Что такое больное воображение у человека

Больное воображение

Вы будете перенаправлены на Автор24

Общее понятие о расстройствах воображения

Воображение является познавательным психическим процессом создания новых образов предметов или ситуаций с помощью преобразования имеющихся у человека в сознании представлений и информации.

Воображение является своеобразной формой отражения действительности, которая помогает человеку осуществлять мысленный выход за пределы воспринимаемой реальности и способствует, с одной стороны, предвосхищению будущего, а с другой «оживляет» то, что было ранее.

В определенных ситуациях воображение может выступать источником некоторых расстройств психики человека. Это происходит в ситуациях, когда человеку свойственно слишком живое воображение, чрезмерная мнительность и повышенная впечатлительность.

В своей кинической практике врачам нередко приходится сталкиваться с пациентами, у которых психопатологическая симптоматика может относиться к нарушениям как пассивного, так и активной формы воображения.

Однако здесь тоже следует отметить тот факт, что данные нарушения возникают у лиц, которые имеют особый психический склад, отличаются ярко выраженными чертами инфантилизма и признаками чрезмерной возбудимости воображения с проявлениями наклонностей к выдумкам и фантазированию.

Патологические формы пассивного воображения

В клинических проявлениях психических заболеваний оценка имеющихся у пациента особенностей проявления пассивного воображения чаще всего требуется при ярко выраженных проявлениях различных видов снижения уровня бодрствования и состояний помрачения сознания. Также клиническую картину могут дополнять возникающие нарушения сна в связи с содержанием и характером сновидений.

Рассмотрим их более подробно:

Готовые работы на аналогичную тему

Патологические формы активного воображения.

Основным признаком имеющихся у человека расстройств активного воображения является нарушение критичности мышления по отношению к продуктам воображения и их использованию и применению.

Чаще всего в практике лечения встречаются пациенты с феноменом патологии лживости или так называемой фантастической псевдологии.

Данное нарушение проявляется в том, что человек искренне верит в созданные в воображении им самим фантазмы или, как и еще называют фантастические идеи и образы. На современном этапе развития психотерапии фантазмы рассматриваются в двух вариантах:

Неписхотические фантазмы, при проявлении которых псевдологии, созданные пациентом, являются сочетанием двух видов фантазирования:

Чаще всего непсихотические фантазмы проявляются у лиц с истерическими психопатическими наклонностями и «мифоманической конституцией».

При этом нарушении человек прекрасно осознает, что он лжет, но эта патологическая ложь имеет отличие от обычной в том, что чаще всего не носит определенной цели или совершенно бесполезна, но больной не в состоянии противостоять своей потребности лгать.

Пациенты, страдающие псевдологиями, в отличие от больных страдающих истерическими психопатиями, более активны в поведении и стремлении к воплощению в жизнь фантастических идей и образов. Именно в связи с этим чаще всего такие пациенты вступают в конфликт с законом, так как лживость заслоняет у них проявления всех остальных личностных черт.

Имеющуюся у человека патологическую наклонность к вымыслам и лжи психотерапевты и психиатры рассматривают как проявления частичного инфантилизма личности и характеризуют их как неустойчивую личность, которой не хватает зрелости воли и суждений.

Источник

Воображение. Нарушения

Воображение

Воображение, или фантазия (гр. phantasia — воображение) — процессы преобразования структур прежнего опыта индивида в соответствии с его потребностями, желаниями и опасениями. Воображение затрагивает различные аспекты внутренней жизни: знание, навыки, планы, воспоминания, ожидания, оценки, ценности и др. В зависимости от объекта преобразования могут быть выделены разные виды воображения. Например, это воображаемый результат предстоящей деятельности, предполагаемая модель поведения в той или иной ситуации, символическое представление какого-то материального процесса, художественный образ, научная гипотеза и т. п. Воображение, по Л.С.Выготскому, есть способность индивида из известных элементов опыта создавать новые их комбинации под влиянием эмоций. Действительно, из 33 букв нашего алфавита и звуков речи созданы все тексты русской культуры, от древних летописей до первых слов младенца. О том же, но с несколько иным смысловым акцентом говорит и пословица «Из одного дерева лопата и икона».

