Что такое бескровная жертва в православии

Бескровная жертва

Рассказ назван бескровной жертвой, но это не совсем так… В православии, в отличие от учения протестантов*, допустимо многократное и необходимое приношения жертвы евхаристийной, которая составляет не что иное, как частное применение к нуждам христиан искупительной крестной жертвы Иисуса Христа. Это учение православная церковь основывает на Св. Писании (Иоан. 6, 51; Мф. 26, 28; Мр. 14, 24; 1 Кор. 11, 24) и на непрерывном, со времени апостолов, учении всех отцов церкви. Названием жертвы бескровной евхаристия противопоставляется кровавым жертвоприношениям культов языческого и ветхозаветного (см. Э. С. Брокгауза и Ефрона)**.

Нынешняя зима уже вошла в историю своими резкими переменами погоды и температур. Обильные снегопады сменялись резким похолоданием, а оно сменялось таким же резким потеплением. И так по кругу – несчетное количество раз…

Здесь надо сказать, что в силу разных обстоятельств я увлекся пешей ходьбой. Причем, старюсь ходить ежедневно и в любую погоду, невзирая на снег, дождь, мороз и т.п. Так было и в тот день. Я вышел из дома в хорошем настроении, прошел первую часть своего пути, этот участок я иду по хорошей дороге и почти по прямой. Накануне был очередной обильный снегопад. На глаз – сантиметров 10-15 чистого белого чуда, которое к моменту моего выхода на прогулку стало уже изрядно подтаивать. В одном месте мне нужно было перейти довольно оживленную дорогу и повернуть согласно выбранному маршруту. Идти было легко. Я постепенно набирал темп. В момент поворота я заметил лежащую на снегу монету – 10 рублей. Почти автоматически нагнулся и положил её в задний карман джинсов. Зачем я это сделал – сказать не могу. Ведь я уже давно, да и вся моя семья тоже, почти перестали пользоваться наличными деньгами, перейдя на безналичный расчет во всех его видах. Через несколько десятков шагов я вспомнил, что по пути есть старинная церковь. Вот, думаю, и будет повод зайти на пару минут, положу в какой-нибудь короб для пожертвований на нужды храма или еще на что-нибудь благое. Шаги мои убыстрялись. Уже почти не смотрю по сторонам. Под ногами чавкает недавнее снежное великолепие. А, вот уже и церковь виднеется. Синие купола, белое снежное поле вокруг, чуть покосившиеся кресты церковного кладбища. Впереди ворота, как гласила надпись «служебного въезда». Здесь мне пришлось немного притормозить, т.к. из ворот выезжала машина – новенький внедорожник. За рулем сидел довольно молодой бородатый батюшка. Выехав за ворота, он притормозил, осенил себя крестным знамением и резко повернул налево на дорогу, поехав в противоположном моему пути направлении. Я даже явно услышал в момент крестного знамения: «Слава тебе, Господи!».

Почти не сбавляя темпа, я дошел до храма и вошел в большие старинные двери. Служба уже закончилась. Внутри было всего несколько прихожан, да церковные служки суетились, наводя порядок после молебна. Постояв немного у распятия Спасителя и подумав о своем, я опустил свою монетку в ящик с надписью «На ремонт колокольни», и мысленно сказав «Во славу Господа нашего Иисуса Христа», покинул храм.

Источники:
* А. А. Бронзов ЖЕРТВА БЕСКРОВНАЯ
**Православная богословская энциклопедия. Том 5, стлб. 555. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу «Странник» за 1904 г. Орфография современная.
***Рассказ был написан в феврале 2020 года, еще до пандемии.

Источник

Бескровная жертва

Что такое бескровная жертва в православии. Смотреть фото Что такое бескровная жертва в православии. Смотреть картинку Что такое бескровная жертва в православии. Картинка про Что такое бескровная жертва в православии. Фото Что такое бескровная жертва в православии

Евхари́стия (греч. ευχαριστία — благодарение), Свято́е Прича́стие — главнейший, признаваемый всеми христианскими вероисповеданиями обряд; у православных, католиков, лютеран — Таинство, при котором верующие христиане вкушают Тело и Кровь Иисуса Христа под видом хлеба и вина, и, согласно их вероучению, через этот акт взаимной жертвенной любви соединяются непосредственно с самим Богом. Совершение его составляет основу главного христианского богослужения, у католиков, православных, лютеран и некоторых других церквей — Литургии.

Содержание

Смысл и значение

По учению Православной, Католической и Армянской Апостольской церквей в таинстве Евхаристии хлеб и вино пресуществляются в истинные Тело и Кровь Христовы. Кальвинисты не признают полностью пресуществления, а допускают только «соприсутствие» действительных Тела и Крови Христовых в Евхаристии с хлебом и вином; по их учению, однако, вкушающие хлеб и вино Евхаристии приобщаются в ней действительных Тела и Крови Христовых, сами же хлеб и вино служат лишь символами Тела и Крови, которые, по учению Цвингли, вкушают только духовно, мысленно, очами веры.

Христианские вероисповедания, возникшие в более поздний реформационный период церкви (анабаптисты, баптисты, методисты, адвентисты, пятидесятники и др.) не признают непосредственного пересуществления хлеба и вина в буквальные Плоть и Кровь Христа, но учат воспринимать в вине и хлебе во время причастия только символы и образы Тела и Крови Иисуса Христа, и, вкушая их, верою мысленно переживать голгофские страдания Иисуса Христа.

В католицизме пресуществление приходится на момент произнесения слов Иисуса Христа, которыми была установлена Евхаристия (Мф.26:26), которые трактуются как тайноустановительные, а не на эпиклезу, которая, впрочем, в латинском обряде фактически произносится, но в иной форме.

В православной святоотеческой традиции нет попыток определить точный момент преложения Святых Даров. [1] Православная церковь считает, что благодать Святого Духа невидимо сходит на освящаемые Дары в течение всей Евхаристии, а эпиклезой (призыванием Духа Святого на предлежащие Дары) лишь завершается время преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы (иногда это неверно понимается как определение Православной церковью момента преложения Святых Даров). [2]

Таинство Евхаристии может быть совершаемо только епископами, или рядовыми иереями по их поручению. Таинство должно совершаться в храме, лишь в случае каких-либо особых обстоятельств допускается его совершение вне храма. Согласно 7-му правилу VII Вселенского Собора в престолы, на которых совершается Евхаристия, должны полагаться частицы мощей святых мучеников. В поместной традиции Русской Православной Церкви мощи с 1655 года зашиваются также в антиминсы, что даёт возможность служить Литургию вне храма. В Католической церкви после Второго Ватиканского собора положение мощей на алтарный камень является необязательным.

Что такое бескровная жертва в православии. Смотреть фото Что такое бескровная жертва в православии. Смотреть картинку Что такое бескровная жертва в православии. Картинка про Что такое бескровная жертва в православии. Фото Что такое бескровная жертва в православии

Согласно учению св. отцов, Евхаристия — это «таинство таинств», ежедневное реальное присоединение к воплощению Логоса; при этом причащение есть реальное, конкретное обожение человека, реальное приобщение к Божеству, которое, как писал Симеон Солунский (XV век), является целью Литургии и «вершиной всех благ и желаний». [3]

В трактате «О таинственном теле Господа Иисуса Христа» свт. Геннадий Схоларий пишет:

Что такое бескровная жертва в православии. Смотреть фото Что такое бескровная жертва в православии. Смотреть картинку Что такое бескровная жертва в православии. Картинка про Что такое бескровная жертва в православии. Фото Что такое бескровная жертва в православииТело Христово питает телесно, чистотой же благодаря единению с Божественной природой очищает и освящает, доставляя нам достаточную духовную пищу; питаемые так, мы прекрасно восходим к духовному совершенству и здравию. О Таинство, священнейшее всех Таинств, превосходящее само Таинство Крещения: тем Крещением Владыка общается с нами только по силе (по энергии), а сим Евхаристией — по сущности. [4]Что такое бескровная жертва в православии. Смотреть фото Что такое бескровная жертва в православии. Смотреть картинку Что такое бескровная жертва в православии. Картинка про Что такое бескровная жертва в православии. Фото Что такое бескровная жертва в православии

Св. Иоанн Дамаскин пишет о том, что люди, в отличии от святых ангелов, благодаря Евхаристии причаствуются не просто энергии Божества, но Божественному естеству Троицы:

Что такое бескровная жертва в православии. Смотреть фото Что такое бескровная жертва в православии. Смотреть картинку Что такое бескровная жертва в православии. Картинка про Что такое бескровная жертва в православии. Фото Что такое бескровная жертва в православииАнгелы стали участниками и сделались общниками не естества божественного, но — действия (энергии) и благодати; из людей же, те бывают участниками и делаются общниками божественного естества, которые принимают Святое Тело Христово и пьют Его Кровь. Ибо [Тело и Кровь] соединены с божеством по ипостаси; и два естества в принимаемом нами Теле Христовом соединены в ипостаси неразрывно; и мы бываем причастниками двух природ: Тела — телесно, Божества — духовно, скорее же, обеих обоюдно. Не по ипостаси мы — одно и то же [что и Спаситель] (ибо сначала существуем ипостасно и потом [только] вступаем [с Ним] в единение), но по соединению с Телом и Кровью [5]Что такое бескровная жертва в православии. Смотреть фото Что такое бескровная жертва в православии. Смотреть картинку Что такое бескровная жертва в православии. Картинка про Что такое бескровная жертва в православии. Фото Что такое бескровная жертва в православии

Евхаристия — это жертва о всех и за вся, актуализация голгофского жертвоприношения, «таинственное жертвоприношение», по выражению патриарха Германа (VIII век) (PG, 98. 420 А). Это — благодарственная (отсюда и название — «благодарение») жертва Богу. Наконец, Евхаристия — это и «небесная Литургия», вечная евхаристическая жертва в недрах Святой Троицы (Предвечный Совет), длящаяся постоянно. Священник во время богослужения «мысленно созерцает небесную службу» (PG, 98,49 °C), а «мы,- указывает патриарх Герман,- уже не на земле, а на Небе предстоим царскому престолу Бога» (там же, 441 А). Земная литургия в Евхаристии перерастает в небесную и совершается одновременно «как горе, так и долу» (PG,155,АВ).

Святые Дары (хлеб и вино) пресуществляются действием Святого Духа в Плоть и Кровь закланной голгофской Жертвы.

Преп. Анастасий Синаит пишет:

Что такое бескровная жертва в православии. Смотреть фото Что такое бескровная жертва в православии. Смотреть картинку Что такое бескровная жертва в православии. Картинка про Что такое бескровная жертва в православии. Фото Что такое бескровная жертва в православии. Тленно есть Тело Христово до Воскресения как приносимое в жертву, умерщвляемое, терпящее раны, раздробляемое и Вкушаемое [6]Что такое бескровная жертва в православии. Смотреть фото Что такое бескровная жертва в православии. Смотреть картинку Что такое бескровная жертва в православии. Картинка про Что такое бескровная жертва в православии. Фото Что такое бескровная жертва в православии

Евхаристия, таким образом, переносит во времени на Голгофу, где совершилось искупительное распятие не хлеба и вина, а обоженной Плоти и Крови Бога.

Константинопольский собор 1157 года анафематствует всех, кто толкует слова «сие творите в Моё воспоминание» как субъективный акт:

Что такое бескровная жертва в православии. Смотреть фото Что такое бескровная жертва в православии. Смотреть картинку Что такое бескровная жертва в православии. Картинка про Что такое бескровная жертва в православии. Фото Что такое бескровная жертва в православии3. Слышащим Спасителя о преданном Им священнодействии Божественных Таин, говорящего: «сие творите в Мое воспоминание», но не понимающим правильно слова «воспоминание» и дерзающим говорить, что оно (т.е. воспоминание) обновляет мечтательно и образно жертву Его Тела и Крови, принесенную на честном Кресте Спасителем нашим в общее избавление и очищение, и что оно обновляет и ежедневную жертву, приносимую священнодействующими Божественные Тайны, как предал Спаситель наш и Владыка всех, и поэтому вводящим, что это иная жертва, чем совершенная изначала Спасителем и возносимая к той мечтательно и образно, как уничижающим неизменность жертвы и таинство страшного и Божественного священнодействия, которым мы принимаем обручение будущей жизни, как это изъясняет Божественный отец наш Иоанн Златоуст во многих толкованиях посланий великого Павла, анафема трижды. [7]Что такое бескровная жертва в православии. Смотреть фото Что такое бескровная жертва в православии. Смотреть картинку Что такое бескровная жертва в православии. Картинка про Что такое бескровная жертва в православии. Фото Что такое бескровная жертва в православии

Согласно вере святых отцов, тело и душа всегда ипостасно едины, даже если и разлучаются физически. Ипостась не раздробляется ничем.

Св. Иоанн Дамаскин пишет в «Философских главах»:

Что такое бескровная жертва в православии. Смотреть фото Что такое бескровная жертва в православии. Смотреть картинку Что такое бескровная жертва в православии. Картинка про Что такое бескровная жертва в православии. Фото Что такое бескровная жертва в православииЕсли природы в определенный момент ипостасно соединились между собой, то они навсегда остаются неотделимыми друг от друга. В самом деле, хотя со смертью душа и отделяется от тела, тем не менее ипостась их остается одна и та же, ибо ипостась есть изначальный самостоятельный источник всякого бытия. Таким образом и тело, и душа всегда удерживают одно и то же начало своего бытия и ипостасного единства, хотя и разлучаются друг с другом. [8]Что такое бескровная жертва в православии. Смотреть фото Что такое бескровная жертва в православии. Смотреть картинку Что такое бескровная жертва в православии. Картинка про Что такое бескровная жертва в православии. Фото Что такое бескровная жертва в православии

Поскольку в момент Смерти Иисуса на Кресте Его ипостась (второе Лицо Троицы), согласно православному вероучению, не отделялась ни от тела, ни от души, то не отделялось и Его Божество, которое ипостасно соединено с Его человеческим естеством.

Особенности в православии

Одно из отличий от латинского понимания таинства — вопрос о времени пресуществления, каковым в православии традиционно принято считать не «тайноустановительные слова», а следующую за ними эпиклезу (греч. Έπίκλησις ), то есть призывание Святого Духа на св.дары и на молящихся, заканчивающуюся троекратным «Аминь» диакона.

В православии считается, что христиане должны причащаться как можно чаще, с 8-го дня своей жизни (дня крещения, которое, в случае угрозы жизни младенца, может уже быть хоть в первый день), и до самого последнего дня (дня телесной смерти).

Что такое бескровная жертва в православии. Смотреть фото Что такое бескровная жертва в православии. Смотреть картинку Что такое бескровная жертва в православии. Картинка про Что такое бескровная жертва в православии. Фото Что такое бескровная жертва в православии

Преподобный Никодим Святогорец выступал за то, чтобы миряне, также, как и священники, причащались за каждой литургией, на которой они присутствуют. Он стремился возродить древнюю практику, при которой христиане причащались каждый день.

Ещё одно важное отличие существует в выборе вещества таинства: для Евхаристии используется квасной хлеб — просфоры, в то время как в католицизме — пресный, хостия.

Другое вещество таинства, вино, в Православной церкви обязательно разбавляется горячей водой, тем самым символизируя животворность и обо́женность мёртвого Тела Христа в момент Его смерти. Св. Симеон Солунский писал об этом: [9]

Что такое бескровная жертва в православии. Смотреть фото Что такое бескровная жертва в православии. Смотреть картинку Что такое бескровная жертва в православии. Картинка про Что такое бескровная жертва в православии. Фото Что такое бескровная жертва в православииТеплота свидетельствует, что Господне Тело, хотя и умерло после отделения от Души, осталось все же животворящим и не отделено ни от Божества, ни от всякого действия Святого Духа.Что такое бескровная жертва в православии. Смотреть фото Что такое бескровная жертва в православии. Смотреть картинку Что такое бескровная жертва в православии. Картинка про Что такое бескровная жертва в православии. Фото Что такое бескровная жертва в православии

В лютеранстве

В Евангелическо-лютеранской Церкви вслед за Католической традицией используется для причастия только пресный хлеб.

Праздник Тела и Крови Христовых

Источник

БЕСКРОВНАЯ ЖЕРТВА

Что такое бескровная жертва в православии. Смотреть фото Что такое бескровная жертва в православии. Смотреть картинку Что такое бескровная жертва в православии. Картинка про Что такое бескровная жертва в православии. Фото Что такое бескровная жертва в православии

В час приношения Бескровной Жертвы сопротивляйся помыслам твоим и чувствам твоим, чтобы стоять со страхом Божиим и достойно причаститься Святых Тайн, и через сие получить от Господа исцеление.

Что такое бескровная жертва в православии. Смотреть фото Что такое бескровная жертва в православии. Смотреть картинку Что такое бескровная жертва в православии. Картинка про Что такое бескровная жертва в православии. Фото Что такое бескровная жертва в православии

Я хлеб живый, сшедший с небес, ядущий хлеб сей будет жить вовек, хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира (Ин.6:51,52).

Что такое бескровная жертва в православии. Смотреть фото Что такое бескровная жертва в православии. Смотреть картинку Что такое бескровная жертва в православии. Картинка про Что такое бескровная жертва в православии. Фото Что такое бескровная жертва в православии

Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него. Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия. Суд же состоит в том, что свет пришел в мир, но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы, ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны (Ин.3:16-21).

Что такое бескровная жертва в православии. Смотреть фото Что такое бескровная жертва в православии. Смотреть картинку Что такое бескровная жертва в православии. Картинка про Что такое бескровная жертва в православии. Фото Что такое бескровная жертва в православии

Что такое бескровная жертва в православии. Смотреть фото Что такое бескровная жертва в православии. Смотреть картинку Что такое бескровная жертва в православии. Картинка про Что такое бескровная жертва в православии. Фото Что такое бескровная жертва в православии

Установление Спасителем Таинства Евхаристии

И когда настал час, Он возлег, и двенадцать Апостолов с Ним, и сказал им: очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания, ибо сказываю вам, что уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божием. И, взяв чашу и благодарив, сказал: приимите ее и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придет Царствие Божие.

И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается, сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается (Лк.20:14:20).

Что такое бескровная жертва в православии. Смотреть фото Что такое бескровная жертва в православии. Смотреть картинку Что такое бескровная жертва в православии. Картинка про Что такое бескровная жертва в православии. Фото Что такое бескровная жертва в православии

Когда приносится Бескровная Жертва

Возгревай же всегда в себе чувства благодарения Богу, особенно попекись о сем в храме, во время Литургии, на коей приносится Богу Бескровная Жертва, именуемая Евхаристией, что значит благодарение. Не забудь, что здесь ты ничем другим не можешь достойно изъявить благодарение Богу, как полною готовностью все свое и себя самого принести в жертву Богу, во славу всесвятого имени Его.

Что такое бескровная жертва в православии. Смотреть фото Что такое бескровная жертва в православии. Смотреть картинку Что такое бескровная жертва в православии. Картинка про Что такое бескровная жертва в православии. Фото Что такое бескровная жертва в православии

Что такое бескровная жертва в православии. Смотреть фото Что такое бескровная жертва в православии. Смотреть картинку Что такое бескровная жертва в православии. Картинка про Что такое бескровная жертва в православии. Фото Что такое бескровная жертва в православии

Преподобный Феогност

Плоти Божией и жрецом, и общником через причащение соделавшись, сообразным быть обязан стал ты и подобию смерти Его, не к тому себе живя, но, по Апостолу, распеншемуся и умершему за тебя (2 Кор. 5:15). Если же для плоти и мира страстно живешь ты, то уготовляешь себя после смерти на вечное мучение. Кому неизвестно, что многие из недостойно священнодействующих восхищены быв отселе внезапною смертию, пересланы прямо в тамошние мучилища.

Что такое бескровная жертва в православии. Смотреть фото Что такое бескровная жертва в православии. Смотреть картинку Что такое бескровная жертва в православии. Картинка про Что такое бескровная жертва в православии. Фото Что такое бескровная жертва в православии

Благовестие о Спасителе мира в таинстве евхаристии

Приближалась иудейская Пасха, прообразовавшая искупительного Агнца, закланного в предопределении Божием прежде создания мира. Вместе с тем приблизился от века определенный день и час действительного заклания на крестном жертвеннике сего Самого искупительного Агнца Божия, вземлющего грехи мира.

В великую ту ночь, в которую предан был, приходит Христос Спаситель с двенадцатью учениками в приготовленную в Иерусалиме горницу.

Так как совершение Пасхи предстояло в следующую ночь, то слова эти проясняют причину, по которой Христос Спаситель предупредил совершение ее на целые сутки, дабы на одной Тайной Вечери соединить в одно оба Завета: преобразовательный и действительный.

Желая самым делом уяснить значение Нового Завета, Христос Спаситель, по совершении обряда ветхозаветного, приступает к установлению новозаветной Пасхи в таинстве Евхаристии, предварив это установление примером смирения и призывом ко взаимной любви.

Вот как повествует об этом Евангелист Иоанн: «Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит, встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан.

Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлегши опять, сказал им: знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом, и Правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу.

Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам.

Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его. Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете» (Иоан. 13:3-5,12-17).

После умовения ног на продолжавшейся вечери Христос Спаситель снова предсказывает ученикам о Своих приближающихся страданиях и указывает самого предателя, как повествуют о том Евангелисты Матфей и Лука: «И когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. Они весьма опечалились и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли, Господи?

Он же сказал в ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня.

Впрочем, Сын Человеческий идет, как писано о Нем; но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться.

При сем и Иуда, предающий Его, сказал: не я ли, Равви? Иисус говорит ему: ты сказал» (Матф. 26:21-25). «Был же и спор между ними, кто из них должен почитаться большим. Он же сказал им: цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются. А вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий, как служащий. Ибо кто больше: возлежащий или служащий? не возлежащий ли? А Я посреди вас, как служащий» (Лук. 22:24-27).

Самое установление таинства Евхаристии Евангелист Матфей изображает следующими словами: «И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите; сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Матф. 26:28).

Евангелист Лука повествует о том же следующее: «И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть новый завет в Моей Крови, которая за вас проливается» (Лук. 22:19-20).

Апостол Павел по особому откровению от Господа изобразил установление таинства Евхаристии следующими словами: «Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание» (1 Кор. 11:23-24).

Вещество, употребляемое Христом Спасителем для таинства Евхаристии, есть хлеб и вино. А потому и во все следующее время со времен апостолов Евхаристия совершалась на обыкновенном пшеничном хлебе, какой употребляли иудеи во дни Иисуса Христа. Хлеб должен быть чистый как по веществу, так и по способу приготовления, ибо того требует величие и святость таинства. Хлеб этот должен быть обыкновенный, то есть квасной, не опресночный, какой употребляют латиняне для таинства Евхаристии.

По-видимому, разница эта несущественная, но существенно то, что опресноки, как принадлежность обрядного закона ветхозаветного, отменены на соборе апостольском, который точно определил, что именно из обрядового закона остается обязательным для христиан.

На обыкновенном хлебе постоянно совершаема была Евхаристия в первенствующей Церкви Христовой, ибо вещество для таинства заимствовано из приношений народа, который, без сомнения, приносил в храмы из домов своих хлеб обыкновенный, так как он предназначался вместе и для вечери любви, и для вспомоществования бедным, а опресноки бывали в употреблении у иудеев только семь дней в году.

Главное же в том, что не на опресноках совершил первоначальное таинство Причастия Сам Христос Спаситель, ибо таинство это установлено в 13-й день месяца Нисана к вечеру, а иудеям закон предписывал начинать праздновать Пасху и затем употребление опресноков только с вечера 14-го числа Нисана, так что первый день из числа семи дней опресночных был уже 15-й день Нисана.

Другим веществом для таинства Евхаристии, вместе с обыкновенным пшеничным хлебом, должно быть виноградное вино, ибо на таковом вине совершил таинство Евхаристии Сам Христос Спаситель.

Это видно из самих слов, сказанных Христом Спасителем при установлении сего таинства (Матф. 26:27-29).

Вино должно быть растворимо с водой потому, что и Христос Спаситель, как свидетельствует апостольское предание, при учреждении Евхаристии употребил вино, растворенное водой.

Последуя примеру Христа Спасителя, Св. Церковь всегда употребляла такое же вино, то есть растворенное водой, памятуя то, что во время крестных страданий Господа из прободенного ребра Его истекла кровь и вода (Иоан. 19:34).

От хлеба, употребляемого для Евхаристии, требуется возможная чистота самого вещества и чистота приготовления, чему соответствует употребляемая в Православной Церкви просфора. Этим Св. Церковь и ограничивает свои требования, так же точно, как от готовящегося совершать Евхаристию и приступающего к Божественному приобщению, требуется возможная чистота души и тела, и некоторое отдельное приготовление, соответствующее величию и святости таинства.

Из этого видно, что наша обыкновенная просфора может почитаться как бы некоторым символом или образом человека, готовящегося соединиться с Господом в таинстве Евхаристии.

К совершению таинства не принимаются просфоры черствые.

И это служит немаловажным символом или образом того, что требуется от приступающих к Евхаристии: смирение умягченных покаянием и слезами чувств, но отнюдь не жестокая надменность фарисейская, воображавшая себя праведной только потому, что усматривала между слабыми людьми явных грешников.

Власть совершать таинство Евхаристии, по учению Православной Церкви, принадлежит только преемникам апостолов, то есть епископам, а чрез епископов сообщается и пресвитерам.

Приготовление же состоит в искреннем испытании верующими своей совести и очищении ее от грехов чрез таинство покаяния, в посте и молитвах по установлению Церкви.

Причащаться Телу и Крови Господней есть необходимейшая обязанность каждого христианина.

Это видно из слов Христа Спасителя, которые он сказал иудеям, когда давал обетование об Евхаристии.

«Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни.

Ядущий мою плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день» (Иоан. 6:53-54).

Веруя и исповедуя, что Святейшая Евхаристия есть истинное таинство, Православная Церковь верует также и исповедует, что Евхаристия есть вместе истинная, действительная жертва.

В таинстве Евхаристии Тело и Кровь Христа Спасителя приносятся за людей в жертву Богу и предлагаются в снедь людям.

Предлагая благословенную чашу, Христос Спаситель после слов: «пейте от нее вси: сия бо есть Кровь Моя нового завета» присовокупил: еже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов».

Так смотрела на таинство Евхаристии Св. кафолическая Церковь по священному преданию от Св. апостолов, самовидцев и служителей Слова.

Жертва, приносимая Богу в таинстве Евхаристии, по существу своему совершенно одна и та же с жертвой крестной.

И ныне на жертвенниках Церкви приносится тот же самый Агнец Божий, Который принесен был за грехи мира на Кресте, та же самая пречистая Кровь, которая излиялась на Голгофе.

И ныне невидимо совершает это таинственное жертвоприношение Тот же Самый предвечный Архиерей, Который совершил жертвоприношение Отцу Своему на крестном жертвеннике.

Впрочем, по образу и обстоятельствам жертвоприношений Евхаристическая жертва отличается от жертвы крестной. На Кресте Христос Спаситель видимо принес Свое пречистое Тело и Свою пречистую Кровь в жертву Богу, в Евхаристии Он приносит их под видом хлеба и вина. На Голгофе Христос Спаситель непосредственно Сам, как Первосвященник, совершил искупительное жертвоприношение.

Крестной жертвой на Голгофе совершено искупление всего человечества и удовлетворена Правда Божия за грехи всего мира.

Закроются христианские храмы и Бескровная Жертва прекратится

В другом месте Откровения Евфрат указывается тоже как место событий самого последнего времени, событий, которые будут сопровождаться чрезвычайной смертностью между людьми, ибо погибнет третья часть людей от трех язв, происхождение которых усвояется Откровением чрезвычайным событиям на Евфрате, а именно: освобождению связанных там четырех ангелов. Все это произойдет в последние времена, за которыми уже наступит тяжкий период Данииловой СЕДМИНЫ, о которой он пророчествует (Дан. 9:27), что в половине ее прекратится жертва и приношение (закроются христианские храмы, и Бескровная Жертва прекратится. Нечто подобное совершилось в Париже во времена революции, в исходе XVIII столетия), а на кровле святилища будет мерзость запустения. По толкованию Св. отцов, это есть мерзостная статуя антихриста, в которой, как упоминается в Откровении, будет говорить и действовать демон, и притом так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу антихриста (Откр. 13:15).

Что такое бескровная жертва в православии. Смотреть фото Что такое бескровная жертва в православии. Смотреть картинку Что такое бескровная жертва в православии. Картинка про Что такое бескровная жертва в православии. Фото Что такое бескровная жертва в православии

Святитель Феофан Затворник

Толкование на 1-е послание святого апостола Павла к Коринфянам

Стих 16. Чаша благословения, юже благословляем, не общение ли крове Христовы есть? Хлеб, егоже ломим, не общение ли тела Христова есть?

Два вида общения посредством видимого с невидимым предлагает Апостол на рассуждение мудрых коринфян. Первый – высший, общение Тела и Крови Христовых под видом хлеба и вина. В Церкви приносится бескровная жертва. Затем все присутствующие в храме причащаются от сей жертвы, и, причащаясь, входят в общение Крови Христовой и Тела Христова. Ибо хлеб и вино чрез благословение таинственно пресуществляются в тело и кровь Господа Иисуса Христа. Вот что есть у нас и что вы знаете, говорит. Сила слова, что мы вступаем в общение тела и крови Господа, но тут же утверждаются и обе догматические истины о таинстве Евхаристии, первая – что в сем таинстве приносится жертва, и вторая, что хлеб и вино пресуществляются в тело и кровь Господа. Первое – по ходу речи, ибо речь идет о жертвах священнодейственных; второе – по силе вкушения, ибо питие вина есть общение крови, и вкушение хлеба есть общение тела; то и другое не мысленно, а действительно. «Сподобляясь священных Таин, не с Самим ли Владыкою вступаем в общение, не говорим ли, что Его это тело и Его кровь?» (Феодорит).

«Чашею благословения (или Евхаристии, благодарения) назвал ее Апостол потому, что мы, держа ее в руках, прославляем Бога, удивляемся и изумляемся неизреченному Его дару, благословляя Его, что Он пролил кровь Свою для избавления нас от заблуждения, и не только пролил, но и преподал ее всем нам» (святой Златоуст). Слова же: юже благословляем указывают на священнодейственное благословение, чрез которое таинственно силою Христовою вино бывает кровь Христова и хлеб тело Христово. Вследствие сего вкушение от чаши не общение ли крове Христовы есть? «Весьма верно и страшно он выразился; смысл же слов его есть следующий: находящееся в чаше есть то самое, что истекло из ребра Господа; того мы и приобщаемся» (святой Златоуст).

Вследствие сего же вкушение от хлеба, егоже ломим, не общение ли тела Христова есть? Оба вопроса заключают в себе сугубейшее утверждение вопрошаемого. «Почему не сказал: причастие? – Потому что хотел выразить нечто большее, показать совершенное единение. Ибо, приобщаясь, мы не только делаемся участниками и сообщниками, но соединяемся со Христом. Как тело Христово соединено со Христом, так и мы чрез этот хлеб соединяемся с Ним» (святой Златоуст).

«В Ветхом Завете, когда люди были несовершенны, Он такую же кровь, какую язычники приносили идолам, благоволил и Сам принимать, дабы отвратить от идолов, что также доказывало неизреченную Его любовь; а теперь Он преподал священнодействие более страшное и совершенное, изменив жертву, повелев вместо заклания бессловесных приносить Его Самого» (святой Златоуст).

Что такое бескровная жертва в православии. Смотреть фото Что такое бескровная жертва в православии. Смотреть картинку Что такое бескровная жертва в православии. Картинка про Что такое бескровная жертва в православии. Фото Что такое бескровная жертва в православии

Настанет время, когда Жертва Бескровная прекратится

«Созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ю» (Мф.16:18), сказано в Евангелии. Апостол говорит, что преломление хлеба, то есть Таинство евхаристии, будет совершаться до второго пришествия Господа. У преподобного Ефрема Сирина сказано, что настанет время, когда Жертва Бескровная прекратится. Здесь как будто противоречие, но нет. Надо так понимать: открыто служение в церкви не будет совершаться, но само Таинство евхаристии будет продолжаться до второго пришествия Спасителя.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *