Что такое богохульство в православии
Что означают слова кощунство и богохульство в православии
Что значит богохульство для православного христианина? Является ли это грехом, какое за него предполагается наказание и считается ли это кощунством?
Эти вопросы крайне важны для христианина, который заботится о своем духовном состоянии и стремится расти и познавать Господа, поэтому следует подробно изучить эти вопросы и ответы на них дать подробные.
Происхождение и значение слова
Что такое кощунство в православии? Данное слово известно всем и часто употребляется даже в шутливом разговоре, но что на самом деле оно означает? Наиболее близкими синонимами его являются слова «надругательство», «святотатство» и «богохульство». Различные словари трактуют кощунство по-разному:
- Толковый словарь русского языка
При правлении императорской семьи в России кощунство приравнивалось, точно также, как и богохульством, к преступлению против веры. Несмотря на то, что данные понятия могут достаточно широко объясняться.
Читайте еще о кощунстве:
Точные источники термина неизвестны, но существуют несколько теорий:
Рассмотрим отношение православной церкви к данному термину и Божьи повеления относительно кощунников.
Кощунство и богохульство в православии
Сегодня у слова «кощунство» достаточно много синонимов, но ранее, до 1917 года, все они имели конкретное значение. Например, «святотатство» употреблялось при описании страшных поступков варваров — ограбление могил и священных храмов, что нарушало всяческие законы морали.
А вот «татьба» — это воровство или преступление против церковной собственности. Отсюда и произошло «свято-татство», т. е. похищение святыни в 1653 году, когда слово стало означать в целом религиозное преступление точно так же, как и «богохульство».
«Кощунство» изначально определяло неуважительное отношение к церковным ритуалам и правилам христианства. Сегодня это все родственные выражения, которые говорят о нарушении морали и неуважительном отношения к вере.
Что такое кощунство в православии и как верующий человек должен реагировать на такое поведение? Существительное «кощунство» является и глаголом одновременно (кощунствовать), имеющие одинаковое значение — действие, оскорбляющее чувства религиозных людей.
Важно! Согласно Писанию, кощунник — это тот, кто является осквернителем и насмешником. Кощунник в православии — это человек, пренебрежительный и саркастически настроенный против предмета поклонения и почитания другого человека. Тот, кто «сеет» клевету, издевается и насмехается, не совершает должным образом обряды, установленные церковью или, не уважает Божье слово и повеления.
Также выделяют и кощунство над личностью — непочтительное отношение к служителям Церкви, причинение вреда, осквернение словами или действиями человека, служащего на ниве Божьей.
Такое кощунство может включать:
Что значит богохульство для верующего? Для любого православного христианина Господь является Господом, Царем и Отцом. Он спас людей через Сына Своего Иисуса Христа и Его одного почитают. Когда кто-либо позволяет насмехаться над Ним, оскорбительно отзываться о Церкви и верующих все это причиняет боль христианину и, конечно, обиду.
О духовной жизни православного христианина:
Никто не хочет, чтобы оскорбляли и поносили родственников, семью, дорогих людей и вещи, но некоторые люди считают своим долгом унизить другого. Христианство — это религия любви, именно Христос заповедал людям «Любить ближнего своего как самого себя» и в этой заповеди нет исключения для богохульников и кощунников.
Совет! Любить следует всякого. Однако при этом не следует более сообщаться с такими людьми или слушать их. О них стоит просить Господа и молить об их спасении, но реагировать словесно или более того руками ни в коем случае нельзя!
Грех кощунства и богохульства
Церковь на протяжении всего своего существования многократно подвергалась оскорблениям и поношениям. Если в первые века людей, принявших Христа как своего Спасителя, убивали, распинали и умерщвляли любыми путями, то сегодня чувства их стараются унизить и оскорбить.
Как Господь реагирует на грех кощунства и есть ли наказание для таких людей — важный вопрос, но не менее важный и вопрос о том, как верующим следует реагировать на такие действия?
На последнем Архиерейском Соборе Церкви в 2011 году был разработан и принят программный документ, в котором содержится план действия в случае клеветы на Церковь и богохульства. Прежде всего, там описаны различия между конструктивной критики в адрес Церкви и ее оскорбления. В частности, объясняется, что именно считается богохульством — сознательная попытка унижения религиозных святынь, священных для православных верующих, выраженная словесно или конкретными действиями.
То есть если унижение направлено на конкретного священнослужителя как на человека, то это не считается богохульством, но если он подвергается насмешкам из-за веры, которую исповедает, то это уже грех богохульства, поскольку унижается Святой Дух, присутствующий в каждом верующем.
Важно! Следует также помнить, что Церковь — это организм и оскорбляя один его член, оскорбляют весь организм.
Наказание
Вина хулителя растет в зависимости от размеров святыни, которую он похулил. Например, поругание христианина менее греховно, нежели поругания Господа и более, нежели осквернение неживого предмета (икона, храм и пр.). Если человек, допустил в сердце своем насмешку над чем-либо священным и не раскаялся, то Страх Божий начинает покидать его, что приводит к усугублению греха, как написано в Писании «И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму — делать непотребства» (Рим.1:28).
Публичное неуважение к любым предметам, связанных с православной верой, является богохульством и попадает под определение «оскорбление чувств верующих», независимо от того, что именно подвергается унижению (человек, икона, святыня и пр.). За такой поступок существует несколько наказаний:
Если во времена Моисея богохульников общество побивало камнями (книга Левит), то сегодня верующие могут использовать соответствующие меры для защиты, которые начинаются с отлучения от Церкви и заканчиваются требованиями о лишении свободы такого человека.
Следует помнить при этом и о том, что кощунник вредит не Богу, а самому себе, поскольку тем самым лишает себя вечности и подвергает душу страшному наказанию — лишения Божьей милости. Поэтому такой человек, прежде всего, нуждается в сожалении, но должен понести наказание.
Существует две крайности в отношения богохульства:
Это два неправильных пути, которые принесут лишь злобу и негодование, но не смогут исправить отношение.
Совет! В случае унижения, христианин должен брать пример с Христа — когда Его поносили, Он отвечал смиренно и кротко, но мудро, что ставило обидчиков в тупик.
Так и христианам, следует отвечать и отстаивать свою веру, но делать это кротко и мудро, чтобы обидчики не смогли найти в себе силы или ума для ответа.
Богохульство
Богоху́льство – оскорбительное или непочтительное слово (помысл, мысль) в отношении Бога или святыни (в расширенном смысле под богохульством может пониматься и действие, и поведение, выражаемое оскорбительное или непочтительное отношение к Богу или святыне).
Существовало ли понятие о богохульстве у язычников?
О богохульстве (βλασφημοῦντός) упоминает древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля Платон (ок. 428 г. до Р. Х. – 347 до Р. Х.) в посвященном молитве диалоге «Алкивиад Второй». Он имеет в виду недолжное обращение к богам, когда молящийся в итоге вызывает гнев богов и получает зло на свою голову.
Римское государственное уголовное право, согласно принципу deorum injurias diis curae («оскорбление богов – забота самих богов»), не предусматривало наказания за богохульство, но в эпоху гонений на Церковь вопреки этому принципу христиане среди прочего обвинялись и в преступлении богохульства и даже атеизма, под которым подразумевалось непочитание ими римских богов.
Каково было отношение к богохульству в Ветхом Завете?
Как относились к богохульству в Византии?
Еще христианские императоры Рима установили уголовное наказание за преступления против христианской религии и Церкви, в том числе и за богохульство. В 77‑й новелле св. имп. Юстиниана I говорится: «Так как некоторые, кроме чародейства, произносят также хулительные слова, клятву, божбу, чем возбуждают гнев Божий, то мы обращаемся к этим людям с предупреждением, чтобы они воздерживались от таких поступков, хранили в сердце страх Божий и подражали людям, нравственно живущим, ибо вследствие таких поступков посылаются на страну гонения, землетрясение и чума: поэтому виновные подлежат заключению и затем и смертной казни, дабы от попустительства таких преступлений не погибли самые народы и целые государства».
Что говорится о богохульстве в церковных канонах?
В Православной Церкви существует множество канонов, предполагающих наказания за те или иные формы богохульства, например, богохульные речи (скажем, ереси), богохульные действия (например, участие детей священнослужителей в богохульных сборищах – Правило 18 Карфагенского Собора или хранение книг противорелигиозного содержания – Правило 63 Трулльского Собора), предусматриваются в них и прещения по религиозным преступлениям, которые могут рассматриваться как богохульство в расширительном значении этого понятия, в частности произвольное отречение от Христа или отречение, вызванное мучениями или страхом предстоящих мучений. Такое отречение в эпоху гонений на Церковь в Римской империи часто предполагало также и публичное хуление Христа. Более прямое отношение к преступлению богохульства имеет правило свт. Василия Великого, не содержащее в себе, однако, никакой санкции: «Аще кто, приняв имя христианина, оскорбляет Христа: таковому нет никакия пользы от наименования» (См. “Правила святых отцов Православной Церкви с толкованиями”). Однако интерпретация содержания этого правила в смысле осуждения греха богохульства не является общепринятой: существует толкование, согласно которому свт. Василий Великий говорит здесь не о словесной хуле на Христа, а о несоблюдении крестившимися в своей жизни заповедей Божиих как хулении Бога.
Каково было отношение к богохульству на Руси и в Российской Империи?
В юридических источниках Древней Руси религиозные преступления впервые упоминаются в Церковном уставе св. Владимира, где к ведению суда митрополита и епископов отнесено рассмотрение разных видов волшебства («ведьство, зелейничество, потвори, чародеяния, волхвования… зубоежа»), а также «еретичество», «церковная татьба, крест посекут», исполнение языческих обрядов: «Кто молится под овином, или в рощеньи, или у воды» (Российское законодательство Х–Х вв. 1984. Т. 1. С. 149). Аналогичные положения о подсудности религиозных преступлений епископу содержатся в церковном уставе новгородского кн. Всеволода Мстиславича (XII в.).
В законодательстве Российской Империи под «богохулением» понималось посягательство на признаваемое христианской верой вообще и Православной Церковью в особенности божественным или священным, посягательство, проявляющееся в публичном выражении неуважения к догматам и обрядам христианской веры и Церкви или порицании их. При этом «боги» и святыни прочих религий законом не оберегались, хотя ругательство над еврейской Библией в публичном собрании могло быть подведено под понятие богохульства, так как под выражением «Священное Писание» закон понимал всю христианскую Библию, а, следовательно, и Ветхий Завет тоже.
Субъектом этого преступного деяния могло быть всякое лицо, объектом считались охраняемые правом «честь и уважение ко всему признаваемому божественным или священным христианскою верою вообще и православной церковью в особенности». По букве закона сюда относились: Единосущная Божественная Троица, Пречистая Дева Мария, Честный Крест, бесплотные Силы Небесные, святые угодники Божии, их изображения, Священное Писание, Святые Таинства, религиозные догматы и обряды.
Какому наказанию подвергались богохульники в Российской Империи?
Положение о каре за богохульство, где богохульники буквально обозначены как богохульники, впервые в российском законодательстве представлено в Соборном уложении царя Алексея Михайловича (1649 г.), 1‑я глава которого называется «О богохульниках и о церковных мятежниках». В ней, в частности, говорится: «Будет кто иноверцы, какия ни буди веры, или и русский человек, возложит хулу на Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, или на рождьшую Его Пречистую Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, или на Честный Крест, или на святых Его угодников, и про то сыскивати всякими сыски накрепко. Да будет сыщется про то допряма, и того богохулника обличив, казнити, зжечь. А будет какой бесчинник пришед в церковь Божию во время Святыя литургии, и каким ни буди обычаем, Божественная литургии совершити не даст, и его изымав и сыскав про него допряма, что он так учинит, казнити смертию безо всякия пощады» (1985. Т. 3. С. 85).
Уголовное законодательство Петра I разделило преступление богохульства на два вида: хуление имени Божия, а также Святых Таинств влекло за собой прожжение языка, а затем отсечение головы, а поношение Божией Матери, святых и православной веры — отсечение сустава или смертную казнь. Смертной казнью или конфискацией имущества каралось, согласно «Воинскому артикулу» (1714 г.) Петра Великого, и недонесение о богохульстве «Воинский артикул» однако находит основание для снисхождения, если преступление не содержит в себе намеренного богохуления и «слова оного ругателя… токмо из легкомыслия произошли». В этом случае виновный наказывается арестом на 14 дней и вычетом месячного жалованья в пользу госпиталя либо шпицрутенами, но троекратное совершение данного преступления влечет за собой уже смертную казнь через расстрел (1986. Т. 4. С. 329).
При императрицах Елизавете Петровне и Екатерине II среди наказаний за богохульство была отменена смертная казнь. В более позднее время самым тяжким наказанием, а именно лишением всех прав состояния и ссылкой в каторжные работы на срок от 12–15 лет, закон грозил виновному в богохульстве, совершенном в храме. За богохульство в ином публичном месте при многолюдном собрании виновный подвергался лишению всех прав состояния и ссылке в каторжные работы на время от 6–8 лет, а виновный в богохульстве, совершенном лишь при свидетелях, – лишению всех прав состояния и ссылке на поселение в отдаленнейших местах Сибири. Неумышленное богохульство, например, совершенное по неразумению, невежеству или пьянству, тоже наказывалось тюрьмой. Недонесший о богохульстве тоже приговаривался к тюрьме или аресту. Наказание за богохуление или порицание веры, совершенное посредством печатных или письменных, каким-либо образом распространяемых сочинений (ст. 181 Уложения о наказаниях уголовных и исправительных), было ниже, чем за публичное богохуление и порицание веры.
Предусмотрено ли наказание за богохульство в настоящее время в России?
С 1997 по 2013 г. оскорбление религиозных чувств являлось административным правонарушением: КоАП 5.26, часть 2, запрещает «умышленное публичное осквернение религиозной или богослужебной литературы, предметов религиозного почитания, знаков или эмблем мировоззренческой символики и атрибутики», а также их порчу или уничтожение.
В июне 2013 года приняты поправки об усилении ответственности «за оскорбление чувств верующих», в том числе устанавливающие уголовную ответственность в виде лишения свободы за «публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих» (ст. 148 УК РФ). Также был увеличен размер ответственности, предусмотренной статьей 5.26 КоАП; в связи с изменением величины штрафа поправки были внесены и в статью 3.5 КоАП.
Россия является далеко не единственным государством, где предусмотрено наказание за оскорбление религиозных чувств. Законы о богохульстве (оскорблении религиозных чувств, оскорблении чувств верующих, оскорблении верующих, кощунстве) существуют во многих странах мира (c разной степенью реального использования), например, в Греции, Испании, Египте, Турции, Германии, Австрии, Бразилии, Израиле, Польше, Финляндии. Эти законы направлены на защиту категории граждан, принадлежащих к той или иной конфессии, и ограничивают выражение своего мнения в отношении святых лиц, религиозных артефактов, обычаев и верований.
Почему хула на Святого Духа считается непростительным грехом?
В Новом Завете самым непростительным грехом Господь называет хулу на Святого Духа: «Всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» ( Мф.12:31-32 ). Хула на Святого Духа означает упорное отвержение Божией благодати и тем самым сознательное принятие стороны демонических сил в их противлении Божественной воле и благодати, в то время как «слово на Сына Человеческого» означает непризнание Богосыновства Иисуса Христа, которое может происходить от неведения и потому не исключает внутренней перемены человека, покаяния и обращения к вере во Христа.
Что значит богохульство, и кто такой богохульник: примеры богохульниц в православии
Не вызывает сомнения тот факт, что Бог сам может покарать любого, кто отважится выказать ему свое неуважение. Отчего же тогда закон человеческий на протяжении многих веков считал богохульство преступлением и приговаривал оскорбителей богов к самым страшным карам?
Очевидно, что суровые приговоры возносящим хулу на Бога вызваны не уроном, нанесенным Всевышнему. Урон наносится верующим, оскорбляется самое для них святое, и недаром в гражданской юриспруденции многих стран существует понятие «оскорбление религиозных чувств верующих».
Что такое богохульство
В религиозной юриспруденции существуют три понятия, характеризующие различные преступления против веры.
Кощунством обозначают ехидные, уничижительные высказывания по отношению к:
Святотатство — это в большей степени покушение на имущество церкви, на священные предметы, равно как и на жизнь ее служителей. А о последнем понятии поговорим подробнее в этой статье.
Происхождение слова
«Хула» — древнерусское слово, образованное от древнеславянского «хоула», первоначально означающее «поклонение унижающему», «унижение», а также выражающие унижение словоформы.
Значение понятия
Понятие буквально означает «унижение Бога», неуважение к Богу, выраженное вербально, то есть с помощью слов, поношение, оскорбление святынь и принципов религии.
Историческая справка
В соответствии с канонами большинства религий оскорбление Бога и веры является великим грехом и строго карается. Но так было не всегда.
Появление первых богохульников
Римское право, которое считается источником современной юриспруденции большинства государств, изначально не содержало гражданского преследования за оскорбление Бога. На основании постулата, характеризующего божество как всемогущую сущность, появилось воззрение, что любой бог сам может наказать того, кто нанес ему оскорбление. В соответствии с этим гражданскими установлениями защищать божество уже само по себе есть сомнение в его силах, и, следовательно, оскорбление Высшей Сущности.
Тем не менее, в языческом Риме в эпоху гонений на христианство устанавливалась кара за хулу на старых богов, а христианские императоры Рима, в свою очередь, устанавливали уголовное преследование оскорбляющих Христа.
Само же понятие впервые использует Платон в «Диалогах», имея в виду непочтительное обращение к богам, в результате которого молящийся рискует прогневить их и получить за то соответствующее воздаяние.
Распространение и дальнейшая судьба
С течением времени кары за возведение хулы на Бога ужесточались. В средневековой Западной Европе за это преступление полагалось сожжение виновного как еретика, и только с XVI века вместо непременной смертной казни виновного могли подвергнуть порке кнутом или оштрафовать.
Спустя два столетия в юриспруденции большинства европейских стран казнь за хулу на Бога уже не предусматривается. Мало того, изменилась и сама трактовка преступления. В частности, обычная божба, т. е. призвание Бога как свидетеля при даче клятвы или просто упоминание его всуе уже правонарушением не являлась.
Яркий пример изменения отношения к данному преступлению — прогресс законодательства Австрийской империи. В кодексе 1768 года при императрице Марии Терезии словесное поношение Всевышнего еще считалось тягчайшим преступлением и рассматривалось как непосредственное оскорбление Всевышнего, последствием которого может быть кара Господня на все государство. Всего же два десятилетия спустя в принятом при Иосифе II кодексе это правонарушение определяется как ущемление интересов религиозного сообщества, чреватого общественным возмущением. Виновных уже попросту закрывали в дома для сумасшедших в ожидании возможного раскаяния.
Великая Французская революция в 1791 году и вовсе вывела оскорбление Господа из наказуемых деяний.
Современное положение
В наше время хула на Бога в юридических установлениях большинства христианских стран в отличии, например, от мусульманских, уголовным преступлением не является. Тем не менее, некоторые случаи публичного оскорбления Бога трактуются как покушение на права верующих и влекут за собой уголовную либо административную ответственность.
Что понимают под возведением хулы на Бога
В юриспруденции более тридцати стран мира, в основном ближневосточных и североафриканских, существуют статьи, ограничивающие свободу высказываний, если они являются оскорбительными по отношению к Богу, религии, святым, обрядам и символам веры.
В уголовных и административных кодексах этих стран такой тип преступления законодательно определяется как непочтительный акт в отношении Бога или святыни.
Кроме того, это деяние, чтобы оно классифицировалось как преступление, должно быть совершено публично, а действие преступника — осознанно. Само действие характеризуется как презрительное, недоброжелательное высказывание, произнесенное или написанное, а также опубликование оскорбительного изображения.
Таким образом, богохульствовать — это:
Чтобы доказать злой умысел, как правило, привлекаются эксперты.
С точки зрения лингвистики они оценивают высказывания обвиняемого, анализируют их на агрессивность, манипуляцию либо на наличие лживых посылов.
Специалисты должны определить, имеется ли в представленном на экспертизу тексте информация, направленная на унижение религиозных чувств апологетов той или иной религии, а также является ли эта информация ложной, то есть безосновательно порочащей приверженцев культа.
Надлежит установить также:
Эксперты определяют и то обстоятельство, является ли произнесенная фраза умышленной, а опубликованный текст — намеренно призванным нанести оскорбление и унизить верующих.
Оскорбление Бога в религии
Разберемся,кто же такой богохульник и что значит богохульство в иудаизме и христианстве.
