Что такое безбрежной жатвой хлеба

Афанасий Фет — Зреет рожь над жаркой нивой: Стих

Зреет рожь над жаркой нивой,
И от нивы и до нивы
Гонит ветер прихотливый
Золотые переливы.

Робко месяц смотрит в очи,
Изумлен, что день не минул,
Но широко в область ночи
День объятия раскинул.

Над безбрежной жатвой хлеба
Меж заката и востока
Лишь на миг смежает небо
Огнедышащее око.

Анализ стихотворения «Зреет рожь над жаркой нивой» Фета

А. Фет является одним из главных пропагандистов и защитников школы «чистого» искусства в отечественной поэзии. Одновременно с этим поэт считается выдающимся пейзажным лириком. Его перу принадлежит огромное количество стихотворений, описывающих красоту русской природы. Одним из них является произведение «Зреет рожь над жаркой нивой…».

В данном стихотворении ярко проявляются ключевые особенности фетовской лирики. Поэт стремится не к описанию физических свойств природных объектов и явлений, а к передаче ощущений незримого лирического героя. Причем делает он это настолько тонко, что читатель не сразу догадывается, почему изображенная картина так легко и непосредственно встает перед глазами. О наличии человека свидетельствует лишь строка «робко месяц смотрит в очи», но этого достаточно для ощущения полного присутствия.

Еще одним излюбленным приемом Фета является олицетворение природы: «гонит ветер», «месяц… изумлен», «день объятия раскинул». Поэт удивительно точно подбирает к природным явлением глаголы, максимально схожие с действиями человека. Таким образом, природное и человеческое сливается в абсолютной гармонии. Относясь с огромной нежностью и теплотой к природе, Фет дает понять, что присутствие человека не так уж необходимо, так как окружающий мир живет по своим собственным законам.

Поэта больше всего привлекало описание особых пограничных состояний. В рассматриваемом стихотворении это закат: «лишь на миг смежает небо огнедышащее око». В этом также проявляется импрессионизм Фета, который никогда не разворачивает картину во времени, а стремится запечатлеть неуловимое мгновение. Творчество Фета в целом очень близко к живописи и музыке. Несколько ярких и сильных «мазков» («над жаркой нивой», «золотые переливы») дают полную и исчерпывающую картину, в которой нет ни одной лишней детали. Возникший в сознании читателя и моментально исчезнувший образ природы оставляет после себя ощущение масштабности, благодаря единственному эпитету «безбрежный».

В целом в стихотворении «Зреет рожь над жаркой нивой…» Фету, как всегда, удается уловить самую суть явления, используя минимум выразительных средств. Поэт выполняет свою главную задачу — передать читателю ощущение, заставить его на мгновение очутиться на месте предполагаемого лирического героя.

Источник

Бедный третьеклассник или как учим

«Зреет рожь над жаркой нивой,
И от нивы и до нивы
Гонит ветер прихотливый
Золотые переливы.

Робко месяц смотрит в очи,
Изумлен, что день не минул,
Но широко в область ночи
День объятия раскинул.

Над безбрежной жатвой хлеба
Меж заката и востока
Лишь на миг смежает небо
Огнедышащее око.»

Меня поставили в тупик и многие другие выражения в этом стихотворении.

«День объятия раскинул.»
Ведь обычно «объятья раскрывают, широко раскинув руки». Нельзя «объятья» раскинуть.

«Меж заката и востока»
По старому анекдоту: « От забора и до обеда (рыть канаву)». Путаница обстоятельств места и времени. Здесь дальше идет слово «миг». То есть, явно про время говорится. Значит должно быть: «от заката до восхода». А еще, если очень хочется использовать слово «между», то «между западом и востоком» (существительные должны стоять не в родительном, как у автора, а в творительном падеже).

«Огнедышащее око».
Глаз, который дышит огнем, круто! Конечно, Поэзия.

Полезла в Интернет. Пришлось долго бедному школьнику потом объяснять полное содержание произведения. Получилось по смыслу, как бы подстрочный перевод:

«Зреет рожь над жарким полем,
И от поля и до поля
Гонит переменчивый ветер
Переливающиеся волны золотистой травы.

Робко месяц смотрит в глаза,
Очень удивлен, что день не кончился,
А наоборот, день ещё и часть ночи
Себе забрал.

Над безбрежным полем хлеба
От заката до восхода
Лишь на миг скрывает небо
Ослепляющее око
Обжигающего Солнца.

Дорогие авторы и проверяющие их академики РАН и РАобразования, а нельзя такую высокую Поэзию оставить для филологов и искушенных взрослых любителей высокого стиля?

Да, выучить стихи за 4 часа не удалось. Грустно. Но близко к смыслу, при случае, расскажем.

Источник

Анализ стихотворения Афанасия Фета «Зреет рожь над жаркой нивой»

Что такое безбрежной жатвой хлеба. Смотреть фото Что такое безбрежной жатвой хлеба. Смотреть картинку Что такое безбрежной жатвой хлеба. Картинка про Что такое безбрежной жатвой хлеба. Фото Что такое безбрежной жатвой хлеба Что такое безбрежной жатвой хлеба. Смотреть фото Что такое безбрежной жатвой хлеба. Смотреть картинку Что такое безбрежной жатвой хлеба. Картинка про Что такое безбрежной жатвой хлеба. Фото Что такое безбрежной жатвой хлеба Что такое безбрежной жатвой хлеба. Смотреть фото Что такое безбрежной жатвой хлеба. Смотреть картинку Что такое безбрежной жатвой хлеба. Картинка про Что такое безбрежной жатвой хлеба. Фото Что такое безбрежной жатвой хлеба

История написания

Исследователи творчества поэта до сих пор не сошлись во мнении, когда был написан стих. Считается, что Афанасий Афанасьевич работал над ним в конце 1850-х гг. Первая публикация произведения состоялась в журнале «Русский вестник» в 1860 г. Будучи приверженцем «чистого искусства», поэт в своем творчестве не затрагивал вопросы политики, общественной жизни и других проблем общества. Он рисовал картины природы, обращался к внутреннему миру и чувствам читателей.

Благодаря мастерству автора стихотворение о ниве вызывает глубокий эмоциональный отклик. Фет показывает, что природа живая, дает почувствовать ее важность для людей. Щедрый (тороватый) урожай — повод для радости. Чтобы его собрать и сохранить, придется приложить немало сил. Однако есть уверенность, что никто не останется голодным будущей зимой.

Описывая красоту природы, мастер пейзажной лирики вызывает у читателей чувство радости и счастья. На душе становится легче.

Содержание стихотворения

Перед проведением анализа стихотворения Фета «Зреет рожь», важно познакомиться с содержанием и понять значение произведения для автора. Первые строки переносят читателя в томный и жаркий августовский вечер. Бескрайнее поле спелой ржи колышется под ветром. Закат подошел к концу, и уже «месяц смотрит в очи». Он «изумлен, что день не минул», поскольку золото колосьев и закатное солнце еще побеждают тьму. Пограничное время перехода дня в ночь автор описывает в трех последних строках.

В истинно русском пейзаже присутствует кормилица народа — рожь. Бескрайняя равнина, над которой сгущаются сумерки — еще один главный элемент природы средней полосы России. При чтении произведения перед читателем возникает картина бесконечных русских просторов, налитых колосьев и поля, по которому можно идти долго, слушать ветер или любоваться синевой неба.

При помощи смены дня и ночи автор показывает непрерывность бытия.

Скоро придет время жатвы и небольшой передышки для крестьян. Затем начнется новый цикл и будет необходимо готовить землю, семена, снова пахать и сеять. Цикличность будет неизменной долгие века.

Что такое безбрежной жатвой хлеба. Смотреть фото Что такое безбрежной жатвой хлеба. Смотреть картинку Что такое безбрежной жатвой хлеба. Картинка про Что такое безбрежной жатвой хлеба. Фото Что такое безбрежной жатвой хлеба Что такое безбрежной жатвой хлеба. Смотреть фото Что такое безбрежной жатвой хлеба. Смотреть картинку Что такое безбрежной жатвой хлеба. Картинка про Что такое безбрежной жатвой хлеба. Фото Что такое безбрежной жатвой хлеба Что такое безбрежной жатвой хлеба. Смотреть фото Что такое безбрежной жатвой хлеба. Смотреть картинку Что такое безбрежной жатвой хлеба. Картинка про Что такое безбрежной жатвой хлеба. Фото Что такое безбрежной жатвой хлеба Что такое безбрежной жатвой хлеба. Смотреть фото Что такое безбрежной жатвой хлеба. Смотреть картинку Что такое безбрежной жатвой хлеба. Картинка про Что такое безбрежной жатвой хлеба. Фото Что такое безбрежной жатвой хлеба

Анализ стихотворения Фета Зреет рожь над жаркой нивой

Что такое безбрежной жатвой хлеба. Смотреть фото Что такое безбрежной жатвой хлеба. Смотреть картинку Что такое безбрежной жатвой хлеба. Картинка про Что такое безбрежной жатвой хлеба. Фото Что такое безбрежной жатвой хлеба

Серебряный век. В этот период были написаны самые яркие стихотворения и именно в это время жили одни из самых известных писателей. Во второй половине, все великие поэты боролись между собой. Были два направления: «Натуральная школа» и «Чистое искусство».

Те талантливые люди, которые защищали сторону «Чистого искусства» были уверены, что во всех художественных произведениях, имеет место описание политических проблем и народных конфликтов.

А сторонники «Чистого искусства» были за то, чтобы максимально забыть о проблемах внешнего мира.

Именно к ним и относится Афанасий Афанасьевич Фет. Все писали о любви, природе и конечно же о философских размышлениях. Афанасий Афанасьевич считал, что невозможно передать настоящую картину лишь словами, но как бы это не казалось странным, он делал это очень легко и качественно.

Зачастую, его стихотворения были наполнены пейзажной лирикой, она как бы проскальзывала через сито его собственных переживаний и восприятий. В ней происходили переходные моменты и состояние природы. Именно таким и является стихотворение «Зреет рожь», опубликованное в 1860 году.

Перед читателями открывается картина, как день уже подходит к концу, но ночь не взяла весь мир под свое крыло. Его пейзаж является истинно русским, это показывает его описания золотой ржи, которая помогает выжить простому народу и бескрайних равнин, являющихся символом простора России.

Странным является лишь одно, что в этом стихотворении, Афанасий Афанасьевич Фет использовал лишь одну характеристику, описывающую цвет. Но зато, именно при помощи этого единственного прилагательного, автору удается передать настроение пейзажа. Удивительно, как Афанасий Фет удачно и так лаконично предает жизнь, нарисованной картине.

3, 7 класс, кратко по плану

Основная тема

Главное в произведении — стремление поэта передать словами свои эмоции и чувства, пережитые восхитительным летним вечером, вызвать такое же ощущение у читателей. Автор создает эффект присутствия и «робко» изумляется над увиденным пейзажем, как и молодой месяц. Стихотворение учит видеть красоту в каждом моменте, ведь многое ускользает от людей в повседневной суете.

Автор хорошо передает состояние вечернего покоя и своей радости от того, что рожь уродилась. Он не говорит об этом прямо, но при чтении строк создается подсознательное ощущение, что все идет благополучно, и весенние труды пахарей были не напрасны. Поле золотого цвета — отрада для глаз поэта, и так же это воспринимается его читателями.

Основная тема стихотворения – как раз описание разгара лета и того, какие ощущения эта пора года вызывает у лирического героя. Интересно, что при этом он описывает не жаркий полдень, что было бы символично. Фет очень точно передает состояние покоя, которое испытывает лирический герой. Это состояние продиктовано тем, что рожь уродилась хорошо, а значит, зима будет сытой. Это скорее подсознательное ощущение, чем оформившаяся мысль, но это ощущение тесно связано с темой произведения.

Композиция и жанр

Произведение состоит из трех четверостиший. Его композиция одночастная. На протяжении всего описания автор создает одну и ту же картину, передает свое впечатление об увиденном:

Произведение принадлежит к жанру классической пейзажной лирики — одному из трех направлений в поэзии, считавшемуся достойным «чистого искусства».

Простая ритмическая организация способствует легкому восприятию стихотворения и помогает ощутить вложенные в него эмоции. Для этого автор выбрал трехстопный хорей с перекрестной рифмой.

Средства выразительности

При первом чтении произведения некоторые описания и слова могут быть непонятны, тогда приходится узнавать в других источниках, что это такое. Нива в стихотворении Фета означает большое поле, обработанное человеком и засеянное полезными растительными культурами. У Афанасия Афанасьевича это еще и плодородная равнина, бескрайняя и золотая, где веет ветер.

Почему в стихе Фета жатва названа безбрежной, можно понять, если представить себе бескрайние русские просторы. По ним можно бежать в любую сторону, навстречу ветру или против него, не видя конца и края, чувствуя себя кораблем в огромном океане. Эпитет «жаркая нива» мысленно переносит читателя к месту событий, позволяет ощутить тепло уходящего дня или представить, что скоро спокойное поле ждет горячая пора сбора урожая.

Автор вводит в стихотворение только одну цветовую характеристику. Переливы он называет золотыми, передавая атмосферу знойного летнего дня на его исходе. Слово «золотой» олицетворяет тепло, гармонию, от него веет ароматом свежего хлеба, который всему голова. Посредством только одной верно подмеченной детали и метафоры «золотые переливы» Фет вдыхает жизнь в картину.

Излюбленным приемом поэта является олицетворение природы, которая предстает неподвластной воле человека. Ею можно восхищаться или раствориться в ее величии, чтобы ощутить гармонию бытия. Фразы «гонит ветер», «день объятия раскинул», «месяц…изумлен» дают понять, что окружающий мир живет по своим законам, для соблюдения которых необязательно присутствие человека.

Яркими и сильными штрихами («над жаркой нивой», «золотые переливы») Афанасий Афанасьевич передает свои мысли, используя минимум средств выразительности.

Эмоциональная раскраска решает важную задачу автора, который стремится передать читателю свою ощущения и позволить на миг ощутить красоту летнего вечера.

Краткий анализ

Описывая ниву, лирический герой стремится охватить как можно больше, навсегда запечатлеть в памяти прекрасный момент. В природе он находит вдохновение и восхищается неизмеримой красотой мира. Кратко анализ произведения можно выполнить по плану:

Стихотворение позволяет понять, что каждый миг вечности по-своему прекрасен. Чтобы ощутить прелесть природы, изобразить ее на рисунке или в стихах, ребенок и взрослый может просто оглянуться вокруг. Необязательно ехать в дальние края на поиски живописных пейзажей.

Родные просторы не менее восхитительны, нужно только с любовью относиться к природе.

Источник

Стихотворение и анализ «Зреет рожь над жаркой нивой…»

Зреет рожь над жаркой нивой,

И от нивы и до нивы

Гонит ветер прихотливый

Робко месяц смотрит в очи,

Изумлен, что день не минул,

Но широко в область ночи

День объятия раскинул.

Над безбрежной жатвой хлеба

Меж заката и востока

Лишь на миг смежает небо

Краткое содержание

Расцвет творчества Афанасия Афанасьевича Фета приходится на конец пятидесятых годов 19 века. В это время началась массовая публикация его произведений, и данное стихотворение было написано им в этот же период времени.

Что такое безбрежной жатвой хлеба. Смотреть фото Что такое безбрежной жатвой хлеба. Смотреть картинку Что такое безбрежной жатвой хлеба. Картинка про Что такое безбрежной жатвой хлеба. Фото Что такое безбрежной жатвой хлеба

«Рожь». Художник И. Шишкин

В начале сюжета автор описывает природу. Золотое покрывало ржаных колосьев укрыло поле, оно такое огромное, что кажется бескрайним, и эпитет «безбрежной жатвой» только подчеркивает это. Мягкое дуновение ветерка тревожит колоски, день заканчивается, на небе появляется робкий месяц. Закат в представленной Фетом картине не какой-то абстрактный, он – часть истинно русского пейзажа. Рожь здесь также служит олицетворением русской земли, ведь она веками являлась кормилицей для простого русского народа.

Небо в описании, словно живое существо, которое смежает «огнедышащее око». Это напоминает фантастический сюжет: ослепительное солнце и золотые колосья ржи сливаются и образуют нечто сверхъестественное, извергающее огонь. Вся картина окрашивается в красно-желтые цвета, и только ночью огнедышащее существо смыкает свои веки.

Анализ

История создания

Точной даты написания этого стихотворения не существует, впрочем, это не так уж и важно, поскольку стихотворение посвящено не какому-либо событию, а описанию природы. Известно лишь, что оно было написано в конце пятидесятых годов, а вышло в свет в 1860 году в журнале «Русский вестник». Фет принадлежал к числу приверженцев «чистой поэзии», поэтому в его произведениях нет политической подоплеки и обсуждения общественной жизни. Его лирика наполнена красотой русских пейзажей и собственными внутренними переживаниями.

Персонажи и образы

Центральным образом стихотворения выступает сама природа. В первую очередь, это ржаное поле, на которое вот-вот опустится ночь. Образ лирического героя представляется размытым и едва ощутимым. Поэт ни в одной строчке не намекает на присутствие человека, но понятно, что ощущения принадлежат именно ему. Любуясь природой, он стремится слиться с ней духовно, скорее, даже раствориться в ней, чтобы лучше познать ее душу. Золотистое поле услаждает его взор, и это наслаждение передается читателю.

Композиция

Как и другие произведения Фета пейзажно-философского жанра, это стихотворение имеет описательный характер. Композиция его трехчастная, не делимая на смысловые части. Во всех трех четверостишиях задан определенный ритм, благодаря которому идет динамичная смена сюжета.

Первая строфа знакомит читателя с волнующей картиной безбрежного поля, колосья которого, отягощенные спелыми зернами, едва колышутся на ветру. Во второй строфе становится понятно, что наступает вечер. Месяц уже просматривается на небе, но все еще светло, и он, словно удивляется этому обстоятельству. Наконец, третья строфа знаменует собой окончательное завершение дня. Этот переходный момент от светлого дня к темной ночи, словно сказочная картина, оказывает глубокое впечатление на лирического героя.

По принадлежности к литературному направлению стихотворение является реалистическим произведением с некоторым налетом романтизма. По роду литературы – это лирика, по жанру – пейзажное лирическое стихотворение.

Размер и средства художественной выразительности

При создании данного произведения Фет использовал трехстопный хорей и перекрестную рифму с мужским и женским чередованием формы, что придает напевность всему тексту.

Средства художественной выразительности помогают автору еще ярче выразить восхищение предзакатной картиной летнего вечера. Выразительны в этом отношении следующие эпитеты: «жаркая нива», «прихотливый ветер», «золотые переливы», «безбрежная жатва», «огнедышащее око»; этому же служат и олицетворения: «гонит ветер прихотливый», «робко месяц смотрит», «месяц изумлен», «на миг смежает небо огнедышащее око». Эти олицетворения говорят о том, что природа живет по своим законам, неподвластным человеку. Он может любоваться ею, боготворить ее и воспевать, но до конца постичь ее он, все же, не в силах.

Интересно, что в данной пейзажной зарисовке присутствует немалое количество глаголов, которые создают эффект движения. Такие глаголы, как: «зреет», «гонит», «смотрит», «минул», «раскинул», «смежает» придают картинке динамику, наполняют ее жизнью, дыханием и чувствами.

Проблематика и основная идея произведения

Главная задача автора – изобразить свои эмоции так, чтобы у читателя создался эффект присутствия, причастности ко всему происходящему. Мастерство поэта заключается в том, что это стихотворение вызывает у читателя глубокий отклик. Фет радуется тому, что щедрая природа наградила людей таким богатым урожаем и, хотя он не сообщает об этом прямо, это ощущается буквально в каждой строке его произведения. Стихотворение призывает видеть красоту в любых, даже самых коротких мгновениях, многие из которых люди просто не замечают и равнодушно проходят мимо.

Источник

«Зреет рожь над жаркой нивой…», анализ стихотворения Фета

Что такое безбрежной жатвой хлеба. Смотреть фото Что такое безбрежной жатвой хлеба. Смотреть картинку Что такое безбрежной жатвой хлеба. Картинка про Что такое безбрежной жатвой хлеба. Фото Что такое безбрежной жатвой хлеба Что такое безбрежной жатвой хлеба. Смотреть фото Что такое безбрежной жатвой хлеба. Смотреть картинку Что такое безбрежной жатвой хлеба. Картинка про Что такое безбрежной жатвой хлеба. Фото Что такое безбрежной жатвой хлеба Что такое безбрежной жатвой хлеба. Смотреть фото Что такое безбрежной жатвой хлеба. Смотреть картинку Что такое безбрежной жатвой хлеба. Картинка про Что такое безбрежной жатвой хлеба. Фото Что такое безбрежной жатвой хлеба

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Зреет рожь над жаркой нивой.
История создания – точная дата написания неизвестна, приблизительно это произведение датируется концом 1850-х. Напечатано впервые в журнале “Русский вестник” в 1860 году.

Тема – разгар лета, который поэт описывает как отрадную для глаз пору.

Композиция – одночастная, одним мазком Фет рисует всю картину, описывая ее с разных сторон.

Жанр – пейзажная лирика.

Стихотворный размер – четырехстопный хорей с перекрестной рифмой.

Эпитеты – “жаркая нива”, “прихотливый ветер”, “золотые переливы”, “безбрежная жатва”, “огнедышащее око”.

Олицетворения – “гонит ветер прихотливый”, “робко месяц смотрит”, “месяц изумлен”, “на миг смежает небо огнедышащее око”.

История создания

Неизвестно, в каком году точно было написано это произведение. Исследователи датируют его концом 1850-х, а напечатано оно было в 1860 году, тогда ценители поэзии Фета могли прочитать это произведение в журнале “русский вестник”.

Фет был апологетом идеи “чистого искусства”, он считал, что поэзия должна быть отделена от политики и других проблем внешнего мира. Чаще всего он обращался именно к теме природы, описывая не столько картину, которую читатель должен был увидеть, сколько эмоцию, которую нужно было почувствовать. Так и стихотворение “Зреет рожь над жаркой нивой” – это суть словесное выражение счастья и красоты.

LiveInternetLiveInternet

Что такое безбрежной жатвой хлеба. Смотреть фото Что такое безбрежной жатвой хлеба. Смотреть картинку Что такое безбрежной жатвой хлеба. Картинка про Что такое безбрежной жатвой хлеба. Фото Что такое безбрежной жатвой хлеба

Афанасий Афанасьевич Фет

Зреет рожь над жаркой нивой, И от нивы и до нивы Гонит ветер прихотливый Золотые переливы.

Робко месяц смотрит в очи, Изумлен, что день не минул, Но широко в область ночи День объятия раскинул.

Над безбрежной жатвой хлеба Меж заката и востока Лишь на миг смежает небо Огнедышащее око.

Что такое безбрежной жатвой хлеба. Смотреть фото Что такое безбрежной жатвой хлеба. Смотреть картинку Что такое безбрежной жатвой хлеба. Картинка про Что такое безбрежной жатвой хлеба. Фото Что такое безбрежной жатвой хлеба

Вторая половина девятнадцатого века в литературной России отмечена борьбой представителей «натуральной школы» и «чистого искусства». Концептуальное различие между двумя течениями заключалось в отношении к отражению социальных проблем в творчестве. Сторонники «натуральной школы» считали, что в художественных произведениях должны быть описаны народные беды, политическая ситуация. Главным методом при этом становился реализм. Приверженцы «чистого искусства» старались в творчестве максимально отстраниться от проблем внешнего мира. Свои стихотворения они посвящали темам любви и природы, философским размышлениям. Апологетом «чистого искусства» был и Фет. Он считал, что невозможно словами точно передать вещи и явления. Его пейзажная лирика — это запечатленное мгновение, описанное сквозь призму индивидуального восприятия. Зачастую в стихотворениях Афанасия Афанасьевича фиксировались переходные моменты и состояния природы. Таково и произведение «Зреет рожь над жаркой нивой…», датированное концом 1850-х годов и впервые опубликованное в журнале «Русский вестник» в 1860-ом.

Перед читателями предстает закат. День практически подошел к концу, но ночь еще не вступила в свои права. Это пограничное время точно и кратко описано Фетом в трех последних строках стихотворения:

…Меж заката и востока Лишь на миг смежает небо Огнедышащее око.

Афанасий Афанасьевич рисует картину не какого-то абстрактного заката. Его пейзаж — истинно русский. Не зря в нем присутствует рожь — растение-кормилец для простого деревенского люда. Бескрайняя равнина — еще один неотъемлемый признак пейзажа средней полосы России. Поэтому жатва хлеба у Фета охарактеризована прилагательным «безбрежный». Перед глазами читателей явственно возникает картина родных бесконечных просторов, ржаного поля, по которому долго-долго можно бежать, раскинув руки.

В стихотворении присутствует одна-единственная цветовая характеристика — переливы поэт назвал золотыми. При помощи этого прилагательного Афанасию Афанасьевичу удается передать настроение рисуемой им картины, создать атмосферу жаркого летнего дня на его исходе. От слова «золотой» в произведении «Зреет рожь над жаркой нивой…» веет теплом, нежностью и даже запахом свежеиспеченного хлеба. Удивительно, как Фет посредством точно подмеченной детали вдыхает жизнь в изображенный пейзаж.

Основная тема стихотворения – как раз описание разгара лета и того, какие ощущения эта пора года вызывает у лирического героя. Интересно, что при этом он описывает не жаркий полдень, что было бы символично. Фет очень точно передает состояние покоя, которое испытывает лирический герой. Это состояние продиктовано тем, что рожь уродилась хорошо, а значит, зима будет сытой. Это скорее подсознательное ощущение, чем оформившаяся мысль, но это ощущение тесно связано с темой произведения.

Композиция

Композиция стиха одночастная, на протяжении всех трех строф Фет описывает одну и ту же картину и связанное с ней эмоциональное состояние лирического героя.

Так, в первой строфе перед читателем предстает прекрасная картина поля с уже созревшей рожью, которая колышется на ветру.

Вторая строфа – это указание на время, когда происходит действие – тот период дня, когда луна уже появляется на небе, но солнце еще не ушло окончательно.

И третья строфа показывает солнце, которое заходит за край поля, знаменуя окончание дня. Переход от дня к ночи – волшебное время, вызывающее глубокий отклик в душе лирического героя.

Фет прямо не указывает на присутствие человека, но идея и ощущения принадлежат ему. В этом проявляется психологизм творчества поэта, выделяющий его произведения среди русского литературного наследия 19 века.

«Зреет рожь над жаркой нивой…» анализ стихотворения Фета

Творчество Афанасия Афанасьевича Фета по праву занимает видное место в сокровищнице мировой поэзии о природе. Его творчество знаменует новый этап в развитии русской романтической поэзии. Именно на этом этапе, как отмечают критики, поэтическая возвышенность сочетается с неким прагматизмом, что является, как ни странно, проявлением романтической свободы.

Вообще, фетовская так называемая натурфилософия, выражающая зримые и незримые связи человека и природы, помогла ему создать целую серию циклов стихов о природе: «Весна», «Лето»,

«Осень», «Снега» и других.

Если в стихотворениях о весне, как правило, выражены переходные состояния, ведь весна знаменует переход от зимы к весне, то стихотворение «Зреет рожь над жаркой нивой» воссоздает картину разгара лета, когда все в природе уже готовится принести свои плоды. Очевидно, для поэта это отрадная картина, ведь поля созревающих злаков издревле были залогом надежного пропитания зимой. Поэтому образ бескрайнего ржаного поля сопоставим с морем.

Сходство усиливается за счет метафоры «золотые переливы», которая рождает ассоциацию с морскими волнами, только не бирюзового, а золотого

Было бы логичным представить, что эта картина описана в разгар яркого летнего дня, но, оказывается, «широко в область ночи день объятия раскинул». Этим олицетворением поэт не просто создает образ долгого летнего вечера, когда, казалось бы, и солнце уже село, а на улице все еще светло, что характерно для средней полосы России, но и наделяет природу независимостью, словно она существует только по своим законам, неподвластным человеку. Присутствие человека, однако, в стихотворении ощущается: это кстати, признак психологизма фетовского творчества. Романтический герой Фета стремится к тому, чтобы испытать ощущение духовного слияния с природой. Тогда он сможет раствориться в ней и понять ее душу.

Так происходит и в этом стихотворении: именно герой может оценить состояние месяца — то, что он «робко смотрит в очи» и «изумлен, что день не минул». Таким образом, вновь можно заметить свойственный поэзии Фета переход из одного состояния в другое. Только теперь переход от дня к ночи.

Надо отметить, что стихи Афанасия Фета на самом деле не излагают мысль, не изображают картину как таковую — они выражают состояние, настроение, впечатление. Поэтому главной своей задачей в области поэзии Афанасий Афанасьевич видел стремление остановить и выразить самые сокровенные моменты счастья и красоты, по сути, выразить невыразимое. Поэтому в последнем четверостишии мы вместе с героем, незримо присутствующим там, где «над безбрежной жатвой хлеба» небо «смежает огнедышащее око», ощущаем этот миг, когда картина заката летнего дня сужается, превращается в красную точку на горизонте.

При всей кажущейся простоте ритмической организации этого стихотворения оно вызывает восхищение красотой летнего вечера, плавно перетекающего в ночь и быстро сменяющегося рассветом. Каждый русский человек, хоть раз в своей жизни видевший закат и встречавший рассвет, очень быстро воспроизведет в своей памяти саму картину, когда-то им увиденную, но, прочитав стихотворение А. Фета «Зреет рожь под жаркой нивой», скорее, переживет ощущение восторга, испытанное им когда-то. Поэту удается затронуть такие струны души человека, которые недоступны художникам или музыкантам.

Эта особенность и отличает поэзию Афанасия Афанасьевича Фета.

Средства выразительности

В своем стихотворении Фет использует классические выразительные средства, помогающие ему выполнить художественную задачу:

Благодаря олицетворениям природа предстает как что-то, что человеку неподвластно, что-то, что имеет собственную волю. Человек может любоваться и восхищаться ею, может раствориться в ней – и только тогда он сможет понять ее сущность, ощутить настоящую гармонию.

Природа в стихах А. А. Фета: анализ стихотворения «Зреет рожь над жаркой нивой»

Анализ стихотворения «Зреет рожь над жаркой нивой»

Трепет и музыка летней природы в лирике А.Фета

Судьба русского поэта Афанасия Фета складывалась весьма нелегко. Изучая его биографию, узнавая ближе его характер, трудно предположить, что из-под пера этого художника слова вышли такие умиротворенные, дышащие спокойствием строки. В середине XIX века среди творческой интеллигенции шли дискуссии, насколько живопись и литература должны отражать актуальные социальные проблемы общества. Мнения разделились: были люди, которые писали «на злобу дня», и те, кто фокусировались на вечных ценностях. К последней группе принадлежал и Фет, всю свою жизнь рьяно отстаивавший право на существование «чистого искусства», далекого от приземленных насущных дрязг. В этом смысле Фета можно назвать предшественником символистов Брюсова и Бальмонта.

Настоящим гимном русской природе стало стихотворение лирика «Зреет рожь над жаркой нивой». В нем раскрывается настоящий талант стихотворца. Описать сочными красками лето в России нелегко. Многие иностранцы признают, что лето в северных широтах блеклое, скудное на насыщенные оттенки, «холмы-перелески» да березки-осинки мало кого трогают. В то время многие русские художники постоянно жили в Италии, откуда присылали на выставки свои работы — живописующие красоты Неаполитанского залива или усаженные кипарисами и олеандрами холмы Тосканы. В противовес им Фет раскрывает красоту русского лета масштабной, поистине эпической картиной родных просторов.

Слова «И от нивы и до нивы», «Над безбрежной жатвой хлеба» порождают перед внутренним взором читателя образ бескрайней русской равнины — поля, полного созревшей пшеницы. Фет в этом стихотворении умышленно только единожды дает посыл на цвет («Золотые переливы»). Тем самым для читающего строки все окрашивается в золото. Блеск колосьев, подсвеченных ярким долгим северным закатом, полная луна, «огнедышащее око» солнца — все это сливается в одной гамме, как цвет райских небес на иконах. Однако, в отличие от икон византийского канона, природа у Фета не статична.

Динамизм картине придает сам переходной период запечатленного мига — закат. Солнце и луна, день и ночь встречаются, и у зрителя невольно создается впечатление, что сейчас, через мгновение, должно произойти что-то очень важное. Чувство тревоги и ожидания передают строки «Робко месяц смотрит в очи, Изумлен, что день не минул…». Это ощущение усиливает ветер, и мы как будто наяву видим волны, которые он вздымает в поле золотых колосьев. Одухотворенность природы поэт подчеркивает в самом конце произведения очень удачным тео-антропоморфичным образом: небо (Бог) лишь на миг смежает веки над дивной картиной своего творения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *