Что такое биологический диктант
Биологический диктант и тестовые задания как формы контроля на уроке биологии.
on 23 Сентябрь 2012.
Сейчас одной из приоритетных задач школы является реализация на практике личностно-ориентированного подхода в образовании. Его суть заключается в том, чтобы рассматривать ученика в системе образования не средством, а целью образования, то есть он должен стать субъектом обучения, воспитания и развития, а каждое занятие должно обеспечивать максимальное развитие личности. Постоянный перевод ученика из зоны его актуального развития в зону ближайшего развития является основным критерием эффективности занятий с учеником. В этом переводе с низкого на высокий уровень развития и заключается главное назначение педагогического процесса. Итак, личностно-ориентированная технология-это такой способ организации процесса, который «запускает» внутренние механизмы развития личности.
Главным принципом преподавания биологии является формирование математического мышления, самостоятельности суждений, навыков и умений практического применения приобретенных знаний в общественных интересах. Важное значение имеет развитие склонностей и способностей учащихся, воспитание у них настойчивости в достижении цели, выработка самооценки.
Эффективность усвоения учащимися учебной информации повышается в случае проведения с ними фронтальных текущих форм контроля. Такой формой контроля является биологический диктант, который целесообразно предлагать учащимся с первых уроков. Это стимулирует учащихся тщательно готовиться к каждому уроку, способствует быстрому усвоению биологической символики, терминологии, выработке навыков написания схем, опорных-конспектов и т.д.. Согласно цели, которой хочет достичь учитель, биологические диктанты делятся на:
Их можно использовать на следующих этапах урока:
— для формирования определенных навыков;
— для осуществления оперативного контроля усвоения учащимися учебного материала;
2) перед объяснением нового материала с целью актуализации определенных знаний;
3) после объяснения нового материала с целью его закрепления и систематизации.
По форме написания биологические диктанты делятся на:
1) выборочные (графические);
Контрольный диктант может быть предложен в нескольких вариантах. Оценив всех учеников, учитель выставляет оценки в классный журнал. Если диктант закрепляющий, т.е. выполняется после объяснения учителем новой темы, учащиеся сами оценивают свою работу. Для этого учитель знакомит школьников с критериями оценки и с помощью проектора проецирует на экран или рисует на доске схемы с правильными ответами. Оценок в этом случае в журнал не выставляют. Рассмотрим каждый из этих типов диктантов.
Выборочный (графический) диктант
1. Орган слуха у человека состоит из трех частей: наружного, среднего и внутреннего уха. (да)
З. На границы между наружным и средним ухом находится барабанная перепонка. (да)
8. Сверху ушной раковины содержится мочка уха. (нет)
Подчеркните правильные утверждения.
1. В процессе эмбрионального развития в кишечнополостных закладывается два зародышевых листка.
2. У всех кишечнополостных наблюдают две жизненные формы: полипы и медузы.
3. Полипы размножаются вегетативно и т.д.
Впишите пропущенные слова:
В вдоль спинной части тела ланцетника размещена _____, которая выполняет роль___. В одних позвоночных она сохраняется на всю жизнь, а в других только _______. Центральная часть нервной системы размещена на ______, а кишечник на _______ части тела. Кровеносная система _____ и образована из ____. Органы дыхания ______
Подчеркните правильные ответы.
1. Хорда похожа на: полую трубку упругий стержень; цепочку.
3. Кровеносная системы хордовых: замкнутая; незамкнутая; отсутствует.
4. Органы выделения размещены в груди; брюшке; глотке.
5. В каком органе происходит газообмен: трахеях; легких; жаберных щелях.
По представленному образцу учащиеся создают логические цепочки. При выполнении такой работы они не просто воспроизводят полученные знания, но и предсказывают свойства соединений, демонстрируют понимание генетических связей между процессами.
В тетради записать слова-ответы:
4) белковая оболочка и роговица
6) радужная оболочка
8) сосудистая оболочка
9) стекловидное тело
10) зрительная зона коры головного мозга
Учитель диктует задачи и предлагает выбрать правильные ответы:
Тестовые задания по биологии
Эффективность обучения определяется проведением контроля знаний учащихся, и осуществляется непрерывно посредством рефлексии и самоконтроля. Тестовые задания по биологии дают возможность за короткое время выявить уровень усвоения учебного материала у всех учащихся класса, закрепить полученные знания, систематизировать их, ликвидировать возможные пробелы, скорректировать деятельность учителя и школьников.
1) «Открытые» тесты предусматривают самостоятельность ответа ученика.
2) Тест-альтернатива (дать один из двух предложенных ответов)
3) Тест-соответствие (установить соответствие между двумя частями теста).
Опыление Слияние двух половых клеток
Оплодотворение Процесс переноса пыльцы с тычинки на рыльце пестика
5) Комплексная карта (включает различные виды заданий по теме)
— Дать ответы на вопросы.
— «Литературная минутка» и другие.
— На написание биологических диктантов отводят до 10 мин. Проверка результатов требует минимальных затрат времени.
Систематическое написание биологических диктантов и тестов по биологии способствует непринужденному, самопроизвольном усвоению учащимися учебной информации.
Благодаря работе над выполнением предложенных задач ученик сможет усвоить основные биологические термины и понятия, закрепить свои знания и практические умения, проверить усвоение изученного материала, повысить качество полученных знаний, научиться объяснять биологические процессы, происходящие в организме человека. Систематическая работа над выполнением предложенных задач поможет легко ориентироваться в схемах, таблицах, рисунках, которые учитель будет предлагать на уроке.
Биологические диктанты
БИОЛОГИЧЕСКИЕ ДИКТАНТЫ
В преподавании биологии диктанты занимают определённое место. Необходимость их использования продиктована стремлением учителя сделать знания учащихся глубокими, фундаментальными. Предлагаю некоторые виды диктантов, используемых мною на уроках биологии.
Количественный диктант
Количественный диктант представляет собой ряд чисел с единицами измерения. Задача учащихся вспомнить, что означают следующие цифры и числа. Зачастую при подготовке домашнего задания, учащиеся запоминают строение органов, основные принципы их работы, автоматически упуская из виду цифровые данные. Диктанты такого типа я провожу с целью закрепления новых знаний и запоминания цифровой информации. Количественные диктанты рекомендую проводить в устной форме. Благодаря подобной работе материал усваивается основательнее и подробнее.
НЕРВНАЯ СИСТЕМА
ОПОРНО – ДВИГАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ
КРОВЬ И КРОВООБРАЩЕНИЕ
ДЫХАНИЕ
ПИЩЕВАРЕНИЕ
МОЧЕВЫДЕЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
РАЗМНОЖЕНИЕ И ОНТОГЕНЕЗ
Выборочный диктант
Многоклеточные водоросли.
Уолтрикс. Спирогира.
Ответ: 1с, 2с, 3с,у, 4с, 5у, 6с, 7у, 8с,у.
Зеленая эвглена. Амёба.
Ответы: 1-а; 2-э; 3-а; 4-э; 5-а; 6-э; 7-а,э; 8-э;
Бактерии. Вирусы.
Ответ: 1б, 2в, 3б, 4в,б, 5в, 6б, 7в, 8б, 9в, 10в, 11б.
Плоские черви. Круглые черви.
Ответ: 1к, 2п, 3п,к, 4п, 5к, 6п,к, 7п.
Ракообразные. Паукообразные.
Ответ: 1р, 2п, 3п, 4р, 5п, 6р,п, 7р, 8п, 9п.
Хрящевые рыбы. Костные рыбы.
Ответ: 1х,к, 2х, 3х, 4к, 5х, 6к, 7х, 8к, 9к, 10х, 11х, 12к.
Цифровой диктант
ЦИТОЛОГИЯ – 9 класс
Плазматическая мембрана 9, 22
Эндоплазматическая сеть 15, 19
Комплекс Гольджи 13, 24
Настоящая вакуоль 11, 18
Клеточный центр 4, 26
СЕМЕЙСТВА ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ – 7 класс
Крестоцветные 8, 15, 26
Розоцветные 9, 16, 23
Паслёновые 2, 11, 14, 20
Сложноцветные 5, 12, 13, 21
Лилейные 4, 7, 17, 24
Злаковые 3, 10, 19, 25
ТИП ХОРДОВЫЕ – 7 класс
Рыбы 1, 4, 6, 9, 12, 15, 20
Земноводные 1, 2, 8, 18, 24
Пресмыкающиеся 1, 3, 7, 16, 21, 22
Птицы 1, 5, 11, 14, 16, 23
Млекопитающие 1, 10, 13, 16, 17, 19, 25
ТИП ЧЛЕНИСТОНОГИЕ – 7 класс
Ракообразные 2, 4, 12, 14, 16
Паукообразные 3, 5, 8, 11, 13, 17
Насекомые 1, 6, 7, 9, 10, 15
Графический диктант
СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ (8 класс)
СПИННОЙ МОЗГ (8 класс)
ГОЛОВНОЙ МОЗГ (8 класс)
СКЕЛЕТ ЧЕЛОВЕКА (8 класс)
P.S. Понимаю, что высылаю большой по объёму материал. Вполне достаточно было бы оставить по одному примеру на каждый вид диктантов. Хочется сберечь время учителей, которым данный материал покажется интересным – диктанты к теме уже готовы.
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
В преподавании биологии диктанты занимают определённое место. Необходимость их использования продиктована стремлением учителя сделать знания учащихся глубокими, фундаментальными. Предлагаю некоторые виды диктантов, используемых мною на уроках биологии.
Количественный диктант представляет собой ряд чисел с единицами измерения. Задача учащихся вспомнить, что означают следующие цифры и числа. Зачастую при подготовке домашнего задания, учащиеся запоминают строение органов, основные принципы их работы, автоматически упуская из виду цифровые данные. Диктанты такого типа я провожу с целью закрепления новых знаний и запоминания цифровой информации. Количественные диктанты рекомендую проводить в устной форме. Благодаря подобной работе материал усваивается основательнее и подробнее.
0,5 – 120 м/с (скорость нервного импульса)
Диаметр 1 см, длина 42-45 см, вес 35-39г (параметры спинного мозга)
31 (количество спинномозговых сегментов)
1300 – 1400 (масса головного мозга взрослого человека)
25% (энергия, затрачиваемая мозгом)
2% (доля мозга от общей массы организма)
2200 – 2500 см 2 (площадь коры больших полушарий)
14 – 18 млрд (количество тел нейронов, составляющих кору головного мозга)
ОПОРНО – ДВИГАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ
206 (количество костей)
40% (отношение длины позвоночника к длине тела)
33 – 34 (количество позвонков)
6 (количество костей, составляющих мозговой отдел черепа)
12 пар (количество рёбер)
7+12+5+5+4или5 (количество позвонков)
22-25 (возрастной предел роста костей)
600 (количество скелетных мышц)
КРОВЬ И КРОВООБРАЩЕНИЕ
90 % (количество воды в плазме крови)
250-350 г (масса сердца)
60-80 раз в мин. (количество сердечных сокращений)
120 дней (продолжительность жизни эритроцитов)
0,8 с (длительность сердечного цикла)
0,9 % (количество NaCI в крови)
5 млн/мм 3 (количество эритроцитов)
0,5-1 мм/с (скорость тока крови в капиллярах)
120/80 мм рт.ст. (нормальное артериальное давление крови)
6-9 тыс/мм 3 (количество лейкоцитов)
5 м/с (скорость тока крови в аорте)
2,5 см (диаметр аорты)
4-20 мкм (просвет капилляров)
2 млрд (общее количество капилляров)
5л (общее количество крови в организме)
2% (доля глюкозы в плазме крови)
3800 м 2 (общая площадь поверхности эритроцитов)
180-350 тыс/мм 3 (количество тромбоцитов)
2-4 мкм (размер тромбоцитов)
7-10 мкм (диаметр эритроцитов)
100 см 2 (внутренняя поверхность полости носа)
9-13 см (длина трахеи)
15 мм (диаметр трахеи)
0,2-0,3 мм (диаметр альвеол)
0,06-0,3 мм (глубина альвеол)
700 млн (количество альвеол)
120 м 2 (общая поверхность альвеол)
21% (доля кислорода во вдыхаемом воздухе)
16% (доля кислорода в выдыхаемом воздухе)
0,03% (доля углекислого газа во вдыхаемом воздухе)
4% (доля углекислого газа в выдыхаемом воздухе)
16-18 (количество дыхательных движений в минуту)
500мл (дыхательный объём)
400-500г (суточная потребность в углеводах)
80-90г (суточная норма жиров)
100г (суточная потребность в белках)
1,5-2,5л (суточная потребность воды)
60-65% (доля воды в организме человека по массе)
8-10 м (длина пищеварительного канала)
11-13 см (длина глотки)
25 см (длина пищевода), (длина двенадцатипёрстной кишки)
2-3 л (объём желудка)
5-7 м (длина тонкого кишечника)
4 млн (общее количество ворсинок тонкого кишечника)
200 м 2 (общая всасывающая поверхность тонкого кишечника)
1мм (высота ворсинки)
1,5-2 м (длина толстого кишечника)
8-15 см (длина аппендикса)
1500 г (масса печени)
32 (количество зубов)
3 пары (количество слюнных желез)
150 г (масса почки человека)
1500-1700 л (суточный объем крови, проходящей через почки)
150-170 л (объём первичной мочи)
1,5 л (объём вторичной мочи)
400-500 мл (объём мочевого пузыря)
2 л (суточный диурез человека)
РАЗМНОЖЕНИЕ И ОНТОГЕНЕЗ
46 (набор хромосом клетки человека)
23 (набор хромосом в гамете)
27-28 суток (развитие яйцеклетки)
280 суток (продолжительность беременности)
150мкм (размер яйцеклетки)
24 часа (длительность жизни сперматозоида)
12 часов (длительность жизни яйцеклетки)
Хроматофоры расположены спирально (с)
Хроматофоры имеют форму лент (с)
Питается органическими веществами, образуемыми в процессе фотосинтеза (с, у)
Размножается половым путём и вегетативно (с)
Хроматофоры имеют форму широкого браслета (у)
Удлинённые клетки расположены в один ряд (с)
Размножается половым и бесполым путём (у)
Служит пищей для обитателей водной среды (у, с)
Ответ: 1с, 2с, 3с,у, 4с, 5у, 6с, 7у, 8с,у.
Зеленая эвглена. Амёба.
Форма тела непостоянная (а)
Обязательно присутствуют хлоропласты (э)
Передвигается с помощью ложноножек (а)
Форма тела постоянная (э)
Питается бактериями, водорослями, простейшими (а)
Питается органическими веществами, образующимися в процессе фотосинтеза (э)
Дышит растворенным в воде кислородом (а,э)
Есть чувствительный к свету глазок (э)
Ответы: 1-а; 2-э; 3-а; 4-э; 5-а; 6-э; 7-а,э; 8-э;
Одноклеточные организмы (б)
Имеет головку с ДНК и отростки (в)
Ядерное вещество присутствует в цитоплазме в «распыленном» состоянии (б)
Не относятся ни к растениям, ни к животным (в, б)
Могут функционировать только внутри других организмов (в)
Бывают шаровидные, палочковидные и извитые (б)
Бывают шаровидной, овальной, палочковидной и нитевидной формы (в)
Размножаются простым делением (б)
Размножаются внутри живой клетки (в)
Имеют неклеточное строение (в)
При неблагоприятных условиях образуют споры (б)
Ответ: 1б, 2в, 3б, 4в,б, 5в, 6б, 7в, 8б, 9в, 10в, 11б.
Плоские черви. Круглые черви.
Имеется первичная полость тела (к)
Почти все виды – гермафродиты (п)
Тело имеет двустороннюю симметрию (п, к)
Появляется мезодерма (п)
Раздельнополые особи (к)
Нет дыхательной и кровеносной системы (п, к)
У большинства представителей пищеварительная система замкнута слепо (п)
Ответ: 1к, 2п, 3п,к, 4п, 5к, 6п,к, 7п.
Водные обитатели. Органы дыхания – жабры (р)
Наземные членистоногие. Органы дыхания – лёгочные мешки и трахеи (п)
Имеют внекишечное пищеварение (п)
Являются природными санитарами (р)
Имеют 8 ходильных ног (п)
Кровеносная система незамкнута (р, п)
Органы выделения – зелёные железы (р)
Имеют хелицеры и педипальпы (п)
Органы выделения – мальпигиевы сосуды (п)
Ответ: 1р, 2п, 3п, 4р, 5п, 6р,п, 7р, 8п, 9п.
Хрящевые рыбы. Костные рыбы.
Особи разнополы (х,к)
Наличие 5-7 пар жаберных щелей (х)
Отсутствие жаберных крышек (х)
Отсутствие жаберных перегородок (к)
Отсутствие плавательного пузыря (х)
Наличие плавательного пузыря (к)
Скелет образован из хрящей (х)
Передний мозг не разделён на два полушария (к)
Кожа покрыта крупными чешуями (к)
Оплодотворение внутреннее (х)
Большое количество икринок (к)
Ответ: 1х,к, 2х, 3х, 4к, 5х, 6к, 7х, 8к, 9к, 10х, 11х, 12к.
ЦИТОЛОГИЯ – 9 класс
Носитель наследственной информации.
Бывают только в растительной клетке, часть их принимает участие в фотосинтезе.
Состоит из микротрубочек и нитевидных белковых волокон.
Вязкий раствор солей и органических веществ.
Служат для запасания фосфолипидов и белка.
Мельчайшие органоиды клетки размером 20нм.
Отделяет от других клеток или от внешней среды.
Энергетические станции клетки.
Заполнена клеточным соком.
Бывают зелёного, жёлтого, красного и белого цвета.
Стопки уплощенных дискообразных полостей или цистерн с пузырьками (вакуолями).
На них синтезируются белки.
Система канальцев и полостей в цитоплазме.
Овальные тельца диаметром 0,5 мкм.
Главный органоид клетки, содержащий хромосомы.
Выполняет роль и «кладовой» и «мусорного ведра».
Обеспечивает транспорт веществ в цитоплазме.
Внутренняя среда клетки.
Может «переваривать» бактерии, вирусы.
В ней имеются поры, через которые в клетку поступает вода и другие вещества.
Органоид, открытый казахстанскими учеными.
В этом органоиде формируются лизосомы.
Обеспечивает движение органелл и цитоплазмы.
Кроме ядра участвует в делении клетки.
Плазматическая мембрана 9, 22
Эндоплазматическая сеть 15, 19
Комплекс Гольджи 13, 24
Настоящая вакуоль 11, 18
Клеточный центр 4, 26
СЕМЕЙСТВА ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ – 7 класс
Симбиоз с клубеньковыми бактериями
Простой околоцветник, состоящий из двух уровней лепестков
Имеет парус, лодочку и вёсла
Плод стручок или стручочек
Среди представителей много садовых, ягодных, декоративных видов
Соцветие – сложный колос
Плод ягода или коробочка
Цветы воронковидные, трубчатые или язычковые
Что такое биологический диктант
Авторский коллектив, который работает над созданием, развитием и сопровождением Всероссийского экологического диктанта.
Соколова Наталья Романовна
Председатель попечительского совета Общероссийского движения «Ангел-Детствохранитель», председатель правления АНО «Равноправие», сопредседатель Федерального оргкомитета Экодиктанта
Овчинникова Юлия Сергеевна
Начальник отдела экологического просвещения АНО «Равноправие
Менников Владимир Евгеньевич
Заместитель директора ФГБОУ ДО «Федеральный центр дополнительного образования и организации отдыха и оздоровления детей» Минпросвещения России
Родионова Татьяна Константиновна
директор ГБОУ г. Москвы «Школа № 354 имени Д.М. Карбышева»
Моргун Дмитрий Владимирович
директор ГБОУДО г. Москвы «Московский детско-юношеский центр экологии, краеведения и туризма», к.б.н, к.ф.н.
Алексеев Сергей Владимирович
Заведущий кафедрой педагогики окружающей среды профессор СПб академия постдипломного педагогического образования
Хромов Виктор Михайлович
Государственный Советник Российской Федерации 3 класса, Государственный советник юстиции 3 класса, Почетный работник органов Прокуратуры
Назаревская Татьяна Анатольевна
Директор АНО «Центр развития детство и юношество «Твоя природа»
Клюева Светлана Олеговна
Заместитель директора АНО «Равноправие»
Кочнов Михаил Юрьевич
Начальник отдела экологического аудита и оценки территории АНО «Равноправие», к.т.н.
Ерошкина Людмила Андреевна
Начальник управления координации проектной деятельности АНО «Равноправие»
Шкляров Евгений Сергеевич
Заместитель Генерального директора ООО «Апстрим Сервис», основатель БИО магазинов «Биостория»
Файад Яна Джоржевна
Главный специалист-эксперт отдела экологического просвещения АНО «Равноправие»
Олейник Анна Владимировна
Главный специалист-эксперт отдела экологического просвещения АНО «Равноправие
Бурма Анжелика Вадимовна
Главный специалист-эксперт информационно-аналитического отдела АНО «Равноправие
Руководитель аппарата Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной.
СОКОЛОВА Наталья Романовна
Председатель попечительского совета ООДПД «Ангел-ДетствоХранитель».
ФЕДОРОВ Дмитрий Васильевич
Директор АНО «Равноправие», сопредседатель Федерального оргкомитета Экодиктанта
Фамилия Имя Отчество
Фамилия Имя Отчество
СМИ о проекте
Экодиктант 2021: в ТАСС обсудили международный форма
25.10.2021 в ТАСС состоялась пресс-конференция в онлайн формате, посвященная проведению Всероссийского экологического диктанта в международном формате. Всероссийский Экодиктант в этом году пройдет с 14 по 21 ноября на портале Экодиктант.рус, а также на организованных площадках в регионах России и зарубежных странах. Вопросы будут доступны на русском, английском и испанском языках. Ожидается, что в Экодиктанте примут участие жители США, Бразилии, Франции и Германии. В пресс-конференции приняли участие: заместитель министра энергетики РФ Петр Бобылев, заместитель министра промышленности и торговли РФ Алексей Ученов, председатель комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Алексей Майоров, заместитель председателя комитета Госдумы по международным делам, олимпийская чемпионка Светлана Журова, сопредседатель федерального оргкомитета Экодиктанта, председатель правления АНО «Равноправие» Наталья Соколова, директор Федерального центра дополнительного образования и организации отдыха и оздоровления детей Игорь Козин, руководитель по облачным платформам и инфраструктурным решениям компании «Мегафон» Александр Осипов.
«В пресс-центре МИЦ «Известия» обсудят проведение проекта в новом статусе»
Самые популярные эко-привычки среди россиян. Актуальное исследование ВЦИОМ
27 октября совместно с ВЦИОМ состоялся прямой эфир «Экологичные привычки на каждый день». Наталья Соколова, сопредседатель Федерального оргкомитета Экодиктанта, председатель правления АНО «Равноправие», приняла участие в обсуждении. В эфире с Марией Цукановой поговорили о результатах исследования ВЦИОМ об эко-привычках россиян, затронули тему самых популярных экологичных практик и осознанном отношении к окружающей среде, а также коллеги развенчали самые популярные экологические заблуждения. Россиян спросили, следуют ли они тем или иным экологичным практикам: 84% стараются всегда использовать энергосберегающие лампочки 76% экономят в быту воду 45% сортируют бытовой мусор 41% стараются не использовать личный автотранспорт 39% сдают опасный мусор Вопросы Экодиктанта-2021 сформированы с учетом проводимых ВЦИОМ исследований.
Жители России задали эко-вопросы. Итоги конкурса на лучший вопрос Экодиктанта
Зеленые мотивы
Зеленые мотивы Никаса Сафронова: почему художник решил поддержать Всероссийский Экодиктант
Сохранение природы
Сохранение природы – дело их жизни: Федеральный оргкомитет Экодиктанта поздравляет работников заповедного.
ОТКАЗ ОТ РАСПЕЧАТОК
Российский день без бумаги: отказался от распечаток – проходи Экодиктант онлайн!
Биологические диктанты
Биологические диктанты предназначены для контроля знаний.
Просмотр содержимого документа
«Биологические диктанты»
Общая биология 11класс.
Учитель МБОУ ОСШ № 4 Муслина Т.Н.
В преподавании биологии можно использовать биологические диктанты. Необходимость их использования продиктована стремлением учителя сделать знания учащихся глубокими, фундаментальными, дающих возможность учащимся подготовиться к успешной сдачи ЕГЭ. Диктанты могут быть разные: «Количественные диктанты», «Выборочный диктант», «Цифровой диктант», «Понятийный диктант».
Разработанные диктанты относятся к «Понятийным диктантам».
Тема: «История эволюционных идей»
1.Термин «эволюции» был введен в науку в ХVIII в. швейцарским зоологом (Шарлем Бонне)
2. Под «эволюцией» в биологии понимают (процесс исторического изменения живых существ и их сообществ).
3.Метафизическое направление в биологии называют (креационизм-создание, творение).
4.В создание системы природы внес выдающийся шведский ученый (К. Линней).
5.Заслуги К. Линнея (принцип двойных названий, понятия вид, род, реформировал ботанический язык, создал первую научную систему живой природы).
6.Систематика наука (наука о классификации живых организмов).
7.Создатель первой теории эволюции (Ж.Б.Ламарк).
8.Данные геологии послужившие предпосылкой эволюционной теории Ч.Дарвина ( наука о вымерших живых организмов).
Тема: «Теория эволюции Ч.Дарвина»
1.Наследственность это- (передача наследственных признаков из поколении в поколение)
2.Изменчивость это (приобретение новых признаков или различий в пределах вида).
3. Процесс создания человеком пород животных и сортов растений называется (искусственный отбор)
4.Неопределенная или индивидуальная форма изменчивости (появление у отдельной особи нового проявления признака, которого не было у предковых форм)
5.Формы борьбы за существование (межвидовая, внутривидовая, с неблагоприятными факторами внешней среды).
6. Результат борьбы за существование (выживает сильнейший)
7. Критерии вида ( морфологический, генетический, физиологический, биохимический, экологический, географический)
7. Элементарная единица эволюции (популяция)
8.Результат естественного отбора (адаптация организмов)
9.Формы адаптации (окраска, маскировка, мимикрии, биохимическая, физиологическая, поведенческая)
10. Характер адаптации (относительный)
11. Пути видообразования (географический и экологический)
12. Пути эволюции (биологический прогресс и биологический регресс)
13. Главные направления эволюции ( ароморфоз (арогенез), дегенерация (катагенез), идиоадаптация(аллогенез)
14.Органы имеющие одинаковое происхождение, но выполняющие разные или сходные функции называют (гомологичными)
15. Органы имеющие разное происхождение, но при этом выполняющие одинаковые функции называют (аналогичными)
16.Органы утратившие в результате эволюции свое первоначальное значение (рудименты)
17. Частичный возврат к предкам (атавизмы)
18.Наука, занимающаяся остатками, отпечатками, слепками живых организмов (палеонтология)
19.Историческое развитие организма (филогенез)
Самая большая экосистема (биосфера)
Организмы, которые усваивают энергию Солнца и создают органические вещества из неорганических (автотрофы)
Организмы, которые разлагают мертвые органические вещества (редуценты)
Самые продуктивные естественные экосистемы (экватэриальные леса)
Из-за действия фреонов возникает проблема (озоновые дыры)
Отношение хищник –жертва включает в себя (организм питается другим- хищник)
Первый ярус в дубраве (дуб, бук, граб)
Отношения между насекомыми- опылителями насекомоопыляемыми растениями называют ( мутуализм)
Лимитирующий фактор-это фактор, значение которого (выходит за пределы выносливости организма)
Вещества вызывающие раковые заболевания называют (канцерогенными)
Интенсивность действия фактора окружающей среды, в пределах которых процессы жизнедеятельности организмов протекают (оптимальный)
К биологическим факторам относятся (отношения между организмами)
Графическое изображение между продуцентами, консументами и редуцентами, выраженные в весе (пирамида массы)
Признаками искусственного сообщества являются (пищевые цепи очень короткие)
Ряд взаимосвязанных видов, из которых каждый предыдущий служит пищей последующему (цепи питания)
Способность организмов реагировать на чередование в течение суток периодов света и темноты определен (фотопериодизм)