Что такое безграмотное письмо

Причины безграмотности и добровольная безграмотность

Что такое безграмотное письмо. Смотреть фото Что такое безграмотное письмо. Смотреть картинку Что такое безграмотное письмо. Картинка про Что такое безграмотное письмо. Фото Что такое безграмотное письмо

Отрицать тот факт, что уровень грамотности многих людей сегодня оставляет желать лучшего, просто глупо. Так же глупо, как и отрицать, что грамотность в жизни необходима каждому человеку. (На эти темы, кстати, советуем почитать наши статьи «Грамотность. Нужна ли она в современном мире» и «Почему важно быть грамотным».)

Но любой человек, заинтересованный в саморазвитии и самообразовании, должен знать не только, как повышать уровень грамотности, но и понимать, какие вообще у безграмотности могут быть причины. Это не только сделает его более эрудированным, но и поможет предупредить возникновение безграмотности у себя и своих близких.

За основу нашей статьи мы взяли идеи советского и российского лингвиста и академика, специалиста по русскому языку Льва Владимировича Щербы, внесшего огромный вклад в изучение природы безграмотности. Причины этого явления, выявленные ученым еще 80 лет назад, не потеряли своей актуальности даже в наше время.

Причины безграмотности по Л. В. Щербе

О том, что уровень грамотности сильно упал, можно судить уже по результатам экзаменов, которые сдает молодежь, поступающая в институты и университеты, при проверке грамотности специалистов, проведении тестов в школах и т.д. По мнению Л. В. Щербы, низкий уровень грамотности вообще стал чуть ли ни общественным бедствием.

Первую причину этого бедствия ученый видит в реформе орфографии (имеется в виду реформа русского языка 1918 года), изначально преследовавшей цель облегчить достижение людьми полной грамотности, но приведшей в итоге к противоположным результатам. Эта реформа облегчила орфографию, но в то же время подорвала ее престиж.

В результате реформы из русского языка были исключены буквы «ять», «фита», «i» и «ъ» в конце слов и частей сложных слов, изменены некоторые правила. Людям разрешили писать так, как еще совсем недавно не допускалось и за что ставили плохие оценки, не принимали на службу, лишали дипломов.

В итоге общественность сделала вывод, что орфография является вещью неважной, а писать можно, как хочется. Значение орфографии стало недооцениваться, и именно это стало благодатной почвой, на которой начала произрастать и развиваться безграмотность (и результаты этого мы в определенной степени наблюдаем сейчас).

Вторая причина состоит в методах обучения орфографии. Умение правильно писать рассматривается как механизм, основу которого составляет моторная и зрительная память. Исходя из этого, главным методом обучения грамотному письму явилось списывание с правильных образцов, а не та же диктовка.

Это приводит к тому, что чем грамотнее человек, тем меньше значения он придает самому процессу письма, но для действительности данная формула является излишне простой. Пусть автоматизм в процессе письма и является необходимым, но лишь до определенной степени, иначе человек рискует стать полностью безграмотным. Поэтому во время письма необходимо проявлять осознанность, избегать автоматизма.

Как говорил сам Л. В. Щерба, идеальным стало бы такое положение дел, где необходимый предел механизации письма достигается через сознательное к нему отношение. Сознательность должна всегда быть наготове, чтобы в любом нужном случае (когда автоматизм оказывается неэффективным) человек мог ею воспользоваться.

О третьей причине безграмотности можно сказать, что она заключается в том, что педагоги не умеют и не любят заниматься языком. Речь не о том, что учителя не любят русский язык как таковой – они любят его на инстинктивном уровне, без четкого понимания того, что конкретно и почему нужно в нем любить.

Чтобы педагоги могли успешно преподавать ученикам родной язык, они в первую очередь должны прививать им любовь к нему, но эта любовь должна быть не инстинктивной, а реально выраженной и имеющей осязаемые точки приложения. Относиться к языку необходимо, как к средству выражения чувств и мыслей человека. Кроме того, нужно демонстрировать его связь с литературой.

Говоря о третьей причине безграмотности, Л. В. Щерба указывает и на отсутствие качественных словарей русского литературного языка и этимологических словарей, полноценных сборников грамматики, разработанной синонимики и стилистики. Отсутствуют и хорошие лингвистические разборы произведений литературы, грамотные задачники и сборники упражнений по конкретным отделам языка (стилистике и т.д.)

Таковы три основные причины безграмотности, на которых акцентирует внимание выдающийся лингвист. Однако Л. В. Щерба указывает и на другие причины. Он видит их побочными, но все же говорит, что их ни коим образом нельзя сбрасывать со счетов. Рассмотрим эти причины вкратце:

Безусловно, идеи Льва Владимировича Щербы по поводу причин безграмотности соотносятся с реалиями сегодняшнего времени не по всем параметрам. Система образования за десятилетия, прошедшие с момента проведения Л. В. Щербой своих исследований, шагнула далеко вперед, появились новые образовательные стандарты, методы и технологии – все это так.

Однако многое из того, о чем говорит ученый, актуально и в наши дни. И в особенности это касается, конечно же, отношения ряда педагогов к процессу обучения своих подопечных – их незаинтересованности в воспитании действительно грамотных людей, отсутствии истинной любви к родному языку. О том, какие факторы на это влияют, следует поговорить отдельно, но это не является темой настоящей статьи.

Рассматривая воззрения Л. В. Щербы, мы по большей части преследовали цель натолкнуть читателя на мысли в правильном направлении, ведь современные возможности позволяют любому человеку самостоятельно повышать уровень своей грамотности, заниматься саморазвитием и самообразованием.

Но тут мы встаем перед еще одной проблемой – так называемой добровольной безграмотностью. Именно о ней мы хотим побеседовать во второй части сегодняшнего материала (а если вас заинтересовали исследования и мысли Л. В. Щербы, советуем почитать его нашумевшую в свое время статью «Безграмотность и ее причины»).

Добровольная безграмотность

Информацию для этой части статьи мы тоже взяли не из головы – ее основой послужила книга «Читай и становись богаче» известного американского писателя, спикера, оратора и бизнес-тренера Берка Хеджеса. Во второй главе своей работы автор рассказывает о феномене добровольной безграмотности. Что же это такое?

Понятие «добровольная безграмотность» обычно используется в отношении людей, совершенно не читающих книги, несмотря на обладание этой способностью. И Берк Хеджес считает это реальным бедствием, ведь проблема добровольной безграмотности остро стоит во всем мире, какую бы страну мы ни взяли. Люди умеют, но совершенно не желают читать.

Нет, люди, конечно же, читают, но читают не литературу, а какое-то чтиво. Посудите сами: что сегодня популярно – желтая пресса, газеты со слухами и откровенным бредом, глянцевые журналы о ерунде и прочие источники практически бесполезной и бестолковой информации. А то, что реально достойно чтения (мы имеем в виду книги), сегодня, как говорят, не в тренде.

Популярный американский писатель, журналист и общественный деятель Марк Твен однажды сказал, что человек, умеющий читать, но не делающий этого, ничем не лучше того, кто вообще читать не умеет. Хеджес в свою очередь, перефразируя Марка Твена, придает его высказыванию чуть больше жесткости и говорит, что человек, умеющий читать, но не делающий этого, намного хуже того, кто читать не умеет. Мы же считаем, что и в том, и в другом случае есть, о чем задуматься, ведь добровольная безграмотность способна привести к далеко идущим, но весьма не радужным последствиям.

Во многом как раз-таки по причине нежелания брать в руки книги уровень грамотности людей, мягко говоря, невысок. И в доказательство этого Хеджес приводит очень любопытную статистику (кстати, немало интересной статистики есть и в нашей статье «Грамотность. Нужна ли она в современном мире»), демонстрирующую грамотность жителей США (статистика была предоставлена Хеджесу Национальным институтом грамотности):

Это далеко не вся статистика, но даже ее с лихвой хватает, чтобы понять положение дел в области грамотности. И пусть вышесказанное касается лишь населения США, ситуация с грамотностью и в других государствах, в том числе и в России, оставляет желать лучшего, и людям в любом случае нужно становиться грамотнее (если вы не совсем понимаете, для чего это нужно, почитайте статью «Почему важно быть грамотным»).

Что же делать? Выход из ситуации безграмотности есть – это чтение. Умение читать является даром, который очень многие люди по какой-то причине воспринимают, как нечто само собой разумеющееся, совершенно его не ценят и, как следствие, растрачивают впустую. С позиции любого развитого, образованного и грамотного человека, это как минимум глупо.

Не все знают, но в 19 столетии, например, чернокожие рабы в Америке мечтали научиться читать, а их хозяева запрещали им это. Почему? Да потому что чтение делает умнее, открывает глаза на многие вещи, пробуждает желание быть независимым и свободным. Рабы, умеющие читать, представлялись рабовладельцам сущим кошмаром.

Мало того, был даже закон, который запрещал рабам получать образование, и этот закон карал виновных суровыми наказаниями. А людей, пытавшихся обучать рабов письму и чтению, штрафовали на баснословные суммы. Тех же рабов, кто пытался обучиться грамоте самостоятельно, избивали, хлестали плетью, им отсекали фаланги пальцев.

В былые времена люди пытались читать книги и учиться, рискуя быть покалеченными или вообще убитыми. Какой же ценностью для них обладало чтение?! Но для современного человека это умение потеряло всякую ценность, стало почти ненужным; этим умением человек просто не желает пользоваться.

В результате грамотность множества людей остается на одном и том же уровне. Звучит парадоксально, но общество осознанно принимает решение оставаться неграмотным – это и есть добровольная безграмотность. И здесь Хеджес приводит очень даже удачное сравнение: умение читать – это как призовой лотерейный билет на крупную сумму денег.

Этот билет просто так достается человеку, но он так ленится, что ему невмоготу встать с дивана, одеться и сходить в банк, чтобы забрать причитающиеся ему деньги. Большинство скажет, что такой человек – болван, но с чтением это большинство поступает точно так же, не понимая, что это и есть их лотерейные билет.

Кто-то ленив аналогично герою приведенного примера, для кого-то умение читать не представляет никакой ценности, кому-то доставляет удовольствие лишь просмотр приколов в Интернете и перелистывание страниц с картинками в глянцевых журналах. Так и растрачивается попусту данное нам сокровище – способность к чтению.

Но чтобы ситуация изменилась, не нужно сворачивать горы. Достаточно осознать то, о чем мы только что говорили, и начать ценить книги и умение читать по достоинству. Это первое и самое главное условие избавления от безграмотности. Вторым условием будет понимание того, что стоит читать, а что можно с легкостью отбросить в сторону.

Не каждая книга, к сожалению, достойна прочтения. Сегодня на полках книжных магазинов можно найти массу второсортного чтива, отнюдь не развивающего и делающего умнее, а отупляющего и засоряющего мозг. Поэтому вторым условием развития грамотности будет умение отличать хорошие книги от плохих.

Если вы пока еще не до конца понимаете, что же все-таки стоит читать, рекомендуем начать с нашей статьи «Как быстро повысить уровень грамотности», где мы как раз и ведем речь о том, на какую литературу нужно обращать внимание, а также даем дельные советы и рекомендации на эту тему.

И в заключение статьи скажем только, что советуем всегда помнить о том, по каким причинам люди остаются безграмотными, и понимать, что сегодня каждый может начать становиться грамотнее, а значит, лучше. Причем второе мы считаем наиболее важным, ведь именно это понимание задает направление для движения.

Выбор всегда остается за вами – что вы будете делать: читать и становиться умнее, мудрее и внутренне богаче? Или станете в трубу спускать богатство умения читать, которым владеете? Искренне надеемся, что вы выберете первый вариант. Поверьте, всего одно это решение способно в корне изменить жизнь человека. Так что желаем вам всегда иметь причины для наличия грамотности, а не ее отсутствия.

Источник

Дисграфия: когда ребенок пишет с ошибками

Нарушение письменной речи у ребенка — как бороться?

Яна Полей логопед высшей категории

Когда страдает устная речь — тут всё ясно, требуется логопед. Когда страдает письменная речь — требуется. что? Суровое наказание за отсутствие прилежания? Или «надо просто учить лучше», как говорят либерально настроенные родители?

Иногда — «лучше учить». А иногда — и учить, и чуть-чуть лечить. И вообще придётся обратиться к логопеду (да-да, и с письменной речью тоже), чтобы он разобрался, не нужна ли скорая логопедическая помощь. Некоторые родители очень удивляются, когда в школе им советуют провериться у логопеда. И ещё больше удивляются, когда логопед советует позаниматься. И ни в коем случае не использовать ремень и другие средневековые способы воздействия на личность. Ещё логопед говорит слово — дисграфия, что означает расстройство письменной речи.

Что такое безграмотное письмо. Смотреть фото Что такое безграмотное письмо. Смотреть картинку Что такое безграмотное письмо. Картинка про Что такое безграмотное письмо. Фото Что такое безграмотное письмо

Диагностика дисграфии

По каким признакам можно догадаться, что у ребёнка дисграфия? Прежде всего — если он допускает при письме ошибки. скажем так, странные. Они не связаны с нарушением грамматических правил. Под эти ошибки невозможно подобрать правила. Ошибки бывают в совершенно невинных словах, написание которых не допускает двусмысленности.

Вместо «дом» пишет «дон» или «том», вместо «для» пишет «дял», вместо «кот» — «кто», вместо «пришёл» — «присёл», «белка» превращается в «блка» и так далее. Ребёнок может не дописывать слова, вставлять лишние буквы или пропускать их.

Один мальчик 11 лет написал во время обследования: «Девочка спряталсь вдубло». Ему продиктовали фразу: «Белочка спряталась в дупло». На вопрос, как, мол, мы пишем предлоги, страдалец ответил правильно — «отдельно». Правило знает, а на практике его применить не может.

А ведь этот ребёнок не плохой, не глупый, он очень славный. Ему просто тяжело писать. Помочь смогут только специальные упражнения и уверенность в себе.

Часто у дисграфиков очень плохой почерк — мелкий или очень крупный, неразборчивый. Ребёнку тяжело соблюдать строку, слова заезжают на поля, друг на друга, сползают со строки или вдруг взлетают над ней, слово вольные птицы. Также юные дисграфики не дописывают окончания. Могут писать зеркально, переворачивая буквы, могут не дописать отдельные элементы буквы или добавить лишние.

Когда ребёнок только учится писать, у него ещё могут быть такие странные ошибки в самом начале обучения, но они быстро сходят на нет. А дисграфик очень медленно осваивает грамотное письмо. Создаётся ощущение, что ему некомфортно писать, он не любит это делать. И это действительно так. Часто школьнику кажется страшным сам объём того, что надо выучить, прочитать, написать. А когда за неудачи ещё и ругают, то руки совсем опускаются.

Лечение дисграфии

Лучше не пытаться сразу справиться со всеми проблемами. Надо выбрать одну — и сосредоточиться на ней. Например, ребёнок путает б-п, д-т, а ещё и предлоги путает с приставками. Если сразу взяться за всё — объём работы может испугать. А вот если попробовать справиться только с б-п, а потом обратить внимание школяра, что вот, дескать, ошибок-то стало меньше, то можно разбудить энтузиазм. И дальше борьба за всеобщую грамотность пойдёт гораздо веселее.

Логопед в поликлинике сможет при своевременном посещении (в три года, в пять лет и перед самой школой) определить, нет ли логопедических проблем, которые потом аукнутся дисграфией, при необходимости посоветует специальные занятия. К логопеду могут присоединиться нейропсихолог и невропатолог.

Часто на приёме мне приходится видеть очень унылых детей. Они морщатся, когда им предлагают написать диктант, сразу признаются, что «плохо учатся». Тогда, чтобы подбодрить их, я начинаю вспоминать разных известных людей, которые тоже не дружили с письмом и чтением. Может быть, современному ребёнку не интересно будет узнать, что Сергей Рахманинов, Никола Тесла, Альберт Эйнштейн, скорее всего, тоже были дисграфиками, но уж, я думаю, почти любого мальчишку тронет информация, что великий Нео, победитель страшных агентов Смитов из «Матрицы», тоже с трудом справлялся в детстве с буквами и словами. Ну, вернее, актёр Киану Ривз. Девочкам я обычно рассказываю про Агату Кристи. Несмотря на то, что создательница Пуаро и мисс Марпл училась плохо и писала с ошибками, она стала знаменитой писательницей. Главное — верить в себя.

Что такое безграмотное письмо. Смотреть фото Что такое безграмотное письмо. Смотреть картинку Что такое безграмотное письмо. Картинка про Что такое безграмотное письмо. Фото Что такое безграмотное письмо

Коротко о главном: что такое дисграфия

Дисграфия — это специфическое и стойкое нарушение процесса письма, обусловленное отклонениями от нормы в деятельности тех анализаторов и психических процессов, которые обеспечивают письмо.

Нарушение встречается как у детей, так и у взрослых. У детей поражение или недоразвитие соответствующих отделов коры чаще всего бывает связано с патологией беременности или родов у матери, травмами.

Симптомы: специфические и повторяющиеся ошибки на письме, не связанные с незнанием грамматических правил. Особенность этих ошибок заключается в следующем: они допускаются там, где написание слов не вызывает, казалось бы, никаких затруднений.

Пять видов дисграфии

1. Артикуляторно-акустическая форма дисграфии

Ребёнок пишет так, как он слышит. Если к школьному периоду не поставлены все звуки — могут возникнуть проблемы с письмом.

Например, ребёнок заменяет в устной речи «р» на «л». И пишет вместо «рома» — «лома», вместо «порох» — «полох». Или, если звук совсем отсутствует в речи, может и вовсе пропускать. Например, написать «кошун» вместо «коршун».

2. Акустическая форма дисграфии

Ребёнок может произносить все звуки чисто, но при этом заменяет буквы, обозначающие фонетически схожие звуки. На письме чаще всего смешиваются пары букв д-т, б-п, ж-ш, в-ф, г-к или с-ш, з-ж, ч-щ, ч-ть, ц-т, ц-с.

3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза

Чаще всего встречается у детей, страдающих нарушениями письменной речи. При этой форме дисграфии дети пропускают буквы и слоги, переставляют их, не дописывают слова, слитно пишут предлоги или раздельно приставки. Иногда можно встретить такое нарушение, как контаминация: когда в слове встречаются слоги из разных слов. Например, «крабочки» — крабовые палочки.

4. Аграмматическая дисграфия

Как можно понять из названия, связана с недоразвитием грамматического строя речи. Правил грамматики для такого ребёнка не существует. Страдают согласования существительных и прилагательных, существительных и глаголов («Маша бежал», «синяя пальто»).

5. Оптическая дисграфия

Элементы, образующие буквы, немногочисленны: в основном это палочки, кружочки, крючочки. Но они по-разному комбинируются в пространстве, образуя различные буквы. А вот ребёнку, у которого недостаточно сформированы зрительно-пространственные представления, зрительный анализ и синтез, тяжело уловить различия между буквами. То лишнюю палочку к т припишет, то у ш не допишет крючок.

Если ребёнок не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведёт к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме.

Что такое безграмотное письмо. Смотреть фото Что такое безграмотное письмо. Смотреть картинку Что такое безграмотное письмо. Картинка про Что такое безграмотное письмо. Фото Что такое безграмотное письмо

Предупреждён — почти вооружён

Дисграфию лучше предупреждать в раннем возрасте, не дожидаясь, когда во втором или третьем классе вдруг возникнут проблемы, а у ребёнка появится отвращение к учёбе. Следует смотреть в оба за ребёнком, пристально наблюдать за процессом овладения письменной речью:

Источник

Почему дети пишут с ошибками и как с этим бороться

Школьники часто пишут безграмотно, а их родители из-за этого переживают. Можно ли переучить двоечника и сделать так, чтобы пропащий ученик научился писать грамотно? Мы поговорили с Натальей Романовой — автором книги «Идеальная грамотность. Русский язык без правил и словарей» и руководителем Школы грамотности Романовых в Санкт-Петербурге. Наталья также ведет увлекательный блог, где рассказывает о главных ошибках людей при письме, заблуждениях педагогов и родителей.

Все безграмотные — дисграфики

— Почему вообще дети пишут безграмотно?

— У школьников (носителей языка) причина упорной безграмотности только одна — подростковая дисграфия. Обычно это связано с функциональной незрелостью речевых систем и недостаточно устойчивым нейропсихологическим статусом подростка. Дисграфиками являются все те, кто перебивается с двойки на тройку и делает достаточное количество ошибок. В любом среднестатистическом классе обычных школ таких учащихся в лучшем случае половина, если не подавляющее большинство.

— Что такое дисграфия?

— На бытовом уровне дисграфия обычно выглядит как невнимательность. В ряде случаев таких учащихся в дошкольном возрасте направляют к логопедам. При письме они делают много разных ошибок, которые школьные учителя и родители обычно комментируют вот так: «правила знает, но ошибки делает», «ошибки из-за невнимательности», «занимается, но без толку».

— В одном из ваших постов сказано: «В основе грамотного письма лежит не знание правил, а слаженная деятельность речевых систем коры головного мозга. Для успешного обучения эти участки мозга должны созреть. У некоторых детей этот процесс происходит не так скоро и споро, как хочется взрослым. Именно тогда речь может идти о дисграфии». В каком возрасте обычно созревают эти участки мозга? Когда можно заподозрить у ребенка дисграфию?

— Многие неуспевающие знают нормативную грамматику, годами занимаются с репетиторами, но все это зря. В то же время большинство грамотных людей не вспоминает и не знает никаких правил.

Формирование участков мозга (речевых систем) человека происходит внутриутробно. Качественно сформироваться им могут помешать различные вредности раннего перинатального периода (при рождении), связанные с мелким родовым травматизмом, а именно: токсикозы, гипоксия, безводный период, стимуляция родовспоможения, стремительные роды, недоношенность, кесарево сечение и другие оперативные вмешательства, требующие работы анестезиолога; а также это могут быть особенности межполушарного взаимодействия (у левшей и амбидекстриков). Не надо думать, что дисграфия — это диагноз, заболевание. Это не более чем особенность развития человека в определенный период его роста, которая обычно компенсируется к концу пубертата.

С умственными способностями и общим развитием ее нельзя связывать. Дисграфики обычно хорошо успевают по тем предметам, которые не связаны с письмом.

Дисграфию в перспективе можно прогнозировать, если имели место вышеперечисленные факторы, а также задержка речевого развития, дизартрия и разные другие логопедические проблемы у дошкольников. Но не только. Иногда она может быть следствием перинатальной энцефалопатии, но в нашей повседневной практике это редко бывает.

— Любой ли безграмотный человек — дисграфик?

— Ответ может кому-нибудь не понравиться, но я вынуждена это подтвердить. Да, все безграмотные люди — дисграфики. Никаких других причин для этого нет и быть не может.

Школа и репетиторы не помогут

— Что поможет грамотному письму: практика, чтение, занятия с репетитором?

— Грамотному человеку никаких специальных усилий и занятий не требуется. Дисграфикам репетитор не поможет. Если же он есть, пусть занимаются литературой. Грамотность не повысится от диктантов, заучивания слов и повторения школьных параграфов.

В моей Школе грамотности предусмотрены специальные тренинги, позволяющие развить внимание при письме, слухоречевую оперативную память, научиться писать под контролем интуитивно усваивающихся алгоритмов.

— Есть ли шанс, что в школе ребенка научат писать грамотно? Или на школу не стоит надеяться? Возможно, нужна какая-то реформа, чтобы изменить подходы к преподаванию русского языка?

— У школьной программы другие задачи. Обучение грамотному письму в ее планы не входит. Ее задача — изучение нормативной грамматики. Грамматика и грамотность — это не одно и то же. Грамматика изучает разделы языка, его строение, а также она описывает то, что и так очевидно. А грамотность — это навык, умение писать без ошибок, не думая каждую минуту, что это там за часть речи и что с ней делать или где какое склонение. Ни один нормальный человек при письме об этом думать не станет.

Насчет «реформы». Вряд ли это случится в обозримом будущем, но практическое письмо (умение писать без ошибок) должно быть отделено от изучения курса русского языка. Это разные предметы с совершенно разными задачами.

Мифы про книги и гаджеты

— С детства я слышу: «Чтобы писать грамотно, надо больше читать». Это справедливо? И что именно тогда нужно читать?

— Это широко распространенное заблуждение. Дисграфик не в состоянии продуктивно читать, как ждут от него родственники, от всей души желая ему добра. Надо понимать, что ему так же мучительно читать, как и писать. Люди пишут с ошибками не потому, что не читают книг, а потому, что они дисграфики. А у дисграфиков и с чтением те же самые проблемы, что и с письмом.

Хватит уже повторять этот расхожий штамп: «книг надо больше читать». После таких заклинаний вряд ли кто-то захочет взять в руки книгу.

В читающей семье никогда такая фраза не прозвучит. Там чтение — естественное занятие, и оно передается друг другу безо всяких заклинаний. Там, где стоит вопрос «книг надо больше читать», взрослые сами ничего не читают и не могут назвать ни одного современного автора.

Читать надо не с целью стать в результате этого процесса грамотным. Надо иметь к этому привычку, гарантом которой является семейная традиция.

С нечитающим человеком неинтересно: он не может достойно поддержать разговор, не считывает цитат и различных культурных отсылок, не в курсе актуальных тенденций.

Еще у него узкий кругозор и ограниченный запас слов. При общении с таким человеком приходится адаптировать свою речь.

Чтение необходимо для установки общих кодов общения. Поэтому надо следить за выходом важных и интересных книг, покупать или скачивать их, подписаться на посвященные культурным явлениям сообщества в соцсетях, читать обзоры и рецензии. Надо быть в курсе, а не иметь на всякий случай дежурный ответ: «я классику читаю». Как правило, отвечающие так люди не знают ни одной современной книги, а под «классикой» подразумевают произведения из школьной программы, которых они также на самом деле не открывали.

А грамотность тут ни при чем.

— Вы заявляете (возмутительная для многих позиция!), что телефон и интернет не виноваты в безграмотности детей. Можете развернуть эту мысль? Гаджеты действительно не влияют на грамотность?

— Повторять друг за другом расхожие штампы намного легче, чем думать самому. Обвинять гаджеты и технический прогресс в безграмотности школьников означает расписаться в собственном пещерном мышлении. Сейчас уже, хочется надеяться, так могут говорить лишь совсем отсталые люди, чье использование интернета ограничивается бытовой перепиской в Ватсапе и «Инстаграме».

Всякие глупости насчет пагубного влияния гаджетов идут от привычки некоторых людей перекладывать ответственность с себя на кого бы то ни было.

Я занимаюсь наблюдениями за ошибками и дисграфиями практически всю свою жизнь, так что хочу сказать: задолго до появления гаджетов и интернета количество дисграфиков в классах было такое же, как сейчас. В нашем классе из 30 человек только пятеро писали без ошибок, все остальные были обычными дисграфиками. Та же картина и сегодня.

Малограмотных всегда было в разы больше, чем идеально грамотных. Дисграфия практически всегда имеет эндогенную (внутреннюю, а не внешнюю. — Ред.) природу и не зависит ни от каких влияний: ни от «плохого» учителя, ни от введения ЕГЭ, ни от технического прогресса. Мнения насчет телефона и интернета, которые приводят недалекие люди (вроде того, что «там все пишут с ошибками, а потом мой внук запоминает эти ошибки и сам так пишет») не выдерживают никакой критики. Пора уже принять как данность, что интернет не источник ошибок, а неиссякаемый источник информации. Но, к сожалению, не только учащиеся, но даже многие родители сейчас не умеют им нормально пользоваться и думают, что телефонные приложения — это и есть весь интернет.

Главные ошибки

— Нужно ли знать правила, чтобы грамотно писать?

— Еще раз хочу подчеркнуть, что грамотность человека не зависит от знания правил. Она зависит от других причин, которые находятся не в учебниках, а внутри черепной коробки.

— Какие главные ошибки на письме встречаются у школьников? НН/Н, ТСЯ/ТЬСЯ, обособление причастного оборота? Можете по порядку рассказать об основных? Почему они возникают и как с ними бороться?

— Главные ошибки не только у школьников, но и у всех остальных людей — это не Н/НН и не запятые, а неумение себя вести на границах слов. Все эти ошибки идут в сторону пробелов. И почти никогда не бывает наоборот. Или вообще никогда. Никто не пишет вместе «иду ВМАГАЗИН, залез НАЁЛКУ, пришел СДРУГОМ». Таких ошибок не бывает. Где пробел — там всегда легко и трудности нет. Но зато все пишут вот так (это неправильно!): «вернусь НА УТРО», «бросил В ВЕРХ», «проиграли В СУХУЮ».

Есть главный закон письма, которому я вас сейчас научу: ГДЕ ТРУДНО — ТАМ СЛИТНО!

Пользуйтесь им. Наутро, вверх, всухую — трудные слова. Значит, слитно. А еще можно сделать проверку: взять и поставить их во множественное число: не получится! Нельзя сказать: вернусь наутры, бросил вверхи, проиграли всухие. А там, где было легко, там можно: иду в магазины, залез на елки, пришел с друзьями.

Надо всегда следить только за слитной позицией. Только там можно ошибиться. Так что, где трудно, там слитно, и множественное число при проверке не получится.

Всегда, если начинаешь думать и не уверен, выбирай слитный вариант.

Очень много ошибок «в быту» (вывески, объявления и т. д.) делается в словах «ТАКЖЕ» и «НЕСМОТРЯ». И они всегда делаются в сторону ненужного пробела. Где трудно — там слитно!

Для тех, кто опоздал

— Как быстро подготовиться к ОГЭ и ЕГЭ, если ты 9–11 лет учился, но все равно пишешь с ошибками?

— К экзаменам можно быстро подготовиться по моей книге «Идеальная грамотность в экстремальных условиях», издательство «Питер», 2020. Она как раз для тех, кому нужно сдавать ОГЭ и ЕГЭ. Эта книга классная, веселая и увлекательная, я ею очень горжусь. В ней нет правил, есть алгоритмы, они простые, учить их не надо, они усваиваются интуитивно. Работают точно, как формула. В книге нет никаких примеров из классики, как в учебниках. Все примеры только мои собственные, во-первых, они написаны с учетом проработки необходимых для экзамена тем. А во-вторых, они очень смешные и в сатирическом ключе раскрывают многие проблемы нашего общества, так что скучно вам не будет. Никакими другими пособиями пользоваться не рекомендую. Там все то же самое, что в школьных учебниках, и все очень нудно и затянуто.

— Из безграмотных детей часто вырастают безграмотные взрослые? В каком возрасте не поздно научиться грамотно писать?

— Дисграфия компенсируется. Растут новые нейроны, происходит укрепление нейропсихологического статуса. После 20 лет ее почти ни у кого не остается. Но у всех, кто в школе плохо учился по причине дисграфии, все равно в осадок выпадает много ошибок.

У взрослых при обучении по нашей программе есть преимущество перед школьниками: им не надо идти в школу, где их снова будут грузить правилами. У взрослых устойчивый результат наступает на третий день обучения, и они сами это видят по тесту, который пишется на этом занятии. А на десятый день грамотность взрослого человека становится идеальной, включая самую сложную пунктуацию.

Три закона письма

— Дайте несколько советов, как писать грамотно.

— Нужно освоить всего три закона письма, я называю их «тремя китами грамотности»:

Для начала вам этого хватит, а дальше дело наживное.

Все остальные «советы» (типа «переписывайте книги») крайне вредны.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *