Что такое безопасность среды в медицинских организациях
Общий уход за пациентами
Данное пособие составлено в соответствии с программой подготовки студентов по общему уходу. Предназначено для студентов медицинских университетов лечебного, педиатрического факультетов, а также факультетов спортивной медицины и высшего сестринского образования. В пособии содержатся основные правила ухода за пациентами при различных состояниях.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Общий уход за пациентами предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
БЕЗОПАСНАЯ БОЛЬНИЧНАЯ СРЕДА. ЛЕЧЕБНО-ОХРАНИТЕЛЬНЫЙ РЕЖИМ В ЛПУ
Любая среда, в которой живет человек, имеет определенные факторы, отрицательно на него влияющие (факторы риска). Чтобы сохранить здоровье, человек должен быть хорошо к ним адаптирован. Пациент попадает в стационар со сниженной способностью к адаптации — ослабленным, страдающим физически и психологически как от самой болезни, так и от непривычной для него больничной обстановки. Госпитализация всегда является стрессом для организма. И сама болезнь, и новая окружающая среда вынуждают человека изменить привычный образ жизни и по-новому удовлетворять свои потребности. Поэтому задачей медицинского персонала является максимальное устранение влияния факторов риска на пациента и создание в ЛПУ таких условий, которые обеспечат ему безопасность на протяжении всего времени нахождения в стационаре.
Необходимо также помнить, что если на больного человека факторы риска действуют только в течение определенного времени, то медперсонал подвержен их влиянию постоянно. И когда медицинский работник не знает, как защитить себя от негативного воздействия этих факторов, неизбежен вред его собственному здоровью.
Безопасной больничной средой называется та среда, которая обеспечивает пациенту и медицинскому работнику условия комфорта и безопасности, позволяющие эффективно удовлетворять все жизненно важные потребности.
Безопасную больничную среду создают:
— режим инфекционной безопасности;
— мероприятия, обеспечивающие соблюдение личной гигиены пациентом и медперсоналом;
Режим инфекционной безопасности достигается путем:
— дезинфекции — уничтожения болезнетворных бактерий;
— стерилизации — уничтожения всех видов и форм бактерий и вирусов, включая споры;
— дезинсекции — уничтожения насекомых;
— дератизации — уничтожения грызунов.
Обеспечить соблюдение личной гигиены можно путем:
— личной гигиены пациента (уход за кожей и естественными складками, уход за слизистыми, своевременная смена нательного и постельного белья, профилактика пролежней, обеспечение судном и мочеприемником);
— личной гигиены медперсонала (использование соответствующей спецодежды, наличие сменной обуви, чистота тела, рук).
Лечебно-охранительный режим — это комплекс профилактических и лечебных мероприятий, направленных на обеспечение максимального физического и психологического комфорта пациентов и медицинского персонала. До настоящего времени действовал Приказ МЗ СССР от 16.11.1987 № 1204 «О лечебно-охранительном режиме в лечебно-профилактических учреждениях». В соответствии с ним лечебно-охранительный режим включает:
— режим эмоциональной безопасности;
— правила внутреннего распорядка и выполнения медицинских манипуляций;
— режим рациональной двигательной активности.
I. Режим эмоциональной безопасности включает:
— устранение отрицательного влияния больничной среды на эмоциональную сферу, психику человека;
— создание положительного эмоционального настроя у пациентов, что поможет им легко адаптироваться к условиям стационара.
Для этого необходимо:
— поддерживать в учреждении спокойную, доброжелательную обстановку;
— не допускать громких разговоров;
— общаться со всеми вежливо и доброжелательно;
— не включать громко радио и телевизор;
— продумать интерьер, удобно расставить мебель, оборудовать помещения для отдыха пациентов и медперсонала;
— обеспечить организацию досуга пациентов, возможность заняться какой-либо деятельностью;
— убирать медицинские инструменты, предметы ухода, кровь, выделения, которые могут вызвать у пациентов отрицательные эмоции;
— позаботиться о рациональном заполнении палат, что поможет всем пациентам удовлетворить потребность в общении;
— не раздражаться по поводу страхов и стеснительности пациентов, обеспечить им эмоциональную поддержку при проведении каждой манипуляции.
Весьма актуальной является проблема эмоциональной безопасности для медицинских работников. Работа, связанная с уходом за больными людьми, требует особой ответственности, большого физического и эмоционального напряжения. Это приводит к тому, что медперсонал постоянно находится в состоянии стресса (эмоционального шока).
Факторы риска возникновения стресса у медперсонала
1. Высокий уровень моральной ответственности за жизнь и здоровье пациента.
2. Выполнение множества обязанностей, связанных с уходом за тяжелобольными и умирающими пациентами.
3. Профессиональный риск инфицирования.
4. Ситуации, связанные с проблемами в общении (требовательные пациенты, обеспокоенные родственники, нервничающие коллеги).
5. Особый режим дня (суточные / ночные дежурства).
Крайним проявлением накопленного стресса является нервное истощение — явление, возникающее из-за постоянных стрессовых ситуаций. Его признаки:
— физическое истощение: быстрая утомляемость, общая слабость, частые головные боли, снижение аппетита, нарушение сна;
— эмоциональное напряжение: депрессия, чувство беспомощности, неуверенности в себе, раздражительность, замкнутость;
— психологическое напряжение: негативное отношение к себе, к окружающим, к жизни вообще. Ослабление внимания, забывчивость, рассеянность.
К факторам, которые могут ослаблять влияние стресса, можно отнести:
— любовь к своей профессии;
— умение сосредоточиться на положительных моментах;
— эффективное общение с коллегами;
— здоровый образ жизни;
— рациональную организацию труда и отдыха;
— соблюдение правил этики и деонтологии.
II. Правила внутреннего распорядка во многом обеспечивают успех лечебной деятельности. Эти правила в первую очередь включают режим дня, а именно:
— выполнение гигиенических и лечебно-диагностических мероприятий;
— поддержание соответствующего санитарного состояния в палатах. Соблюдение правил внутреннего распорядка позволяет обеспечить:
— условия для наиболее эффективного способа удовлетворения всех основных потребностей пациента, а значит — качественный уход;
— слаженную работу всего медицинского коллектива и рациональное использование рабочего времени каждого сотрудника;
— профилактику несчастных случаев, риск которых в условиях стационара достаточно высок как для пациента, так и для медработника.
Медсестра должна знакомить с правилами внутреннего распорядка всех поступающих на отделение пациентов и их родственников.
III. Режим рациональной двигательной активности подразумевает наличие индивидуального режима для каждого пациента. Режим может быть строгим постельным, постельным, палатным (полупостельным) и общим.
Цели назначения режимов:
— ограничить физическую активность пациентов;
— уменьшить боль, в том числе послеоперационную;
— дать возможность ослабевшему и истощенному пациенту собраться с силами и отдохнуть.
При строгом постельном режиме:
— не разрешается вставать, садиться, активно двигаться в постели, поворачиваться;
— гигиенические процедуры, физиологические отправления осуществляются в постели;
— медсестра ухаживает за пациентом, кормит, проводит гигиенические мероприятия.
При постельном режиме:
— разрешается поворачиваться и садиться в постели, но не покидать ее;
— кормление и гигиенические процедуры помогает пациенту выполнять младшая медицинская сестра.
При полупостельном режиме:
— разрешается передвигаться в пределах палаты, сидеть на стуле около кровати;
— кормление осуществляется в палате;
— гигиенические процедуры пациент может осуществлять самостоятельно или с помощью медицинской сестры.
— пациент самостоятельно себя обслуживает;
— пациент самостоятельно осуществляет гигиенические процедуры;
— пациенту разрешается свободно ходить по палате, по коридору, в столовую;
— могут быть разрешены прогулки по территории больницы.
На рис. 2 представлены варианты положения пациента в постели: лежа на спине, лежа на боку, лежа на животе. Положение Симса — промежуточное положение между положением на боку и положением на животе, а в положении Фаулера приподнят головной конец.
Рис. 2. Положение пациента в постели:
лежа на спине (а); лежа на боку (б); лежа на животе (в); положение Фаулера (г); положение Симса (д)
Постельное белье должно быть чистым. Простыни не должны иметь рубцов и швов, а наволочки — узлов и застежек на стороне, обращенной к больному (рис. 3). Для удобства пациента целесообразнее использовать функциональную кровать.
На рис. 4 показаны действия медицинской сестры и приспособления для придания удобного положения больному в постели. Все лица, принимающие участие в перемещении пациента, должны владеть техникой перемещения. Основные требования: приподнимание пациента над постелью (исключаются трение и срезывающая сила), правильная биомеханика тела людей при осуществлении перемещения (исключается риск травмы спины). Также необходимо предусмотреть любую возможность для пациента самостоятельно уменьшать давление на ткани (например, поручни или кольца под кроватью).
Обеспечение безопасности среды медицинской организации
Стандарт медицинской организации «Управление безопасностью среды медицинской организации»
Стандарт организации — это документ, который высылается в формате Word, быстро и легко корректируется под особенности любой медицинской организации. По каждому приобретенному стандарту предоставляется бесплатная консультация по скайпу. Посмотреть формат стандарта и выдержки из него, вы можете в «Каталоге документов по внутреннему контролю качества медицинской организации». Закажите его бесплатно! В форме заявки пишите «Каталог по ВКК»
Содержание стандарта
4.1. Наименование процесса. 6
4.2. Цели и задачи процесса. 6
4.3. Владелец процесса. 6
4.4. Общие положения процесса: 6
4.6. Планирование процесса. 10
4.8. Контроль хода процесса. 10
4.9. Управление процессом. 10
4.10. Оценка результативности процесса: 11
4.11. Оценка результативности процесса. 11
Обеспечение безопасных условий
беспрепятственного подъезда спецтранспорта
Проведение обучения инструктажей персонала по требованиям обеспечения безопасной среды МО
Проведение оценки соответствия элементов безопасной среды МО
5.1. Алгоритм этапов работ (функций) по процессу. 12
Приложение 1 Форма документа «Программа мероприятий по обеспечению безопасности среды МО.. 18
Приложение 2 Отчет о результативности процесса. 19
Приложение 3 Формы приказов по вопросам обеспечения безопасности среды медицинской организации. 21
3.1. Приказ о назначении ответственного лица за соблюдение пожарной безопасности. 21
3.2.Приказ об организации автопарковки на территории ООО «Ххх». 22
3.3.Приказ об организации видеонаблюдения по на объектах ООО «Ххх». 22
3.4. Приказ об утверждении инструкций по охране труда. 24
3.5. О назначении ответственного за электрохозяйство организации и ответственных за электробезопасность в кабинетах и помещениях. 24
3.6. Приказ об утверждении Положения о внутриобъектовом, пропускном режиме и охране ООО «Ххх». 26
Приложение 3 СОП «Комфорт и безопасность персонала и пациентов». 26
Приложение 4 СОП «Правила обеспечения системы аварийной сигнализации при пожаре». 27
Приложение 5 СОП «Инструкция по действиям персонала, организации по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей при пожаре». 29
Приложение 6 Приказ и Положение о внутриобъектовом пропускном режиме. 34
Приложение 7 Журнал учета чрезвычайных ситуаций. 41
Приложение 8 Алгоритм действий при опасных ситуациях (нападении на медицинских работников, угрозах со стороны пациентов или посетителей, угрозе суицида. 43
Лист регистрации изменений. 45
Всего – 45 страниц. Формат — А — 4
Лекция «Организация безопасной среды для пациента»
с моленское областное государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Вяземский медицинский колледж имени Е.О. Мухина»
« Участие в обеспечении безопасной среды медицинской организации »
Тема: « Организация безопасной среды для пациента »
Для слушателей отделения дополнительного образования
по специальности 34.02.01. Сестринское дело
1. Понятие «Безопасная больничная среда».
2. Мероприятия, обеспечивающие безопасную больничную среду в ЛПУ.
3. Понятие «Лечебно-охранительный режим».
4. Элементы лечебно-охранительного режима.
5. Режим эмоциональной безопасности.
6. Правила внутреннего распорядка и выполнения манипуляций.
7. Риск падений. Пациенты с высоким риском падений.
8. Методы снижения риска падений.
Безопасной больничной средой называется среда, которая в наиболее полной мере обеспечивает пациенту и медицинскому ра ботнику условия комфорта и безопасности, позволяющие эффек тивно удовлетворять все свои жизненно важные потребности.
БЕЗОПАСНАЯ БОЛЬНИЧНАЯ СРЕДА
Такая среда создается организацией и проведением определенных меро приятий. К ним относятся:
1) Режим инфекционной безопасности:
2) Мероприятия, обеспечивающие личную гигиену пациента и медперсонала:
а) Личная гигиена пациента:
• уход за кожей и естественными складками;
• уход за слизистыми;
• своевременная смена нательного и постельного белья;
• обеспечение судном и мочеприемником.
б) Личная гигиена медперсонала:
• использование соответствующей спецодежды;
3) Лечебно-охранительный режим.
Он включает следующие элементы:
1) обеспечение режима эмоциональной безопасности для пациента;
2) строгое соблюдение правил внутрибольничного распорядка и выполнения манипуляций;
3) обеспечение режима рациональной двигательной активности:
• обеспечение режима двигательной активности пациента по назначению врача;
• соблюдение правил биомеханики для безопасного передвижения пациента и медперсонала.
распорядка и выполнения манипуляций
• утреннего и вечернего
• приема передач и посе щений родственников;
б) Правила безопасности
при выполнении манипуля ций:
• снижение риска травм во
время выполнения проце дур;
• снижение риска травм вследствие падений;
• снижение риска пораже ний электрическим то ком;
• снижение риска ожогов;
• снижение риска отрав лений
а) Режим двигательной
активности пациента (по
б) Правила биомеханики
для безопасного пере движения пациента и медперсонала:
• при перемещениях па циента;
• при укладывании па циента в постели;
• в положении сидя и стоя;
• при подъеме и пере мещении тяжестей (для медперсонала).
Режим эмоциональной безопасности
Выполнение этого режима в отделении обеспечит пациенту и медработнику условия для эффективного удовлетворения потребностей «быть здоровым», «избегать опасности» и «общаться». Пациент, ощущающий в условиях стационара психологический дискомфорт, более подвержен риску осложнений и травм.
Цель мероприятий по обеспечению этого режима:
— устранить отрицательное влияние больничной среды на эмоциональную сферу, психику человека;
— дать больше положительных эмоций, что поможет в лучшей и скорейшей адаптации к условиям стационара.
Чтобы обеспечить выполнение этого режима, необходимо:
Ø Поддерживать тишину и спокойную, доброжелательную обстановку; разговаривать негромко, используя только положительную интонацию голоса.
Ø Позаботиться об эстетике, продуманном интерьере, удобном размещении мебели, наличии специальных помещений для отдыха пациентов и медперсонала, для общения пациентов с близкими.
Ø Обеспечить организацию досуга пациентов, возможность заняться какой-либо доступной деятельностью, например чтением, вязанием, просмотром телепередач.
Ø Устранить отрицательные эмоции, которые могут быть вызваны у пациентов видом медицинских инструментов, испачканных кровью и выделениями, а также предметов ухода.
Ø Не проявлять раздражения по поводу страхов и стеснительности пациента. Обеспечивать соответствующую обстановку и психологическую поддержку при проведении каждой манипуляции.
Ø Не следует разрешать пациентам громко включать радио и телевизор, устраивать шумные дискуссии.
Ø Позаботиться о рациональном заполнении палат: это поможет всем пациентам более полноценно удовлетворить свою потребность в общении.
Ø Не допускать нарушения тишины во время дневного отдыха и ночного сна пациентов.
Ø Щадить психику всех работников отделения: большая психологическая нагрузка, работа в условиях постоянного психологического и эмоционального напряжения является фактором риска, угрожающим здоровью медицинского работника.
Правила внутреннего распорядка и выполнения манипуляций
Соблюдение этих правил обеспечит:
— возможность организовать слаженную работу всего медицин ского коллектива и более рационально использовать рабочее время каждого;
— профилактику различных несчастных случаев, риск которых в условиях стационара достаточно высок как для пациента, так и для медицинского работника.
Правила внутреннего распорядка состоят в соблюдении уста новленного в отделении режима дня. Он примерно одинаков во всех лечебных учреждениях нашей страны. Это определенные часы сна и отдыха, приемов пищи, необходимых лечебных и гигиениче ских процедур, врачебных обходов, уборки помещений, приема пе редач и посещений родственников.
В таблице 2 Вашему вниманию представлен примерный распорядок дня лечебного отделения.
ГБУЗ ЛО «Тосненская клиническая межрайонная больница»
Лен. область г. Тосно ш. Барыбина д.29, телефон: (81361) 29943, факс (81361) 28139
Круглосуточная горячая линия ГБУЗ ЛО «Тосненская КМБ» +7-981-704-83-00
Горячая линия инфекционного отделения для пациентов с «COVID-19» +7-911-960-32-28
Телефон колл-центра 8(81361) 33-898; WhatsApp-приемная обращений 8 (981) 841-10-63
Наша группа вконтакте
Обеспечение безопасной среды в медицинской организации
Обеспечение безопасности пациентов складывается из нескольких элементов: чистота рук медицинского персонала, стерилизация инструментов, предупреждение падения пациентов, безопасность фармакотерапии, общение с пациентами, взаимодействие персонала, обеспечение качества медицинских вмешательств, предупреждение ошибок при выборе места хирургических вмешательств, предупреждение возгораний, электрических, радиационных и иных опасных воздействий на пациента.
1. Проблема чистых рук медицинского персонала решается посредством применения одноразовых стерильных перчаток, выполнения правил личной гигиены рук и текущей обработки перчаток антисептическими растворами. Несмотря на то, что российское санитарное законодательство требует от персонала соблюдения стерильности при манипуляциях со слизистыми оболочками и незащищенными тканями пациента, многие врачи-стоматологи во время лечения позволяют себе прикосновения с рукояткой и тумблером осветительной лампы, сиденьем стула и другими предметами. Широко распространено явление, когда делая перерывы при трудоемкой работе по протезированию зубов, врачи выходят из кабинета покурить, а потом, не меняя перчаток и даже не обрабатывая их, вновь соприкасаются со слизистыми оболочками рта.
2. Врачи и медицинские сестры обязаны применять при лечении только стерильные инструменты. Инфицирование медицинских инструментов может происходить при контакте с тканями пациента, его кровью, слюной и другими жидкостями, перевязочным материалом и другими предметами. Загрязнение инструментов, хранящихся открыто, происходит за счет выпадения бактериального аэрозоля.
В настоящее время в медицинской практике широко применяют одноразовые стерильные инструменты и материалы. И нструмент, использующийся повторно, как правило, проходит многоуровневую очистку, обработку и стерилизацию. Эти процессы должны находиться под постоянным контролем врача, отвечающего перед пациентом за его безопасность. Методики достижения и контроля стерильности инструментов будущие врачи осваивают при изучении эпидемиологии (дезинфектологии) и хирургических дисциплин. Поддержание стерильности инструментов в течение рабочего дня достигается их правильным хранением и аккуратным использованием.
Решению проблемы биологической безопасности пациентов также способствуют установление санитарно-противоэпидемического режима медицинских помещений, тщательной и своевременной уборкой с применением дезинфицирующих препаратов и ультрафиолетового облучения, предварительные и периодические медицинские осмотры и обследования медицинского персонала.
3. Падения пациентов в клинике можно предотвратить, если:
— предварительно целенаправленно опросить пациента об имеющихся или имевшихся в прошлом нарушениях равновесия;
— наблюдать за его состоянием во время и по окончанию манипуляций;
— не только рекомендовать, но и помогать пациенту медленно вставать с готовностью поддержать его;
— сопровождать пациента не только до выхода из медицинского кабинета, но и, если потребуется, до кресла в холле, на котором он может отдохнуть и восстановиться для самостоятельного передвижения.
Следует помнить, что по статистическим данным у 30% стариков (особенно женщин) падения случаются, по крайней мере, раз в год. Каждое четвертое падение приводит к травме. 5% падений заканчиваются переломами и столько же – серьезными повреждениями внутренних органов. Падения занимают шестое место среди причин смерти пожилых людей.
4. Для решения проблемы безопасной фармакотерапии врач должен иметь общие представления о лекарственных болезнях и противопоказаниях к применению целого ряда фармакологических препаратов, уметь правильно подбирать и применять средства для местного и общего обезболивания. Эффективность и безопасность хирургического лечения во многом зависит от безболезненности проводимых вмешательств. Наиболее удобным и безопасным методом контроля над болью является местная анестезия, позволяющая снять боль без выключения сознания и сохранить возможность общения врача с пациентом. В наших клиниках используются несколько видов анестетиков, которые позволяют проводить безболезненное лечение, при этом учитывая общее состояние здоровья каждого пациента. Вместе с тем следует помнить, что анафилактический шок при введении лидокаина и даже широко распространенного новокаина часто приводит к смерти пациентов.
5. Стоматологические и некоторые другие манипуляции выполняются в мощной рефлексогенной зоне, поэтому у пациентов, имеющих опыт лечения в условиях неадекватной анестезии, обычно появляется страх перед инструментальным вмешательством, что создает характерный эмоциональный настрой и определяет неадекватно усиленные, либо извращенные психические реакции, даже на слабые, подпороговые раздражители (например, в стоматологическом кабинете эмоциональное напряжение испытывают до 90% населения России, поэтому врачу-стоматологу особенно необходимо умело общаться с пациентами ).
Одним из психотерапевтических приемов является беседа врача с пациентом во время выполнения медицинских манипуляций. Успокаивающим эффектом обладают комментарии выполняемых и предполагаемых действий врача, которые лучше проводить, получив разрешение пациента. При наличии эндоскопической видеокамеры и экрана, на котором отображают происходящее в исследуемой полости, можно достичь высокого доверия к врачу даже у крайне недоверчивых пациентов. Благоприятным психологическим эффектом обладает видеосъемка врачебных манипуляций (операций) и выдача видеоматериалов пациенту в качестве приложения к медицинскому документу.
Некоторые пациенты нуждаются в приеме успокоительных средств перед посещением врача.
6. В связи с усложнением технологии оказания медицинских услуг в лечебно-диагностическом процессе обычно принимают участие несколько человек. Дефекты взаимодействия персонала нередко приводят к непростительным врачебным ошибкам и нанесению вреда пациенту. В отечественной практической медицине, требуют неотложного решения проблемы искажения информации персонала при передаче дежурства, проблемы устных указаний и сокращений.
Первая проблема решается путем стандартизации процесса передачи дежурства, выделения специального времени и сведения к минимуму пауз во время передачи дежурства.
Вероятность ошибки существует при сообщении устных указаний и при их восприятии. Те, кто получает распоряжения, могут ослышаться, не понять или неверно истолковать его по следующим причинам:
— иное произношение, наличие акцента и (или) диалекта;
— шум или музыка, мешающие восприятию;
— приглушенный звук из-за хирургической маски (респиратора) или телефонных дефектов;
— сходно звучащие названия препаратов;
— паузы в разговоре, рассеянное внимание.
Отдавая устные распоряжения, человек обычно считает, что адресат понял его смысл и содержание и верно его записал. Но даже если указание принято правильно, могут произойти ошибки при записи, когда устное сообщение вносится в медицинскую документацию или передается в аптеку.
Использование сокращений позволяет сэкономить силы и время (для удобства, но вопреки правилам оформления медицинских документов, они широко используются в медицинской практике). Порой сокращения трудно прочитать и понять их смысл – этим можно нанести вред пациенту и даже привести его к смерти. Рекомендации к решению этой проблемы сводятся к определению порядка пользования сокращениями и безусловному его исполнению.
7. Одним из условий обеспечения качества медицинской помощи является личная профессиональная подготовка врача. Одним их приемов снижения количества врачебных ошибок служит заблаговременное изучение заболеваний и осложнений, возникших после медицинской помощи, и освоение способов их предупреждения.
Одной из проблем обеспечения безопасности пациентов является предупреждение ошибок при выборе места хирургического вмешательства. Она решается:
— детальным планированием операции пациента;
— тщательной предоперационной проверкой идентификации пациента, места проведения оперативного вмешательства и правильности выбора предполагаемой процедуры;
— правильной и надежной разметкой операционного поля;
— применением всеобщей предоперационной паузы в работе операционной бригады для проведения письменной регистрации идентификации пациента, точной локализации и стороны, согласия на проведение процедуры, правильности положения пациента, наличия необходимых имплантатов и специальных приспособлений, соблюдения особых требований и так далее;
— установкой камер видеонаблюдения и их использованием в контроле хода стоматологических и хирургических вмешательств.
8. Основной предпосылкой возгораний в операционных помещениях является повсеместное использование в современной хирургической практике огнеопасных жидкостей, газов и электрических устройств (оптико-волоконных аппаратов, электрокоагуляторов, лазеров и т.п.). Поэтому персонал должен быть обучен элементарным правилам безопасности при работе с ними (например, нельзя допускать скопления кислорода и закиси азота в волосах, под простынями и салфетками, обкладывать простынями операционное поле до полного высыхания огнеопасных жидкостей, включать и выключать аппараты без предварительной проверки. Во время операций в полости рта необходимо контролировать возможную утечку кислорода, закиси азота и свести к минимуму попадание газа в ротоглотку. Для этого следует осуществлять раздельный отбор проб воздуха и увлажнение марли и тампонов).
9. Предупреждение опасных электрических воздействий на пациента достигается выполнением комплекса правил электробезопасности, в основе которого лежит поддержание медицинских установок и другой электрической аппаратуры в исправном состоянии. Кроме этого, каждый врач-стоматолог должен быть аттестован на квалификационную группу по электробезопасности не ниже второй, т.е.:
— иметь элементарные технические знания о стоматологической установке и ее оборудовании, отчетливое представление опасности электрического тока и опасности приближения к токоведущим частям;
— знать основные меры предосторожности при работах с электроустановками;
— иметь практические навыки оказания первой помощи пострадавшим от электрического тока.
Перед началом работы необходимо проверять исправность оборудования, установок, аппаратов, приборов, проводов и штепсельных соединений, а также наличие заземляющих устройств. При обнаружении дефектов следует немедленно сообщить об этом руководителю подразделения (организации) и сделать соответствующую запись в журнале технического обслуживания. При прекращении подачи электроэнергии, замыкании, обрыве в системах электропитания или при появлении запаха гари, врач должен отключить электрооборудование и вызвать электромонтера. Врачу запрещено самостоятельно устранять неисправности в электрооборудовании, так как это имеет право делать только специалист «Медтехники», осуществляющий обслуживание оборудования по договору.
Приказом по организации должно быть назначено должностное лицо, ответственное за эксплуатацию электрических сетей и установок.
10. Предупреждение опасных радиационных воздействий на пациента достигается безусловным выполнением правил радиационной безопасности и запретом на многократные рентгеновские исследования в течение небольшого промежутка времени.
11. В связи с тем, что при оказании хирургической и, особенно, стоматологической помощи на фоне сопутствующей соматической или психоневрологической патологии развиваются угрожающие жизни состояния, возникает потребность в оказании неотложной медицинской помощи.
В каждой медицинской организации, оказывающей медико-санитарную помощь населению в амбулаторных условиях, необходимо иметь алгоритмы действия персонала при угрожающих жизни состояниях пациента и набор медикаментов для оказания помощи в экстренной и неотложной форме. Весь медицинский персонал должен быть обучен приемам диагностики и оказания неотложной медицинской помощи при острой сосудистой недостаточности (обморок, коллапс, шок), острой сердечной недостаточности (стенокардия, ишемическая болезнь сердца, сердечные аритмии), артериальной гипер- и гипотонии, астматическом компоненте и обтурационной асфиксии, гипо- и гипергликемической коме, судорожных состояниях, парантеральном введении агрессивных жидкостей, а также иметь навыки сердечно-легочной реанимации при остановке дыхания и кровообращения.