Что такое биометрия в яндекс такси
Что водители Яндекс Go знают про пассажира. Зачем нужен рейтинг
Яндекс Go — вполне себе соцсеть. Мы видим рейтинг водителя, его имя, фотографию. Последнее есть и у пассажира. В марте 2020 года сервис начал показывать среднюю оценку пользователя как ему, так и таксистам.
Кроме того, в Яндекс Go есть рейтинг пассажира, и он для нас важен. Вы как минимум расстроитесь, если после поездки увидите его снижение, а водитель с оценкой ниже 4,8 вас явно напряжет.
Разобрались, что водителям известно о нас, и как на поездки влияет рейтинг.
Что водитель Яндекс Go знает о вас?
Ему доступны пять типов данных о пассажире :
▪ Адрес, куда надо приехать
▪ Адрес, куда надо доставить клиента
▪ Номер квартиры (для курьера)
▪ Рейтинг пассажира
▪ Комментарий к поездке
Как водитель Яндекс Go видит заказ.
Все пять типов данных необходимы для выполнения заказа. Первый нужен, чтобы подъехать к нужной точке, второй чтобы оценить время выполнения заказа, третий чтобы забрать заказ от двери до двери, четвертый отображает его среднюю оценку, а пятый позволяет пассажиру указать пожелания.
При этом, на момент получения заказа он не знает, сколько будет стоить поездка, для него это лотерея. Стоимость видна только после выполнения заказа. Какой процент от этой суммы составляют чаевые, таксист не видит.
Имя пользователя и его фотография шоферу тоже недоступны. В отличие от пассажиров, среди которых имена таксистов и курьеров генерируют мемы.
Номер телефона аналогичным образом недоступен. Водитель может связаться с клиентом во время выполнения заказа, но только через переадресацию.
На что влияет рейтинг пассажира?
Есть версия, что система сопоставляет рейтинги пассажира и водителя, а затем предлагает водителю с определенным показателем соответствующих клиентов — если у него он высокий, у клиентов будет тоже или наоборот. Это не так.
В будущем его планируется использовать от защиты водителей от недобросовестных пассажиров. Но пока он просто отображает среднюю оценку клиента и не более.
Водитель может повлиять на подбор клиентов?
Причем, его за это не оштрафуют. За отказ принять заказ с водителя спишут до пяти баллов активности, рейтинг у него не понизится, деньги не снимаются. Поэтому он ничем не будет рисковать, если откажется от потенциально проблемного рейтинга.
Впрочем, этот показатель тоже может быть важен для водителя. Активность показывает, как он выполняет заказы. Если она высокая, то для него открывается доступ к заказам и бонусам.
Когда показатель находится в зоне от 51 до 100 баллов (зеленой), заказы будут поступать в максимальном объеме. За отказ принять клиента с водителя списывается четыре балла. Если же он опускается до 20 баллов и ниже (в красную зону), аккаунт временно блокируется (на срок от одного часа), и шофер не может принимать и выполнять заказы. Рейтинг ниже 20 баллов — единственное, чем он рискует.
Таксист видит только те данные, которые необходимы для совершения поездки. Их недостаточно, чтобы выследить вас.
Рейтинг же не влияет на подбор таксистов. Пока он просто формирует первое впечатление о вас как о клиенте и не более. И то, водители понимают, что пассажиров, как и их могут оценивать необъективно.
Минцифры предлагает использовать биометрию для водителей такси и пользователей каршеринга
7 августа 2021 года Минцифры опубликовало на портале проектов нормативно-правовых актов для обсуждения законопроект, в котором предлагаются варианты осуществления сбора и обработки биометрических данных (слепков лица и голосовых материалов), в том числе для идентификации и аутентификации водителей такси и пользователей каршеринга. Это требование не будет обязательным и затронет только физические лица, выразившие согласие на сбор биометрии.
«Случаями осуществления сбора и обработки биометрических персональных данных являются идентификация водителей легкового такси и идентификация водителей транспортных средств, предоставленных в краткосрочную (до 24 часов) аренду на основе поминутной тарификации физическим лицам (каршеринг)», — написано в тексте законопроекта, который планируется принять до 1 января 2022 года.
По информации сервиса «Яндекс.Драйв», только в Москве с 2018 года пользователи этого каршеринга сделали около 72 млн поездок, а сейчас в сутки сервис востребован не менее 80 тыс. раз по будням и 87 тыс. раз по выходным.
29 июня Минцифры опубликовало поправки в проект правил работы с биометрическими данными, согласно которым для работы с биометрическими данными компании должны иметь лицензии и права собственности на криптографические средства шифрования, либо создавать собственные банки данных, также компаниям с долей иностранного участия более 49% и капиталом менее 500 миллионов рублей запретят собирать и использовать биометрические данные российских граждан. После их принятия работать с биометрическими данными россиян не смогут сервисы каршеринга, Avito и AirBnb, «Тинькофф-банк» и экосистемы «Яндекса». Фактически под требование о 500 миллионах рублей минимального капитала попадают только крупнные компании РФ — «Сбер», ВТБ, «Ростелеком», Яндекс и Mail.ru Group.
В середине апреля СМИ сообщили, что правительство и «Ростелеком» начали процесс перезапуска системы сбора биометрических данных россиян. Оператор единой биометрической системы (ЕБС) «Ростелеком» не смог за три года в большом масштабе запустить свою услугу по биометрии через банки. Компания за это время собрала биометрические данные 164 тыс. человек. Теперь оператор поменял свою стратегию и планирует потратить 6,6 млрд руб. до 2030 года на развитие ЕБС, чтобы получить данные 50 млн россиян. В первую очередь комплекты оборудования для биометрии от РТК будут устанавливаться в МФЦ. Сдача биометрических данных для граждан будет бесплатной,
Амбиции Amazon, биометрия для водителей «Яндекс.Такси» и аудитория Telegram Каждый вечер The Village публикует самые интересные и значимые новости экономики, бизнеса и технологий
Каждый вечер The Village публикует подборку Business Geek о самых значимых событиях российского и зарубежного бизнеса. В этом выпуске: угрожающие российской экономике ICO-проекты, венесуэльские Petro за рубли и фиаско Kuvee.
Амбиции Amazon
На ежегодной конференции MARS глава Amazon Джефф Безос провел встречи с множеством компаний, среди которых традиционно значатся и потенциальные партнеры корпорации. Из состава гостей стало ясно, что Amazon заинтересовали автоматизация жилья, машинное обучение, исследование космоса и робототехника.
Опасные ICO-проекты
Ассоциация криптовалют и блокчейна представила отчет, согласно которому российская экономика может потерять до 1,5 миллиарда долларов в 2018 году. Средства, которые будут инвестированы в местные ICO-проекты, не задержатся в отечественной блокчейн-сфере из-за отсутствия должного правового регулирования этой отрасли.
Биометрия в «Яндекс.Такси»
«Яндекс.Такси» тестирует идентификацию личности водителя в системе «Таксометр» с помощью внешности и голоса. Точность такой проверки превышает 90 %. Предполагается, что она заменит стандартную авторизацию по номеру телефона и коду из СМС.
Продажа Petro за рубли
Президент Венесуэлы Николас Мадуро позволил покупать венесуэльскую криптовалюту за рубли. Также Petro можно купить за евро, юани, турецкие лиры и другие криптовалюты, например, биткоин и Ethereum.
Провал умной бутылки для вина
Американский стартап Kuvee, разработавший умную бутылку для вина, закрывается из-за недостатка вложений. Сейчас компания ищет партнера, способного выкупить Kuvee или вывести продукт на рынок. Бутылка подключается к Wi-Fi и показывает, какое вино в ней находится и какие закуски с ним следует подавать, и позволяет заказать дополнительный алкоголь.
Аудитория Telegram
Telegram добрался до отметки в 200 миллионов пользователей. Чтобы удвоить аудиторию, мессенджеру потребовались два года. Павел Дуров сообщал о том, что Telegram привлек 100 миллионов пользователей в декабре 2016 года.
Такси и каршерингу разрешили собирать биометрию водителей
Правительство разрешило сервисам собирать биометрические данные водителей каршеринга и такси для их идентификации. Представители рынка считают, что это снизит риски использования поддельных документов и данных.
Такси и каршеринг внесли в перечень нефинансовых организаций, которые имеют право собирать и обрабатывать персональные биометрические данные водителей для их идентификации и аутентификации. Постановление вступит в силу 1 марта 2022 года и будет действовать шесть лет.
В Минцифры заверили, что в постановлении правительства описана ситуация, когда владельцы такси или каршеринга по собственной инициативе используют коммерческие биометрические системы. Они смогут предоставлять услуги по биометрической идентификации только при условии наличия аккредитации на предмет соответствия требованиям по информационной безопасности и хранению биометрических персональных данных. Ее будет проводить Минцифры с 2022 года.
В Яндексе отметили, что компания рассмотрит возможность применения биометрии для своих сервисов такси и каршеринга. В BelkaCar считают, что потенциально использование биометрии может повысить качество верификации пользователей и упростить процесс регистрации, но также и затруднить этот процесс.
Гендиректор Gett в России Анатолий Сморгонский заявил, что у компании в Москве уже более двух месяцев работает система КИС «АРТ». Когда водитель регистрируется в ней, он предоставляет «целый ряд данных, позволяющих идентифицировать» его.
Минцифры выступило с предложением собирать биометрию (слепков лица и голосовых материалов) водителей такси и пользователей каршеринга в августе.
Тогда же правительство задумалось о вводе стандартов сбора слепков лиц и голосов россиян в коммерческих биометрических системах. Пока требования выполняют только те, кто заносит сведения в единую биометрическую систему. Компаниям-сборщикам данных придется согласовывать с министерством софт, модель и тип оборудования для сбора и хранения данных. Оно должно быть сертифицировано ФСТЭК, а профильный сотрудник обязан подтверждать свои полномочия усиленной квалифицированной электронной подписью. Власти решили регламентировать и сам процесс сбора данных, начиная от формата и заканчивая постановкой кадра.
Сообщалось, что компаниям с долей иностранного участия более 49 % и капиталом менее 500 миллионов рублей запретят собирать и использовать биометрические данные российских граждан. Если требование вступит в силу, то работать с биометрическими данными не смогут сервисы каршеринга, Avito и AirBnb, «Тинькофф-банк» и экосистемы Яндекса.
В сентябре МВД рассказало о создании централизованного банка биометрических данных россиян и находящихся в стране иностранцев. Система будет запущена в 2023 году. Она будет хранить все ранее собранные базы данных с биометрическими данными граждан от РТК и банков, включая слепки лица и голосовые материалы, а также дактилоскопическую и фоноскопическую информацию граждан, данные из лабораторий ДНК-анализа и систем проверки по оперативно-справочным, разыскным и криминалистическим учетам органов внутренних дел и спецслужб.
Между тем президент InfoWatch Наталья Касперская посоветовала жителям России не сдавать биометрические данные, так как пока нет понимания, как их будут защищать.
Водителей такси и каршеринга в России будут распознавать по биометрии
Биометрия для водителей
Власти намерены внести идентификацию водителей такси и каршеринга в список случаев осуществления сбора и обработки биометрических персональных данных для идентификации и аутентификации в инфосистемах организаций. Соответствующий проект постановления Правительства России, разработанный в Минцифры, опубликован 7 августа 2021 г. на портале проектов нормативно-правовых актов regulation.gov.ru для общественного обсуждения.
Помимо такси и каршеринга, документом также предлагается внести в список случаев использования биометрии в системах контроля доступа физлиц на территорию организаций и идентификации участников собраний сообществ.
Единая биометрическая система (ЕБС) используется для удаленной идентификации и аутентификации клиентов российских банков с 1 июля 2018 г. После выхода приказа Минцифры №624 «Об утверждении перечня угроз безопасности, актуальных при идентификации заявителя – физического лица…» от 26 ноября 2020 г. сервисы удаленной идентификации через ЕБС также доступны для некредитных финансовых организаций и компаний из других секторов экономики. С 1 января 2021 г. к ЕБС наряду с банками подключились страховые компании.
Публичное обсуждение проекта Постановления продлится до 2 сентября 2021 г. Предполагается, что положения документа в случае его принятия вступят в силу с 1 января 2022 г.
Актуализация случаев использования биометрии
Предлагаемые документом поправки принимаются в соответствии с абзацами 29 и 30 подпункта «ф» п. 2 ст. 3 федерального закона № 479-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 29 декабря 2020 г., которыми в настоящее время регулируется сбор и использование биометрии физических лиц в России.
В документе уточняется, что речь идет о идентификации «водителей легкового такси», а также «водителей транспортных средств, предоставленных в краткосрочную (до 24 часов) аренду на основе поминутной тарификации физическим лицам для целей, не связанных с осуществлением такими физическими лицами предпринимательской деятельности (каршеринг)».
Биометрию также будет разрешено использовать для осуществления «прохода на территорию организаций, организаций финансового рынка посредством системы контроля и управления доступом на территории данных организаций» и подтверждения личности при участии «в собрании участников гражданско-правового сообщества», отмечается в документе.
Использование новых сценариев разрешается в инфосистемах организаций, в том числе, финансовых, где есть системы идентификации или аутентификации с использованием персональной биометрии, организациями (кроме финансовых), индивидуальными предпринимателями «для идентификации либо идентификации и аутентификации физического лица, выразившего согласие на их проведение».
Сегодняшние возможности ЕБС
Создание российской ЕБС для удаленной идентификации клиентов банков стартовало в 2016 г. по инициативе Центробанка и Минкомсвязи (ныне Минцифры). Первые тесты системы начались в декабре 2017 г. в банках. Официальный запуск ЕБС состоялся 1 июля 2018 г., но еще в марте 2018 г., как отмечал CNews, оператором ЕБС, был назначен «Ростелеком».
С 26 ноября 2020 г. удаленная идентификация через ЕБС стала доступна некредитным финансовых организациям и компаниям других секторов экономики. С 1 января 2021 г. к ЕБС подключились страховые компании. В будущем планируется подключение компаний из сферы телекома, ритейла и др.
На конец 2020 г. в ЕБС содержались образцы данных 160 тыс. пользователей. Пользователями биометрии из ЕБС пока что преимущественно также являются банки. Согласно федеральному закону №479-ФЗ от 29 декабря 2020 г., к 1 января 2022 г. все банки с универсальной лицензией, имеющие приложения для работы с физическими лицами, должны реализовать возможность оказания услуг для новых клиентов (открытие счета и вклада или получение кредита) в дистанционном канале, с использованием ЕСИА и Единой биометрической системы.
В середине февраля 2021 г. CNews сообщил о планах создания федерального реестра с перечнем госорганов, финансовых и иных организаций, индивидуальных предпринимателей (ИП) и нотариусов, использующих ЕБС. Оператором реестра участников ЕБС, как и оператором самой системы, планируется назначить «Ростелеком». Участнику реестра одно обращение за биометрией в ЕБС обойдется в 200 руб.
В начале марта 2021 г. CNews рассказал о том, что власти рассматривают различные варианты стимулирования сбора биометрических данных граждан с планами собрать биометрию у 70 млн россиян в ближайшие два года, то есть, почти уравнять их число с числом подтвержденных профилей на портале госуслуг.
В апреле 2021 г. стало известно о том, что Сбербанк и «Ростелеком» создают совместную компанию под названием «Цифровые технологии идентификации» для роста сбора биометрии россиян. Деятельность совместного предприятия будет нацелена на разработку и внедрение технологий идентификации в различных отраслях экономики, в том числе в части перевода сервисов и услуг в электронный вид.
В начале августа 2021 г. CNews рассказал о том, что Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) раскритиковал подготовленные Минцифры правила работы с биометрией. Согласно проекту ведомства, сбор и использование биометрии будут доступны компаниям с капиталом не менее 500 млн руб. и долей иностранного участия не более 49%. Если новые правила примут, пострадают такие компании как «Яндекс», Avito и Airbnb, так как не смогут проводить верификацию людей по сканам документов.