Что такое безударные гласные 1 класс правило
Какие гласные русского языка называются безударными, на какие три группы они делятся и как их правильно проверять
Оказывается, проверять надо не только ударением.
Безударные гласные – это все гласные слова, на которые не падает ударение. В русском языке ударение в словах падает на какой-то один звук – найдите его, остальные будут безударными.
Пример: в слове “достопримечательность” ударный – А, безударные: О, О, И, Е, Е, О.
Когда мы произносим гласные без ударения, мы сокращаем их и иногда даже меняем. В лингвистике этот процесс называется редукцией.
Редукция бывает количественная и качественная. В первом случае гласный просто сократился, но не изменился, поэтому сложностей в правописании нет. Количественному изменению подвергаются У, И, Ы. В словах типа облУпить, мИнута, крЫсенок у нас не возникает вопроса, какую букву писать.
А вот когда редукция качественная – мы “не слышим”, нужный звук. Например, в слове “молоко” между М и Л мы слышим не О, не А (мы не говорим мОлОко, как бабушка в деревне, и не говорим мАлАко, как в белорусском языке) – там вообще непонятно что.
Чтобы написать правильную букву, ее надо как-то проверить – возникает орфограмма.
Но вопрос в том, как правильно проверять? Сначала надо определить тип безударного звука.
Какие они бывают
Выделяется три типа:
Разберем первый тип – проверяемые звуки. Для их проверки, надо изменить слово так, чтобы сомнительный гласный стал ударным. Например: в…да – вОды (множественное число); в…сна – вЁсны, в…дро – вЁдра.
Совет : сначала всегда меняйте единственное число на множественное и наоборот. Обычно это самый быстрый способ проверить орфограмму.
Другой способ – подобрать родственное слово, в котором звук будет под ударением. Возьмем слово “л…сник”. Так называют человека, который работает где? В лесу. В слове “лЕс” гласный под ударением, сомнений в правописании не возникает, значит “лесник” тоже пишется с “е”.
Слово “водитель” нельзя проверять существительным “вода”. У них абсолютно разное лексическое значение. “В…дитель” проверяется глаголом “вОдит”.
Скоро у нас выйдет статья “Проверяемые гласные” – прочитайте ее обязательно. Там я расскажу о способах проверки более детально, научу вас быстро запоминать орфографические правила.
Второй тип – непроверяемые. Их надо запоминать. В школьных учебниках такие слова даются в рамочках и выносятся в справочный раздел. Например, в слове “в…трина” нельзя проверить первый “и”, его можно только запомнить.
Однако иногда писать правильно помогает чувство языка, знание его истории. Например, слово “р…бота” в учебниках подается как словарное. Но каждый человек, для которого русский язык – родной, понимает, что “работа” от слова “рАб”. Вот вам и проверка.
На уроке в школе так объяснять нельзя, потому что “работа” и “раб” в современном русском – не однокоренные, работа перестала быть уделом рабов. Но на экзамене, на самостоятельной или просто при работе с текстом такое объяснение вполне сгодится.
Другой пример – мы пишем в словах полногласные сочетания “оло”, “оро”, если знаем старославянизмы с неполногласием “ла”, “ра”, “ле”, “ре”: молоко – млеко, смородина – смрад.
Есть и другие буквосочетания, секреты, правила работы со словарными словами – читайте статью о непроверяемых гласных.
Третий тип – чередующиеся. В одном и том же корне с чередованием могут быть разные звуки, сравните: положить – полагать, касаться – коснуться, заря – зори. Они проверяются по схожему принципу, правописание часто зависит от суффикса, который следует за корнем.
Здесь тоже есть нюансы, подводные камни в виде исключений и пр. Я постараюсь собрать все правила в простом и доступном виде в статье про чередующиеся гласные.
Гласные без ударения часто не соответствуют буквам, которые мы пишем. Дети 1-4 класса и ученики среднего звена забывают об этом, когда делают фонетический разбор. Отметим несколько основных правил.
Что надо знать для правильного фонетического разбора в школе
Если О находится не под ударением, он всегда транскрибируется как [а]: “вода” – [вада’].
Э без ударения всегда обозначает [и]: “весна” – [в’исна’], “пепел” – [п’э’п’ил]. Вы спросите – откуда там И? В школе мы пишем “и”, хотя на самом деле это не совсем так – ниже я расскажу про вузовскую классификацию безударных гласных, вы все поймете.
Йотированных Е, Ё, Ю, Я в фонетической транскрипции не может быть. Они либо обозначают два звука: jэ, jо, jу, jа, либо один звук с предшествующей мягкостью согласного: метелка – [м’ит’о’лка], племя – [пл’э’м’а].
Это весь материал, который нужно держать в голове для грамотного фонетического разбора.
Вам нужны хорошие справочники по русскому языку, где есть вся необходимая теория, написанная понятным языком? Для подготовки к ОГЭ, ЕГЭ или просто для улучшения лингвистических навыков?
Рекомендую вам вот эти четыре пособия, три из которых написаны школьными учителями-практиками из разных городов:
Напишите свой e-mail здесь – я отправлю вам четыре книги в одном архиве в высоком качестве.
Немного теории из высшей школы
В вузе с безударными гласными дела обстоят сложнее, чем в школе.
Все слоги в словах делятся на четыре группы:
Рассмотрим каждый слог слова “перекресток”. “Кре” – ударный, “сток” – заударный, “ре” – первый предударный, “пе” – второй предударный.
В некоторых словах может быть 3 и более предударных слога, но они не влияют на транскрипцию, поэтому не учитываются.
Теперь разбираемся с безударными гласными.
О и А в первом предударном слоге после твердых обозначают звук, близкий к а, который в транскрипции обозначается знаком “/\”. Это почти А, но не такой длинный и четкий, как под ударением (в слове “мама”, например).
О, А, Э во втором предударном и в заударном слоге после твердых произносятся очень коротко, мы не можем понять, что это вообще за звуки – то ли О, то ли А, то ли Э. Поэтому в фонетической транскрипции для них создан особый знак – [ъ].
Транскрибируем слово “молоко” – [мъл/\ко’]. Транскрибируем “караван” – [кър/\ва’н].
Э после твердых в первом предударном слоге произносится как Ы с призвуком Э – [ыэ]
Рассмотрим позиционную мену О, А, Э после мягких. В первом предударном слоге они обозначают И с призвуком Э – [иэ]. Во втором предударном и в заударных слогах мы произносим очень короткий и непонятный гласный, который в фонетике отображается знаком [ь].
Транскрибируем “в пенале” – [фп’иэна’л’ь]. Транскрибируем “небеса” – [н’ьб’иэса’].
Мы не углубляемся в фонетику, поэтому материал об исключениях, транскрибировании некоторых заимствованных слов я не даю.
Если характеризовать ударные и безударные звуки по подъему и ряду, как мы делали это в общей статье про гласные, получится такая таблица:
Заключение
Дорогие читатели, помогите мне сделать рубрику, посвященную русскому языку. Тексты на какие темы вам бы хотелось в ней видеть? Достаточно ли подавать материал, опираясь только на школьную программу, или нужно делать какие-то отсылки к высшей школе? Буду рад всем вашим отзывам и предложениям, спасибо.
Безударные гласные в корне слова
“Карыто” или “корыто”? “Макать” или “мокать”? “Затопить” или “затапить”? Написание гласных, на которые не падает ударение, нередко вызывает затруднение. Не все из них можно легко проверить, подобрав однокоренное слово. Легко запутаться и с чередующимися гласными. Меняется написание, если безударные гласные расположены после определенных согласных. Нельзя забывать и о словах-исключениях.
Что такое “безударные гласные в корне слова”
Начнем с определения. Безударными гласными в корне слов называется те гласные, на которые не падает ударение. Их можно проверить подбором имеющих тот же корень слов, сменой грамматических форм. Или же с помощью правил русского языка.
Ударение — это выделение голосом гласного звука одного из слогов повышением тона и долготой звучания. Безударные и ударные гласные в русском языке могут находиться в различных частях слова:
При выделении голосом гласного звука любой другой морфемы, гласный корня оказывается в слабой фонетической позиции. Он будет безударным, так как “остается без внимания”. Слышится не так четко, как ударный.
Из-за этой нечеткости требуется проверка для правильного написания. Принцип русской орфографии — морфологический. То есть, вне зависимости от звучания, гласные в корнях родственных слов пишутся одинаково (исключение — чередующиеся). Если нам слышится “зиленый”, мы пишем “зеленый”, “зелень”.
Способы проверки безударных гласных в корне
Чтобы не ошибиться с написанием гласной, нужно найти однокоренное слово, где сомнительный звук окажется в сильной фонетической позиции. Проще говоря, будет под ударением.
Методов проверки таких гласных несколько:
Главных способа проверки безударных гласных два:
Эти правила не одинаково применимы. В каких-то случаях они не действуют: необходимо пользоваться орфографическим словарем или держать в голове правила написания чередующихся гласных.
Проверяемые безударные гласные
Главное правило: без ударения в корнях слов прописываются те же гласные буквы, что и под ударением (в случае изменения грамматической формы этого слова). Проверяемые безударные гласные подчиняются этому правилу. Чтобы узнать, какую букву писать на месте не выделяемого ударением звука, достаточно воспользоваться способами, указанными выше.
Тут важно не ошибиться, когда встречается безударная проверяемая гласная:
“Залезать” (на дерево) и “зализать” (ранку) — одинаковые по звучанию, но разные по смысловому значению слова. Поэтому проверочное слово должно быть близким по смыслу проверяемому. “Холодильник”-”холод”. “Примерять”- “мерка”, а не “мир”.
Гласные в корнях глаголов определяемого совершенного вида не получится проверить с помощью однокоренных глаголов несовершенного вида. “Опоздать” и “опаздывать”. А верный вариант проверки — “поздний”.
В некоторых случаях однокоренные слова исторически относятся к различным языкам, поэтому вариант для проверки нередко подбирают ошибочный. “Ворота” и “врата”, “голова” и “главы”. Чтобы не ошибиться, нужно запомнить правило-исключение на случай, когда встретится проверяемая безударная гласная: неполногласные “ра”, “ла” в корнях слов всегда будут писаться с гласной “а”. Но полногласные “оро” и “оло” в корне всегда имеют в себе две “о”.
Безударные проверяемые гласные — это только один из вариантов, в отношении которого можно применить правила. Но есть и слова, которые нужно только запоминать.
Непроверяемые безударные гласные
В нашем языке нередки слова с гласными в корне, которые объективно нельзя проверить уже знакомыми нам способами. Они в этом случае проходят проверку по словарю. Большая их доля — заимствованные.
Примеры словарных слов по данной теме:
Чередующиеся гласные
Третий вариант — это чередующиеся в корне гласные. Проверять их ударением неправильно: “растет”, но “подрос ”. В орфографическом словаре они не указаны. Вставить безударные гласные верно, если они чередующиеся, возможно, запомнив ряд правил для каждого такого “исключительного” корня.
Они разделяются по буквам, которые будут заменяться в зависимости от условий.
Чередование “а” и “о”
Чтобы запомнить эти правила школьнику, лучше использовать специальные безударные гласные картинки. Следует также изучать каждый из корней слова отдельно. Приступать к новой теме, когда предыдущая полностью понятна, иначе не избежать “каши в голове”.
Корни “гар” и “гор”. Под ударением надо писать “а”. Без ударения — “о”. “Пригорел”, “нагар”. Однако будут и исключения:
Это специфические варианты ряда русских диалектов, которые нужно запомнить.
Корни “зор” и “зар”.
Правило другое: под ударением нужно писать именно ту букву, что слышится при произношении слова. Без ударения — “а”, без исключений. “Зори”, “озарение”, “дозор”, “зорька”.
Корни “клон” и “клан”.
Если на корень падает ударение, то пишется та буква, что слышна при произношении. Если ударение не падает — только “о”. “Поклон”, “преклониться”, “кланяется”.
Корни “кас” и кос”.
Буква “о” пишется лишь в том случае, если после данного корня идет “н”. При других вариантов без исключений нужна “а”. “Прикоснуться”, “касательной”.
Корни “скоч” и “скак”.
Буква “а” нужна перед “к”. Соответственно, “о” — перед “ч”. ”Скакать”, но “наскочить”. Есть два слова, не подходящих под правило: “скачу” и “скачок”.
Корни “лож” и “лаг”.
Задания на безударные гласные нередко вызывают затруднение, если встречаются эти корни. правило тут простое. Если в корне “ж”, то перед ней пишут “о”. Если “г”, то “а”. Сравнение: “положил”, но “прилагать”. Исключение только одно — “полог”. Это слово семантически не связано с корнями “лаг” и “лож”.
Корни “ровн” и “равн”.
Чередующиеся безударные гласные (5 класс) тут проставляются по смыслу слова. Если это значение, схожее с “одинаковый, равный, на одном уровне”, употребляется “а”.
Примеры: “равенство”, “уравнивать”. А букву “о” следует употреблять в словах со значением “гладкий”, прямой, ровный”. То есть, “уровень”, “ровесник”.
Корни “твор” и “твар”.
Под ударением будет писаться “а”, без ударения — “о”. “Тварь” и “творец”. Следует отличать от слова “утварь”, которое уже семантически не связано с данными корнями.
Корни “мок” и “мак”.
Безударные гласные, которые нужно проверять по смыслу слова. “А” должно быть в глаголах, употребляемых в значении “помещать что-либо в жидкость”.
Например, “макать”, “обмакнуть”. А вот буква “о” в словах, по смыслу схожих с “пропускать через себя жидкость». Примеры: “промокашка”, “вымокший”. Внимание нужно обратить и на производные от данных слов: “макание”, “непромокаемый”, “промокательная”.
Корни “плов”, “плав”, “плыв”.
Буква “а” тут пишется и под ударением, и без него, а буква “о” — только в словах-исключениях: “пловец” и “пловчиха”. Буква “ы” — “плывун”.
Если нужно вставить безударные гласные (3 класс) на место пропусков в корнях глаголов, то важно помнить, что где-то под ударением будет писаться “о”, а где-то — “а”. К примеру “затронуть” и затрагивать”. Поэтому не стоит использовать глаголы, если вы сомневаетесь в написании слова.
Чередование “е” и “и”
Задание: «выбери безударные гласные “е” или “и”». Чтобы с ним успешно справиться, нужно запомнить следующие корни:
Для них действует единое правило: если после данных корней идет суффикс “а”, то следует писать “и”. В других примерах нужна “е”. “Прибираться”- “уберет”, “блестящий”-”блистательный”, “протирать”-”утер”.
Чередование “а” (“я”) и “им”, “а”, “я” и “ин”
Гласные после шипящих
После шипящих (к ним относятся “ч”, “щ”, “ж”, “ш”) пишутся только “а”, “о”, “у”. Неправильным будет употреблять “ы”, “ю” или “я”. Примеры: “чушь”, “жара”, “шутка”.
Выделяется несколько исключений:
Что касается буквы “ё”, то она будет писаться после шипящих под ударением, если в безударной позиции на ее месте находится буква “е”. “Чёрный” — “чернота”, “пшёнка” — “пшено”.
Если же в безударной позиции “е” не присутствует. Правильным будет писать в корне слова за шипящей “о”. “Жор”, “шов”, “чокаться”.
Гласные после “ц”
Задание “выбери безударные гласные после “ц”” тоже нередко вызывает трудности. Тут действуют такие правила:
“Я” и “ю” после этой буквы допустимо писать только в заимствованных словах.
“Ы” после “ц” не употребляется. Только буква “и”: “циклон”, “цивилизация”. Исключениями будут “цыц”, “цыпленок”, “цыпочки”, “цыган” и слова, которые с ними будут однокоренными.
Буквы “э”, “е”
Правила русского языка здесь следующие:
После “и” в корне слова практически всегда будет стоять “е” (“реквием”).
Исключение: заимствованные слова с приставками (или первыми частями слова), оканчивающиеся на “и”.
Буква “й”
Если в заимствованном слове при произношении первой гласной выступает “ё”, то пишется это как “йо”. Примеры: “йота”, “йог”, “йогурты”.
В отношении исконно русских слов это правило не действует: “ёлка”, “ёж”.
Правила написания безударных гласных
Чтобы не встречаться с трудностями при написании безударной гласной в корне, нужно воспользоваться таким алгоритмом правил:
Для того чтобы ответить на эти вопросы и правильно написать безударную гласную, необходимо помнить, периодически повторять все правила из статьи.
Примеры
В заключение несколько примеров на пройденные правила:
Для правильно написания безударных гласных в корне слова недостаточно уметь их проверять подбором однокоренных слов. Нужно помнить словарные слова, правила для чередующихся корней, исключения из них, правила употребления гласных после конкретных слов.
Средний рейтинг 4.5 / 5. Количество оценок: 33
Пока оценок нет. Ваша оценка может стать первой!
Сожалеем, что эта информация вам не пригодилась!
Хотите улучшить информацию?
Расскажите, как мы можем улучшить эту статью?
Безударные гласные в корне слова
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).
Понятие безударных гласных
Безударные гласные — это буквы, которые находятся в слабой позиции, то есть на них не падает ударение. Такие гласные делятся на два типа:
А еще есть безударные гласные в корнях с чередованием.
Ударение — это выделение голосом гласного звука одного из слогов через повышение тона и длинное звучание. Безударные и ударные гласные в русском языке могут находиться в разных частях слова:
Чтобы верно выбрать правило, нужно определить, в какой морфеме находится гласная.
Проверяемые безударные гласные
В русском языке мы проверяем написание гласных букв А, О, И, Е, Я, когда они обозначают безударные гласные звуки.
Проверяемые безударные гласные в корне слова — это гласные, которые можно проверить ударением с помощью подбора родственных слов или изменением грамматической формы слова.
Чтобы избежать ошибок и правильно писать слова с проверяемыми безударными гласными, нужно запомнить правило.
Правило для проверяемых безударных гласных в корне слова
Чтобы проверить безударную гласную в корне слова нужно изменить слово так, чтобы эта гласная стала ударной.
Если гласная под ударением, значит ее хорошо слышно и очевидно, какую букву нужно написать. Если без ударения — применяем специальные правила.
В качестве проверочного слова может выступать:
Однокоренное слово (уменьшительно-ласкательные варианты, слова другой части речи).
дождливый — дождь, лесной — лес.
Измененная форма этого же слова.
грибы — гриб, зима — зимы.
Если в корне несколько безударных гласных, нужно подобрать слова для проверки каждой:
молодой — молод, молоденький.
Давайте узнаем, в корне каких слов есть проверяемые безударные гласные. При произношении слов голосом выделяется один гласный звук, а все остальные гласные оказываются без ударения:
В русском языке ударение в словах может падать на гласную любой морфемы:
Работа над безударными гласными в начальных классах
Облегчить учащимся применение правил при письме призвано использование алгоритма. Например:
Такой алгоритм правописания безударной гласной мы использовали до введения понятий “корень”, “однокоренные слова”. А после их введения пользуемся следующим алгоритмом:
1. Выдели безударное гласное в слове.
2. Выдели корень.
3. Подбери однокоренные слова, в которых проверяемый гласный стоит под ударением.
Выработка умения подбирать проверочные слова к словам с безударной гласной требует достаточного числа упражнений.
Умение переносить ударение из других частей слова на корень в более быстром темпе помогают схемы:
Один – много
Много – один
Что делал? – что делает?
Что делает? – что сделал?
Голова борода береговой зеленеть
Золотой города черепаха пелена
Молоко воробей середина шелестеть
Молодой воротник
Молоток сторона
Уд.вительно (диво, дева), м.нять (мина, замена), л.пить (липко, лепка), л.нивый (лень, линька), скр.пучий (скрепка, скрип), м.стерить (мост, мастер).
Мама простыни стирала
И на речке пол.скала.
К дочке кошка прибежала,
Дочка кошку пол.скала.
К старости наш дедушка
Очень пос.дел.
Он в саду на бревнышко
Сел и пос.дел.
Гири брат мой поднимает
Свою силу разв.вает.
А на крыше мой флажок
Разв.вает ветерок.
Сделать подарок — …
Говорить дерзости — …
Издавать крик — …
Произвести посадку — …
Излучать свет — …
Хв.стливый – хвост, л.вина – улов, м.лодушный – молодость, укр.тить – краткий, сож.ление – жить.
Какие орфографические ошибки допустил Петя Двойкин в написании слов и почему? Помогите ему!”
Использую такие наглядности:
При правильном названии проверочного слова детьми “сомнительная” гласная “встает на место”.
2. Индивидуальные карточки:
То есть, дается проверочное слово, притом с ударением. Нужно подставить нужную букву в проверяемое слово.
Проверочное слово дается с пропущенной ударной гласной, которую надо вписать.
Рисунок | Рисунок | Рисунок | С.ва |
К_зы | К_за | Рисунок | К_льцо |
Рисунок | Сл_ны | ||
Рисунок | Н_жи |
Гора – рога, салат – атлас, трава – врата, бокал – колба, сачок – часок, банка – кабан, ранка – аркан.
6. Игра “Превращения слов”:
1) песок – лесок, нога – рога, билет – жилет, коза – лоза
2) батон – бетон, нога – нора, баран – банан, орел – осел.
Неотъемлемой частью работы над безударными гласными являются словарные слова. Так как простое заучивание неэффективно, стараюсь применять различные приемы работы.
Обращение к происхождению слова позволяет осознать значение исторического корня, к которому оно восходит, и т.о. более глубоко понять семантику слова и ее правописания. При этом можно использовать такие виды работы, как творческое списывание, игра “Верно ли?” Пример:
Задание: напишите на месте точек подходящие по смыслу слова.
… — это равносторонний прямоугольник.
Такие задания можно объединить какой-то определенной темой, в которых для списывания 4-5 (в 1-2-х классах 3-4) предложения. Например, “Математика”, “Природа”, “Город” и т.д.
б) Письменные ответы на вопросы.
Этот вид работы используется для закрепления в памяти учащихся значения слов. Они начинаются одной фразой: как называется …
… тетрадь из плотных листов в переплете для рисунков, коллекций, фотографий? (Альбом)
… стационарное учреждение для лечения, профилактики заболеваний и отдыха? (Санаторий)
… место выдачи и приема книг? (Библиотека)
Эта игра помогает учащимся закрепить навык соотносить созвучные слова по значению, актуализировать в памяти научные сведения об этимологии уже известных этих слов. Верно ли, что …
… слова портной и портфель восходят к одному и тому же историческому корню? (Неверно. портной восходит к слову порт в значении “полотно”, портфель – фр. “портер”, что значит “носить”).
… слово окулист восходит к тому же слову, что и слово око? (Верно, окулист и око от латинского слова “ глаз”).
III. В 1-2-х классах, так как у детей запоминание происходит легче, если человек мысленно представляет себе предметы, некоторые слова предлагаю детям оживить. И они с удовольствием пишут и рисуют. Т. е. букву, которую надо запомнить, дети должны оживить.
Приходится составлять предложения. Например, Костя пришел в костюме, а Павел в пальто.
Различные виды упражнений при работе над словарными словами
2. Образование однокоренных слов.
Учитель читает слова, дети пишут словосочетания прилагательное + существительное.
3. Написание отгадки к загадкам (словарный диктант).
1) Не матушка родила, а гостинцем оделила. (яблоня)
2) Платье потерялось- пуговки остались. (рябина)
3) Над водой, водой стоит с красной бородой. (калина)
4) Стоят столбы белы, на них шапки зелены. (береза)
5) В закрашенных клетках, никто не пугает, а вся дрожит. (осина)
4. Записать слова в алфавитном порядке.
5. Составить рассказ с данными словами.
Г.рой, р.бота, к.смонавт.
6. Составить предложения по схеме.
7. Записать словосочетания, используя предлоги.
К.ллектив, м.лиция, к.ллекция.
8. Образовать имена существительные во множественном числе.
С.рока, в.рона, жав.ронок, в.р.бей, сн.гирь, с.ница.
9. Подобрать подходящие по смыслу имена существительные, определить род.
10. Досказать словечко.
11. Записать синонимы и антонимы.
12. Работа над деформированными словами.
Птоаль (пальто), дедажо (одежда), посаги (сапоги), стмюко (костюм).
13. Работа над ребусами, кроссвордами.
14. Работа по перфокартам.
15. Использование словаря.
16. Картинный словарный диктант.
17. Использование пословиц.
18. Орфографически-правильное чтение (или словарный диктант) слов с пропущенными гласными, согласными.
а) льбм, бблтк, грмм, пнл, птнц.
б) ооа, оое, аеа и т.д.
19. Как сказать одним словом.
20. Написать словарные слова по начальному (конечному) слогу.
Кар. (картина, карман, картон, картофель)
Кор. (корзина, коридор).
На каждом уроке одну минуту отвожу для просматривания словарика. Тут использую различные задания: найти слова на какую-то тему (совпадающую со смысловой темой урока), на определенную букву (обычно исходя из чистописания), с безударной гласной на первом слоге, двух-, трехсложные слова, собственные существительные, глаголы и т.д.
Конечно, работа ведется не только на уроках русского языка. Широкие возможности предоставлены на уроках чтения, поскольку смысл и значение слова в художественных текстах проявляются наиболее отчетливо. Орфографическую работу на материале текстов осуществляю с использованием разных форм и приемов. Например:
1) орфоэпическое и орфографическое чтение текстов или отрывков из них
2) выписывание слова с данной орфограммой
3) выписывание родственных слов
4) письмо по памяти с последующей проверкой
5) “воображаемое письмо”
6) составление орфографических упражнений по тексту.
На уроках математики ученики знакомятся с такими понятиями как сантиметр, дециметр, килограмм, грамм, миллиметр, масса, величина, время, расстояние, задача, ответ и др. Обязательным считаю показать правописание, указав или попросив найти в словах орфограмму. Также ученики знакомятся с числами. Необходимо, чтобы они увидели их написание с помощью букв.
На уроках природоведения дети тоже знакомятся с очень многими терминами. Например, изучая тему “Птицы” в 3-ом классе, дети встречаются со словом “оперение” и сами объясняют происхождение, смысл, правописание слова. В 4-м классе учащиеся легко смогут объяснить смысл и правописание таких слов как “организм”, “горные породы”, “плечо”, “стопа”, “пищеварение”, “кислород”, “заболевание” и др.
Очень радует, когда дети самостоятельно могут отыскать орфограммы в словах при изучении других предметов.
Средством оценки качества орфографической подготовки учащихся начальных классов являются диктант, списывание, изложение.
Диктанты могут быть слуховые: предупредительный, объяснительный, использование загадок, запись родственных слов, запись слов по смысловому признаку, группировка слов по орфографическим, морфологическим признакам, запись синонимов и антонимов; зрительные: предупредительный, объяснительный, выборочный, использование загадок, картинный, работа по перфокартам, группировка слов, составление словосочетаний, запись предложения по опорным словам, работа над ребусами, кроссвордами, этимологический анализ слова и др.
1. Списывание с восстановлением границы между словами.
Детииграют. Мамаготовитобед. Бабушкавяжет. Папаработает.
2. Списывание с исправлением неверного смысла.
Медведь боится волка. Папа младше сына.
3. Списывание предложения с одновременным заданием изменить в нем одно слово.
Ребята идут в школу. (Ребята идут в магазин. Ребята бегут в школу.)
После этого зачитываются и обсуждаются собственные варианты.
4. Списывание предложений с добавлениями.
Ученики решают. Ученики решают задачу. Ученики решают трудную задачу.
5. Списывание с сокращениями, в котором условием является сократить каждое последующее предложение на одно слово.
Вова ел вкусный хлеб. Вова ел хлеб. Вова ел.
6. Списывание незаконченных предложений с заданием закончить их.
Таким образом, важно, чтобы младшие школьники поняли, зачем нужно писать грамотно, почему при письме необходимо соблюдать определенные правила, каким образом использование этих правил способствует полноценному общению при письме. Осознание этого помогает ученикам почувствовать внутреннюю логичность правописания и сделать усвоение орфографии более сознательным.