Что такое богохульство в православии

Что означают слова кощунство и богохульство в православии

Что значит богохульство для православного христианина? Является ли это грехом, какое за него предполагается наказание и считается ли это кощунством?

Эти вопросы крайне важны для христианина, который заботится о своем духовном состоянии и стремится расти и познавать Господа, поэтому следует подробно изучить эти вопросы и ответы на них дать подробные.

Происхождение и значение слова

Что такое кощунство в православии? Данное слово известно всем и часто употребляется даже в шутливом разговоре, но что на самом деле оно означает? Наиболее близкими синонимами его являются слова «надругательство», «святотатство» и «богохульство». Различные словари трактуют кощунство по-разному:

Что такое богохульство в православии. Смотреть фото Что такое богохульство в православии. Смотреть картинку Что такое богохульство в православии. Картинка про Что такое богохульство в православии. Фото Что такое богохульство в православии

    Толковый словарь русского языка

При правлении императорской семьи в России кощунство приравнивалось, точно также, как и богохульством, к преступлению против веры. Несмотря на то, что данные понятия могут достаточно широко объясняться.

Читайте еще о кощунстве:

Точные источники термина неизвестны, но существуют несколько теорий:

Рассмотрим отношение православной церкви к данному термину и Божьи повеления относительно кощунников.

Кощунство и богохульство в православии

Сегодня у слова «кощунство» достаточно много синонимов, но ранее, до 1917 года, все они имели конкретное значение. Например, «святотатство» употреблялось при описании страшных поступков варваров — ограбление могил и священных храмов, что нарушало всяческие законы морали.

А вот «татьба» — это воровство или преступление против церковной собственности. Отсюда и произошло «свято-татство», т. е. похищение святыни в 1653 году, когда слово стало означать в целом религиозное преступление точно так же, как и «богохульство».

«Кощунство» изначально определяло неуважительное отношение к церковным ритуалам и правилам христианства. Сегодня это все родственные выражения, которые говорят о нарушении морали и неуважительном отношения к вере.

Что такое кощунство в православии и как верующий человек должен реагировать на такое поведение? Существительное «кощунство» является и глаголом одновременно (кощунствовать), имеющие одинаковое значение — действие, оскорбляющее чувства религиозных людей.

Важно! Согласно Писанию, кощунник — это тот, кто является осквернителем и насмешником. Кощунник в православии — это человек, пренебрежительный и саркастически настроенный против предмета поклонения и почитания другого человека. Тот, кто «сеет» клевету, издевается и насмехается, не совершает должным образом обряды, установленные церковью или, не уважает Божье слово и повеления.

Также выделяют и кощунство над личностью — непочтительное отношение к служителям Церкви, причинение вреда, осквернение словами или действиями человека, служащего на ниве Божьей.

Такое кощунство может включать:

Что значит богохульство для верующего? Для любого православного христианина Господь является Господом, Царем и Отцом. Он спас людей через Сына Своего Иисуса Христа и Его одного почитают. Когда кто-либо позволяет насмехаться над Ним, оскорбительно отзываться о Церкви и верующих все это причиняет боль христианину и, конечно, обиду.

О духовной жизни православного христианина:

Никто не хочет, чтобы оскорбляли и поносили родственников, семью, дорогих людей и вещи, но некоторые люди считают своим долгом унизить другого. Христианство — это религия любви, именно Христос заповедал людям «Любить ближнего своего как самого себя» и в этой заповеди нет исключения для богохульников и кощунников.

Совет! Любить следует всякого. Однако при этом не следует более сообщаться с такими людьми или слушать их. О них стоит просить Господа и молить об их спасении, но реагировать словесно или более того руками ни в коем случае нельзя!

Грех кощунства и богохульства

Церковь на протяжении всего своего существования многократно подвергалась оскорблениям и поношениям. Если в первые века людей, принявших Христа как своего Спасителя, убивали, распинали и умерщвляли любыми путями, то сегодня чувства их стараются унизить и оскорбить.

Как Господь реагирует на грех кощунства и есть ли наказание для таких людей — важный вопрос, но не менее важный и вопрос о том, как верующим следует реагировать на такие действия?

На последнем Архиерейском Соборе Церкви в 2011 году был разработан и принят программный документ, в котором содержится план действия в случае клеветы на Церковь и богохульства. Прежде всего, там описаны различия между конструктивной критики в адрес Церкви и ее оскорбления. В частности, объясняется, что именно считается богохульством — сознательная попытка унижения религиозных святынь, священных для православных верующих, выраженная словесно или конкретными действиями.

То есть если унижение направлено на конкретного священнослужителя как на человека, то это не считается богохульством, но если он подвергается насмешкам из-за веры, которую исповедает, то это уже грех богохульства, поскольку унижается Святой Дух, присутствующий в каждом верующем.

Важно! Следует также помнить, что Церковь — это организм и оскорбляя один его член, оскорбляют весь организм.

Наказание

Вина хулителя растет в зависимости от размеров святыни, которую он похулил. Например, поругание христианина менее греховно, нежели поругания Господа и более, нежели осквернение неживого предмета (икона, храм и пр.). Если человек, допустил в сердце своем насмешку над чем-либо священным и не раскаялся, то Страх Божий начинает покидать его, что приводит к усугублению греха, как написано в Писании «И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму — делать непотребства» (Рим.1:28).

Публичное неуважение к любым предметам, связанных с православной верой, является богохульством и попадает под определение «оскорбление чувств верующих», независимо от того, что именно подвергается унижению (человек, икона, святыня и пр.). За такой поступок существует несколько наказаний:

Если во времена Моисея богохульников общество побивало камнями (книга Левит), то сегодня верующие могут использовать соответствующие меры для защиты, которые начинаются с отлучения от Церкви и заканчиваются требованиями о лишении свободы такого человека.

Следует помнить при этом и о том, что кощунник вредит не Богу, а самому себе, поскольку тем самым лишает себя вечности и подвергает душу страшному наказанию — лишения Божьей милости. Поэтому такой человек, прежде всего, нуждается в сожалении, но должен понести наказание.

Существует две крайности в отношения богохульства:

Это два неправильных пути, которые принесут лишь злобу и негодование, но не смогут исправить отношение.

Совет! В случае унижения, христианин должен брать пример с Христа — когда Его поносили, Он отвечал смиренно и кротко, но мудро, что ставило обидчиков в тупик.

Так и христианам, следует отвечать и отстаивать свою веру, но делать это кротко и мудро, чтобы обидчики не смогли найти в себе силы или ума для ответа.

Источник

Богохульство

Богоху́льство – оскор­би­тель­ное или непо­чти­тель­ное слово (помысл, мысль) в отно­ше­нии Бога или свя­тыни (в рас­ши­рен­ном смысле под бого­хуль­ством может пони­маться и дей­ствие, и пове­де­ние, выра­жа­е­мое оскор­би­тель­ное или непо­чти­тель­ное отно­ше­ние к Богу или свя­тыне).

Суще­ство­вало ли поня­тие о бого­хуль­стве у языч­ни­ков?

О бого­хуль­стве (βλασφημοῦντός) упо­ми­нает древ­не­гре­че­ский фило­соф, ученик Сократа, учи­тель Ари­сто­теля Платон (ок. 428 г. до Р. Х. – 347 до Р. Х.) в посвя­щен­ном молитве диа­логе «Алки­виад Второй». Он имеет в виду недолж­ное обра­ще­ние к богам, когда моля­щийся в итоге вызы­вает гнев богов и полу­чает зло на свою голову.

Рим­ское госу­дар­ствен­ное уго­лов­ное право, согласно прин­ципу deorum injurias diis curae («оскорб­ле­ние богов – забота самих богов»), не преду­смат­ри­вало нака­за­ния за бого­хуль­ство, но в эпоху гоне­ний на Цер­ковь вопреки этому прин­ципу хри­сти­ане среди про­чего обви­ня­лись и в пре­ступ­ле­нии бого­хуль­ства и даже ате­изма, под кото­рым под­ра­зу­ме­ва­лось непо­чи­та­ние ими рим­ских богов.

Каково было отно­ше­ние к бого­хуль­ству в Ветхом Завете?

Как отно­си­лись к бого­хуль­ству в Визан­тии?

Еще хри­сти­ан­ские импе­ра­торы Рима уста­но­вили уго­лов­ное нака­за­ние за пре­ступ­ле­ния против хри­сти­ан­ской рели­гии и Церкви, в том числе и за бого­хуль­ство. В 77‑й новелле св. имп. Юсти­ни­ана I гово­рится: «Так как неко­то­рые, кроме чаро­дей­ства, про­из­но­сят также хули­тель­ные слова, клятву, божбу, чем воз­буж­дают гнев Божий, то мы обра­ща­емся к этим людям с пре­ду­пре­жде­нием, чтобы они воз­дер­жи­ва­лись от таких поступ­ков, хра­нили в сердце страх Божий и под­ра­жали людям, нрав­ственно живу­щим, ибо вслед­ствие таких поступ­ков посы­ла­ются на страну гоне­ния, зем­ле­тря­се­ние и чума: поэтому винов­ные под­ле­жат заклю­че­нию и затем и смерт­ной казни, дабы от попу­сти­тель­ства таких пре­ступ­ле­ний не погибли самые народы и целые госу­дар­ства».

Что гово­рится о бого­хуль­стве в цер­ков­ных кано­нах?

В Пра­во­слав­ной Церкви суще­ствует мно­же­ство кано­нов, пред­по­ла­га­ю­щих нака­за­ния за те или иные формы бого­хуль­ства, напри­мер, бого­хуль­ные речи (скажем, ереси), бого­хуль­ные дей­ствия (напри­мер, уча­стие детей свя­щен­но­слу­жи­те­лей в бого­хуль­ных сбо­ри­щах – Пра­вило 18 Кар­фа­ген­ского Собора или хра­не­ние книг про­ти­во­ре­ли­ги­оз­ного содер­жа­ния – Пра­вило 63 Трулль­ского Собора), преду­смат­ри­ва­ются в них и пре­ще­ния по рели­ги­оз­ным пре­ступ­ле­ниям, кото­рые могут рас­смат­ри­ваться как бого­хуль­ство в рас­ши­ри­тель­ном зна­че­нии этого поня­тия, в част­но­сти про­из­воль­ное отре­че­ние от Христа или отре­че­ние, вызван­ное муче­ни­ями или стра­хом пред­сто­я­щих муче­ний. Такое отре­че­ние в эпоху гоне­ний на Цер­ковь в Рим­ской импе­рии часто пред­по­ла­гало также и пуб­лич­ное хуле­ние Христа. Более прямое отно­ше­ние к пре­ступ­ле­нию бого­хуль­ства имеет пра­вило свт. Васи­лия Вели­кого, не содер­жа­щее в себе, однако, ника­кой санк­ции: «Аще кто, приняв имя хри­сти­а­нина, оскорб­ляет Христа: тако­вому нет ника­кия пользы от наиме­но­ва­ния» (См. “Пра­вила святых отцов Пра­во­слав­ной Церкви с тол­ко­ва­ни­ями”). Однако интер­пре­та­ция содер­жа­ния этого пра­вила в смысле осуж­де­ния греха бого­хуль­ства не явля­ется обще­при­ня­той: суще­ствует тол­ко­ва­ние, согласно кото­рому свт. Васи­лий Вели­кий гово­рит здесь не о сло­вес­ной хуле на Христа, а о несо­блю­де­нии кре­стив­ши­мися в своей жизни запо­ве­дей Божиих как хуле­нии Бога.

Каково было отно­ше­ние к бого­хуль­ству на Руси и в Рос­сий­ской Импе­рии?

В юри­ди­че­ских источ­ни­ках Древ­ней Руси рели­ги­оз­ные пре­ступ­ле­ния впер­вые упо­ми­на­ются в Цер­ков­ном уставе св. Вла­ди­мира, где к веде­нию суда мит­ро­по­лита и епи­ско­пов отне­сено рас­смот­ре­ние разных видов вол­шеб­ства («ведь­ство, зелей­ни­че­ство, потвори, чаро­де­я­ния, волх­во­ва­ния… зубо­ежа»), а также «ере­ти­че­ство», «цер­ков­ная татьба, крест посе­кут», испол­не­ние язы­че­ских обря­дов: «Кто молится под овином, или в роще­ньи, или у воды» (Рос­сий­ское зако­но­да­тель­ство Х–Х вв. 1984. Т. 1. С. 149). Ана­ло­гич­ные поло­же­ния о под­суд­но­сти рели­ги­оз­ных пре­ступ­ле­ний епи­скопу содер­жатся в цер­ков­ном уставе нов­го­род­ского кн. Все­во­лода Мсти­сла­вича (XII в.).

В зако­но­да­тель­стве Рос­сий­ской Импе­рии под «бого­ху­ле­нием» пони­ма­лось пося­га­тель­ство на при­зна­ва­е­мое хри­сти­ан­ской верой вообще и Пра­во­слав­ной Цер­ко­вью в осо­бен­но­сти боже­ствен­ным или свя­щен­ным, пося­га­тель­ство, про­яв­ля­ю­ще­еся в пуб­лич­ном выра­же­нии неува­же­ния к дог­ма­там и обря­дам хри­сти­ан­ской веры и Церкви или пори­ца­нии их. При этом «боги» и свя­тыни прочих рели­гий зако­ном не обе­ре­га­лись, хотя руга­тель­ство над еврей­ской Биб­лией в пуб­лич­ном собра­нии могло быть под­ве­дено под поня­тие бого­хуль­ства, так как под выра­же­нием «Свя­щен­ное Писа­ние» закон пони­мал всю хри­сти­ан­скую Библию, а, сле­до­ва­тельно, и Ветхий Завет тоже.

Субъ­ек­том этого пре­ступ­ного деяния могло быть всякое лицо, объ­ек­том счи­та­лись охра­ня­е­мые правом «честь и ува­же­ние ко всему при­зна­ва­е­мому боже­ствен­ным или свя­щен­ным хри­сти­ан­скою верою вообще и пра­во­слав­ной цер­ко­вью в осо­бен­но­сти». По букве закона сюда отно­си­лись: Еди­но­сущ­ная Боже­ствен­ная Троица, Пре­чи­стая Дева Мария, Чест­ный Крест, бес­плот­ные Силы Небес­ные, святые угод­ники Божии, их изоб­ра­же­ния, Свя­щен­ное Писа­ние, Святые Таин­ства, рели­ги­оз­ные дог­маты и обряды.

Какому нака­за­нию под­вер­га­лись бого­хуль­ники в Рос­сий­ской Импе­рии?

Поло­же­ние о каре за бого­хуль­ство, где бого­хуль­ники бук­вально обо­зна­чены как бого­хуль­ники, впер­вые в рос­сий­ском зако­но­да­тель­стве пред­став­лено в Собор­ном уло­же­нии царя Алек­сея Михай­ло­вича (1649 г.), 1‑я глава кото­рого назы­ва­ется «О бого­хуль­ни­ках и о цер­ков­ных мятеж­ни­ках». В ней, в част­но­сти, гово­рится: «Будет кто ино­верцы, какия ни буди веры, или и рус­ский чело­век, воз­ло­жит хулу на Гос­пода Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, или на рож­дь­шую Его Пре­чи­стую Вла­ды­чицу нашу Бого­ро­дицу и Прис­но­деву Марию, или на Чест­ный Крест, или на святых Его угод­ни­ков, и про то сыс­ки­вати вся­кими сыски накрепко. Да будет сыщется про то допряма, и того бого­хул­ника обли­чив, каз­нити, зжечь. А будет какой бес­чин­ник пришед в цер­ковь Божию во время Святыя литур­гии, и каким ни буди обы­чаем, Боже­ствен­ная литур­гии совер­шити не даст, и его изымав и сыскав про него допряма, что он так учинит, каз­нити смер­тию безо всякия пощады» (1985. Т. 3. С. 85).

Уго­лов­ное зако­но­да­тель­ство Петра I раз­де­лило пре­ступ­ле­ние бого­хуль­ства на два вида: хуле­ние имени Божия, а также Святых Таинств влекло за собой про­жже­ние языка, а затем отсе­че­ние головы, а поно­ше­ние Божией Матери, святых и пра­во­слав­ной веры — отсе­че­ние сустава или смерт­ную казнь. Смерт­ной казнью или кон­фис­ка­цией иму­ще­ства кара­лось, согласно «Воин­скому арти­кулу» (1714 г.) Петра Вели­кого, и недо­не­се­ние о бого­хуль­стве «Воин­ский арти­кул» однако нахо­дит осно­ва­ние для снис­хож­де­ния, если пре­ступ­ле­ние не содер­жит в себе наме­рен­ного бого­ху­ле­ния и «слова оного руга­теля… токмо из лег­ко­мыс­лия про­изо­шли». В этом случае винов­ный нака­зы­ва­ется аре­стом на 14 дней и выче­том месяч­ного жало­ва­нья в пользу гос­пи­таля либо шпиц­ру­те­нами, но трое­крат­ное совер­ше­ние дан­ного пре­ступ­ле­ния влечет за собой уже смерт­ную казнь через рас­стрел (1986. Т. 4. С. 329).

При импе­ра­три­цах Ели­за­вете Пет­ровне и Ека­те­рине II среди нака­за­ний за бого­хуль­ство была отме­нена смерт­ная казнь. В более позд­нее время самым тяжким нака­за­нием, а именно лише­нием всех прав состо­я­ния и ссыл­кой в каторж­ные работы на срок от 12–15 лет, закон грозил винов­ному в бого­хуль­стве, совер­шен­ном в храме. За бого­хуль­ство в ином пуб­лич­ном месте при мно­го­люд­ном собра­нии винов­ный под­вер­гался лише­нию всех прав состо­я­ния и ссылке в каторж­ные работы на время от 6–8 лет, а винов­ный в бого­хуль­стве, совер­шен­ном лишь при сви­де­те­лях, – лише­нию всех прав состо­я­ния и ссылке на посе­ле­ние в отда­лен­ней­ших местах Сибири. Неумыш­лен­ное бого­хуль­ство, напри­мер, совер­шен­ное по нера­зу­ме­нию, неве­же­ству или пьян­ству, тоже нака­зы­ва­лось тюрь­мой. Недо­нес­ший о бого­хуль­стве тоже при­го­ва­ри­вался к тюрьме или аресту. Нака­за­ние за бого­ху­ле­ние или пори­ца­ние веры, совер­шен­ное посред­ством печат­ных или пись­мен­ных, каким-либо обра­зом рас­про­стра­ня­е­мых сочи­не­ний (ст. 181 Уло­же­ния о нака­за­ниях уго­лов­ных и испра­ви­тель­ных), было ниже, чем за пуб­лич­ное бого­ху­ле­ние и пори­ца­ние веры.

Преду­смот­рено ли нака­за­ние за бого­хуль­ство в насто­я­щее время в России?

С 1997 по 2013 г. оскорб­ле­ние рели­ги­оз­ных чувств явля­лось адми­ни­стра­тив­ным пра­во­на­ру­ше­нием: КоАП 5.26, часть 2, запре­щает «умыш­лен­ное пуб­лич­ное осквер­не­ние рели­ги­оз­ной или бого­слу­жеб­ной лите­ра­туры, пред­ме­тов рели­ги­оз­ного почи­та­ния, знаков или эмблем миро­воз­зрен­че­ской сим­во­лики и атри­бу­тики», а также их порчу или уни­что­же­ние.

В июне 2013 года при­няты поправки об уси­ле­нии ответ­ствен­но­сти «за оскорб­ле­ние чувств веру­ю­щих», в том числе уста­нав­ли­ва­ю­щие уго­лов­ную ответ­ствен­ность в виде лише­ния сво­боды за «пуб­лич­ные дей­ствия, выра­жа­ю­щие явное неува­же­ние к обще­ству и совер­шен­ные в целях оскорб­ле­ния рели­ги­оз­ных чувств веру­ю­щих» (ст. 148 УК РФ). Также был уве­ли­чен размер ответ­ствен­но­сти, преду­смот­рен­ной ста­тьей 5.26 КоАП; в связи с изме­не­нием вели­чины штрафа поправки были вне­сены и в статью 3.5 КоАП.

Россия явля­ется далеко не един­ствен­ным госу­дар­ством, где преду­смот­рено нака­за­ние за оскорб­ле­ние рели­ги­оз­ных чувств. Законы о бого­хуль­стве (оскорб­ле­нии рели­ги­оз­ных чувств, оскорб­ле­нии чувств веру­ю­щих, оскорб­ле­нии веру­ю­щих, кощун­стве) суще­ствуют во многих стра­нах мира (c разной сте­пе­нью реаль­ного исполь­зо­ва­ния), напри­мер, в Греции, Испа­нии, Египте, Турции, Гер­ма­нии, Австрии, Бра­зи­лии, Изра­иле, Польше, Фин­лян­дии. Эти законы направ­лены на защиту кате­го­рии граж­дан, при­над­ле­жа­щих к той или иной кон­фес­сии, и огра­ни­чи­вают выра­же­ние своего мнения в отно­ше­нии святых лиц, рели­ги­оз­ных арте­фак­тов, обы­чаев и веро­ва­ний.

Почему хула на Свя­того Духа счи­та­ется непро­сти­тель­ным грехом?

В Новом Завете самым непро­сти­тель­ным грехом Гос­подь назы­вает хулу на Свя­того Духа: «Всякий грех и хула про­стятся чело­ве­кам, а хула на Духа не про­стится чело­ве­кам; если кто скажет слово на Сына Чело­ве­че­ского, про­стится ему; если же кто скажет на Духа Свя­того, не про­стится ему ни в сем веке, ни в буду­щем» ( Мф.12:31-32 ). Хула на Свя­того Духа озна­чает упор­ное отвер­же­ние Божией бла­го­дати и тем самым созна­тель­ное при­ня­тие сто­роны демо­ни­че­ских сил в их про­тив­ле­нии Боже­ствен­ной воле и бла­го­дати, в то время как «слово на Сына Чело­ве­че­ского» озна­чает непри­зна­ние Бого­сы­нов­ства Иисуса Христа, кото­рое может про­ис­хо­дить от неве­де­ния и потому не исклю­чает внут­рен­ней пере­мены чело­века, пока­я­ния и обра­ще­ния к вере во Христа.

Источник

Что значит богохульство, и кто такой богохульник: примеры богохульниц в православии

Не вызывает сомнения тот факт, что Бог сам может покарать любого, кто отважится выказать ему свое неуважение. Отчего же тогда закон человеческий на протяжении многих веков считал богохульство преступлением и приговаривал оскорбителей богов к самым страшным карам?

Очевидно, что суровые приговоры возносящим хулу на Бога вызваны не уроном, нанесенным Всевышнему. Урон наносится верующим, оскорбляется самое для них святое, и недаром в гражданской юриспруденции многих стран существует понятие «оскорбление религиозных чувств верующих».

Что такое богохульство в православии. Смотреть фото Что такое богохульство в православии. Смотреть картинку Что такое богохульство в православии. Картинка про Что такое богохульство в православии. Фото Что такое богохульство в православии

Что такое богохульство

В религиозной юриспруденции существуют три понятия, характеризующие различные преступления против веры.

Кощунством обозначают ехидные, уничижительные высказывания по отношению к:

Святотатство — это в большей степени покушение на имущество церкви, на священные предметы, равно как и на жизнь ее служителей. А о последнем понятии поговорим подробнее в этой статье.

Происхождение слова

«Хула» — древнерусское слово, образованное от древнеславянского «хоула», первоначально означающее «поклонение унижающему», «унижение», а также выражающие унижение словоформы.

Значение понятия

Понятие буквально означает «унижение Бога», неуважение к Богу, выраженное вербально, то есть с помощью слов, поношение, оскорбление святынь и принципов религии.

Историческая справка

В соответствии с канонами большинства религий оскорбление Бога и веры является великим грехом и строго карается. Но так было не всегда.

Появление первых богохульников

Римское право, которое считается источником современной юриспруденции большинства государств, изначально не содержало гражданского преследования за оскорбление Бога. На основании постулата, характеризующего божество как всемогущую сущность, появилось воззрение, что любой бог сам может наказать того, кто нанес ему оскорбление. В соответствии с этим гражданскими установлениями защищать божество уже само по себе есть сомнение в его силах, и, следовательно, оскорбление Высшей Сущности.

Тем не менее, в языческом Риме в эпоху гонений на христианство устанавливалась кара за хулу на старых богов, а христианские императоры Рима, в свою очередь, устанавливали уголовное преследование оскорбляющих Христа.

Само же понятие впервые использует Платон в «Диалогах», имея в виду непочтительное обращение к богам, в результате которого молящийся рискует прогневить их и получить за то соответствующее воздаяние.

Распространение и дальнейшая судьба

С течением времени кары за возведение хулы на Бога ужесточались. В средневековой Западной Европе за это преступление полагалось сожжение виновного как еретика, и только с XVI века вместо непременной смертной казни виновного могли подвергнуть порке кнутом или оштрафовать.

Спустя два столетия в юриспруденции большинства европейских стран казнь за хулу на Бога уже не предусматривается. Мало того, изменилась и сама трактовка преступления. В частности, обычная божба, т. е. призвание Бога как свидетеля при даче клятвы или просто упоминание его всуе уже правонарушением не являлась.

Яркий пример изменения отношения к данному преступлению — прогресс законодательства Австрийской империи. В кодексе 1768 года при императрице Марии Терезии словесное поношение Всевышнего еще считалось тягчайшим преступлением и рассматривалось как непосредственное оскорбление Всевышнего, последствием которого может быть кара Господня на все государство. Всего же два десятилетия спустя в принятом при Иосифе II кодексе это правонарушение определяется как ущемление интересов религиозного сообщества, чреватого общественным возмущением. Виновных уже попросту закрывали в дома для сумасшедших в ожидании возможного раскаяния.

Великая Французская революция в 1791 году и вовсе вывела оскорбление Господа из наказуемых деяний.

Современное положение

В наше время хула на Бога в юридических установлениях большинства христианских стран в отличии, например, от мусульманских, уголовным преступлением не является. Тем не менее, некоторые случаи публичного оскорбления Бога трактуются как покушение на права верующих и влекут за собой уголовную либо административную ответственность.

Что такое богохульство в православии. Смотреть фото Что такое богохульство в православии. Смотреть картинку Что такое богохульство в православии. Картинка про Что такое богохульство в православии. Фото Что такое богохульство в православии

Что понимают под возведением хулы на Бога

В юриспруденции более тридцати стран мира, в основном ближневосточных и североафриканских, существуют статьи, ограничивающие свободу высказываний, если они являются оскорбительными по отношению к Богу, религии, святым, обрядам и символам веры.

В уголовных и административных кодексах этих стран такой тип преступления законодательно определяется как непочтительный акт в отношении Бога или святыни.

Кроме того, это деяние, чтобы оно классифицировалось как преступление, должно быть совершено публично, а действие преступника — осознанно. Само действие характеризуется как презрительное, недоброжелательное высказывание, произнесенное или написанное, а также опубликование оскорбительного изображения.

Таким образом, богохульствовать — это:

Чтобы доказать злой умысел, как правило, привлекаются эксперты.

С точки зрения лингвистики они оценивают высказывания обвиняемого, анализируют их на агрессивность, манипуляцию либо на наличие лживых посылов.

Специалисты должны определить, имеется ли в представленном на экспертизу тексте информация, направленная на унижение религиозных чувств апологетов той или иной религии, а также является ли эта информация ложной, то есть безосновательно порочащей приверженцев культа.

Надлежит установить также:

Эксперты определяют и то обстоятельство, является ли произнесенная фраза умышленной, а опубликованный текст — намеренно призванным нанести оскорбление и унизить верующих.

Что такое богохульство в православии. Смотреть фото Что такое богохульство в православии. Смотреть картинку Что такое богохульство в православии. Картинка про Что такое богохульство в православии. Фото Что такое богохульство в православии

Оскорбление Бога в религии

Разберемся,кто же такой богохульник и что значит богохульство в иудаизме и христианстве.

В иудаизме

В иудейской теократии все, связанное с верой, изначально охранялось на законодательном уровне. Следовательно, и хула на Всевышнего считалась государственным преступлением, тем более что в Законе Моисея было ясно указано: поносящий Имя Господа должен быть предан смерти через побиение камнями.

Юридически по законам Торы Христос считался богохульником, так как называл себя Сыном Божиим.

В более широком смысле неуважение к религии в иудаизме обозначают как «хилул ха-Шем», поругание имени Бога, и «хилул ха-кодеш», поругание святыни. Если первое преступление, за которое побивали камнями, есть именно хула на Всевышнего, то второе более соответствует святотатству или кощунству.

Так называемый «карет» накладывался за умышленное осквернение святости в храме, нарушение ритуала, неправильный убой животного, приносимого в жертву, либо совершение обряда жертвоприношения в ненадлежащее время и непредназначенном для этого месте. Карались непосвященные, вступившие в святилище, а также те, кто вкусил храмовые дары, будучи нечистым в ритуальном смысле. Множество запретов и ограничений касались правил священнослужения, использования не по назначению храмовых предметов, например, фимиама. Страшным грехом считалось осквернение свитка Торы.

Впрочем, понятие «карет» трактовалось, в основном, как «небесная кара», и раскаявшиеся грешники после порки особым ремнем и штрафа смерти не предавались.

Нужно заметить, что ныне в Израиле действует закон, по которому за осквернение святых мест любой религии назначается тюремное заключение сроком до семи лет.

Что такое богохульство в православии. Смотреть фото Что такое богохульство в православии. Смотреть картинку Что такое богохульство в православии. Картинка про Что такое богохульство в православии. Фото Что такое богохульство в православии

В христианстве

Христианская Церковь как религия, согласно учению которой после надлежащего покаяния прощается любой грех, стоит особняком от иных религий в плане оскорбления Всевышнего. Тем не менее, есть один существенный нюанс. Согласно Евангелию от Матфея (Мф.12:31-32), Христос говорил, что человеку простится любая хула, в том числе и на Сына Человеческого, но хула на Духа Святого «не простится ему ни в сем веке, ни в будущем». Таким образом, в христианстве поношение даже самого Христа может быть прощено, а Духа Святого — нет.

Этот постулат столетиями служил камнем преткновения в спорах богословов, которые совершенно закономерно отмечали: «Если Бог един в трех лицах, то оскорбление Бога Отца и Бога Сына есть и хула на Духа Святого».

Полторы тысячи лет гражданское и церковное право в христианских странах смешивали понятия «грех» и «преступление». Размежевать эти категории стало возможным лишь в Новое время, и только в ХІХ веке оскорбление Всевышнего перешло из юрисдикции мирского суда суду духовному. Одновременно это понятие было значительно расширено, оно стало означать не только словесное поношение Бога и святых, но и пренебрежение к догматам, ритуалам, приверженность культу Сатаны, колдовство и т. п.

В отличие от Средних веков, за это уже никто на костер не посылал, и практически единственным методом воздействия на закоренелых грешников оставалось только отлучение от церкви, которое, впрочем, всегда являлось самой страшной и весьма действенной карой для христиан.

Что такое богохульство в православии. Смотреть фото Что такое богохульство в православии. Смотреть картинку Что такое богохульство в православии. Картинка про Что такое богохульство в православии. Фото Что такое богохульство в православии

Наказания богохульников

Испокон веку тех, кто осмеливался умышленно или даже по глупости оскорбить святыни, жестоко карали. И, даже если государственные карательные органы не имели для этого ни возможности, ни желания, сами верующие вступались за самое для себя святое. К сожалению, в этих случаях самосуды часто приводили к гибели невинных, на которых недоброжелатели возвели поклеп. Это происходит, к сожалению, и в наши дни.

В России

В России в православии оскорбление Господа столетиями считалось тяжким преступлением. В решении Соборного уложения 1649 года говорится, что человек, обвиненный в возложении хулы на Господа Бога, подлежит изобличению, и при доказанности вины должен быть сожжен.

При Петре І и последующих императорах «богохулением» считалось посягательство на христианские ценности, если оно проявлялось в публичном оскорблении и порицании православных догм, обрядов и символов.

Всякий человек мог быть осужден, если в любом состоянии, будь он пьян или трезв, сказал неправедные слова в отношении Троицы, Девы Марии, Креста Господня, ангелов и святых, обругал икону, распятие, Евангелие, таинства и все прочее, что православные христиане считают священным.

Характерно, что святыни и божества иных религий, верующие которых проживали на территории Российской империи, законом государства не защищались. Мусульманин мог публично и нелицеприятно высказаться в адрес Мухаммеда, тунгус унизить Будду — это законом преступлением не признавалось. Но если кто-то на публике сказал нехорошие слова про иудейскую Тору — мог и потерпеть, ведь Тора и Ветхий Завет, если не принимать во внимание некоторые богословские и исторические нюансы, одно и то же, а христиане считают Ветхий Завет частью Библии.

Наказывалось и неумышленное оскорбление святынь, когда человек просто был не в состоянии знать о том, что совершает преступление, например, во время Крестного хода сплюнув под ноги, когда процессия была еще за поворотом улицы.

В случае если преступление против веры было совершено в церкви, осужденного ждало наиболее тяжкое возмездие — до 15 лет каторги. В иных случаях он мог отделаться каторжными работами на 6-8 лет, а если публики не было, а хула на Бога была вознесена лишь при немногочисленных свидетелях — ссылкой в Сибирь.

Тюрьмой каралось непредумышленное унижение Бога и религии, совершенное, в том числе, в пьяном виде, то же самое ждало не донесшего о преступлении свидетеля.

В XIX веке наказание постепенно смягчалось, и, хотя только в 1842–1846 годах было возбуждено 3 192 «церковных» дела, по которым было осуждено 12 973 человека, смертных приговоров вынесено не было. В начале же XX века хулителей Господа, если не было отягчающих обстоятельств, приговаривали к аресту на несколько месяцев.

При советской власти никаких законодательных актов, касающихся преследования за оскорбление чувств верующих, не существовало, а в современной России до 2013 года это деяние считалось административным нарушением. Но после «выступления» в феврале 2012 года группы Pussy Riot в храме Христа Спасителя ситуация изменилась. Богохульниц судили, впрочем, не за кощунство, а за хулиганство, потому что в то время соответствующий законодательной базы еще не было.

Только в 2013 году вступила в силу новая редакция статьи 148 УПК РФ, в соответствие с которой публичное оскорбление Господа стало грозить реальным сроком заключения или крупным штрафом.

Что касается отношения к хуле на Господа в современной РПЦ, то оно высказано в документе, принятом в феврале 2011 года Архиерейским Собором. Указывая на опасность этого деяния как для человеческих душ, так и для общества в целом, Собор констатировал, что Церковь прилагает все усилия, чтобы этот страшный грех не нашел распространения в обществе, «не провоцировал гражданские нестроения и не отделял людей от Бога».

Что такое богохульство в православии. Смотреть фото Что такое богохульство в православии. Смотреть картинку Что такое богохульство в православии. Картинка про Что такое богохульство в православии. Фото Что такое богохульство в православии

В других странах

Законодательное преследование богохульников появилось в тех общественных системах, где боги и религии стали частью государственного устройства. Примеры — древний Израиль, мусульманские страны и даже Греция, где Сократа осудили, в том числе, за неуважение к богам.

В некоторых странах неуважительные высказывания о Боге и религии наказываются по административному кодексу, но в большинстве случаев этот вид правонарушений включен в законодательство о нарушении прав верующих и подпадает уже под уголовные статьи.

Различаются и меры воздаяния: от необременительного штрафа или недолгого тюремного заключения в христианских странах до смертной казни у мусульман.

Благодаря проводимой в последние десятилетия в Западной Европе политике вытеснения религии из общественной жизни, в некоторых государствах законы об антирелигиозных выступлениях смягчаются. Но, если, к примеру, в Исландии в 2015 году унижение Бога вовсе перестало считаться преступлением, то в Германии за оскорбление веры, несущее угрозу общественному спокойствию, можно получить три года тюрьмы и серьезный штраф. В Испании и Австрии за кощунство и возведение хулы на Бога также могут привлечь к достаточно строгой ответственности.

В Бразилии за «публичное оскорбление богослужения или объекта почитания» можно получить до года тюрьмы, в Греции — до двух, в Индии — до трех, в Индонезии — до пяти лет.

В странах Ислама, особенно в тех, где основой права является шариат, оскорбление Бога является самым страшным преступлением. Но если в некоторых странах, таких, как Египет, закон защищает любую религию, то в иных государствах он стоит только на страже Ислама. Это касается Ирана, Кувейта, Саудовской Аравии и некоторых других стран.

Что такое богохульство в православии. Смотреть фото Что такое богохульство в православии. Смотреть картинку Что такое богохульство в православии. Картинка про Что такое богохульство в православии. Фото Что такое богохульство в православии

Видео о богохульстве Pussy Riot

В этом видеоролике можно увидеть, как суд выносит приговор участницам группы Pussy Riot, устроившим «панк-молебен» в храме Христа Спасителя в 2012 году.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *