Что такое бесприданница в современном веке
Бесприданницы наших дней
Истории бесприданниц обычно заканчиваются «хэппи-эндом» только в сказках и в слащавых женских романах. В жизни все иначе. Неравный брак, девушка без приданого — темы, к сожалению, и поныне актуальные
Уже со времен появления частной собственности у многих народов стали цениться невесты не столько красивые, сколько богатые. Чем беднее была девушка, тем сложнее было найти для нее жениха. Конечно, бывали исключения — в богатый дом брали очень красивую невесту и без приданого. В то же время у восточных народов основным приданым девушки считалась ее внешность, и за нее даже полагался выкуп — калым. В высших сословиях приданым могло являться одно только высокое происхождение (например, в России — графский титул, принадлежность к знаменитой фамилии). Хотя многие далеко не бедные люди гербу на карете предпочитали увеличение состояния с приходом в дом молодой жены.
Традиционно мужчины интересовались приданым женщины, поэтому и обратимся к мужским критериям современной бесприданницы. Запросы сильного пола не очень изменились, изменилось во многом само понятие «бесприданница». Как и прежде, наиболее привлекательны для мужчин красивые и обеспеченные девушки, что, увы, не всегда совпадает.
Так, согласно записям Геродота, дочери лидийцев занимались проституцией и таким образом накапливали себе приданое. Точно так же продавали себя ради приданого девушки острова Кипр. Таким девушкам отдавали предпочтение перед другими невестами, причем приданым считался и приобретенный любовный опыт.
Через полторы тысячи лет Марко Поло описал тибетский обычай: как только останавливался купеческий караван, из ближайших селений появлялись женщины и старухи с дочерьми и внучками, наперебой предлагая их чужестранцам. Чем больше у девушки скапливалось свидетельств побед над мужчинами (помимо установленной суммы дарились кулоны и обереги), тем выше она ценилась в глазах местных женихов.
И вот уже пару десятилетий некоторых современников вовсе не смущает, что квартира, загородный коттеджик и «четыре колеса» заработаны с помощью первой древнейшей профессии. Как не вспомнить слова матери бесприданницы Ларисы Огудаловой: «Так уж лучше унижаться смолоду, чтобы потом пожить по-человечески». Далеко не всех корыстных женихов смущает и то, что родителями богатой избранницы давно интересуются правоохранительные органы.
Ныне, как и столетия назад, учитывается, каковы финансовые перспективы потенциальной жены, то есть возникает пресловутый вопрос о наследстве — будет ли? Конечно, для одних это счет в зарубежном банке, а для других — однокомнатная квартира в «спальном» районе. Требования, к счастью, разные.
И все-таки наше время дает новые шансы многим бесприданницам в прямом смысле слова — девушкам, не обладающим каким-либо приданым. Мужчины стали подходить к важнейшему жизненному вопросу с перспективой: что жена СМОЖЕТ дать в дальнейшем? Если работает в надежном месте и прилично зарабатывает — уже не бесприданница. А если мало, и в родительском доме негусто, то надо держать ухо востро.
Правда, есть одно «но». К концу XX века в цивилизованном мире стал цениться такой капитал, как красота. Если девушка хороша собой, велика вероятность, что она устроится на престижную, а значит, высокооплачиваемую должность или сможет «притягивать» выгодных для мужа компаньонов и клиентов, украсить собой важную для него презентацию. Она не бесприданница, даже если, кроме внешности, у нее ничего нет. Лариса Огудалова вполне могла оказаться нужной прагматичному Паратову, если бы они жили на сто лет позже.
Наше время поставило, как говорится, с ног на голову и еще один аспект «девушки на выданье». Важнейшим компонентом приданого у многих народов все-таки считалась невинность и символизирующий ее свадебный наряд. Теперь же для многих интереснее девушка сексуально образованная. Способность доставить интимную радость вполне может быть оценена обручальным кольцом. А сексуальная беспомощность (естественно, в сочетании с другими недостатками), напротив, переводит потенциальную невесту в группу «неинтересных».
Конечно, такой подход свойственен далеко не всем. Впрочем, девственницы старше шестнадцати лет в наше время вообще встречаются редко. И обычно это не самые красивые представительницы прекрасного пола.
Словом, в конце XX столетия можно не быть бесприданницей, даже не имея материального приданого. Но как быть девушкам, к которым все-таки относится это понятие, кстати, почти не произносимое вслух?
Безнадежных случаев практически нет. Во-первых, существует любовь. Но это чувство, как известно, несовместимо с меркантильностью. А если такая любовь не встретилась? И приданого ждать неоткуда? Значит, за себя надо бороться. Постоянно внушать себе, что вы привлекательны, умны, сумеете найти «сексуальный» ключ к мужчине (при этом не следует пренебрегать специальной литературой), что у вас все получится.
При самых скромных средствах можно позволить себе несколько хороших, модных вещей, приятные духи, косметику, которая подчеркнет ваши достоинства (а они у вас обязательно есть!). Нелишне научиться хорошо готовить, со вкусом оформлять интерьер.
И тогда постепенно в вашем поведении, в словах и взгляде появится уверенность, и окружающие, в том числе мужчины, это непременно заметят. А заметив, задумаются. И кто-то наверняка сделает вывод, что такая элегантная, уверенная в себе женщина вполне достойна того, чтобы на ней жениться. Не говоря уже о том, что, изменив свой облик и приобретя уверенность, вы можете встретить и настоящую любовь.
Обращаясь к теме бесприданниц, нетрудно представить гневную реакцию мужчин. Ведь нередко выбор жены с приданым (как мы отметили, разным) происходит неосознанно. И даже осознавая выгоду, мужчина будет стремиться убеждать себя, что женщина ему просто по-настоящему нравится.
Конечно, бывает и так. В оправдание мужчинам, небезразличным к приданому, надо сказать, что жесткие условия современной жизни вообще затрудняют для многих эмоциональные проявления. Да и женщины в свои планы все чаще вводят «имущественный ценз».
Бесприданницы наших дней
Истории бесприданниц обычно заканчиваются «хэппи-эндом» только в сказках и в слащавых женских романах. В жизни все иначе. Неравный брак, девушка без приданого — темы, к сожалению, и поныне актуальные.
Уже со времен появления частной собственности у многих народов стали цениться невесты не столько красивые, сколько богатые. Чем беднее была девушка, тем сложнее было найти для нее жениха. Конечно, бывали исключения — в богатый дом брали очень красивую невесту и без приданого. В то же время у восточных народов основным приданым девушки считалась ее внешность, и за нее даже полагался выкуп — калым. В высших сословиях приданым могло являться одно только высокое происхождение (например, графский титул, принадлежность к знаменитой фамилии). Хотя многие далеко не бедные люди гербу на карете предпочитали увеличение состояния с приходом в дом молодой жены.
Источник богатства
Традиционно мужчины интересовались приданым женщины, поэтому и обратимся к мужским критериям современной бесприданницы. Запросы сильного пола не очень изменились, изменилось во многом само понятие «бесприданница». Как и прежде, наиболее привлекательны для мужчин красивые и обеспеченные девушки, что, увы, не всегда совпадает. А вот источник финансового благополучия избранницы для многих стал не столь важен, как раньше. Можно даже сказать, что в чем-то позиции сильного пола, так называемого, цивилизованного общества сблизились с позициями древних народов и современных, но считающихся отсталыми.
Так, согласно записям Геродота, дочери лидийцев занимались проституцией и таким образом накапливали себе приданое. Точно так же продавали себя ради приданого девушки острова Кипр. Таким девушкам отдавали предпочтение перед другими невестами, причем приданым считался и приобретенный любовный опыт…
Через полторы тысячи лет Марко Поло описал тибетский обычай: как только останавливался купеческий караван, из ближайших селений появлялись женщины и старухи с дочерьми и внучками, наперебой предлагая их чужестранцам. Чем больше у девушки скапливалось свидетельств побед над мужчинами (помимо установленной суммы дарились кулоны и обереги), тем выше она ценилась в глазах местных женихов.
И вот уже пару десятилетий некоторых современников вовсе не смущает, что квартира, загородный коттеджик и «четыре колеса» заработаны с помощью первой древнейшей профессии. Как не вспомнить слова матери бесприданницы Ларисы Огудаловой: «Так уж лучше унижаться смолоду, чтобы потом пожить по-человечески». Далеко не всех корыстных женихов смущает и то, что родителями богатой избранницы давно интересуются правоохранительные органы.
Ныне, как и столетия назад, учитывается, каковы финансовые перспективы потенциальной жены, то есть возникает пресловутый вопрос о наследстве — будет ли? Конечно, для одних это счет в зарубежном банке, а для других — однокомнатная квартира в «спальном» районе. Требования, к счастью, разные.
Шансы есть у всех
И все-таки наше время дает новые шансы многим бесприданницам в прямом смысле слова — девушкам, не обладающим каким-либо приданым. Мужчины стали подходить к важнейшему жизненному вопросу с перспективой: что жена сможет дать в дальнейшем? Если работает в надежном месте и прилично зарабатывает — уже не бесприданница. А если мало, и в родительском доме негусто, то надо держать ухо востро.
Правда, есть одно «но». К концу XX века в цивилизованном мире стал цениться такой капитал, как красота. Если девушка хороша собой, велика вероятность, что она устроится на престижную, а значит, высокооплачиваемую должность или сможет «притягивать» выгодных для мужа компаньонов и клиентов, украсить собой важную для него презентацию. Она не бесприданница, даже если, кроме внешности, у нее ничего нет. Лариса Огудалова вполне могла оказаться нужной прагматичному Паратову, если бы они жили на сто лет позже…
Наше время поставило, как говорится, с ног на голову и еще один аспект «девушки на выданье». Важнейшим компонентом приданого у многих народов все-таки считалась невинность и символизирующий ее свадебный наряд. Теперь же для многих интереснее девушка сексуально образованная. Способность доставить интимную радость вполне может быть оценена обручальным кольцом. А сексуальная беспомощность (естественно, в сочетании с другими недостатками), напротив, переводит потенциальную невесту в группу «неинтересных».
Конечно, такой подход свойственен далеко не всем. Впрочем, девственницы старше шестнадцати лет в наше время вообще встречаются редко. И обычно это не самые красивые представительницы прекрасного пола.
Как выйти замуж
Словом, в конце XX столетия можно не быть бесприданницей, даже не имея материального приданого. Но как быть девушкам, к которым все-таки относится это понятие, кстати, почти не произносимое вслух?
Безнадежных случаев практически нет. Во-первых, существует любовь. Но это чувство, как известно, несовместимо с меркантильностью. А если такая любовь не встретилась? И приданого ждать неоткуда? Значит, за себя надо бороться. Постоянно внушать себе, что вы привлекательны, умны, сумеете найти «сексуальный» ключ к мужчине (при этом не следует пренебрегать специальной литературой), что у вас все получится.
При самых скромных средствах можно позволить себе несколько хороших, модных вещей, приятные духи, косметику, которая подчеркнет ваши достоинства (а они у вас обязательно есть!). Нелишне научиться хорошо готовить, со вкусом оформлять интерьер.
И тогда постепенно в вашем поведении, в словах и взгляде появится уверенность, и окружающие, в том числе мужчины, это непременно заметят. А заметив, задумаются. И кто-то наверняка сделает вывод, что такая элегантная, уверенная в себе женщина вполне достойна того, чтобы на ней жениться. Не говоря уже о том, что, изменив свой облик и приобретя уверенность, вы можете встретить и настоящую любовь.
Обращаясь к теме бесприданниц, нетрудно представить гневную реакцию мужчин. Ведь нередко выбор жены с приданым (как мы отметили, разным) происходит неосознанно. И даже осознавая выгоду, мужчина будет стремиться убеждать себя, что женщина ему просто по-настоящему нравится.
Конечно, бывает и так. В оправдание мужчинам, небезразличным к приданому, надо сказать, что жесткие условия современной жизни вообще затрудняют для многих эмоциональные проявления. Да и женщины в свои планы все чаще вводят «имущественный ценз»…
Бесприданница
1879 («Отечественные записки», № 1)
Драма была задумана 4 ноября 1874 года в Москве и закончена в середине октября 1878 года. 28 октября «Бесприданница» была одобрена к постановке Театрально-литературным комитетом.
Содержание
История создания
Задумана пьеса Островским в 1874 или в начале 1875 г. В письме Бурдину от 1 октября 1876 г. драматург писал о «Бесприданнице»: «Всё моё внимание и все мои силы устремлены на следующую большую пьесу, которая задумана больше года назад и над которой я беспрерывно работал. Я думаю кончить её в этом году и постараюсь отделать самым тщательным образом, потому что это будет сороковое моё оригинальное произведение». Работа над «Бесприданницей» была завершена лишь 16 октября 1878 г. Островский 3 ноября 1878 г. в письме к Бурдину сообщает: «Пьесу свою я читал уже в Москве пять раз; в числе слушателей были лица и враждебно расположенные ко мне и все единогласно признали «Бесприданницу» лучшим из моих произведений».
Действующие лица
Сюжет пьесы
Постановки в Российской империи
Первая постановка «Бесприданницы» состоялась в Москве, на сцене Малого театра, 10 ноября 1878 года, в бенефис актёра Н. И. Музиля, игравшего роль Робинзона. Остальные роли были распределены между Г. Н. Федотовой (Лариса), А. П. Ленским (Паратов), М. П. Садовским (Карандышев), Н. М. Медведевой (Огудалова), И. В. Самариным (Кнуров), С. П. Акимовой (Евфросинья Потаповна), Решимовым (Вожеватов), М. В. Лентовским (цыган Илья), Колосовым (Гаврило) и Живокини 2-м (Иван). Через несколько дней после первого представления «Бесприданница» была вновь дана в бенефис М. П. Садовского; роль Ларисы играла М. Н. Ермолова.
В Петербурге «Бесприданница» в первый раз была поставлена на сцене Александринского театра 22 ноября 1878 года, в бенефис Бурдина, с участием М. Г. Савиной, исполнявшей роль Ларисы. В спектакле также приняли участие: А. С. Полонский (Карандышев), Бурдин (Кнуров), Н. Ф. Сазонов (Вожеватов), А. А. Нильский (Паратов), А. М. Читау (Огудалова), Н. И. Арди (Робинзон), Васильев 1-й (Гаврило), Горбунов (Иван), Константинов (Илья), Т. И. Натарова 1-я (Евфросинья Потаповна). Театральная критика в особенности отмечала превосходную игру Савиной.
17 сентября 1896 в Александринском театре роль Ларисы впервые исполнила В. Ф. Комиссаржевская.
Пьеса переведена языки: украинский (И. Сенченко), чувашский (М. Ухсай), азербайджанский (Э. Мамедханлы), грузинский (К. Андроникашвили), армянский (М. Геворкян и А. Тер-Ованян), узбекский (А. Турдыев и И. Миртемир), киргизский (К. Джантошев) и др.
Значение слова «бесприданница»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Пьеса впервые опубликована в журнале «Отечественные записки» (1879, № 1).
БЕСПРИДА’ННИЦА, ы, ж. В буржуазно-дворянском обществе — не обеспеченная приданым девушка или девушка, которую охотно возьмут замуж за ее достоинства без приданого.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
бесприда́нница
1. истор. разг. девушка-невеста, не имеющая приданого ◆ У Семёна разбежались глаза, он растерялся и не мог поверить своему благополучию. «Какую прикажете, тятенька, такую и возьму». ― «Ну так начнём с старшей: она, кажись, для хозяйства пригоднее будет». И вот, не объяснившись с невестою, обратились с предложением к матери, впрочем, только для формы, потому что эта несчастная женщина заранее на всё была согласна; да и как бы можно было не согласиться ей, имея в виду, что у дочери её, совершенной бесприданницы, вдруг будет восемьсот душ, уже приторгованных в одной из хлебороднейших губерний, богатый дом, куча денег и брильянтов, экипаж, словом ― всё, всё, о чём во сне и на яву мечтается так часто недостаточным людям? Но старшая дочь не пошла на приманку и отказала наотрез. Обратились к средней, и она также: «Лучше умереть, чем выйти за мужика», было её ответом. Старуха взвыла: дала слово, но как сдержать его, когда дочери не слушаются? С. П. Жихарев, «Записки современника», 1806—1809 г. ◆ Жена, моложавая сорокалетняя Анна Ивановна, с ним холодна и несколько третирует, считая его недалёким и очень некрасивым. Никифор Андреевич это чувствует и побаивается жены. И прежде она не любила мужа и вышла замуж, чтобы пристроиться. Пригожей и бедной бесприданнице было восемнадцать, когда она пошла за некрасивого, смешного и влюблённого сорокалетнего Никифора Андреевича только что назначенного капитаном парохода. Первые годы супружества пронеслись в голове капитана. Как он страдал, ревновал и любил! И сколько было у жены любовников! К. М. Станюкович, «Ледяной шторм», 1900 г.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: окинуть — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
В чем современность произведений Бесприданница и Гроза А.Н. Островского
В своих произведениях А.Н. Островский поднимает важную проблему положения женщин в обществе 19 века, но при этом один главный посыл в его произведениях звучит не только современно – он актуален во все времена, а особенно сейчас, в нашем циничном мире.
Чтобы понять в чем же современность произведений А.Н. Островского – «Гроза» и «Бесприданница» — рассмотрим двух главных героинь этих произведений.
Во время Островского женщины большей частью не были эмансипированы, хотя это движение уже набирало обороты. Среднестатическая женщина – неважно какого сословия она была – из дворянской, купеческой или крестьянской семьи – она была так или иначе подчинена мужчине.
Мужчина выбирал куда ей ездить, с кем общаться, она могла выбирать себе одежду и подруг, но он мог вполне оставить женщину дома или сказать переодеть какой-то наряд, если ему что-то не нравилось.
Разводы в те времена были формально запрещены. Чтобы развестись – каждой женщине требовалось пройти через унижения и навсегда испорченную репутацию, но жить с нелюбимым мужем было порой просто невыносимо и женщины шли на крайние меры – сбегали из дома, бросали все, ставили крест на репутации, прежней жизни, порой и родственных связях и шли за любимым человеком, а если так сделать не получалось – сводили счеты с жизнью.
У Островского остро показан этот домостроевский уклад, это бесправие женщин на фоне просвещенного и цивилизованного в целом 19 века. Два его ярких произведения – «Гроза» и «Бесприданница» иллюстрируют казалось бы две совершенно разные ситуации и при этом такие схожие в своем несчастье, судьбы двух молодых женщин.
Если рассмотреть судьбу Катерины, то это прежде всего – ее борьба с «Темным Царством». В роли темного царства выступает ее окружение, ее равнодушный и не имеющий своего мнения муж, ее жестокая и циничная мачеха Кабаниха, двор Кабанихи, который ее постоянно осуждает и даже ее любимый мужчина, который призван был спасти ее от этого Темного Царства – оказался мелочным и трусливым, пока его все устраивало, он был с Катей, но когда начались проблемы – он просто ушел.
Борьба с Темным Царством закончилась не в пользу Катерины – она проиграла, причем проиграла в первую очередь потому, что она толком и не боролась. Подчиненное положение женщины настолько въелось в ее сознание, что даже когда было можно преступить эту черту и перестать быть зависимой, она как будто искала, от кого бы стать зависимой.
Она была изначально очень зависима от религии. С одной стороны это хорошо – верить в Бога, всегда держаться светлой стороны, но некая фатальность, фанатизм в религиозных чувствах – сделали ее совершенно ведомой по жизни. Она постоянно считала, что ее покарают Высшие Силы, что она живет недостойно, делает что-то не так.
Попав в семью Кабанихи она совершенно была подавлена властной и циничной женщиной, которой нравилось как бы сейчас выразились «троллить» Катерину, постоянно напоминая ей, что она в этой семье ничего не решает и не имеет права голоса.
Ее муж Тихон – полностью зависимый от матери, может и мог бы ее любить, но он был так занят тем, чтобы избегать материнского гнева и вмешательства, что был совершенно равнодушен к чувствам и эмоциям своей жены.
Оставшаяся без поддержки женщина совершенно отчаялась и тут появился человек, которого она полюбила. Он мог бы стать ее спасителем, но он фактически предал ее – он боялся, что их раскроют, просил ее молчать и не выдавать их отношений, как будто стыдился их и зная, что все это вместе тяготит Катерину – даже не попытался ее спасти, просто сообщил, что уезжает и не сможет взять ее с собой. Фактически никаких глубоких чувств у него к ней не было и это окончательно сломало Катерину.
Показательным было то, что она и любимому человеку сказала то, что имело смысл – что своей воли у нее нет, над ней теперь его воля.
У Катерины фактически была рабская психология — она постоянно хотела подчиняться кому-то и от этого же сильно страдала, потому, что каждому человеку хочется свободы, но плохое окружение и слабая воля и она сломалась еще в самом начале борьбы.
Фактически потом она просто искала того, кому можно было довериться, но не умея иначе – постоянно считала себя ниже всех, хуже всех, недостойней всех и заслуживающей только подчиненного положения.
«…А об жизни и думать не хочется. Опять жить? Нет, нет, не надо… нехорошо! И люди мне противны, и дом мне противен, и стены противны!…»
«…Все сердце изорвалось! Не могу я больше терпеть! Матушка! Тихон! Грешна я перед богом и перед вами!…»
«…Разговаривай еще! Ну, ну, приказывай! Чтоб и я слышала, что ты ей приказываешь! А потом приедешь, спросишь, так ли все исполнила…»
«…Да как знаю я теперича, что недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов эких на ногах нет, так до жены ли мне?…»
«…Ну, теперь тишина у нас в доме воцарится. Ах, какая скука! Хоть бы дети чьи-нибудь! Эко горе!…»
Катерина совершенно не воин и бороться пытается только внутренним страданием, как будто хочет, чтобы всем вокруг стало стыдно из-за ее страданий, они бы стали лучше и перестали быть такими плохими и изменились бы к ней. Но это ошибка, которая и погубила ее.
Вторая яркая героиня произведений А.Н. Островского это Лариса Огудалова. Она не фанатик как Катерина, не фаталист, не такая возвышенная как она. Он более приземлена, более жизненно и прагматично подходит к жизни. Это не возвышенная дева пронизанная тонкими материями, это вполне земная женщина, которая хочет земной обыкновенной любви.
У нее есть что-то от Варвары Кабановой. Она также не боится сбежать с любимым человеком, не теряется в сомнениях по-поводу того, что скажут люди, ей в сущности все равно, что о ней подумают – это может задеть ее гордость, но не чувства.
Но к сожалению, любимый человек не ответил ей взаимностью, он также, как и Борис в «Грозе» играл чувствами своей девушки. В отличии правда от Бориса, Сергей Сергеевич Паратов вообще даже слегка не был увлечен Ларисой. Борис был увлечен Катей, но его мелочность и эгоизм взяли над ним верх, он не любил ее глубоко, но все же она ему нравилась. Паратов же к Ларисе испытывал едва ли только влечение безо всяких чувств.
Лариса – сильнее Кати. Несмотря на то, что ее окружают те, кто тоже ее осуждает, у нее цель – быть с Сергеем Сергеевичем. Если бы он ответил ей взаимностью, все было бы хорошо, но он отвергает ее и ее воля также ломается, как воля Катерины.
Катерина была изначально очень слабой личностью, очень красивой и высокой духовно, но слабой, Лариса – гораздо сильнее ее, но и она не выдерживает предательства любимого человека.
Если бы он не появился, она бы вышла замуж за Карандышева и несмотря на то, что он пытался ею командовать, будучи замужем, она могла бы вполне неплохо устроиться. Скорее всего она бы изменяла мужу и т.к. замужество дало бы ей какие-то привелегии, она бы могла жить вполне спокойно. Да, Карандышев был не богат, но в те времена чиновникам давали титулы и при должном рвении они могли накопить приличное состояние.
«…Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят, как на забаву. Никогда никто не постарался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова. А ведь так жить холодно…»
«…Для меня самое тяжкое оскорбление — это ваше покровительство; ни от кого и никаких других оскорблений мне не было…»
«…Разве вы не видите, что положение мое очень серьезно! Каждое слово, которое я сама говорю и которое я слышу, я чувствую. Я сделалась очень чутка и впечатлительна…»
«…С кем вы равняетесь! Возможно ли такое ослепление! Сергей Сергеич… это идеал мужчины. Вы понимаете, что такое идеал?…»
Случай в образе Карандышева лишил Ларису возможности наладить свою. Островский ясно дает понять – женщина либо ломалась сама и всю жизнь была несчастна, либо она сводила счеты с жизнью также сломленная, либо ей кто-то помогал это сделать.
Цинизм общества, очень строгие нравы и бесправие женщин в 19 веке делали их жизнь полной горя и отчаяния и лишь немногим удавалось выжить и выстоять в этой неравной борьбе и стать счастливыми.
Лариса и Катерина обе пытаются бороться против догм своего времени и отстаивать свое право на свободу и равноправие, но ни одной это не удается.
Катерина просто не в силах бороться, хотя очень старается, а Лариса старается найти удобную нишу и удобный курс поведения в жизни, чтобы не сильно страдать от этого бесправия.
Без сомнения, если бы ситуация изменилась, то она бы нашла себя, нашла способы выживать в этом мире, но ей не дали этого сделать.
Катерине была нужна гордость Ларисы и смелость Варвары, а Ларисе возможно более тонкий склад психики как у Катерины, тогда бы с ними обеими бы ничего не случилось.
Фактически обеим женщинам была очень нужна искренняя настоящая любовь. А.Н. Островский хочет показать, как ранимы женщины, как легко их обидеть, выбить из колеи, как они хрупки и беззащитны в грубом внешнем мире, как им нужна поддержка, опора, забота, а вовсе не притеснение, подчинение и бесправие, что они буквально задыхаются в кандалах своего положения, не могут раскрыться, страдают.
Он дал понять, что и духовно тонкая слабая Катерина и сильная, прагматичная Лариса – одинаково хотят любить и быть любимы и обе одинаково способны сломаться от цинизма и предательства.
Это как никогда звучит современно сейчас. Сколько женщин в нашем обществе страдают от домашнего насилия и вообще от жестокости общества. Как часто оказываются без поддержки, без средств к существованию, как часто остаются доведены до отчаяния, потому, что их обидели, не поняли, раскритиковали, лишили надежды, разочаровали.
Женщины часто чувствуют себя несчастными из-за заевшего их быта, неустроенности, циничности окружающих и не видят выхода или находятся в сложной ситуации из-за любовного треугольника в своей жизни. Кто-то способен бороться, а кто-то страдает годами, прежде чем решается на борьбу.
А.Н. Островский сам очень уважал женщин, считал, что они должны быть счастливы в своей свободе и своем выборе, а потому показывая на контрасте поведение мужчин по отношению к женщинам в своих произведениях, давал понять и своим современникам и грядущим поколениям, что нужно избавляться от ханжества, цинизма, жестокости, неравноправия и стремиться к свободе и беречь чувства, как самое главное, что есть у человека кроме личной свободы.