Что такое блага и услуги
Экономическое благо, товар и услуги: сущность и классификация
Благо – это все то, что заключает в себе определенный положительный смысл, а именно – предмет, явление, продукт труда, удовлетворяющий определенную человеческую потребность и отвечающий интересам, целям, устремлениям людей.
Особое значение имеет подразделение благ на экономические и неэкономические.
К экономическим благам относятся те блага, которые являются объектом или результатом экономической деятельности, т.е. их можно получить в количестве, ограниченном по сравнению с потребностями, которые они могут удовлетворить.
Среди благ выделяют взаимозаменяемые (субституты) и взаимодополняемые (комплементарные).
Экономические блага также могут быть разделены на настоящие и будущие, прямые (потребительские) и косвенные (производственные).
неэкономические (даровые) блага предоставляются природой без приложения усилий человека. Эти блага существуют в природе «свободно», в достаточном количестве для полного и постоянного удовлетворения определенных потребностей человека (воздух, вода, свет и т.д.).
Специфической формой экономического блага является товар.
Товар – это специфическое экономическое благо, произведенное для обмена.
Товар, как таковой, обладает двумя свойствами:
– способностью удовлетворять какую-либо человеческую потребность;
– способностью к обмену.
Способность товара удовлетворять ту или иную потребность человека составляет его потребительную стоимость. Ею обладает любой товар.
Товар обладает не только свойством удовлетворять человеческие потребности, но и свойством вступать в отношения с другими товарами, обмениваться на другие товары. Способность товара к обмену в определенных количественных пропорциях есть меновая стоимость.
Услуги – это целесообразная деятельность человека, результат которой имеет полезный эффект, удовлетворяющий какие-либо потребности человека.
Потребительная стоимость услуги не имеет вещественной формы. Потребительная стоимость услуги – это полезный эффект деятельности живого труда. Услугу нельзя накопить, она может быть потреблена в момент производства.
Согласно теории Маркса, стоимость (ценность) экономического блага определяется затратами общественно необходимого труда, т.е. труда, совершаемого при средних общественно-нормальных условиях производства и средней интенсивности труда. Согласно неоклассическим воззрениям, ценность благ зависит от их редкости, прежде всего от интенсивности потребности и количества благ, способных данную потребность удовлетворить. При этом предполагается, что любая потребность может быть удовлетворена несколькими благами, а любое экономическое благо может использоваться для удовлетворения разных потребностей.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Экономическое благо, товар и услуги: сущность и классификация
Экономическое благо, товар и услуги: сущность и классификация
Экономическое благо, товар и услуги: сущность и классификация
Экономические блага — понятие, виды, характеристики, примеры
В процессе формирования представлений о комфортной жизни образовалось понятие экономического блага. Оно направлено на удовлетворение различных потребностей человека и выступает одним из основных двигателей хозяйственной и промышленной деятельности. В этой статье мы рассмотрим, что означает определение “блага” и какими признаками оно отличается от других ресурсов.
Что такое благо
Каждый человек в процессе жизнедеятельности сталкивается с различными нуждами и желаниями. Для обеспечения комфорта, отдыха, здоровья, безопасных трудовых условий и прочих потребностей людям необходимы ресурсы и материальные предметы.
Все то, что способно приносить пользу, удовольствие и решать повседневные проблемы, называется благом. Это понятие подразумевает под собой совокупность вещей и явлений, которые имеют ценность для человека или групп людей. Благо может оцениваться в денежных ресурсах и выступать предметом обмена и торговли. Иногда полезные и нужные явления не имеют рыночной стоимости. Получается, что благо — это нечто важное для человека.
Рис. 1. Определение термина «благо»
Все блага можно классифицировать на экономические и неэкономические:
Важно! Неэкономические блага во многом способствуют удовлетворению потребностей человека в отдыхе, удовольствии и сохранении здоровья. Но без экономических благ использование многих природных ресурсов будет либо невозможным, либо бесполезным. Например, поездка на море невозможна без участия транспорта, топлива и личных вещей человека. А наличие чистого воздуха не принесет пользы, если у человека отсутствуют жилье и пища. В совокупности природные ресурсы и результаты производства способны в полной мере удовлетворять многие нужды людей.
Экономические блага производятся для того, чтобы жизнь человека была более счастливой, комфортной и безопасной. Отдых, здоровье и решение повседневных вопросов являются целью, достигнуть которую можно с помощью различных ресурсов и продуктов.
Признаки экономических благ
Не все результаты труда и продукты обмена могут стать благом. Существуют основные характеристики, позволяющие назвать объект экономическим благом:
Чтобы предмет стал благом, требуется наличие всех этих признаков. Если вещь обладает ценными свойствами, но ее использование не решает проблему человека, этот объект не всегда может называться благом.
Важно! Встречается множество случаев, когда связь между пользой и ценностью неочевидна либо зависит от взглядов конкретного человека. Например, алкоголь является важным и ценным для одних людей, но совершенно ненужным и бессмысленным для других. А здоровое питание не перестает быть благом, даже если человек не осознает необходимости в данном ресурсе.
Если отделять экономическое благо от свободного, следует рассмотреть такие признаки:
Важно! Даже если человек получил какое-то экономическое благо бесплатно, оно не становится свободным. На выпуск и покупку объекта были затрачены трудовые ресурсы и материалы. Если на производстве выпустили очень много продукции, она все равно может являться благом, так как существует определенное исчерпаемое количество этих вещей.
Рис. 2. Виды благ
Классификации экономических благ
Поскольку экономические блага охватывают все результаты человеческого труда, существует множество видов этих полезных явлений и предметов. Для облегчения процесса изучения их принято классифицировать на группы, в зависимости от требуемых признаков.
Понятие блага с точки зрения вещественного содержания
Все экономические блага можно поделить на две большие группы:
Классификация по типу удовлетворения потребностей
Различают взаимодополняемые и взаимозаменяемые товары и услуги. К первому типу относятся объекты, которые выполняют схожую роль, но отличаются по свойствам и качеству. Это могут быть декоративные цветы, одежда или различная еда. К взаимодополняемым благам относят те продукты производства и потребления, которые не способны существовать отдельно для удовлетворения одной потребности. Например, шампунь бесполезен без наличия воды, а компьютер не сможет работать без электричества.
Важно! Взаимодополняемость также называют комплементарностью. Этот термин в экономике используется для обозначения взаимозависимых объектов и предметов.
Разделение благ по потреблению
Все предметы и объекты, необходимые для удовлетворения человеческих потребностей, можно разделить на:
Существуют и другие способы классифицировать экономические блага по специфическим признакам. Но эти перечисленные методы группировки являются одними из самых популярных в экономической теории.
Рис. 3. Классификация благ
Общественные блага
Этой категории полезных ресурсов в экономике уделяется особое внимание. Общественными благами может называться все то, что потребляется группой людей. Их отличие от индивидуальных (частных) благ в том, что общественно полезные объекты не могут использоваться только одним человеком.
В экономике общественные блага определяются совокупностью ресурсов, находящихся во владении государства. Эти ресурсы призваны служить для улучшения жизни граждан и предоставляются потребителю бесплатно. Примером общественных благ могут выступать образовательные учреждения, мосты, дороги, медицинское страхование населения. Они решают важные социальные проблемы и выступают показателем отношения государства к нации.
Важно! Государство должно предоставлять подобные блага для обеспечения комфортной и безопасной жизни людей. Некоторые блага, такие как льготы или программы муниципального характера, предоставляются только определенным слоям населения и называются исключаемыми. В то время как ресурсами, направленными на удовлетворение жизненно важных потребностей, обеспечивается все население.
Общественные блага отличаются специфическими особенностями:
Не все материальные объекты можно назвать благом. Многие предметы, необходимые людям в их повседневной жизни, выполняют важную экономическую роль и оцениваются в денежном эквиваленте. Разнообразие полезных товаров, услуг и социальных явлений обеспечивают комфортную, безопасную и счастливую жизнь человека.
Узнайте еще больше интересных фактов об экономических благах из предложенного ниже видео.
Базовые экономические понятия потребности и блага
Потребности и блага
В основе существования человеческого общества лежит удовлетворение потребностей людей. Для их полного удовлетворения с меньшими затратами необходимо знать, что они собой представляют и каким образом удовлетворяются.
Потребность – это любое состояние неудовлетворённости, которое испытывает человек и стремится из него выйти, а также состояние удовлетворённости, которое прикладывая усилия он стремится продлить.
Чтобы понять мотивы поведения потребителей в условиях ограниченных возможностей их потребности важно ранжировать в соответствии с определённой очерёдностью их удовлетворения.
Первичные и вторичные потребности
В первую очередь, необходимо отметить, что все человеческие потребности надо распределять по степени значимости для жизни человека. В этой связи выделяют первичные и вторичные потребности.
Первичные потребности – это потребности, неудовлетворение которых чревато созданию угрозы здоровья и жизни человека.
Вторичные потребности – это духовные, или культурные потребности: от их удовлетворения зависит уровень жизни человека и её качество.
Удовлетворение вторичных потребностей происходит после удовлетворения первичных потребностей.
Важно понимать, что такое деление потребностей весьма условно.
Потребности по степени напряжённости
Для определения очерёдности удовлетворения потребностей их нужно ранжировать также по степени напряжённости каждой из них. Все разумные люди отдают себе отчёт в том, что сначала необходимо удовлетворять самые важные потребности для жизни. Однако, если она насыщена значительнее, чем какая-либо менее важная потребность, а следовательно, представляет собой менее напряжённую, то вновь появляющиеся возможности он станет направлять на удовлетворение менее важной, но при этом более напряжённой.
Для того, чтобы более наглядно понаблюдать за ранжированием потребностей по степени важности для жизни и по степени напряжённости ниже представлена таблица, которая была представлена австрийским экономистом К. Менгером.
По различным степеням важности потребностям. Они обозначены римскими цифрами от I до X, и их насущность убывает по горизонтали слева направо.В таблице представлена условная количественная оценка значимости:
Примечательно, что высшая ступень напряжённости каждой потребности, представляет собой состояние их неудовлетворённости на высоком уровне: потребности первостепенной важности – 10 баллов, следующие по степени важности – 9 баллов и так продолжая.
Чтобы удовлетворить потребности необходимо наличие соответствующих средств.
Благо – это всё, что обладает способностью удовлетворить какие-либо человеческие потребности.
Важно знать, что все блага можно поделить на материальные блага и услуги.
Материальные блага – это блага, которые имеют какую-либо вещественную, материальную, осязаемую форму.
В качестве материальных благ могут выступать обуви, одежда, еда, жильё, бытовая техника, и т.п.
Услуги – это действия одного лица или группы лиц, которые способны приносить пользу кому-либо другому.
Услуги отличаются от материальных благ тем, что их нельзя накапливать, создавать их запас. Их специфическая особенность в том, что они потребляются в момент их производства.
Блага, которые производятся с целью обмена на другие блага, принято называть товарами. Примечательно, то в повседневной жизни товарами чаще всего называют именно материальные блага, а вот услуги таковыми не считают.
Потребности по степени доступности
Потребности можно классифицировать также по степени доступности, лёгкости их получения. В данном контексте они могут быть поделены на две группы.
К первой группе относятся потребности, которые даны людям в непосредственно той форме и количестве, что ими пользоваться могут все и повсюду, в любое время и в соответствии со своими потребностями, в этой связи они являются таковыми, к добыче которых нет необходимости прилагать усилия. Такие блага очень важны для каждого человека, к примеру, вода и воздух, но из-за того, что они общедоступны, они не являются предметом особых постоянных забот, интересов и расчётов людей, именно поэтому их называют свободными.
Производственная деятельность людей негативно влияет на сохранность в природе этих свободных потребностей. В современном мире нормальной считается практика, когда воду и воздух необходимо очищать ввиду их загрязнённости отходами человеческого производства.
Большая же часть благ имеется в природе в той форме и количестве, которые делают невозможным их непосредственное потребление в любом количестве каждым человеком. Чтобы их получить и удовлетворить ими собственные потребности, необходимо приложить усилия, чтобы извлечь из недр земли и приспособить к соответствующим потребностям или получить в готовом виде, но уже как товар за конкретную стоимость в пользу того, кто это произвёл. Такие блага интересуют и заботят всех: утрата даже маленькой их части представляет собой ощутимую потерю и достаточно сильно печалит того, кому пришлось понести этот ущерб, для возмещения которого снова необходимо прилагать усилия, затраты и нести жертвы. В этой связи особое значение для благополучия людей имеют потребности, и они вынуждают людей относится к вещам и товарам бережно. Это делает сами блага объектами целесообразной, основанной на строгих расчётах хозяйственной деятельности, и именно по этой причине такие блага носят название экономических.
Экономические и свободные блага делятся на несколько видов.
Блага по длительности использования
Блага по длительности использования делятся на однократные и многократные или длительного пользования.
Однократные блага способны сослужить пользу человеку всего один раз, что следует из их названия. Их уничтожение осуществляется в первом акте их потребления. К таковым благам можно отнести пищу, к примеру, одно мороженое нельзя съесть дважды.
Многократные блага служат в процессе длительного потребления. К таковым относится одежды предметы интерьера, мебель, жильё и пр. У таких благ важным фактором выступает срок их службы.
В сапогах потребителя интересует не только их эффект от того, что они способны защитить ноги зимой от холода и влаги, а и то, сколько они способны прослужить. Основными характеристиками автомобиля является его скорость и надёжность, однако и его срок службы также немаловажен.
Блага по характеру отношений
По характеру отношений в процессе удовлетворения потребностей все блага можно поделить на субститутов, комплементы и независимые.
Субституты – это блага, которые обладают способностью заменять друг друга в процессе удовлетворения одной и той же потребности, в этой связи они могут конкурировать друг с другом.
Комплементы – это блага, дополняющие друг друга, такие, которые сотрудничают в процессе удовлетворения какой-либо потребности, насыщают её только при совместном использовании.
Блага, которые способны удовлетворять потребности самостоятельно, вне зависимости от других и у них не существует замены в виде другого блага, принято называть независимыми или индифферентными в отношениях друг с другом.
Примечательно, что все деления, которые были перечислены выше, являются весьма условными.
В первую очередь, по той причине, что не все люди видят в чае и кофе взаимозаменяемые блага, а чай с сахаром не представляют собой дополняющие блага.
Во-вторых, если считать, что каждый человек должен удовлетворять все свои потребности, то всякое благо должно находится в конкретных отношениях заменяемости или дополняемости со всеми благами, поскольку все блага преследуют одну цель – обеспечить жизнь человека таким образом, чтобы он чувствовал себя удовлетворительно
Блага по доступности во времени
По доступности времени все блага делятся на настоящие и будущие. Настоящие блага находятся в доступе для потребления в любой момент по желанию индивида. Будущие блага могут быть доступными только после прошествии некоторого времени.
Для людей свойственно настоящие блага ценить больше, нежели будущие.
Блага по способу удовлетворения потребностей
Блага по способу участия в удовлетворении потребностей могут быть прямые и косвенные. Прямые или, конечные блага способны удовлетворить потребности, что примечательно, они не нуждаются в дальнейшем преобразовании. Их могут называть ещё потребительскими благами или предметами потребления. Потребительские блага в зависимости от степени важности удовлетворяемых ими потребностей делятся на предметы первой необходимости и предметы комфорта и роскоши.
Косвенные блага принимают участие в удовлетворении потребностей людей без непосредственного участия, а только в качестве средств производства прямых благ. Их называют производственными благами или средствами производства. В данном контексте средства производства можно поделить на средства труда и предметы труда.
Средства труда – это то, что помогает людям создавать блага.
Предметы труда – это то, из его создаются блага.
Важно понимать, что деление благ и на эти виды также весьма условно. Некоторые блага могут представлять собой в разных ситуациях разные виды благ.
Уголь может быть прямым благом и косвенным. Прямое благо – для отопления дома, косвенное – при разжигании доменной печи.
Для рыночной экономики характерно деление благ на частные и общественные.
Частные и индивидуальные блага
Частные или индивидуальные блага – это те блага, потребление которых одними исключает их потребление другими.
К частным или индивидуальным благам относится одежда, обувь и т.п. такие блага становятся частными после их приобретения за деньги. Их особенность в том, что они являются платными. Более того, потребители могут конкурировать за их потребление.
Общественные блага – это такие блага, потребление которых одними не может исключать потребление их другими.
Это блага совместного потребления. Такие блага производятся государством и предоставляются в пользование гражданам страны на безвозмездной основе. Производство их в частном секторе является убыточным или крайне невыгодным, поскольку они доступны любому человеку вне зависимости от того, платит он за них или нет. В этой связи их нельзя назвать конкурентными.
В рыночной экономике блага поступают потребителям в процессе обмена при посредстве денег. При наличии денег можно удовлетворить любую потребность. В этой связи деньги можно назвать универсальным благом.
Понятие «благо», «товар», «услуга»
Товар, как предмет, явление, продукт труда, удовлетворяющий определенную человеческую потребность и отвечающий интересам, целям, устремлениям людей. Сущность эффекта дохода и замещения. Характер экономических отношений, возникающих по поводу товаров.
Рубрика | Экономика и экономическая теория |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 05.04.2015 |
Размер файла | 49,6 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Размещено на http://www.allbest.ru/
Министерство образования и науки Российской Федерации
Набережночелнинский институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования
«Казанский (приволжский) федеральный университет
Кафедра экономической теории и экономической политики
по дисциплине: «Понятие “благо”, “товар”, “услуга”. Товар и его свойства. Виды товаров. Эффект дохода и эффект замещения»
Студент группы 2142213
товар потребность экономический доход
2.1 Свойства товаров
3. Эффект дохода и эффект замещения
Список используемой литературы
Итак, в своей контрольной работе я решил рассмотреть товар, как предмет, явление, продукт труда, удовлетворяющий определенную человеческую потребность и отвечающий интересам, целям, устремлениям людей, и все, что связанно с ним, а именно: свойства и виды товара. Также разберу виды услуг, и такие понятия как «благо», «товар», «услуга».
Центральной категорией теорий товарного производства является товар, которой исторически и логически предшествует категория «благо». Рассмотрим эту категорию.
В экономической литературе есть и другие определения блага. А. Маршалл, например, под благом понимал все желаемые нами вещи или вещи, удовлетворяющие человеческие потребности. В этом определении блага ограничиваются лишь вещами, предметами.
Иногда блага рассматриваются как воплощенная полезность, которой могут быть не только продукты труда, но и плоды природы.
Наиболее распространенным является подразделение благ на материальные и нематериальные.
Различают две подгруппы нематериальных благ:
Кроме отмеченных групп благ рассматриваются также блага настоящие и будущие, прямые и косвенные, долго- и краткосрочные и т.д.
Особое значение имеет подразделение благ на экономические и неэкономические.
Неэкономические блага (даровые блага) предоставляются природой без приложения человеком усилий. Эти блага существуют в природе «свободно», в количестве, достаточном для полного и постоянного удовлетворения определенных потребностей человека (воздух, вода, свет и т.д.).
Специфической формой экономического блага является товар. Что же такое товар?
К. Менгер утверждал, что экономическое благо становится товаром независимо от его способности к передвижению, независимо от лиц, предлагающих его для продажи, от его материальности, независимо от характера его как продукта труда, поскольку обязательно предназначено для обмена.1
Товар как таковой обладает двумя свойствами:
а) способностью удовлетворять какую-либо человеческую потребность;
б) пригодностью к обмену.
Услуга не имеет вещной формы, ее нельзя непосредственно накопить, она может быть потреблена лишь в момент производства.
Предоставление (оказание) услуги может включать в себя, например, следующее:
деятельность, осуществлённую на поставленной потребителем материальной продукции (например, ремонт неисправного автомобиля);
деятельность, осуществлённую на поставленной потребителем нематериальной продукции (например, составление заявления о доходах, необходимого для определения размера налога);
предоставление нематериальной продукции (например, информации в смысле передачи знаний);
создание благоприятных условий для потребителей (например, в гостиницах и ресторанах).
Услуги, оказываемые населению, по назначению подразделяются на материальные и социально-культурные:
Услуги могут быть: частные или коммерческие, добровольные или вынужденные, платные или бесплатные, мгновенные или длительные, взаимные и анонимные, государственные и т. д.
Обобщающей категорией, которая включает в себя все виды коммерческих и некоммерческих услуг и составляет часть экономики, является сфера услуг.
В Российской Федерации оказание услуг регламентируется Гражданским кодексом, федеральным законом «О защите прав потребителей» и др.
Существует множество определений понятию товар. Вот несколько из них:
Карл Маркс выдвинул такое определение этому понятию: «Товар есть внешний предмет (вещь), которая удовлетворяет какие-либо человеческие потребности, в силу ее свойств».
Товар есть благо, являющееся результатом производства одного субъекта экономики и поступающее в потребление другого субъекта через обмен в форме купли-продажи. За данным определением скрывается довольно сложная совокупность экономических отношений.
Во-первых, товар отражает отношения собственности. Любой товар выступает в качестве объекта собственности. Собственник товара готов передать его другому в обмен на нечто равноценное.
Во-вторых, существуют отношения по поводу производства товара. К ним можно отнести отношения, обеспечивающие специализацию на производстве того или иного товара и возможность возникновения на ее основе кооперации. При производстве товара возникают также отношения конкуренции, в ходе которой производители стремятся сделать товар более привлекательным для покупателей.
В-третьих, по поводу товара складываются отношения распределения. Поскольку каждый товар выступает как часть общественного продукта, то, продавая и покупая товары, люди тем самым участвуют в распределении этого продукта.
В-четвертых, товар становится объектом потребления, поскольку, в конечном счете, она создается для удовлетворения каких-то потребностей.
Характер экономических отношений, возникающих по поводу товаров, позволяет отличить их от благ, созданных людьми, но не являющихся товарами. К таким благам относятся те, которые произведены людьми для собственного потребления. К. Менгер утверждал, что экономическое благо становится товаром независимо от его способности к передвижению, независимо от лиц, предлагающих его для продажи, от его материальности, но обязательно предназначено для обмена.
Отличительным признаком товара являются отношения в виде купли-продажи. Обмен характеризуется возмездностью и эквивалентностью, что означает, передачу товара из рук его собственником в руки другого в ответ на обратную передачу его заменителя, при этом заменитель должен быть равноценным данному товару.
2.1 Свойства товаров
Товар обладает двумя основными свойствами:
а) способностью удовлетворять какую-либо человеческую потребность.
б) способностью к обмену.
Потребительные стоимости составляют вещественное содержание богатства всякого общества. Потребительская стоимость имеет три формы проявления:
б) натуральная форма;
В современных рыночных условиях фирмы вынуждены разрабатывать различные товарные классификации на основе присущих этим товарам характеристик.
Товары промышленного назначения и классифицируют по степени участия их в процессе производства (материалы и детали, капитальное имущество, вспомогательные материалы и услуги).
Товары народного потребления классифицируют на основе покупательских привычек потребителей (брошюры, открытки, календари, бланки, визитки, этикетки и т. п.).
Исследование рынка товаров народного потребления проводится с целью определения емкости и характера рынка, географического размещения потенциального потребителя, структуры и степени монополизации рынка, влияния торгово-политических и экономико-географических факторов на долгосрочные тенденции развития рынка. Для того чтобы выявить товары наибольшего спроса и местонахождение потребителей применяются следующие классификации:
по степени долговечности или материальной осязаемости товары можно разделить на три группы:
На основе покупательских привычек потребителей существует разделение товаров народного потребления на:
— основные товары постоянного спроса (газеты с программой), то есть те товары, которые люди покупают постоянно;
— товары импульсивной покупки приобретают без всякого предварительного планирования и поисков, они, как правило, продаются во многих местах, поэтому потребители почти никогда их специально не ищут (журналы);
— товары для экстренных случаев покупают при возникновении острой нужды в них (газета «Из рук в руки»); производители организуют распространение этих товаров через множество торговых точек, чтобы не упустить возможность продажи, когда потребителю вдруг понадобятся эти товары.
3. Эффект дохода и эффект замещения
К появлению эффектов дохода и замещения приводит любое изменение цены, так как оно меняет объем доступных благ и их относительные цены. Названные эффекты являются реакцией потребителя на изменение относительных цен и реального дохода.
Для нормальных товаров эффект дохода и эффект замещения суммируются, так как снижение цены данных товаров приводит к росту спроса на них. Например, потребитель, располагая данным доходом, который не изменяется, приобретает в определенном соотношении чай и кофе, которые являются нормальными благами. В этом случае эффект замещения действует следующим образом. Падение цены чая приведет к росту спроса на него. Поскольку цена кофе не изменилась, то кофе становится теперь относительно (сравнительно) дороже чая. Рациональный потребитель замещает относительно дорогой кофе относительно дешевым чаем, увеличивая спрос на него. Эффект дохода проявляется в том, что снижение цены чая сделало потребителя несколько богаче, т. е. привело к росту его реальных доходов. Поскольку, чем выше уровень доходов населения, тем выше спрос на нормальные товары, и прирост дохода может быть направлен как на приобретение дополнительного количества чая, так и кофе. Следовательно, в одной и той же ситуации (падение цены чая при неизменной цене кофе) эффект замещения и эффект дохода приводят к росту спроса на чай. Эффект дохода и эффект замещения действуют однонаправлено. Для нормальных товаров действие эффектов дохода и замещения объясняет увеличение спроса при понижении цены и сокращение спроса при их повышении. Иными словами, закон спроса выполняется.
Для товаров низшей категории результирующая обоих эффектов зависит от степени воздействия каждого из них на потребительский выбор. Если эффект замещения действует сильнее эффекта дохода, то кривая спроса на товар низшей категории будет иметь ту же форму, что и нормальный товар. Таким образом, закон спроса выполняется. Если же эффект дохода действует сильнее эффекта замещения, то объем спроса на товар низшей категории падает при снижении цены этого товара. Иными словами, закон спроса здесь не выполняется. Товары, для которых не выполняется закон спроса, называются товарами Гиффена, по имени английского экономиста XIX в., теоретически обосновавшего подобное явление. Кривая спроса на товары Гиффена представлена на рисунке.
потребность экономический доход
Чтобы удовлетворить свои все возрастающие потребности, человечество вынуждено постоянно искать ответы на главные вопросы основ хозяйственной жизни, то есть главных вопросов экономики:
1. Что и в каком количестве производить?
3. Каким образом распределять изготовленные блага?
Решая вопрос, «Что и в каком количестве производить?», люди, в конечном счете, распределяют ограниченные ресурсы между производителями различных благ.
Решая вопрос «Как производить?», люди выбирают предпочтительные для них способы (технологии) изготовления благ, которые им необходимы.
Отвечая на вопрос «Каким образом распределить изготовленные блага?», люди решают, кому и сколько благ должно достаться в конечном счете. Как осуществить распределение благ, чтобы оно не вызвало в людях чувства не справедливости из-за различий в комфортности жизни?
Люди решали эту проблему следующим образом:
Жизнь доказала пагубность использования этих принципов, так как они не заинтересовывают людей в более производительном труде. При таком распределении благ, даже если трудиться лучше других и получать за это больше, не гарантировано приобретение желаемого блага. Поэтому в подавляющем большинстве стран мира (и во всех богатейших странах) в настоящее время преобладает сложный механизм рыночного распределения.
Список используемой литературы
1. «Основы экономики», Е.Ф. Борисов, 2008 г.
2. «Экономическая теория. Экономические системы: формирование и развитие», И.К. Ларионова, С.Н. Сильвестрова, 2012 г.
3. «Государство и экономика», Соколинский В.М., 1996 г.
4. «Экономика предприятия», Сафронов Н.А., 1998 г.
5. «Экономический анализ», Гиляровская Л.Т., 2004 г.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
контрольная работа [23,5 K], добавлен 09.11.2010
Спрос и эластичность как движущие силы рыночного механизма. Анализ проявления эффекта Гиффена в современной экономике Российской Федерации. Рост величины спроса при снижении цены. Рассмотрение эффекта дохода и эффекта замены по Хиксу и Слуцкому.
курсовая работа [631,8 K], добавлен 18.12.2015
Эффект дохода, отражающего влияние изменения цены на величину спроса. Сущность кардиналистской полезности. Построение кривых безразличия. Определение предельной полезности потребительских товаров, предельной нормы замещения блага. Функция спроса на товар.
контрольная работа [32,9 K], добавлен 10.04.2015
Товар и его основные классификации. Товарная единица. Товары промышленного назначения и товары народного потребления. Двойственный характер труда, воплощенного в товаре. Социальная сущность товара. Экономическая сущность товара. Двойственный характер.
реферат [12,1 K], добавлен 20.11.2002
Сущность и свойства товара, величина и формы его стоимости. Двойственный характер труда заключающегося в товарах. Теория предельной полезности и субъективная ценность блага. Принцип равенства предельной нормы замещения. Факторы потребительского выбора.
контрольная работа [38,8 K], добавлен 11.11.2010