Что такое беспалубное маломерное судно
Классы маломерного судна
Во «Временных правилах классификации и технических требований к прогулочным судам поднадзорным Государственной инспекции по маломерным судам РФ (ГИМС)» к области непосредственной ответственности ГИМС отнесены суда 5 классов:
Судно 1 класса. Разрешено плавание:
Судно 2 класса. Разрешено плавание:
Судно 3 класса. Разрешено плавание:
Судно 4 класса. Разрешено плавание:
Судно 5 класса. Разрешено плавание:
С июня 1998 года в Европе действует Директива ЕС по прогулочным судам (ERCD — European Recreational Craft Directive), которая обязывает катеростроителей (и импортеров лодок из-за пределов ЕС) относить свою продукцию к одной из четырех категорий: А (океан), В (открытое море), С (морская прибрежная зона), D (защищенные акватории). Для судов прибрежного и внутреннего плавания достаточны категории С и D. Если ознакомиться со статистикой последних лет, можно видеть, что к категории «А» относятся суда длиной не менее 12 м (естественно, далеко не все, а только те, которые отвечают требованиям по остойчивости и прочности). В категории «В» очень редко можно встретить лодки длиной меньше 8 м; им, как правило, присваивают категории «С» и «D».
Сопоставление требований ГИМС с Директивой ЕС выявляет, что после приведения нормативов ГИМС по высоте волны к соизмеримым «значительным» волнам эти нормативы получают область распространения не выше категории С. (Под «значительными» волнами следует понимать волны с высотой, равной средней высоте 1/3 наибольших волн; именно эта высота фиксируется при непосредственном наблюдении).
Категории по Директиве Европейского Совета 94/25/ЕС
Классы судов согласно предписаниям РРР
М-СП (морской, смешанного плавания), М (морской)
Шлюпкаминазываются беспалубные маломерные гребные, парусные и моторные суда. Их изготавливают из дерева, металла, пластмасс, а также резинотканей (надувные)
СУДОВ.
ВВЕДЕНИЕ
На обширных водных просторах России ежедневно возникают ЧС, требующие проведения поиска и спасения людей, аварийно-спасательных работ; ликвидации разливов нефти, нефтепродуктов и СДЯВ, осуществления подводных работ специального назначения.
Серьезной проблемой для страны продолжает оставаться гибель людей на воде. По некоторым данным, вода уносит каждый день жизни 40 россиян. За последние 10 лет в России утонуло около 140 тыс. человек (и это без учета катастроф морских и речных судов).
Анализ причин и обстоятельств, приводящих к трагедиям, показывает, что больше половины несчастных случаев с людьми происходит в результате нарушения правил поведения на водоемах. Четверть таких случаев возникает при пользовании маломерными судами, чуть больше 10% людей гибнет в период бурных сезонных паводков и наводнений.
Ведение поисково-спасательных работ на воде осуществляется в период наводнений, которые занимают лидирующее положение по числу повторов, охвату территорий и суммарному среднегодовому экономическому ущербу. Поисково-спасательные работы проводятся также и при ЧС техногенного характера, особенно на водном морском и речном транспорте.
Ведение ПСР на воде осуществляется, как правило, с использованием маломерных моторных судов (спасательных катеров и лодок). Маломерные моторные суда используются также для наведения переправ, эвакуации пострадавших из мест ЧС, выполнения специальных подводных работ.
КЛАССИФИКАЦИЯ МАЛОМЕРНЫХ МОТОРНЫХ
По назначению шлюпки делятсяна: служебные (судовые), спасательные и спортивные. В зависимости от размеров и конструкции шлюпки подразделяются на баркасы, вельботы, ялики и тузики.
Катер— самоходная шлюпка, имеющая палубу и хорошие мореходные качества. Применяется для служебно-вспомогательных целей (гидрографические, водолазные, лоцманские, санитарные, буксирные, спасательные, рабочие, разъездные и др.) и народнохозяйственные (рыбопромысловые, пассажирские).
Катера могут оснащаться двухмачтовым парусным и весельным (от 10 до 16 весел) вооружением с кливером, фоком и гротом. На них устанавливается мотор, обеспечивающий автономность плавания, предусмотрена обитаемость экипажа.
Государственной регистрации в ГИМС МЧС России подлежат принадлежащие юридическим и физическим лицам:
самоходные суда внутреннего плавания и иные плавучие объекты вместимостью менее 80 тонн с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или с подвесными моторами независимо от мощности, водные мотоциклы (гидроциклы) и несамоходные суда пасссажировместимостью 12 и менее человек.
