Что такое бизнес аудит
Бизнес-аудит: зачем он нужен и нужен ли вообще
Как ни странно, но до сих пор подавляющее большинство владельцев компаний, даже крупных и преуспевающих, с настороженностью относятся к словосочетанию «бизнес-аудит», не понимая зачем он нужен.
Источник этой проблемы – в своеобразной подмене понятий. На самом деле такая проверка – это не карательное мероприятие, это возможность сделать бизнес более доходным, а порой – вывести из серьезного кризиса.
Главное условие – найти профессиональную консалтинговую компанию, такую, как «Холд-Инвест-Аудит» и создать соответствующие условия для проведения проверки.
Признаки необходимости проведения аудита
К мысли о проведении проверки должны натолкнуть следующие ситуации:
Если обобщить, то аудит бизнесу точно нужен при резком снижении рентабельности или серьезных внутренних изменениях. Но даже при отсутствии таковых факторов от проведения аудита отказываться не стоит. Часто проверки даже хорошо поставленного, работающего бизнеса дают неожиданный результат и становятся мощным толчком к дальнейшему развитию.
Когда стоит проводить
Владельцу бизнеса стоит усвоить правило: в проведении аудита он заинтересован в первую очередь. Даже если эту идею не поддерживают менеджеры или работники бухгалтерии. Зачастую именно сотрудники своим утверждением в стиле «справимся своими силами, т.к. знаем все недостатки», наталкивают на неправильные действия с потерей времени. При этом намерения у них могут быть действительно самые благие.
Разумеется, внутренний аудит можно проводить самостоятельно, особенно в небольших компаниях. Но в этом случае результат будет в несколько раз ниже ожидаемого (если, разумеется, в штате нет профессионального, незаинтересованного аудитора, бухгалтера и социального психолога).
А ведь именно так, комплексно, подходят к проверкам специализирующиеся в этом вопросе компании. И заключительный отчет будет соответствующим: четким, практичным и всеобъемлющим.
«Холд-Инвест-Аудит» – гарантированный успех сотрудничества
Результат этот может быть не всегда ожидаемым для владельца бизнеса. Возможно, вся работа компании потребует корректировки, или же – отдельная небольшая отрасль менеджмента. Может быть, не достаточно оптимизируются налоги или подбор персонала идет в неверном направлении. Или же сам руководитель неправильно проводит политику в каких-то сегментах.
В Отчете об аудиторской проверке от «Холд-Инвест-Аудит» будут описаны все сильные и слабые стороны, представлен четкий план устранения проблемы и спрогнозирован результат после проведения всех рекомендуемых мероприятий.
Зачем компании проводить аудит бизнес-процессов
Генеральный директор компании «ЛАНИТ — Би Пи Эм»
Любой бизнес — это множество процессов. Хорошо, когда они прозрачны, и все участники работают, следуя согласованной схеме, а руководитель уверен, что все стандарты соблюдаются. На практике «сверху» чаще всего не видно, как на самом деле идут дела и на чем «спотыкаются» сотрудники, ведь со временем любой бизнес-процесс видоизменяется и начинает жить своей жизнью.
Согласно исследованию Сидни Йошида «Айсберг игнорирования», высшее руководство видит только верхушку — 4% проблем, менеджерам среднего звена известно о 9%, рядовые сотрудники видят почти весь айсберг — 74% проблем. Генеральный директор компании «ЛАНИТ — Би Пи Эм» Игорь Потоцкий рассказывает, как проанализировать бизнес-процессы компании и понять, что нужно оптимизировать.
Как проводится аудит
Аудит позволяет беспристрастно увидеть все взаимосвязи внутри компании и понять, где ошибается бизнес, и на чем теряет клиентов и деньги. Качественно проведенный аудит показывает, как выглядят процессы «на земле».
Аудит — это всегда независимая внешняя оценка, от компании-заказчика потребуется только команда экспертов, которая понимает, как работает бизнес и знает всю внутреннюю «кухню». Анализ процессов можно провести вручную.
Что необходимо?
Нужно помнить, что метод опроса часто не отражает всю суть и слишком часто люди на местах боятся жаловаться на сложности, понимая, что получат от руководства только еще больше проблем и обвинений в плохой работе. Ручной анализ не поможет собрать данные и найти закономерности в разрезе разных подразделений компании и тем более многочисленных филиалов.
Например, федеральный телеком-оператор с огромным числом клиентов должен видеть срез по всем процессам во всех регионах. По каким вопросам идут обращения в службу поддержки? На каких этапах уходят клиенты? Как быстро на запросы клиентов отвечает колл-центр? Оценить это вручную нереально.
Технологии беспристрастны, и чтобы провести аудит гораздо более продвинутого уровня, сделать его можно с использованием специального ПО.
Что для этого нужно
Для решения масштабных задач используют технологию process mining, которая позволяет строить граф процесса на основе цифровых следов и проводить его глубинный анализ. Например, когда клиент звонит провайдеру, информация об этом звонке фиксируется с точностью до секунды, а CRM-система получает данные о всех активностях этого клиента.
Когда клиент закрывает договор, можно восстановить и отрисовать весь его путь в компании: когда и с чем он обращался, и какие действия предшествовали закрытию договора. Что, если в определенный момент времени ушли сразу 100 клиентов? Process mining позволяет увидеть статистику сразу по всем и выявить закономерности.
Мы работали с компанией, которая предоставляла логистические услуги по всей стране — это сотни сотрудников, десятки подрядчиков и тонны документации. На определенном этапе стало понятно, что у бизнеса часто банально не сходится дебет с кредитом — пока на одном конце страны платили за доставку груза морем, в другом не хватало денег на его хранение или дальнейшую транспортировку.
Проведя аудит, мы поняли, что на проблему бухгалтерских нестыковок нужно смотреть шире, и сам процесс взаимодействия с клиентом начинается некорректно.
Это значит, что на практике клиентский менеджер часто, не заключив договор и не определив стоимость услуги, уже начинал перевозку груза.
Соответственно, далее сумма и условия могли измениться — например, груз оставался в порту на два дополнительных дня, но счет на эту услугу клиенту вовремя не выставлялся. Дальше начинались споры, согласования, и в конечном итоге компания теряла деньги.
Чтобы еще больше «заземлить» руководителя и показать, как устроены процессы в реальности, в дополнение к ПО отлично использовать японскую практику «гемба».
Секрет японской практики
В привычном понимании, при использовании этого метода руководитель приходит на место подчиненного и делает его работу. Во время аудита консультант делает то же самое — приходит на место сотрудника и пытается разобраться, что тормозит его производительность, где пресловутые узкие места, которые снижают эффективность.
Так, в одном из банков мы увидели, что персоналу в отделениях нужно сканировать документы и отправлять их на рассмотрение. При этом документы часто сшиты и их нельзя разделить, складывать бумаги неудобно, человек стоит и часами мучается, чтобы собрать пакет сканов, а потом ждет, пока эти нечеткие кривые версии документов рассмотрят при оформлении кредита.
Проблема опять же в том, что редкий сотрудник придет к руководству и скажет: мне так неудобно, нужно что-то менять, давайте оптимизируем процесс, а высший менеджмент абсолютно не в курсе ситуации и видит только, что заявки клиентов обрабатываются с черепашьей скоростью.
«Гемба», правда, может ухватить только одну ниточку — за каждого не поработаешь и сотню проблем на местах не проанализируешь, но это хорошо помогает продемонстрировать бизнесу реальное положение дел. Поэтому лучше всего работает комбинация: «гемба» на ключевых позициях, а полноценный анализ в масштабе лучше делать уже с применением process mining.
Объективно, инструментов классического аудита давно недостаточно. Опрос сотрудников и анализ документов все чаще не способен ухватить все нити «сломавшегося» процесса.
Прошли времена, когда можно было год проводить анализ бизнеса, еще год писать рекомендации и потом пару лет внедрять согласованные ИТ-решения. Замечая ошибки, аудит должен сразу предлагать возможные решения, в том числе технологические.
Что нужно знать бизнесу о внутреннем аудите
Внутренний аудит нужен компании для улучшения экономической стабильности — по результатам исследования собственник или руководитель видит финансовые риски и понимает, ждут ли бизнес потенциальные проблемы с налоговой.
Разберемся, что такое внутренний аудит, для кого он обязателен по закону, а кому будет полезно внедрить его добровольно. Уточним суть методики и виды исследований, а также покажем, как применять аудит на практике.
Что такое внутренний аудит компании
Определений у термина «аудит» несколько. Например, можно использовать трактовку из Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ. Здесь под аудитом понимают независимую проверку бухгалтерской и финансовой отчетности для уточнения ее достоверности.
В профессиональной среде допустимо упрощенное определение — это форма контроля работы бизнеса. Процедура настраивается таким образом, что собственник или руководитель может определить эффективность работы конкретных подразделений, оценить риски и заранее узнать о возможных проблемах в деятельности компании.
Внутренний аудит делят на добровольный и обязательный.
Кто обязательно должен проводить внутренний аудит
В ст. 19 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ прописана обязанность любого экономического субъекта организовать и проводить внутренний контроль. Процедуру самостоятельной проверки хозяйственной деятельности компания обязана регламентировать сама.
Так как формулировки обтекаемы и не содержат конкретики, бизнес обычно исполняет эту обязанность «на бумаге». Проще говоря, компании прописывают эту функцию в должностных обязанностях штатного сотрудника, например, гендиректора, а затем игнорируют — требований к внутреннему контролю закон не устанавливает, ответственности за нарушение тоже нет.
