Что такое безопасность товара
Статья 7. Право потребителя на безопасность товара (работы, услуги)
Статья 7. Право потребителя на безопасность товара (работы, услуги)
ГАРАНТ:
См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 7 настоящего Закона
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 17 декабря 1999 г. N 212-ФЗ в пункт 1 внесены изменения
1. Потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.
2. Изготовитель (исполнитель) обязан обеспечивать безопасность товара (работы) в течение установленного срока службы или срока годности товара (работы).
Если в соответствии с пунктом 1 статьи 5 настоящего Закона изготовитель (исполнитель) не установил на товар (работу) срок службы, он обязан обеспечить безопасность товара (работы) в течение десяти лет со дня передачи товара (работы) потребителю.
Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие необеспечения безопасности товара (работы), подлежит возмещению в соответствии со статьей 14 настоящего Закона.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 21 декабря 2004 г. N 171-ФЗ в пункт 4 внесены изменения
4. Если на товары (работы, услуги) законом или в установленном им порядке установлены обязательные требования, обеспечивающие их безопасность для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, соответствие товаров (работ, услуг) указанным требованиям подлежит обязательному подтверждению в порядке, предусмотренном законом и иными правовыми актами.
ГАРАНТ:
Согласно Федеральному закону от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ объектом обязательной сертификации может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации. См. Информационное письмо Госстандарта РФ от 11 июля 2003 г. N ВК-110-28/2522
Не допускается продажа товара (выполнение работы, оказание услуги), в том числе импортного товара (работы, услуги), без информации об обязательном подтверждении его соответствия требованиям, указанным в пункте 1 настоящей статьи.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ в пункт 5 внесены изменения, вступающие в силу с 1 августа 2011 г.
5. Если установлено, что при соблюдении потребителем установленных правил использования, хранения или транспортировки товара (работы) он причиняет или может причинить вред жизни, здоровью и имуществу потребителя, окружающей среде, изготовитель (исполнитель, продавец) обязан незамедлительно приостановить его производство (реализацию) до устранения причин вреда, а в необходимых случаях принять меры по изъятию его из оборота и отзыву от потребителя (потребителей).
ГАРАНТ:
См. Положение о порядке изъятия из обращения, проведения экспертизы, временного хранения, утилизации или уничтожения некачественных и (или) опасных пищевых продуктов, материалов и изделий, контактирующих с пищевыми продуктами, утвержденное постановлением Правительства РФ от 7 октября 2020 г. N 1612
Если причины вреда устранить невозможно, изготовитель (исполнитель) обязан снять такой товар (работу, услугу) с производства. При невыполнении изготовителем (исполнителем) этой обязанности уполномоченный федеральный орган исполнительной власти принимает меры по отзыву такого товара (работы, услуги) с внутреннего рынка и (или) от потребителя или потребителей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Убытки, причиненные потребителю в связи с отзывом товара (работы, услуги), подлежат возмещению изготовителем (исполнителем) в полном объеме.
Что такое безопасность товара
Статья 7. Право потребителя на безопасность товара (работы, услуги)
Перспективы и риски арбитражных споров и споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 7
Споры в суде общей юрисдикции:
1. Потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.
(в ред. Федерального закона от 17.12.1999 N 212-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Изготовитель (исполнитель) обязан обеспечивать безопасность товара (работы) в течение установленного срока службы или срока годности товара (работы).
Если в соответствии с пунктом 1 статьи 5 настоящего Закона изготовитель (исполнитель) не установил на товар (работу) срок службы, он обязан обеспечить безопасность товара (работы) в течение десяти лет со дня передачи товара (работы) потребителю.
Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие необеспечения безопасности товара (работы), подлежит возмещению в соответствии со статьей 14 настоящего Закона.
4. Если на товары (работы, услуги) законом или в установленном им порядке установлены обязательные требования, обеспечивающие их безопасность для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, соответствие товаров (работ, услуг) указанным требованиям подлежит обязательному подтверждению в порядке, предусмотренном законом и иными правовыми актами.
(в ред. Федерального закона от 21.12.2004 N 171-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Не допускается продажа товара (выполнение работы, оказание услуги), в том числе импортного товара (работы, услуги), без информации об обязательном подтверждении его соответствия требованиям, указанным в пункте 1 настоящей статьи.
(п. 4 в ред. Федерального закона от 17.12.1999 N 212-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Если установлено, что при соблюдении потребителем установленных правил использования, хранения или транспортировки товара (работы) он причиняет или может причинить вред жизни, здоровью и имуществу потребителя, окружающей среде, изготовитель (исполнитель, продавец) обязан незамедлительно приостановить его производство (реализацию) до устранения причин вреда, а в необходимых случаях принять меры по изъятию его из оборота и отзыву от потребителя (потребителей).
Если причины вреда устранить невозможно, изготовитель (исполнитель) обязан снять такой товар (работу, услугу) с производства. При невыполнении изготовителем (исполнителем) этой обязанности уполномоченный федеральный орган исполнительной власти принимает меры по отзыву такого товара (работы, услуги) с внутреннего рынка и (или) от потребителя или потребителей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
(в ред. Федеральных законов от 21.12.2004 N 171-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Убытки, причиненные потребителю в связи с отзывом товара (работы, услуги), подлежат возмещению изготовителем (исполнителем) в полном объеме.
Что такое безопасность товара
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БЕЗОПАСНОСТЬ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ
Руководящие указания для поставщиков и распространителей продукции
Consumer product safety. Guidelines for producers and suppliers
Дата введения 2016-09-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Автономной некоммерческой организацией «Российский институт потребительских испытаний» (АНО «РИПИ»)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 111 «Защита прав потребителей на основе контроля продукции на стадиях обращения и при оказании услуг»
6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Ноябрь 2019 г.
Введение
В настоящее время назрела необходимость разработки национального стандарта в области безопасности потребительских товаров. Аналог среди российских стандартов отсутствует.
Целью настоящего стандарта является:
а) снижение рисков, связанных с безопасностью продукции, для потребителей;
б) снижение рисков, связанных с отзывом продукции, для поставщиков;
в) предоставление потребителям информации, которая необходима для того, чтобы сделать выбор товара с учетом безопасности его использования и утилизации;
г) помощь государственным структурам, связанная с повышением безопасности потребительских товаров.
Настоящий стандарт представляет собой практическое руководство по оценке рисков и работе с безопасностью потребительских товаров, включая процессы документации оценки риска и минимизации риска, необходимой для обеспечения требований по безопасности продукции.
1 Область применения
Настоящий стандарт представляет собой практическое руководство для производителей и поставщиков продукции по оценке и управлению безопасностью потребительских товаров и содержит приложения, предназначенные для оценки рисков и управления рисками, для соблюдения необходимых требований.
Настоящий стандарт позволяет:
— выявлять, оценивать, снижать или устранять опасность;
— управлять рисками за счет их снижения до допустимых уровней;
— сформулировать предназначенные для потребителей предупреждения об опасности или инструкции, необходимые для безопасного использования или утилизации потребительских товаров.
Настоящий стандарт предназначен для применения потребительских товаров, а также для решения вопросов безопасности, касающихся других видов продукции.
2 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
потребитель: Гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
2.2 потребительский товар: Товар, разработанный и произведенный для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, включая все его компоненты, части, аксессуары, инструкцию и упаковку.
компетентный специалист: Специалист, имеющий полученную за счет знаний и практического опыта соответствующую подготовку или квалификацию для решения поставленной задачи (задач).
корректирующие действия: Действия, предназначенные для устранения возможности причинения вреда и снижения риска.
предсказуемое неправильное использование: Неадекватное или неправильное использование товара, которое встречалось раньше или которое можно предполагать заранее, основанное на знаниях, имеющихся у изготовителя или поставщика, о товаре и возможном поведении потребителя.
предсказуемое использование: Использование товара, которое, возможно, известно или предполагается заранее, основанное на знаниях, имеющихся у поставщика, о товаре.
вред: Телесные повреждения или ущерб здоровью людей, повреждение имущества.
событие, приносящее вред: Случай, в котором опасная ситуация приводит к причинению вреда.
опасные ситуации: Обстоятельства, в которых люди или имущество подвергаются одному или нескольким рискам.
предполагаемое использование: Использование товара в соответствии с информацией, предоставленной изготовителем и/или поставщиком.
организация: Лицо или группа лиц и используемое ими оборудование с распределенными между ними ответственностью, полномочиями и взаимоотношениями, предназначенные для достижения определенных целей.
отзыв товара (продукции): Корректирующее действие, применимое к товару после его производства, направленное на защиту здоровья потребителей и обеспечение их безопасности, связанные с использованием данного товара.
защитные меры: Средства, используемые для снижения риска.
остаточный риск: Риск, остающийся после принятия защитных мер.
риск: Комбинация вероятности возникновения вреда и тяжести этого вреда.
анализ рисков: Систематическое использование доступной информации для выявления опасностей и оценки риска.
оценка рисков: Общий процесс, включающий анализ рисков и качественную оценку риска.
информирование о рисках: Обмен или распространение информации о риске между ответственным лицом и другими заинтересованными сторонами.
Право потребителя на качество это одно из важнейших прав потребителя. Право потребителей на качество тесно связано с правом потребителя на безопасность. Это право означает, что товар, работа или услуга при обычных условиях их использования (т. е. по прямому назначению) не должны причинять вреда жизни, здоровью или имуществу потребителя, а также окружающей среде. Государство гарантирует безопасность потребителей. Для этого создаются специальные правила и нормы контроля, призванные предотвратить появление на рынке опасных товаров. Помимо этого государство принимает законы, в которых установлена ответственность за нарушение требований безопасности.
Разумеется, нельзя требовать от производителя, чтобы произведенный им товар служил вечно и при этом оставался безопасным для потребителя. Поэтому обязанность изготовителя по обеспечению безопасности продукции ограничивается сроком ее службы или сроком годности. Для продуктов питания, лекарств, косметики и иной продукции, которая по истечении времени становится непригодной к использованию, устанавливается срок годности, на остальные товары — срок службы, т. е. период, в течение которого товар будет выполнять свое потребительское предназначение.
Срок службы/годности устанавливает изготовитель товара. Далее там, где указано «срок службы», имеется в виду и «срок годности». Существует перечень товаров, на которые такой срок должен устанавливаться в обязательном порядке. ( постановлени е Правительства Российской Федерации от 16.06.1997 № 720 «Об утверждении перечня товаров длительного пользования, в том числе комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), которые по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде и на которые изготовитель обязан устанавливать срок службы, и перечня товаров, которые по истечении срока годности считаются непригодными для использования по назначению») в перечень товаров длительного пользования включены, например: товары для детей игрушки; коляски и велосипеды, диваны, кушетки, бытовая вычислительная и множительная техника.
А товары, которые по истечении срока годности считаются не пригодными к использованию по назначению это, например: продукция хлебопекарной промышленности, консервная продукция, мясо и мясопродукты.
На товары, не входящие в перечень, срок службы устанавливается по желанию изготовителя. Продавец (изготовитель) обязан донести информацию о сроке службы до потребителя.
Если по истечении срока годности потребитель продолжает пользоваться товаром, то весь риск, связанный с возможным причинением вреда, он принимает на себя. В тех случаях, когда изготовитель не захотел установить срок службы, он отвечает за безопасность этого товара в течение 10 лет со дня передачи товара потребителю. Если же изготовитель «забыл» установить срок службы на товар, на который установление такого срока является обязательным, он будет отвечать перед потребителем независимо от времени, прошедшего с момента передачи тому товара.
При причинении вреда жизни, здоровью или имуществу потребителя продавец (изготовитель), виновный в таком нарушении, должен возместить вред в полном объеме. Обязанность возмещения вреда возлагается на него не только в случаях, когда ему было известно об опасности товара, но и тогда, когда такую опасность объективно нельзя было выявить) в момент производства товара. Если товар оказался опасным и причинил вред жизни, здоровью или имуществу гражданина, то изготовитель (продавец) несет ответственность за причиненный вред не только перед потребителем, но и перед любым другим человеком, пострадавшим от этого товара. Например, в автомобиле по вине изготовителя не сработали тормоза, и в результате был поврежден другой автомобиль. В этом случае владельцы обеих машин могут требовать компенсации с изготовителя того автомобиля, который стал причиной аварии.
Однако безопасность – не единственная характеристика качества. Потребителю нужно, чтобы товары (работы, услуги) могли удовлетворить ту потребность, для которой их приобретают.
Качество товара (работы, услуги) — это совокупность свойств (характеристик), отличающих его от других аналогичных товаров. Именно эти свойства являются основой потребительского выбора. Кстати, безопасность тоже одна из характеристик качества товара.
Право на качество означает, что потребителю будет передан товар, обладающий теми характеристиками, которые оговорены в договоре. Любое отступление от параметров, закрепленных в договоре, должно рассматриваться как нарушение условия о качестве. И еще одно правило: если потребитель предупредил продавца о конкретных целях использования товара, то данный товар должен быть пригоден для этих целей.
Во многих случаях при покупке товара вопрос о его качественных характеристиках специально не оговаривается. В тех случаях, когда стороны не договаривались о конкретных свойствах товара, потребителю должен быть передан товар, соответствующий обязательным требованиям, установленным законодательством, а при отсутствии таких требований — соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется.
Для отдельных видов товаров понятие качества законодательно определено. Так, качество пищевых продуктов определяется как совокупность характеристик пищевых продуктов, способных удовлетворять потребность человека в пище при обычных условиях их использования ( статья 1 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»).
О качестве товаров говорится и в статье 469 Гражданского кодекса Российской Федерации. Вопросы качества выполняемой исполнителем работы регламентируются статьей 721 Гражданского кодекса Российской Федерации. В соответствии с указанной статьей, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, результат выполненной работы должен в момент передачи заказчику обладать свойствами, указанными в договоре или определенными обычно предъявляемыми требованиями, и в пределах разумного срока быть пригодным для установленного договором использования, а если такое использование договором не предусмотрено, для обычного использования результата работы такого рода.
Статьей 779 Гражданского кодекса Российской Федерации регламентируется возмездное оказание услуг. По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
При применении правила настоящей статьи необходимо также учитывать, что в соответствии с законодательством РФ обязательные требования к качеству товаров, работ, услуг могут устанавливаться федеральными законами, иными правовыми актами и именно этим требованиям в первую очередь должно соответствовать качество товаров (работ, услуг).
Постановлениями Правительства Российской Федерации установлены правила предоставления/оказания услуг в различных сферах, и именно этим требованиям должны руководствоваться исполнители услуг.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»);
Постановлением Правительства РФ от 10.09.2007 № 575 утверждены Правила оказания телематических услуг связи;
Постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006 утверждены Правила предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг.
Право потребителя на качество предполагает не только передачу потребителю товара (работы, услуги), обладающего определенными свойствами, но и гарантии поддержания товара в работоспособном состоянии. Изготовитель должен установить на свое изделие срок службы (годности). В течение этого срока товар (работа, услуга) должен быть пригоден для использования по назначению. Закон также возлагает на изготовителя обязанность обеспечивать возможность ремонта и технического обслуживания товара, производить и поставлять запасные части для ремонта в течение всего срока производства товара, а после снятия товара с производства — в течение срока службы или в течение 10 лет, если такой срок не установлен.
Гарантийный срок на товар (работу), как правило, устанавливает изготовитель (исполнитель). Если он этого не сделал, гарантию может установить продавец товара. В тех случаях, когда изготовитель установил свой срок гарантии, продавец может предложить потребителю (бесплатно или за деньги) дополнительный срок гарантийного обслуживания. Он начинается после завершения гарантии изготовителя. В период дополнительной гарантии права и обязанности продавца и потребителя регулируются договором, заключенным между ними. Причем в законе нет никаких обязательных требований о продолжительности этого срока. Срок гарантии (как, кстати, и срок службы) может исчисляться единицами времени (днями, неделями, годами и т. п.) или другими единицами. При продаже товара по образцу и (или) описанию продавец обязан передать потребителю товар, который соответствует образцу и (или) описанию (Постановление Правительства РФ от 21.07.1997 № 918 «Об утверждении Правил продажи товаров по образцам» определяющее порядок продажи товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенными продавцом образцами товаров или их описаниями, содержащимися в каталогах, проспектах, буклетах, представленными в фотографиях и других информационных материалах, а также в рекламных объявлениях о продаже товаров. Правилами также урегулированы отношения между покупателем и продавцом товаров.
По общему правилу обязанность доказать отсутствие недостатков в услуге (товаре) на момент продажи и отсутствие причинно-следственной связи между причиненным потребителю ущербом и исполнением обязательств исполнителем возлагается на продавца (исполнителя).
Качество технически сложного товара
1. Требования к качеству программного обеспечения, используемого в технически сложном товаре, рассматриваются как требования к качеству товара в целом с учетом его потребительских свойств.
2. Потребитель вправе требовать замены технически сложного товара либо отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной суммы, независимо от того, насколько существенными были отступления от требований к качеству товара, если они были предъявлены в течение 15 дней со дня передачи его потребителю
1. Потребитель имеет право на безопасность товаров, работ, услуг.
2. Обязанность изготовителя по обеспечению безопасности продукции ограничивается сроком ее службы или сроком годности.
3. Для продуктов питания, лекарств, косметики и иной продукции, которая по истечении времени становится непригодной к использованию, устанавливается срок годности, на остальные товары — срок службы, т. е. период, в течение которого товар будет выполнять свое потребительское предназначение.
4. Право на качество означает, что потребителю будет передан товар, обладающий теми характеристиками, которые оговорены в договоре. Любое отступление от параметров, закрепленных в договоре, должно рассматриваться как нарушение условия о качестве.
5. Если законом предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу или оказать услугу), соответствующий этим требованиям (установлены Федеральными законами, Постановлениями Правительства).
6. Право потребителя на качество предполагает не только передачу потребителю товара (работы, услуги), обладающего определенными свойствами, но и гарантии поддержания товара в работоспособном состоянии.
Выбирайте качественные и безопасные товары!
Права потребителя в магазине
Когда вы покупаете хлеб, платье или автомобиль, берете кредит в банке или заказываете установку окон — вы потребитель. Как только вы заходите в магазин — неважно, физический или в интернете, — ваши права защищает специальный закон. В этой статье — о тех ваших правах, которые действуют всегда. В следующих выпусках — о тех, что появляются в конкретной ситуации: например, если хлеб оказался черствым, платье не подошло по размеру, а автомобиль сломался через год.
Сохраните себе плакат, чтобы при случае показать его в магазине. Отправьте список прав близким, чтобы они тоже могли грамотно ответить хамоватому продавцу или рассчитывающему на потребительскую безграмотность директору магазина.
Распечатайте плакат и повесьте его на стену, чтобы всегда помнить о своих правах
Распространите знания!
Отправьте статью тем, кому она пригодится
Переслать через вотсап
Право платить по ценнику
Зачем. Цена — это один из критериев выбора и обязательное условие любой сделки. Когда покупатель приходит в магазин, он смотрит на ценник, а не в программу учета продавца. Магазин обязан продать товар по цене на ценнике, потому что ценник — это часть оферты, то есть предложения заключить договор, а не просто бумажка на полке. Покупателя не волнует, что продавец не успел изменить цену или ему невыгодно принимать оплату картой. Видите цену — столько и стоит для вас товар.
Как реализовать. Если у товара нет ценника, попросите назвать цену до оплаты. Если в чеке оказалась другая цена, требуйте вернуть разницу. Если цену указывают в условных единицах, проверьте, чтобы где-то рядом был указан курс. Если при оплате картой магазин повышает цену, жалуйтесь: это запрещено российским законом, правилами платежных систем и площадками, которые размещают товарные предложения. Намек на жалобу в «Яндекс-маркет» часто эффективнее иска в суд.
Не соглашайтесь переплачивать и стойте на своем. Если вы заказали товар, вам обязаны продать его по той цене, которая указана на ценнике или на сайте. Никакие комиссии на вас перекладывать не могут. Даже если не получится отстоять нужную цену, жалуйтесь ради штрафа: магазин заплатит 10 тысяч рублей в бюджет.
Право не платить за навязанные услуги
Зачем. Некоторые хитрые продавцы товаров и услуг заставляют платить не только за то, что нужно клиенту, но и за что-то сверху. А если человек отказывается, ему вообще ничего не продают. Например, заманивают клиента в медцентр дешевым обследованием, а на приеме говорят, что нужно заплатить в три раза больше за анализы. Или не дают кредит без покупки страховки. Или к обязательной страховке навязывают ненужную добровольную. Иначе полис вообще не оформят. Все это нарушение закона и ваших прав.
Как реализовать. Не платите за то, что вам навязывают. Если продавец говорит, что один товар нельзя купить без другого или без допуслуг, — ваши права нарушают. К ОСАГО необязательно покупать страхование жизни, к смартфону — защитное стекло, а к автомобилю — фирменную резину. Требуйте продать только необходимое, пишите претензию и жалуйтесь в Роспотребнадзор. Вам вернут всю сумму, компенсируют моральный ущерб, а через суд можно получить 50% сверху. За такое нарушение ваших прав продавца могут оштрафовать на 10—20 тысяч рублей.
Но не все дополнительные услуги считаются навязанными. Когда банк снижает ставку по кредиту при покупке страховки или повышает из-за отказа — это законно. Если вас предупредили о платной услуге, а вы согласились, это тоже не навязывание.
Право покупать качественное и безопасное
Зачем. Когда вы приходите в магазин за хлебом, то не можете лично проверить, из какой муки его испекли, проверили ли яйца на сальмонеллез, мыли ли руки перед замесом теста. Детские игрушки покупателю сложно проверить на качество пластмассы и соответствие гостам, а в машине никак не убедиться, что подушки безопасности работают, а тормозные диски не сотрутся через месяц.
Качество продукции должен проверить продавец или производитель. Закон как бы гарантирует покупателю, что хлеб точно будет съедобным, игрушка не вызовет аллергию, а машина затормозит при нажатии педали. Если вам что-то продают, перед вами за это отвечают.
Как реализовать. Вы можете просить сертификаты для собственного спокойствия и как-то еще проверять качество. А можете не просить, потому что все проверить нереально: никто не даст попробовать хлеб в магазине до оплаты.
Если товар лежит на полке, а услугу можно заказать, значит, они по умолчанию безопасные и качественные. При любом отклонении от нормы пишите претензию и требуйте компенсацию. Примеры реализации вашего права:
Качественными и безопасными должны быть все товары и услуги. Требования к качеству регулирутся регламентами, а их соблюдение контролирует государство.
Право на полную и достоверную информацию
Зачем. Покупатель не может заранее знать, из каких продуктов испекли торт и сколько он хранится. Об этом должен рассказать производитель — на этикетке. Еще до оплаты нужно знать, сколько этот торт стоит, — то есть нужна информация о цене. Важно, кто владеет пекарней «Вкусные торты»: скорее всего, это ИП или ООО с совершенно другим названием, а в случае чего претензии придется писать на их адрес. Если товар продает не та компания, которая сделала и рекламирует сайт-агрегатор, об этом тоже нужно знать покупателю. Чтобы все продавцы и производители предоставляли полную и честную информацию о своих товарах и услугах, эту обязанность прописали в законе.
Как реализовать. Если вам предоставили какую-то информацию о товаре: цена, сроки, состав, гарантии, — вы считаете, что она достоверная. И если обнаружится другое, можно предъявлять претензии. Если заметили переклеенную этикетку со сроком годности — повод вернуть деньги и написать жалобу в Роспотребнадзор. Если нет уголка потребителя или информации о возврате — тоже будет проще добиться своих прав.
Если вас о чем-то заранее не предупредили, вы не обязаны это знать и можете требовать компенсации ущерба, если он случится. Или отказаться от договора и забрать деньги. Например, когда о дополнительной страховке по кредиту вы узнали уже после оформления ОСАГО — это нарушение ваших прав. Можете отказаться и от ОСАГО, и от этой страховки. А если вам заранее не сказали, что за музыку в ресторане надо платить, можете не оплачивать эту сумму в счете.
Право получать оплаченные покупки и услуги вовремя
Зачем. Если вы заранее оплачиваете товар или услугу, продавец обязан назвать и соблюдать сроки. То есть оплаченный телевизор вам должны доставить не позже того дня, который указан на сайте. А кухонный гарнитур установят не позже даты по договору. Любая просрочка нарушает ваши права и становится поводом для компенсации.
Как реализовать. Если нужно внести предоплату, следите, чтобы вам назвали срок. Его нужно зафиксировать в ответе на оформленный заказ или письменном договоре. Если продавец не выполнит свои обязательства в срок, можно отказаться от договора и потребовать назад всю сумму. Или подождать, но за каждый день выставить неустойку — 0,5% от предоплаты.
Сроки нужно соблюдать не только при предоплате, но и в случае с любым договором. Если вы потребитель, а продавец нарушает сроки, расторгайте договор, заказывайте в другом месте и требуйте возмещения расходов или просите скидку: все это ваши гарантии по закону.
Право на обмен товара, который не подошел
Зачем. Вы можете купить кроссовки, куртку или диван, а потом вернуть их в магазин, даже если к качеству нет вопросов. Достаточно того, чтобы кроссовки не подошли вам по размеру, куртка не устроила фасоном, а обивка дивана не подошла под обои по цвету. Так можно делать только с непродовольственными товарами, а с продуктами нет.
Как реализовать. Если вы купили вещь, а потом передумали, верните ее в магазин. Причина возврата должна быть не любой, а из закона: товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации. Даже если причина другая, указывайте одну из этих. Сначала вам предложат обмен на аналогичный товар, потому что формально право есть именно на обмен. Но если подходящего товара нет, тогда должны вернуть деньги.
Важное условие для обмена или возврата: товар не использовали и не повредили. То есть вы не носили кроссовки, не срезали ярлыки с куртки и не царапали диван. Сохранять чек и упаковку необязательно, но их наличие упростит общение с магазином. Срок для обмена — 14 дней после покупки.
Право на возврат любого товара при заказе через интернет
Зачем. Дистанционная торговля — это когда товар покупают без возможности потрогать его при заказе. Для таких продаж есть свои правила, они отличаются от обычных. Покупателю дают возможность вернуть вообще любой непродовольственный товар без указания причины. При этом списка невозвратных товаров, как при покупке в обычном магазине, не существует. Если вы купили в интернет-магазине нижнее белье, смартфон или посуду, все это можно сдать назад и забрать деньги.
Как реализовать. Пока вам не привезли покупку, можно просто позвонить продавцу и отказаться. Если вы уже получили заказ, при заказе через интернет снимайте процесс вскрытия упаковки. Вдруг товар окажется с дефектами — будет проще доказать, что это не ваша вина. Сохраните упаковку, чек и документы. Не срезайте пломбы и этикетки. У вас есть 7 дней, чтобы отправить товар назад. Но нужно будет оплатить расходы на доставку — это законное требование магазина.
Проверьте, есть ли в коробке документ с информацией о возврате. Если нет, срок для возврата уже не 7 дней, а 3 месяца. Деньги должны вернуть в течение 10 дней.
Право на отказ от договора с возмещением расходов
Зачем. Потребитель имеет право передумать. Например, заказали кухонный гарнитур, а потом решили продать квартиру, и мебель стала не нужна. Или купили путевку, но не получилось с отпуском — пришлось отменить поездку. В таких случаях можно в любой момент отказаться от исполнения договора. Но при условии, что продавец получит компенсацию расходов, которые он реально понес. Например, производитель мебели потратился на материалы, а туроператор забронировал гостиницу. Если они смогут доказать и обосновать расходы, тогда суммы придется возместить. Если расходов еще не было, можно забрать все деньги.
Как реализовать. Если передумали, отправьте исполнителю или продавцу уведомление об отказе. Укажите, куда вернуть деньги. Если с вас потребуют какие-то суммы, просите подтвердить их документами. Если не согласны с суммой, идите в суд. Но лучше попробовать договориться.
Право на возмещение вреда и убытков
Зачем. Если продавец нарушил ваши права, значит, вам уже точно причинили вред — как минимум моральный. Еще бывает материальный вред: например, вам вовремя не отдали деньги, из-за некачественного лечения пришлось делать операцию и покупать дорогие лекарства, упавшее на машину стекло повредило кузов. За все это можно требовать компенсацию деньгами.
Как реализовать. Чтобы получить компенсацию, ее нужно потребовать. Напишите претензию продавцу, производителю или исполнителю. Укажите, что вы хотите получить: неустойку, возмещение убытков, компенсацию морального вреда. Суммы должны быть обоснованными: суд может их снизить. Если добровольно деньги не отдадут, идите в суд. Там требуйте на 50% больше: так положено по закону. Плюс судебные расходы.
Право на претензии, жалобы и защиту в суде
Зачем. Каждый человек имеет право защищать свои интересы любым законным способом. У потребителей есть еще и защита государства: их интересы отстаивают специальные объединения и Роспотребнадзор. В отношениях с продавцами и исполнителями потребитель слабее, поэтому защиты и гарантий у него больше. Вы сами выбираете, в какой суд подавать иск, и не должны платить госпошлину.
Как реализовать. Если что-то пошло не так, сначала всегда пишите заявление, чего именно вы хотите: вернуть деньги, обменять товар, отремонтировать его по гарантии, провести экспертизу, получить компенсацию, снизить цену. Если эту просьбу не выполнят или проигнорируют, пишите претензию — она пригодится для жалобы и суда. Потом — жалобу в Роспотребнадзор, можно через интернет. Или идите в суд. С этим могут помочь специальные объединения по защите прав потребителей. Они все сделают бесплатно и получат часть штрафа, который взыщут с нарушителя ваших прав. Если иск до миллиона рублей, госпошлины не будет.
Продавцы не любят расставаться с деньгами. Но получает их тот, кто не молчит и требует положенного по закону. В большинстве случаев хватает настойчивости и претензии. Если подкрепить требования ссылками на законы и уверенно требовать соблюдения своих прав, больше шансов добиться желаемого.