Что такое безопасность дорожная безопасность

БДД, с чего начать

Все юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны организовывать свою деятельность в соответствии с действующим законодательством. На ряду с прочими требованиями, законодательство обязывает юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих транспортные средства, обеспечивать безопасность дорожного движения (БДД).

Обязанность по обеспечению безопасности дорожного движения возникает, если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель:

Контроль и надзор за соблюдением безопасности дорожного движения, которую организовывают юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере транспорта — Ространснадзор. Это федеральный орган исполнительной власти, которой находится в ведении Министерства транспорта Российской Федерации и осуществляет функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере гражданской авиации и использования воздушного пространства, морского, внутреннего водного, железнодорожного транспорта, автомобильного и городского наземного электрического транспорта (кроме вопросов безопасности дорожного движения), промышленного транспорта и дорожного хозяйства, а также обеспечения транспортной безопасности в этой сфере и на метрополитене.

Территориальный контроль и надзор за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере транспорта, надзор за соблюдением безопасности дорожного движения осуществляет Управление государственного автодорожного надзора — УГАДН, которое осуществляет контроль за транспортной деятельностью юридических лиц и ИП в виде различных проверок.

Из всего многообразия законов, регулирующих деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере транспорта, выделим главный — Федеральный закон РФ от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

Статья 20 Федерального закона РФ от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предъявляет определение требования к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, и обязывает эти требования исполнять. В тоже время статья 20 закона делит всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих транспортные средства, на две группы:

Рассмотрим каждую группу отдельно.

1. Юридические лица и индивидуальные предприниматели эксплуатирующие легковые автомобили для собственных нужд

В данную группу входят юридические лица и ИП эксплуатирующие только легковые автомобили и только для собственных нужд. Требования к таким организациям перечислены в пункте 1 Статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения». Согласно этому пункту, указанные юридические лица и индивидуальные предприниматели, обязаны:

На указанную группу НЕ распространяется ряд нормативных правовых актов регулирующих деятельность в области перевозок и обеспечения БДД, например таких как: Приказ Минтранса от 30.04.2021 № 145 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом»; Приказ Минтранса 15.01.2021 № 9 «Об утверждении Порядка организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств»; и т.д..

2. Юридические лица и индивидуальные предприниматели осуществляющие коммерческие перевозки, юридические лица и индивидуальные предприниматели осуществляющие перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями

В данную группу входят организации занимающиеся коммерческими перевозками (перевозки по договорам) легковыми, грузовыми автомобилями и автобусами. Также в эту группу входят организации которые эксплуатируют грузовые автомобили и автобусы для собственных нужд.

Дополнительные требования к таким организациям перечислены в пункте 2 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения». То есть кроме обязанностей перечисленных в пункте 1 статьи 20, добавлены обязанности перечисленные в пункте 2 статьи 20 закона «О безопасности дорожного движения. Объединив пункты 1 и 2, получаем что, юридические лица и индивидуальные предприниматели осуществляющие коммерческие перевозки и перевозки для собственных нужд грузовыми автомобилями и автобусами, обязаны:

В отличии от первой группы, юридические лица и ИП, эксплуатирующие транспортные средства, обязаны организовать и проводить предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств, инструктажи водителей по безопасности перевозок, назначить ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, и т.д..

Итог

Действие пункта 1 статьи 20 распространяются на всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих транспортные средства, а конкретно: на юридических лиц и ИП эксплуатирующих легковые автомобили для собственных нужд, юридических лиц и ИП осуществляющих коммерческие перевозки, юридических лиц и ИП осуществляющих перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями.

Пункт 2 статьи 20 предъявляет дополнительные требования к юридическим лицам и ИП осуществляющим коммерческие перевозки, и юридическим лицам и ИП осуществляющим перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями.

Таким образом, перед началом организации БДД следует определиться каким родом деятельности занимается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, и какой парк транспортных средств эксплуатирует, и уже исходя из этого следует организовывать свою работу.

На сайте, в разделе «Документы БДД», можно найти образцы документов необходимых для организации работы по безопасности дорожного движения.

Если у Вас нет времени заниматься составлением документации и поиском её в интернете, или Вы не совсем компетентны в этом вопросе, то на сайте можно приобрести Готовый пакет документов для организации работы по безопасности дорожного движения. Стоимость пакета 2500 рублей. Или мы с нуля разработаем всю документацию необходимую для обеспечения безопасности дорожного движения в Вашей организации. Стоимость услуги от 10000 рублей.

Все документы представлены в электронном виде в формате Microsoft Word и Microsoft Excel с возможностью редактирования. Для того чтобы получить документы достаточно написать на адрес электронной почты putevoji@list.ru, и с Вами свяжутся в течение дня. Документы в электронном виде будут направлены на указанный Вами адрес электронной почты после подтверждения оплаты.

Начальник Транспортного отдела Зуев Серафим

Источник

Безопасность на дорогах

Принято считать, что несчастье на дорогах – случайность, и уберечься от нее невозможно. На самом деле это не так: порядка 95% ДТП с участием детей-пешеходов происходят в примерно одинаковых, повторяющихся ситуациях – в так называемых «дорожных ловушках». Детская дорожная безопасность – очень важная тема, поэтому для детей существуют особые дорожные правила.

Как избегать дорожных ловушек, как соблюдать правила безопасности на дороге и в транспорте – ты прочитаешь ниже в книжке.

Переходи дорогу безопасно!

«Осенние» советы для пешеходов

Прежде чем садиться на велосипед – прочитай!

Запомни условные сигналы велосипедиста:

а) Для обозначения остановки поднимай руку вверх.
б) Для обозначения поворота налево вытяни прямую левую руку в сторону поворота или согни правую руку в локте.
в) Для поворота направо вытяни прямую правую руку в сторону поворота или согни левую руку в локте.

«Дорожные ловушки»: светофор

На дорогах мы иногда сталкиваемся с тем, что водители нарушают правила дорожного движения: едут с превышением скорости, игнорируя сигналы светофора и знаки пешеходного перехода. Поэтому помни: зеленый сигнал не гарантирует тебе безопасность! Прежде чем шагнуть на дорогу, посмотри по сторонам.

«Дорожные ловушки»: пустынные места

«Пустынную» улицу некоторые часто перебегают, не глядя по сторонам. На улицах, где автомобили появляются редко, пешеходы теряют бдительность, выходят на проезжую часть – и рискуют попасть под машину. Так делать ни в коем случае нельзя. Необходимо выработать привычку: перед выходом на дорогу остановиться, оглядеться, прислушаться – и только тогда переходить через проезжую часть, ведь машина может появиться неожиданно.

Идя по пустынным местам в городе, особенно в темное время суток, необходимо выбирать освещенные участки и искать людей, которые следуют в нужном направлении. Наиболее правильно будет обойти такое место. Потратив дополнительные 5 минут на дорогу, можно уберечь себя от неприятностей.

«Дорожные ловушки»: общественный транспорт

Остановка – как ни странно, одно из наиболее аварийно-опасных мест на дороге. В зоне остановок ДТП случаются даже чаще, чем на перекрестках, на это есть причины. Прежде всего, когда пешеход спешит, например, на автобус, он теряет бдительность. Кроме того, стоящие на остановке крупногабаритные маршрутные транспортные средства закрывают собой довольно большой участок дороги, по которому в этот момент, возможно, едут другие автомобили. Поэтому необходимо не спешить и внимательно смотреть по сторонам.

Обходить автобус, трамвай, троллейбус спереди или сзади не стоит, безопаснее будет подождать, пока транспорт отъедет, и только после этого переходить проезжую часть.

Весьма обманчивым может быть и автомобиль, движущийся на небольшой скорости. Пешеход думает, что успеет перебежать дорогу перед медленно идущим транспортом – но это ошибка. Во-первых, сложно правильно определить скорость автомобиля и расстояние до него. А во-вторых – медленно движущаяся машина может скрывать за собой другую, идущую на большой скорости, о чем перебегающий даже не подозревает.

Вывод прост: даже если машина приближается на небольшой скорости, ее все равно необходимо пропустить и обязательно убедиться, что за ней нет других автомобилей.

«Дорожные ловушки»: стоящая машина

Чем может быть опасна стоящая машина? Прежде всего, тем, что она мешает тебе вовремя заметить опасность – например, она может закрыть собой другой автомобиль, движущийся с большой скоростью. Кроме того, из-за стоящей машины ты будешь невидим для водителя. Поэтому ни в коем случае нельзя выходить на дорогу из-за стоящих машин, деревьев, кустов, остановок, домов, заборов.

Для перехода нужно выбрать такое место, где дорога хорошо просматривается в оба направления. В крайнем случае, можно осторожно выглянуть из-за помехи, убедиться, что опасности нет, и только тогда переходить дорогу.

Источник

Что такое БДД

Согласно законодательству РФ, безопасность дорожного движения (БДД) – это среда, в которой к минимуму сведены нарушения правил дорожного движения и правонарушения в процессе эксплуатации автотранспорта. В реальности, это широкий комплекс мер по защите участников дорожного движения (пешеходов, автомобилистов и пассажиров авто), отражающий степень их безопасности и защищенности.

Что такое безопасность дорожная безопасность. Смотреть фото Что такое безопасность дорожная безопасность. Смотреть картинку Что такое безопасность дорожная безопасность. Картинка про Что такое безопасность дорожная безопасность. Фото Что такое безопасность дорожная безопасность

Меры безопасности дорожного движения

Законодательство РФ предполагает обширный комплекс мер по обеспечению БДД и разделяет их на:

При этом, участники дорожного движения должны знать и соблюдать правила дорожной безопасности, а государственные контролирующие органы (ГИБДД, Росавтотранс) обязаны контролировать надлежащее состояние дорожных коммуникаций и соблюдение участниками дорожного движения правил безопасности.

Все перечисленные требования и меры по безопасности дорожного движения регламентированы ФЗ №196 «О безопасности дорожного движения». Согласно статье 3 закона, принимаемые меры безопасности направлены на:

Обеспечение БДД

Согласно тому же ФЗ №196 (статья 20), все государственные и коммерческие автоперевозчики, а также компании, владеющие транспортными средствами для решения своих рабочих задач, обязаны уделять безопасности дорожного движения максимум внимания, обеспечивать меры по безопасности и содержать в своем штате специалистов по БДД (инженеров по БДД), которые обеспечивают регулярный комплекс мероприятий по:

Соблюдение этих законодательных требований контролирует Федеральная служба по надзору в сфере транспорта — Ространснадзор, который находится в ведении Министерства транспорта РФ. Контроль и надзор над соблюдением БДД юридическими лицами осуществляет УГАДН (Управление государственного автодорожного надзора).

Статья 20 закона четко разделяет две категории юридических лиц, эксплуатирующих автотранспорт и предъявляет разные требования к организации БДД для них:

Требования по БДД для первой категории бизнеса (коммерческие автоперевозки + грузовой транспорт для собственных нужд) – более сложные и жесткие, что объясняется большей потенциальной опасностью грузовой категории автомобилей и высоким уровнем ответственности при выполнении грузо- и пассажироперевозок.

Что такое безопасность дорожная безопасность. Смотреть фото Что такое безопасность дорожная безопасность. Смотреть картинку Что такое безопасность дорожная безопасность. Картинка про Что такое безопасность дорожная безопасность. Фото Что такое безопасность дорожная безопасность

Требования к ответственным по БДД

Важный момент – на любом автопредприятии или в коммерческой компании заниматься вопросами безопасности дорожного движения должен только профессионал – специалист с высшим образованием и профильной специальностью «Техника и технологии наземного транспорта» (23.00.00), который обязательно прошел переподготовку и повышение квалификации, внесен в реестр аттестованных специалистов по БДД и имеет сертификаты на выполнение должностных обязанностей.

Прием на должность и требования к квалификации специалиста регламентируются положениями Трудового кодекса и Приказами Минтранса №282 (требования по квалификации специалистов по БДД) и 283 (порядок аттестации ответственных по БДД).

Согласно этим нормативным документам, ответственный за БДД, который не имеет профильной специализации, должен пройти обязательное переобучение (250 часов) и аттестацию в специальной комиссии Росавтотранса (30 минут – 20 вопросов).

Работать на должности инженера по БДД может только тот сотрудник, который прошел аттестацию успешно, и его данные были внесены в реестр аттестованных по БДД специалистов.

FAQ (часто задаваемые вопросы)

Специалист по БДД не нужен только в организациях, где транспортных средств нет на балансе вообще, либо есть только легковой транспорт, используемый для внутренних нужд компании. Если в штате организации числится менее 50 водителей – специалистом по БДД может быть сотрудник-совместитель. При количестве штатных водителей более 50 человек, ответственный по БДД должен быть отдельной единицей, а если водителей более 200, то на каждые 250 работников необходим один специалист по БДД.

Такая ситуация нарушает положения Трудового кодекса и ФЗ №196, то есть, является административным правонарушением и наказывается штрафом для компании в размере 100.000 рублей и 20.000 рублей – для ее директора (12.1.1 КоАП).

Если сотрудник не является штатным водителем, но имеет право управлять штатным автомобилем компании, то инструктаж он обязан проходить, если этот автомобиль – грузовая машина, автобус (микроавтобус), либо выполняет коммерческую автоперевозку. Если авто не стоит на балансе компании – инструктаж не нужен.

Меры по безопасности дорожного движения регламентированы сразу несколькими законодательными документами, в том числе Трудовым и Административным кодексом. Но, в первую очередь, следует ориентироваться на ФЗ №196 «О безопасности дорожного движения».

Что такое безопасность дорожная безопасность. Смотреть фото Что такое безопасность дорожная безопасность. Смотреть картинку Что такое безопасность дорожная безопасность. Картинка про Что такое безопасность дорожная безопасность. Фото Что такое безопасность дорожная безопасность

В заключении следует отметить, что БДД – широкий комплекс важных профилактических мер, которые должны обеспечивать максимальный уровень безопасности участников дорожного движения. Принимать меры по БДД в обязательном порядке должны практически все юридические лица и ИП, которые владеют транспортными средствами для внутренних нужд или коммерческих перевозок.

Обязательно коммерческие компании обязаны иметь в штате специалиста по БДД с широким кругом обязанностей и полномочий, который должен заниматься всем спектром задач по обеспечению требуемого уровня безопасности автоперевозок. Регламентирует требования по БДД ФЗ №196.

Источник

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 1»

Дорожная безопасность

Безопасность дорожного движения – огромный комплекс мероприятий, который, в итоге, обеспечивает безопасность всех участников дорожного движения. А мы с вами, все без исключения имеем прямое отношение к категории «участник дорожного движения», как водители транспортных средств, как пассажиры транспортных средств и, наконец, как пешеходы. В какой-то момент в разных ипостасях, но все и всегда.

Меры обеспечения безопасности дорожного движения

Основы безопасности дорожного движения предусматривают различные мероприятия по обеспечению дорожной безопасности. По степени влияния на безопасность движения, и предотвращения ДТП, эти меры подразделяются на активные и пассивные.

Активные меры обеспечения безопасности движения:

Пассивные меры обеспечения безопасности дорожного движения:

Правила дорожного движения – это основной документ, который самым подробным образом описывает условия безопасного движения для всех его участников, и регламентирует каждое действие, происходящее на дороге. Поэтому, соблюдение Правил дорожного движения в 90% гарантирует безопасность дорожного движения. 10% отводится обстоятельствам непреодолимой силы: внезапное заболевание или стихийные бедствия.

Контроль соблюдения ПДД возлагается на Департамент обеспечения безопасности дорожного движения. Но никакой контроль не поможет, если только вы сами не будете заинтересованы в своей безопасности, и безопасности окружающих вас людей.

Безопасность пешеходов

Ежедневно мы являемся участниками дорожного движения, выступая в качестве пешехода, пассажира или водителя. Быть пешеходом – это очень ответственно. Безопасность на дороге зависит в совокупности и от пешеходов, и от водителей. И риски также присутствуют у обеих сторон. Потому что довольно часто виновными в ДТП являются именно пешеходы, переходящие улицу на красный свет или в неположенном месте. Некоторые даже банально забывают, что если переходишь дорогу, нужно смотреть по сторонам, потому что из-за поворота может неожиданно появиться машина. И тогда уже поздно будет смотреть в ее сторону.

Поэтому и водителям, и пешеходам необходимо соблюдать основные правила, при которых риск дорожно-транспортных происшествий уменьшится:

Правилам дорожного движения нас учат еще с детства, а когда мы взрослеем, сразу забываем все азы. А основным правилом, пожалуй, является осмотр дороги перед переходом на ее противоположную сторону. Как ни банально это правило, но, если бы его соблюдали все пешеходы, дорожно-транспортных происшествий было бы меньше. Также нельзя переходить улицу в неположенном месте, даже если Вы очень спешите.

При неблагоприятных погодных условиях пешеходам нужно быть предельно внимательными! Если на улице дождь или туман – видимость водителя ухудшается в несколько раз. В таких условиях водителю трудно ехать. Расстояние, нужное для остановки автомобиля, на мокрой от дождя дороге увеличивается. Поэтому только убедившись в полной безопасности начинайте переход. Запомните, автомобиль не может остановиться мгновенно!

Отдельным правилом для пешеходов, как и для водителей, является поведение на дороге во время гололеда. Двигаться, по возможности, желательно только по засыпанным песком участкам дороги или по снегу. Во время перехода дороги нужно быть предельно осторожными и переходить только на зеленый свет. Потому что, если вдруг вблизи появится машина, перебегать дорогу, покрытую ледяной коркой, весьма рискованно.

Соблюдение этих простых правил поможет уменьшить вероятность аварийных ситуаций на дорогах. Помните, от Вашей дисциплины на дороге зависит Ваша безопасность и безопасность окружающих Вас людей!

Для Госавтоинспекции работа по предупреждению аварийности с участием пешеходов является одним из приоритетных направлений деятельности, ведь каждое третье дорожно-транспортное происшествие, в котором пострадали или погибли люди, происходит с участием пешеходов.

Пешеходы – одна из самых уязвимых категорий участников дорожного движения. По сравнению с водителями, они физически не защищены, и дорожно-транспортные происшествия с их участием зачастую становятся трагедией – как правило, пешеход получает тяжелые травмы, в том числе несовместимые с жизнью. Нередко из-за незнания Правил дорожного движения или пренебрежения ими виновником ДТП становится сам пешеход.

Быть пешеходом – это очень ответственно. Дорожное движение – сложный процесс, но его безопасность зависит от поступков каждого человека, а значит, и от тебя. Ты должен строго соблюдать правила дорожного движения. Особенно важно уметь вести себя на улице, переходить дорогу и знать правила для пешеходов.

Правила безопасного поведения на дороге:

Гимназист, помни!

От твоей дисциплины на дороге зависит твоя безопасность и безопасность окружающих тебя людей. Желаем тебе счастливого пути!

Правила безопасности детей смотреть документ

Источник

Безопасность дорожного движения

Безопа́сность доро́жного движе́ния — комплекс мероприятий, направленных на обеспечение безопасности всех участников дорожного движения.

По российскому законодательству безопасность дорожного движения — состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. [1]

При изучении дорожной безопасности, выявляют факторы, влияющие на частоту и тяжесть ДТП. Не каждое ДТП является «неизбежной случайностью» — так, например, по статистике, около 5 % летальных ДТП являются выявленными самоубийствами, а некоторое (меньшее) количество ДТП являются убийствами. Также, выявлено множество других факторов, влияющих на вероятность ДТП, ответственность за которые несут участники дорожного движения, поэтому в настоящее время практически не используется распространенная ранее формулировка «несчастный случай на дороге», «снимающая» ответственность с участников ДТП.

Содержание

Разновидности ущерба

Смерть

Наиболее очевидный вид ущерба от ДТП — это гибель людей.

Действительно, по сравнению со странами с низким уровнем жизни, в которых большинство пострадавших от ДТП погибают на месте, не дождавшись квалифицированной первой медицинской помощи, в развитых странах, где имеется эффективная служба «Скорой помощи», почти половина смертей от ДТП происходит уже в больнице, после попыток врачей справиться с несовместимыми с жизнью повреждениями. Однако, «30-дневный» критерий используется не во всех странах, так, например, в Италии — погибшим в ДТП считается тот, кто умирает в течение 7 суток после него, в Греции — в течение 3 суток, в Испании — в течение 24 часов, а в некоторых штатах США погибшим в ДТП считается тот, кто умирает после ДТП в течение года. Естественно сопоставлять такую статистику не очень корректно.

Вышеперечисленные факторы затрудняют анализ и сравнение данных по смертности между различными странами.

Травмы

Очень сложно установить, сколько людей получили травмы в результате ДТП. Выше показано, сколько сложностей может быть с определением смертности от ДТП, а определить и измерить количество и степень травм еще сложнее.

Повреждение собственности

Учет повреждений собственности еще более неоднозначен, чем в случае травм. Во многих случаях, учитываются только случаи, ущерб от которых превышает некоторую (произвольно установленную) величину, и таким образом, число зарегистрированных случаев ущерба может изменяться во времени из-за экономических причин (например, инфляции, возрастании стоимости ремонта и т. п.). Учет ДТП не приведших к травмам затруднен также тем, что очень часто водители о таких случаях не сообщают, и не вызывают полицию на место происшествия. Обычно, этот показатель измеряется в денежном выражении, и получается различными оценками, построенными на базе отчетов страховых компаний.

Меры обеспечения безопасности

Различают активные меры, которые должны предотвратить аварии и пассивные меры, направленные на уменьшение последствий аварий.

К активным мерам относят:

К пассивным мерам относят:

обустройство автомобиля наибóльшим количеством подушек безопасности, использование ремней безопасности, подголовников и детских кресел; повышение жесткости кузова, а также применение усиливающих элементов в передней, задней и боковых частях кузова.

Влияние конструкции дороги на вероятность аварии и тяжесть последствий

На простейшей дороге с одной полосой движения в каждую сторону велика вероятность самых тяжелых аварий вследствие лобовых столкновений при обгоне или выезда на встречную полосу по причине неисправности автомобиля или потери контроля со стороны водителя из-за нездоровья или засыпания. Однако следует заметить, что интенсивность дорожного движения на таких дорогах, как правило, не велика.

При наличии разделительной полосы достаточной ширины или разделительного (барьерного) ограждения лобовое столкновение исключается. Однако в случае с разделительным ограждением появляется вероятность столкновения автомобиля с этим ограждением, что в некоторых случаях приводит к не менее тяжелым последствиям.

Конструкция дороги, исключающая появление людей или животных на проезжей части, резко снижает вероятность столкновений с ними. В первую очередь это касается автомобильных дорог I технической категории (автомагистралей), на которых исключены пешеходные переходы в одном уровне с проезжей частью.

Выделение дополнительных полос для остановки и стоянки автотранспорта, а также для подготовки к поворотам налево или направо снижает вероятность наезда на неподвижные или движущиеся с малой скоростью автомобили.

Оборудование перекрестков светофорами снижает вероятность столкновения автомобилей пересекающихся направлений и упрощает переход проезжей части пешеходами.

Правила дорожного движения

Правила дорожного движения подробно описывают условия безопасного движения. Много внимания уделяется ограничению скорости. Сказано о необходимости соблюдать необходимый интервал движения, но нормативно он не определен.

Контроль соблюдения правил дорожного движения

Cоблюдение ПДД является главным условием предотвращения ДТП. Обеспечение безопасности дорожного движения возложено на Госавтоинспекцию МВД России.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *