Что такое бизнес симуляция своими словами
Бизнес симуляции. Что такое бизнес симуляция? Имитационные игры
Бизнес симуляции. Что такое бизнес симуляция? Имитационные игры
Бизнес-симуляция — интерактивная модель экономической системы, которая по своим внутренним условиям максимально приближена к соответствующей реальной экономической единице (подразделение предприятия, предприятие, отрасль, государство).
Бизнес-симуляция имеет образовательную цель: получение участником соответствующих навыков и компетенций. Это качественно отличает её от других программных продуктов, в частности экономических игр, которые в большинстве своем относятся к сфере развлечений.
Интерактивный характер бизнес-симуляций предоставляет широкие возможности участникам получать и развивать свои первичные навыки и компетенции: построение стратегий, решение тактических и операционных заданий — то есть научиться делать всё то, что можно усвоить только в практической деятельности.
Бизнес-симуляция широко используется как метод обучения в системе образования западного образца, в частности в университетах и в бизнес-школах, не только для обучения студентов, но и для обучения руководителей.
По методологии BIRC бизнес-симуляции подразделяются на компьютерные, настольные и деловые игры.
Бизнес-симуляции в наше время широко используются в учебных целях. Свидетельством этого является включение их в учебный процесс многих высших учебных заведений, проведение в рамках масштабных обучающих конференций, интеграция в модульные программы развития.
Возможность использования бизнес-симуляций в обучении тесно связано с появлением в западной педагогике концепции «experiential learning», что переводится как обучение действием или обучение практикой.
Бизнес-симуляция является одной из самых эффективных образовательных технологий, поскольку позволяют участникам получать навыки, компетенции и практический опыт в процессе обучения. Именно поэтому они широко используются в учебном процессе многих университетов и бизнес-школ мира.
Имитационные игры на основе бизнес-симуляций имеют ряд преимуществ:
Кроме того, применение бизнес-симуляций в обучении стало объективной необходимостью нашего времени, поскольку, как отмечает Симкинс методы обучения, которые сильно зависят от формата лекции, недостаточно эффективны для развития у студентов когнитивных учебных навыков и роста привлекательности экономики среди лучших студентов, чтобы мотивировать их продолжать курсовую работу по данной дисциплине.
Первой формой применения каких-либо симуляций в обучающих целях был игровой процесс. Из истории известно, что в Китае около 3 000 лет до н. э. для военных тренировок применялась специальная игра-симулятор. Этот симулятор был подобен шахматам.
Бизнес симуляции. Что такое бизнес симуляция? Имитационные игры
БИЗНЕС-СИМУЛЯЦИЯ. Старый новый формат.
Коллеги, хочу поговорить с Вами о технологии оценки и развития персонала, которая, как мне кажется, не получила достойного признания и широкого применения в HR-практике. Я говорю о бизнес-симуляциях.
Я сам занимаюсь разработками бизнес-симуляциями как для целей оценки персонала (в структуре ассесмент-центров), так и для развития сотрудников. Однако общаясь со многими коллегами, у меня сложилось впечатление, что к данной технологии относятся либо скептически, либо с некоторым непониманием.
В своем кратком обзоре мне бы хотелось осветить ключевые особенности бизнес-симуляций, цели их применения в бизнесе и некоторые особенности разработки. Буду рад услшать мнения коллег, вопросы и, быть может, собственный опыт использования бизнес-симуляций.
Бизнес-симуляция (моделирующая игра, business simulation) – это современная технология оценки и развития персонала, основанная на моделировании реальных бизнес-процессов, максимально приближенных к условиям конкретной Компании, и позволяющая участникам в искусственных условиях приобрести опыт решения сложных управленческих задач.
Цели применения в бизнесе:
Существуют две основные цели использования бизнес-симуляций в Компаниях:
Оценка персонала. С помощью бизнес-симуляции можно получить точную оценку уровня развития менеджерских навыков сотрудника, его умения анализировать ситуацию, расставлять приоритеты в задачах, выстраивать эффективное взаимодействие с другими участниками бизнес-процессов и принимать взвешенные, экономически выгодные решения.
Развитие персонала. Бизнес-симуляция представляет собой уникальный тренажер для развития управленческих качеств и бизнес-мышления сотрудников. Максимальная приближенность содержания моделирующей игры к реальным условиям и бизнес-процессам Компании, позволяет ее участникам в учебном формате потренироваться в решении сложных управленческих задач, организации эффективного межфункционального взаимодействия и научиться принимать обоснованные менеджерские решения.
Виды бизнес-симуляций
Все моделирующие игры можно разделить на две большие группы:
Стандартные бизнес-симуляции (моделируют типовые бизнес-процессы)
Адаптированные бизнес-симуляции (разработанные с учетом особенностей Компании-заказчика и максимально точно отражающую реальность конкретного бизнеса, его ключевые задачи, проблемы и возможности)
Стандартные бизнес-симуляции сравнительно дешевле и доступнее для Компании, чем адаптированные, которые требуют больших временных и материальных затрат. В то же время, адаптированные симуляции отличаются более глубоким обучающим и развивающим эффектом, за счет своей специфичности и тонкой настройки на бизнес заказчика.
Существуют несколько видов бизнес-симуляций:
компьютерные симуляции предполагают, что участники работают с компанией в формате компьютерной программы и управляют ею, сидя за монитором компьютера;
в настольных симуляциях Компания и все бизнес-процессы отображаются в виде карты и фишек на столе участников;
бизнес-симуляция может быть также представлена в виде предприятия в миниатюре, с имитацией основных технологических и бизнес-процессов.
В последнее время возрос спрос на использование бизнес-симуляций, моделирующих кризисную ситуацию в Компании. Это отличная возможность в безопасных условиях отработать навыки менеджеров Компании в области антикризисного управления и потренироваться в принятии эффективных решений в условиях повышенного риска.
Суть технологии
Бизнес-симуляция предоставляет каждому участнику прекрасную возможность попробовать себя в управленческой роли и оценить свою эффективность в принятии сложных стратегических решений. Главная цель симуляции, как правило, состоит в том, чтобы эффективно организовать деятельность Компании, выстоять в конкурентной борьбе, обеспечить успешное развитие своего бизнеса, рост прибыли и, в итоге, увеличить стоимости Компании.
Симуляция требует от участников серьезной концентрации внимания, так как часть работы отведена анализу рынка, его тенденций, определению внутренних и внешних проблем Компании, планировании стратегии и тактики решений и т.п. Для достижения успеха, участнику необходимо понять внутренние особенности Компании, выделить ее сильные стороны, возможности и ограничения. Помимо этого, принимая управленческие решения, приходится учитывать интересы и потребности других участников, которые представляют собой руководителей структурных подразделений Компании, ее клиентов, а иногда и конкурентов.
Являясь командной формой работы, бизнес-симуляция обеспечивает высокий уровень эмоциональной вовлеченности участников, которые целиком погружаются в игровую среду и ориентированы на достижение высоких результатов. Это позволяет каждому проявить свои лидерские и коммуникативные навыки, организаторские способности.
Ключевая особенность бизнес-симуляций заключается в использовании уникального алгоритма обучения. Здесь нет теории. Сначала участники погружаются в проблемную ситуацию и пробуют решить ее с помощью имеющихся у них знаний, навыков и ресурсов. Когда они сталкиваются с тем, что существующих возможностей не хватает для решения задачи, они начинают самостоятельно искать новые способы действий, запрашивать дополнительную информацию. В этот момент происходит подлинное обучение и развитие, человек должен прочувствовать ценность нового знания через собственный опыт проб и ошибок. Только в отличие от реального бизнеса, в симуляции цена этих ошибок не настолько высока.
Бизнес-симуляция не завершается чьей-то победой или поражением. Она всегда завершается определенным результатом и полученным участниками опытом. Именно командный результат и опыт каждого анализируется ведущим по завершении основной части игры. Подведение итогов является не менее важной частью бизнес-симуляции, чем сама игра. От качества этой работы зависит то, насколько глубокий развивающий эффект получит каждый участник.
Особенности разработки и проведения бизнес-симуляций
Процесс разработки бизнес-симуляции «с нуля» является достаточно длительным и затратным процессом. Необходимо четко определить цели и задачи, которые будет решать бизнес-симуляция. Затем важно правильно выделить ключевые бизнес-процессы, которые будут моделироваться в игре. Это требует тесного сотрудничества разработчика с представителями со стороны заказчика, людьми, которые являются экспертными лидерами в описываемых бизнес-процессах. Также необходимо выделить пилотную группу из числа сотрудников Компании, которые будут участвовать в тестировании новой разработки, определяя области, которые требуют доработки. В среднем, процесс разработки оригинальной бизнес-симуляции занимает около 6 месяцев.
Использование готовых стандартных решений позволяют сэкономить временные и материальные затраты. Минусы типовых бизнес-симуляций можно нивелировать за счет дополнительной адаптации структуры игры под бизнес-реальность заказчика. Этот процесс занимает в среднем, 2-3 месяца.
И, наконец, можно использовать готовые бизнес-симуляции без дополнительной адаптации. В этом случае, существует риск, что полученный в ходе игры опыт будет сложно использовать в реальной практике из-за различия в специфике игровых и реальных бизнес-процессов. Минимизировать этот риск можно за счет профессионализма ведущего при подведении итогов игры, когда полученные участниками выводы и способы решений будут анализироваться применительно к текущей реальности Компании и ее особенностям. Это может помочь участникам понять, как полученный в ходе игры опыт, знания и навыки использовать при решении практических задач на своем рабочем месте.
С уважением и наилучшими пожеланиями, (с) Игорь Беспалов.
Готов обсуждать. 🙂 Использовали ли Вы бизнес-симуляции в своей практике? Если да, какие задачи решали и насколько успешно?
Приходилось ли Вам разрабатывать симуляции? Если да, то на какую тему и что было самым сложным в разработке?
Бизнес симуляции и деловые игры
Бизнес-симуляции и деловые игры: схожесть и отличия
Бизнес-симуляции имеют точно такой же набор инструментов и законов, по которым строятся деловые игры. В некоторых источниках между этими понятиями ставиться знак равенства. Мы же склонны разделять их, на уровне акцентов, но не по сути.
Деловые игры (бизнес-игры)
Деловая игра, как правило, не отражает какой-то конкретной отраслевой специфики или узкого направления деятельности. Эта особенность является её сильным местом и, одновременно, ограничением. В деловой игре очень хорошо проявляются общие компетенции. Среда и система взаимоотношений, воспроизводимые в деловой игре, универсальны. И именно поэтому деловую игру, незначительно модифицировав, можно применять для решения многих задач и для различных направлений бизнеса. Начиная от командообразования и заканчивая развитием топ-менеджеров. Но этих «стандартных» ситуаций, игровых миров, часто недостаточно для глубокого анализа или прогнозирования.
В такой ситуации нужен другой инструмент. Что же такое бизнес-симуляция?
Наши самые популярные игры
Железная дорога
Почитать и заказать
Конверсия
Почитать и заказать
Предприниматели & Инвесторы
Почитать и заказать
Бизнес-симуляции
Итак, бизнес-симуляция – специально разработанная уникальная игровая модель, максимально приближенная к реальности, с еще большей степенью детализации отражаемой действительности и существующих законов взаимодействия. Деловая игра направлена скорее на развитие внутренних ресурсов и навыков. Или на их оценку.Бизнес-симуляция, на наш взгляд, проводится для поиска организационных решений, экспериментирование с новыми подходами и анализ сложившейся ситуации.
Бизнес-симуляция, на наш взгляд, проводится для поиска организационных решений, экспериментирование с новыми подходами и анализ сложившейся ситуации
Например, одна из первых бизнес-симуляций, проведенных в 30-х годах прошлого века под руководством М. Бирнштейн, была направлена на анализ процесса и последствий изменений, проводимых на производстве.
У бизнес-симуляций тоже есть свои ограничения. Во-первых, бизнес-симуляцию не возможно без изменений провести для другой компании. Каждая бизнес-симуляция уникальна! А некоторые бизнес-симуляции не возможны к воспроизведению вовсе.
Во-вторых, фокус внимания, в отличие от большинства деловых игр, направлен не на человеческий фактор, а на функционирование систем. В-третьих, бизнес-симуляция значительно затратнее деловой игры за счет своей уникальности. Однако, многие компании осознанно идут на эти затраты, понимая, что эффект может быть значительным.
Мы разрабатываем бизнес-симуляции живого действия
Результаты многих бизнес-симуляций могут быть симптоматичными для сферы бизнеса или типичного поведения сотрудников и руководителей. В таком случае мы, упрощая внутреннее устройство, превращаем бизнес-симуляцию в деловую игру.
Виды бизнес-симуляций
Мы разделяем наши бизнес-симуляции на 2 вида:
Мы чаще разрабатываем бизнес-симуляции живого действия, показывающие ситуацию в компании или отражающие взаимосвязь ключевых объектов и процессов. Однако, в нескольких проектах мы применили компьютерное моделирование.
Применение бизнес симуляций
Как и деловые игры этот инструмент используется для:
В другом случае мы имитировали процесс принятия решений и распределение информации в компании, не сказать чтобы с очень разветвлённой структурой. И оказалось, что четыре инстанции (подразделения), через которые чаще проходит внешняя информация, испытывают колоссальную нагрузку и требуют скорейшей реорганизации.
Преимущества бизнес-симуляции
Бизнес-симуляция, как мультимедийное устройство, позволяет проигрывать ситуацию снова и снова (или как шахматная партия, разыгрываемая каждый раз с новой тактикой). Отслеживая все моменты, связанные с изменениями, и позволяя прогнозировать последствия.
Таким образом, грамотно разработанная бизнес-симуляция является мощным ресурсом для прогнозирования и развития стратегического мышления и принятия решений.
Разработка бизнес-симуляции
Разработка бизнес-симуляций — кропотливый процесс. И может занимать очень много времени — от 1 до 3 месяцев. Опишем типичный алгоритм наших действий по такому проекту:
Стоит ли разрабатывать
На этот вопрос следует отвечать, принимая во внимание следующие два пункта: стоимость и эффект. При разовом проведении бизнес симуляции, разработка которой обошлась в несколько сотен тысяч рублей, нужно понимать «прибавочную стоимость» (или условно — ROI проекта): что изменится или позволит изменить.
Например, если по результатам проведения будет найдено новое решение в хранении товарных запасов, которое принесет в перспективе 2-3 лет значительную экономию, то «оно того стоит».
Или какое количество сотрудников сможет поучаствовать в игре и улучшить навыки или изменит установки.
Еще одним примером можно считать симуляцию, которую проводят для мотивации сотрудников к готовящимся изменениям, повышающую их вовлеченность и т.д.
Стоимость бизнес-симуляции
Разработка бизнес-симуляции всегда индивидуальный проект. И категория «стоимость за участника» здесь не применима. Именно этим объясняется большая цена относительно других форматов:
В последнем случае стоит объяснить — это работа нескольких высококлассных специалистов и разработка программного продукта, который остается у компании-заказчика навсегда.
Проведение бизнес-игр
Проведение бизнес-симуляции — не конечный пункт. После такого корпоративного мероприятия мы предлагаем компании продолжить работу и расширить результаты. Как правило, мы рекомендуем собрать проектную группу для планирования и реализации мероприятий, направленных на совершенствование систем отношений, процессов, сопровождение изменений и т. д.
Заказать бизнес-симуляцию или бизнес-игру
Если вы понимаете, что для повышения эффективности ваших сотрудников или бизнеса требуются игровые механизмы — проведение бизнес-игры или геймификация — ОБЯЗАТЕЛЬНО ОБРАЩАЙТЕСЬ К НАМ! Мы предложим наиболее удобное решение.
Бизнес-симуляция
Бизнес-симуляция — интерактивная модель экономической системы, которая по своим внутренним условиям максимально приближена к соответствующей реальной экономической единице (подразделение предприятия, предприятие, отрасль, государство).
Бизнес-симуляция имеет образовательную цель: получение участником соответствующих навыков и компетенций. Это качественно отличает её от других программных продуктов, в частности экономических игр, которые в большинстве своем относятся к сфере развлечений.
Интерактивный характер бизнес-симуляций предоставляет широкие возможности участникам получать и развивать свои первичные навыки и компетенции по управлению компанией: построение стратегий, решение тактических и операционных заданий — то есть научиться делать всё то, что можно усвоить только в практической деятельности.
Бизнес-симуляция широко используется как метод обучения в системе образования западного образца, в частности в университетах и в бизнес-школах, не только для обучения студентов, но и для обучения руководителей.
Содержание
История
Первой формой применения каких-либо симуляций в обучающих целях был игровой процесс. Из истории известно, что в Китае около 3 000 лет до н. э. для военных тренировок применялась специальная игра-симулятор. Этот симулятор был подобен шахматам.
Повышение интереса к бизнес-симуляциям в академических кругах подпитывалось следующими факторами [6] :
Ларсен и Ломи [7] описывают изменения, которые произошли в сущности бизнес-симуляций. Они заявляют, что до начала 1980-х годов моделирование использовалось для прогноза поведения сменных подсистем разного уровня, начиная от денежных и финансовых показателей компаний до инфляции и безработицы в стране. Они утверждают, что в течение последующих 15-ти лет изменилось отношение к моделированию.
На протяжении длительного периода основной задачей моделирования было прогнозирование экономических показателей. Но в последнее время моделирование стало инструментом, с помощью которого появилась возможность понять проблемы и перспективы отдельного субъекта хозяйствования или даже целого сектора экономики. Моделирование, как инструмент понимания, стало широко использоваться в бизнес — симуляциях. Ларсен и Ломи отметили, что акцент в компьютерных имитационных моделях сместился:
В конце 1990-х годов, среди западных компаний приобрело распространение проектирование и настройка бизнес-симуляций для расширения своих корпоративных программ развития лидерства. Деловые игры часто нацелены на выработку стратегии и развитие деловой хватки. Такие бизнес-симуляции позволяют участникам проверять свои навыки и компетенции в принятии решений, совершать ошибки, исправлять их и делать соответствующие выводы.
Дикинсон и Фариа [8] утверждают, что в США в настоящее время используется более 250 деловых игр, в которых задействовано около 9 000 преподавателей в более чем 1 900 колледжах, которые предлагают бизнес-программы для обучения.
Типы бизнес-симуляций
Бизнес-симуляции могут быть классифицированы по многим признакам. По таксономии Биггса [9] их можно разделить на следующие:
Типы | Описание альтернатив |
Функциональные и целостные | Разработанные для сосредоточения внимания на принятии решения в узкой функциональной области (например: маркетинг, производство, финансы и т.п.) или для имитации деятельности целого предприятия с целью развития навыков высшего уровня управления. |
Конкурентные и неконкурентные | Наличие или отсутствие взаимосвязи между решениями одного участника и результатами других. |
Интерактивные и не интерактивные | Наличие или отсутствие в симуляции роли администратора. |
Отраслевые и общие | Направленные на имитацию экономических процессов отдельной отрасли или на общие экономические процессы. |
Командные и индивидуальные | |
Детерминированные и стохастические | Принятие решения и его результат имеют вероятностный (стохастический) или определённый (детерминированный) характер. |
Степень сложности | Два измерения сложности: 1) сложность экономической модели; 2) наличие выбора сложности в симуляции. |
Период времени моделирования | Размер периода, который выбран для моделирования. Например: квартал, день, год и т.д. |
Сценарий симуляции
В бизнес-симуляции сценарий развивается в искусственно созданной среде, и участнику предлагается сделать индивидуальное или командное обоснованное решение о том, как действовать в конкретной ситуации. Чаще всего существует несколько альтернатив, при этом выбор является составляющим элементом так называемого «дерева решений», на основании которого принимаются решения. В течение учебного процесса через определённые промежутки времени обеспечивается обратная связь.
Математическое моделирование в бизнес-симуляциях
Бизнес-симуляция с точки зрения математики — это модель, которая имеет свои входные и исходные данные. Входными данными для математической модели симуляции являются решения участников, которые имеют цифровое выражение. А исходными — результат обработки этих решений специальными алгоритмами, которые имитируют реальные экономические процессы.
Моделирование экономических процессов в бизнес-симуляциях может охватывать как глобальный уровень, так и уровень предприятия или даже его отдельные структурные подразделения.
Для упрощения интерактивной связи между математической моделью и участником создаётся специальный графический интерфейс, который на интуитивном уровне обеспечивает понимание исходных данных модели, а также структуры логических процессов.
Использование бизнес-симуляций в обучении
Бизнес-симуляции в наше время широко используются в учебных целях. Свидетельством этого является включение их в учебный процесс многих высших учебных заведений.
Возможность использования бизнес-симуляций в обучении тесно связано с появлением в западной педагогике концепции «learning by doing», что переводится как обучение действием или обучение практикой.
Бизнес-симуляция является одной из самых эффективных образовательных технологий, поскольку позволяют участникам получать навыки, компетенции и практический опыт в процессе обучения. Именно поэтому они широко используются в учебном процессе многих университетов и бизнес-школ мира.
Имитационные игры на основе бизнес-симуляций имеют ряд преимуществ:
Бизнес-симуляции в украинской образовательной системе
В начале 90-х годов в странах бывшего Советского Союза начали изучать и применять на практике модели общественной жизни западного образца, в том числе и модели образования. Впервые использование бизнес-симуляций, как метода обучения, на территории Украины было зафиксировано в 1995 году, когда при содействии и под контролем украинской бизнес-школы Международный институт менеджмента (МИМ) в городе Киеве были внедрены первые учебные бизнес-симуляции.