Но в этой же статье есть уточнение: если компания находится в перечне экономических субъектов, которые должны проводить обязательный аудит, то руководитель такого бизнеса обязан организовать и проводить внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской и финансовой отчетности. Такой процесс условно называют в том числе не просто аудитом или контролем, но и внутренним аудитом, хотя для его проведения нередко привлекают независимых подрядчиков.
Обязательный аудит — это проверка достоверности бухгалтерской отчетности. Обязательный аудит поможет найти и исправить проблемы в отчетности еще до отправки ее в госорганы. Еще такой процесс может выявить возможные экономические резервы — вы увидите, где компания может оптимизировать финансовые потоки.
Большинство организаций, которые должны проводить обязательный аудит, перечислены в ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ. В основном это компании, попадающие под один из двух критериев: или объем выручки от продажи продукции превышает 800 млн руб., или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года превышает 400 млн руб.
Но есть и другие компании: обязанности проводить аудит устанавливаются ключевыми нормативными документами, регулирующими отрасль. Например, по п. 5 ст. 67.1 ГК РФ это акционерные общества, по Федеральному закону от 18.07.2009 № 190-ФЗ — кредитные потребительские кооперативы, по Федеральному закону от 12.01.96 № 7-ФЗ— некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента. Можно посмотреть справочную информацию с полным списком.
Остальные компании могут проводить внутренний аудит в добровольном порядке.
Федеральным законом от 29.12.2020 № 476-ФЗ предусмотрено, что бухотчетность экономического субъекта может подлежать обязательному аудиту при наличии любого основания, предусмотренного законодательством, даже если такой субъект не включен в Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» в число тех, кто обязан проводить аудит. Например, субъект малого предпринимательства, созданный как АО, обязан проводить аудит.
Нужен ли внутренний аудит ИП
Обязательный аудит, судя по определению из ст.19 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ, предполагает изучение бухгалтерской документации. Согласно п. 1 ч. 2 ст. 6 402-ФЗ, ИП вместо бухучета ведут учет доходов или доходов и расходов. Одним словом, вместо бухучета они ведут налоговый учет.
Более того, существуют разъяснения Минфина, в которых прямо указано, что ИП освобождены от обязанности сдавать бухгалтерскую отчетность (Письмо Минфина РФ от 20.03.2018 № 03-11-11/17116).
Соответственно, нет бухгалтерии — нет и обязательного аудита.
При этом ИП не запрещено обращаться к независимым подрядчикам за проведением внутреннего аудита. Заключение экспертов бизнесмен может изучать и анализировать самостоятельно, чтобы улучшить свою финансовую деятельность. В этом случае аудиторы будут исследователь не бухгалтерскую документацию, а экономические процессы ИП.
Ответственность для тех, кто обязательно должен проводить аудит
За непредоставление аудиторского заключения установлена ответственность. На основании ст. 15.11 КоАП РФ должностное лицо за это может быть оштрафовано на 5 000 — 10 000 руб. Повторное нарушение — 10 000 — 20 000 руб. или дисквалификация на срок до двух лет.
Кто может проводить обязательный аудит
Обязательный аудит регламентируется государством — его могут проводить только аудиторские организации или частные аудиторы, у которых есть квалификационные аттестат. Еще одно требование — членство в СРО аудиторов.
Выбирать аудитора организация может самостоятельно, так же как и договариваться о стоимости услуг и других нюансах работы.
Есть исключение — компании, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, страховые организации, негосударственные пенсионные фонды и бизнес, в уставных капиталах которого доля госсобственности превышает 25 %. Они могут привлекать к обязательным аудитам только аудиторские организации. Услугами частных специалистов пользоваться нельзя.
Результат обязательного аудита
После исследования руководитель компании или ответственное лицо по доверенности получает аудиторское заключение. В нем должны быть:
Обратите внимание: если аудитор выявит нарушения, он должен сообщить о них руководству компании и получить в ответ согласование сроков устранения этих проблем.
Если аудитор заподозрит компанию в отмывании денег или других нелегальных схемах, он должен сообщить об этом в налоговую службу. ФНС имеет право требовать у аудитора информацию, которую он получил во время проверки.
Что делать с аудиторским заключением
В инструкциях до 2020 года было указано передавать аудиторские заключения в Росстат. С 1 января 2020 года годовую бухгалтерскую отчетность вместе с аудиторским заключением нужно передавать в ФНС, через государственный информационный ресурс.
Обязательный экземпляр отчетности нужно сдавать не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода. Аудиторское заключение представляется в виде электронного документа вместе с отчетностью. Или вы можете передать заключение в течение 10 рабочих дней после формирования этого документа, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом.
Кроме налоговой заключение нужно передать в Единый федеральный ресурс сведений о фактах деятельности юридических лиц — еще его называют Федресурсом.
Какие еще бывают аудиты
Внутренний обязательный аудит предполагает подробное изучение бухгалтерской отчетности компании. Если же аудит добровольный, то исследователи могут затрагивать и другие документы и процессы бизнеса. Например, существуют такие виды аудита:
Как проводят аудит
Добровольный внутренний аудит руководитель может организовать самостоятельно — нужно выделить штатное место или найти подрядчика. Следите, чтобы у специалиста было профильное образование, или направьте своего штатного сотрудника на курсы.
Для добровольного аудита универсального плана действий нет. Но можно воспользоваться инструментами из обязательного аудита:
Это не полный список — конкретные пункты зависят от того, что вы хотите выяснить в результате аудита.
Кратко о том, что такое внутренний аудит и кому он нужен
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Что такое аудит бизнеса?
Аудит и бизнес-консультирование компаний должны проводиться независимым аудиторами. Только тогда оценка и дальнейшая документация и новая стратегия будут подготовлены объективно. Бизнес-аудиты могут иметь разные цели и конечные результаты. На сайте https://kskgroup.ru/services/tax-audit/ можно ознакомиться с полным спектром предложений аудиторских компаний.
Бизнес-аудит: на чем основан?
Бизнес-аудит это независимые, объективные действия. Их цель: оптимизировать существующие процессы в организации. В зависимости от ваших потребностей, аудиты могут отличаться друг от друга. Все зависит от поставленной перед аудитором цели. Тем не менее, каждая процедура имеет общий знаменатель – оценку состояния и повышение эффективности предприятия, и оптимизацию затрат. Независимые бизнес-аудиты несут много преимуществ для компании, которая решит их провести. В результате вы получите:
Конечным продуктом аудита является отчет, то есть отчет после его выполнения, а также резюме, состоящее из демонстрации выявленных нарушений и рекомендаций по улучшению функционирования процессов.
Типы бизнес-аудитов
Аудит компании может иметь разные цели. В зависимости от отрасли предприятия и областей, которые требуют оптимизации, аудит будет проводиться по-разному. Классификация:
Компания специализируется на оптимизации процессов в области аудита всех бизнес-процессов. Специалисты подготовят рекомендации по развитию и улучшению внутренних процессов, а также план реализации рекомендованных улучшений.
Что такое аудит. Объясняем простыми словами
Аудит — независимая проверка и оценка финансовой отчётности предприятия сторонними специалистами или компаниями.
Проще говоря, в фирму приезжает специально обученный человек, который просматривает всю финансовую или другую документацию, изучает производственные или другие бизнес-процессы. После этого эксперт выносит официальное заключение.
Такой деятельностью могут заниматься специализированные аудиторские фирмы, индивидуальные предприниматели, аудиторы.
Аудит может быть на добровольной основе, т. е. инициатором проверки выступает сама компания. Например, по инициативе одного или нескольких учредителей (акционеров), когда у организации поменялось руководство или главный бухгалтер. Но также он бывает и обязательный.
Аудит бухгалтерской отчётности по закону обязателен для организаций:
Пример употребления на «Секрете»
«Вице-президент Facebook подчеркнул, что компания начнёт отправлять отчёт о контенте, который она публикует каждые 12 недель, на независимый аудит, так как хочет нести ответственность перед своими пользователями».
(Из новости о том, что подросткам ограничат время пользования Instagram).
Нюансы
Существует множество видов аудита, перечислим самые основные:
Финансовый аудит. Проверка экономического состояния организации с оценками достоверности и перспективами развития.
Промышленный аудит. Система мероприятий, которая совмещает в себе финансовый и технический контроль объёмов выполненных работ и их качество, требования строительных норм и правил, стартапов и так далее.
Управленческий аудит. Проверка существующей системы организации бизнес-процессов ради выявления проблем и поиска путей их решения, чтобы повысить эффективность работы компании.
Ошибки в употреблении
Не путайте с понятием «ревизия». Аудит направлен на разные стороны деятельности компании — экономическую, техническую, управленческую и так далее. Ревизия же — часть финансового аудита. Она необходима для проверки законности финансовых операций компании и их верного отражения в бухгалтерском учёте.
Ревизия выявляет различные недостатки, ошибки и махинации в финансовой сфере и ставит целью наказать виновных в подобных махинациях. Если при аудите выявлены недостатки или ошибки, то часто компания-аудитор предлагает пути их исправления.
Исторический факт
Примерно 4000 лет до н. э. древние цивилизации Ближнего Востока создавали государства и налаживали хозяйственную деятельность. Чтобы вести учёт доходов и расходов, составлялись специальные отчёты. Спустя время это привело к тому, что необходимо было устраивать проверки составляемой отчётности на наличие ошибок.