но, если Вы не Газпром, то можете пойти другим путем.
Назовем это методом “бенчмаркинга на коленке”. Суть в том, что Вы можете проанализировать подручными методами эталонные компании и стырить у них фишки или же использовать у себя в компании их практику.
Конечно, при использовании такого метода сущность бенчмаркинга немного искажается и имеет как свои плюсы, так и минусы. Вы можете найти информацию, не выходя из кабинета, но исход событий неизвестен, к тому же данные будут неточными.
Ну а мы все же перейдем к бенчмаркингу компании в том виде, в котором в идеале он должен быть.
Что такое бенчмаркинг
Выясняем, что представляет собой бенчмаркинг, как он работает, зачем нужен, каким бывает и как его применять на практике.
Бенчмаркинг простыми словами
Под бенчмаркингом (его еще часто называют бенчмаркетингом) понимается набор методик для анализа рынка. Бенчмаркинг позволяет подробно изучить особенности конкурентов, узнать, как они достигли своих результатов, как налажена работа внутри чужих компаний и т.п.
Также эта процедура включает в себя сравнение производительности действующего бизнеса с аналогами.
Получается следующий алгоритм действий:
Сначала проводится анализ ключевых аспектов деятельности собственной компании.
Затем идентичный процесс в отношении конкурентов.
Полученные данные сравниваются по заранее выбранным показателям.
Если в ходе исследования обнаружится большой отрыв от оппонентов, то проводятся действия по устранению этого отрыва.
Цели и задачи бенчмаркинга
Целью считается улучшение позиций бизнеса среди конкурентов. Задачей – анализ действующих брендов и внедрение чужих эффективных наработок в собственную рабочую практику. А также исправление обнаруженных ошибок.
«Улучшение позиций на рынке» – растяжимое понятие, оно может включать в себя как небольшие точечные цели (рост одного или нескольких показателей), так и масштабные (повышение общей прибыльности компании).
Список задач включает в себя скрупулезную аналитику рынка, изучение лидеров, сравнение рабочих практик конкурентов со своим брендом, переработка действующих стратегий, сравнение показателей одного бренда в разных странах. И главное – разработка общей обновленной стратегии развития компании на основе полученной информации.
Методы бенчмаркинга
Реализация бенчмаркинга подразумевает выполнение определенных действий, помогающих достичь целей, описанных выше. В их числе:
Маркетинговая разведка. То есть изучение маркетинговой стратегии конкурентов.
Анализ актуальных данных – изучение методик ведения и развития бизнеса у действующих успешных организаций.
Фиксация данных – запись и параллельный анализ всех значимых для компании показателей.
Анализ конкурентов – глубокое изучение опыта аналогичных брендов.
Сравнение – противопоставление текущей стратегии компании стратегиям конкурентов.
Сферы применения бенчамаркинга
Аналитика нужна различным брендам и типам бизнеса. Предприниматели используют ее на производстве, чтобы выяснить внутренние распорядки конкурентов и повысить эффективность работы собственного предприятия. Бизнесмены всех сортов проводят внешние аудиты, чтобы поддерживать в тонусе свои торговые сети, частные компании и т.п.
Методы бенчмаркинга применимы и в сети. Его часто используют вебмастера для продвижения веб-сайтов или приложений. Причем в этом случае провести исследование даже проще, так как можно найти гораздо больше информации о конкурентах. Причем легально и бесплатно.
Плюсы и минусы
Бенчмаркинг (как метод исследования) дает компаниям ряд значимых преимуществ. К примеру:
Быстрое повышение качества продукта за счет грамотного анализа преимуществ конкурентов.
Возможность предупредить появление сложностей и потерь прибыли за счет изучения чужого неудачного опыта.
Создание информационного, технического и финансового плацдарма для расширения бизнеса.
Оптимизация всех функциональных составляющих бизнеса за счет внедрения лучших решений конкурентов.
Переосмысление распределения бюджета и достижение за счет этого финансовой конкурентоспособности.
Минимальные финансовые и временные затраты на анализ и применение полученных данных.
Скорость, многофункциональность и дешевизна делают бенчмаркинг почти идеальным инструментом, но у него есть несколько недостатков. И главный из них – необходимость в хороших специалистах, которые смогут понять, какие данные действительно полезны, а применение каких не даст бизнесу явных преимуществ. Также стоит понимать, что некоторые стратегии конкурентов могут быть неактуальны в текущей ситуации. Поэтому важно иметь в штате грамотного аналитика, способного подобрать подходящие стратегии развития и отсеять заведомо нерабочие схемы.
Виды бенчмаркинга
Каждый вид исследования выполняет определенную роль и позволяет достичь специфичных результатов.
Стратегический
Для больших изменений на фундаментальном уровне
Этот вид исследования помогает выявить преимущества конкурентов, на основе которых в перспективе можно выстроить грамотную стратегию развития компании. Такой бенчмаркинг используется, когда нужно увеличить общую эффективность бизнеса. Повысить производительность, нарастить прибыль и т.п. в долгосрочной перспективе.
Стратегический анализ затрагивает ключевые аспекты развития бизнеса. К примеру, создание новых продуктов/сервисов или возможностей для резких изменений в компании. Зачастую изменения, к которым приходит бизнес за счет стратегического бенчмаркинга, требуют больших ресурсов и открытых сроков для реализации.
Внутренний
Для выравнивания производительности внутри организации
Когда бенчмаркинг проводится внутри одной организации, его называют внутренним. Он используется для анализа показателей разных филиалов одного бренда. По итогу удается повысить общую производительность компании и «выровнять» ее по отношению к более успешным отделам/филиалам.
Основные преимущества внутреннего исследования:
Упрощенный доступ к скрытой и конфиденциальной информации бизнеса.
Большую часть данных можно получить в короткие сроки без лишних затрат.
Гораздо легче внести изменения в работу компании и внедрить эффективные решения.
Но такой метод может заметно ограничивать внедрение инноваций, потому что редко в пределах одной компании удается найти что-то действительно новое, кардинально влияющее на эффективность бизнеса в целом.
Внешний
Для внедрения в свой бизнес лучших идей
Наиболее распространенный вариант бенчмаркинга. В качестве объекта для анализа выбирается бизнес (или несколько) с идентичным направлением, считающийся лучшим в своем классе. Основная идея заключается в «обучении у старших». Некая попытка научиться у лидеров рынка хитростям, которые привели их к успеху.
Такое исследование сложнее провести, так как большая часть данных, связанных с чужой компанией, будет засекречена. Поэтому получить достаточно ясную картину не получится. Уйдет много времени и ресурсов, чтобы извлечь реальную выгоду из подобного вида бенчмаркинга. Но зачастую и результаты на выходе получаются значимее, чем те, что удается получить при использовании других методов.
Процессорный
Для решения небольших проблем в работе. Метод позволит получить видимые преимущества в краткосрочной перспективе
Такой вид бенчмаркинга используют, когда нужно сфокусироваться на каком-то одном бизнес-процессе, требующем внимания в конкретный период развития компании.
Часто подобные исследования проводятся в команде с другими похожими организациями. В качестве партнеров выбираются фирмы, занимающиеся аналогичными направлениями в бизнесе и достигнувшие значимых результатов.
В ходе процессорного бенчмаркинга команда бренда занимается подробным разбором анализируемого процесса. Часто создается схематичное представление каждого этапа работы для проведения пошагового анализа и сравнения идентичного процесса в других фирмах.
Другие виды
Также специалисты выделяют конкурентный бенчмаркинг. Он почти не отличается от внешнего, разве что список изучаемых компаний становится более узким. Еще есть функциональные исследования, когда оцениваются иные бренды и компании, не похожие на ваши, но имеющие в работе схожие процессы и функции, которые можно изучить для повышения производительности и эффективности собственных решений.
В отдельную категорию иногда относят международный бенчмаркинг. Он подразумевает тесное взаимодействие с похожими компаниями со всего мира. С помощью него удается добиться мирового статуса, заполучив уникальные данные, недоступные в пределах одной страны.
Принципы бенчмаркинга
На качество бенчмаркинга может повлиять следование четырем главным принципам:
Исследования в области бизнеса должны проводиться командой, имеющей общие взгляды. Не должно быть разногласий по поводу того, как в итоге должен выглядеть развиваемый продукт/сервис/бренд. Только так можно выделить четкие цели и следовать им.
При анализе конкурентов важно брать в расчет идентичные процессы и особенности бизнеса (или хотя бы максимально похожие). Только так можно объективно оценить ситуацию и прийти к выводам, которые по итогу принесут пользу компании.
Нужно избегать абстрактности при рассмотрении показателей своей компании и конкурентов. Для изучения и сравнения нужно выбирать четкие, реальные и измеряемые данные, на которые потом можно ссылаться, формируя новые стратегии.
Не стоит анализировать неточную информацию, не имеющую под собой оснований.
Как провести бенчмаркинг?
Мы уже вкртаце рассмотрели эту процедуру в начале статьи. Теперь рассмотрим более подробно и углубленно каждый этап.
Подготовка и анализ
Начать стоит с создания списка критериев, которые считаются показателями успеха. На них можно ориентироваться в ходе анализа других компаний и делать выводы. Без них любой исследование превратится в бесцельное скитание. Также среди выбранных показателей надо в отдельную группу вынести те, что считаются приоритетными.
Затем переходим к выбору изучаемой фирмы. Нужен достойный экземпляр, способный принести пользу, чтобы его изучение не было бесполезной тратой ресурсов.
После этого следует поиск источников информации. Это могут быть бизнес-отчеты, опросы, открытые публикации конкурентов и т.п.
Качество изготавливаемой продукции/предлагаемого сервиса или услуг.
Степень налаженности производственных процессов.
Себестоимость приобретаемых товаров (если таковые есть).
Эффективность производства/оказания услуг.
Траты на организацию деятельности компании (сюда иногда включается окупаемость в целом).
Траты на продвижение.
Степень удовлетворенности клиентов.
В ходе анализа основных направлений и сопоставления их с заранее выбранными критериями необходимо решить, что для компании в приоритете. На какой из пунктов стоит сделать упор.
Внедрение полученной информации
Полученную при бенчмаркинге информацию необходимо применить для улучшения позиций компании на рынке. Обычно на этом этапе начинается разработка новой стратегии на основе данных, полученных в ходе изучения и анализа конкурентов.
Предлагаются изменения, которые позволят исправить существующие ошибки, ускорить производство, сократить траты, сделать бизнес более окупаемым.
Иногда до внедрения новых идей предполагаются возможные траты и выставляются лимиты, которые нельзя пересекать, чтобы не вогнать компанию в затруднительное положение при реализации неоднозначных идей.
По истечении времени весь процесс повторяется вновь.
Возможные ошибки
Чтобы не повторять участь многих аналитиков, потерпевших неудачу:
Нельзя подчистую копировать идеи конкурентов. Существующий шаблон необязательно является действующей схемой по достижению успеха. Нужно мыслить критически и внедрять новые идеи в свой бизнес избирательно.
Всегда нужно держать в уме целевую аудиторию. Ее интересы и пожелания.
Задействовать новые идеи нужно не скопом, а постепенно. Меняя процесс за процессом, чтобы не было радикальных перестановок. Глобальные изменения затрудняют работу, ставят под угрозу существующую стабильность.
Не стоит использовать неэтичные методы добычи информации. Разведка не равняется шпионажу. Это важно помнить.
Вместо заключения
Бенчмаркинг – мощнейший инструмент для поиска новых идей и развития бизнеса за счет технологий и знаний, используемых конкурентами. Более того, этот инструмент можно использовать бесконечное количество раз, совершенствуя свою организацию. Правда, для этого надо избегать ошибок, указанных выше, и нанять команду профессиональных аналитиков, способных четко определить цели будущего исследования.
Что такое бенчмаркинг простыми словами, виды и этапы
Обновлено 28 октября 2021
В последние годы в России активно стали применяться различные бизнес-инструменты, помогающие увеличить выручку, улучшить управление, систематизировать доход.
Инструментов много, все они эффективны и позволяют увеличивать конкурентоспособность на рынке. Одним из самых выгодных и интересных инструментов является бенчмаркинг. Разберёмся, что это такое и в чём он проявляется.
Что такое бенчмаркинг простыми словам
Бенчмаркингом называют непрерывный процесс оценки качества услуг, товаров, различных методов работы, основываясь на предложениях конкурентов или лидеров рынка.
Благодаря использованию такого инструмента, ведение бизнеса становится открытым и одновременно эффективным. Бенчмаркинг отвечает на многие вопросы, которые так или иначе появляются в процессе развития кампании.
Какие преимущества для предпринимателя может иметь бенчмаркинг?
Для чего проводят бенчмаркинг
Бенчмаркинг позволяет выгодно изучить качественную, а не как это делается с другими инструментами, количественную суть всех процессов конкурентов.
Если был сделан правильный анализ, то он может не только показать, насколько вы отстаёте, но и сделать выводы о факторах успеха, которые могут положительно повлиять на работу в вашей компании.
Открытия могут поджидать на уровне управленческих решений, маркетинговой службы, производственного цеха или логистических структур.
Это своеобразный прием чужого положительного опыта, который позволяет создать новые возможности для своего бизнеса.
Таким образом можно увереннее почувствовать себя на рынках услуг, заявлять о своих идеях, который активно продвигает ваше предприятие.
Можно создать реалистичную картину вашей ниши, определить свое место и долю в ней, также представить, насколько вас обгоняют конкуренты и по каким параметрам. Работать следует на опережение, даже если у вас недостаточно опыта или каких-то ресурсов, необходимых за отдельно взятый временной отрезок нагнать конкурентов и, при желании, перегнать их.
Сущность бенчмаркинга
Под бенчмаркингом понимается набор определенных действий.
Таким образом повышается конкурентоспособность на рынке, растёт качество товаров и услуг, что полезно не только для потребителей, но и для самих бизнесменов.
Цели и задачи бенчмаркинга
Бенчмаркинг — сложный многоуровневый процесс. Однако, он имеет одну весьма четкую цель. Это улучшение положения компании по какому-либо показателю или в целом, по направлению деятельности. Чтобы достигнуть своей цели, руководитель компании или сотрудник должен поставить перед собой несколько задач.
Инструменты бенчмаркинга
Инструменты бенчмаркинга — совокупность поэтапных действий, которые включают в себя этапы проведения процедуры. Основная цель инструментов — преследование целей и задач, поставленных перед компанией.
К основным инструментам относят следующие наименования.
Виды бенчмаркинга компании
Бенчмаркинг имеет огромное количество определений и в основном потому, что разделён сразу на несколько видов. Поэтому следует рассмотреть каждый конкретно, чтобы иметь представление о нюансах.
Внутренний бенчмаркинг
Внутренний бенчмаркинг представляет собой сравнительный анализ, выполненный различными подразделениями и службами организаций. Основная цель — выявить все лучшие показатели и самые эффективные бизнес-процессы, которые происходят внутри конкретной организации.
Этот вид бенчмаркинга широко распространён и активно используется.
Конкурентный бенчмаркинг
Такой вид бенчмаркинга должен проводиться на основании информации о конкурентах-предприятиях, которые расположены в той же отрасли, или же на основании опыта своих бизнес-партнеров.
Функциональный бенчмаркинг
Бенчмаркинг, который предполагает не только качественное, но и количественное сравнение всех основных показателей действия предприятия. Сюда входят операции, применяемые методы и процессы. Все эти показатели должны сравниваться с аналогичными параметрами успешных компаний, которые работают в вашей сфере, имеющие идентичные условия.
Например, производят ту же продукцию или оказывают ту же услугу в рамках субъекта или города.
Такой бенчмаркинг предполагает быстрое выявление лидера ниши, также доступ ко всем его значимым показателям, которые часто находятся в открытом доступе в интернете.
В анализе присутствуют широкие возможности, а также многочисленные приемы и технологии, которые помогут быстрее найти функциональные отличия и внедрить их в свою компанию.
Есть одна отрицательная черта такого вида. К сожалению, иногда невозможно адаптировать под свою компанию результаты, которые получены в ходе исследовательской работы ввиду разных условий, созданных для компаний.
Общий бенчмаркинг
Этот вид подразумевает также качественное и количественное сравнение процесса продаж, маркетинга, производства и руководства. Сравнивается всё с компанией, которая достигла лучших результатов и ведёт точно такую же деятельность.
По факту проведения сравнения должен быть разработан план, который направлен на эффективное развитие, а также внедрение полученных технологий и выявленных процессов. Иногда подобное позволяет активизировать различные инвестиционные процессы. Это сложный бенчмаркинг, который проводить должны профессионалы, основываясь на труднодоступности информации, которая необходимы для рассмотрения.
Бенчмаркинг бизнес процессов
Этот бенчмаркинг должен выделяться в зависимости от имеющейся проблематики. Его основная задача — снизить все затраты, а также, убрать затратообразующие факторы. На основании анализа просматриваются различия, которые складываются вокруг себестоимости у компании лидирующей в нише и у вас. В итоге, должны быть решены задачи в конкретной сфере функционирования компании.
Стратегический бенчмаркинг
Производится анализ на основании процессов и опыта других компаний, конечным результатом является возможность нахождения уникальных возможностей, методов и способов, которые позволят предприятию получить конкурентное преимущество и повысить свои показатели.
Принципы использования бенчмаркинга
Бенчмаркинг осуществляется на основании принципов, которые влияют на процесс проведения сравнения.
Взаимность
Взаимность предполагает взаимодействие, которое складывается внутри компании, также обсуждение и возможность пришествия к единому мнению и согласию. Представители компании должны эффективно обмениваться данными, цель такого общения должна быть одна. Это извлечение пользы, в которую вносит вклад каждый из участников.
Каждый из представителей компании должен быть уверен, что поведение участников бенчмаркинга находится в строго оговоренных рамках. Важно, чтобы правила соблюдались всеми, в этом и проявляется принцип взаимности.
Аналогия
Аналогия помогает быстро ориентируясь, наблюдать за схожими процессами, которые применяют компании участники. Оценочному суждению нужно подвергать практически любой процесс, главное, чтобы результаты были выявлены и, также применены в рамках своей компании. Успех в этом случае будет гарантирован, но только тогда, если будут правильно отобраны партнёры, на основании установленных критериев.
Измерение
Когда принимается решение о бенчмаркинге, составляется план, который включает в себя определенные параметры. А на основании этих параметров и делается анализ организаций. Выясняется, почему эти параметры различные у двух, трёх и более компаний, а также предлагаются варианты, которые позволят добиться лучших результатов.
Чтобы определить основные параметры процесса, необходимо правильно их изучить, а главное, произвести измерения.
Достоверность
Нельзя проводить бенчмаркинг, используя приблизительные данные, притянутые за уши. Это должны быть фактические данные, имеющие документальное подтверждение, именно тогда можно провести точный анализ и изучить главные процессы. Однако, если исследование основывается на интуиции, в таком случае добиться хороших результатов будет невозможно.
Этапы проведения бенчмаркинга компании
Подготовка
На стадии подготовки нужно быть хорошо подкованными.
Вы можете осуществлять поиск как в вашем сегменте и в вашей нише, так и заходя на другие, чтобы применить как можно большее количество инструментов и получить большее количество информации.
Анализ
На данном этапе определяются процессы, технологии, методы, услуги и товары, выявляется их эффективность, а также возможная неэффективность на основании выбранных величин измерения и факторов, которые имеют значение для предприятия.
Вторым шагом делается выбор основных направлений, которые позволяют эффективно повысить различные бизнес-процессы и применяемые технологии. При этом здесь нужно будет тщательно выяснить, в чём причина у преимущества конкурентов перед вами.
Какую информацию собирать и анализировать
Информация собирается из различных источников. Конечно, первостепенное значение имеет официальная информация, которая находится в открытом доступе. Однако не стоит забывать и про дополнительные источники, которые также вносят весомый вклад. Сюда можно включить различные публикации, упоминания, посты в социальных сетях, бизнес-планы, проведение культурно-массовых мероприятий и так далее.
Внедрение
Этап внедрения предполагает, что определяются цели, которые планируют изменения и дальнейшую разработку стратегии проведения.
Повторение
Рыночные процессы и методы, которые внедряются с целью поднятия эффективности деятельности компаний применяются очень интенсивно. Они постоянно находятся в процессе изменения, и новшества переходят в разряд стандартных. А это значит, что необходимо постоянно подключать процесс совершенствования, основанный на деятельности предприятия.
Нужно постоянно повторять процессы, постоянно дополняя их новыми и новыми особенностями для того, чтобы улучшить эффект.
Как провести бенчмаркинг компании самостоятельно
Не существует единого алгоритма процедуры, которая бы подошла каждой компании. Поэтому, разрабатываться бенчмаркинг должен самостоятельно, индивидуально под каждую организацию.
Выбор компании
Выбирать для сравнения нужно услуги или выстроенные процессы, в качестве которых вы неуверены и оцениваете как неудовлетворительные. Если вы сравниваете показатели, которые, по вашему мнению, находятся на высоком уровне, то в таком случае бесполезно потратите денежные средства и много времени.
Не следует выбирать очень большой перечень показателей, можно запутаться или не уделить внимание важным аспектам.
Сбор информации
Для сбора информации следует использовать специальные программы, которые помогут быстро и эффективно собирать данные. Сведения обрабатываются как из открытых, так и из закрытых источников. Анализируется только те сведения, которые имеют прямое отношение к вашему делу.
Анализ и адаптация
Анализ полученной информации должен проходить собранной группой высококвалифицированных специалистов. Анализируются все полученные сведения, обсуждаются возможности их применения в ваших условиях.
Типичные ошибки бенчмаркинга компании
Плюсы и минусы бенчмаркинга
Где можно применять инструменты бенчмаркинга
Бенчмаркинг может принести пользу в любой сфере экономики. Его применяют магазины, муниципалитеты, компании, предоставляющие услуги, частные и государственные корпорации.
Исследуется как управленческая деятельность, так и производственная сфера. В странах запада уже давно применяется внутренний бенчмаркинг. Таким образом компании обмениваются опытом и повышают качество услуг.
Если вы хотите поднять свой бизнес на новый уровень, обогнать конкурентов и предложить своим потенциальным потребителям лучшее, то бенчмаркинг — как раз тот метод, который поможет вам выйти из общей массы и стать лидером ниши.