В самом деле, речь в ней идет не о механических комбинациях бессмысленных знаков, а о разных сочетаниях значений, способных удивительным образом породить что-то новое, и низменное, и нечто возвышенное, чего нет в исходных элементах. Например, романы Ф.М.Достоевского и Книга рекордов Гиннесса — это столь же разные вещи, как тревога за судьбы людей и торжество по поводу их деградации. Роль продуктивной фантазии в конечном счете состоит в том, что она, опираясь на реальный опыт, только и делает возможным спасительный рост знания в той бездне неизвестного, какая окружает человека, в какой-то мере обеспечивает понимание ценности этого знания и способствует разумному его применению.

Что такое больное воображение у человека. Смотреть фото Что такое больное воображение у человека. Смотреть картинку Что такое больное воображение у человека. Картинка про Что такое больное воображение у человека. Фото Что такое больное воображение у человекаРазвить воображение ребенка поможет психолог

В норме воображение — это преднамеренная и в известной степени осознанная активность личности, мотивированная потребностью в творчестве, поиске новых адаптивных стратегий поведения (копинг-стратегий). Данный вид воображения обозначается как активное воображение. Оно, по определению, представляет собой созидательный процесс, в конечном счете направленный на изменение действительности в интересах общества, культуры и отдельного человека. В этом смысле воображение рассматривается как наиболее характерная и важнейшая сторона интеллекта. Расстройство интеллекта в первую очередь проявляется именно ослаблением креативной способности и уж затем упадком способности адекватно использовать привычный опыт в повседневной жизни.

В зависимости от направленности процессов воображения различаются репродуктивная, актуальная и предвосхищающая его формы. Репродуктивное воображение состоит в переосмыслении прошлого опыта и тем самым в осознании и принятии личностью новых представлений о ценностях бытия. Уникальным итогом этого является такое качество личности, как разум или мудрость — понимание подлинного смысла различных событий, заключенного в реальных переживаниях минувшего. Кого прошлое ничему не учит, того не спасают ни острый ум, ни обширное знание. «Разум не велит, ума не спрашивай» — гласит на этот счет народная пословица. Актуальное воображение касается в первую очередь текущего опыта, осознания смысла происходящего в настоящее время.

Понимание этого смысла только и дает индивиду возможность контролировать настоящее, а не плыть по волнам обстоятельств в неизвестном направлении. Предвосхищающее воображение необходимо для структурирования будущего, осознания смысла того, что может произойти в будущем, что индивиду следует делать и от чего надо бы отказаться. Лишаясь этой способности, индивид выпадает из жизни, теряет перспективу, стремление к будущему, надежду, навсегда оставаясь в плену настоящего, а то и прошлого.

Продуктивным воображение может быть, как подчеркивалось, лишь в том случае, если оно опирается на знание реальности и служит обогащению имеющегося опыта.

Фантазирование необходимо человеку и в тех случаях, когда это компенсирует дефицит реальной информации. Например, некоторые представления человека о мире в прошлом, а быть может, и в настоящее время суть ошибки ума, мифы. Тем не менее те из них, которые не препятствовали познанию действительности, были полезны в психологическом плане, они, как минимум, порождали иллюзию контроля над происходящим, т. е. чувство безопасности. Таковы, например, легенды Древнего мира о сотворении мира, жизни, человека, души.

Фантазирование бывает нужным людям и для того, чтобы посредством неизбежных ошибок осознавать нереалистичность своих фантазий, ограничивать последние какими-то пределами. Фантазия как прихоть, каприз, причудливая выдумка может выполнять функцию игры, детского способа самопрезентации, и в этом также есть некая польза, если уметь ее извлечь. В английском языке такая незрелая фантазия определяется термином fantasy (в отличие от phantasy — воображения, воображаемого понятия).

Добавим, что эффективность воображения возрастает при условии интеграции опыта прошлого, настоящего и будущего. Лишь в этом случае настоящее становится мостом в будущее, а прошлое может быть переосмыслено с позиций будущего. Совершенно ясно, наконец, что индивид не может довольствоваться лишь плодами собственного воображения. Личное воображение может быть плодотворным только тогда, когда индивид способен усваивать коллективный созидательный опыт других людей, он тем самым как бы учится не только фантазировать, но и контролировать собственное воображение.

Существует пассивное воображение. В свою очередь оно разделяется на преднамеренное и непреднамеренное. Преднамеренное пассивное воображение имеет своим результатом временный уход от действительности и погружение в состояние мечтательности. Это может быть замещение травмирующих представлений прошлого, настоящего и ожидаемого другими, желаемыми или, по крайней мере, не столь тягостными. Индивид не мешает при этом невольному процессу формирования мнимых картин реальности и, может быть, даже ему способствует, если сознательно отгоняет свои мысли о чем-то плохом. Тем самым он получает возможность на некоторое время отвлечь свое внимание от негативных эмоций, необходимое для того, чтобы научиться принять происходящее в действительности. Такое воображение может быть полезным и для того, чтобы представить индивиду модели желаемого настоящего и будущего.

Иногда индивиду бывает необходимо освободиться от навязанных стереотипов мысли, чтобы почувствовать, что именно нужно ему, а не той роли, в которую он слишком уж вжился и тем самым утратил ощущение своей аутентичности. Таким образом, преднамеренное воображение может служить источником самопознания. Непреднамеренное пассивное воображение обнаруживает себя в дремотном состоянии индивида или в его сновидениях. Известно немало случаев, подтверждающих вывод о том, что оно является важным условием творческого процесса, не скованного текущими впечатлениями и косными привычками мышления. Пассивное воображение особенно часто является источником болезненных продуктов, таких, к примеру, как бред, ложные воспоминания и предвосхищения, отчего более предпочтительным считается другое его название — собственно фантазирование.

Роль сознательных усилий в процессах воображения бесспорна, хотя и неоднозначна. Нередко она бывает представлена в виде целенаправленного и методичного перебора всех возможных вариантов решения проблемы с целью найти наиболее адекватное. Это известно любому человеку в той мере, в какой он имеет опыт собственного творчества. Об этом же говорит творческий опыт выдающихся людей. Ч.Дарвин, например, создавал теорию происхождения естественных видов около трех десятилетий упорных исканий, преодолевая при этом не только объективные трудности, но и внутреннее сопротивление со стороны предрассудков своего времени. А.А.Иванов 20 лет работал над полотном «Явление Христа народу», написав при этом множество замечательных этюдов. Л.Н.Толстой, уже будучи признанным мастером слова, шесть раз заново переделывал роман «Война и мир», пока не понял, что текст готов и может быть обнародован.

Подлинные творения, свидетельствуют многие творческие люди, далеко не всегда рождаются в одночасье, в мимолетном порыве вдохновения. Иначе говоря, от замысла, опирающегося на какие-то факты и соображения, до его завершения следует долгий период осознанного выдвижения и проверки множества промежуточных гипотез. Кроме того, окончательный результат творческого поиска не может быть принят без того, чтобы к этому не были подготовлены структуры сознания.

Например, Ф.А.Кекуле в 1865 г. понял, что его сновидение, в котором он увидел кусающую себя за хвост змею, это и есть символ искомой формулы бензола только потому, что его сознание было к этому подготовлено настойчивыми размышлениями. Роль сознания при этом состоит, видимо, в том, что посредством его создаются некие новые понятия, каким-то образом меняются прежние, постепенно формируются более гибкие логические структуры. И только тогда решение проблемы вполне осознается, т. е. выливается в некие законченные словесно-логические формулы. Нередко это происходит посредством интуиции (лат. intueri — пристально, внимательно смотреть), т. е. внезапного и как бы непосредственного постижения истины. Ту же работу в плане изменения своего сознания вынужден повторить и любой другой индивид, когда он стремится понять чье-то открытие.

Тем не менее роль сознания в фантазировании не является определяющей.

С одной стороны, нетрудно видеть, что фантазирование очень часто является деструктивным, когда плоды воображения отдаляют индивида от реальности, делают его в этом смысле аутичным. Это легко показать на примерах патологии, в частности галлюцинаций, когда в изобилии продуцируются ложные либо абсурдные смыслы и значения. В данном случае видна роль бессознательных процессов, точнее, ставших бесконтрольными болезненных тенденций. Вероятно, тут можно хотя бы отчасти согласиться с глубинными психологами, рассматривающими бессознательные фантазии в качестве связующего звена между инстинктом и мыслью.

С другой стороны, совершенно очевидна другая, противоположная тенденция, когда фантазия как бы обслуживает креативные процессы. В сознании проактивной личности в замыслах, да и много позже нет ничего конкретного, что могло бы определять направление творческого поиска, например нет готовой заранее модели желаемого результата, так что индивид движется вперед как бы на ощупь, вслепую. Тем не менее, и много тому примеров, он определенно испытывает стремление, а не просто пассивно дрейфует. По этой причине он и работает со страстной увлеченностью, порой как одержимый и в ущерб здравому смыслу, так как часто при этом забывает о своих насущных потребностях. Более того, он каким-то образом чувствует, что идет в верном направлении, он почему-то бывает заранее уверен, что именно на этом пути его ждет верное решение.

Когда же индивид добивается своего, он после короткой радости успеха относится к полученному результату так, словно в нем и состояло назначение его деятельности. Ему даже кажется, что истина столь проста, очевидна и близка ему, словно он всегда носил ее в себе. Сам творческий процесс нередко становится для него объектом самоидентификации, источником чувства аутентичности. Как и почему все это происходит, едва ли индивид может разъяснить и сам. Ведущая роль бессознательного, таким образом, видна и в творческом процессе, но это уже иное бессознательное и совершенно другая ситуация.

Пожалуй, единственно верное ее объяснение предлагает П.В.Симонов. Его гипотеза сводится к тому, что творческий процесс контролируется структурами надсознания. Это можно понимать так, что именно в надсознании первоначально формируются некие прообразы будущих творческих планов и решений. Именно в этом смысле индивид является одаренной личностью. Он будто бы заранее готов к той или иной деятельности, даже не зная сам, что она ему когда-то предстоит. Потому он в какой-то момент жизни и впадает в состояние творческого поиска, а то и вдохновения, что каким-то образом воспламеняется этими имплицитными планами и решениями. Он потому с необычайным упорством и стремится их осуществить, что свыше, как бы самими небесами мотивирован к творческой деятельности.

Тем самым появляется возможность хотя бы предположить, что существуют два основных типа творческих людей. Высшими представителями первого являются «медленные» гении: главным в творчестве они считают упорный и сознательный труд, а одаренности отводят весьма скромное место. Это, к примеру, К.Линней, Г.Мендель, Ф.М.Достоевский. В их творчестве велика роль сознания. Высшими представителями второго типа являются «быстрые» гении, проявляющие исключительную одаренность смолоду. Д.И.Менделеев открыл периодическую систему химических элементов в 35 лет. М.А.Шолохов смог создать в 23 с небольшим года грандиозную эпопею «Тихий Дон» не только благодаря труду, но в первую очередь в силу своего редкого литературного таланта. Э.Галуа заложил основы современной алгебры в юношеском возрасте, прожив всего 21 год, Моцарт в 8 лет написал свою первую симфонию, А.С.Пушкин совсем молодым человеком явил миру удивительно глубокие прозрения и др. В творчестве таких людей роль сознания относительно невелика. В целом, согласно П.В.Симонову, гениальные творцы цивилизации — это люди с необычайно развитыми в том или ином отношении структурами сверхсознания.

Воображение проявляется в разных формах. Наиболее ранняя из них — это воображение в виде действий с предметами, ранние детские игры. Л.С.Выготский считает: «Игра есть не что иное, как фантазия в действии, фантазия же — не что иное, как заторможенная и подавленная, необнаруженная игра». После 2–3 лет жизни ребенка фантазия становится наглядно-образной. В ней проявляется способность комбинировать наглядные образы объектов. Ребенок, прежде чем построить какую-то игровую ситуацию, мысленно располагает имеющиеся в его распоряжении предметы так или иначе, а уж потом приступает к действиям. Начиная с 7–8 лет фантазирование становится образным, в это время у школьников появляется способность создавать новые сочетания мысленных образов для понимания чего-то неизвестного.

У.Джемс приводит такой пример: «Представь себе, — говорит учитель ученику, — что в тебя выстрелили из пушки с Солнца, что бы ты сделал?» Ученик отвечает, что он, конечно, тут же отскочил бы в сторону. Чтобы ученик смог представить себе, каково расстояние от Солнца до Земли, учитель объясняет, что в немедленной реакции нет ни малейшей нужды. Ученик «мог бы преспокойно лечь спать, встать на другой день, спокойно прожить до совершеннолетия, выучиться ремеслу, потом работать лет 25–30, и только тогда ядро, выпущенное из пушки, станет приближаться к Земле. Вот тут-то и надо будет выбрать тот момент, когда придется отскочить от летящего ядра».

У.Джемс этим примером как бы разъясняет, в чем состоит секрет успешного преподавания. Особенно важно, сообщая новые сведения, подчеркивает Л.С.Выготский, опираться на имеющиеся у ученика знания. Тогда и сложные вещи педагогу удается «показать на пальцах», а учащиеся вполне его понимают. Наконец, после 15–16 лет элементами фантазирования становятся понятия все большей степени сложности и отвлеченности. В этом возрасте появляется увлечение чтением, науками, отвлеченными размышлениями. Аналогичная динамика развития, как известно, свойственна и мышлению.

Процессы воображения с формальной точки зрения могут быть представлены как протекающие следующим образом:

В последующем плоды воображения принимаются на веру в силу их желательности либо проходят жесткую проверку опытным или теоретическим путем. В первом случае особенно часто речь идет о болезненном принятии. Кроме того, в обмен на иллюзии слишком многие люди готовы поступиться очень многим, только бы не принимать реальность. Именно в желании людей быть обманутыми и кроется секрет неизменного успеха манипуляторов. Продукты художественного воображения проходят испытание посредством эстетического чувства, и тут нередко действует принцип: истинно то, что гармонично, красиво, а красота и есть облик самой истины. «Красота спасет мир», а не знание и научные открытия, которые сами по себе могут в равной степени служить как добру, так и злу. В науке предпочитается проверка опытом, особенно подтверждением регулярными прогнозами, а также разнообразными экспериментами.

Источник

Синдром дефицита воображения

Проявляются различным образом. Это обеднение воображения, чрезмерное оживление воображения, а также активность воображения, замещающая адекватное представление реальности. Соответствующие симптомы могут быть обнаружены практически во всех патологических феноменах, по этой причине в специальной литературе описания таких симптомов как бы рассеяны по разным страницам книг. Это, полагаем, мешает цельному восприятию, анализу, а также более или менее систематическому изложению соответствующего материала. Некоторые расстройства воображения, кроме того, являются относительно самостоятельными и как бы самоценными, отчего рассматриваются в отдельной главе настоящего текста.

Синдром дефицита воображения

Характеризуется отсутствием или утратой способности индивида составлять продуктивные комбинации из собственных действий, наглядных и мысленных образов, а также своих мыслей, достаточные для адаптации к обычным и экстремальным условиям существования.

Особенно сильно страдает воображение при слабоумии, что приводит к дезадаптации к обычным условиям жизни. Обеднение исходных элементов опыта сочетается в данном случае с отсутствием или утратой способности создавать и новые их ассоциации. Это, в свою очередь, проявляется стереотипизацией мысли и действий. Креативный потенциал таких пациентов резко снижен, придумать что-то свое, оригинальное они бывают совершенно не в состоянии. Весьма затруднено понимание чего-то нового, ранее не известного, выходящего за рамки непосредственного опыта.

Нарушено понимание сложных вещей, например межличностных ситуаций. Выпадает прогностическая функция, пациенты обычно не думают, к чему может повести развитие той или иной ситуации. Нет понимания и того, какие последствия способно повлечь то или иное собственное действие или высказывание. Опыт прошлого не используется, даже если какая-то ситуация вновь повторяется. Пациент, например, совершает те же ошибки, что и ранее, хотя он и мог бы вспомнить свою прошлую неудачу.

Больные не осознают, что какие-то неприятные ситуации возникают по их вине, они не связывают свои действия и их последствия. Советы, наставления окружающих остаются без внимания, осознание их смысла становится недоступным. Как правило, пациенты почти не задают вопросов и ничем не интересуются, исключая самые насущные и императивные потребности. Дементные пациенты совершенно забывают о том, что когда-то ранее они были совсем другими людьми. Иногда они механически воспроизводят остатки прежнего опыта, например манеру разговаривать, жестикулировать, но это является лишь внешней оболочкой, лишенной осмысленного содержания.

Что такое больное воображение у человека. Смотреть фото Что такое больное воображение у человека. Смотреть картинку Что такое больное воображение у человека. Картинка про Что такое больное воображение у человека. Фото Что такое больное воображение у человекаНередко синдром дефицита воображения у детей проявляется при СДВГ

Отсутствует само осознание пациентами того, что нечто является им непонятным. Пациентам в какой-то степени доступны подражание и научение посредством многократного повторения, более успешно осваиваются двигательные навыки. Поведение и речь отличаются однообразием. Обучаемость при тяжелой олигофрении резко снижена даже в том, что касается несложных требований самообслуживания. Деменции свойственны также прогрессирующее опустошение знаний, интеллектуальная пассивность и снижение способности к обучению.

В относительно легких, но весьма многочисленных случаях дефицит воображения проявляется несоответствием между более или менее развитой способностью усваивать знания и навыки, с одной стороны, и неспособностью к самостоятельному мышлению и спонтанному поведению — с другой. Речь идет об индивидах, в отношении которых вполне могут возникать подозрения в их умственной несостоятельности. Обычно настораживает их весьма ограниченный кругозор, а также то обстоятельство, что приобретенные ранее познания не находят применения в их жизни. Тем не менее многие из них имеют среднее и даже высшее образование и в определенных обстоятельствах неплохо адаптированы к обычным условиям среды обитания. Оказываясь в необычных условиях, такие индивиды нуждаются в посторонней помощи. Достаточно типичными признаками, характеризующими их воображение, являются следующие.

1. В ходе обучения такие индивиды предпочитают не осмысленное восприятие материала, а механическое его запоминание, «зазубривание». Если они обладают достаточной памятью, то вполне успешно преодолевают проблемы школы или института, особенно если само обучение не нацелено на развитие самостоятельного мышления и творческой способности. Охотнее всего индивиды обучаются тому, что не требует особой выдумки и больших умственных усилий, они более расположены к занятиям, в которых соответствующие знания и навыки не подвержены быстрой инфляции и нуждаются в постоянном преобразовании, так что усвоенного когда-то хватает надолго и может быть достаточно для длительного употребления. Например, это что-то связанное с техникой, ручным мастерством, строительством домов, кладкой печей, охотой и рыбалкой, земледелием и т. п.

2. Недостаточно развитая способность конвертировать теоретические познания в конкретные суждения и наоборот — инсуляция воображения. Например, индивид вроде бы усвоил закон сохранения энергии, верно его формулирует. Тем не менее он не находит возражений против идеи вечного двигателя. Он знает о вращении Земли вокруг собственной оси, но не может правильно ответить на вопрос о причине смены дня и ночи. Или понимает, что кислота и щелочь в известном смысле являются антагонистами. Но если его спросить, какая неотложная помощь наиболее адекватна при ожоге кислотой, он долго или вовсе не может сообразить, что лучше бы применить щелочь. И в то же самое время индивид вполне осознает, что вечного двигателя нет и быть не может, но он как бы забывает, что это утверждение вытекает из закона сохранения энергии. Смена дня и ночи для него также очевидна, однако привлечь для ее объяснения факт вращения Земли вокруг своей оси он не пытается и т. п. Другими словами, процессы воображения протекают на двух изолированных друг от друга уровнях, находящихся будто бы на отдаленных островах, отчего они между собой не сообщаются.

А.Эйнштейн, правда, тоже не держал дома книг, исключая справочники и оттиски важнейших статей, но это тот самый случай, когда привычкам великих людей лучше не подражать. Описываемых здесь людей бесполезно спрашивать о замечательных писателях, художниках, ученых, о выдающихся открытиях, о важных культурных и общественных событиях даже в собственной стране. Снижена и потребность в самопознании. Такие люди мало что могут рассказать о себе, своих склонностях, интересах, предпочтениях, развлечениях и привычках, а также о своем характере. Иными словами, плоды воображения как бы не принимаются индивидами, не ценятся ими, не обладают для них мотивационной силой и не являются стимулами познавательной деятельности.

4. Значительное различие в активности воображения в плане собственного благополучия, с одной стороны, и в отношении всего остального — с другой. В этом проявляется как бы эгоцентризм воображения. В том, что очень нужно самому индивиду, он может проявить смекалку, хитрость, изворотливость, но если речь заходит о нуждах посторонних людей, то он как бы «тупеет», живость ума тут же его покидает, так как он не может представить себя на их месте. Иногда бывает и так, что самолюбивый индивид, в какой-то степени осознавая свою ограниченность, даже с завистью относится к тем из окружающих его людей, которые более продуктивны, нежели он сам. Случается, что эта ревность влечет и мстительное чувство, так что оказавшиеся в зависимости от него перспективные подчиненные подвергаются незаслуженному принижению. Существует, как известно, тип «самовлюбленных тупиц», которые окружают себя еще большими бездарностями, чем они сами, но при этом всячески препятствуют продвижению способных людей.

5. Ригидность воображения, т. е. неспособность посмотреть на вещи с какой-нибудь другой их стороны. Например, если попросить сказать, какие преимущества предоставляет перелом руки или ноги, то даже сам этот вопрос может показаться индивиду странным, если с этой позиции он никогда ранее такую беду не рассматривал. Часто ему бывает совершенно непонятен смысл пословиц типа «не было бы счастья, да несчастье помогло». В лучшем случае индивид может представить дело так, что радость рано или поздно сменит горе, но связать эти явления по существу он все-таки не может. Обычно это позволяет предположить, что и в трудных жизненных ситуациях такой индивид едва ли сможет найти достойный выход без помощи со стороны. То же самое касается вопросов типа: «Что может быть плохого в том, что человек получил высокую должность или сильно разбогател?» Здесь индивид также не может увидеть другую, оборотную сторону дела. В его сознании прочно утвердилось мнение о том, что в жизни всегда случается что-то одно: плохое либо хорошее. Это может означать, что индивид и при удачном стечении обстоятельств не продвинется в своем развитии. Он будет, как говорят, «почивать на лаврах», «зазнаваться».

Удачи и неудачи для него могут быть, следовательно, одинаково губительны. Скудость воображения становится очевидной и в такой игровой ситуации, если индивида попросить составить несколько осмысленных предложений, в которые входили бы два-три любых взятых наугад слова, например муравей и буква. Задания такого типа выполняются, как правило, с трудом, медленно, обычно индивиду удается придумать одно-два предложения, не более. В заданиях на исключение лишнего предмета он предпочитает руководствоваться привычными ситуативными отношениями объектов, будучи неспособным к установлению между ними новых связей. Нередко в тупик его ставят и такие открытые вопросы, как, например, какие проблемы в своей жизни в настоящее время он считает для себя наиболее острыми. Как правило, в ответах фигурируют какие-то сугубо практические вещи типа «достроить дачу», «вырыть подвал», «купить машину», «выкопать картошку» и др.

6. Наконец, обедненное воображение совершенно не располагает к самостоятельному творчеству, мечтательности, романтизму. Рассказать индивиду о том, что ему самому удалось придумать или сделать нечто новое, оригинальное, обычно нечего. И он не проявляет по этому поводу особого беспокойства. Будущее, в том числе и личное, при этом как бы обесценивается, оно представляется лишенным увлекательных планов, каких-то воодушевляющих перспектив, индивид всецело поглощен рутиной настоящего.

В мире много прекрасного, но каждый из нас окружает им себя лишь в той мере, на какую способен. Нередко трудно бывает понять, к чему индивид стремится и стремится ли вообще, ради чего он что-то делает, какой смысл он находит в своей жизни. Похоже на то, что он не только затрудняется или не хочет формулировать ответы на такие непростые, конечно, вопросы. Весьма возможно, что он не так часто над ними задумывается. Дело, скорее всего, обстоит таким образом, что не он сам определяет собственное существование, а действует лишь по необходимости и в этом смысле нередко является жертвой случайных обстоятельств. Даже если некоторое время он преуспевает, над ним постоянно висит угроза жестокой расплаты за пассивность и предательство своих подлинных интересов.

Дефицит воображения связан, по-видимому, с влиянием различных факторов. Важнейшими из них являются, очевидно, личностные качества, такие как консерватизм, страх нового, низкий уровень требований к себе. Иначе говоря, индивид редко видит смысл в том, чтобы что-то менять в своей жизни. Более того, он противится таким изменениям, даже если они необходимы и неизбежны. Определенную роль играет неразвитость механизмов самовосприятия, в силу чего индивид лишен способности осознавать многие события своей внутренней жизни, включая и связанные с воображением, например не замечает какие-то оригинальные мысли, нестандартные решения, желание чего-то нового.

Возможно, одной из причин является общее снижение психической активности, ведущее к уменьшению числа вариантов возможных подходов к восприятию той или иной ситуации и способов решения каких-то задач. Синдром дефицита воображения может быть выявлен не только у так называемых обывателей или потребителей, но также у многих пациентов, особенно страдающих пограничной умственной отсталостью, у больных, перенесших органические повреждения головного мозга с последствиями в виде психоорганического синдрома, у пациентов с эпилепсией, органической психопатией, атрофическими процессами.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *