Что такое биологическая грамотность в биологии 10 класс
Биологическая грамотность: казнить нельзя помиловать
Чтобы считаться грамотным в широком смысле этого слова, человек должен не только писать без ошибок и уметь считать, но и разбираться в истории, политике, быть начитанным и так далее. Сейчас в этом списке прочно укрепилась и компьютерная грамотность — было бы очень странно ее там не встретить, учитывая, что мы на каждом шагу имеем дело с компьютерами уже несколько десятилетий.
Но компьютерные технологии — не единственные, которые получили такое бурное развитие за последнее время. Например, космические корабли бороздят просторы Вселенной… правда жизнь произвольно взятого человека далека от исследований космоса. Да и адронный коллайдер никак не вмешивается в существование большинства людей (запустили, конец света не настал, вот и собственно всё).
Совсем другое дело — биотехнологии, и вообще вся область знаний, из которой у них растут ноги (биология и генетика в частности). Биология уже прочно заняла место в повседневной жизни, но, к огромному сожалению, разбираться в ней пока не считается необходимым.
Поэтому мы и создали русскоязычный открытый онлайн-курс «Молекулярная биология и генетика», к которому ещё можно присоединиться до 24 ноября 2014, либо проходить потом в свободном режиме. Ниже немного расскажем о нём.
Примеры заблуждений
Немного обидно приводить такой заезженный пример, но деваться от него некуда: ГМО (генетически модифицированные организмы). Очень популярная тема обсуждений — что это такое, насколько это вредно, противоестественно или оправданно. И очень правильно, что эта тема популярна: ее стоит обсуждать. Но для этого надо в ней разбираться. Или наоборот — есть темы, которые не обсуждаются, а должны бы. Например, усиленное самолечение антибиотиками вирусных инфекций.
Я сейчас пишу этот текст, а в соседнем окне открыта русскоязычная Википедия, в которой черным по белому написано, что антибиотики обычно используются при борьбе с вирусами. Это провал. И если по поводу критериев образованности еще можно спорить, то на то, как люди друг друга не лечат, а калечат, уже просто больно смотреть.
Самое смешное, что для того, чтобы избежать таких досадных заблуждений, достаточно самых базовых знаний биологии. Не надо иметь красный диплом биологического факультета; не нужно даже проходить длинные углубленные онлайн-курсы вроде замечательного «Introduction to Biology — The Secret of Life» от Эрика Лендера на EdX — хватит простого вводного курса, чтобы освежить школьные знания и освоить азы клеточной биологии и генетики.
Формат курса
Молекулярная биология и генетика – массовый открытый онлайн-курс (MOOC) на платформе Stepic, представляет из себя три недели коротких лекций на русском языке, перемежающихся разнообразными тестами. Как и на большинстве других MOOC-платформ, видеозаписи доступны в любое время дня и ночи, тесты проверяются автоматизированной системой, а курс проходят тысячи людей одновременно.
Содержание курса соответствует первому месяцу программы, разработанной для студентов-программистов Института биоинформатики, поэтому мы будем особенно рады видеть среди слушателей людей из сферы IT. Кстати, про этот и два других курса по Python и Linux также есть кратко на хабре.
За время курса слушателям в нескучной форме рассказывается, как устроена живая клетка и какие процессы в ней происходят, чем отличаются от клеточных организмов вирусы, как устроен ген, как организуется генетическая информация и многое другое.
Конечно, за три недели невозможно рассмотреть все применения этих тем в повседневной жизни, поэтому мы сделали акцент на теории. Наша главная цель — дать участникам курса комплекс знаний, который поможет самостоятельно отвечать на возникающие вопросы. Присоединяйтесь!
Программа курса
Учебник должен быть современным. или Что такое биологическая грамотность
Первое десятилетие XXI века ЮНЕСКО объявило десятилетием культуры, в том числе культуры экологической, генетической, культуры здорового образа жизни. Учебники биологии издательства «Дрофа» полностью отвечают этим требованиям времени. Формируя биологическую и экологическую компетентность, они воспитывают грамотного гражданина современного общества. Развивается биология, обновляются структура и содержание образования, меняется общество, и сегодняшний школьник уже существенно отличается от ученика конца XX века. В учебнике должны постоянно отслеживаться все эти изменения, учебник всегда должен быть современным.
Далеко не каждый из сегодняшних учеников станет в будущем врачом или микробиологом, вирусологом или агрономом, но все они, ныне сидящие за партой, выйдут во взрослую жизнь и каждый день будут в той или иной степени сталкиваться с биологией. Собственное здоровье и здоровье будущих детей, возможность продления человеческой жизни и современные достижения медицины, трансгенные организмы и клонирование, экологические проблемы и охрана окружающей среды – все эти вопросы касаются каждого из нас. И задача учителя биологии сегодня – сформировать биологически грамотного члена современного общества, человека, который сможет адекватно ориентироваться в огромном потоке информации, принимать корректные решения и отвечать за них.
Учебник «Биология. Общая биология. 10-11 классы. Базовый уровень» (авторы: В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова), впервые вышедший в свет в издательстве «Дрофа» в августе 2005 г., в полной мере отвечает требованиям времени и помогает решить эту непростую задачу.
Учебник создан авторским коллективом на основе авторской программы в полном соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования и базисным учебным планом, имеет гриф Министерства образования и науки РФ и включен в Федеральный перечень. Программа, реализованная в нем, получила гриф Министерства образования и науки РФ и опубликована в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы».
Авторам удалось очень удачно сочетать научность изложения с определенной эмоциональностью, усиливающей восприятие проблем современного мира. Язык изложения ясный, доступный, без заигрывания и упрощения, с одной стороны, но при этом и без унылой наукообразности, с другой.
В течение 2005-2006 и 2006-2007 учебных лет учебник апробировался в ряде регионов и получил высокую оценку учителей. На открытом уроке в Волгограде ученики сказали: «Наконец-то мы получили учебник, который понятен не только нашим учителям, но и нам самим». И подобная фраза порой значит больше, чем официальные отзывы в прессе.
Учебник завершает линию Н.И.Сонина. Однако структура книги, особенности компоновки материала и стиль изложения, доступный для учащихся с любым уровнем подготовки, позволяют использовать этот учебник на завершающем этапе изучения биологии в школе после учебников всех существующих линий.
Остановимся несколько более подробно на структуре и особенностях нового учебника. В чем его преимущество? Почему после знакомства с ним даже учителя, долгие годы работающие по другим авторским линиям, приобретают его для себя?
Как и любой другой, этот учебник состоит из текстового и внетекстового компонентов. Текстовой компонент представлен основным, дополнительным и пояснительным текстами. Основной текст – это текст параграфов. Параграфы содержат разнообразные примеры, исторические справки, сообщения о новых открытиях. Сегодня ученик имеет возможность узнать о последних достижениях науки из многочисленных научно-популярных журналов, из телевизионных программ, из Интернета, поэтому учебник должен соответствовать требованиям времени и идти в ногу с современной наукой. Новый учебник «Общая биология. Базовый уровень. 10-11 класс» достойно конкурирует с другими источниками информации.
Большое внимание авторы уделили практико-ориентированности материала. Чрезвычайно важно показать ученику, что знания, полученные на уроках биологии, ему пригодятся в реальной жизни, продемонстрировать связь науки и практической деятельности. Например, в параграфе «Генетика и здоровье человека» большое внимание уделено профилактике наследственных заболеваний, рассказу о медико-генетическом консультировании. В материале по биотехнологии речь идет о клонировании, о трансгенных растениях, об этических аспектах возможного клонирования человека и т.д. У учителя есть реальная возможность вызвать у ученика интерес к биологии через познание им самого себя. А интерес к предмету – это надежный путь к усвоению материала и формированию биологической и экологической грамотности.