Семейство маломерных судов очень многообразно, поэтому приведенная ниже классификация не претендует на полноту и законченность, она может изменятся и дополнятся
Классификация маломерных судов
1. По назначению:
· транспортные суда (для перевозки грузов и пассажиров);
· спортивные (для спортивных целей и тренировок);
· специальные (для проведения специальных работ на воде).
2. По режиму движения:
* водоизмещающие (суда, которые поддерживаются на плаву за счет “архимедовой силы”);
* глиссирующие (суда, у которых при движении, благодаря особой формы днища, возникает гидродинамическая сила, вызывающее значительное всплытие судна и скольжение его по поверхности воды);
* на подводных крыльях (суда, у которых при движении за счет аэродинамической подъемной силы подводных крыльев, корпус судна выходит из воды);
* на воздушной подушке (суда, у которых корпус поддерживается над поверхностью за счет нагнетания воздуха под основание камеры днища).
3. По роду движителя:
4. По материалу корпуса:
* из других материалов.
5. По конструкции набора корпуса:
* с продольным набором;
* с поперечным набором;
* со смешанным набором;
6. По роду двигателя:
* со стационарным двигателем;
* с подвесным двигателем.
7. По обводам корпуса:
8. По количеству корпусов:
* многокорпусные (катамараны, тримараны и др.).
Формула класса.
Маломерному судну в зависимости от результатов проведенного технического освидетельствования (специального осмотра) присваивается или восстанавливается формула класса.
Наличие класса судна означает: удовлетворяет ли оно требованиям ГИМС к его техническому состоянию.
Маломерное судно утрачивает класс в случаях:
— не предъявления судна к техническому освидетельствованию;
— проведения модернизации судна без предварительного согласования с
— получения судном аварийных повреждений;
— получения судном по результатам технического освидетельствования
(специального осмотра) оценки «запрещено к эксплуатации».
Для восстановления класса судно предъявляется к освидетельствованию (осмотру) после устранения причин, вызвавших утрату класса.
Класс маломерного судна описывается формулой, определяющей конструкцию судна и условия его эксплуатации.
Формула класса записывается в виде кода, знаки которого разделяются точками.
Первый знак кода означает тип судна по способу движения и наличию двигательной установки:
Второй знак кода указывает на наличие (или отсутствие) у судна водонепроницаемой палубы:
1- суда, имеющие водонепроницаемую палубу,
0- открытые (беспалубные) суда.
Третий знак кода указывает разряд судна, соответствующий разряду бассейна, где его разрешено эксплуатировать, при этом буквенный индекс у третьего знака обозначает режим судоходства в бассейне:
М – бассейны с морским режимом судоходства, где действуют Международные правила предупреждения столкновения судов в море (МППСС).
Н— несудоходные бассейны.
В зависимости от удалённости портов (убежищ) и гидрометеоусловий водные бассейны делятся на:
— морские;
— прибрежные;
— внутренние водные бассейны.
Прибрежные морские (в пределах не более 12 миль от побережья). Внутренние водные бассейны делятся на:
Бассейны 1 разряда (прибрежные морские и внутренние водные бассейны с высотой волн 1,8 метра).
Бассейны 2 разряда (внутренние водные бассейны с высотой волн 1,5 метра).
Бассейны 3 разряда (внутренние водные бассейны с высотой волн 1,2 метра).
Бассейны 4 разряда (внутренние водные бассейны с высотой волн 0,6 метра).
Бассейн 5 разряда(внутренние водные бассейны с высотой волн 0,25 метра).
Четвертый знак кода указывает общее допустимое количество людей на борту судна (экипажа и пассажиров).
Примеры записи формулы класса:
6.0. 5Н. 2. – гребная (беспалубная) лодка, с разрядом плавания 5 в несудоходных бассейнах, допускающая размещение на борту 2 человек.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Новые правила пользования маломерными судами
С 01.01.2021 действовуют новые Правила пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации (утверждены приказом МЧС России от 06.07.2020 № 487 — далее Правила).
Рассмотрим, что надо знать о новых Правилах нам, эксплуатантам маломерных судов.
В общем и целом каких-то сенсационных изменений не произошло, если не считать ужесточения требований к ношению жилетов для отдельных категорий судоводителей и пассажиров.
По большому счету Правила доработаны и приведены в соответствие к текущим реалиям и избавлены от некоторых устаревших определений. Убран раздел «Организация выпуска маломерных судов с баз (сооружений) для их стоянок», что в свете философии документа выглядит логично.
Нерегистраты
В новых Правилах законодательно закреплены особенности эксплуатации маломерных судов, не требующих государственной регистрации. В частности обозначено что:
Почему важно, что пользование маломерными судами, не подлежащими государственной регистрации возможно без освидетельствования? Речь все о том же пресловутом весе маломерного судна.
В известном в некоторых кругах активной водномоторной общественности письме Тарасов Д.А. при определении веса маломерного судна «в сомнительных случаях» рекомендует своим подчиненным взвешивать лодку (несмотря на то, что вес таки указан на заводской табличке).
Однако взвешивание – не что иное, как часть процедуры освидетельствования маломерного судна. И если оно, согласно данным о весе на заводской табличке, не подлежит государственной регистрации, то взвешивать его можно либо по решению суда, либо с согласия владельца.
По поводу прав – ну наконец-то черным по белому написали, что для управления нерегистратом права не нужны.
Жилеты
Очень чувствительная для некоторых лодочников тема. И здесь есть новизна и есть «суровая конкретика». Одели в жилеты многих. Читаем пункт 11 пункт Правил полностью:
При плавании должны быть одеты в индивидуальные спасательные средства:
а) лица, находящиеся на водных мотоциклах (гидроциклах) либо на буксируемых маломерными судами устройствах (водных лыжах, вейкбордах, подъемно-буксировочных системах, а также надувных буксируемых и иных устройствах);
б) лица, находящиеся во время движения на беспалубных маломерных судах длиной до 4 метров включительно;
в) лица, находящиеся на открытой палубе маломерного судна либо на беспалубных маломерных судах во время шлюзования или прохождения акватории порта;
г) дети до 12-летнего возраста, находящиеся вне судовых помещений.
С детьми, гидроциклистами, а также людьми, которые в целях улучшения качества отдыха скачут по воде на различных приспособлениях, прицепленных за веревку к лодке, все понятно. Со шлюзованием и акваториями портов тоже вопросов нет.
Интересное новшество содержит подпункт «б» пункта 11:
лица, находящиеся во время движения на беспалубных маломерных судах длиной до 4 метров включительно
Что есть палуба судна? Палуба – это горизонтальная настильная конструкция судна, опирающаяся на борта или иные конструктивные элементы судна, идущая по всей длине или ширине судна, либо перекрывающая отдельные его части.
Определение беспалубного судна есть в методичке ГИМС, а так же в Приказе Госкомрыболовства РФ от 15 июня 1999 г. N 156 «Об утверждении «Правил классификации, проектирования, постройки и оборудования маломерных судов промыслового флота» и организации на их основе системы надзора за маломерными судами». Определения идентичны:
Беспалубное судно — судно частично или полностью не имеющее водонепроницаемой палубы.
Таким образом, несложно представить как выглядит беспалубное судно — это «надувнушки», в т.ч. РИБы, а так же лодки с жёсткими корпусами в сурово-рыбацкой комплектации в виде корыта с лавочками или без оных :). И все там должны сидеть в спасжилетах, если только длина лодки не больше четырех метров.
Кстати, как не трудно догадаться, львиная доля лодок не подлежащих регистрации — это как раз беспалубники до четырех метров. Так что если вы в раздумьях покупать или не покупать нерегистрат — вот вам неожиданный его минус.
Формулировка «маломерных судах длиной до 4 метров включительно»
На заводских табличках производитель, как правило, не указывает длину судна. Это указано в руководстве владельца.
Но ни в стандартах, ни в нормативных актах нет определения термина «длина маломерного судна». Есть определения длины габаритной и длины наибольшей маломерного судна. Они-то обе в руководстве пользователя должны быть указаны согласно ГОСТу, но не какая-то там отвлеченная «длина».
Эти два вышеупомянутые параметра определяются по-разному, и часто их значения прилично отличаются.
Так, при определении наибольшей длины лодки, имеющей выступающие части (например, кринолины) последние не учитываются. А вот в габаритную длину они входят. Поэтому может получиться двоякая ситуация.
Например, у судна с кринолины с наибольшей длиной 3,8 метров габаритная длина может составить 4 или более метра. Какую длину выберем при составлении протокола?
Все эти рассуждения справедливы для почти невероятной ситуации: когда у владельца лодки есть с собой руководство владельца. Данное руководство — важный документ, с печатями между прочим, поэтому никто в здравом уме его с собой не берет в плавание.
Так как же тогда инспектор определит длину судна? Измерит рулеткой из Леруа-Мерлен от носа до транца? А может от носа до конца кринолина? Какие ему размерения нужны габаритные или наибольшие? Первые определяют размер прицепа и гаража, вторые — мореходность.
Ни слова об этом в Правилах не сказано. Наверное будут опять выпущены методички с разъяснениями…
У нас уже есть один такой интересный термин, — «масса судна», — употребленный в КВВТ и КТМ, но определения которому нет нигде (и поэтому доподлинно непонятно как эту массу считать ). Теперь еще неоднозначная «длина судна».
Несоответствие нормам комплектации и оборудования судна
С введением несколько лет назад поправок в КоАП РФ несоответствие нормам комплектации и оборудования судна стало очень неприятным для судоводителей нарушением, так как оно ведет к задержанию судна и помещению его на специализированную стоянку со всеми вытекающими расходами на пребывание в этом элитном клубе. И это не считая конскообразного штрафа.
В старой редакции правил значится:
…несоответствие нормам комплектации и оборудования судна, указанным в судовом билете
Что вызывало некоторую радость у обладателей судовых билетов нового образца, где нормы комплектации не указывались по причине отсутствия соответствующего раздела. Соответственно судоводителю с новыми номерами было как-то неинтересно что-нибудь предъявлять за отсутствие кошмы или багра, если он всегда мог сослаться на Правила пользования маломерными судами и показать судовой билет, где про оснащение лодки ничего не сказано.
Во имя Мира и Добра теперь ситуация исправлена. По новым Правилам эксплуатация маломерного судна запрещается (в том числе) если имеется:
несоответствие нормам комплектации и оборудования судна, установленным техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности маломерных судов»
Напомню, что действие данного регламента не распространяется на маломерные суда массой до 100 кг включительно.
Новые неисправности, при которых запрещена эксплуатация маломерного судна
К перечню неисправностей, несовместимых с эксплуатацией судна добавлены:
Прочие изменения
На гидроциклах и буксируемых устройствах запрещено приближаться ближе, чем на 50 метров к ограждению мест заплыва пляжей и других мест купания.
Двигаться в тумане или неблагоприятных метеоусловиях при видимости менее 1 км разрешено судам, имеющим радиолокационное оборудование (остальным, естественно, запрещено).
Запрещается выбрасывать за борт мусор, допускать загрязнение водных объектов нефтепродуктами.
Вот собственно и всё, что, на мой взгляд, нужно знать о новых Правилах пользования маломерными судами на водных объектах РФ судоводителям маломерных судов.
Новое понятие маломерного судна
С 25 мая 2012 года вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 23 апреля 2012 г. N 36-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия маломерного судна» в котором:
1. Уточнено понятие маломерного судна.
Маломерное судно — это судно, длина которого не должна превышать двадцать метров и общее количество людей на котором не должно превышать двенадцать.
Прогулочное судно — это судно, общее количество людей на котором не должно превышать восемнадцать, в том числе пассажиров не более чем двенадцать, и которое используется в некоммерческих целях и предназначается для отдыха на водных объектах.
Спортивное парусное судно — это судно, построенное или переоборудованное для занятий спортом, использующее в качестве основной движущей силы силу ветра и эксплуатируемое в некоммерческих целях.
2. Указано, что регистрации не подлежат следующие виды судов:
— Шлюпки и иные плавучие средства, которые являются принадлежностями судна;
— Суда массой до 200 килограмм включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 киловатт включительно;
— Спортивные парусные суда, длина которых не должна превышать 9 метров, которые не имеют двигателей и на которых не оборудованы места для отдыха.
3. В Кодексе об Административных правонарушениях уточнено понятие маломерного судна, а также указано:
Статья 11.8. Нарушение правил эксплуатации судов, а также управление судном лицом, не имеющим права управления
То есть, по логике этой статьи, неподлежащее регистрации маломерное судно, не должно не только регистрироваться, но также не должно проходить техосмотр и носить бортовые номера.
4. Изменена стоимость регистрации маломерных судов.
В Налоговом кодексе теперь указаны следующие цены.
За государственную регистрацию:
За государственную регистрацию изменений, вносимых в отношении:
5. В КВВТ РФ дополнен список судовых документов, которые должны находиться на маломерном судне, подлежащем регистрации.
На подлежащих регистрации спортивных парусных судах, прогулочных судах, маломерных судах должны находиться следующие судовые документы:
2) список членов экипажа судна (судовая роль).
А на остальных, подлежащих регистрации немаломерных судах, по-прежнему должен находиться расширенный список документов:
1) свидетельство о праве собственности на судно;
2) свидетельство о праве плавания судна под Государственным флагом Российской Федерации;
3) свидетельство о годности судна к плаванию с указанием его класса или с классификационным свидетельством;
4) список членов экипажа судна (судовая роль), составляемый капитаном судна;
5) судовой журнал (вахтенный журнал или единый вахтенный журнал), машинный журнал (для судна с механическим двигателем, эксплуатируемого членами экипажа судна без совмещения должностей);
6) судовое санитарное свидетельство;
7) единая книга осмотра судна;
8) свидетельство о предотвращении загрязнения с судна нефтью, сточными водами и мусором;
9) разрешение на судовую радиостанцию;
10) свидетельство или сертификат о минимальном составе экипажа судна.
6. Также в КВВТ внесен следующий новый пункт, разъясняющий понятие «судовой билет».
Судовой билет удостоверяет право плавания судна под Государственным флагом Российской Федерации, право собственности на судно, годность судна к плаванию.
7. В КВВТ изменена статья, повествующая о классификации и освидетельствовании судов, и звучит она теперь следующим образом:
1. Подлежащие государственной регистрации суда, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, подлежат классификации и освидетельствованию на возмездной основе за счет судовладельцев организациями, которые уполномочены федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов и которые могут создаваться в организационно-правовой форме федеральных автономных учреждений, а также иностранными классификационными обществами, уполномоченными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов.
2. Положение о классификации и об освидетельствовании судов, правила освидетельствования судов в процессе их эксплуатации, правила технического наблюдения за постройкой судов, правила технического наблюдения за изготовлением материалов и изделий для судов, правила предотвращения загрязнения с судов, правила классификации и постройки судов утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта и издаются организациями, иностранными классификационными обществами, указанными в пункте 1 настоящей статьи.
3. Маломерные суда, подлежащие государственной регистрации и используемые в некоммерческих целях, подлежат классификации и освидетельствованию уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
8. Исключена 36 статья КВВТ.
Нижеуказанная норма перестает действовать:
Статья 36. Надзор за безопасностью эксплуатации судов.
1. Надзор за безопасностью эксплуатации на внутренних водных путях самоходных судов внутреннего плавания с главными двигателями мощностью не менее чем 55 киловатт, несамоходных судов вместимостью не менее чем 80 тонн, пассажирских и наливных судов, паромных переправ осуществляется государственной речной судоходной инспекцией.
2. Надзор за безопасностью эксплуатации на внутренних водных путях спортивных парусных и прогулочных парусных судов независимо от наличия и мощности главных двигателей и вместимости таких судов, других спортивных и прогулочных судов независимо от количества пассажиров на них, в том числе спортивных и прогулочных самоходных судов с главными двигателями мощностью не менее чем 55 киловатт, спортивных и прогулочных несамоходных судов вместимостью не менее чем 80 тонн, осуществляется государственной речной судоходной инспекцией в части, не относящейся к компетенции органов, осуществляющих государственную регистрацию судов, и органов технического надзора и классификации судов Российской Федерации.
3. Государственная речная судоходная инспекция с входящими в ее состав государственными речными судоходными инспекциями бассейнов осуществляет:
Надзор за выполнением судовладельцами, членами экипажей судов, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими судоходство на внутренних водных путях, требований обеспечения безопасности эксплуатации судов в соответствии с законодательством в области внутреннего водного транспорта Российской Федерации;
Расследование и классификацию транспортных происшествий с судами на внутренних водных путях;
Государственную регистрацию судов в Государственном судовом реестре Российской Федерации и выдачу свидетельств о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации и свидетельств о праве собственности на судно;
Проверку знаний и участие в дипломировании лиц командного состава судов, проверку судов;
Надзор за надлежащим содержанием судовых ходов и средств навигационного оборудования;
Надзор за соблюдением требований обеспечения безопасности эксплуатации судов.
В отношении судов, указанных в пункте 2 настоящей статьи, данные полномочия осуществляются государственной речной судоходной инспекцией в части, не относящейся к компетенции органов, осуществляющих государственную регистрацию судов, и органов технического надзора и классификации судов Российской Федерации.
4. Предписания должностных лиц государственной речной судоходной инспекции об обеспечении безопасности эксплуатации судов являются обязательными для выполнения судовладельцами, членами экипажей судов, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими судоходство на внутренних водных путях. Государственная речная судоходная инспекция обязана немедленно сообщать указанным лицам о таких предписаниях.
5. Надзор за безопасностью эксплуатации судов, не указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, осуществляют органы, уполномоченные на то Правительством Российской Федерации.
9. Уточнены органы, осуществляющие государственную регистрацию.
Государственная регистрация судов в Государственном судовом реестре и бербоут-чартерном реестре осуществляется капитаном морского порта.
Государственная регистрация судов в реестре маломерных судов осуществляется органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации.
Государственная регистрация судов в Российском международном реестре судов осуществляется капитанами морских портов, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.