Что такое биологические ритмы обж
Основы безопасности жизнедеятельности
10 класс
Урок 27
§ 27. Биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека
Содержание урока
Биологические ритмы
Биологические ритмы
Биологические ритмы — это периодически повторяющиеся изменения характера и интенсивности биологических процессов и явлений в организме человека.
Утомление — это состояние временного снижения работоспособности человека.
Биологические ритмы можно наблюдать на всех уровнях организации живой материи: от внутриклеточного до популяционного. Они развиваются в тесном взаимодействии с окружающей средой и являются результатом приспособления к тем факторам окружающей среды, которые изменяются с чёткой периодичностью (вращение Земли вокруг Солнца и своей оси, колебания освещённости, температуры, влажности, напряжённости электромагнитного поля Земли и т. д.).
В зависимости от частоты биологические ритмы объединяют в несколько групп: высокочастотные биологические ритмы, колебания средней частоты и биологические ритмы низкой частоты.
Биоритмы являются основой рациональной регламентации всего жизненного распорядка человека, так как высокая работоспособность и хорошее самочувствие могут быть достигнуты только в том случае, если соблюдается более или менее постоянный распорядок Дня.
Работоспособность человека в течение суток меняется в соответствии с суточными биологическими ритмами и имеет два пика: с 10 до 12 ч и с 16 до 18 ч. Ночью работоспособность понижается, особенно с 1 ч ночи до 5 ч утра.
Индивидуальный ритм работоспособности полезно знать каждому. Эти знания помогут при выполнении наиболее сложных заданий.
Важно усвоить, что правильный режим учёбы и отдыха обеспечивает высокую работоспособность и бодрое состояние в течение длительного времени. Этот режим должен учитывать индивидуальные особенности человека.
1. Если изменение места пребывания, связанное с переездом в другой часовой пояс, будет недлительным, то целесообразно на новом месте сохранить режим, близкий к постоянному.
2. Если на новом месте предполагается длительное пребывание и предстоит работа, требующая максимального напряжения сил, то целесообразно заранее (за 5-10 дней) постепенно менять режим труда и отдыха на месте постоянного проживания, приспосабливаясь к новому часовому поясу.
Следующая страница Профилактика утомления
Презентация по ОБЖ 10класс на тему «биоритмы»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Биологические ритмы человека
Биологический ритм – это периодически повторяющиеся изменения биологических процессов в организме человека.
Биоритмы Физиологические: Имеют периоды от долей секунды до нескольких минут. Это, например, ритмы давления, биения сердца и артериального давления. 2. Экологические: Сравнительно постоянны, закреплены генетически (т.е. связан с наследственностью), по длительности совпадают с каким-либо естественным ритмом окружающей среды. Благодаря экологическим ритмам, организм ориентируется во времени и заранее готовится к ожидаемым условиям существования. Многие животные еще до наступления холодов впадают в зимнюю спячку или мигрируют. Таким образом, экологические ритмы служат организму как биологические часы.
Экологические ритмы месячные суточные годовые
Годовой биоритм Годовой биоритм связан со сменой времен года (сезонные биоритмы), с движением Солнца, с движением Земли вокруг Солнца. Активность человека меняется со сменой сезона. Большинство людей менее активны в короткие зимние дни, а с наступлением весны человек оживает, его активность повышается. Наименьшая активность всегда отмечается во второй и двенадцатый месяцы года. Февраль и декабрь – месяцы наименьшей активности почти для всех.
Месячные биоритмы Месячный биоритм связан с четырьмя фазами Луны: 1-я фаза – новолуние; 2-я фаза – растущая Луна; 3-я фаза – полнолуние; 4-я фаза – убывающая Луна. В период растущей Луны человек более активен. В период убывающей Луны жизнеспособность организма снижается, человек менее активен, чувствует усталость, все у него продвигается «со скрипом».
На фазу полнолуния и фазу новолуния стоит обратить особое внимание. Они неблагоприятно воздействуют на нашу психику. В этот период растет число дорожно-транспортных происшествий, тяжелых преступлений, немотивированных ссор. Лекарства, принятые в полнолуние, действуют сильнее, но сильнее проявляются и их побочные действия. Спиртные напитки и вовсе противопоказаны – человека тянет на «подвиги», поступки часто непредсказуемы. В новолуние организм находится на самой низшей точке жизненной активности. В новолуние и в несколько последующих за ним дней чаще происходят инфаркты, кровоизлияния, приступы эпилепсии и бронхиальной астмы. Воздействие месячного биоритма на организм
Суточные биоритмы человека Это 24-часовой ритм, который связан с вращением Земли вокруг своей оси. Воздействие Солнца рождает два биоритма – дневной и ночной. Суточный биоритм человека имеет два пика и два спада активности в дневное и ночное время.
Оказывается, наиболее рациональный прием пищи будет приходиться на время, когда человек испытывает естественный голод. В системе дневного биоритма это время: когда нужно подкрепить силы организма, идущие на спад, – в 10—11 часов; после полудня – в 13—14 часов; в 16—17 часов и 19 часов нужно опять дать силы организму. Дневной биоритм
Время ночного биоритма – время отдыха организма и подготовки его к следующему дню, поэтому нагружать его дополнительной работой не рекомендуется. Ночной биоритм
Идеальным для человеческого здоровья является жизнь «по солнечным часам»: вставать на рассвете, ложиться после захода солнца. Это объясняется тем, что только во сне и только в темноте вырабатывается гормон мелатонин, так называемый «гормон ночи». Мелатонин служит тому, чтобы человек жил ритмично, меньше старел и находился в приподнятом настроении.
Режим дня нужно стараться составлять с учётом биологических ритмов. Если режим рабочего дня, учебных занятий, питания, отдыха, занятия физическими упражнениями составлен без их учета, то это может привести не только к снижению умственной или физической работоспособности, но и к развитию какого-либо заболевания. Режим дня
05-00 Первый общий подъем активности. Организм постепенно просыпается и начинает работу всех своих органов. 06-00 Происходит выброс адреналина. Давление повышается, частота сердечных сокращений увеличивается. Иммунитет особенно силен. 07-00 Период наибольшей активности желудка. Все, съеденное в это время, максимально усваивается. Позаботьтесь о том, чтобы это была полезная пища.
09-00 Начинается спад активности, не беритесь за сложные дела, требующие пристального внимания. 10-00 Теперь самое время для умственной и физической активности. В это время все органы включаются в активную работу. 11-00 Время наивысшей физической и духовной активности.
12-00 Опять спад, не откажите себе в чашечке чая, он тоже содержит кофеин, но намного меньше, чем кофе, это важно для «сердечников». 13-00 Время, когда организм вырабатывает больше всего желудочного сока, именно в это время нужно обедать.
14-00 Пик работоспособности человека, это время, когда лучше всего проявляется и его физическая активность, и умственная деятельность. Также активно протекают процессы пищеварения и очищения всего организма. 15-00 Силы возвращаются, голова становится ясной. Занятия идут легко, без труда. Долговременная память работает наилучшим образом.
16-00 Новый подъем физической активности, но спад умственной. Самое время заняться спортом или просто пройтись, чтобы собрать мысли воедино. 17-00 Реакции замедляются. Обостряется чувство голода. Надо перекусить, чтобы поддержать убывающие силы.
18-00 Повышается кровяное давление организма. В это время часты беспочвенные конфликты и ссоры, сдерживайте себя. 19-00 Повышается физическая активность, и для активного спорта сейчас самое время. Еще можно поужинать.
20-00 Снова начинает активно работать мозг. Если у вас еще осталась незаконченная работа – самое время ее сделать. 21-00 Организм начинает настраиваться на отдых и потихоньку засыпать. 23-00 Идеальное время для того, чтобы пойти спать, ведь не зря сном красоты называют сон до полуночи.
Ритмы жизни обусловлены физиологическими процессами в организме, природными и социальными факторами. Все органы и функциональные системы организма имеют собственные ритмы. Взаимодействуя друг с другом, биоритмы отдельных органов и систем образуют систему ритмических процессов, которая и организует деятельность целостного организма во времени. Знание и рациональное использование биологических ритмов может существенно помочь человеку в жизни. Заключение
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Особенности организации педагогического процесса по обеспечению безопасности детей в сфере дорожного движения в условиях реализации ФГОС общего образования
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-188354
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Минпросвещения намерено расширить программу ускоренного обучения рабочим профессиям
Время чтения: 2 минуты
В России предложили учредить День семейного волонтерства
Время чтения: 2 минуты
Псковских школьников отправили на дистанционку до 10 декабря
Время чтения: 1 минута
В школах Тюмени запустят раздельный сбор отходов
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Урок по ОБЖ 10 класс Биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
«Биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека»
-обеспечить понимание учащимися значения знаний о биологических ритмах своего организма;
-научить учитывать биологические ритмы при планировании своей деятельности.
— развитие логического мышления;
— развитие умения работать в должном темпе;
— развитие умения делать выводы;
— воспитание целеустремленности и дисциплинированности, бережного отношения к своему и чужому времени, самодисциплины.
Информационный лист (индивидуальная работа).
Карточки-задания (работа в парах).
Расписание уроков (работа в группах).
ТИП УРОКА: Изучение нового материала и первичное закрепление новых знаний.
Добрый день, уважаемые гости и ребята! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте сегодняшнее занятие проведем с улыбкой. Главная задача – быть внимательными, активными, находчивыми, а главное – трудолюбивыми. Показывать, что мы знаем и как умеем работать. Прежде чем приступить к нашей теме обратите внимание, что перед вами “Линия самооценки”. Текущую оценку учебных достижений можно фиксировать с помощью особой условной линии. На каждом этапе урока вы оцениваете самостоятельно свою работу, закрашивая квадрат красным (всё было понятно), жёлтым (возникали трудности при выполнении данного задания) или синим (не разобрался). Сверху над каждым квадратом рисуете своё настроение, с которым выполнялась данная работа.
Ребята, сейчас какое время года? А за зимой начнётся? А самые длинные, каникулы когда?
А как выдумаете, что самое главное необходимо человеку знать, чтобы быть здоровым?
Вы много перечислили, большая часть ваших ответов касается темы нашего урока.
В качестве эпиграфа или основной идеи урока слова выдающегося русского ученого академика В.В. Павлова, который писал: « Сейчас трудно себе представить, какие практические выгоды извлечет человек, если он сумеет управлять биологическими ритмами ».
Следовательно, биологические ритмы
Как вы понимаете это словосочетание?
— это периодические колебания биологических процессов, протекающих в организме человека.
Советские ученые Ф. И. Комаров и С. И. Рапопорт в 1989г. в своей книге «Хронобиология и хрономедицина» дают следующее определение биоритмов: «Ритм представляет собой характеристику периодической временной структуры. Ритмичность характеризует как определенный порядок временной последовательности, так и длительность отрезков времени, поскольку содержит чередование фаз различной продолжительности».
Одной из основных работ в биоритмах живых существ можно считать разработанную хронобиологом Ф. Хальбергом в 1964 году классификацию биологических ритмов.
Ребята, для себя вы что- то узнали нового? Действительно, изучая биологические ритмы, мы сталкиваемся с такими понятиями, как ритмичность, цикл, классификация.
Они развиваются в тесном взаимодействии с окружающей средой и являются результатом приспособления к тем факторам окружающей среды, которые изменяются с четкой периодичностью (вращение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, колебания освещенности, температуры, влажности, напряженности электромагнитного поля Земли и т.д.).
В зависимости от продолжительности колебаний их называют:
Суточные. 2. Недельные. 3. Месячные. 4. Годовые и т.д.
Отлично, нужно уметь ценить свое время, это самое главное. Деньги можно заработать, а время вернуть нельзя, если им не умеешь пользоваться рационально, то никогда в жизни не добьешься успеха.
Сейчас мы с вами выступим в роли исследователей и проанализируем сутки с точки зрения того, рационально ли мы распределяем время и помогут нам в этом знания о биоритмах.
Для этого разобьем сутки на три равные части:
Работа (учеба в школе + домашнее задание) 8 часов;
Свободное время (8 часов);
Вывод: т.о., человеку необходим полноценный сон в течение 8 часов.
А теперь обратимся к учебнику п.27, страница 144 и ответим на вопрос:
-Всем ли людям свойственны однотипные колебания работоспособности?
Перед вами лежат листочки с тестовыми заданиями, предлагаемый тест, позволит вам определить свою принадлежность к одной из категорий пернатых и понять, в какое время вы наиболее работоспособны.
Тест «Кто рано встаёт…». «Сова, жаворонок и голубь».
Урок ОБЖ «Биоритмы и их влияние на работоспособность человека»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
«Биоритмы и их влияние на работоспособность человека»
I. Организационный момент.
Проверка домашнего задания : презентации
Внимание! В1729 году французский астроном де Мерам обнаружил, что листья бобов поднимаются днем и опускаются ночью. Ему захотелось установить, движутся ли они потому, что их освещает солнце, или потому, что растение ощущает вращение земли. Он пересаживает растение с грядки в темный подвал. Туда не проникают солнечные лучи, а ровная температура, неизменная днем и ночью, не подскажет растению, какое на дворе время суток. Но бобы словно не замечают смены обстановки: их листья столь же исправно встают торчком, когда на улице играет день, и столь же регулярно ложатся спать. Лишь полтораста лет спустя великий Дарвин высказывает догадку…
? О чем догадался Дарвин? Какую догадку высказал он?
(Если для растения неважны внешние воздействия, значит причина скрыта в нем самом. Бобы сами знают, когда вставать и когда ложиться спать, значит внутри растения есть свои часы. Оно подчиняется своему какому-то собственному ритму.)
И это правильный ответ. К тому же было произнесено ключевое слово нашего урока – ритм. Запишем тему урока…
III. Изучение нового материала.
1. Итак, мы выяснили, что ритм – это универсальное свойство живых систем. И наш с вами организм тоже подчинен определенным колебаниям, как и все живое в природе.
? Давайте попробуем привести примеры ритмических колебаний нашего организма.
(– ритмично сокращается наше сердце;
– происходит ритмичная смена вдоха и выдоха;
– сон и бодрствование;
Кстати, каждый орган в нашем организме живет по часам. К примеру, сердце лучше работает с 11 до 13 часов. А желчный пузырь, наоборот, в это время отдыхает. И лечиться неплохо бы в зависимости от того, в каком ритме работает тот или иной орган, а не когда придется. Принцип – одна таблетка три раза в день – безнадежно устарел. Гораздо меньшая доза препарата, принятая в то время, когда это действительно нужно, принесет большую пользу.
– Мы много раз повторили слово биоритм, настала пора дать определение этому слову.
(Работа с раздаточным материалом)Работа со словарем?
2. Ритм – это основа жизни. Жить – значит чувствовать ритм, приспосабливаться к нему и использовать его для благих целей. Обратите внимание на ключевые слова этой фразы: ритм– жизнь, жить – ритм.
Фрагмент танца 2 ученика: 1 – ритмично, 2 – не ритмично
Примерно то же самое происходит в живой природе. Организм, который по какой-либо причине не хочет или не может вписаться в природный ритм, уходит из жизни. Иногда этот уход длится десятки лет.
3. Каждый человек индивидуален, он не похож на других, имеет свои биологические ритмы. В зависимости от характера биоритмов людей можно разделить на три хронотипа: жаворонки, голуби, совы.
Сейчас вы попробуйте определить свой хронотип, для этого откройте на рабочем столе папку “ОБЖ, 10 класс”, тест.
Тест “Определение своего хронотипа” выполните в тетради. Это сокращенный вариант теста Остберга.
Здесь же в папке есть рекомендации для каждого хронотипа, познакомьтесь с ними, для того чтобы понять, живете ли вы согласно биоритмам вашего хронотипа или нет. К этой теме мы вернемся на последующих уроках. Сегодня вводный урок раздела “Здоровый образ жизни”.
4. Рабочий день в большинстве стран мира, в том числе и нашей стране, создан для жаворонков, то есть начало работы приходится на 8–9 часов.
А) Испытывают ли трудности при пробуждении в 6–7 часов жаворонки?
– Голуби, а вы испытываете трудности?
– Легко и трудно в 6–7 часов.
– Да (в 10–12 часов должны просыпаться).
Б) Совы и голуби, я обращаюсь к вам: что нужно сделать вам, чтобы облегчить процесс раннего пробуждения?
С – мягкий будильник;
– контрастный или горячий душ;
– энергетический напиток (зеленый чай с половинкой лимона);
Г – контрастный душ;
В) Каким должен быть завтрак, чтобы начать трудовой день с высокой работоспособностью?
Ж – полноценный завтрак, их желудки требуют пищи;
– А как вы завтракаете?
С – стакан минеральной воды, чтобы пробудить желудок или сок, желудок не может переваривать пищу с утра, поэтому совам можно есть кисломолочные продукты, фрукты;
– А как вы завтракаете?
Г овощи, бутерброды, каша, нежирный творог.
– А как вы завтракаете?
– Вы теперь знаете, как правильно вставать утром, и зарядить себя энергией на весь день. Вам необходимо придерживаться распорядка дня для своего хронотипа, так как сбивание биоритмов приводит к депрессии, в результате организм дает сбой в самый неожиданный момент.
– Мы не случайно затронули этот вопрос. Многие компании, фирмы обращают внимание на хронотип. Например, для работы в ночные часы стараются подобрать персонал исключительно из сов. Почему?
(Это повышает производительность труда, снижает травматизм и процент брака.)
5. В жизни каждого человека есть творческие и бесплодные дни, счастливые и несчастные дни, дни, когда он пребывает в приподнятом или подавленном состоянии. И эти дни легко вычислить, пользуясь теорией “трех циклов”.
Согласно этой теории, человек со дня рождения находится в трех биологических ритмах:
– физический (с периодом 23 дня), он определяет энергию человека, его силу, выносливость, координацию движения;
– эмоциональный (с периодом 28 дней), обуславливает состояние нервной системы и настроение;
– интеллектуальный ( с периодом 33 дня), определяет творческую способность личности.
А теперь слово учителю, которая научит вас использовать теорию “трех циклов” во благо себе, рассчитывать свои благоприятные и критические дни.
1. на основе анализа индивидуальных биоритмов прогнозировать неблагоприятные дни, выбирать благоприятные дни для разного рода деятельности.
2. Указанные циклы можно описать приведенными ниже выражениями, в которых переменная x – количество прожитых человеком дней:
Физический цикл ФИЗ(х) = sin(2пи x/23)
Эмоциональный цикл ЭМО(х) =sin(2пи x/28)
Интеллектуальный цикл ИНТ (х) =sin(2пи x/33)
Составим компьютерную модель
Составьте компьютерную модель по приведенному образцу. Введите в ячейки исходные данные, расчетные формулы.
– По-настоящему опасны дни, когда совпадают 2 цикла, или все 3, эти дни называют критическими. Таких дней, как правило, в месяц у человека бывает примерно шесть. А общее количество критических дней составляет приблизительно 20,4% от всех прожитых человеком дней.
– Один из знаменитых ученых в этой области науки, Рассел К. Андерсен, проводил исследования, выяснял, как связаны биоритмы с несчастными случаями. Он исследовал 300 несчастных случаев в четырех различных категориях: металлообрабатывающие, химические, текстильные, трикотажные заводы. Он получил ошеломляющие результаты: 70% несчастных случаев произошли в критические дни жертв. Например, один из операторов мощного пресса со стажем 20 лет в день, когда в одной точке сошлись все три цикла, лишился 4 пальцев.
Нам с вами ничего не страшно, потому что мы научились высчитывать свои биоритмы. Это умение поможет вам добиться преимуществ в различных областях профессиональной и личной жизни.
7. Берегите себя! Слушайте свои биоритмы, и тогда тело наполнится энергией, разум – творческой силой, а сердце – любовью ко всему окружающему.
Наш урок подошел к концу, и мне очень хочется узнать, понравился ли он вам. Если вам урок понравился и вы узнали что-то новое, синего цвета, а если урок не понравился и вы ничего нового не открыли, желтого цвета.