Практически в каждом параграфе существует дополнительный текст. Во многих учебниках дополнительная информация вынесена за пределы параграфа и, как правило, находится после вопросов и заданий. Психологи, работающие с подростками, утверждают, что большинство учащихся, дочитав до конца параграф, не обращают внимания на материал, находящийся за его пределами. В представляемом учебнике дополнительная информация, обрамленная тонкой зеленой рамкой, находится внутри параграфа. В верхнем углу рамки стоит маленький зеленый квадратик. Точно такой же значок находится в тексте параграфа, в той его части, к которой и приводится данная дополнительная информация. Даже не желая того, читающий обязательно свяжет взглядом два ярких одинаковых знака на развороте. А это значит, что дополнительная информация будет увидена. Вынесенная в рамки информация не является обязательной для изучения и запоминания. Ее задача – заинтересовать, заставить задуматься, захотеть поделиться новыми сведениями с другими и узнать больше.
Обратимся теперь к внетекстовому компоненту. К нему относят аппарат организации усвоения знаний, аппарат ориентировки и иллюстративный аппарат.
Вопросы для повторения и задания, которые направлены на усвоение, закрепление и повторение материала урока, приводятся после каждого параграфа. В конце каждого из пяти разделов находятся блоки вопросов для обсуждения, разбитые по темам. Это задания уже более высокого уровня, требующие размышлений и сопоставлений, вопросы частично поисковые и творческие.
К аппарату ориентировки, кроме нумерации страниц, названий и номеров глав и параграфов, относится также и шрифтовое выделение. Во многих школьных учебниках на одной странице может встречаться сразу несколько типов шрифтов, что очень усложняет процесс чтения и усвоения материала. В новом учебнике для базового уровня шрифтовое выделение используется только в случае действительной необходимости. К сожалению, современные школьники не умеют работать с текстом. И это относится не только к биологии, но и к литературе и истории, физике и географии. Порой ответ на вопрос учителя сводится к тому, что ученик выхватывает взглядом нужное определение, выделенное жирным шрифтом, и повторяет его вслух, запомнив на уровне иконической памяти, длительность которой не превышает одной секунды. Данная информация не будет усвоена и осмыслена. Если же при подготовке учащийся будет вынужден самостоятельно найти в тексте некое определение, подчеркнуть его карандашом, если он сам выделит причины или следствия, то такая переработанная информация будет усвоена гораздо более полно и надежно.
Большое значение для понимания и усвоения материала имеет иллюстративный аппарат. Именно визуальный ряд делает доступной и ясной порой очень непростую информацию курса «Общая биология». Особенно важно это для учащихся, изучающих биологию на базовом уровне. Новый учебник красочно иллюстрирован. Слайды, микрофотографии, рисунки выполнены на высоком художественном уровне. Большинство иллюстраций отражают современные достижения биологии и впервые используются в школьной литературе.
По оценкам учителей, это по-настоящему современный учебник, созданный специально для базового уровня преподавания биологии на ступени среднего (полного) общего образования.
В конце декабря 2005 г. вышло в свет «Методическое пособие» к данному учебнику, которое содержит примерное тематическое и поурочное планирование курса на базовом уровне, описание лабораторных и практических работ, подробные поурочные рекомендации.
К началу нового учебного года (2007-2008) издана и поступила в продажу рабочая тетрадь к учебнику («Рабочая тетрадь к учебнику В.И. Сивоглазова, И.Б. Агафоновой, Е.Т. Захаровой «Биология. Общая биология. Базовый уровень. 10-11 классы» в 2 частях, авторы И.Б. Агафонова, В.И. Сивоглазов, Я.В. Котелевская). Это дидактическое дополнение поможет учащимся усвоить учебный материал, систематизировать и закрепить полученные знания. Разнообразные вопросы и задания, в том числе с использованием таблиц, схем, рисунков, тестов, сделают изучение биологии интересным и творческим. Задания пособия направлены на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса и позволяют учитывать разнообразные интересы, склонности и способности учащихся.
Изучение биологии в старшей школе чрезвычайно важно для полноценного формирования современного человека. Однако к старшим классам учащийся подходит уже с определенным багажом знаний, полученных в основной школе.
Учителям и учащимся всех регионов нашей страны хорошо известна линия учебников по биологии для основной школы Н.И. Сонина. Как любое произведение, эта линия имеет своих сторонников и своих оппонентов. Кто-то легко перешел на современную систему изучения биологии, с интересом включился в процесс сотворчества, создавая уроки на прекрасных разворотных иллюстрациях учебников, используя богатейший материал учебно-методического комплекта. Кто-то остался верен традиционному подходу к изложению материала. Однако равнодушных рядом с этими учебниками не осталось.
По-разному учителя относились и к крупному формату учебников. С одной стороны, такой формат позволял легко работать с текстом и богатым иллюстративным материалом. С другой стороны, это создавало некоторое неудобство практического характера. Время шло, биология развивалась, увеличивались возможности полиграфии, и появился новый стандарт образования. И хотя существующие учебники соответствуют требованиям нового стандарта, было принято решение об их усовершенствовании. Новые красочные иллюстрации, слайды и схемы, более четкая структуризация материала, задания, связанные с обращениями к компьютеру, что, безусловно, сегодня очень актуально, обновленный методический аппарат и уменьшение формата – все это позволило дать существующим учебникам вторую жизнь. В настоящее время в обновленном варианте вышли в свет учебники «Природоведение. 5 класс» (авторы А.А. Плешаков, Н.И. Сонин) и «Биология. Живой организм. 6 класс» (автор Н.И. Сонин). К будущему учебному году изменят оформление учебники 7 и 8 классов.
Большую помощь при изучении курса биологии окажут компьютерные диски, созданные к учебникам линии. Благодаря им даже сложные вопросы становятся понятными и доступными. Пользуясь дисками, можно не только усвоить новое, но и повторить изученный материал, проверить свои знания и умения.
В методическом аппарате учебника 6 класса, кроме ссылок на компьютерный диск, присутствуют также ссылки на интернет-сайты, где учащиеся смогут найти иллюстрации или дополнительную информацию по теме урока.
В настоящее время к учебнику «Природоведение. 5 класс» (авторы: А.А. Плешаков, Н.И. Сонин) издано новое методическое пособие (авторы: В.Н. Кириленкова, Н.И. Сонин), которое не только поможет учителю организовать учебный процесс в соответствии с современными требованиями, но и раскроет широкие возможности работы с мультимедийным приложением.
Все учебники линии Н.И. Сонина имеют гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки РФ» и соответствуют федеральному компоненту государственного стандарта общего образования.
Инна МОРЗУНОВА, кандидат биологических наук, зав. редакцией биологии издательства «Дрофа»
Авторская рабочая программа элективного курса по биологии «Основы биологической грамотности» 10 класс, на 2017-2018 учебный год
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Волгоградская область, Даниловский муниципальный район,
МКОУ Березовская кадетская (казачья) средняя школа-интернат
403385, Волгоградская область, Даниловский район, станица Березовская, улица Центральная, 7, телефон 5 – 41 – 39.факс 8 (844 61) 5 – 41 – 39, E — mail : ber _ school 2007@ mail . ru
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
Руководитель ШМО Заместитель директора школы по УВР Директор школы
________________ ________________ _______________
Н. В. Железкина Ю.С. Зименкова Н.Н. Дорофеев
Авторская рабочая программа элективного курса по биологии «Основы биологической грамотности» на 2017-2018 учебный год
Раздел 1. Пояснительная записка
Авторская программа факультативного курса «Основы биологической грамотности» составлена на основе:
— примерной программы среднего (общего) образования по биологии базовый уровень, созданной на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 (ред. от 23.06.2015 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»);
— рабочей программы элективного учебного предмета «Избранные вопросы биологии» для 10-11 классов учителя Красниковой Е. А.;
— рабочей программы прикладного курса по биологии «Основные вопросы по подготовке к ЕНТ» для 11 класса учителя Гречишкиной О. И.
Общая характеристика курса
Методической основой изучения факультативного курса «Основы биологической грамотности» является глубокое изучение предмета «Биология» на основе взаимосвязи теоретических и практических занятий. Основной принцип реализации программы – обучение в процессе конкретной практической деятельности, учитывающей познавательные потребности школьников.
В 10 классе на занятиях факультатива «Основы биологической грамотности» учащиеся знакомятся с некоторыми вопросами охраны природы (охрана водных и лесных ресурсов, сохранение редких и исчезающих видов растений и животных), овладевают навыками по оказанию доврачебной помощи в домашних условиях: при ожогах, обморожениях, солнечном и тепловом ударах, отравлении грибами; при повреждениях конечностей, при приёме назначенных врачом медицинских препаратов, сборе и хранении лекарственных трав. Во втором полугодии – систематизируется материал о вкладе в развитие генетики отечественных и зарубежных учёных; учащиеся решают интересные и познавательные генетические задачи на дигибридное скрещивание, наследование групп крови и сцепленное с полом наследование; знакомятся с основными приёмами выращивания сельскохозяйственных культур, районированными сортами и правилами ухода за домашними питомцами.
на основе изучения курса «Основы биологической грамотности» раскрыть и развить творческие способности учащихся;
систематизировать знания по охране природы, основам медицины и генетики; о животном и растительном мире, как неотъемлемой части природного равновесия.
расширение и углубление знаний о многообразии животного и растительного мира, их приспособлении к изменчивым условиям природной среды;
овладеть основными биологическими терминами и понятиями, научиться грамотно их применять при решении разнообразных практико-ориентированных задач;
развитие практических навыков работы с учебным оборудованием кабинета биологии (световым микроскопом, микропрепаратами), компьютером (создание проектов, презентаций);
воспитание бережного отношения к биогеоценозам, ресурсам растительного и животного мира.
показать приоритет экологических вопросов (сохранение многообразия органического мира, состояние своего здоровья) над материальными ценностями.
введены экологические уроки, предложенные ЭКОКЛАСС. РФ;
учащимся прививаются основы медицинских знаний и навыков, которые позволят им сохранить своё здоровье и оказать помощь пострадавшим в домашних условиях ;
вопросы охраны природы и многообразия животного, растительного мира рассматриваются на материале природы родного края с экологическим аспектом;
в перечень практических работ включены практико – ориентированные темы «Красная книга руками детей»; «Общая характеристика сельскохозяйственных культур и приёмов их выращивания», « Породы кошек и собак. Правила ухода за ними. Значение для человека».
Актуальность : прикладное значение факультатива «Основы биологической грамотности»
обеспечивает высокий уровень интеллектуальных притязаний обучающихся;
способствует формированию мотивации к дальнейшему самостоятельному изучению курса и успешному участию в творческих конкурсах по биологии;
Реализация программы становится возможным благодаря использованию электронного учебного приложения для организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся. В этом случае задействуются различные каналы восприятия учеников, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память учащихся.
Методы и формы обучения определяются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. В связи с этим основные методики изучения биологии на данном уровне: обучение через опыт и сотрудничество; интерактивность (работа в малых группах), предусмотрена проектная деятельность учащихся и защита проектов после завершения изучения курса в целом.
Внедрение современных и инновационных технологий в образовательный процесс является дополнительной возможностью повышения качества обучения учащихся. Так, информационные технологии и программные средства способны помочь более эффективно решать следующие задачи: стимуляция самостоятельности и работоспособности учащихся, содействие развитию их личности; организация индивидуального обучения школьников; наиболее полное удовлетворение образовательных потребностей как наиболее способных и мотивированных учащихся, так и недостаточно подготовленных.
Основные группы технологий, применяемые на занятиях факультатива:
— технология объяснительно-иллюстративного обучения
Важнейшим механизмом формирования компетентности обучения является словесный метод обучения. К этому методу относится монологическая речь учителя (рассказ, объяснение, лекция, разъяснение способов деятельности, приемов работы с каким-либо источником биологической информации), работа учащихся с текстом учебника или дополнительной литературы, сайтами Интернета. Часто используется диалогическая форма: беседа с классом, работа школьников с вопросами и заданиями учебника. Широко используются иллюстрированные таблицы, педагогический рисунок, презентации, учебные фильмы. В составе практических методов выделяются практические работы, методы работы с карточками, схемами, работа с микроскопом.
Описание места учебного предмета в учебном плане. На изучение факультативного курса по биологии « Основы биологической грамотности» отводится 1 час в неделю, 34 часа за весь период обучения.
Раздел 2. Планируемые результаты освоения курса
— меры по охране природы и природоохранные акции;
— инфекционные заболевания и меры по их профилактике;
— лекарственные формы, фармакологическое действие, способ применения и дозы распространённых медицинских препаратов;
— виды мягких повязок и правила их наложения при повреждениях конечностей, на туловище и голову ;
— меры помощи при ожогах, обморожениях, ожогах, солнечном и тепловом ударах, отравлении грибами;
— вклад в развитие генетики отечественных и зарубежных учёных;
— группы крови; признаки, сцепленные с полом; наследственные болезни; районированные сорта;
— сельскохозяйственные культуры и приёмы их выращивания;
— особенности пород кошек и собак.
— актуальность природоохранной деятельности;
— меры по охране животных и растений, занесённых в Красную книгу;
— состав и строение клетки;
— особенности строения прокариотической и эукариотической клеток;
— влияние мутагенов на здоровье человека;
— процессы: гетерозис, гибридизация, полиплоидия
— многообразие растений и животных.
— приспособленность к среде обитания живых организмов
— приёмы выращивания сельскохозяйственных культур;
— значение для человека возможности разведения различных пород кошек и собак.
Работать с гербарными материалами, моделями, муляжами, натуральными объектами;
Иллюстрировать ответ простейшими схемами, рисунками;
ученик получит возможность научиться:
— логически рассуждать и формулировать выводы,
— осуществлять образовательное взаимодействие в информационном пространстве образовательного учреждения (получение и выполнение заданий, получение комментариев);
— адекватно оценивать свои возможности достижения цели в различных сферах самостоятельной деятельности;
— в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
— оказывать первую помощь при различных видах повреждений кожи и покровах (ожог, обморожение ), отравлении грибами;
— пользоваться основными антисептическими средствами; наложить мягкую повязку при повреждениях конечностей, на туловище и голову ;
— различать группы лекарственных препаратов и применять их по медицинским показаниям;
— узнавать лекарственные растения по внешнему виду; правилам сбора, хранения и применения лекарственных трав;
— решать генетические задачи на дигибридное скрещивание, наследование групп крови, сцепленное с полом наследование;
— составлять простейшие схемы скрещивания;
— основным приёмам выращивания сельскохозяйственных культур;
— правилам ухода за домашними питомцами (кошки, собаки).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
— для профессионального самоопределения;
— для оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму;
— при оказании доврачебной помощи себе и окружающим ( при ожогах, обморожениях, солнечном и тепловом ударах, отравлении грибами; при повреждениях конечностей, при наложении повязок на туловище и голову, при приёме назначенных врачом медицинских препаратов, сборе и хранении лекарственных трав, профилактики инфекционных заболеваний);
— для выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
— для подготовки и защиты проектов «Биология вокруг нас».
Формы контроля знаний:
выполнение творческих заданий, подготовки и представления тематических сообщений и презентаций;
оформление памяток, покетмода, альбома, фотоотчёта, таблиц, моделей, календаря
проверка результатов и выводов на практических занятиях.
Раздел 3. Учебно – тематический план
Распределение учебных часов по разделам программы: