Что такое биеннале современного искусства
Что означает слово «биеннале». Где находится главный центр
Биеннале – слово, относительно недавно вошедшее в активный запас русского языка. Интересно, что способствовало этому развитие зарубежного туризма в нашей стране. Однако для большинства населения всё ещё требуются пояснения.
Что такое биеннале в искусстве
Биеннале во все языки мира пришло из итальянского, где буквально значит – раз в два года: оно образовано слиянием латинских корней bis (дважды) и annus (год). Но современное значение – художественная выставка, проходящая с интервалом в два года – это слово обрело в конце XIX века, с появлением Венецианской бьеннале.
В каких странах проводятся такие мероприятия
Со второй половины XX века биеннале становится самой распространенной формой международных выставок современного искусства.
Главный центр биеннале
Звание главной биеннале навсегда закрепилось за Венецианской. Уже более ста лет, с 1895 года, она задаёт вектор развития как всех аналогичных мероприятий, так и искусства в целом.
Начиналась Biennale Arte скромно – с национальной художественной выставки 1887 года, успех которой побудил консула Венеции провести в своем городе международную выставку. Постепенно она приобрела свой классический формат: каждая страна представлена отдельным павильоном, специально для этого построенным. Сейчас временные экспозиции включают архитектуру и фотографию. Кроме того, в рамках бьеннале проводятся фестивали театра, музыки, балета, а также кинофестивали.
Русский павильон появился в 1914 году: тогда в нем прошел показ работ 68 наших художников. Следующий состоялся лишь в 1920 году. СССР участвовал в выставке только до 1934 года, несмотря на высочайший уровень интереса западной публики к советскому искусству. Возобновилось участие нашей страны в 1956 году.
Где еще проводятся биеннале
Наиболее известные биеннале — это:
География выставок такого формата не ограничивается Европой и Америкой. Так, с 1987 года они проводятся в Турции, с 1993 – в ОАЭ, а с 1996 – в Китае.
В России действуют шесть основных биеннале:
В 2017 году в Татарстане впервые состоялась Молодежная архитектурная биеннале, в 2018 в Москве – биеннале уличного искусства.
Венецианская биеннале современного искусства
В истории Венецианской биеннале был только один длительный перерыв – во время Второй мировой войны: после 1942 года выставка не проводилась. Восстановилась традиция в 1948 году, а в 1976 впервые была реализована идея общей темы и одного куратора.
В 2019 Biennale пройдёт с мая по ноябрь под девизом «Чтоб вам жить в интересные времена», известном у нас как «Не дай вам бог жить в эпоху перемен». Такая концепция предполагает переосмысление роли искусства в обществе, в котором усиливается тотальное недоверие, вызванное фальсификацией новостей и фактов.
Несмотря на заявленную идею искусства вне политики, куратор – директор лондонской Галереи Хейворда – пояснил, что основу экспозиции составят произведения, анализирующие угрозы традициям и взаимоотношениям, сложившимся в послевоенном мире. Таким образом, зритель окажется включенным в своеобразную многостороннюю дискуссию между художником и его произведением, художественных произведений между собой и аудиторией и между разноплановыми сообществами.
Куратор 58-й Венецианской биеннале 2019 года Ральф Ругофф. Фото Andrea Avezzu
Для этого предусмотрено проведение различных интерактивных мероприятиий, предполагающих погружение в среду искусства. Они дадут возможность почувствовать себя и художником, и объектом творчества. Российский национальный проект будет представлен в партнерстве с Эрмитажем.
Биеннале
Биенна́ле (лат. bis — дважды + annus — год) — выставка, фестиваль или творческий конкурс, проходящие раз в два года.
Самая известная биеннале — Венецианская, — существует с 1895 года. Однако есть и другие примеры, например, «Манифеста», биеннале Уитни (англ.) или биеннале в Сан-Паулу.
Со второй половины XX века крупные международные выставки (чаще всего в биеннальном формате) становятся основной площадкой презентации современного искусства.
По аналогии, триеннале — выставка, фестиваль или творческий конкурс, проходящие раз в три года.
Некоторые известные биеннале
Ссылки
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Биеннале» в других словарях:
Биеннале — международная выставка изобразительного искусства, кинофестиваль или музыкальный конкурс, проходящие каждые два года. Синонимы: Бьеннале См. также: Выставки Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь
БИЕННАЛЕ — БИЕННАЛЕ, БЬЕННАЛЕ [исп. biennale Словарь иностранных слов русского языка
биеннале — бьеннале Словарь русских синонимов. биеннале сущ., кол во синонимов: 2 • бьеннале (3) • … Словарь синонимов
БИЕННАЛЕ — БИЕННАЛЕ, смотри Бьеннале … Современная энциклопедия
Биеннале — Biennale лат.Bis дважды + Annus год международная выставка изобразительного искусства, кинофестиваль или музыкальный конкурс, проходящие каждые два года. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов
Биеннале — БИЕННАЛЕ, смотри Бьеннале. … Иллюстрированный энциклопедический словарь
БИЕННАЛЕ — показ чего либо два раза в год (Венская биеннале рекламных плакатов), в отличие от триеннале, т.е показа три раза в год … Словарь по рекламе
биеннале — I нескл. м.; = бьеннале Фестиваль изобразительного искусства или кинофестиваль, устраиваемый регулярно раз в два года. II нескл. ср.; = бьеннале Выставка, устраиваемая регулярно раз в два года. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
биеннале — биенн але и бьенн але, нескл., муж. (фестиваль) и жен. (выставка) … Русский орфографический словарь
биеннале — биенна/ле и бьенна/ле нескл., м., ж и с … Орфографический словарь русского языка
Московская Биеннале Современного Искусства
Биеннале современного искусства проводятся сравнительно недавно – с середины XX века, но до сих пор многим остается неясен формат и суть подобных мероприятий. О том, как появились выставки и фестивали такого плана, и как они проводятся в России, пойдет речь в этой статье.
Что такое биеннале?
Этот термин возник достаточно давно – в 1895 году, когда открылась первая Венецианская биеннале. В переводе с латинского языка, он обозначает дословно «дважды и год». Мероприятие проводится один раз в два года. Примерно с середины XX века именно в этом формате проходят выставки, посвященные современному искусству, поскольку это наиболее подходящая форма для их проведения. Обычно это крупные международные художественные проекты. Дело в том, что два года – идеальный срок, чтобы художники накопили достаточно материала для выставки, который при этом не успевает потерять актуальность проблематики и свежести взгляда.
Венецианская биеннале современного искусства
Это самый давний и известный форум современной культуры, первая по-настоящему глобальная выставка искусства. Изначально она была задумана как локальное мероприятие, но спустя буквально пару лет после начала существования стала международной. Достаточно скоро выставка достигла мирового признания и престижа. Проведение Венецианской биеннале не прерывалось даже в годы Второй мировой, и ближе к середине XX века она начала играть ключевую роль в деле становления современного искусства на мировом уровне.
Венецианская биеннале традиционно проводится весной (в отличие от российских аналогичных проектов, большая часть из которых, запланирована на осень).
Страны-участницы размещают свои проекты в отдельных национальных павильонах, которые строились на протяжении всего XX века известными архитекторами. Кроме основных направлений, на фестивале представлена параллельная программа, в которой принимают участие отдельные художники и коллективы. По окончанию проекта международное жюри вручает приз лучшему национальному павильону и отдельно отмечает нескольких мастеров искусства.
Тему определяет куратор главного павильона биеннале. Обычно она связана с проблемой, актуальной на момент проведения мероприятия для современного искусства, поэтому Венецианская биеннале, как и другие аналогичные выставки, не только отражают его состояние, но и влияют на дальнейшее развитие.
В последние несколько лет фестиваль бьет рекорды по количеству посетителей, собирая более полумиллиона зрителей со всего мира.
Венецианская биеннале 2017 года
В 2017 году проводилась 57-я по счету биеннале, куратором ее стала Кристин Масель. Тема звучала следующим образом: «Да здравствует живое искусство», без каких бы то ни было отсылок к политике и социальным проблемам. По общему признанию, она стала одним из самых ярких и понятных мероприятий на тему современного искусства за последние несколько лет.
В рамки Венецианской биеннале также включены дополнительные проекты, посвященные театру, танцам, музыке, кино.
Московская международная биеннале современного искусства
Фактически, основной площадкой продвижения искусства в России является Московская биеннале, которая проходит с 2005 г. по нечетным годам (соответственно, с момента появления их было семь). Ее целями является:
Основатель проекта – куратор с мировым именем Иосиф Бакштейн, ему и Виктору Мизиано принадлежит идея организации выставки.
Начиная с самой первой биеннале, в программу фестиваля входят не только проекты художников со всего мира, но и выставки современного искусства, совпадающие по времени проведения. Мероприятие проводится обычно на нескольких площадках, среди которых – крупные музеи, галереи и центры.
Московская биеннале 2017 года
Так, в 2017 году основным местом проведения стало новое здание Третьяковской галереи, а комиссаром проекта на смену его постоянному организатору Бакштейну был назначен экспертный совет. Седьмая Московская биеннале длится, в отличие от прошлых, целых четыре месяца – с осени 2017 до зимы 2018 г. Все это говорит о том, что фестиваль вышел на новый, более качественный уровень.
Проект «Заоблачные леса», где представлены основные тенденции современного искусства (особенно много там объектов, связанных с виртуальной реальностью), организует один из самых известных кураторов мира Юко Хасегава. Выставка в итоге выглядит сдержанной и загадочной – в чисто японском духе, но в целом формат вполне традиционный.
В 2017 году в Московской биеннале приняли участие более 50 художников из разных стран мира. Все они осмысляют мир как единый организм, в котором соединены технологии, медиа и искусство.
Выставки параллельной программы разбросаны, как и всегда, по всему городу, по разным площадкам.
Уральская индустриальная биеннале
Другим известным проектом является Уральская индустриальная биеннале современного искусства. В 2017 году она проходит в Екатеринбурге (уже в четвертый раз) и в других 25 близлежащих городах, так как площадка значительно расширилась. Мероприятие длится в течение примерно двух месяцев. Оно изучает индустриальность как специфическую характеристику Урала, ставя своей целью введение этого региона в мировое художественное пространство при помощи современного искусства.
Так, в первый год функционирования выставка исследовала творческое производство, возможное на производственных площадках Екатеринбурга. Второй проект рассматривал искусство и культуру современности, как способ трансформации окружающей реальности, а третий изучал мобилизацию как движущую силу новой культурной ситуации.
Организатором этого проекта является Уральское отделение РОСИЗО.
Основным арт-объектом и местом проведения стал заброшенный Уральский приборостроительный завод – обычно для этой выставки избираются не выставочные пространства. В первый и второй раз биеннале проводилась на типографии «Уральский рабочий», в третий – на этажах гостиницы «Исеть».
Уральская биеннале 2017 года
Итак, биеннале – неотъемлемая и важная часть современной культуры, становящаяся для людей модным и необходимым для посещения мероприятием. Они задают ритм и тенденции в искусстве и культуры и являются их концентратом. В России многие крупные города создают свои проекты, выдвигая их на мировой уровень. В их число вошли Москва, Екатеринбург, Новосибирск, Владивосток и другие.
Московская биеннале современного искусства
В истории искусства, относительно недавно, стало фигурировать такое понятие, как биеннале. Его значение нетрудно угадать по происхождению. Изначально итальянское biennale является сочетанием латинских bis (дважды) и annuus (год) — таким образом, это явление в области культуры, которое происходит каждые два года. Биеннале может быть посвящена не только искусству, а вообще любому культурному явлению, но с течением времени это стало полноценным движением именно современного искусства. Трудно точно описать, как проходит такое мероприятие, ведь форматы могут быть совершенно разными, включая, например, фестивали, выставки и художественные конкурсы. В целом, биеннале — это масштабнейшее событие, объединяющее представления работ многочисленных художников и привлекающее аудиторию со всего мира. Существуют также триеннале — выставки, проводящиеся раз в три года.
Источник фото: 34travel.me
Как и история самого понятия, история биеннале началась в Италии. Венецианская биеннале стала самой первой выставкой данного типа и до сих пор остаётся самой известной и престижной. Она прошла в 1895 году, лишь немногим более века назад. Уже тогда участие в форуме принял российских автор — скульптор Леопольд Бернштам. Стоит отметить, что как в те годы, так и позднее участие в подобных мероприятиях давалось России очень сложно. Зачастую, а особенно в дореволюционное время, художникам из нашей страны не предоставлялись даже залы и павильоны, а самим авторам в большинстве случаев не представлялась возможность прислать свои работы, чтобы показать их без личного присутствия. Со временем ситуация сильно изменилась: Борис Кустодиев получил главную награду в Венеции, а позднее биеннале стали проводиться и у нас, постепенно увеличивая свои масштабы и количество.
В мире достаточно известных примеров богатого разнообразия биеннале. Среди них:
Среди российских особенно выделяются Московская биеннале (современного или молодого искусства), Ширяевская биеннале современного искусства, Красноярская музейная биеннале. Хотя биеннале и существуют для демонстрации совершенно разных направлений, в наше время они фокусируются и оказывают наибольшее влияние на молодое искусство. Выставка служит своеобразным толчком и вдохновением для авторов, а масштаб события побуждает создать что-то радикально новое, чтобы выделиться из множества конкурентов.
Источник фото: tatlin.ru
В таком подходе и заключается особенность формата и отличие от стандартной выставки. Организация является сложной структурой и проходит много этапов. Обычно организаторским составом избирается и приглашается международно известный куратор, а иногда и несколько. Затем группа гостей выбирает кандидатуры художников, которые будут реализовывать в своих работах также избранный ими девиз или основную тему/идею бинеалле. Такую тему называют кураторский высказыванием. Такая система несёт в себе цель побудить авторов создавать произведения именно под определённое событие. Этот подход одновременно ограничивает и даёт новое поле для эксперимента, что в итоге выражается в создании новых жанров и тем в искусстве в широком плане, что и является основным способом развития современного искусства. По таким принципам проходит и знаменитая Московская биеннале современного искусства. Являясь одной и самых современных выставок среди крупных биеннале, она появилась в 2005 году. Однако история её создания уходит значительно дальше. Ещё в 90-х годах обсуждалась теоретическая возможность начала её существования и будущий формат. Главными личностями, оказавшими на идею наибольшее влияние и участвовавшими в продвижении были два российских куратора, обладающие мировой известностью — Иосиф Бакштейн (искусствовед, критик и культуролог, входящий в топ-50 наиболее влиятельных персон в российском искусстве) и Виктор Мизиано (теоретик искусства и главный куратор России на Венецианской биеннале). История сложилась не очень благополучно — между основателями произошёл конфликт интересов, помешавший осуществлению планов и отложивший открытие форума. Впоследствии у поста руководителя проекта остался лишь Бакштейн, а Мизиано продолжил работу в качестве куратора в Венеции. Данная ситуация будет не последним конфликтом вокруг Московской биеннале.
Источник фото: a-a-ah.ru
Уже с первого появления выставка обрела достаточно крупный масштаб и собрала около 40 авторов из разных стран. Развитию поспособствовало и то, что под флагом общего события были объединены все художественные выставки, проходившие в Москве в соответствующий период. До 2019 года включительно с полным размахом проходили все запланированные события. Проблемы, связанные со сменой структуры организации и скандалом вокруг невыполнения обязанностей президентом события не помешали презентовать свои работы 34 художникам, представляющим 11 стран. Выставка проходила в Новой Третьяковке и была представлена 50 самостоятельными работами. На данный момент Восьмая Московская биеннале современного искусства является последней. В 2021 году фестиваль не проводился из-за антиэпидемических ограничений и сложностей в участии зарубежных гостей. Несмотря на препятствия последних лет, российское художественное сообщество с нетерпением ждёт возвращения одной из главных и наиболее значимых биеннале страны. Доводилось ли вам когда-нибудь побывать на одной из подобных выставок? Расскажите о своих впечатлениях в комментариях!
Неоплаченные счета, «тонны лжи» и черный пиар: что стоит за скандалом вокруг Московской биеннале
Московская международная биеннале — масштабная выставка современного искусства, проходящая раз в два года, — была основана в 2005 году известным искусствоведом и куратором Иосифом Бакштейном. Летом 2016-го он снял с себя полномочия комиссара биеннале и передал их президенту нового фонда «Биеннале современного искусства» Юлии Музыкантской — приемной дочери экс-префекта ЦАО Москвы Александра Музыкантского и бывшей сотруднице министерства культуры, центра «Винзавод» и фонда V-A-C.
Письма без ответов
Музыкантская все обвинения в свой адрес отвергает. Рюмина, по ее словам, работала в проекте волонтером всего один месяц, после чего с ней «были вынуждены попрощаться».
Еще в 2018 году с фондом «Биеннале современного искусства» стали активно судиться контрагенты. По данным СПАРК, общий объем требований в 2018-2019 годах превысил 8,7 млн рублей. В апреле 2019-го поставщик техники «Ай Эм Эс» сообщил о намерении обанкротить фонд. Из картотеки арбитражных дел следует, что годом ранее фирма решила взыскать с фонда 2,1 млн рублей за поставку товаров по договору от сентября 2017-го. В июне 2018-го стороны заключили мировое соглашение. А 19 июля 2018 года Музыкантская зарегистрировала новый фонд — «Биеннале актуального искусства», которому перешли права на товарный знак от «Биеннале современного искусства».
Неоплаченные счета
В июне 2019 года организационные проблемы устроителей Биеннале оказались в публичной плоскости: на сайте «Фонд биеннале» было обнародовано открытое письмо 14 иностранных художников и сотрудников Биеннале-2017 и одного российского художника с призывом к коллегам не участвовать в выставке в этом году. Авторы утверждали, что до сих пор не получили гонорары за свои работы и столкнулись с хаосом и хамством на стадии подготовки к биеннале. 4 октября 2019 года на пресс-конференции в ТАСС письмо зачитала главный редактор интернет-издания «Артгид» Мария Кравцова (среди основателей «Артгида» — Антон Белов, директор музея современного искусства «Гараж»).
Музыкантская в октябре заявила Forbes Life, что из 15 подписантов один в биеннале не участвовал, а единственный «пострадавший» из России Валентин Фетисов деньги уже получил (художник продолжает настаивать на обратном). В то же время она признала, что с 13 иностранцами организаторы рассчитались не в те сроки, что были оговорены изначально. Более подробно ответ организаторов Биеннале-2019 представлен в посте на Facebook.
Forbes Life написал всем упомянутым в аудиторском отчете художникам по электронной почте и в Facebook. Откликнулась только норвежская художница Сиссель Толаас. 14 октября она сообщила, что Биеннале не заплатила ей ничего, хотя должна €21 500. Музыкантская объяснила этот факт тем, что платеж Толаас задержан валютным контролем. После того, как художница предоставит актуальную банковскую информацию, средства ей будут перечислены, настаивает организатор проекта. «Дальнейшую переписку с ней ведут наши юристы», — добавила Музыкантская. На следующий день, 22 октября, Толаас пожаловалась Forbes Life на то, что Музыкантская «натравила» на нее адвоката, «вывалив тонны лжи и мейлы с угрозами». «А мы ведь только старались сделать хорошую выставку. Не могу поверить в это дерьмо», — констатировала художница.
По данным «Артгида», выплаты также не произведены еще как минимум в адрес архитектора Самане Моафи.
Есть среди подписантов письма на Colta.ru и сотрудники государственных музеев, например, куратор ГМИИ им. Пушкина Ольга Шишко и специалист по современному искусству Третьяковской галереи Кирилл Светляков. На территории Новой Третьяковки на Крымском валу при этом и открывается Биеннале-2019. Директор галереи Зельфира Трегулова напомнила Forbes Life, что музей лишь предоставляет проекту Музыкантской площадку и не имеет отношения к организационным вопросам. От других комментариев она отказалась.
«Происки конкурентов»
Музыкантская уверена, что «последние две недели на проект идет [информационная] атака». «Наших партнеров и подрядчиков обзванивают и убеждают не работать с нами. С одной стороны, лестно, когда в тебе видят настолько сильного конкурента. Но то, какие формы приняла конкурентная борьба сейчас, в условиях отсутствия нормального рынка и ограниченного круга спонсоров, готовых поддерживать не классические проекты, — просто свинство», — отметила руководитель «Биеннале актуального искусства».
Она признает существование некоторых финансовых проблем при проведении выставки 2017 года. По ее словам, финансовое положение Биеннале-2017 пошатнула вынужденная смена площадки накануне открытия выставки: вместо Манежа биеннале открылась в пространстве Новой Третьяковки и продлилась четыре месяца вместо одного запланированного.
На Биеннале-2019 Минкультуры в сентябре 2019 года выделило новую субсидию в 8,5 млн рублей. Пресс-секретарь министерства не ответил на вопрос Forbes Life о том, следит ли руководство ведомства за ситуацией вокруг выставки.
Впрочем, основную финансовую нагрузку на себя вновь взяли частные меценаты. Среди спонсоров Биеннале-2019 — Газпромбанк. «Транснефть» и Mercury (ЦУМ). Представитель ЦУМа от комментариев Forbes отказался. Поддерживают биеннале и такие влиятельные меценаты, как фонд семьи Леонарда Блаватника, фонд Стеллы Кесаевой Stella Art Foundation и фонд Гейдара Алиева. Представитель последнего сообщил Forbes Life, что руководство не будет уделять время «историям черного пиара». Представители пресс-службы компании Блаватника HKStrategies и Stella Art Foundation от комментариев отказались.
Накануне золотой лихорадки
На биеннале, которая откроется 31 октября, организаторы возлагают большие надежды. Куратором выставки впервые в своей карьере выступит знаменитый оперный режиссер и сценограф Дмитрий Черняков.
Главный проект — «диалог» работ молодых художников-участников биеннале с 11 картинами из собрания венского музея Альбертина. Среди последних — работы Герхарда Рихтера, Германа Нитча и других известных мастеров. Культурный атташе посольства Австрии в Москве, куратор Симон Мраз сообщил Forbes, что как дипломат он очень рад участию Альбертины в проекте, но как куратор считает, что Московская биеннале по сути перестала соответствовать названию — масштаб биеннале должен охватывать весь город, а подготовка к ней — длиться все два года после завершения предыдущей.
В России рынок находится в зачаточной стадии. По оценке агентства InArt, объем рынка современного искусства в России в 2017 году составил €20,3 млн (прогноз на 2018-й — €22,4 млн). В Москве не работает ни один крупный музей современного искусства с собственной коллекцией и не проходит ни одна регулярная выставка, заметная на глобальном арт-рынке. В условиях крайне ограниченных финансовых ресурсов даже не самые крупные ассигнования — вроде тех, что выделяются на Московскую Биеннале — могут приводить к большим скандалам.