Что такое безударные согласные
Правописание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных
Содержание:
По традиционной классификации в фонетической системе языка различаются гласные и согласные.
Что такое безударные гласные, звонкие, парные звонкие и глухие согласные: определение
Гласные отличаются музыкальным тоном и отсутствием шума при произнесении.
Подготовит к различению гласных и правописанию звонких и глухих согласных таблица:
Парными называются эти звуки потому, что мягкому соответствует похожий по произнесению твердый, а звонкому — глухой. Звуки, не имеющие таких соответствий, — непарные.
Различение парных звуков представляет орфографическую проблему. В потоке речи они часто изменяют свой звуковой образ, и пишущий затрудняется в выборе соответствующих букв.
Как правильно писать и проверять безударные гласные звонкие и глухие согласные: примеры
Общее правило для проверки правописания безударных гласных звонких и глухих согласных — подбор проверочного слова.
Как правильно выбрать букву
Найдем однокоренное слово, в котором звук в сильной позиции — под ударением, и выберем нужную букву. Трава — трАвы, ободрить — бОдрый, деревянный — дЕрево, уносить — нОсит.
Как найти слова с общим корнем и сильной позицией:
Важно: не следует выбирать для проверки глаголы с суффиксами ЫВА/ИВА, они коварно подскажут неправильное написание. ПроглОтить — проглАтывать, опОздать — опАздывать.
Правописание парных звонких и глухих согласных
В потоке речи эти звуки могут подменять друг друга: на конце слов и в определенных условиях они могут озвончаться или оглушаться. Проверка производится выбором однокоренного слова со звуком в сильной позиции — перед гласным.
Правописание звонких и глухих согласных таблица
Способы проверки
Примеры
Гриб—грибы, луг — луга
Подбор родственного образования
Мороз — морозилка, просьба — просить, близкий — близок
В редких случаях звуки чередуются
Коврижка — коврига (г/ж), книжка — книга (г/ж)
При проверке учитывается значение. Не зная его, можно ошибиться. Например:
Проверять таким способом заимствования следует с осторожностью, лучше справиться в словаре.
Звуки могут не только изменяться при произнесении в речи, но и исчезать, переставать быть слышимыми. Однако при написании они сохраняются.
Выделяются из правописания глухих и звонких согласных непроизносимые согласные.
Эти звуки встречаются в сочетаниях стн, здн, ндск, нтск, вств. Слова с такими сочетаниями проверяем так же, как и в основном правиле. Грустный — грустить, поздний — опоздать, голландский — голландец, комендантский — коменданты, явственный — явился.
Не все непроизносимые звуки можно проверить: некоторые написания традиционные. Например, блестеть — но блеснуть, стекло — склянка, лесенка — лестница. Эти случаи нужно запоминать.
Проверяемые согласные в корне слова
Многие слова русского языка имеют в своём морфемном составе, а именно – в корне, согласную, правописание которой у вызывает сомнения. В зависимости от того, можно ли его проверить, выделяют две орфограммы – проверяемые и непроверяемые согласные в корне слова.
Непроверяемые согласные – это те, правописание которых можно узнать только с помощью орфографического словаря. Как правило, это слова иноязычного происхождения. Например: аптека, рюкзак, экзамен, бардак, дисбаланс, ветчина, рикша и др.
Проверяемые согласные – такие слова, верное написание которых можно проверить с помощью стандартных правил. Рассмотрим эту орфограмму подробнее.
Для того, чтобы определить, какой согласный должен писаться в корне, нужно найти однокоренное слово (ряд слов) или словоформу, в которых согласная будет произноситься отчётливо. Этот способ поможет избежать ошибок на письме.
дуб – дуба (дубовый, дубок), хлеб – хлеба, голубь – голубок (голубиный), круг – круги.
Перечислим случаи, в которых согласный будет звучать чётко:
Обратите внимание! Существительное «свадьба» пишется с согласной «д» в корне (проверочное – «свадебный», а не «сватать»). Лексему «изморось» нужно писать с «с» (проверочное – «моросить»), а в слове «изморозь» – «з» (проверочное – «морозить»).
Иногда бывает, что при изменении лексемы или подборе однокоренного слова появляется другая согласная. Такое явление называется чередованием согласных. Оно свойственно многим словам и связано с историческими процессами в русском языке.
друг – друзья (дружба), выход – выхожу, варяг – варяжский, труд – тружусь, приезд – приезжать, снег – снежок и др.
Кроме того, существуют лексемы, в корень которых включена непроизносимая согласная (в устной речи она не произносится). Проверить её можно только путём подбора однокоренных слов или словоформ, но она также относится к группе проверяемых согласных в корне слова.
хрустнуть – хрустеть, вестник – весть, агентство – агент, яростный – ярость и т.д.
Случается и так, что в некоторых лексемах пишут дополнительную согласную, которая, по правилам, не должна ни писаться, ни произноситься. Перед тем, как писать эти слова, нужно подобрать к ним родственные лексемы. Этот способ докажет, что в их корне нет непроизносимого согласного. Однако некоторые слова невозможно проверить, поэтому их правописание рекомендуется запомнить.
Приведём примеры для лучшего запоминания: опасный – опасно, искусный – искусен, ужасный – ужасен, косный – косен.
Таким образом, правил, которые помогут проверить согласную в корне, немного. Их следует выучить, чтобы писать грамотно. Также нужно быть внимательными, чтобы не пропустить исключения, которыми богат русский язык.
Безударные гласные в корне слова
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).
Понятие безударных гласных
Безударные гласные — это буквы, которые находятся в слабой позиции, то есть на них не падает ударение. Такие гласные делятся на два типа:
А еще есть безударные гласные в корнях с чередованием.
Ударение — это выделение голосом гласного звука одного из слогов через повышение тона и длинное звучание. Безударные и ударные гласные в русском языке могут находиться в разных частях слова:
Чтобы верно выбрать правило, нужно определить, в какой морфеме находится гласная.
Проверяемые безударные гласные
В русском языке мы проверяем написание гласных букв А, О, И, Е, Я, когда они обозначают безударные гласные звуки.
Проверяемые безударные гласные в корне слова — это гласные, которые можно проверить ударением с помощью подбора родственных слов или изменением грамматической формы слова.
Чтобы избежать ошибок и правильно писать слова с проверяемыми безударными гласными, нужно запомнить правило.
Правило для проверяемых безударных гласных в корне слова
Чтобы проверить безударную гласную в корне слова нужно изменить слово так, чтобы эта гласная стала ударной.
Если гласная под ударением, значит ее хорошо слышно и очевидно, какую букву нужно написать. Если без ударения — применяем специальные правила.
В качестве проверочного слова может выступать:
Однокоренное слово (уменьшительно-ласкательные варианты, слова другой части речи).
дождливый — дождь, лесной — лес.
Измененная форма этого же слова.
грибы — гриб, зима — зимы.
Если в корне несколько безударных гласных, нужно подобрать слова для проверки каждой:
молодой — молод, молоденький.
Давайте узнаем, в корне каких слов есть проверяемые безударные гласные. При произношении слов голосом выделяется один гласный звук, а все остальные гласные оказываются без ударения:
В русском языке ударение в словах может падать на гласную любой морфемы:
Безударная гласная и парные согласные в корне слова
Ход урока
1. Орг. момент
2. Каллиграфическая минутка.
У. Пропишите сочетания: дл, гм, пя.
3. Повторение.
У. Какие орфограммы мы изучаем?
Д. Мы изучаем орфограммы “Безударная гласная в корне слова”, “Парная согласная в корне слова”.
У. Что такое проверочное слово?
Д. Проверочное слово – это слово-подсказка, где для безударных гласных в корне гласный звук должен быть ударным; для парных согласных нужный звук должен стоять перед гласным или непарными звонкими звуками.
У. А что ещё нам важно помнить при подборе проверочного слова?
Д. Нужно, чтобы у проверочного слова был тот же корень, что и у проверяемого.
У. Ребята, давайте вспомним с вами памятку, как нужно поступать при поиске проверочных слов.
Д. Чтобы подобрать проверочное слово, нужно подобрать однокоренное слово или изменить проверяемое слово. Узнав букву в проверочном слове, нужно написать ту же букву в проверяемом слове.
4. Работа в печатной тетради “Пишем грамотно №1”. Урок 43. Упражнение 1.
У. Ребята, давайте потренируемся подбирать проверочные слова. Мы выполним задание в печатной тетради.
В упражнении дан текст, в котором уже подчёркнуты безударные гласные в корне слова. Нужно устно подобрать к ним проверочные слова. Читаем по очереди по одному предложению, называем слово с орфограммой и подбираем проверочное слово. Если кто-то будет затрудняться в подборе проверочного слова – остальные ученики помогают.
5. Работа с доской.
У. На доске написаны слова. Давайте их прочтём:
ука.ка, в.сна, шу.ка, в.да, яго.ка, з.ма, ска.ка, р.ка, варе.ка, в.лна, кра.ка, гн.здо
У. В каких словах вы будете выбирать буквы гласных звуков, а в каких – согласных? Как будете действовать?
Д. Мы сначала найдём слова с безударными гласными в корне слова, и подберём проверочные слова, а затем найдём слова с парными согласными в корне слова и подберём к ним проверочные слова.
У. Давайте сначала выписывать слова с безударной гласной в корне слова, и подбирать проверочное слово, изменяя его так, чтобы оно стояло во множественном числе.
У. Графически покажите, как проверочные слова “помогают” выбрать нужную букву.
(дети самостоятельно выполняют задание: ставят ударение, выделяют корень в словах, подчёркивают двумя чертами буквы, которые в проверочном слове показывают решение задачи, одной чертой – объясняемые буквы)
Физминутка
У. Теперь мы выпишем слова с парной согласной в корне и подберём проверочное слово так, чтобы оно звучало ласково. Графически покажите, как проверочные слова “помогают” выбрать нужную букву.
У. Часто ли в речи мы пользуемся, например, словами варежечка, ягодочка? Удобно ли нам произносить эти слова? Может быть, есть другой способ проверить эти слова?
Д. Такими словами мы почти никогда не пользуемся. Нужно поискать другой способ проверить эти слова. (Ученики предлагают варианты ответов)
У. Давайте изменим наши слова новым способом – по команде вопроса: много чего?
У. Какой мы можем сделать вывод? Как можно проверить парные согласные в корне слова?
Д. Проверить парную согласную можно подбором однокоренного слова с ласковым значением или изменить слово так, чтобы оно отвечало на вопрос: много чего? много кого?
У. Давайте потренируемся находить “опасные” места в словах и подбирать проверочные слова.
6. Закрепление. Работа в печатной тетради “Пишем грамотно №1”. Урок 43. Упражнение 6.
У. Прочитайте на доске рассказ “Наш друг мишка”.
Хорошо мишке зимой в берлоге! Никаких забот о еде. Сытый, довольный, развалился медведь в тепле, вспоминает о рыбе, ягодах и орешках прошлого года.
У. Нам нужно выписать слова, в корнях которых есть “опасные места”. Как мы с вами будем действовать?
Д. Нам нужно обнаружить орфограммы, определить, каким правилом регулируется написание букв, применить правило и выписать слова, подбирая проверочные.
У. Давайте будем читать по одному предложению и искать “опасные места” в корнях слов. Нужные нам слова будем самостоятельно записывать в тетради вместе с проверочными. Графически будем выделять орфограмму.
У. Ребята, а теперь выполните проверку в своих тетрадях.
7. Самопроверка
У. Давайте вспомним памятку, как правильно выполнить самопроверку.
Д. Сначала нужно прочитать по слогам – нет ли описок в работе.
Далее снова найти все орфограммы, проверить написание и графический способ выделения орфограмм.
Если нашли описку или ошибку – нужно аккуратно исправить.
Д. Выполняют самопроверку.
8. Домашнее задание
Упражнение 2 в Печатной тетради “Пишем грамотно №1”, урок 43.
9. Итог урока
У. Ребята, какими способами проверки орфограмм в корнях слов мы с вами сегодня пользовались?
– изменяли слова по числам;
— подбирали однокоренные слова, в “ласковом” значении;
— ставили слова в форму, отвечающую на вопрос: много чего?
У. На следующем уроке мы с вами познакомимся ещё с одним способом проверки орфограмм в корне слова. Урок закончен. Молодцы.
Какие гласные русского языка называются безударными, на какие три группы они делятся и как их правильно проверять
Оказывается, проверять надо не только ударением.
Безударные гласные – это все гласные слова, на которые не падает ударение. В русском языке ударение в словах падает на какой-то один звук – найдите его, остальные будут безударными.
Пример: в слове “достопримечательность” ударный – А, безударные: О, О, И, Е, Е, О.
Когда мы произносим гласные без ударения, мы сокращаем их и иногда даже меняем. В лингвистике этот процесс называется редукцией.
Редукция бывает количественная и качественная. В первом случае гласный просто сократился, но не изменился, поэтому сложностей в правописании нет. Количественному изменению подвергаются У, И, Ы. В словах типа облУпить, мИнута, крЫсенок у нас не возникает вопроса, какую букву писать.
А вот когда редукция качественная – мы “не слышим”, нужный звук. Например, в слове “молоко” между М и Л мы слышим не О, не А (мы не говорим мОлОко, как бабушка в деревне, и не говорим мАлАко, как в белорусском языке) – там вообще непонятно что.
Чтобы написать правильную букву, ее надо как-то проверить – возникает орфограмма.
Но вопрос в том, как правильно проверять? Сначала надо определить тип безударного звука.
Какие они бывают
Выделяется три типа:
Разберем первый тип – проверяемые звуки. Для их проверки, надо изменить слово так, чтобы сомнительный гласный стал ударным. Например: в…да – вОды (множественное число); в…сна – вЁсны, в…дро – вЁдра.
Совет : сначала всегда меняйте единственное число на множественное и наоборот. Обычно это самый быстрый способ проверить орфограмму.
Другой способ – подобрать родственное слово, в котором звук будет под ударением. Возьмем слово “л…сник”. Так называют человека, который работает где? В лесу. В слове “лЕс” гласный под ударением, сомнений в правописании не возникает, значит “лесник” тоже пишется с “е”.
Слово “водитель” нельзя проверять существительным “вода”. У них абсолютно разное лексическое значение. “В…дитель” проверяется глаголом “вОдит”.
Скоро у нас выйдет статья “Проверяемые гласные” – прочитайте ее обязательно. Там я расскажу о способах проверки более детально, научу вас быстро запоминать орфографические правила.
Второй тип – непроверяемые. Их надо запоминать. В школьных учебниках такие слова даются в рамочках и выносятся в справочный раздел. Например, в слове “в…трина” нельзя проверить первый “и”, его можно только запомнить.
Однако иногда писать правильно помогает чувство языка, знание его истории. Например, слово “р…бота” в учебниках подается как словарное. Но каждый человек, для которого русский язык – родной, понимает, что “работа” от слова “рАб”. Вот вам и проверка.
На уроке в школе так объяснять нельзя, потому что “работа” и “раб” в современном русском – не однокоренные, работа перестала быть уделом рабов. Но на экзамене, на самостоятельной или просто при работе с текстом такое объяснение вполне сгодится.
Другой пример – мы пишем в словах полногласные сочетания “оло”, “оро”, если знаем старославянизмы с неполногласием “ла”, “ра”, “ле”, “ре”: молоко – млеко, смородина – смрад.
Есть и другие буквосочетания, секреты, правила работы со словарными словами – читайте статью о непроверяемых гласных.
Третий тип – чередующиеся. В одном и том же корне с чередованием могут быть разные звуки, сравните: положить – полагать, касаться – коснуться, заря – зори. Они проверяются по схожему принципу, правописание часто зависит от суффикса, который следует за корнем.
Здесь тоже есть нюансы, подводные камни в виде исключений и пр. Я постараюсь собрать все правила в простом и доступном виде в статье про чередующиеся гласные.
Гласные без ударения часто не соответствуют буквам, которые мы пишем. Дети 1-4 класса и ученики среднего звена забывают об этом, когда делают фонетический разбор. Отметим несколько основных правил.
Что надо знать для правильного фонетического разбора в школе
Если О находится не под ударением, он всегда транскрибируется как [а]: “вода” – [вада’].
Э без ударения всегда обозначает [и]: “весна” – [в’исна’], “пепел” – [п’э’п’ил]. Вы спросите – откуда там И? В школе мы пишем “и”, хотя на самом деле это не совсем так – ниже я расскажу про вузовскую классификацию безударных гласных, вы все поймете.
Йотированных Е, Ё, Ю, Я в фонетической транскрипции не может быть. Они либо обозначают два звука: jэ, jо, jу, jа, либо один звук с предшествующей мягкостью согласного: метелка – [м’ит’о’лка], племя – [пл’э’м’а].
Это весь материал, который нужно держать в голове для грамотного фонетического разбора.
Вам нужны хорошие справочники по русскому языку, где есть вся необходимая теория, написанная понятным языком? Для подготовки к ОГЭ, ЕГЭ или просто для улучшения лингвистических навыков?
Рекомендую вам вот эти четыре пособия, три из которых написаны школьными учителями-практиками из разных городов:
Напишите свой e-mail здесь – я отправлю вам четыре книги в одном архиве в высоком качестве.
Немного теории из высшей школы
В вузе с безударными гласными дела обстоят сложнее, чем в школе.
Все слоги в словах делятся на четыре группы:
Рассмотрим каждый слог слова “перекресток”. “Кре” – ударный, “сток” – заударный, “ре” – первый предударный, “пе” – второй предударный.
В некоторых словах может быть 3 и более предударных слога, но они не влияют на транскрипцию, поэтому не учитываются.
Теперь разбираемся с безударными гласными.
О и А в первом предударном слоге после твердых обозначают звук, близкий к а, который в транскрипции обозначается знаком “/\”. Это почти А, но не такой длинный и четкий, как под ударением (в слове “мама”, например).
О, А, Э во втором предударном и в заударном слоге после твердых произносятся очень коротко, мы не можем понять, что это вообще за звуки – то ли О, то ли А, то ли Э. Поэтому в фонетической транскрипции для них создан особый знак – [ъ].
Транскрибируем слово “молоко” – [мъл/\ко’]. Транскрибируем “караван” – [кър/\ва’н].
Э после твердых в первом предударном слоге произносится как Ы с призвуком Э – [ыэ]
Рассмотрим позиционную мену О, А, Э после мягких. В первом предударном слоге они обозначают И с призвуком Э – [иэ]. Во втором предударном и в заударных слогах мы произносим очень короткий и непонятный гласный, который в фонетике отображается знаком [ь].
Транскрибируем “в пенале” – [фп’иэна’л’ь]. Транскрибируем “небеса” – [н’ьб’иэса’].
Мы не углубляемся в фонетику, поэтому материал об исключениях, транскрибировании некоторых заимствованных слов я не даю.
Если характеризовать ударные и безударные звуки по подъему и ряду, как мы делали это в общей статье про гласные, получится такая таблица:
Заключение
Дорогие читатели, помогите мне сделать рубрику, посвященную русскому языку. Тексты на какие темы вам бы хотелось в ней видеть? Достаточно ли подавать материал, опираясь только на школьную программу, или нужно делать какие-то отсылки к высшей школе? Буду рад всем вашим отзывам и предложениям, спасибо.