В иудаизме
В иудейской теократии все, связанное с верой, изначально охранялось на законодательном уровне. Следовательно, и хула на Всевышнего считалась государственным преступлением, тем более что в Законе Моисея было ясно указано: поносящий Имя Господа должен быть предан смерти через побиение камнями.
Юридически по законам Торы Христос считался богохульником, так как называл себя Сыном Божиим.
В более широком смысле неуважение к религии в иудаизме обозначают как «хилул ха-Шем», поругание имени Бога, и «хилул ха-кодеш», поругание святыни. Если первое преступление, за которое побивали камнями, есть именно хула на Всевышнего, то второе более соответствует святотатству или кощунству.
Так называемый «карет» накладывался за умышленное осквернение святости в храме, нарушение ритуала, неправильный убой животного, приносимого в жертву, либо совершение обряда жертвоприношения в ненадлежащее время и непредназначенном для этого месте. Карались непосвященные, вступившие в святилище, а также те, кто вкусил храмовые дары, будучи нечистым в ритуальном смысле. Множество запретов и ограничений касались правил священнослужения, использования не по назначению храмовых предметов, например, фимиама. Страшным грехом считалось осквернение свитка Торы.
Впрочем, понятие «карет» трактовалось, в основном, как «небесная кара», и раскаявшиеся грешники после порки особым ремнем и штрафа смерти не предавались.
Нужно заметить, что ныне в Израиле действует закон, по которому за осквернение святых мест любой религии назначается тюремное заключение сроком до семи лет.
В христианстве
Христианская Церковь как религия, согласно учению которой после надлежащего покаяния прощается любой грех, стоит особняком от иных религий в плане оскорбления Всевышнего. Тем не менее, есть один существенный нюанс. Согласно Евангелию от Матфея (Мф.12:31-32), Христос говорил, что человеку простится любая хула, в том числе и на Сына Человеческого, но хула на Духа Святого «не простится ему ни в сем веке, ни в будущем». Таким образом, в христианстве поношение даже самого Христа может быть прощено, а Духа Святого — нет.
Этот постулат столетиями служил камнем преткновения в спорах богословов, которые совершенно закономерно отмечали: «Если Бог един в трех лицах, то оскорбление Бога Отца и Бога Сына есть и хула на Духа Святого».
Полторы тысячи лет гражданское и церковное право в христианских странах смешивали понятия «грех» и «преступление». Размежевать эти категории стало возможным лишь в Новое время, и только в ХІХ веке оскорбление Всевышнего перешло из юрисдикции мирского суда суду духовному. Одновременно это понятие было значительно расширено, оно стало означать не только словесное поношение Бога и святых, но и пренебрежение к догматам, ритуалам, приверженность культу Сатаны, колдовство и т. п.
В отличие от Средних веков, за это уже никто на костер не посылал, и практически единственным методом воздействия на закоренелых грешников оставалось только отлучение от церкви, которое, впрочем, всегда являлось самой страшной и весьма действенной карой для христиан.
Наказания богохульников
Испокон веку тех, кто осмеливался умышленно или даже по глупости оскорбить святыни, жестоко карали. И, даже если государственные карательные органы не имели для этого ни возможности, ни желания, сами верующие вступались за самое для себя святое. К сожалению, в этих случаях самосуды часто приводили к гибели невинных, на которых недоброжелатели возвели поклеп. Это происходит, к сожалению, и в наши дни.
В России
В России в православии оскорбление Господа столетиями считалось тяжким преступлением. В решении Соборного уложения 1649 года говорится, что человек, обвиненный в возложении хулы на Господа Бога, подлежит изобличению, и при доказанности вины должен быть сожжен.
При Петре І и последующих императорах «богохулением» считалось посягательство на христианские ценности, если оно проявлялось в публичном оскорблении и порицании православных догм, обрядов и символов.
Всякий человек мог быть осужден, если в любом состоянии, будь он пьян или трезв, сказал неправедные слова в отношении Троицы, Девы Марии, Креста Господня, ангелов и святых, обругал икону, распятие, Евангелие, таинства и все прочее, что православные христиане считают священным.
Характерно, что святыни и божества иных религий, верующие которых проживали на территории Российской империи, законом государства не защищались. Мусульманин мог публично и нелицеприятно высказаться в адрес Мухаммеда, тунгус унизить Будду — это законом преступлением не признавалось. Но если кто-то на публике сказал нехорошие слова про иудейскую Тору — мог и потерпеть, ведь Тора и Ветхий Завет, если не принимать во внимание некоторые богословские и исторические нюансы, одно и то же, а христиане считают Ветхий Завет частью Библии.
Наказывалось и неумышленное оскорбление святынь, когда человек просто был не в состоянии знать о том, что совершает преступление, например, во время Крестного хода сплюнув под ноги, когда процессия была еще за поворотом улицы.
В случае если преступление против веры было совершено в церкви, осужденного ждало наиболее тяжкое возмездие — до 15 лет каторги. В иных случаях он мог отделаться каторжными работами на 6-8 лет, а если публики не было, а хула на Бога была вознесена лишь при немногочисленных свидетелях — ссылкой в Сибирь.
Тюрьмой каралось непредумышленное унижение Бога и религии, совершенное, в том числе, в пьяном виде, то же самое ждало не донесшего о преступлении свидетеля.
В XIX веке наказание постепенно смягчалось, и, хотя только в 1842–1846 годах было возбуждено 3 192 «церковных» дела, по которым было осуждено 12 973 человека, смертных приговоров вынесено не было. В начале же XX века хулителей Господа, если не было отягчающих обстоятельств, приговаривали к аресту на несколько месяцев.
При советской власти никаких законодательных актов, касающихся преследования за оскорбление чувств верующих, не существовало, а в современной России до 2013 года это деяние считалось административным нарушением. Но после «выступления» в феврале 2012 года группы Pussy Riot в храме Христа Спасителя ситуация изменилась. Богохульниц судили, впрочем, не за кощунство, а за хулиганство, потому что в то время соответствующий законодательной базы еще не было.
Только в 2013 году вступила в силу новая редакция статьи 148 УПК РФ, в соответствие с которой публичное оскорбление Господа стало грозить реальным сроком заключения или крупным штрафом.
Что касается отношения к хуле на Господа в современной РПЦ, то оно высказано в документе, принятом в феврале 2011 года Архиерейским Собором. Указывая на опасность этого деяния как для человеческих душ, так и для общества в целом, Собор констатировал, что Церковь прилагает все усилия, чтобы этот страшный грех не нашел распространения в обществе, «не провоцировал гражданские нестроения и не отделял людей от Бога».
В других странах
Законодательное преследование богохульников появилось в тех общественных системах, где боги и религии стали частью государственного устройства. Примеры — древний Израиль, мусульманские страны и даже Греция, где Сократа осудили, в том числе, за неуважение к богам.
В некоторых странах неуважительные высказывания о Боге и религии наказываются по административному кодексу, но в большинстве случаев этот вид правонарушений включен в законодательство о нарушении прав верующих и подпадает уже под уголовные статьи.
Различаются и меры воздаяния: от необременительного штрафа или недолгого тюремного заключения в христианских странах до смертной казни у мусульман.
Благодаря проводимой в последние десятилетия в Западной Европе политике вытеснения религии из общественной жизни, в некоторых государствах законы об антирелигиозных выступлениях смягчаются. Но, если, к примеру, в Исландии в 2015 году унижение Бога вовсе перестало считаться преступлением, то в Германии за оскорбление веры, несущее угрозу общественному спокойствию, можно получить три года тюрьмы и серьезный штраф. В Испании и Австрии за кощунство и возведение хулы на Бога также могут привлечь к достаточно строгой ответственности.
В Бразилии за «публичное оскорбление богослужения или объекта почитания» можно получить до года тюрьмы, в Греции — до двух, в Индии — до трех, в Индонезии — до пяти лет.
В странах Ислама, особенно в тех, где основой права является шариат, оскорбление Бога является самым страшным преступлением. Но если в некоторых странах, таких, как Египет, закон защищает любую религию, то в иных государствах он стоит только на страже Ислама. Это касается Ирана, Кувейта, Саудовской Аравии и некоторых других стран.
Видео о богохульстве Pussy Riot
В этом видеоролике можно увидеть, как суд выносит приговор участницам группы Pussy Riot, устроившим «панк-молебен» в храме Христа Спасителя в 2012 году.