Что такое бондовый склад
Бондовые склады: в чем польза и риски для российского рынка?
В планах Почты России было создать на территории республики масштабный логистический хаб, «узловую точку», в которой будут принимать, хранить, сортировать и обрабатывать грузы, трансграничные почтовые отправления и товары как российских, так и мировых производителей. Площадкой для реализации премьерного проекта должен был стать действующий распределительный центр Почты, который находится рядом с аэропортом Казани.
Срок открытия хаба в Татарстане снова отложили, однако теперь в планах запустить сразу несколько таких складов – в Москве, Новосибирске и Казани. По словам Заместителя генерального директора по электронной коммерции АО «Почта России» Алексея Скатина (ноябрь 2020 года), процесс интеграции IT-систем компании и ФТС и согласование контрактов с поставщиками ведется активно.
В ожидании запуска нового проекта, на рынке уже идет обсуждение того, какую пользу и, главное, какие риски несут новые склады российскому бизнесу. New Retail попросил менеджеров компаний, чей бизнес так или иначе затронет появление новых логистических структур, высказать свое мнение в отношении целесообразности и перспектив развития бондовых хабов в России.
«Бондовые склады» – что это?
Бондовый склад – это зона хранения и распределения товаров, продаваемых через интернет-площадки, с особым таможенным статусом, который позволяет не платить пошлины и налоги на импортируемый ассортимент до их приобретения конечным покупателем.
«Так, например, – поясняет Олег Неворотов, сооснователь и CEO Upmarket, агентства по управлению продажами на маркетплейсах, – после помещения своего ассортимента на такой склад продавец может не платить НДС, как при фактическом вывозе товаров с таможенной территории, а при транзите владелец не платит ввозных пошлин на период хранения».
Вадим Шершнев, руководитель направления складской логистики СДЭК приводит два определения «бондового склада», в каждом из которых есть своя специфика.
«Существует два базовых определения бондового склада. В первом случае это склад общего пользования, на котором ввезенные товары хранятся под таможенным контролем, но при этом не взимаются таможенные пошлины, налог на добавленную стоимость и акцизы без применения к товарам лицензирования и квотирования на период хранения. По другому определению бондовым можно назвать склад, где хранятся товары, на которые местные власти имеют залоговое право в обеспечение налоговых и иных платежей», – рассказал Вадим Шершнев.
Валерий Жуков, Директор по стратегическому развитию ООО «Венталл» дает метафоричное, образное определение бондам, сравнивая товары, находящиеся на них со спортсменами.
«Если говорить спортивным языком», – говорит в частности Валерий Жуков, – то это «зона товара на низком старте». Товар находится в России в «шаговой доступности» от потребителя, в отличие от аналога, который лежит за тысячи км в Китае, но по нему нет расходов на налоги и сборы. Товар может в любую минуту быть отправлен, но бизнес понесёт расходы (налоги, сборы) только в момент, когда он выйдет со склада. Это быстрый и качественный «забег», где на финише его ждёт потребитель».
Андрей Чмырёв, эксперт в области логистики ГК «КОРУС Консалтинг» считает бондовые склады альтернативной моделью в структуре существующих каналов продаж.
«Остальные варианты они не заменяют, наоборот, расширяют уже имеющиеся возможности. Бенефициары таких складов – ритейлеры и маркетплейсы. С их помощью бизнес может быстрее получить и вернуть товар, не беря на себя таможенные издержки до фактической продажи», – считает эксперт.
В чем и для кого выгода?
Для потребителей, заказывающих товары на зарубежных площадках, основная выгода заключается в скорости – в разы сократится срок ожидания заказа. По предварительным оценкам, вместо 2-3 недель ожидания, даже посылки из далекого Китая они смогут получать за 2-4 дня. Сейчас скорость доставки посылок из российских интернет-магазинов и маркетплейсов является основным преимуществом по сравнению с теми же китайскими игроками. Таким образом, «благодаря» бондовым складам российские игроки будут его лишены.
В принципе, анализируя мнения экспертов, очевидно, что бондовые склады, в первую очередь, «льют воду» на мельницу бизнеса зарубежных игроков, создавая для них дополнительный комфорт.
Так, Олег Неворотов, сооснователь и CEO Upmarket считает, что условия, предоставляемые бондовыми складами, в два раза уменьшают стоимость логистических операций при импорте, экспорте и транзите товаров, снижают риски торговых операций и тем самым способствуют развитию внешнего товарооборота.
Вадим Шершнев, руководитель направления складской логистики СДЭК обращает внимание на выгоду для зарубежных ритейлеров не только при входе на российский рынок, но и при дальнейшем реэкспорте непроданных товаров.
«По задумке бондовые склады должны упростить систему входа импортных и экспортных товаров, а также облегчить реэкспорт непродажных товаров. Отложенные платежи в таких зонах будут оплачиваться в момент продажи конкретного товара. Благодаря такой системе точно будут сокращены сроки доставки: не понадобится дожидаться прихода товаров из-за границы, т.к. они будут находиться уже на территории бондовых зон в пределах России.
Еще одна выгода для ритейла в том, что маркетплейсы смогут размещать товары на бондовых складах без уплаты налогов и пошлин. Таким образом возможно оплачивать налог в момент отправки конкретных товарных единиц заказчику: это обеспечит перераспределение затрат по времени. При этом непроданные товары, в свою очередь, отправятся в другие страны по упрощенной системе», – поясняет менеджер СДЭК.
Об облегчении реэкспорта в контексте запуска бондовых складов, говорит и Елена Шутюк, генеральный директор федеральной логистической компании IML.
«Бондовые зоны упростят импорт товаров, а также облегчат реэкспорт непроданных позиций. Для ритейлеров они привлекательны, прежде всего, возможной отсрочкой уплаты налогов и пошлин: она происходит по факту продажи и последующего формального таможенного оформления конкретной товарной позиции. Такая система позволяет размещать на территории бондовых зон в пределах РФ товарный запас и тем самым сокращать сроки доставки — не нужно ждать прихода грузов из-за границы.
Нераспроданные товары могут быть отправлены в другие страны по упрощенной системе реэкспорта или возвращены производителю. Это удобно, но требует дополнительных расходов на транспортировку», – прокомментировала Елена Шутюк.
Андрей Чмырёв, эксперт в области логистики ГК «КОРУС Консалтинг» видит и стратегическую пользу для рынка в появлении бондовых складов. В условиях нехватки площадей в России для хранения товаров, такие склады дополнят существующую логистическую инфраструктуру, дополнят ее новыми возможностями, тем самым способствуя сокращению цепочек поставок. От такой оптимизации, по мнению, эксперта, выиграют производители, ритейлеры и покупатели.
В чем риски?
Очевидно, что все вышеупомянутые выгоды «светят» зарубежным ритейлерам, производителям и конечному потребителю. Особое воодушевление испытывают последние – они получат и дешевый товар, и быструю доставку. А вот для российских производителей и интернет-магазинов бондовые склады, еще не появившись, становятся проблемой.
Иван Головко, руководитель направления международных автоперевозок компании Kuehne+Nagel в России считает, что опасения, которые испытывают российские производители, не беспочвенны: «В то время как предприятие платит налоги в период производства (т.е. до продажи) и далее получает прибыль при продаже, товар на таможенном складе не подпадает под какие-либо налоги до момента выпуска со склада (т.е. до продажи). Таким образом есть определенные основания полагать, что товар с бондового склада будет стоить дешевле и быстрее поступать на рынок».
«Особое беспокойство, – по мнению Олега Неворотова, – создание таких зон вызывает у производителей отечественной бытовой техники, электроники и автопрома».
Эксперт напоминает, что идея бондовых складов появилась и развилась в Китае, где она успешно работает и на импорт, и на экспорт. Однако в отношении перспектив «бондов» в России Олег Неворотов видит очевидные риски, которые, в первую очередь, связаны с отсутствием механизма регулирования зон импорта и экспорта.
«Есть вероятность, что в России такие склады будут заполнены преимущественно товарами из Китая и других стран. Как и любой другой инструмент трансграничной интернет-торговли, его появление создает определенные риски для внутреннего рынка – в первую очередь, по уменьшению оборотов интернет-торговли у ряда российских производителей за счет более доступной цены на аналогичные товары иностранного производства», – считает эксперт.
Вадим Шершнев, СДЭК, подчеркивает, что конкуренция со стороны импорта итак растут за счет гибкой системы уплаты налогов и сборов. «Если смотреть на санкции и импортозамещение, то эта история вообще не про нас», – резюмирует Вадим.
Перспективы
В Kuehne+Nagel в России расценивают развитие нового сектора как перспективное, поскольку бондовые склады будут способствовать раскрытию транзитного потенциала России.
«Формат бондовых складов может быть востребован, в первую очередь, на транзитных маршрутах и в городах с населением более 1 млн человек. К примеру, если мы рассмотрим маршрут движения товаров из Европы, то склады могут разместиться в Смоленске и Москве, а если из Китая, то в Новосибирске и Екатеринбурге», – считает Иван Головко.
Вадим Шершнев считает, что данный сегмент рынка находится в «зачаточном» состоянии, хотя самая идея перспективная. Главным барьером в развитии является отсутствие соответствующей законодательной базы.
«Термин «бондовый склад» пока отсутствует в российском законодательстве. При описании проектов таких объектов указывают, что при поступлении товаров на бондовый склад не требуется проведение процедуры ИМ 70. Деятельность бондовых складов в России на данный момент регламентирована положением о таможенных складах, утвержденным еще в 1993 году», – отмечает Вадим Шершнев.
По мнению Елены Шутюк, «несмотря на огромный интерес, правовые вопросы могут сильно затянуть открытие первого склада».
Рынок готовится к старту проекта, и свое желание принять участие в пилоте уже высказали крупнейшие маркетплейсы.
Татьяна Бакальчук не только высказала готовность платформы примкнуть к проекту, но и выразила главные опасения отечественного бизнеса: «Нам бы очень хотелось, чтобы при создании бондовых складов правительство рассмотрело те меры поддержки российских производителей, которые помогли бы им продолжать работать, если не в лучших даже условиях, то хотя бы на равных», — привело слова основательницы Wildberries издание Oborot.
Благодарим платформу Pressfeed за помощь в получении комментариев.
New Retail
Торгуют все: в Татарстане появится первая в России бондовая зона
В Татарстане могут создать «бондовые склады», где будут храниться товары, заказанные на междурнародных маркетплейсах, сообщила пресс-служба бизнес-омбудсмена РТ.
7 декабря Госдума в первом чтении приняла поправки в статьи 120 и 238 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Таким образом, открывается возможность для реализации концепции «бондового склада», в соответствии с которой товары помещаются на склад и в дальнейшем реализуются физическим лицам при приобретении товаров на зарубежных интернет-площадках.
Опрошенные РБК Татарстан эксперты считают, что создание первой в России бондовой зоны – долгожданное событие, которое увеличит мощности республики.
«Мы ожидаем, что проект закона будет одобрен Госдумой в самые сжатые сроки. Открытие подобных зон создает условия не только для импорта, но и для вывода на экспорт готовой продукции, транзита или производства продукции в бондовой зоне. Наши предприниматели получат возможность легко, быстро и выгодно подавать свою продукцию как во всех регионах России, так и за рубежом», — отметил бизнес-омбудсмен РТ Фарид Абдулганиев.
Генеральный директор ООО «Главторг» Карен Налбандян считает, что бондовая зона привлечет в регион различные транспортные и логистические компании.
«Выиграют от сотрудничества фирмы с крупными складами в удобных локациях и многочисленным автопарком. На первый план выйдет скорость доставки товаров потребителю гораздо быстрее, чем при соблюдении стандартной процедуры. Это будет способствовать росту рынка, выручки предприятий, повышению привлекательности у инвесторов и высокой занятости трудовых ресурсов», — сказал он.
По мнению управляющего партнера коммуникационного агентства SVOBODA Марка Шермана и управляющего партнера экспертной группы Veta Ильи Жарского, Татарстан был выбран первым регионом по созданию бондовой зоны, благодаря выигрышному географическому положению, которое позволяет продавцам настроить эффективную логистику, сократив расходы на транспортировку.
«Татарстан выбран, полагаю, потому что федеральное правительство хочет таким образом подчеркнуть особое доверие руководству региона, сделать ему своеобразный «подарок» в виде роста экспорта, помощи компаниям-экспортерам, помощи гражданам в виде более быстрой доставки товаров из зарубежных интернет-магазинов», — сказал Илья Жарский.
Директор по стратегии ИК «ФИНАМ» Ярослав Кабаков считает, что, вероятнее всего, после Татарстана, будет приниматься решение о тиражировании данного опыта в других регионах страны.
«Присутствует огромный потенциал по обслуживанию транзитных операций между странами Европы и Азии, и создание таких зон является достаточно перспективным с точки зрения транзита и складирования товаров до покупки конечным потребителем. По мере роста товарооборота объемы инвестиций в данном направлении будут увеличиваться», — сказал он.
В конце июля прошлого года Президент РТ Рустам Минниханов направил в адрес премьер-министра России Михаила Мишустина обращение о готовности республики участвовать в эксперименте по созданию первой в России бондовой зоны.
В конце августе 2020 года Минниханов подписал соглашение с гендиректором «Почты России» Максимом Акимовым о намерении реализовать на территории Татарстана пилотный проект с упрощенным таможенным регулированием на базе обособленного структурного подразделения АО «Почта России», расположенного в Международном аэропорту «Казань».
Понятие «бондовые склады» используется для обозначения места с особым таможенным статусом, используемого для накопления, хранения и распределения товаров, реализуемых физическим лицам через интернет-площадки.
Особый таможенный статус бондового склада позволяет не платить таможенные пошлины и налоги при хранении на нем импортируемых товаров до их приобретения конечным покупателем.
Власти запускают эксперимент с бондовыми складами
В ноябре начнется реализация пилотного проекта Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) в области регулирования электронной торговли, направленного на ускорение и упрощение процедур доставки из иностранных интернет-магазинов, сообщил «Ведомостям» представитель ЕЭК. Пакет документов по этому проекту был принят ЕЭК еще в начале августа, а пилотный проект продлится до конца 2022 г.
Согласно документу, товары электронной торговли выводятся в отдельную категорию. Также вводится статус института оператора электронной торговли, утверждается форма таможенной декларации.
Товары, т. е. игрушки, можно будет хранить на специальных бондовых складах – таких, где они могут храниться неограниченный срок и во время хранения не облагаются пошлинами. Поскольку такой склад чисто юридическое понятие, то им может стать существующее арендованное складское помещение.
По словам первого заместителя руководителя ФТС Руслана Давыдова, оператор электронной торговли будет осуществлять декларирование товаров от имени получателя, что упростит оформление товаров. «Наиболее прогрессивной является существующая технология по взаимодействию с почтовым оператором АО «Почта России»: покупатель перечисляет денежные средства в счет будущих таможенных платежей непосредственно в момент покупки в зарубежном интернет-магазине, а «Почта России» уплачивает таможенные платежи от имени покупателя», – дополняет Давыдов.
Новые таможенные правила могут ударить по российским производителям бытовой техники
Сотрудник пресс-службы «Почты России» отмечает, что создание бондовых складов увеличит объемы транзита через Россию, магазины смогут отказаться от срочной и дорогой авиадоставки, а сроки доставки сократятся с 2–4 недель до 1–4 суток по всей стране.
Бондовый склад позволит иностранным платформам хранить товары на территории России вблизи покупателей, при этом налоги и сборы будут выплачены только после того, как товар покинет склад.
Сейчас значительные объемы товаров направляются российским покупателям международных онлайн-платформ с бондовых складов в Прибалтике.
По информации Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), объем товаров, направляемых на отечественный рынок с бондовых складов на территории прибалтийских государств, превышает 1,5 млрд руб. в месяц, а потери бюджета за счет перетока трафика в соседние страны составляют до 25% от общего объема собираемых с трансграничных товаров пошлин.
Эксперимент с внедрением бондовых складов в России планируется начать с игрушек, поскольку их безопасность особенно важна. В случае с трансграничной электронной торговлей сегодня соответствие товара нормам ЕАЭС не контролируется никак. Они могут не соответствовать даже нормам страны-изготовителя (чаще всего это Китай), поскольку направляются на экспорт. Для товаров, импортируемых через систему бондовых складов, вводится уведомительный порядок соблюдения норм технических регламентов ЕАЭС.
Генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров отмечает, что ключевым ограничением для трансграничных продаж в России остается длительный срок доставки через AliExpress, из-за которого покупатели делают выбор в пользу российских маркетплейсов. Он также добавляет, что доля трансграничных продаж на рынке онлайн-продаж детских товаров сокращается. В целом, по его словам, на рынке детских товаров доля онлайн-продаж растет очень динамично: в 2020 г. она выросла на 7,8 п. п. до 20,4% (без учета детской одежды и обуви), причем ключевым драйвером стали продажи на маркетплейсах Wildberries, Ozon и AliExpress.
Представители Ozon и Wildberries от комментариев отказались. Запрос в AliExpress остался без ответа. Коммерческий директор направления «товары народного потребления» «Детского мира» Константин Фришберг полагает, что это событие никак не отразится на рынке игрушек.
В подготовке статьи участвовала Алена Тригубко
Что такое бондовые склады и как они ударят по производству в РФ
Фискальный эксперимент
Казалось бы, еще совсем недавно нашими родными бульдозерами победоносно давили тонны враждебных импортных помидоров и иной «запрещенки», чтобы продемонстрировать пренебрежение к санкциям Запада и готовность поддержать отечественных поставщиков.
Но вот пришла пандемия, экономику заштормило и на смену батальному задору в противостоянии политических систем пришли иные сюжеты.
Например, «Почта России» еще по весне заявила, что из-за пандемии коронавируса объем трансграничных онлайн-покупок россиян и, соответственно, международных отправлений упал, то все это негативным образом сказывается на выручке. Но, поскольку естественный монополист почтовой связи рожден под счастливой звездой, долго жаловаться на судьбу не пришлось, и уже летом был презентован «фискальный эксперимент», как его окрестили СМИ, по созданию системы бондовых складов на территории Татарстана.
Что же такое бондовые склады?
Это склады, приписанные к определенной таможне, фактически со статусом особых экономических зон. На них можно хранить импортные товары, которые будут реализованы физлицам через интернет-площадки. При этом особый таможенный статус бондового склада позволяет не платить таможенные пошлины и налоги при хранении на нем импортируемых товаров — до их приобретения в России. Предполагается, что будет возможность возвращать невостребованный товар производителю без уплаты таможенных сборов.
Заинтересованность очевидна
Как пишут СМИ, совместно с татарстанским правительством в эксперименте уже готовы поучаствовать Ebay, Ozon, iHerb и другие онлайн-продавцы. Заинтересованность глобальных торговых площадок очевидна – ведь в случае запуска проекта они значительно расширят свою аудиторию за счет своего особого положения. Покупателям тоже посулили сплошные удобства – доставку в течение пары дней и снижение затрат на логистику.
Но все ли этому обрадовались?
Например, Ассоциация торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) еще летом направила обращение премьеру Мишустину. РАТЭК выразила опасения, что запуск данного проекта самым негативным образом скажется на развитии электротехнической промышленности.
Дело в том, что с учетом жестких требований российских регуляторов ввозить технику из Китая окажется куда выгодней, чем производить и даже собирать в России. Чем это грозит обернуться для экономики страны вполне очевидно: закрытием многих производств, сокращением числа рабочих мест, снижением налоговых отчислений и т.п. Хотя, казалось бы, куда дальше сокращать – пандемия и так всех «подсократила»…
Опыт Поднебесной
В экономически прогрессивном Китае, например, откуда пришла идея этого эксперимента, бондовые площадки нацелены не на импорт (что вполне логично), а на высокотехнологичный экспорт. Даже на заре их становления в страну запрещали ввозить некоторые виды товаров повседневного спроса, ведь в Поднебесной во главу угла ставят защиту интересов национальных производителей.
А что у нас? Похоже, что некоторые чиновники решили пойти своим путем, и в результате импортеры могут получить преимущества, которые совсем нельзя назвать конкурентными.
По понятным причинам идею бондовых складов активно поддерживают иностранные поставщики, в частности американский сервис по продаже биологически активных добавок iHerb. Чтобы понимать, о чем идет речь, отмечу, что именно к БАД относится значительная часть аптечного ассортимента. Это специализированная пищевая продукция, подлежащая государственной регистрации до ее ввоза на таможенную территорию России (и ЕАЭС, куда Россия входит).
Нам — санкции, им — свободная экономическая зона
Также, напомню, что в свое время правительство заняло предельно жесткую позицию в отношении иностранных фармпроизводителей и обязало их локализоваться в России, поскольку лекобеспечение относится к категории вопросов национальной безопасности.
Ну и кроме того, это стало важным шагом в создании рабочих мест и развития ряда регионов.
Удивительно, что эта логика сегодня не находит своего продолжения в регулировании рынка БАД, где на полном серьезе обсуждается создание бондовых складов, чтобы облегчить доступ трансграничным сервисам на рынок.
При этом совершенно очевидно неравенство условий для национальных игроков и добросовестных импортеров, которые вынуждены соблюдать все требования Техрегламентов Таможенного Союза, и потенциальных участников «особых экономических зон».
Вот такая пост-ирония: они нам – санкции, мы им – свободные экономические зоны.
Что это? Сон разума? Погоня за быстрыми деньгами? Отсутствие системного мышления?
Или национальная привычка – метаться от крайности в крайность: от раздавленных техникой помидоров к особым экономическим зонам для иностранных импортеров ценой уничтожения собственного производственного сектора?
Чиновникам нужно определиться с приоритетами – поддерживать торговых импортеров в ущерб производителям, в том числе отечественным, или обеспечить равные правила игры для всех.
Автор — директор Центра политического анализа.
Что такое бондовый склад
Курсы валют
С 1 ноября в Татарстане начинает работу первый в России бондовый склад — пилотный проект запускает «Почта России», ещё два таких склада компания планирует запустить до декабря. Предполагается, что новый для страны таможенный формат должен снизить цены на трансграничные товары и серьёзно ускорить время их доставки. Рассказываем всё, что нужно знать о бондовых складах.
Что такое бондовые склады?
Бондовые (или свободные) склады — площадки, где импортный товар можно хранить неограниченно долго без прохождения таможенных процедур и без уплаты налогов. Юридически такой склад приписан к одной из таможен, и формально товары не пересекают таможенную границу России до того, как покинут склад. Саму же площадку можно разместить где угодно на территории страны.
Бондовые склады используют как при ввозе товаров в страну, так и при транзите через территорию государства или при экспорте — кроме отсутствия сборов, площадки можно размещать на транзитных магистралях, что упрощает логистику. При этом в России на бондовых складах нельзя хранить некоторые товары — например, подакцизные автомобили, алкоголь, табак и сахар.
В чем выгода для ритейла?
В первую очередь бондовые склады выгодны для интернет-магазинов, ввозящих товар из-за рубежа: для их клиентов критически сокращается время доставки покупок, от нескольких недель до 1–2 дней. Сами же ритейлеры могут гибко реагировать на спрос и платить налоги и сборы только за реально проданный товар, а не за всю ввезённую партию — а то, что не продалось, легко отправить назад. Для таких складов устанавливают отдельные таможенные пошлины и применяют их к товару поштучно.
Кроме того, инфраструктуру бондовых складов могут использовать экспортёры, работающие с зарубежными интернет-магазинами, а регионы, в которых расположены площадки, получают дополнительный доход — прямой (налоги) и косвенный (например, новые рабочие места).
Бондовые склады в России
С 2019 года в России действуют поправки в 289-ФЗ «О таможенном регулировании», в которых описаны принципы создания и работы свободных складов. При этом часть сферы ещё не урегулирована до конца.
Первая экспериментальная таможенная зона с бондовым складом запустится в Татарстане 1 ноября. Летом 2020-го затею поддержал глава республики Рустам Минниханов, который написал целое письмо в адрес главы Минфина Антона Силуанова. В числе прочего Минниханов предложил установить единую таможенную ставку на уровне 6,5%, а также устроить на территории Татарстана «регуляторную песочницу», где и откатать решения для всей страны. Первый в стране свободным складом будет управлять «Почта России»; также о своём интересе заявляли Ozon (у которого на территории Татарстана уже работают два крупных склада), Wildberries, AliExpress и другие крупные ритейлеры.
Мировой опыт
В мире бондовые склады развивают с 2012 года, лидеры — Китай, США, Япония и страны Европы. Регуляторные решения от страны к стране похожи, меняются в основном таможенная ставка (от 8% в Японии до 10% в Евросоюзе) и некоторые детали.
Лидер по развитию формата — Китай, там на бондовые склады приходится 86% оборота трансграничной торговли. В Европе — уже около 60%. В Китае же формат получил дальнейшее развитие — так называемые бондовые зоны, где из прибывающих туда комплектующих создают товары с нулевой налоговой ставкой.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы первыми быть в курсе главных новостей ритейла.