Что такое блокфлейта для детей
Про пользу игры на блокфлейте – инструмента гармоничного развития музыкальных способностей ребёнка
Вы – заботливый родитель, и вам не безразлично развитие вашего ребёнка и, как следствие этого, судьба его? Вы находитесь в поисках различных обучающих методик для ребенка, и раздумываете, какая же из них наиболее эффективная?
В таком случае, есть один ответ, который, наверняка бы заинтересовал очень многих неравнодушных родителей. Это – обучение игре на блокфлейте. Вот лишь несколько фактов об этом инструменте.
О пользе детских занятий игрой на блокфлейте
Но не стоит думать, что блокфлета даёт только музыкальное развитие. Спектр её облагораживающих воздействий гораздо шире. Обучение игре на блокфлейте отлично развивает память и внимание, что так необходимо школьникам и тем детям, которые только собираются переступить порог школы. Также прекрасно развивается артикуляция, что способствует устранению логопедических затруднений.
Ребёнок постоянно будет заниматься дыхательными упражнениями, а, значит, будет крепнуть и его голос. Блокфлейту «прописывают» детям, страдающих частыми заболеваниями органов дыхания и даже с более серьёзными проблемами здоровья.
И ещё. Не забывайте про мелкую моторику. Да, да, координация пальцев чрезвычайно эффективно развивает мелкую моторику ребёнка. Ведь нужно постоянно думать, как же теперь надо поставить пальчики, чтобы блокфлейта выдала свой нежный звук. А ведь всем известно, как мелкая моторика помогает развить интеллектуальные способности ребенка, следовательно, можно смело заявить, что игра на блокфлейте сделает вашего ребенка умнее.
Последний аспект, но не менее важный, чем два предыдущих – это психологическая сторона вопроса. Блокфлейта даст вашему ребенку чувство уверенности в своих силах, а также чувство значимости, столь необходимое для каждого человека. Этот инструмент, несмотря на то, что становится все более популярным, тем не менее, остаётся уникальным. Следовательно, ваш ребенок приобретёт неповторимый навык, станет отличным от других, что также положительно отзовётся на его самооценке.
Достоинств у блокфлейты масса, начиная от ее размера и заканчивая её ценой. Только представьте вашего ребёнка, играющего, например, на виолончели. Конечно, у этого инструмента также есть много преимуществ, но блокфлейта находится в более выгодном свете по весу и размеру.
Цена этой флейты настолько мала, что не сравнится даже с походом в продуктовый магазин. Даже если нечаянно кто-то на нее сядет или произойдет какое-то другое повреждение, ничего страшного не случится, потому просто можно приобрести новый инструмент, и это будет не накладно.
Наверное, вы уже убедились в огромной пользе обучения игре на этом инструменте. Теперь задача – найти талантливого и опытного преподавателя для вашего ребенка. Но это уже другая история.
Блокфлейта
Звук флейты – нежный бархатистый, волшебный. В музыкальной культуре разных стран ей уделялось серьезное значение. Блокфлейта была любимицей королей, ее звучанием заслушивался простой народ. Музыкальный инструмент использовали бродячие музыканты, уличные артисты.
Что такое блокфлейта
Блокфлейта – это духовой музыкальный инструмент свисткового типа. Изготавливается дудочка из дерева. Для профессиональных инструментов используются ценные породы красного дерева, груша, слива. Недорогие блокфлейты выполняются из клена.
В одном из музеев Великобритании хранится самая большая по размеру полнофункциональная блокфлейта, изготовленная из специально обработанной сосны. Ее длина составляет 5 метров, диаметр звуковых отверстий – 8,5 сантиметров.
Распространены и пластмассовые инструменты. Они прочнее, чем деревянные, обладают хорошими музыкальными возможностями. Звукоизвлечение осуществляется путем колебания столба воздуха, который вдувается через отверстие на торце. Продольная флейта по типу звукоизвлечения напоминает свисток. Ее используют на начальных этапах обучения. Семейство объединяет разные виды инструментов, родственных технике игры: вистл, свирель, сопилка.
Устройство блокфлейты
По своему строению инструмент напоминает дудочку. Диапазон звучания от «до» II октавы до «ре» IV. От флейты отличается количеством отверстий на корпусе. Их всего 7. Имеется еще одно на тыльной стороне. Оно называется октавным клапаном.
Еще одно отличие блокфлейты от флейты кроется в строении. Название инструмент получил из-за встроенной в свистковое устройство деревянной пробки – блока. Он закрывает свободный доступ воздушной струе, пропуская ее через узкий канал. Проходя через щель, воздух попадает в отверстие с острым концом. В этом блоке воздушная струя рассекается, создавая звуковые вибрации. Если зажать все отверстия одновременно, получится самый низкий звук.
Блокфлейта сопрано – полнозвучный представитель семейства духовых с полноценным хроматическим звукорядом. Стандартно настраивается в нотах «до» и «фа», записывается в партитурах в реальном звучании.
История
Сведения о блокфлейте отражены в документах средневекового периода. Инструмент использовали бродячие музыканты. За мягкий бархатистый звук в Италии его называли «нежной дудочкой». В XVI веке появились первые нотные издания для блокфлейты. Претерпев ряд конструктивных изменений, она стала звучать лучше. Появление отверстия на тыльной стороне расширило тембр, сделало его более бархатистым, насыщенным, светлым.
Расцвет блокфлейты пришелся на середину XVII века. Тогда самые знаменитые композиторы использовали инструмент для придания произведениям особого колорита. Но уже через несколько десятилетий ее вытеснила поперечная флейта, обладающая большим диапазоном звучания.
Эпоха ренессанса для «нежной дудочки» началась, когда началось создание ансамблей, исполняющих аутентичную музыку. Сегодня она используется для исполнения рок и поп музыки, этнических произведений.
Виды блокфлейт и их звучание
Существует немецкая (германская) и английская (барочная) система строения продольной дудочки. Разница между ними в размерах четвертого и пятого отверстия. Блокфлейту немецкой системы освоить проще. Зажав все отверстия и открывая их по очереди, вы сможете сыграть гамму. Недостаток германской системы в сложности извлечения некоторых полутонов.
Дудочка системы барокко звучит чище. Но даже для исполнения основных тонов требуется сложная аппликатура пальцев. Такие инструменты используют профессионалы, новичкам рекомендуется начинать с немецкой системы.
Различия существуют и в типе тональности. Дудочки бывают различной длины – до 250 мм. Разновидность определяет тональность. По высоте звучания распространенные разновидности:
Различные виды могут звучать в рамках одного ансамбля. Одновременное участие дудочек разного строя позволяет исполнять сложную музыку.
Альтовая продольная дудочка звучит на октаву ниже сопранино. Сопрано имеет строй в ноте «до» первой октавы и считается самым распространенным видом «нежной флейты».
Реже встречаются другие разновидности:
XX век в музыкальной культуре ознаменовался возвращением блокфлейты. Инструмент активно использовали знаменитые исполнители: Франс Бругген, Маркус Бартоломе, Михала Петри. Он придает особые краски композициям Джимми Хендрикса, «Битлз», «Ролинг Стоунз». У продольной дудочки множество поклонников. В музыкальных школах детям прививают особое уважение к инструменту, на котором музицировали короли, обучают игре на разных видах блокфлейты.
Блок-флейта для ребенка. Дерево или пластик?
К счастью, существуют пластиковые блок-флейты, которые производятся более тщательно продуманным способом. Это инструменты более высокого класса, сконструированные опытными мастерами и выверенные по интонации и звуку. Разумеется, это делает их более ценными и сказывается на стоимости.
Наряду с деревянными инструментами мы продаем высококачественные пластиковые модели, которые либо полностью сделаны из специального пластика, либо представляют собой комбинацию пластиковой головки (свистка) и деревянного нижнего колена. Эти блок-флейты прекрасно подходят маленьким детям с детсадовского возраста до периода начального обучения в школе. Они в высшей степени прочны, износоустойчивы и готовы выдерживать досадные случайности, которые порой неизбежны, когда речь идет о детях.
Одним из ведущих производителей пластиковых блок-флейт является японская компания Aulos. Их инструменты идеальны по интонации, отзывчивы, дают ровный тембр по всему диапазону, предельно стабильны от экземпляра к экземпляру и, таким образом, практически не имеют слабых мест. Наличие широкого модельного ряда дает возможность выбирать наиболее подходящий тембр для каждого музыканта. Удивительно, насколько по-разному могут звучать пластиковые блок-флейты, которые кажутся относительно простыми по устройству инструментами.
Среди блок-флейт комбинированного материала отличаются своим качеством инструменты немецкой компании Mollenhauer. Наиболее интересная (на наш взгляд) серия носит название Adri´s Dream. Конструкция этих инструментов основана на средневековой модели и отличается необычно широким каналом и игровыми отверстиями. Такая геометрия воздушного хода позволяет даже ребенку извлекать мощный и полный звук, что имеет большое значение, особенно в ансамбле. Широкие отверстия, тем не менее, удобны для детских пальцев и хорошо ощущаются при игре.
Полностью пластиковая модель, выпускаемая в серии Adri´s Dream, имеет те же особенности канала и по-своему интересна среди аналогов.
Любые пластиковые части блок-флейт, будь то целый инструмент или головка, неприхотливы в плане ухода. При необходимости их можно мыть водой, не опасаясь, что влага нанесет вред инструменту.
Хотя пластик имеет множество преимуществ, он не может заменить собой древесину. Ни один вид пластика в мире не обладает свойствами, которые присущи дереву, поскольку деревянный инструмент может производить звук совершенно иного качества. Возможно, кто-то усомнится, что все дети настолько восприимчивы к качеству звука и что они будут слышать разницу. Но не в том ли состоит задача педагога, и не в том ли заключается его мастерство, чтобы бережно воспитывать эту слуховую чувствительность и тембровый вкус?
Влияние древесины на звук
Считается, что для ансамблевой игры лучше всего подходят флейты из клена. Благодаря своему основательному звуку, кленовые блок-флейты производят однородный теплый тембр. Клен имеет наиболее выраженную пористую структуру, которая придает звуку мягкость. Кроме того, данная особенность обусловливает длительный период разыгрывания инструмента. Кленовые блок-флейты могут раскрывать свои звуковые качества в течение 6-12 месяцев, в зависимости от интенсивности использования в начальный период.
Музыкант может выбирать из различных пород дерева согласно своему индивидуальному вкусу. Кленовая древесина – наиболее легкий материал с самым мягким звуком. Далее по плотности следует древесина плодовых деревьев – таких, как груша и слива. Чёрное дерево и гренадилла – самые твердые сорта.
В наших салонах Вы можете найти широкий ассортимент блок-флейт не только из перечисленных, но и более экзотических пород древесины – палисандра, розового дерева, оливы, самшита. Впрочем, пластиковые и комбинированные блок-флейты (пластик/дерево) также широко представлены. Поэтому выбирайте лучший для себя вариант и действуйте по зову сердца, которое никогда не обманывает!
Что такое блокфлейта
Распространенный деревянный духовой инструмент – блокфлейта имеет насыщенное звучание, передающее широкую гамму оттенков. Блокфлейты, прямые родственницы древних флейт и свистков, имеют богатую историю и очень популярны в наше время – на них учат играть в музыкальных школах, их используют не только в классической, но и поп, рок музыке.
История блокфлейты
Современные блокфлейты имеют очень много общего со свистками и флейтами, которые были произведены во времена неандертальцев. Можно сказать, что блокфлейта – доработанная, доведенная до совершенства концепция древнейших свистков.
Первые упоминания о блокфлейте датируются средними веками. Инструменты были распространены на территориях современных Англии, Германии, Нидерландов, Польши. Это стало известно благодаря найденным археологами инструментам, средневековым записям и рисункам.
В эпоху Ренессанса блокфлейты не имели четкого музыкального предназначения, и были широко распространены у народа. Их использовали при исполнении танцевальной музыки той поры, а также для игры вокальной музыки, например, канцоны и мессы.
Несмотря на то что в XVIII веке блокфлейта была вытеснена поперечной оркестровой флейтой, как имеющей более насыщенное и сильное звучание, инструмент не был забыт, и уже в 20е годы XX века получила второе рождение. В настоящее время блоклфлейты используются как для обучения начинающих музыкантов, так и профессионалами для игры этнических мотивов, исполнения поп и рок музыки.
Как выглядит блокфлейта
Блокфлейта представляет собой полую трубку с восьмью отверстиями, на одном конце которой установлен специальный блок со свистком, называемый мундштуком. Воздух, вдуваемый музыкантом через специальный узкий воздуховод, встречает на своем пути отверстие с заостренным краем, который рассекает воздушную струю, вызывая завихрения, которые и создают звуковые вибрации.
Блокфлейта может воспроизводить полный хроматический звукоряд, позволяя исполнителю играть в нескольких тональностях. Высота производимого звука зависит как от силы входящего воздушного потока, так и от длины пути, по которому он проходит. Именно для этого корпус флейты оснащен отверстиями – семью сверху корпуса и одним снизу, которые музыкант зажимает своими пальцами.
Открывая отверстие, играющий на блокфлейте сокращает путь воздушного потока, тем самым повышая тон воспроизводимого звука. То есть самый низкий звук, который может воспроизвести блокфлейта, получится, если зажать все отверстия. Соответственно, самый высокий звук производится открыванием всех клапанов инструмента и усилением вдуваемого воздушного потока.
Музыкант, знакомый с особенностями чистого звукоизвлечения всех нот, которые способна воспроизвести флейта, может воспроизводить дополнительные ноты и полутона. Для этого используются дополнительные приёмы, такие как полузакрытие отверстий, передувание, закрытие основного выходного отверстия флейты коленом, вилочная аппликатура. Блокфлейта – виртуозный инструмент, и знание всех его тонкостей позволяет создавать сложные, насыщенные музыкальные рисунки.
Блокфлейты традиционно изготавливаются из слоновой кости, а также твёрдых пород древесины, таких как вишня, черное дерево, самшит, красное дерево, груша и слива. Для изготовления мундштука выбирается материал, который меньше всего впитывает влагу, так как именно эта часть флейты соприкасается со ртом музыканта.
В настоящее время, помимо традиционной древесины и кости, для производства блокфлейт широко используется пластик, являясь неприхотливым, надежным и легким материалом. Современные профессиональные инструменты имеют керамический мундштук.
Виды блокфлейт и тональности
Блокфлейты принято отличать по размеру и тональности. Физический размер инструмента напрямую влияет на высоту воспроизводимых им звуков. Чем ниже звуки флейта воспроизводит, тем больше её корпус.
Ансамбли блокфлейт, в которые входят инструменты разных размеров, могут звучать на несколько голосов, исполняя сложные музыкальные произведения. В таких ансамблях для каждого инструмента отводится своя роль – солирующая и аккомпанирующая.
Различают следующие размеры:
Сопранино – флейта звучит от «фа» второй до «соль» четвертой октавы, имея один из самых высоких тембров (строй F);
Сопрано – звучит от «до» второй октавы до «ре» четвертой октавы. Такие флейты еще называют Descant (строй C);
Альт – флейта «treble», звучит от «фа» первой до «соль» третьей октавы (строй F);
Тенор – звучит от «до» первой до «ре» третьей октавы (строй C);
Бас – от «фа» малой до «соль» второй октавы (строй F).
Кроме того, существуют менее распространенные размеры:
Гаркляйн – самая высоко звучащая флейта, которую также называют сопраниссимо или пикколо. Она звучит в диапазоне от «до» третьей до «ля» четвертой октавы (строй C);
Гроссбас – от «до» малой до «ре» второй октавы. Такие инструменты еще называют Great Bass (строй C);
Контрабас – от «фа» большой до «соль» первой октавы (строй F);
Субгроссбас – от «до» большой до «ре» первой октавы (строй C);
Субконтрабас – от «фа» контроктавы до «соль» малой октавы (строй F).
Блокфлейта имеет два различных строя – строй F и строй C. Строй блокфлейты определяется по самому низкому звуку, который она может воспроизвести.
Аппликатура блокфлейты
Для закрытия отверстий блокфлейты музыкант использует обе руки. Четырьмя пальцами правой руки закрываются нижние отверстия инструмента, безымянным, средним, указательным и большим пальцами левой руки закрываются отверстия близ мундштука и октавный клапан снизу.
Ноты блокфлейты воспроизводятся поочередным открыванием и закрыванием клапанов. Чем больше клапанов открыто – там выше звучит флейта. Кроме того, для плавных переходов между нотами и точной нюансировки, музыкант может использовать полузакрытие отверстий и так называемую вилочную аппликатуру, когда между пальцами, закрывающими отверстия, дополнительно открывается один клапан, повышая или понижая звучание основной ноты на половину или четверть тона.
На схеме ниже продемонстрированы основы аппликатуры для современной барочной флейты.
Барочная и немецкая система блокфлейты отличия
Для взятия нот музыканту требуется в определенном порядке зажать отверстия на корпусе флейты – это называется аппликатурой. Одним из основных серьезных отличий блокфлейт между собой является система аппликатуры. Существует барочная и немецкая система блокфлейт, и способ игры на каждой из них слегка отличается.
Барочная система блокфлейты считается классической, и первые блокфлейты появились именно с такой системой. Барочные флейты имеют относительно сложную аппликатуру, зато звучат очень чисто на всех нотах. Позже немецкие мастера решили упростить жизнь музыканту, сделав более простой механизм взятия нот, пожертвовав при этом чистотой некоторых из них
.
Немецкую и барочную флейту легко отличить по внешним признакам. У блокфлейты немецкой системы третье отверстие снизу маленькое, а четвертое – большое. Блокфлейта барочной системы, если смотреть снизу, имеет четвертое маленькое и третье большое отверстие.
Иногда блокфлейты имеют сдвоенные отверстия. Все дело в том, что для взятия некоторых нот музыканту требуется закрывать отверстие наполовину. Выполняя такие манипуляции новичку бывает сложно чисто взять необходимую ноту, а сдвоенное отверстие решает такую проблему. Профессиональные музыканты используют флейты с одиночными отверстиями для более точной нюансировки при игре. Наличие сдвоенных отверстий не указывает на принадлежность флейты к одной из систем.
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Если вы во время прогулки по музею-усадьбе Архангельское или Царицыно случайно попадете и послушаете концерт ансамбля старинной или как ее сейчас называют аутентичной музыки, считайте, что вам очень повезло. Впечатление от этого остается необычайное, фантастическое. Нежнейшее бархатное звучание непривычных инструментов из прошлого уносит вас в ушедшую эпоху изысканного барокко. Сразу представляется роскошный замок знатного вельможи, где на балу галантные кавалеры и изящные дамы выполняют грациозные па менуэта.
Выразительные возможности барочного инструментария, отличающегося нежным и благородным звучанием, вызывают большой интерес у сегодняшних слушателей. Но особым вниманием у современных меломанов пользуется инструмент, который в нашей стране называется блокфлейта. В свое время она занимала очень важное место в музыкальной культуре многих стран и была любимицей королей и простого народа. Инструмент был неизменным другом в странствиях бродячих артистов. Без его романтичного и бархатистого звучания не обходилось ни одно празднество: блокфлейта звучала как сольно, так и в ансамблях, аккомпанируя пению, танцам, сопровождая торжественные шествия. Сейчас роль инструмента гораздо скромнее: он является обязательным участником в концертах старинной музыки, а также помогает первоначальному музыкальному образованию.
Звук флейт всегда считался волшебным. Достаточно вспомнить сюжет знаменитой оперы В.А. Моцарта или легенду о гамельнском крысолове. Но звучание блокфлейты и ее поперечной коллеги значительно отличаются. Так, тембр блокфлейты можно охарактеризовать как мягкий и шелковый. Голос ее настолько нежен, что напоминает пение птиц, ведь недаром композиторы эпохи барокко использовали звучание блокфлейты в пасторальных сценах. Блокфлейта не только очень мелодичный, но и техничный инструмент, которому подвластны различные исполнительские задачи.
В городском музее Вероны, который расположен в здании замка Кастельвеккио находится экземпляр старинной басовой блокфлейты. Длина инструмента составляет 2,85 метра.
Коллекции блокфлейт хранятся в Музее музыки в Париже, Музее истории искусств в Вене, в итальянской Брешии в частной коллекции, в Метрополитен-музее Нью–Йорка (США).
Английский король Генрих VIII, отличавшийся своей жестокостью, был большим меломаном и владел коллекцией блокфлейт, которая насчитывала 76 инструментов.
Когда композитору И. Стравинскому впервые показали блокфлейту, он воспринял ее как один из видов старинного кларнета. Это свидетельство того, что в начале прошлого века в России блокфлейта была очень редкостным инструментом.
Великий английский драматург В. Шекспир отмечает блокфлейту в таких знаменитых своих произведениях, как «Гамлет» и «Сон в летнюю ночь».
Выдающийся английский поэт Джон Мильтон в своей эпической поэме «Потерянный рай» тоже упоминает блокфлейту.
Немецкий граф Фуггер фон Глотт, выдающийся банкир эпохи Возрождения, был большим меломаном и обладал большой коллекцией духовых музыкальных инструментов, насчитывающей 507 экземпляров, из которых 111 были блокфлейты.
Блокфлейту для украшения своих музыкальных композиций использовали такие знаменитые группы как «The Rollling Stones»», «Beatles», «Jethro Tull», «The Alan Parsons Project», «Led Zeppelin», «King Crimson».
На блокфлейте играли известные музыканты: Пол Маккартни, Ян Макдональд, Брюс Спингстин, Иэн Андерсон, Джими Хендрикс, Дэвид Боуи и Лу Рид.
Звук блокфлейты мы слышим в фильме Квентина Тарантино «Убить Билла», а также в фильме режиссера Питера Джексона «Властелин колец».
Самая большая, когда-либо созданная полнофункциональная блокфлейта, была изготовлена из специально обработанной сосны. В длину она составила 5 метров, что равно росту жирафа. Ширина каждого звукового отверстия инструмента была 8,5 см.
В 1939 году было образовано Американское общество блокфлейтистов, которое на сегодняшний день имеет свои отделения по всей стране, а также в Канаде и 30 других странах мира. Там музыканты встречаются, обмениваться нотами, и делятся навыками исполнительства. Миссия Американского общества состоит в том, чтобы увеличить возможности карьерного роста для музыкантов и преподавателей блокфлейты.
Популярность блокфлейты в нынешнее время настолько велика, что каждый год производители выпускают 3,5 миллиона только пластмассовых блокфлейт.
В настоящее время существуют большие оркестры, в которых 50 или 60 музыкантов играют на девяти различных разновидностях блокфлейт.
Конструкция блокфлейты довольна проста и ее можно разделить на три части: мундштук, основная часть и раструб.
На основной части инструмента располагаются 8 игровых отверстий, одно из которых, заменяющее октавный клапан, находится на тыльной стороне. Корпус блокфлейты с одной стороны заканчивается раструбом в форме небольшого венчика, а с другой мундштуком, имеющим форму клюва. В мундштук вставляется пробка, которая оставляет для исполнителя небольшое отверстие для задувания воздушной струи.
Блокфлейты изготавливают из различных сортов дерева, включая самшит, грушу, сливу, клен, кингвуд, а также различные породы эбеновых деревьев. В настоящее время большое распространение получили не столь дорогие инструменты из пластика.
Блокфлейты разделяются по размерам и звуковысотности, но по основной структуре всегда одинаковы. Наиболее употребляемых инструментов, которые входят в консортные ансамбли, имеется пять видов: сопранино, сопрано, альт, тенор, бас.
Бас, (строй «фа») – инструмент с плотным и густым звуком. В ансамбле выполняет функцию гармонической основы, поддерживает ритм или играет свои мелодические фразы. Исполнение на инструменте из-за размеров весьма затруднительно и требует усилий и опыта. Диапазон баса от «фа» малой октавы до «соль» второй октавы.
Следует также отметить, что кроме основных, преимущественно применяемых, существуют еще пять разновидностей блокфлейты, таких как гаркляйн, гроссбас, контрабас, субгроссбас, субконтрабас.
Применение и репертуар
Необычайно популярная в эпоху возрождения, но затем вытесненная поперечной флейтой и на время забытая, блокфлейта на сегодняшний день вновь является весьма востребованной.
Инструмент в настоящее время находит весьма широкое применение. Аутентичная музыка, этно, рок, поп, блюз – это только небольшой перечень музыкальных стилей, в которых блокфлейта активно используется.
Легкая в освоении она является отличным подготовительным инструментом для начала музыкального образования.
Инструмент из-за своей небольшой стоимости, наряду с гитарой, получил большое распространение в молодежной среде.
Блокфлейта в эпоху Возрождения и в наше время привлекала и привлекает к себе внимание композиторов, которые сочинили для инструмента не только сольные, но и ансамблевые произведения. Такие великие маэстро прошлого, как Г. Телеман, А. Вивальди, И.С. Бах, Г. Перселл, Г. Гендель, Ж. Оттетер, Д. Лойе, А.Марчелло, Д. Саммартини, И. Маттезон, В. Шиккард, И. Кванц оставили в наследство потомкам богатый репертуар. Среди современных композиторов, которые значительно пополнили список литературы для блокфлейты, следует отметить Л. Берио, Ю. Баура, Д. Тавенера, П. Хиндемита, Ф. Кукука, М. Арнольда, М. Типпета, Б. Бриттена, Л. Бернстайна, Э. Каркошку, М. Кагеля, Г. Кочана, К. Сероцкого, Г. Джейкоба, Б. Хуммелья и Э. Раббра.
Блокфлейта, в свое время услаждающая слух королей и в нынешнее пользующаяся большой востребованностью в молодежной среде, по утверждению музыкантов-аутентистов не получает должного внимания со стороны академических музыкантов. Несмотря на это, в нашей стране и за рубежом существует немало замечательных исполнителей, которые много делают для поддержания популярности инструмента, своим искусством приводя слушателей в восторг. Среди них: Е. Дрязжина, Ф. Конрад, Г. Линде, Б. Крайнис, Ф. Брюгген и другие. Но особо хочется выделить таких музыкантов, как:
М. Штайгер – блокфлейтист-виртуоз из Германии, один из лучших мировых исполнителей. В его репертуаре произведения композиторов различных эпох и стилей;
М. Петри – датская блокфлейтистка, покоряет своим исполнением европейского слушателя как сольный исполнитель, а также в составе крупнейших оркестров;
И. Стивин – музыкант из Чехии, специализирующийся на музыке фри-джазового направления. Инструмент в его руках звучит необычно живо и звонко.
Начало истории блокфлейты, как и многих других музыкальных инструментов, теряется в веках. Когда она изначально эволюционировала не известно, ведь первые сведения об инструменте до нас дошли только со времен средневековья. Именно тем временем датируются самые ранние его изображения. Блокфлейты тогда были самостоятельными инструментами и использовались в основном странствующими музыкантами для аккомпанемента пению и танцам. Они имели мягкий бархатистый звук, почему в Италии и получили название «нежных флейт». Легкие в освоении и имеющие приятный тембр блокфлейты в XIV веке становятся основными духовыми инструментами из группы деревянных. Анализируя изображения на картинах XV века, можно сделать вывод, что блокфлейты того периода, выполненные профессиональными мастерами, были разных размеров, но определенной конструкции и применялись для музицирования в консортных ансамблях. Развитие блокфлейты в XVI веке интенсивно продолжается. Появляются первые нотные издания, а затем и учебное пособие-самоучитель. Флейта в это время претерпевает ряд конструкционных изменений. Корпус инструмента, изнутри по форме конуса, теперь состоит из трех частей. Звуковые отверстия приблизились, на тыльной стороне появилось дополнительное отверстие. Тембр блокфлейты стал более светлым и насыщенным. Особо употребляемыми в то время были три разновидности инструмента: «Рафи», «Ганасси», и консортные флейты.
Пик расцвета блокфлейты приходится на XVII век. Именно в это время величайшими композиторами, такими, как Г. Телеман, А. Вивальди, И.С. Бах, Г. Перселл, Г. Гендель, Ж. Оттетер, Д. Лойе, А. Марчелло, Д. Саммартини, И. Маттезон, В. Шиккард, И. Кванц репертуар инструмента был обогащен великолепными произведениями, вошедшими в сокровищницу нотной литературы. Блокфлейта была настолько востребована, что впоследствии ее партии переписывались для поперечной флейты.
В XVII веке инструмент немного видоизменяется, постепенно приближаясь к тому, который существует в настоящее время.
Со второй половины XVIII века для блокфлейты наступают безрадостные времена, ее вытесняет поперечная флейта, как инструмент с более ярким и сильным звуком, обладающий большими техническими возможностями. Также поперечная флейта имела больший диапазон и была более интонационно устойчива.
До конца XIX века про блокфлейту совсем забыли и вспомнили тогда, когда зарождалось увлечение аутентичной музыкой, а соответственно появились ансамбли, состоящие из старинных инструментов. Для инструмента началась своя эпоха ренессанса. Особая заслуга в восстановлении блокфлейты принадлежит музыкальным мастерам: англичанину А. Дольмечу и немцу П. Харлану. С 20-х годов прошлого века аутентичное искусство, а вместе с ним исполнительство на блокфлейте интенсивно развивается и продолжает совершенствоваться до сих пор.
Блокфлейта, имеющая богатую историю, которая насчитывает многие сотни лет, до сих пор имеет огромное количество поклонников. Она не получила интенсивных усовершенствований как поперечная флейта и осталась простым, но очень мелодичным инструментом. Люди играют на блокфлейте не подозревая, что у них в руках кусочек истории и что на ней любили музицировать даже короли.