Что такое безударные личные окончания глаголов 6 класс
Личные окончания глаголов
Личные окончания глаголов — это словоизменительные морфемы, которые выражают категорию лица и числа. Личные окончания глаголов зависят от того, к какому спряжению принадлежит глагол.
Узнаем, какие окончания имеют глаголы 1 и 2 спряжения, какой алгоритм применить, чтобы правильно написать безударные личные окончания глаголов.
Грамматический термин «окончание» по отношению к глаголам указывает, что слова этой самостоятельной части речи изменяются. В русском языке глаголы изменяются по лицам и числам в формах настоящего и будущего времени. Что это значит? Разберемся, что такое личные окончания глаголов.
Лицо и окончания глаголов
Глагол как самостоятельная часть речи обозначает действие или процесс по отношению к действующему лицу или предмету. Каждый глагол в форме настоящего или будущего времени можно соотнести с определенным лицом, выполняющим то или иное действие, или с участником речи:
Грамматическая категория лица выражается с помощью окончаний глаголов, которые называются личными. Личные окончания глаголов сопряжены с местоимениями, с помощью которых можно обозначить лицо, выполняющее действие или участвующее в нём.
В русской грамматике различают три формы лица глагола в единственном и множественном числе:
1. Первое лицо обозначает непосредственного субъекта действия
2. Второе лицо обозначает действие собеседника
3. Третье лицо указывает на того, о ком идет речь
Спряжение и личные окончания глаголов
Форма лица, соотнесенная с деятелем, выражается с помощью личных окончаний, которые различаются у разных глаголов.
Способность глаголов изменяться по лицам и числам называется спряжением.
В зависимости от системы личных окончаний большинство глаголов русского языка относят к первому или второму спряжению.
Таблица
Личные окончания глаголов I спряжения
Лицо
Окончания
Примеры
Ед. ч.
Мн. ч.
Ед. ч.
Мн. ч.
Личные окончания глаголов II спряжения
Лицо
Окончания
Примеры
Ед. ч.
Мн. ч.
Ед. ч.
Мн. ч.
Личные окончания глаголов 1 спряжения
Спряжение глагола можно определить по личным ударным окончаниям. Первое спряжение объединяет глаголы, которые имеют личные окончания:
Понаблюдаем, как изменяется по лицам и числам глагол «беречь»:
Глаголы первого спряжения в личных окончаниях имеют ударные гласные, обозначенные буквами «ё», «у», «ю».
Личные окончания глаголов второго спряжения
Ко второму спряжению относятся глаголы, имеющие ударные личные окончания:
Посмотрим, как изменяется по лицам и числам глагол «кроить»
Итак, глаголы второго спряжения имеют личные окончания с гласными, обозначенными буквами «и», «а», «я».
Безударные личные окончания глаголов
У многих глаголов личные окончания являются безударными, из-за чего возникают сомнения в выборе букв «и» или «е», «у» или «а», «ю» или «я».
Как правильно пишутся личные окончания глаголов:
Если у глагола безударное личное окончание, следует определить его спряжение. Спряжение глагола с безударными личными окончаниями выясняют по неопределенной форме.
Ко второму спряжению относятся все глаголы с конечным буквосочетанием -ить, кроме слов «брить» и «стелить»:
В эту группу добавим семь глаголов с конечным -еть (смотреть, видеть, ненавидеть, вертеть, зависеть, терпеть, обидеть) и 4 глагола, заканчивающихся на -ать (гнать, держать, дышать, слышать). Их можно запомнить с помощью стишка-подсказки:
Чтобы правильно написать безударные личные окончания глаголов, воспользуемся безошибочным алгоритмом.
Алгоритм написания безударных личных окончаний
В определении безударного личного окончания глагола действуем пошагово:
Образец рассуждения
Неопределенная форма глагола «мол о ть» имеет суффикс, обозначенный буквой «о». По конечному буквосочетанию -оть отнесем этот глагол к I спряжению. Следовательно выберем букву «е» в написании безударного окончания глагола 3 лица единственного числа настоящего времени:
Ты как следует разгон…шься и быстро спуст…шься с горы.
Слово «разгонишься» (что сделаешь?) имеет начальную форму «разогнаться». В этом приставочном глаголе следует увидеть производящее слово «гнать»:
Значит, это глагол-исключение, который окружен словообразовательными морфемами: приставкой и постфиксом. Наличие этих морфем не меняет спряжения глагола.«Разогнаться» — это глагол II спряжения, как и производящее слово «гнать».
Напишем букву «и» в окончании формы 2 лица единственного числа глагола будущего времени «разго́н и шь ся».
Слово «спустишься» (что сделаешь?) имеет начальную форму «спуститься». Наличие возвратного постфикса -ся не влияет на спряжение глагола. В неопределенной форме глагола «спуст и ться» выявим суффикс -и- перед окончанием -ть. Слово заканчивается на -ить. Значит, это глагол II спряжения.
Выберем букву «и» в безударном окончании формы 2 лица единственного числа будущего времени — спу́ст и шь ся.
Презентация «Правописание личных окончаний глаголов»
Видеоурок
Личные окончания глаголов
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат (в правом нижнем углу экрана).
Лицо и окончания глаголов
Для начала вспомним определение глагола.
Глагол — часть речи, которая обозначает действие или состояние как процесс и выражает это значение при помощи категорий вида, залога, наклонения, времени и лица.
Глаголы отвечают на вопросы: «что делать?», «что сделать?», «что делал?», «что сделал?», «что делает?», «что будет делать?».
Каждый глагол в форме настоящего или будущего времени можно соотнести с определенным лицом или с участником речи:
Личная форма глагола — это такая форма, в которой глагол изменяется по лицам.
С точки зрения грамматики лицо глагола выражается с помощью окончания, которое называется личным. Личные окончания глаголов сопряжены с местоимениями, с помощью которых можно обозначить лицо, которое выполняет действие или участвует в нем.
В русском языке есть три формы лица глагола в единственном и множественном числе:
1. Первое лицо показывает, что субъект действия — говорящий:
2. Второе лицо отражает действие собеседника:
3. Третье лицо указывает на то, что субъект действия не является ни говорящим, ни собеседником:
Правописание личных окончаний глаголов
Личные окончания глаголов — это система окончаний спрягаемых форм глаголов, которые отражают лицо и число глагола. Правописание личных окончаний глаголов зависит от их спряжения.
Спряжение глаголов — это изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени. Глаголы не спрягаются в прошедшем времени, а также в сослагательном и повелительном наклонениях.
В русском языке у глаголов два типа спряжения — первое и второе. Так выглядит парадигма личных окончаний глаголов:
Приведем примеры личных окончаний глаголов в таблице:
Управляю
Выберу
Управляем
Выберем
Спорю
Понравлюсь
Спорим
Понравимся
Управляешь
Выберешь
Управляете
Выберете
Споришь
Понравишься
Спорите
Понравитесь
Управляет
Выберет
Управляют
Выберут
Спорит
Понравится
Спорят
Понравятся
Алгоритм написания личных окончаний глаголов:
Чтобы писать личные окончания глаголов правильно, нужно:
Правописание безударных личных окончаний глаголов
Личные окончания глаголов могут быть ударными и безударными.
Глаголы с ударными личными окончаниями не требуют дополнительной проверки, их спряжение определяется сразу. Безударные личные окончания мы проверяем инфинитивом глагола.
По правилу безударных личных окончаний глаголов ко II спряжению относятся:
Все остальные глаголы относятся к I спряжению.
Алгоритм написания безударных личных окончаний глаголов:
Безударные личные окончания глаголов школьники проходят в 4 классе. Если вы только начали изучать эту тему и хотите запомнить, как определить безударное личное окончание глагола — чаще обращайтесь к правилам и словарю.
Правописание разноспрягаемых глаголов
Разноспрягаемые глаголы — особый вид глаголов, которые при изменении по лицам и числам имеют окончания то I, то II спряжения. К ним относятся глаголы бежать, хотеть, чтить.
Хочу
Бегу
Чту
Хотим
Бежим
Чтим
Хочешь
Бежишь
Чтишь
Хотите
Бежите
Чтите
Хочет
Бежит
Чтит
Хотят
Бегут
Чтут (чтят)
Также есть два глагола, которые спрягаются по архаическому типу: есть, дать. Посмотрите на парадигму их спряжения в таблице:
Дам
Дадим
Едим
Дашь
Ешь
Дадите
Едите
Даст
Ест
Дадут
Едят
Некоторые глаголы невозможно употребить в форме 1-го лица единственного числа, например: победить, гудеть.
Правописание неопределенной формы глагола
Напомним: чтобы определить, к какому спряжению относится глагол, нужно поставить его в начальную форму («что делать?», «что сделать?») и посмотреть, на что этот глагол заканчивается.
Личные окончания глаголов
Всего получено оценок: 749.
Всего получено оценок: 749.
Число и лицо глаголов определяется их личным окончанием, правописание которых напрямую зависит от их спряжения. В статье подробно описаны различные способы проверки ударных и безударных личных окончаний глаголов, приведена таблица с наглядными примерами.
Правописание личных окончаний глаголов
Личные окончания глаголов – система окончаний спрягаемых форм глаголов, указывающая на лицо и число глагола. Правописание личных окончаний глаголов зависит от их спряжения: различаются личные окончания I и II спряжения.
Примеры личных окончаний глаголов в таблице:
Окончания глаголов | ||||
І спряжение | IІ спряжение | |||
Ед. число | Мн. число | Ед. число | Мн. число | |
1-е лицо | Управляю; Выберу | Управляем; Выберем | Спорю; Понравлюсь | Спорим; Понравимся |
2-е лицо | Управляешь; Выберешь | Управляете; Выберете | Споришь; Понравишься | Спорите; Понравитесь |
3-е лицо | Управляет Выберет | Управляют; Выберут | Спорит; Понравится | Спорят; Понравятся |
Безударные личные окончания глаголов
Личные окончания глаголов могут быть ударными и безударными. Ударные не требуют орфографической проверки, их спряжение определяется сразу (поет, смеются).
Ко 2 спряжению относятся глаголы:
Правописание разноспрягаемых глаголов
Некоторые глаголы имеют личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения: хотеть, бежать, чтить (и производные от них).
Безударные личные окончания глаголов: как определить, разбор с примерами
В этой теме мы разберем личные окончания глаголов первого и второго спряжения и вы научитесь их определять.
Для начала вспомним, что глагол обозначает действие предмета и в начальной форме отвечает на следующие вопросы: что делать? что сделать?
Основную сложность вызывает написание безударных личных окончаний глаголов настоящего или будущего времени.
Что такое спряжение глаголов?
Спряжение глаголов – это изменение глаголов по лицам и числам.
В русском языке различают два спряжения: первое спряжение и второе спряжение.
Если определение спряжения глаголов с ударным личным окончанием не составляет труда, то безударные окончания вызывают сложности.
Окончания глаголов 1-го спряжения
Если у глагола безударное личное окончание, то спряжение следует определять по инфинитиву (неопределенной форме).
Вспомним правило:
После определения спряжения по инфинитиву определить личное окончание глагола не составит труда. Воспользуемся следующим правилом:
Примечание: глагол “едем” в таблице употреблен в значении “ехать, передвигаться”.
На примере глагола “болеет” определим спряжение.
1. Начальная форма – болеть
4. Так как инфинитив относится к первому спряжению, то глагол “болеет” будет оканчиваться на “-ет” (смотреть правило выше).
Окончания глаголов 2-го спряжения
Для определения спряжения у глагола с безударным личным окончанием следует поставить глагол в неопределенную форму.
Далее воспользуемся правилом:
Исключения:
После определения спряжения инфинитива будет просто определить личное окончание по правилу:
На примере глагола “лечишь” определим спряжение.
Лечишь – это глагол в форме 2-го лица настоящего времени
1. Начальная форма – леч ить
Личные окончания глаголов 6 класс
1 Организационный момент.
Сегодня мы будем опять открывать для себя что-то новое, полезное. Готовы ли вы подняться вверх еще на одну ступеньку знаний? Хотите ли вы меньше допускать ошибок?
2 Вступительное слово учителя
Эпиграф нашего урока: «Движение – это жизнь!»
— Почему именно это высказывание я выбрала? В чем его важность? Как оно будет связано с уроком?
— Запишите дату, классная работа и оставьте две строки для записи темы урока.
— Запишите эпиграф, объясните постановку знаков препинания, выделите грамматическую основу.
3 Сообщение темы, цели урока
1) «Глагольная разминка»
— Какую часть речи мы сейчас изучаем? (глагол)
— Давайте, как на спортивной тренировке, вначале проведём «глагольную разминку». Мы вспомним определения из раздела «Глагол» (вы их повторяли дома) и правописание слов-терминов. Я называю определение, а вы записываете термин. Один человек работает у доски, но чтобы запись никто не видел. Самопроверка (слайд 2) и самооценивание – без ошибок – 2 б., 1 ошибка – 1 б., более – 0 б.
Начальная форма глагола (неопределённая)
Вид глагола, к которому задают вопрос Что делать? (несовершенный)
Время глагола, обозначающее действие, которое произойдет (будущее)
Изменение глагола по лицам и числам (спряжение)
2) Формулирование темы, цели урока
— Вернёмся к теме урока. Какое из записанных слов относится к теме, которую мы изучали на прошлом уроке?
(спряжение глагола, правописание безударных личных окончаний глагола)
-Вспомните, для чего нужно уметь определять спряжение глаголов с безударными личными окончаниями.
— Где пригодятся вам эти знания?
— Используя 5-тибалльную шкалу самооценки, оцените свое умение писать безударные окончания личных глаголов и запишите на полях страницы рядом с темой урока.
— Что вызывает трудности?
-Надо ли нам ещё над этим поработать на уроке?
-Тогда сформулируйте тему урока. ( Правописание безударных личных окончаний глаголов).
— Найдите ключевое слово в названии темы урока (правописание).
— Сформулируйте цель урока.
Продолжите фразу: «Сегодня мне нужно…» (научиться правильно писать безударные личные окончания глаголов)
1. Фронтальный опрос, обобщение.
-Как узнать, к какому спряжению относится глагол?
( надо поставить глагол в начальную форму и по суффиксу неопределённой формы определить спряжение)
-какие глаголы II спряжения?
(-ить, кроме Брить, Стелить)
-какие глаголы I спряжения?
(все остальные, кроме 11 глаголов).
— Давайте вспомним их:
Гнать, держать, смотреть и видеть,
Дышать, слышать, ненавидеть,
И обидеть, и вертеть, и зависеть, и терпеть-
Вы запомните, друзья, их на –Е спрягать нельзя!
— Вспомните подсказки-запоминалки по выбору личных окончаний, данные на предыдущем уроке изучения нового материала. Запоминалки: из римских цифр обозначающих спряжение получаем гласные буквы I спр. – Е, II спр. – И.
2 Исследовательская работа
— Проведём исследование. Запишем глаголы 3 л., ед. ч.:
— В каком слове есть орфограмма? Почему? (Орфограмма есть в слове учит, в первом слове гласная в окончании ударная, слышится чётко)
— Объясните выбор гласной во втором слове.
3 Составление алгоритма рассуждения
— Составьте алгоритм рассуждения самостоятельно (работа в парах), после совместного обсуждения приходим к одному варианту. Оцените свою работу баллами.
Алгоритм рассуждения (слайд 6).
Ставлю ударение, определяю, какое окончание (уд. или безуд.).
Ставлю глагол в н. ф.
Смотрю, какой суффикс перед ть
Если не и – I спряжение, пишу в окончании
Алгоритм рассуждения раздаётся каждому учащемуся.
4 Турнир грамотеев
— Класс делится на 3 команды, кто выполнит быстрее. Восстановить пословицы. Объяснить выбор гласных в окончаниях глаголов.
Человек от лени боле..т, от труда (здоровее..т).
Надо трудит..ся, а не (ленит..ся).
Чужой славой не (проживёшь).
Человек по делу (узнаётся).
Опорные слова: проживёшь, здоровее..т, узнаётся, ленит..ся
— Каким алгоритмом пользовались при определении гласной в окончании глаголов? (если окончание безударное, спряжение определяем по суффиксу инфинитива).
— Какая тема объединяет эти пословицы? А можно отнести их к спорту?
— Найдите ошибки в рассуждениях по определению спряжения глагола. Исправьте допущенные ошибки. (слайд 7)
6 Сопоставление окончаний глаголов видовых пар
— Образуйте от глаголов видовой пары форму 2-го лица ед. ч. Какое личное местоимение соответствует этой форме? (ТЫ) Объясните окончание. (Два человека у доски, комментируют поочерёдно)
наградить победителя – награждать чемпиона
завершить раунд – завершать тайм
— Объясните значение слов раунд, тайм. При необходимости обратиться к толковому словарю. Можно ли назвать существительные синонимами? Оцените сою работу.
(раунд – в боксе одна из схваток; тайм – часть, период в спортивной игре)
— Глаголы в начальной форме поставьте в форму 3-го лица ед. ч. и в скобках указываете спряжение. Какое личное местоимение соответствует этой форме? (он) Записываете в столбик.
— Проведем игру «Следопыт». Кто найдет больше орфограмм в словах и объяснит их.
— Устно. Соотнесите между собой слова двух столбиков. (слайд 7)
Подбирает результат игры
Благодарит в соревновании
Не боится нагрузку
— По какой схеме построены все словосочетания? (глаг. + сущ.)
9 Словарная работа
— В учебнике на стр. 266 слова в рамке СТАДИОН, АРЕНА, СПАРТАКИАДА.
Запишите в тетради, проговаривая слова и обозначая орфограммы. Что объединяет эти слова? Значение какого слова вам не понятно?
Спартакиада – массовое соревнование по различным видам спорта.
— Составьте предложение с данными словами на тему «Спорт», выполните синтаксический разбор (один ученик у доски)
Сегодня на стадионе проводится торжественное открытие спартакиады.
10 Беседа, решение проблемного вопроса
(у однокоренных глаголов с приставками такое же спряжение, как и у глагола без приставки)
— А теперь запишите в столбик такие глаголы: выспится, выльешь, выглядишь и попробуйте определить у них спряжение.
— Что у вас получилось? (выспится – 1 спр., выльешь – 2 спр., выглядишь – 1 спр.)
— А почему вы так думаете? Ведь личные окончания у нас не совпадают с этими спряжениями. Например, в слове «выспится» окончание –ит, а вы говорите, что оно первого спряжения, а этого быть не может. Как вы определяли спряжения глаголов?
(По тому, на что оканчивается инфинитив)
— Видите, это не всегда верный способ определить спряжение.
— А попробуйте отбросить приставки в этих словах. Что получится? (Спится, льёшь, глядишь. Окончание становится ударным.)
— Верно. Теперь еще раз определите спряжение, теперь уже судя по ударному окончанию. Какого, оказывается, спряжения слова?
(Выспится – 2 спр., выльешь – 1 спр., выглядишь – 2 спр.)
Выспится – выспаться – спится
Выльешь – вылить – лить
Выглядишь – выглядеть – глядишь
— Верно. Несмотря на то, что, например, инфинитив глагола «глядеть» оканчивается не на –ить, это все равно глагол 2-го спряжения, поэтому в глаголах с ударным окончанием мы определяем спряжение не по инфинитиву, а по форме глагола. Например, по форме второго лица, единственного числа. Запомните это.
Какой вывод мы можем сделать из этого упражнения? (Мы не можем определить спряжение по инфинитиву, если окончание под ударением, также, если есть приставка –вы- в глаголе с безударным личным окончанием, то её нужно отбросить, тогда окончание станет ударным)
11 Выполнение упражнения (закрепление)
— Упр. 682 (устно). Объясните выбор гласной в окончании.
Выбьет – 1 спр., выглядишь – 2 спр., выгнать – 2 спр., выгорит – 2 спр., выдержишь – 2 спр., выжжет – 1 спр.
— Какой вывод мы из этого упражнения можем сделать?
Чтобы правильно написать окончание в таких словах, нужно
Если окончание оказалось под ударением, то мы пишем такое же окончание в слове. То есть спряжение определяется по ударному окончанию
Если окончание осталось безударным, то мы определяем спряжение по неопределённой форм
13 Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
самый легкий, т. к. по неопределенной форме определяем спряжение и вставляем букву в окончание.
Зимой мы во дворе залива..м (заливать) каток и игра..м (играть) в хоккей. Надева..м (надевать) коньки, берём клюшки и гоня..м (гонять) шайбу до самого вечера. Даже мороз нас не пуга..т (пугать)!
сложнее, т. к. в неопределенную форму глагол нужно поставить самим.
Мы мечта..м вырасти здоровыми, сильными, ловкими, смелыми. Мы не пропуска..м уроки физкультуры. Бега..м, прыга..м, подтягива..мся, отжима..мся, поэтому с нормами ГТО мы справ..мся.
5 Рефлексия учебной деятельности на уроке
Учащиеся осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Отвечают на вопросы:
-Какую цель ставили?
-Удалось достичь поставленной цели?
-Какие получили результаты, какую оценку вы теперь себе поставите?
-Что вызвало особые затруднения?
-Какие ошибки вы ещё делаете при написании глаголов?
— При работе над этой же темой какие задачи вы еще можете поставить перед собой?
(Научиться безошибочно писать окончания глаголов, не пользуясь схемой-алгоритмом, еще лучше выучить глаголы-исключения).
6 Домашнее задание