Что такое богатырский эпос

Новое в блогах

Русский героический эпос. Русские богатыри.

Что такое богатырский эпос. Смотреть фото Что такое богатырский эпос. Смотреть картинку Что такое богатырский эпос. Картинка про Что такое богатырский эпос. Фото Что такое богатырский эпос

В большинстве былин изображен мир Киевской Руси. В Киев едут богатыри на службу князю Владимиру, его же защищают они от вражеских полчищ. Содержание этих былин носит преимущественно героический, воинский характер.

Другим крупным центром древнерусского государства был Новгород. Былины новгородского цикла – бытовые, новеллистические. Героями этих былин были купцы, князья, крестьяне, гусляры (Садко, Вольга, Микула, Василий Буслаев, Блуд Хотенович).

Что такое богатырский эпос. Смотреть фото Что такое богатырский эпос. Смотреть картинку Что такое богатырский эпос. Картинка про Что такое богатырский эпос. Фото Что такое богатырский эпос

Мир, изображенный в былинах, это вся Русская земля. Так, Илья Муромец с заставы богатырской видит высокие горы, луга зеленые, леса темные. Былинный мир «светел» и «солнечен», но ему угрожают вражеские силы: надвигаются темные тучи, туман, гроза, меркнут солнце и звезды от несметных вражеских полчищ. Это мир противопоставления добра и зла, светлых и темных сил. В нем борются богатыри с проявлением зла, насилия. Без этой борьбы невозможен былинный мир.

.Что такое богатырский эпос. Смотреть фото Что такое богатырский эпос. Смотреть картинку Что такое богатырский эпос. Картинка про Что такое богатырский эпос. Фото Что такое богатырский эпос

Монументальные образы богатырей и грандиозные свершения – плод художественного обобщения, воплощение в одном человеке способностей и силы народа или социальной группы, преувеличение реально существующего, т. е. гиперболизация и идеализация. Поэтический язык былин торжественно-напевный и ритмически организованный. Его особые художественные средства – сравнения, метафоры, эпитеты – воспроизводят картины и образы эпически возвышенные, грандиозные, а при изображении врагов – страшные, безобразные.

В былинах совершаются сказочные чудеса: перевоплощение персонажей, оживление мертвых, оборотничество. В них присутствуют мифологические образы врагов и фантастические элементы, но фантастика былин иная, чем в сказках. Она основана на народно-исторических представлениях.

Известный фольклорист XIX века А.Ф. Гильфердинг писал:
«Когда человек усомнится, чтобы богатырь мог носить палицу в сорок пуд или один положить на месте целое войско, эпическая поэзия в нем убита. А множество признаков убедили меня, что северно-русский крестьянин, поющий былины, и огромное большинство тех, которые его слушают, – безусловно верят в истину чудес, какие в былине изображаются. Былина сохраняла историческую память и воспринимались как история в жизни народа».

Что такое богатырский эпос. Смотреть фото Что такое богатырский эпос. Смотреть картинку Что такое богатырский эпос. Картинка про Что такое богатырский эпос. Фото Что такое богатырский эпос

В былинах много исторически достоверных примет: описание деталей, старинного вооружения воинов (меч, щит, копье, шлем, кольчуга). В них воспевается Киев-град, Чернигов, Муром, Галич. Называются другие древнерусские города. События разворачиваются и в Древнем Новгороде.

В былинах много фантастики, вымысла. Но вымысел является поэтической правдой. В былинах отразились исторические условия жизни славянского народа: завоевательные походы печенегов и половцев на Русь, разорение селений, поло́н женщин и детей, разграбление богатств. Позднее, в XIII–XIV веках, Русь находилась под игом монголо-татар, что тоже отражено в былинах. В годы народных испытаний они вселяли любовь к родной земле. Не случайно былина – это героическая народная песня о подвиге защитников Русской земли.

Однако былины рисуют не только героические подвиги богатырей, вражеские нашествия, битвы, но и повседневную человеческую жизнь в ее социально-бытовых проявлениях и исторических условиях.

Одной из самых поэтических и сказочных былин новгородского цикла является былина «Садко». Садко – бедный гусляр, разбогатевший благодаря искусной игре на гуслях и покровительству Морского царя. Как герой он выражает собой бесконечную силу и бесконечную удаль. Садко любит свою землю, свой город, семью. Поэтому он отказывается от несметных богатств, предложенных ему, и возвращается домой.

Источник

Весь курс за 5 минут

Всё о богатырях, былинах и русском эпосе — в самом кратком изложении

Былины не крестьянский, а городской жанр

Несмотря на то что большинство русских былин записаны в деревнях Русского Севера, исследователи убеждены, что создавались былины в городах. Доказательств тому множество: не существует «северных» (печорских, беломорских и прочих) богатырей, вся география былин привязана к Киеву и Новгороду. Действие часто разворачивается в городском пространстве, где есть улочки и переулочки, мостовые, княжеские терема и так далее. Наконец, вся их тематика связана с жизнью городской аристократии, в среде которой, видимо, былины и создавались. Подробности — в материале «Былины — не крестьянский жанр».

Открытие былин — заслуга ссыльного выпускника Московского университета

Павел Рыбников, выпускник Московского университета, которого сослали в Петрозаводск за то, что он подозрительно часто ездил к старообрядцам (на самом деле он изучал их культуру), первым в середине XIX века записал в северных деревнях живой русский эпос, который считали давно умершим и утерянным. Подробнее история открытия былин описана в материале «Как открыли былины».

Богатыри не самые приятные люди

Неуправляемые, мнительные, лживые, мстительные, сильно пьющие. Образ положительного героя по сказаниям о похождениях богатырей выстроить непросто, равно как и отличить по поступкам былинного героя от злодея. Впрочем, богатыри встречались очень разные. Об этом рассказывают сразу три материала: путеводитель «Кто есть кто в былинном мире», а также тесты «Кто отрубил руки невесте?» и «Какой вы богатырь?».

Владимир Красное Солнышко ничем не лучше

Образ реального князя Владимира Святославича в былинах довольно жалкий: он жаден, завистлив, коварен, унижается перед богатырями, бездельничает и все время пьет. О его характере — в материале «Владимир Красное Солнышко — трус и алкоголик».

Былины не так-то просто понять

По крайней мере если читать их без примечаний и толкований. Что такое баса? Жуковинье? Играшка? Пабедье? И даже знакомые вроде бы слова несут совсем другой смысл: «ягодица» — это щека, «кошка» — песчаная отмель, «дрова» — подарки, а «мост» — деревянный пол в избе. Эти и другие определения можно найти в словаре «Былинные слова и выражения».

Сами сказители слово «былина» не употребляли

Оно было введено исследователями в 1840-х годах. По всей видимости, термин — результат неверного прочтения «Слова о полку Игореве»: «Начати же ся тъи пѣсни по былинамь сего времени, а не по замышленію Бояню» («былинамь» здесь — это то, что на самом деле было). Сказители говорили «старины» или «старинки». Другие термины — в кратком «Словаре терминов русского фольклора».

У Одиссея и Ильи Муромца, возможно, есть общий предок

Некоторые исследователи полагают, что когда-то существовал общий, индоевропейский праэпос — то есть у «Илиады», «Одиссеи», «Махабхараты», «Рамаяны», «Беовульфа» и наших былин один и тот же источник. Впрочем, с этим согласны не все ученые. Аргументы сторон — в материале «Общий предок Одиссея и Ильи Муромца».

Ярилу, Леля и других якобы древних славянских богов выдумали отечественные писатели в XVIII веке

Молодой империи нужна была своя античность — истории про легендарных правителей, свой пантеон богов, — и русские писатели активно принялись ее искать, многое придумывая по ходу дела. Некоторые из божеств возникли из непонимания или ошибок переводчиков. Все это описывается в материале «Кто и зачем придумывал древних славянских богов?».

Былина — это не исторический жанр, искать в ней отражение реальных исторических событий не стоит

Велик соблазн вычитывать из былин подробности Крещения Руси и жизни реально существовавшего Владимира Красное Солнышко. Многие отечественные ученые занимались тем, что искали соответствия — существует целая историческая школа. На самом деле эпос живет по другим законам, а похожие сюжеты встречаются в мифах и сказаниях совершенно иных народов. Подробности лектор Никита Петров рассказывает в эпизодах «Что такое былина?» и «Добрыня Никитич и Крещение Руси», а фольклорист Наталья Петрова — в материале «Былинная охота на мамонтов и прочие спекуляции».

У былин нет автора (но не все так просто)

Разумеется, всегда должен быть кто-то, кто придумает первую былину, песню или частушку. Но прежде чем чья-то выдумка войдет в эпический канон, должна сработать так называемая предварительная цензура коллектива. Об этом можно прочитать в материале «Кто автор фольклора?».

Чтобы стать сказителем, нужно родиться в правильном месте, уметь импровизировать и иметь хорошую память

Русские сказители были способны исполнять по памяти длиннейшие былины, импровизируя на ходу. Плохого сказителя могли и побить. Научиться этому сложно, но можно — об этом инструкция «Как стать сказителем».

Любовь в былине обыкновенно трагическая

Богатырям редко удается счастливо жениться, а любовные истории в былинах почти всегда трагические и кровавые: неверным женам отрубают руки, ноги и губы или разрывают их, привязав к коням, детей вырезают из чрева. Почему это так — вопрос открытый. Возможно, это связано с отношением к женщинам в церковной культуре Руси. Этому сюжету посвящен эпизод «Три науки молодецкие».

Присушить парня — проще простого

Рецепты из былин и этнографических экспедиций — в материале «Как присушить парня».

Святого Илии Печерского никогда не существовало

Илья Муромец — типичный былинный герой, в реальное существование которого сейчас очень многие верят. Особенно после канонизации Православной церковью некоего Илии Печерского, житие которого полностью построено на биографии Ильи Муромца. Об этом можно узнать, посмотрев эпизод «Как Илья Муромец стал святым».

Богатыри в русской живописи появились благодаря импрессионистам

Илья Репин съездил в 1874 году в Париж на первую крупную выставку импрессионистов, возмутился (техника неплоха, но смысла никакого) и написал своего «Садко». Вслед за ним за дело взялись Поленов, Васнецов, Врубель, Рябушкин — и пошло-поехало. Подробнее — в материале «Герои былин в русской живописи».

Заодно Васнецов и Кустодиев придумали буденовку

Вдохновлена она ерихонкой — средневековым шлемом, частью доспехов русских воинов: подробнее об этом — «Былинные головные уборы в Красной армии».

Советская власть пыталась создавать былины о Сталине и папанинцах

В начале XX века сказители были еще довольно популярны и собирали полные залы. Советская власть попыталась воспользоваться их популярностью: по ее заказу деревенские сказители начали сочинять так называемые новины — про Ленина, Сталина и прочих политических деятелей. Новины не прижились, но остались в истории пропаганды. Об этом рассказано в видеоэпизоде «Песни о Сталине и другие новины».

Популярность пошла на пользу не всем сказителям

В конце XIX века в Москве и Петербурге возникла мода на народную поэзию. Деревенским сказителям стали устраивать турне по городам, их записывали на пластинки и возили на частные мероприятия. Многим это изменило всю жизнь. Подробнее — в материале «Сказители-звезды».

Источник

богатырский эпос

Смотреть что такое «богатырский эпос» в других словарях:

ЭПОС — (греч. от еро сказывать) произведения эпической поэзия. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЭПОС [гр. epos слово, рассказ, песня] лит. повествовательная литература, один из трех основных родов… … Словарь иностранных слов русского языка

БОГАТЫРСКИЙ — БОГАТЫРСКИЙ, богатырская, богатырское. прил. к богатырь. Богатырское телосложение. Богатырский эпос. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

эпос — а; м. [от греч. epos слово, повествование] 1. Спец. Повествовательный род литературы (в отличие от лирики и драмы). Великие мастера эпоса. 2. Совокупность народных героических песен, сказаний, поэм, объединённых общей темой, общенациональной… … Энциклопедический словарь

богатырский — ая, ое. 1. к Богатырь (1 зн.). Б. эпос. Б. цикл русских былин. 2. Такой, как у богатыря; могучий, сильный. Б ое телосложение. Б ая сила, удаль. 3. Очень крепкий. Б ое здоровье. Заснуть богатырским сном. ◁ Богатырски, нареч. (2 зн.). Б. могуч,… … Энциклопедический словарь

богатырский — ая, ое. см. тж. богатырски, по богатырски 1) к богатырь 1) Богаты/рский эпос. Богаты/рский цикл русских былин. 2) Такой, как у богатыря; могучий, сильный … Словарь многих выражений

эпос — а; м. (от греч. épos слово, повествование) см. тж. эпический 1) спец. Повествовательный род литературы (в отличие от лирики и драмы) Великие мастера эпоса. 2) Совокупность народных героических песен, сказаний, поэм, объединённых общей темой,… … Словарь многих выражений

Гэсер (эпос) — «Гэсэр хан». 1941 Николай Константинович Рерих Гэсэр (Гесер, Гэсэр хан) персонаж монгольского, бурятского и тибетского эпоса «Гесэриада»; прообразом Гэсэра могли послужить тибетский князь Госыло, Чингисхан, Александр Македонский, а этимология… … Википедия

Былины — ТЕРМИН русские эпические песни, сохранившиеся главным образом в устах северного крестьянства под названием «старин», «старин» и «старинок». Термин былины искусственный, введенный в научное употребление в 30 х годах XIX века любителем ученым… … Литературная энциклопедия

Россия. Русский язык и Русская литература: История русской литературы — История русской литературы для удобства обозрения основных явлений ее развития может быть разделена на три периода: I от первых памятников до татарского ига; II до конца XVII века; III до нашего времени. В действительности эти периоды резко не… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Былины — Данные в этой статье приведены по состоянию на конец XIX века. Вы можете помочь, обновив информацию в статье … Википедия

Былина — «Богатыри» Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович (Картина Виктора Васнецова, 1881 1898) Былины русские народные эпические песни о подвигах богатырей. Основой сюжета былины является какое либо героическое событие, либо примечательный… … Википедия

Источник

Проект «Русский богатырский эпос. Поэтика былин»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Что такое богатырский эпос. Смотреть фото Что такое богатырский эпос. Смотреть картинку Что такое богатырский эпос. Картинка про Что такое богатырский эпос. Фото Что такое богатырский эпос

Описание презентации по отдельным слайдам:

Проект «Русский богатырский эпос. Поэтика былин» Составили и разработали: ученицы 7 «Б» класса Хазанская Екатерина и Шашкова Арина. Руководитель: Галайдич Ольга Борисовна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории

Цель работы: Рассмотреть былину как жанр УНТ (устное народное творчество) с научной точки зрения, выяснить её отличительные признаки; Показать своеобразие и поэтичность произведений этого жанра.

Основные вопросы, на которые ищем ответ: Что такое былина? По каким признакам можно отличить былину от других произведений? Какие известны былинные циклы? О чём рассказывают сюжеты былин? Каковы особенности композиции былины? Какие выразительные средства используются в былинах?

Что такое былина и период развития былин? Былины – это эпические песни, в которых воспеты героические события или отдельные эпизоды древней русской истории. Вопрос о происхождении былин в науке до сих пор остаётся спорным. В своем первоначальном виде былины оформились и развились в период ранней русской государственности (в Киевской Руси), выразив национальное сознание восточных славян. Былины художественно обобщили историческую действительность XI—XVI вв., однако выросли они из архаичной эпической традиции, унаследовав от нее многие черты. Героический эпос — героическое повествование о прошлом, содержащее целостную картину народной жизни и представляющее в гармоническом единстве некий эпический мир героев-богатырей.

Монументальные образы богатырей, их необыкновенные подвиги поэтически соединили реальную жизненную основу с фантастическим вымыслом. Как и в волшебных сказках, в былинах фигурируют мифологические образы врагов, героям помогают животные. Тем не менее фантастика в эпосе оказалась подчиненной историзму видения и отображения действительности. Основное значение былин заключалось в сохранении исторической памяти народа, поэтому их достоверность не подвергалась сомнению.

Отличительные признаки былин:

Основные циклы былин: Киевс кий Новгородский Основные богатыри – Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович и др.; Действие происходит в Киеве или около него; В центре повествования – князь Владимир; Основная тема – защита Русской земли от кочевников; Исторические обстоятельства и быт характерны для Киевской Руси; Действие происходит в Новгороде; В центре повествования – новгородские купцы; Затрагиваются социальные темы, что обусловлено своеобразием жизни в торговом Новгороде; Исторические обстоятельства и бытовые подробности характерны для Новгорода: жизнь купечества, поездки в другие страны; Основные герои – Садко, Василий Буслаев и др.;

Киевский цикл Стольный Киев-град В. Васнецов «Три богатыря»

Сюжеты былин: Сюжетом былины является какое-либо историческое событие, либо примечательный эпизод русской истории (отсюда народное название былины – «старина», «старинушка», подразумевающее, что действие, о котором идет речь, имело место в прошлом).

О чём рассказывают былины? О борьбе с чудовищами; О борьбе с иноземными врагами; О встречах и спасении родных; О сватовстве и борьбе героя за невесту; О состязаниях между богатырями. Г. Травников «Былина»

Композиция былин Зачин – начало былины. Экспозиция – обрисовка положения действующих лиц, в котором они находятся до начала действия. Завязка — событие, знаменующее начало развития действия в эпических и драматических произведениях. Как правило, былина начинается зачином. Лишь в очень редких случаях зачину предшествует запев. Из того ли-то из города из Муромля, Из того села да с Карачирова, Выезжал удаленькой дородный добрый молодец, Он стоял заутрену во Муромли, А и к обеденке поспеть хотел он в стольнёй Киев-град, Да и подъехал он ко славному ко городу к Чернигову. Иногда зачин былины представляет собой экспозицию, которая предшествует завязке. Экспозиция подготавливает и усиливает драматизм завязки.

Однако зачин в качестве экспозиции выступает в былинах очень редко. Как правило, зачин представляет собою завязку сюжета. После зачина-завязки в былине идет развитие действия. Кульминацией в сюжете былин является описание сражения или иного состязания богатыря с противником. Как и в любом эпическом произведении, сюжет в былине заканчивается развязкой, которой в какой-то мере подчеркивается реальность и историческая достоверность былины. Кульминация — момент наивысшего действия в худ. произведении. Развязка – один из элементов сюжета, заключительный момент в развитии действия в худ. произведении.

Композиционную основу сюжетов многих былин составляет антитеза: герой резко противопоставлен своему противнику («Илья Муромец и Калин-царь», «Добрыня Никитич и змей», «Алеша Попович и Тугарин»). Илья Муромец Соловей Разбойник

Другим главным приемом изображения подвига героя и вообще эпических положений является, как и в сказках, утроение («Илья Муромец в ссоре с князем Владимиром», «Василий Буслаев и новгородцы»). В зачинах указывается, откуда выезжает богатырь, место действия; или рассказывается о рождении богатыря, об обретении им силы. Некоторые сказители начинали все былины своего репертуара не с запева, а прямо с зачина — например Т. Г. Рябинин. Былину об Илье Муромце и Соловье-разбойнике он начал с описания выезда богатыря: Из того ли-то из города из Муромля, Из того села да с Карачирова, Выезжал удаленькой дородный добрый молодец, Он стоял заутрену во Муромли, А и к обеденке поспеть хотел он в стольнёй Киев-град, Да и подъехал он ко славному ко городу к Чернигову.

В новгородских былинах зачины начинаются с упоминания Новгорода как места действия: В славном великом Нове-граде А и жил Буслай до девяноста лет.

Завязка былинного сюжета часто происходит на княжеском пиру, где главный герой ведет себя не так, как все остальные гости, и этим обращает на себя внимание. Былины киевского цикла иногда начинались сразу с завязки — с описания пира: Во стольном во городе во Киеве, У ласкова князя у Владимира, Заводился пир, право, почестен стол.

Исполнители былин выработали формулу течения времени, аналогичную сказочной “Долго ли, коротко ли, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается”. Например, в былине «Добрыня Никитич и Алеша Попович»: Тут как день за днём да будьто ложь дожжит. А неделя за неделей как трава растет. Год тот за годом да как река бежит.

В развертывании сюжета обязательно присутствуют разнообразные и многочисленные повторения, которые имеют как композиционное, так и стилистическое значение. Замедленность действия достигается путем утроения эпизодов, повторения общих мест, речей героев. Так, в былине «Вольга и Микула» изображаются три попытки княжеской дружины сошку с земельки повыдернути. Когда общие места начинали повторяться внутри одной былины, они включались в систему замедления действия. «Вольга и Микула Селянинович»

Пример — былина «Бой Ильи Муромца с Подсокольником»: На бой с молодым богатырем Подсокольником последовательно выезжают Алеша Попович, Добрыня Никитич и Илья Муромец. И каждый раз сказитель почти дословно повторял общие места, меняя в них только имя богатыря. Как выходит Алешенька из бела шатра. Засвистел он коня да из чиста поля: А бежит его конь, дак мать-земля дрожит. Алеша Попович не смог одолеть супротивника. Послали Добрынюшку: А как выходит Добрынюшка из бела шатра. Засвистел он коня да из чиста поля; А бежит его конь, дак мать сыра земля дрожит. Не одолел молодого неизвестного богатыря и Добрынюшка Никитич млад. Послали Илью Муромца.

Главный художественный прием народных эпических песен — гипербола. С помощью гипербол рисовалось несметное вражеское войско, которое побеждает русский богатырь. Гиперболы применялись для развенчания врагов. Чудовищный облик врага передавали гиперболы, которые показывали его отвратительно безобразным. Они насмешливо изображали огромные размеры врага. Гиперболически изображалось количество съедаемой врагом пищи. В былине «Алеша Попович»: Стали тут пить, есть, прохложатися, А Тугарин Змеевич нечестно хлеба ест: По целой ковриге за щеку мечит, Те ковриги монастырския; И нечестно Тугарин питья пьет: По целой чаше охлестовает, Котора чаша в полтретья ведра. Гипербола — чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета.

Русские богатыри на пиру у князя Владимира также выпивают чарочку в полтора ведра, и не одну. Но в данном случае гипербола передавала чувство восхищения героем: Да сказал же тут Владимир стольно-киевский: «Слуги верные, наливайте-тко-сь зелена вина, А не малую чарочку — в полтора ведра; Наливайте-тко-сь еще меду сладкого, Наливайте-тко-сь еще пива пьяного, А всего четыре ведра с половиною».

Гиперболы усиливали общее место, изображающее устрашающий крик врага. В былине «Илья и Соловей», записанной от Т. Г. Рябинина: А то свищет Соловей да по-соловьему, Ён крычит злодей разбойник по-звериному, И от него ли-то от посвисту соловьяго, И от него ли-то от покрику звериного, То все травушки муравы уплетаются. Все лазуревы цветочки отсыпаются. Темны лесушки к земли вcu приклоняются, А что есть людей, то вcu мертвы лежат.

Столь же необычайны расстояния, которые с легкостью преодолевает богатырский конь. О коне Ильи Муромца: Ёго добрый конь да богатырский С горы на гору стал перескакивать, С холмы на холму стал перемахивать. Мелки реченки, озерка промеж ног спущал.

Высшей степени гиперболы достигали в кульминации былинного сюжета — изображении боя. Здесь появлялась типическая формула: богатырь хватает то, что подвернулось ему под руку (шапку со буйной головы, палицу боевую, дубиночку и даже татарина) и начинает этим помахивать. Где он ни пройдет, тут улица, Где ни повернется, проулочек, Где он ни станет, тут площадью. Кульминация — момент наивысшего действия в худ. произведении.

В отдельных случаях гиперболы подчеркивали необычайную продолжительность битвы. Так, в былине «Поединок Дуная Ивановича с Добрыней Никитичем», записанной А. Д. Григорьевым, богатыри бились палочками буевыми, сабельками вострыми, копьями по семь сажен.

В былинах с мирным содержанием появлялись свои гиперболы. В былине «Вольга и Микула Селянинович» пахарь Микула имел необычайно прекрасный внешний вид: его кудри рассыпались как скатный жемчуг, глаза были ясна сокола, брови — черна соболя. Но особенно поразительна одежда Микулы Селяниновича, вовсе не предназначенная для пахоты: У оратая сапожки зелен сафьян: Вот шилом пяты, носы востры, Вот под пяту пяту воробей пролетит. Около носа хоть яйцо прокати. У оратая шляпа пуховая, А кафтанчик у него черна бархата. Столь же роскошна сошка кленовая: у нее гужики шелковыи, омешики булатнии, присошечек серебряный, а рогачик — красна золота.

Прекрасна по своему виду и кобылка соловая — т. е. рыжая, с белым хвостом и белой гривой. За внешним великолепием пахаря, его сошки и кобылки скрыта их внутренняя мощь и сила, которая обнаруживается по мере развертывания сюжета.

Сказители воспринимали эпические песни в качестве достоверно исторических, и это влияло на их поэтический стиль. В былинах отсутствуют метафоры как стилеобразующий прием — метафорические выражения возникали только в привычных оборотах речи (Богатырская кровь раскипелася; Разгорелось его сердце богатырское). Метафора – переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета или явления другому.

Важным художественно-изобразительным средством являлись эпитеты и сравнения. Сравнения использовались при изображении богатыря, а также врага. Богатырь выезжает на своем коне как ясен сокол, как бы белой кречет. Конь под ним — как бы лютой зверь, а копье в его руках как свеча горит. Сравнения подчеркивали конфликтную ситуацию: Тугарин почернел, как осення ночь, Алеша Попович стал как светел месяц. Эпитет – образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным. Сравнение – изображение одного явления с помощью сопоставления его с другим.

Предметы, наполняющие поэтический мир русского эпоса, отличаются статичностью своих качеств. Это обусловило постоянство сопровождающих их кратких определений — эпитетов. В былине почти всегда поле — чистое, конь — добрый, богатырь — сильный, Киев — стольный, палаты — белокаменные, пир — почестен, Соловей — разбойник. Эпитеты бывают простыми и сложными. Простые эпитеты состоят из одного определения, сложные — из нескольких. Поэтизация степной воли, молодецкой удали, всего облика богатыря и его коня переносила слушателей в воображаемый мир Древней Руси, величаво вознесенный над заурядной действительностью.

Заключение: Мы познакомились с понятием «былина», выяснили её отличительные признаки, ознакомились с былинными циклами, узнали (сюжет) о чём рассказывают былины, а также особенности композиции былины и какие выразительные средства присутствуют в былинах.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *