Что такое босса нова
Босанова
Это статья о музыкальном стиле. Об альбоме Pixies см. «Bossanova».
Босанова | |
Направление: | СодержаниеОписание, историяБосанову часто ошибочно считают афро-бразильским «изобретением», тогда как это относительно недавний жанр, созданный преимущественно белыми музыкантами и поэтами — последователями идей битников. Признанными отцами и основоположниками босановы являются Жуан Жилберту и Антонио Карлос Жобим. Первой грамзаписью босановы считается песня «Довольно грустить» («Chega de Saudade») 1958, сочинённая Жобимом и исполненная Жуаном Жилберту, а наиболее известной и узнаваемой является песня «The Girl From Ipanema», исполненная Жуаном (гитара) и Аструд Жилберту (вокал), Антонио Карлосом Жобимом (рояль) и Стэном Гетцем (саксофон). Происхождение названия «bossa nova» (буквально bossa — «шишка», «холмик», «горб»; nova — «новый») связывают с модным в конце 1950-х годов бразильским жаргонным словечком «bossa», которое означало примерно то же, что русское словечко «фишка»: особенность, яркая черта. Таким образом, название жанра следует понимать не буквально («новый горб» или «новая шишка»), а по существу: «новая „фишка“», «новый стиль». Босанова появилась в Рио-де-Жанейро, в районе Ипанема — месте обитания обеспеченных людей. Первоначально босанова была смесью традиционных ритмов бразильской самбы и классического американского джаза, исполнявшейся на вечеринках и домашних концертах для образованной публики. Вскоре, однако, босанова перестала быть лишь «музыкой для избранных» и зазвучала в клубах, арт-кафе и просто на улицах бразильских городов. Целая плеяда талантливых авторов, среди которых особенно выделялись Антонио Карлос Жобим (псевдоним — «Том Жобим»), Луис Бонфа, Жуан Жилберту и Баден Пауэлл, быстро добилась всеобщего признания. Считается, что первым успешным образцом босановы был альбом «Песня слишком сильной любви» («Canção do amor demais»), записанный Элизет Кардозу и Жуаном Жилберту в 1958 году. Первым настоящим хитом, благодаря которому босанова переступила национальные границы, была всемирно известная ныне «Девушка из Ипанемы» («Garota de Ipanema», «The Girl From Ipanema») Атонио Карлоса Жобима и Винисиуша ди Мораиша. Мировыми хитами стали также песни «Безрассудство» («Insensatez») и «Корковадо» («Corcovado»). Уже в 1962 году им рукоплескал нью-йоркский Карнеги-холл; в это же время первые грампластинки с записями босановы появились и в Европе. К началу 1970-х годов босанова стала визитной карточкой бразильской музыки, и даже в наши дни, когда художественные вкусы значительно изменились, не утратила своего значения международной эстрадной классики, о чём свидетельствует постоянный интерес к ней в различных странах мира, в том числе и в России. На данный момент босанова является одним из фундаментальных направлений современной школы джаза. музыка Bossa novaБо́сса-но́ва (также босано́ва, порт. bossa nova) — стиль бразильской музыки, представляющий своеобразную смесь прохладного джаза с различными местными ритмами, среди которых — байау и, в первую очередь, самба. Босса-нову часто ошибочно считают афро-бразильским «изобретением», тогда как это относительно недавний жанр, созданный преимущественно белыми музыкантами и поэтами — последователями идей хиппи. Признанным отцом и основоположником босса-новы является Антониу Карлуш Жобим. Первой грамзаписью босса-новы считается песня «Довольно грустить» («Chega de Saudade») 1958, сочинённая Жобимом и исполненная Жилберту. Происхождение названия «bossa nova» (буквально bossa — «шишка», «холмик», «горб»; nova — «новый») связывают с модным в конце 1950-х годов бразильским жаргонным словечком «bossa», которое означало примерно то же, что русское словечко «фишка»: особенность, яркая черта. Таким образом, название жанра следует понимать не буквально («новый горб» или «новая шишка»), а по существу: «новая „фишка“», «новый стиль». Босса-нова появилась в Рио-де-Жанейро, в районе Ипанема — месте обитания обеспеченных людей. Первоначально босса-нова была смесью традиционных ритмов бразильской самбы и классического американского джаза, исполнявшейся на вечеринках и домашних концертах для образованной публики. Вскоре, однако, босса-нова перестала быть лишь «музыкой для избранных» и зазвучала в клубах, арт-кафе и просто на улицах бразильских городов. Целая плеяда талантливых авторов, среди которых особенно выделялись Антоньо Карлуш Жобим (псевдоним — «Том Жобим»), Луис Бонфа, Жуан Жилберту и Баден Пауэлл, быстро добилась всеобщего признания. Считается, что первым успешным образцом босса-новы был альбом «Песня слишком сильной любви» («Canção do amor demais»), записанный Элизет Кардозу и Жуаном Жилберту в 1958 году. Первым настоящим хитом, благодаря которому босса-нова переступила национальные границы, была всемирно известная ныне «Девушка из Ипанемы» («Garota de Ipanema») Тома Жобима и Винисиуша ди Мораиша. Мировыми хитами стали также песни «Безрассудство» («Insensatez») и «Корковаду» («Corcovado»). Уже в 1962 году им рукоплескал нью-йоркский Карнеги-холл; в это же время первые грампластинки с записями босса-новы появились и в Европе. К началу 1970-х годов босса-нова стала визитной карточкой бразильской поп-музыки, и даже в наши дни, когда художественные вкусы значительно изменились, не утратила своего значения международной эстрадной классики, о чём свидетельствует постоянный интерес к ней в различных странах мира, в том числе и в России. На данный момент босса-нова является одним из фундаментальных направлений современной школы джаза. Босса НоваSony Pictures Entertainment |
---|---|
Босса Нова (порт. Bossa nova ) — бразильский художественный фильм, названный в честь музыкального стиля и танца босанова. Сюжет фильма не имеет прямого отношения к музыке или танцам, речь идет скорее о стиле жизни героев.
Содержание
Эми Ирвинг (Amy Irving) в роли Мэри Энн Симпсон.
Актёры
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Босса Нова» в других словарях:
Босса-нова — Это статья о музыкальном стиле. Об альбоме Pixies см. «Bossanova». Босса нова Направление: латиноамериканская музыка Истоки: самба, прохладный джаз Место и время возникновения … Википедия
Босса нова — Это статья о музыкальном стиле. Об альбоме Bossanova». Босса нова Направление: латиноамериканская музыка Истоки: самба, прохладный джаз Место и время возникновения: Бразилия 1950 е Годы расцвета … Википедия
Босса-нову — Это статья о музыкальном стиле. Об альбоме Bossanova». Босса нова Направление: латиноамериканская музыка Истоки: самба, прохладный джаз Место и время возникновения: Бразилия 1950 е Годы расцвета … Википедия
Жилберту, Жуан — Жуан Жилберту Основная информация Полное имя … Википедия
Жилберту Жуан — Жуан Жилберту Полное имя João Gilberto Prado Pereira de Oliveira Дата рождения 10 июня 1931 Место рождения Жуазейру, Баия, Бразилия Профессии … Википедия
Жилберту Ж. — Жуан Жилберту Полное имя João Gilberto Prado Pereira de Oliveira Дата рождения 10 июня 1931 Место рождения Жуазейру, Баия, Бразилия Профессии … Википедия
Жуан Жилберту — Полное имя João Gilberto Prado Pereira de Oliveira Дата рождения 10 июня 1931 Место рождения Жуазейру, Баия, Бразилия Профессии … Википедия
Мендес, Сержио — Сержио Мендес Sérgio Mendes … Википедия
Леан — Леан, Нара Нара Леан Nara Leão Основная информация Полное имя Нара Л … Википедия
Леан, Нара — Нара Леан Nara Leão Основная информация Полн … Википедия
Босса-нова (bossa nova) – это довольно новый стиль бразильской музыки, который объединил в себе гармонику джаза и местные ритмы (в особенности самбу). Само название «босса-нова» связывают с модным в конце 1950-х годов бразильским жаргонным словечком «босса», которое означало примерно то же, что русское «фишка» (особенность, яркая черта). Таким образом, название этого музыкального жанра переводится как «новая фишка» или, буквально, «новый стиль».
Первоначально босса-нова исполнялась на вечеринках и домашних концертах в Рио-де-Жанейро, в районе Ипанема (месте проживания состоятельных людей). Однако, вскоре, она перестала быть лишь «музыкой для избранных» и зазвучала в клубах, арт-кафе и просто на улицах бразильских городов.
Хотя в конце 50-х появилась целая плеяда талантливых композиторов и исполнителей босса-новы (среди которых особенно выделялись Жоао Жилберту, Луис Бонфа и Баден Пауэлл), но основоположником музыкального стиля по праву считается Антонио Карлос Жобим (псевдоним Том Жобим).
Точкой отсчета босса-новы может служить первая грамзапись песни «Хватит грустить» («Chega de Saudade»), написанной Том Жобимом и исполненной его другом Жоао Джильберто в 1958 году в Рио-де-Жанейро. Первым успешным образцом босса-новы был альбом «Песня слишком сильной любви» («Cancao do amor demais»), записанный Элизет Кардозу и Жоао Жилберту в 1958 году. А настоящим хитом, благодаря которому босса-нова перешагнула национальные границы, стала всемирно известная «Девушка из Ипанемы» («Garota de Ipanema» или «The Girl from Ipanema») Тома Жобима. Другими мировыми хитами и настоящими джазовыми стандартами стали также песни «Корковаду» («Corcovado»), «Самба одной ноты» («One Note Samba»), «Дезафинадо» («Desafinado»).
Другой из отцов босса-новы (Жоао Джильберто) считал, что только женщине-вокалистке удается передать эту смесь музыкального богатства и меланхолии, которые, в сущности, и составляют сердце музыки босса-нова. Поэтому, самой выдающейся из проводниц культуры «босса-нова» на Запад стала вокалистка Аструд Жилберту (жена Жоао Жилберту). Скромное обаяние ее голоса, простая, без лишних вибраций исполнительская техника покорили слушателей всего мира. До сих пор ее сдержанная и похожая на дуновение свежего ветра манера исполнения, остается визитной карточкой бразильской босса-новы.
В отличие от предыдущих видов афро-кубинской музыки (таких как румба или мамбо), босса-нова не стала явно танцевальной и развлекательной музыкой, хотя бы потому, что ее экспортировали из Бразилии и стали основными исполнителями джазмены.
Босса-нова приобрела характер концертной и клубной музыки для меломанов благодаря своей более изысканной гармонии, утонченной мелодике и спокойному ритму. Началась мода на, так называемую, джаз-босса (Jazz-bossa). Эта красивая, нежная музыка с необычными (но близкими джазовым стандартам) гармониями стала в каком-то смысле противовесом основным тенденциям развития джаза начала 60-х.
Грациозные, утонченные, эмоциональные мелодии Жобима стали для джазменов 60-х годов настоящей альтернативой традиционному джазу. Босса-нова явилась неким смягчающим средством, став привлекательным моментом в борьбе джаза за выживание в середине 60-х годов.
В то время как в западном мире (начиная с 1961 г.) начался «босса-нова-бум», в Советсом Союзе к бразильской музыке относились неоднозначно. Партийное руководство СССР осуждало босса-нову, как антисоветскую музыку «завезенную ЦРУ из Бразилии, чтобы бойкотировать «ча-ча-ча» в братской Кубе». Первыми играть босса-нову в СССР стал квинтет Алексея Козлова. Они регулярно выступали в джазовом кафе «Молодежное» (г. Москва), которое, кстати, было организовано при поддержке МК ВЛКСМ. В «Молодежное» часто приводили приезжих иностранцев, чтобы показать, что у нас тоже есть джаз. В 1963 году Алексей Козлов сочинил тему, которую поначалу назвал «Коза-нова» (переиначив слово босса-нова). Но когда появилась неожиданная возможность записать ее пластинку, то для преодоления цензуры пришлось вмешаться самому Шостаковичу, который дал «добро» как руководитель Союза Композиторов РСФСР. Но само произведение получило более официальное название «Наша боссанова». Она появилась на гибкой пластинке, как приложение журнала «Кругозор».
Где и когда родилась босса-нова? Стиль Жуана Жилберту
Босса-нова — это удивительный стиль бразильской музыки, возникший из смеси джаза и латиноамериканских ритмов. Основной ритм босса-новы опирается на ритм самбы, в гармоническом же отношении она имеет много общего с джазом.
В 1950−60-х годах слово bossa использовалось для обозначения чего-либо нового, свежего, необычного, таким образом, словосочетание bossa nova буквально означает «новый стиль» или «новая фишка».
В 1956 году бразильский композитор Антонио Карлуш Жобим и автор текстов Винисиуш де Мораиш встретились для того, чтобы вместе создать основной стандарт босса-новы, воплотившийся в результате в песнях «Garota de Ipanema» («Девушка из Ипанемы»), «Desafinado», «Chega de Saudade» («Довольно грустить») и «Corcovado». Но на тот момент слушатели не смогли оценить по достоинству новый стиль, потому что он мало чем отличался от традиционной самбы. Своё признание босса-нова получила благодаря бразильскому певцу и гитаристу Жуану Жилберту, который в 1958 году вдохнул в песни Антонио Карлуша Жобима и Винисиуша де Мораиша новый ритм и добавил новую вокальную интерпретацию.
Ещё до встречи с создателями песен Жуан Жилберту путём долгих тренировок вырабатывал свой собственный стиль пения и игры на гитаре. Особенностью его пения было опережение или, наоборот, запаздывание партии голоса по отношению к партии гитары. Отец и остальные родственники не поняли, что Жуан создал новый стиль в музыке, и высмеяли его. Но уже в 1958 году босса-нова зазвучала не только по всей Бразилии, но и за её пределами.
Чувственный негромкий голос Жилберту проникает до самых глубин души, даря удивительное спокойствие и умиротворение, в то время как его гитара следует сложному ритму. Голос и гитара следуют как бы в разных направлениях, однако переплетаясь друг с другом. Босса-нова — это воплощение лета, солнца и беззаботности. Своим появлением она открыла новую страницу в истории музыки. Главным инструментом в босса-нове считается классическая гитара, она создаёт основной ритм. Простейший вариант босса-новы может быть исполнен лишь с помощью голоса и гитары. Для более красочного исполнения часто используется фортепиано и ударные.
Первой была записана песня «Chega de Saudade» («Довольно грустить»), именно с неё началось движение босса-новы по всему миру и расцвет карьеры Жуана Жилберту. Далее были записаны «Garota de Ipanema» («Девушка из Ипанемы»), «Corcovado», «Insensatez» («Безрассудство»). В 1962 году босса-нова захлестнула США, особенной популярностью пользовались записи Жуана Жилберту в совместном исполнении с известным джазовым музыкантом Стэном Гетцем. В это же время босса-нова появилась и в Европе. Пик популярности босса-новы приходится на 1958−63 годы, в этот период были созданы самые известные мировые хиты в этом стиле.
В последующие десятилетия, когда волна популярности босса-новы спала, многие композиторы и исполнители не раз еще обращались к этому музыкальному стилю, черпая в нем вдохновение для создания новых, более современных композиций. Возникли производные от босса-новы: босса-электрика, техно-босса. Но классическая босса-нова и сегодня звучит во многих уголках земного шара.
Основными исполнителями босса-новы считаются Жуан Жилберту, Элис Режина, Аструд Жилберту, Майса, Карлуш Лира, Нара Леан. Интерес к босса-нове не угасает и по сей день, и хотя записи этого направления найти сложнее, чем, например, классический джаз, они вполне доступны. Босса-нова имеет свой характер, сочетающий в себе изысканность джаза и завораживающий латиноамериканский ритм. Нежные, лиричные композиции в стиле босса-новы никого не оставят равнодушным, они способны подарить луч солнца даже в самый серый день.