Что такое богемное стекло
Богемский хрусталь: о знаменитом чешском стекле
Богемский хрусталь — национальное достояние Чехии. Он безупречно прозрачен, отличается непревзойденным качеством. Традиция стеклоделия в Чехии никогда не прерывалась, что дало ей право задавать тон в искусстве обработки стекла по всему миру. Как и в древности, сегодня чешское стекло обрабатывают при помощи алмазных инструментов, создают игру света с помощью добавок меди, марганца, железа, украшают серебром, золотом, драгоценными камнями.
История богемского стекла
Земля, на которой ныне расположилась Чехия, раньше звалась Богемией. Археологи уверяют, что стеклодувное мастерство появилось здесь еще в IX веке. Тогда стеклодувов и резчиков по стеклу было очень мало, а потому хрустальные и стеклянные изделия были лишь у богачей и знати. Но в XII веке начинается активное развитие богемской стекольной промышленности, и к XIV веку стеклянные предметы в Чехии может позволить себе каждый мещанин.
Природный хрусталь — это редкий минерал, с которым виртуозно умели обращаться древние греки и римляне. Чехам удалось создать искусственный хрусталь, добавляя в стекло барий и свинец. Ювелир императора Рудольфа II чех Каспар Леман применил древнеримскую технику резьбы по хрусталю — и прославил чешское стекло на весь мир. Уникально тонкая гравировка Лемана сделала стекло подобным бриллианту, и заворожила ценителей прекрасного на многие века. Красота чешских изделий из стекла, их широчайшая цветовая гамма и качество превзошли популярное венецианское стекло, а затем и английское.
Чешское стекло всегда славилось своей особенной прозрачностью: дело в том, что пески в Богемии содержат минимальное количество окисей железа. Однако объяснять успех чешского стеклоделия лишь большим количеством хорошего сырья было бы неверно. На территории Чехии проживало много династий стеклоделов. Тайна варки стекла передавалась от отца к сыну. Именно чешские династии развивали технологию стеклоделия и распространяли ее по всей Европе. Интересно, что австрийский бренд Swarovski создал родившийся в Богемии потомственный стеклодув Даниэль Сваровски.
Сегодня в Чехии живы старинные традиции производства хрусталя и гладкого стекла, которое могут гравировать, шлифовать или расписывать. Многие операции до сих пор выполняются вручную. Чешское стекло становится изюминкой светильников от лучших мировых производителей.
Светильники для королей
Первая люстра из чешского хрусталя появилась на свет в 1724 году благодаря мастеру Иосифу Мальме. Такие люстры изготавливались для королевских покоев, в том числе они украсили резиденции Марии Терезы, королевы Елизаветы, Людовика XIV. Хрустальные люстры до сих обязательный атрибут в дворцовых залов в Чехии: богемское стекло способно служить столетиями, становясь со временем все более привлекательным.
Сегодня светильники из чешского хрусталя доступны каждому. Продукция Lasvit демонстрирует блестящее сочетание современных идеи и древнейших техник. Даже компания Schonbek — ведущий игрок в области проектирования и производства хрустальных люстр — обязана своим возникновением секретам чешского стеклодува Адольфа Шонбека.
Светильник из богемского хрусталя будет всегда приковывать к себе взгляды. Свет в нем словно взрывается миллионами «радуг», искрится и дает роскошный блеск. Однако мало кому известно, что восхитительная игра света в люстре зависит от количества окиси свинца в хрустале.
Богемский хрусталь: секреты подлинности
Богемский хрусталь — это не просто изысканное украшение интерьера и знак хорошего вкуса. Покупка люстры — инвестиция в прекрасный предмет, который имеет вековые традиции.
Богемское стекло. Свойства, виды, применение и цена богемского стекла
Восточное стекло привезли из Константинополя в Рим в 13-ом столетии. Стеклодувы Византии выдали секреты лишь после захвата их государства. Крестовый поход состоялся в 1204-ом году.
Итальянское стекло крошилось при срезах, шлифовке. Тогда, мастера Чехии поменяли рецептуру материала. С тех пор богемское стекло затмило венецианское и крепостью, и блеском и славой.
Свойства богемского стекла
Итальянское стекло состоит кремнезема и щелочей. Последние определяют качества материала. Легенда гласит, что первое стекло – это переплавленная в костре сода. Ее кусок оказался средь дров.
Это и дало право материалу из Богемии называться хрусталем. Прочность обусловлена повышенной плотностью. За счет оксида свинца она доходит до 4,5 граммов на кубический сантиметр.
Стандартным признают хрусталь с 25-30-процентной добавкой окиси свинца. 24% соответствуют позиции «Традиционное богемское стекло». Меньшее содержание соединения свинца не типично для изделий из Чехии.
Перед глазами хрусталь, но не богемский. Кстати, путаница в названиях связана с тем, что в былые времена Богемия – это и была вся Чехия. Сейчас историческая страна – лишь область современного государства. Называть хрусталь, сделанный вне Богемии богемским нелогично. Однако, где бы ни делали стекло, качество чешской продукции одинаково.
Отличительной особенностью оригинальной продукции из Чехии является, так же, видимое или реальное отсутствие стыковочного шва. Он проходит, к примеру, меж основанием бокалов и их ножками, по дну ваз и стаканов.
На фото бокалы из богемского стекла
Фужеры из богемского стекла ручной работы монолитны на 100%. Изделие, изготавливаемые с применением техники, кажутся таковыми, но под лупой швы просматриваются. У обычного же стекла стыки видны невооруженным глазом.
Виды богемского стекла
Магазин богемского стекла предлагает бесцветные изделия и окрашенные. Последние накладные. Основой служит стандартный хрусталь. Цветной – его покрытие. Меж собой слои надежно спаиваются при высоких температурах.
Цвет получают за счет минеральных и элементарных добавок. Марганец, как и в природном аметисте, дает розовые и фиолетовые тона. Оксид меди – залог голубых оттенков стекла.
Если закиси кобальта добавлено в стекло мало, получается голубой цвет. При обильном «сдабривании» смеси, изделия становятся фиолетовыми. Для максимального эффекта на тонну стекломассы берут около 800-от граммов оксида кобальта.
На фото бокалы из цветного богемского хрусталя
С последнего предприятия выходят изделия ручной работы, сохранены технологии 17-го века. На первом же заводе производство полностью автоматизировано. Хотите уникальную вещь, интересуйтесь местом изготовления.
В товары Crystalite Bohemia добавлен титан. Он, как и свинец, придает хрусталю прочность и искристость. Однако, титан благороднее и безвреднее для организма. За новинку состава придется доплатить.
К производству хрусталя приступили уже на рубеже 19-го и 20-го веков. Удалось не ударить лицом в грязь. Качество стекла фирмы не уступает ее фарфору. Мастера Thun одними из первых среди стеклодувов начали ориентироваться на буржуазию. Соответственно, компания производит серийные товары с доступным ценником.
Третий гигант чешского рынка стекла – Rona. Подобно Crystalite компания отказалась от оксида свинца. Со стеклом работают с 1896-го года и известны новшествами в мире технологий. Так, мастера Rona первыми применили пантограф.
Это аппарат, переносящий заданный рисунок на поверхность стекла. Так же, завод стал первым, перешедшим на автоматизированное производство методом двойной прессовки. В общем, всем любителям товаров от высокотехнологичных компаний – в магазины Rona.
Остается упомянуть Egermann. Эта фирма специализируется на цветном хрустале. Названа компания в честь Фридриха Егермана. В 1832-ом житель Богемии придумал красную глазурь.
Она была и до этого, но изготавливалась на основе золота, делая и без того дорогой хрусталь еще дороже. Егерман добился алых оттенков стекла с помощью доступных ионов меди.
Применение богемского стекла
Купить богемское стекло можно не только в виде посуды. Из хрусталя делают светильники, как потолочные, так и настенные. Применение материала связано с его искристостью. Исторически подвески для люстр делали из горного хрусталя.
Однако, натуральный кварц дорог. Для подвесок нужны крупные кристаллы. Для производства же стекла достаточно кварцевого песка. Он распространен и доступен в цене. При этом, в игре света и твердости хрусталь искусственный не уступает натуральному.
Некоторые из них представлены в музее «Мозер». Он расположен в Карловых Варах. В залах музея можно найти, к примеру, фонтан из хрусталя. Часть экспонатов – стеклянные статуи в полный рост.
На фото люстра из богемского стекла
Цена богемского стекла
О стоимости антикварных изделий из хрусталя уже говорилось. Богемское стекло не теряет ценности с годами, напротив, дорожает. С этой точки зрения хрусталь – долгоиграющая инвестиция. За позиции возрастом от 100 лет на аукционах дают тысячи долларов.
Иностранные купцы стали прибывать в 1760-ых. Именно поэтому почти невозможно найти за пределами Чехии товары, выпущенные до второй половины 18-го века.
Есть и бесценные образцы типа статуэтки кинофестиваля в Карловых Варах. Этот европейский аналог « Оскара » дорог сердцам тех, кто его получает, служит свидетельством профессионального и зрительского признания. С таким хрусталем предпочитают не расставаться даже за сотни тысяч долларов.
Чешское (богемское) стекло — особенности технологии и секрет популярности
Посуда Чешской Республики: почему она так популярна
Ее известность обусловлена историей и современными технологиями, изысканностью форм и уникальной росписью, которую не встретить больше нигде.
К примеру, чешский фарфор. Самый дорогой, востребованный, эксклюзивный. Сервизы из чешского фарфора прочны и долговечны, красивы, многие окрашены вручную. Великолепный декор не оставляет равнодушными никого. А когда в руках держишь чешскую фарфоровую чашку с ароматным чаем, чувствуешь, как тепло проникает в каждую клеточку тела.
Самыми востребованными товарами являются:
А наборы из стекла, производимые в провинции Богемия! Посуда из чешского стекла, созданная в Богемии поражает красотой и мелодичным звоном, прозрачностью и легкостью форм.
На протяжении сотен лет мастера передавали свои знания, чтобы их творения из фарфора, керамики и стекла радовали всех, даже придирчивых и заносчивых особ из богатых европейских династий.
И сейчас каждый из нас может стать счастливым обладателем удивительных и современных чайных, кофейных сервизов и прочей посуды из Чехии. К ее достоинствам можно отнести еще и:
История богемского стекла
История стекла в Европе берет свое начало с первой половины 17 века. Именно тогда была выведена уникальная формула, согласно которой в сырье добавлялось определенное количество оксида свинца. Это позволило существенно изменить характеристики готовых стеклянных изделий. Хрусталь легче полировать, а при гранении изделие становится более красивым.
Откуда пошло название «богемское стекло»? Ранее Чехия звалась Богемией. В те времена мастеров по выдуванию стекла и резчиков практически не было, потому хрустальные и стеклянные изделия могли позволить себе лишь богатые люди и представители высших сословий. Активное развитие стекольного производства началось в 12 веке и уже к концу 14 столетия изделия из стекла могли позволить себе все, даже мещане.
Природный хрусталь — это очень редкое сырье, поэтому чехам удалось создать его искусственный аналог. Добавляя в стекло барий и свинец, были достигнуты характеристики, не уступающие натуральным.
Чешский ювелир Каспар Леман, работающий при дворе императора Рудольфа II, применил древнеримскую технику резьбы по хрусталю, тем самым прославив богемское стекло на весь мир. С помощью тонкой гравировки стекло становилось схоже с бриллиантом, что и привлекало коллекционеров и ценителей прекрасного.
Как мастера добились идеальной прозрачности стеклянных изделий? Дело в том, что пески в Богемии содержат минимальное количество окисей железа. К тому же секреты стеклодувов столетиями передавались из поколения в поколение. Умения оттачивались, технологии совершенствовались и в итоге чехи стали производить идеальные вещи, ценность которых известна по всей Европе.
В Чехии до сих пор сохранились старинные традиции производства хрусталя и гладкого стекла, которое гравируется, шлифуется и расписывается в особенных техниках. Большинство изделий обрабатываются вручную, поэтому и цены на них устанавливаются соответствующие.
Витражные окна и монахи
Первыми мастерами, кто занимался производством стекла, были монахи, которые в те далекие времена средневековья, являлись единственными учеными. Они занимались росписью и делали части для знаменитых витражных окон в костелах. В чешских гутах (плавильнях) варили практически прозрачное стекло, а также цветное, с помощью добавления оксидов различных металлов.
Кроме витражей, монахи делали церковную стеклянную утварь. Позже с развитием цехового производства богемские ремесленники объединялись, строили мастерские. Тогда же появились названия поселений – «Старый стекольщик» «Стеклодувы». Ассортимент изделий расширился, наладилось изготовление бокалов с наклеенными бусинками, бутылей с горлышками из переплетенных трубочек для вина, аптекарских сосудов, украшений.
Самым лучшим, тогда считалось Муранское (венецианское) стекло, чья технология тщательно охранялась. Со временем, некоторые мастера из Венеции переселялись в Европу, и постепенно богемские ремесленники узнали многие тайны материала. Но венецианское стекло было слишком мягким и хрупким, его трудно было резать, поэтому после многих проб, в Чехии улучшили состав сырья, заменив соду карбонатом кальция, полученного из древесной золы. Изделия стали более прочными, а стенки сосудов толще. Материал резали корундовым колесом с алмазной гранью. Состав имел зеленоватый оттенок, поэтому его называли «лесным».
Появление богемского хрусталя
Затем мастера стали добавлять оксид свинца, благодаря этому, богемское стекло получило новые свойства – особую прозрачность, блеск и сияние. Мастерство стеклодувов совершенствовалось. Они уже не подражали заносчивым венецианцам, а стали соперничать с ними. А когда в семнадцатом веке, у мастера Мюллера получилось выплавить прозрачный состав необыкновенной искристости, чистоты и отличающееся цветными переливами, весь мир заговорил о «богемском стекле».
В конце девятнадцатого века стекольные мануфактуры перешли на газовые плавильные печи. Это привело к тому, что выпускаться изделий стало значительно больше, а себестоимость понизилась. И тот богемский хрусталь, что раньше стоял на столах королей и вельмож, стал появляться у людей среднего достатка.
Чешские умельцы всегда берегли свои традиции. До сих пор некоторые операции делаются только вручную – шлифовка, позолота, огранка. Ежегодно создают десятки миллионов изделий, которые мгновенно раскупают во всем мире. Использование старинных технологий, новейших дизайнерских решений и современной техники, помогает добиваться чешскому стеклу из Богемии — высоко качества, непреходящей красоты, потрясающего изящества по очень приемлемым расценкам.
Виды богемского стекла
Основные виды богемского стекла: цветное, прозрачное и с лепкой.
Например, посуда может быть розовой (с добавлением марганца), зеленой (для окраски используется железо) и красной (от добавления меди). Кроме того изделия Bohemia могут быть как из матового стекла, так и из глянцевого, и даже искусственно состаренного.
По типу обработки стекло бывает: расписное, гравированное и шлифованное.
Часто изделия из богемского стекла украшают серебром, позолотой или золотом, платиной, драгоценными и полудрагоценными камнями
Технология изготовления
Современное производство богемского стекла не сохраняется в тайне, как в былые времена, поэтому раскрыть для себя секреты его изготовления может каждый желающий. Первым этапом производства является расплавление сырья и выдувание изделия. потом заготовку помещают в деревянную, слегка увлажненную форму. На третьем этапе выполняется шлифовка и резка.
Для получения качественных вещей нужно соблюдать временные рамки, в течение которых можно подвергать материал обработке. Обычно при работе мастер использует предварительно подготовленный эскиз. На этапе декорирования на изделиях делают рельеф и наносят позолоту или краску. Готовые изделия полируют и выпускают в производство.
Вся продукция проходит проверку на стандарты качества и при малейших недочетах, отправляется на переработку. Изготавливают стеклянные вещи с помощью технологии штамповки и вручную. Последние ценятся особенно дорого.
Этапы производства
Даже сегодня, в век научно-технического прогресса, богемский хрусталь считается роскошью и показателем особого вкуса владельца. Но почему этот бренд так ценится? Времена, когда мастерам запрещалось рассказывать даже своим родственникам любые факты, связанные с производством, прошли. Сегодня многие заводы в Богемии проводят экскурсии для туристов, постараемся и мы понять, как же изготавливается легендарный хрусталь и стекло. Первый этап производства – расплавление сырья и выдувание изделия. Далее полученную заготовку помещают во влажную деревянную форму. Третий этап – один из самых волнительных – это шлифовка и резка по стеклу. Важно понимать всю тонкость работы: время, в течение которого материал можно подвергнуть обработке, слишком коротко. Обычно при работе мастер использует предварительно подготовленный эскиз. Следующий этап – создание рельефов и нанесение позолоты. И в самую последнюю очередь выполняется полировка готового изделия. Богемский хрусталь ценится не только за свою красоту, но и за качество. Все изделия проходят проверку и при наличии малейшего брака отправляются не в магазины, а на переработку. Стоит отметить, что сегодня стекло и хрусталь в Богемии изготавливаются вручную и на специальных автоматизированных линиях в технологии штамповки.
Чем отличается чешский хрусталь от чешского стекла?
Стекло производится из расплавленного песка, его основной компонент – диоксид кремния. Хрусталь – это то же самое стекло, при изготовлении которого в массу добавили повышенный объем свинца. В богемском стекле его содержание не превышает 5%, а в чешском хрустале свинца содержится от 10 до 24%.
Благодаря этой технологии мир получил искусственно созданный хрусталь, по внешним данным и физическим свойствам ни в чем не уступающий природному. Чешское стекло с повышенным содержанием свинца обладает уникальной преломляющей способностью, недоступной обычному. Свет, попадая на изделие из хрусталя, играет всеми цветами радуги, многократно отражаясь в тонких гранях.
Свойства и виды чешского стекла
Богемское и чешское стекло различается в зависимости от места производства. Богемская – так называется продукция, изготавливаемая на западе Чехии, на территории бывшей Богемии, а Чешской – продукция из остальных регионов. И та и другая, одинаково высоко ценится. Эти виды стекольных товаров считаются хрусталем, так как при их изготовлении, применяется оксид свинца, придающий материалу отличительные свойства.
Настоящее чешское стекло – это:
Отличительные особенности посуды «Bohemia»
Главным преимуществом богемского стекла можно назвать его традиционное качество. Прозрачное стекло ярко сверкает, отличается особой тонкостью, и при соприкосновении друг с другом издает музыкальный звон. Богемское стекло не может быть мутным, в нём не должно содержаться пузырьков воздуха или вкраплений мелких частиц. Подобно хрусталю, чешское стекло переливается всеми цветами радуги. Хотя стекло достаточно хрупкое и его легко повредить при ударе, посуда «Bohemia» не должна иметь шершавые края, сколы или трещины.
Показатели качества
Как выбирать хрусталь и не ошибиться при покупке? Традиционный вариант проверки стекла – аккуратно постучать карандашом или другим предметом по краю бокала или салатника. Целое и качественное изделие ответит вам приятным звуком. Еще один вариант проверки хрусталя при покупке – потереть его мокрым пальцем. Оригинальное и качественное изделие издаст интересный звук, а вот обычное стекло и другие аналоги «промолчит». Вся посуда, производимая в Богемии, имеет «фирменный» шов – у основания ножки бокала. Стаканы и вазы из богемского хрусталя (для цветов) имеют такой отличительный признак на дне.
Как выбрать настоящее богемское стекло
Качественное цветное богемское стекло не может иметь пятен, краска всегда лежит равномерно. Если изделие инкрустировано камнями или металлом, украшения должны прочно держаться.
Когда по ободку настоящего чешского бокала проводишь мокрым пальцем – бокал отзывается мелодичным звоном. Тогда как поддельное стекло промолчит. Звон богемских бокалов должен быть металлическим и ощущаться вибрацией в ножке.
При покупке обратите внимание на вес посуды, подделка почти всегда тяжелее настоящего богемского стекла. Стыковочный шов на ножках бокалов не должен просматриваться, и даже на ощупь должен быть еле отличим. В изделиях ручной работы чешских мастеров такой шов отсутствует вовсе.
Сколько стоит такая посуда и декоративные предметы?
Во времена СССР любой хрусталь считался символом достатка, каждая уважающая себя хозяйка обязана была иметь у себя в доме такую посуду. Все праздники и торжественные события ассоциировались именно с мелодичным перезвонов бокалов из этого материала. И не зря хрусталь считается символом вкуса и достатка: за качество и красоту действительно нужно платить. В среднем набор бокалов можно купить за 3000-4000 рублей, а какой-то одиночный предмет сервировки среднего размера или декоративное украшение интерьера — за 2000-3000 рублей. Разумеется, речь идет об изделиях фабричного производства. Ручная работа стоит в разы дороже. Хрустальная посуда не стареет, а лишь становится еще лучше с прошедшими годами. Соответственно, антикварная старинная конфетница из богемского хрусталя может стоить целое состояние. Нередко подобные предметы интерьера и посуда продаются на аукционах. Получается, что хрусталь – это не только украшение стола и интерьера, но и ценная инвестиция.
Критерии выбора при покупке изделий
Покупка продукции из богемского стекла это всегда риск, если не знаешь, как определить его подлинность. Настоящее изделие не должно содержать каких-либо вкраплений, мутных участков, пузырьков и трещин.
Если налить в хрустальный гладкий бокал вино или другую яркую жидкость, то он становится почти полностью прозрачным. Проверить натуральность цветного чешского стекла можно путем оценки его поверхности. На ней не должно быть никаких дефектов и посторонних оттенков. Однако у окрашенного стекла допустимо наличие разводов и переливов, но они должны быть в одной цветовой гамме. У изделий из чешского хрусталя рисунок должен быть четким, с правильными линиями и без искажений.
Богемское стекло не должно содержать каких-либо вкраплений, мутных участков, пузырьков и трещин.
За счет специальной огранки и прозрачности богемское стекло обладает свойством сильно преломлять свет. Это касается как гладких, так резных поверхностей. Если луч света попадет на стекло, он распадется на радужные блики. На резной поверхности блики будут отражаться на соседних гранях рисунка.
Современные производители
Crystalite Bohemia – компания, созданная осенью 2009 года, объединяет два предприятия, изготавливающие стекло и хрусталь. Первое, Светла-над-Сазавойский завод существует с 1967 года. Сегодня он полностью автоматизирован. Выпускает посуду для напитков, вазы и другие декоративные изделия.
Второе предприятие компании «Кветна» находится в городе Страни. Работает с 1794 года. Все работы на этом заводе выполняются руками. Также «Кветна» занимается различным декорированием стекла. Оба завода взаимодействуют друг с другом. В состав стекломассы добавляется титан, что делает изделия намного прочнее.
Ассортимент продукции Crystalite Bohemia постоянно обновляется новыми сериями. Последние новинки классических прозрачных богемских ваз для цветов появились в подарочных комплектах Origami, Barley Twist, Casablanca, Dynasty. Каждая модель имеет свой дизайн и характерные черты. Например, Casablanca — стандартная богемская ваза на ножке с красивым рельефным узором. Все модели из подарочных наборов изготавливаются на автоматическом производстве.
Стоит отметить серию ручной работы Optic Rhythm. Это серия уникальных богемских ваз сложных форм. Выпускаются разных размеров от 17 до 29 и разных цветов – зеленого, светло-голубого и черного. Ассортимент ваз для цветов предлагает изделия из стекла, шлифованного и гладкого хрусталя, эксклюзивные вазы и варианты с лепниной. Количество выпускаемых моделей более 400.
Советы по уходу за богемским стеклом
1. Мойте изделия из богемского стекла теплой водой с добавлением мягкого средства для мытья посуды без содержания абразивных частиц;
2. При использовании посудомоечной машины, выставьте щадящий короткий режим с низкой температурой. После окончания немедленно откройте дверцу машины;
3. После мытья высушите стеклянную посуду мягким кухонным полотенцем;
4. Во время полирования рюмок и бокалов, не вращайте основание и ножку в разные стороны, при приложении усилия это может привести к излому;
5. С изделием из богемского стекла следует обращаться осторожно, чтобы избежать повреждения, а в последствии и возможного ранения. Особенно не рекомендуется подпускать детей к обращению со стеклом.
Богемские вазы в интерьере дома
Современные интерьеры прекрасно гармонируют с большими напольными вазами. Необычные формы хрустальных ваз без всяких дополнений эффектно украсят комнату. Если этот вариант оформления слишком своеобразен, можно остановиться на вечной классике. Стены нежных пастельных цветов, мраморный камин, подвесную хрустальную люстру и зеркало в золотом обрамлении тонко подчеркнет толстая хрустальная ваза с букетом пионов.
Во французском и прованс стиле часто используются вазы из хрусталя с полевыми или садовыми цветами. В провансе большие вазы не совсем уместны. Лучше отдать предпочтение нескольким маленьким вазам одного стиля с разнообразными цветочными композициями, которые станут притягивающим взгляд акцентом интерьера. Прекрасным дополнением праздничного зимнего оформления станет большая ваза с еловыми или сухими ветками. Сухие ветки следует выдержать в солевом растворе не менее суток, чтобы придать им эффект инея. Декорировать такие композиции можно огоньками, цветными гирляндами и небольшими шарами. Светодиодная гирлянда красиво проявит светопреломление хрусталя.
Хрусталь обладает большими декоративными способностями в отличие от стеклянных изделий. Огранка и гравировка создают дополнительный рельеф и выразительность хрустальным изделиям. А многочисленные грани, преломляющие свет, помогают изделию переливаться всеми цветами радуги. Хрустальные вазы – неотъемлемый предмет шикарных дорогих интерьеров. В течение долгих столетий ручные изделия из хрусталя были символом богатства. Все вазы вне зависимости от формы, размера и дизайна выполняют практическую и декоративную функции.
Хрустальные изделия могут быть самостоятельным элементом декора, благодаря своей яркости и элегантности. При этом прекрасно справятся со своей прямой функцией и дополнят любую цветочную композицию. В жардиньерки обычно ставят цветы с маленькими стеблями. Высокие цветы ставят в длинные овальные вазы с придавленными боками или высокие узкие вазы. Широкие чашеобразные вазы идеально подойдут для больших свисающих композиций.
Современный ассортимент хрустальных ваз позволяет выбрать товар на любой вкус и цвет. Каталоги фирмы по изготовлению хрусталя предлагают вазы в виде бутылок и амфор, любых силуэтов, абстракций и кристаллов. Без труда можно приобрести классическую хрустальную вазу. Такие экземпляры всегда можно найти на прилавках магазинов.