Что такое бот прим
Блог клана «Пираты XXI века» Лиги Легенд
Страницы
среда, 21 ноября 2012 г.
Словарь терминов и сокращений Лиги Легенд!
A
AD (Attack Damage) – физический урон
AD Carry – герой с большим физическим уроном.
AFK (англ. away from keyboard) – досл. не у клавиатуры. Применительно к игрокам, которые во время игры перестают совершать какие-либо действия.
All Random – режим Custom Game, где компьютер случайным образом выбирает для каждого игрока героя.
AoE (Area of Effect) – эффект по площади. Применительно к заклинаниям или вещам, наносящим урон по площади.
AP (Ability Power) – сила заклинания
AP Carry – герой, наносящий много магического урона с заклинаний.
Armor – броня. Характеристика, снижающая физический урон по цели.
B
b, back – назад, отходи. Призыв покинуть опасную зону.
Backdoor – атака вышки без крипов.
Bait – бэйт, бэйтить, разбэйтить. Ситуация, в которой один из игроков притворяется «легкой» добычей и провоцирует врага на атаку, зная, что рядом союзники, которые придут на помощь.
Ban – режив, в котором первый игрок в списке банит (блокирует) героев, которых в дальнейшем не смогут выбрать ни союзники, ни враги.
Baron – то же, что и Nashor
BG (Bad Game) – плохая игра.
Bind – заклинания, не дающее врагу двигаться, но позволяющее колдовать.
Blame – конструктивное обвинение. Применительно к игрокам, которые допустили серьезные ошибки во время игры.
Blind Pick – режим Normal Game, в котором все игроки выбирают героев одновременно и не могут видить, каких героев выбрали соперники. Кроме того, в таком режиме у одной и у другой команды могут быть одинаковые герои.
Blue Buff (Golem) – синий бафф, нейтральный крип в лесу, после убийства которого, герой игрока получает бафф.
Blue Team – синяя команда. Нижняя команда.
Bot (Bot Lane) – нижняя линия.
BRB (от англ. be right back) – досл. скоро вернусь. Применительно к ситуации, когда игрок собирается телепортироваться на базу и сразу же вернуться.
Bruiser – герой способный наносить и выдержать приличный урон и целью которого является убийство вражеских AP или Range AD Carry.
BTW (от англ. by the way) – кроме того, кстати, между прочим.
Build – список рун, мастерис, предметов и порядок изучения заклинаний, необходимые для успешной игры за определенного героя
Burst – большой мгновенный урон.
Bush – куст.
Buff – бонус, который получает игрок, убивший определенного нейтрального крипа в лесу.
E
E – третье заклинание героя, соответствующее кнопке E на клавиатуре.
Early game – время игры длящееся до первой снесенной вышки.
ELO – рейтинг игроков. ELO снимают и дают за выигрыш или поражение в режиме Ranked Game.
ELO HELL – тоже что и Unranked. Термин придуман самими игрокам, которые долгое время играли на уровне меньшем 1250 ELO.
Escape – заклинание, позволяющее быстро уйти от опасности.
I
inc (Incoming) – предупреждение о том, что вражеский герой направляется на какую-то линию. Например: «sion inc bot, care»
Inhib – инхибитор, строение, разрушение которого открывает доступ к nexus. Также после его разрушения, по той линии, на которой находился inhib будут идти сильные союзные крипы.
Invade – Вторгаться, захватывать. Например: «go invade blue buff», что означает «идем на вражеский синий бафф».
IP (Influence Points) – игровая валюта, которую игрок получает по завершении каждой игры.
IP Boost – покупной бонус на аккаунт, дающий удвоение получаемых IP.
Item – предмет, вещь.
Item Build – набор из 6 вещей.
J
Jungle – джангл, джунгли, лес. Территория с нейтральными крипами.
Jungler – герой, который большую часть времени проводит в лесу, и совершает оттуда ганки на линии.
M
Mastery, masteries – странички, на которых можно распределить до 30 очков на таланты, усиливающие характеристики героя.
Mid (Mid Lane) – центральная линия.
Mid game – время игры, начинающееся после первой разрушенной вышки.
MR (Magic Resist) – магическая защита. Характеристика, снижающая магический урон по цели.
MS (Move Speed) – скорость передвижения.
N
Nashor (Baron) – нашор, барон. Очень важная стратегическая точка. Убийство этого монстра дает каждому игроку команды 300 монет и сильный бафф.
Nexus – главное строение. Целью игры является его разрушение.
Noob – новичок в игре. Часто употребляется с целью оскорбления плохо играющего игрока.
Normal Game – режим игры, не влияющий на рейтинг.
O
Off-Tank – то же, что и Bruiser.
omw (On my way) – досл. в пути. Обычно говорит герой, идущий на ганк. Например, джанглер говорит: «omw top».
oom (out of mana) – предупреждение о том, что у героя нет маны.
OP (Over Power) – применительно к очень сильным героям, которые сильнее большинства на каждой стадии игры. Все чаще употребляется вообще ко всему, что как-либо выделяется и усиливает игру.
Q
Q – первое заклинание героя, соответствующее кнопке Q на клавиатуре.
R
R – четвертое заклинание героя, соответствующее кнопке R на клавиатуре.
Rage – негативный всплеск эмоций, чаще всего вызванный ошибками и смертями команды.
Rage Quit – после Rage, бывает так, что игрок не находит в себе сил играть дальше и выходит из игры, становясь Leaver`ом.
Range AD Carry – боец дальнего боя, наносящий физический урон.
Ranked Game – режим игры, в котором игрок может поднять или опустить себе ELO. Начать играть в нем можно достигнув 30 уровня.
Re – следует после ss\miss\mia, когда вражеский герой возвращается на линию.
Recall – телепортация на базу.
Red Buff (Lizard) – нейтральный крип в лесу, убийство которого дает бафф.
Report – донос на игрока который совершил одно из нежелательных действий, например: AFK, Leave, flame. Игрок, на которого слишком часто доносили, может быть забанен на какое-то время разработчиками игры и не сможет играть.
Resists – общее название защитных характеристик таких как Armor и MR.
Root – то же что и Bind..
RP (Riot Points) – игровая валюта, приобретаемая за реальный деньги.
Rune – руны, усиливающие характеристики героя. Покупаются в игровом магазине за IP.
Rune Page – страница на которой расположены 30 рун.
W
W – второе заклинание героя. Соответствует кнопке W на клавиатуре.
WP (Well Played) – хорошо сыграли
Wraiths – ведьмочки, нейтральные крипы в лесу.
X
XP – опыт, получаемый во время игры за убийство крипов и героев, и качающий героя до 18 уровня. Так же опыт, получаемый игроком по завершении игры, и качающий аккаунт до 30 уровня.
XP Boost – бонус на аккаунт, дающий удвоенный опыт после игры.
Д
ДНО – чисто русский термин, обозначающий игрока, который совсем не умеет играть, но при этом не Noob.
Сленг и термины в ЛоЛ
Де-факто стандартные выражения
top, mid, bot, они же топ, мид, бот — соответственно верхняя(левая), центральная и нижняя(правая) линии карты. Первое время, когда меня спрашивали «u bot?» я очень обижался и считал, что меня обзывали ботом. Понимание того, что меня спрашивают «ты идёшь на нижний лэйн?» пришло несколько позже.
ss, реже MIA, иногда наши братья-россияне пишут ЫЫ — сокращение от miss — враг пропал с лейна. Сигнал от союзника том, что врага, которого он ожидал увидеть на своём лэйне, нет. А если врага нет на его лэйне, то он скорее всего идёт ганкать другие лейны.
CC — Crowd Control — любой способ напрямую повлиять на действия врага — замедление скорости передвижения/стан/клетка/паника/подброска/превращение в белку/ослепление и тд!
CDR — CoolDown Reduction — кдр — снижение времени перезарядки способностей.
GP5(GP10, вообще-то, но всем пох всё равно) — вещи/руны/мастерис, генерирующие золото.
Harass — давление на чемпиона врага. Фактически, любой урон нанесённый врагу без ответа с его стороны — харрас. В идеале, постоянный харасс заканчивается любо смертью врага, либо преждевременным уходом на базу, как следствие потеря денег и опыта.
Farm, он же фарм — добивание миньонов/нейтральных монстров, основной источник дохода, собственно.
Ping, он же пинг — сигнал своей команде с целью обратить её внимание на врага. V — пинг, сигнализирующий отход(«уйди от»). G — пинг, сигнализирующий атаку(«нападай на»).
AoE — Area of Effect — обычно используется для обозначение способностей, действующих на область, а не на несколько целей.
Jungler, он же лесник — чемпион, который решает не стоять на лэйне, а идти убивать нейтральные лагеря монстров с последующей атакой на одну из линий. В такой ситуации, и лесник и оставшийся один чемпион(соло, чаще всего солотопер), получают больше денег и опыта, чем если бы стояли вдвоём на линии.
Aggro — оно же агр(глагол — агрить) — заставлять монстров/миньонов(а иногда и чемпионов) атаковать себя. Обычно делается во время помощи леснику для того, чтобы пока монстры будут агриться на одного чемпиона, другой их будет бить.
Pull, оно же Leash — аггро нейтральных монстров (обычно через стенку), чтобы лесник нанёс им урон до того, как они начнут бить лесника.
Gank, он же ганк(глагол — ганкнуть) — внезапное нападение на врага одним или несколькими чемпионами. Обычно выполняется лесником или мидером.
Counter — оно же контр(контрит) — неудобность одного чемпиона для другого. Например, чемпиону — убийце магов будет неудобен враг у которого весь урон — физический.
Backdoor(бэкдор) — внезапная атака незащищённых строений врага (чаще всего без миньонов, но главное в бэкдоре — эффект неожиданности). Обычно выполняется чемпионами способными убежать от возмездия разгневанных хозяев уничтожаемого строения, но бывали случаи, когда такие атаки выполнялись всей командой. CLG.NA очень наглядно продемонстрировали тактику бэкдор — телепортов в игре против SK на финале второго сезона.
Burst, он же Nuke — бёрст — способность нанести ОЧЕНЬ много урона в ОЧЕНЬ короткий промежуток времени. Яркие представители чемпионов-бёрстеров — LeBlanc, Annie.
Oneshot — убийство с одного спелла/автоатаки.
Sustain — сустейн — способность поддерживать уровень жизней чемпиона(себя и/или союзника) на высоком уровне. Является показателем того, насколько долго чемпион может стоять на лэйне и не уходить на базу.
Dragon, он же Drake, он же БАРАШКА(после игры M5 vs TPA) — собственно дракон. Тот самый, который даёт глобальное золото всей команде.
Early game/Mid game/Late game — ёрлигейм/мидгейм/лэйтгейм — соответственно начало игры, середина и поздняя игра. Означают не какое-то конкретное время, а стадии игры (прекращение фарминга на лейнах, начало тимфайтов 5на5 и тд).
Skillshot — скиллшот(или скилшот) — способность чемпиона, для попадания которой надо предугадать движение цели. На самом деле, чёткого определения нет. И лично я всегда считал, что скилшоты — способности, которые летят от чемпиона источника в указанную сторону, но некоторые считают, что АоЕ спеллы с задержкой — тоже скилшоты. Бывали даже мини-холивары на эту тему!
OP, оно же IMBA — Over Powered — слишком сильный чемпион/предмет/способность.
Creep — крип — Миньон или нейтральный монстр. Термин пришёл из ДоТы.
Blink — блинк(тоже из ДоТы). Способность, позволяющая быстро сменить позицию и при этом не идти туда ногами.
Fratmas/Watmas — билды построенные вокруг Frozen Mallet+Atmas/Warmog`s Armor+Atmas.
Если я что-то забыл или перепутал — пишите в каментах!
Мошенники все чаще используют Telegram-боты. По незнанию можно стать их сообщником
Telegram-боты приобретают все большую популярность: через них можно получать полезные напоминания, узнавать новости, находить интересные места рядом, искать жилье, соседей и многое другое. Но есть и другие боты — криминальные или мошеннические. Первые, например, могут дать доступ к закрытой информации, за которую вам, возможно, придется ответить. А вторые просто обчистят ваш кошелек.
Как работают боты
Боты — это обычные программы, которые пишут разработчики, объяснил «360» эксперт компании «Доктор Веб» Илья Куркин. Сейчас стало популярным использовать серверы мессенджера Telegram для коммуникации с пользователем — приложение уже знакомо человеку. Для создания ботов используется специальный интерфейс — bot API.
За начинку, то есть за весь функционал бота, отвечают его авторы, а не команда мессенджера. Цели создания ботов могут быть разными. Они могут, например, помочь людям найти соседей по адресу и жилье, уютные заведения неподалеку или интересное кино под ваши вкусы. А могут обмануть — через вымогательство или продажу незаконно полученных сведений.
Подбирать информацию из открытых источников или собственных баз данных боты могут благодаря сведениям, которые пользователь предоставляет сам. Например, если вы хотите найти квартиру в своем районе, придется рассказать боту, какие станции метро вас интересуют, какой метраж квартиры, какие условия — вроде возможности жить с домашним животным. Если же вы хотите найти интересный фильм, нужно будет назвать жанры, режиссеров или актеров, которые вам нравятся. Но личную информацию ботам лучше не сообщать.
«Администраторы ботов имеют доступ к данным, которые пользователи отправляют этим самым ботам. Поэтому не стоит отправлять важную и секретную информацию первому попавшемуся боту — ее легко прочитают его хозяева», — предупредил Илья Куркин.
Боты-мошенники
Если бот запрашивает у вас личную информацию (например, не только спрашивает, как к вам обращаться, но и просит назвать адрес, паспортные данные, логины и пароли от какого-либо аккаунта или номер карты), стоит задуматься, не мошеннический ли это сервис. Подобными данными нельзя делиться.
По словам Ильи Куркина, мошеннические схемы с использованием Telegram-ботов мало отличаются от других. Вам могут присылать сообщения о якобы произошедшем взломе и угрожать слить информацию. Могут шантажировать тем, что узнали подробности личной жизни.
Распространены схемы с заманиванием потенциальных жертв на мошеннические и вредоносные сайты. Например, для получения некоего приза, покупки дорогостоящей техники со скидкой. Кроме того, мошенники могут представляться сотрудниками кредитных организаций и сообщать о взломе с последующим приглашением на поддельный сайт банка
Поэтому нужно особенно внимательно следить за ссылками, по которым вы переходите из ботов, мессенджеров и других непроверенных источников. Обязательно проверяйте доменные имена, ведь чаще всего мошенники создают сайты с тем же дизайном и созвучным названием в адресной строке.
Куркин добавил, что существуют целые вредоносные программы — трояны, которые используют Telegram-ботов для передачи похищаемой ими информации на сторону.
«Такие трояны используют ботов в качестве сервера. Задействовав API Telegram, они подключаются к боту, минуя само клиентское приложение Telegram, и отправляют в его чат собранные данные, например СМС-сообщения пользователя», — отметил эксперт.
Причем избавиться от такой проблемы сложно — просто удалить приложение недостаточно. Также распространенной схемой мошенничества именно в Telegram является предложение купить доступ к каким-либо приватным каналам за деньги. На такие провокации вестись не стоит.
Нелегальные боты
Куркин добавил, что любые боты, которые передают персональные данные других людей без их согласия, являются незаконными. Например, очень популярны боты, где можно узнать номер владельца по государственному регистрационному знаку автомобиля. Депутат фракции «Единой России» Антон Горелкин отмечал, что такие сервисы находятся в серой зоне российского законодательства и, действительно, справиться с ними может пока только основатель мессенджера Павел Дуров. Хотя часть ботов уже начали блокировать.
Адвокат Московской коллегии адвокатов «Аронов и партнеры» Евгений Розенблат объяснил «360», что универсального ответа о законности или незаконности создания и тем более использования таких ботов нет. Каждый случай нужно рассматривать отдельно.
«Если тебе предоставили какую-то информацию, использование или распространение которой противоречит действующему законодательству, будет нарушение. Может быть много вариантов: нарушение коммерческой тайны, государственной тайны, закона о персональных данных и так далее», — сказал он.
Главное — смотреть, какую именно информацию предоставляет бот, а также откуда он ее взял. Например, на странице временно заблокированного бота «Глаз Бога» есть список источников информации, среди которых не только социальные сети и приложения типа Avito, где многие люди оставляют свои контакты и другие данные, не задумываясь об этом, но и Центр раскрытия корпоративной информации, банковские приложения и сотовые операторы.
Если информация является общедоступной, то получение согласия на ее обработку не требуется с точки зрения закона о персональных данных. Но если это биллинги от авиакомпаний и прочее, что не находится в общем доступе, [но может продаваться в Telegram-ботах], приобретение такой информации полностью корректным быть не может
«И тот, кто распространяет такую информацию за деньги, точно будет нести ответственность, потому что это информация ограниченного пользования», — добавил адвокат.
При этом получение информации из слитых баз банков и других учреждений тоже может оказаться спорным для пользователя, даже если он сам к ее краже не причастен. Его могут привлечь к ответственности, если использование информации нанесет кому-то ущерб — как материальный, так и репутационный.
Идея для продвинутых: как заработать на чат-боте
Создатели популярных чат-ботов утверждают, что сегодня обзаводиться ботами стремится и крупный бизнес типа банков и маркетплейсов, который таким образом серьезно сокращает затраты на персонал, и обычные предприниматели, для которых простейший бот в соцсетях может стать источником заработка. Нюансами «приручения» чат-ботов с РБК Трендами поделились основатель TalkBank Михаил Попов и ИТ-предприниматель, создатель платформы «Глаз Бога» Евгений Антипов. Оба считают, что в чат-ботах заложены огромные бизнес-перспективы, которые пока не все сумели увидеть.
Что такое чат-бот?
Чат-бот, или просто бот — это специальный вид приложений, который реализуется в виде диалогового интерфейса. Пользователи нередко сталкиваются с ботами, когда на странице сайта всплывает окошко, где некая Татьяна или Мария Степановна, представляясь сотрудником компании, предлагает ответить на ваши вопросы.
При этом общаться вы будете не с оператором, а с искусственным интеллектом, и по мнению экспертов, в этом есть свои преимущества.
Боты, которые работают в соцсетях, для того, кто с ними общается, не отличаются от обычных пользователей.
Зато они умеют делать полезную работу, часто за минимальное вознаграждение. Но в сумме оно может приносить владельцу до нескольких миллионов рублей в день, утверждает Антипов. По словам Попова, среди клиентов TalkBank есть такие, кто зарабатывает с одного клиента в чат-боте в среднем по 100-200 тыс. рублей.
В чем боты превзошли человека?
Чат-боты могут давать не только текстовый, но и медиаконтент. Это видеоролики, аудиосообщения, подкасты и любой другой контент, который доступен в мессенджере. Это делает коммуникацию максимально полной, живой и понятной по сравнению с чат-ботами в отдельных приложениях, например, в банковских.
Россия — лидер империи ботов
Чат-боты — один из редких примеров, когда Россия сумела завоевать лидерство. По словам Евгения Антипова, Россия находится на первом месте в области разработки ботов, причем отечественные разработчики часто ориентируются не только на российский, но и на мировой рынок. Впрочем, нет ничего удивительного в том, что лидерство в производстве чат-ботов остается за родиной создателя Telegram Павла Дурова. Михаил Попов утверждает, что по степени развития чат-ботов Россия опережает страны Европы и США. Но есть множество других стран, где чат-боты активно набирают популярность. В первую очередь это Иран, где в Telegram присутствуют практически все сферы деятельности, в том числе правительственные боты. В Индии чат-боты позволяют сотням миллионов людей получать сервисы на очень простых и дешевых смартфонах. Чат-боты популярны в Китае, где они входят в обиход пользователей, встраиваясь в процессы покупок в WeChat. Также это страны Южной Америки, в первую очередь Бразилия, где очень популярны WhatsApp и Telegram.
Что умеют чат-боты?
Разработчики ботов утверждают, что сфера их применения практически не ограничена. При этом все большее развитие они получают не только в традиционных сайтах и приложениях, но и в привычных всем соцсетях, в особенности Telegram. Там сфера использования ботов далеко не всегда может быть деловой. К примеру, недавно появились пранкер-боты. Им достаточно скинуть номер человека, которого вы хотите разыграть, и в ответ получите запись разговора с розыгрышем.
По словам Антипова, аналоги приложений для знакомств, такие как Tinder и многие другие, идеально подходят для интеграции в систему Telegram-ботов. И подобные приложения уже созданы.
Не выходя из любимого мессенджера, где вы проводите все время, можно быстро заполнить базовую анкету и начать подбирать себе пару. А там и до свидания недалеко.
Чат-боты позволяют скачивать книги, смотреть фильмы и музыку.
Однако чат-боты в Telegram способны не только развлекать. Пользователям они помогут решить временные финансовые трудности, а своим создателям — заработать на этом.
Отдельная сфера применения ботов, перспективная с точки зрения заработка, — персональные данные. Например, за небольшую сумму боты помогут приобрести номер для создания аккаунта на популярных сервисах бесплатных объявлений или в любой из соцсетей.
Еще одна сфера применения ботов — удобные аналоги различных приложений для бизнеса, чтобы вести собственный учет. Онлайн-магазины в связке с телеграм-каналами, где канал будет играть роль журнала покупок, а телеграм-бот — роль удобного личного кабинета для покупки, выбора размера и даже оплаты, ведь боты позволяют легко привязать внутреннюю оплату без заморочек, связанных с интеграцией сторонних платежных систем.
В сфере услуг, медиаконтента и образования у чат-ботов есть сильные преимущества по сравнению с другими интерфейсами. Все чаще ботами обзаводятся образовательные платформы и вузы.
Сколько стоит бот?
Сегодня обзавестись чат-ботом достаточно просто. Платформ для создания ботов в Сети — великое множество, причем есть среди них и те, где создать простейшего бота можно абсолютно бесплатно. Правда, и заработать на нем вряд ли получится. Другие сервисы работают по подписке.
Для примера, стоимость создания чат-бота для Telegram и дальнейшее пользование им начинается от 1000 рублей/месяц.
На платформе «Сбер Бизнесбот» обещают, что настроить бота можно буквально за три минуты, при этом он позволит сократить расходы на поддержку клиента на 20%.
Единственный недостаток таких платформ для пользователя — ограниченная функциональность. Как правило, конструкторы ботов позволяют создать инструмент для анкетирования клиентов, к примеру, при приеме на работу, или рассылки заранее подготовленных сообщений. «В этом смысле они больше напоминают сервисы e-mail рассылок, только в интерактивном формате», — уточняет Попов.
Более сложные и продвинутые решения для корпораций и Enterprice-сегмента — вотчина специализированных компаний-разработчиков. Они могут создавать ботов с нуля или использовать свои платформы с искусственным интеллектом для того, чтобы делать ботов качественнее и быстрее. Накопленная диалоговая база позволяет искусственному интеллекту чат-бота правильнее и грамотнее общаться с клиентом, эффективнее понимать его запросы и давать более уникальные ответы.
Именно такие боты интересны банкам, страховым компаниям и сервисным платформам. Стоимость Enterprice-решений измеряется миллионами и десятками миллионов рублей. Бизнес видит смысл в таких затратах, поскольку умные решения могут полноценно заменять большую долю операторов контакт-центров и любого другого фронт-офиса. Они общаются на одном языке с клиентами, имеют глубокую интеграцию с бизнес-системами компании-партнера и предоставляют разветвленный сервис для конечного клиента. Так, специализированные боты на базе TalkBank Platform позволяют провести клиента из пункта А в пункт Б в рамках бизнес-процесса партнера максимально быстро и эффективно с высоким уровнем конверсии. Это важно не только для компании-партнера, но и для клиента, так как ему необходимо быстрое распознавание его запросов и эффективное решение конкретно его ситуации, например, когда речь идет о совершении транзакции.
Кто уже оценил преимущества ботов?
Антипов и Попов приводят в пример и серьезные продукты, реализованные на базе ботов. Например, CLICK-кошелек. «Ребята использовали бот как третью площадку помимо мобильной разработки», — уточняет Антипов. Такие популярные бренды как Comedy Club, каршеринг YouDrive также используют боты для распространения контента и для оказания удобной технической поддержки. Известная мойка BlackStar дала возможность бронировать и записываться на мойку через собственного Telеgram-бота, где ведется аналитика посещений и можно следить за состоянием своего автомобиля. Такси «Максим» также решили не отставать и, благодаря возможности делиться геопозицией с ботом и даже давать возможность ее отслеживать, сделали полный аналог приложения такси в рамках маленького телеграм-бота, который не уступает в функционале.
По словам Попова, многие крупные корпорации используют боты для внутренних задач, для работы с персоналом, оптимизации бизнес-процессов, связанных с HR, закупками, логистикой и так далее. Многие уже предоставляют чат-ботов своим клиентам. Впереди всех находится финансовая сфера. Многие банки и страховые компании работают с чат-ботами и предлагают их клиентам.
Чат-боты стали новым трендом для ритейла. Клиент может прямо в нем собрать корзину, тут же ее оплатить, получить скидку или воспользоваться своими бонусными баллами и забрать покупку уже на кассе. Такие схемы становятся все более и более популярными. К примеру, недавно «Лента» запустила чат-бота Set Galya, который позволяет кассирам отменять позиции в чеке и менять количество товара без участия старшего кассира. В будущем такой чат-бот поможет управлять списком покупок самого клиента. Больших доработок это не потребует, потому что главная особенность — интегрироваться с кассовым узлом. Если она есть, то современные технологии чат-ботов позволяют дать такой интерфейс клиенту, где бы он мог подбирать и убирать позиции из своей корзины и также оплачивать. Если говорить о мировом опыте, то магазин канцтоваров Staples выпустил своего чат-бота в Facebook, который помогает клиентам заказывать товары и управлять своими заказами. «Поэтому такое направление будет развиваться, оно во многом упрощает историю быстрых покупок по сравнению с мобильными приложениями, которые нужно устанавливать», — отмечает Попов. Одно из преимуществ чат-ботов в сравнении с веб-сайтами возможность допродавать товары клиентам. Когда клиент сам выбирает товары в каталоге, у него есть сложность — он не знает, что искать. Покупки ограничиваются списком покупок или предложением, которое непосредственно оказалось перед глазами на сайте. «С чат-ботом можно сделать достаточно интересную структуру вопросов, которая позволяет клиенту определиться с товарами. Например, под событие или задачу, где чат-бот, зная потребительские предпочтения, поможет сформировать такую корзину и оформить заказ. Так, если бы с клиентом работал профессиональный продавец-консультант, но при этом в массовом цифровом формате, без очередей и ожидания отклика оператора», — отмечает Попов.
Растет спрос на чат-боты в сфере самозанятых, как для провайдеров услуг, так и для их клиентов. Они могут заказывать услуги мастеров и исполнителей через чат-ботов. Это становится важной составляющей маркетплейсов, которые работают с самозанятыми, например, YouDo.
Перспективы бизнеса на чат-ботах
Создатели чат-ботов утверждают, что в целом пока прямая конкуренция между чат-ботами не стоит так остро, как между мобильными приложениями. Там тратятся безумные деньги только за скачивание, чтобы быть в топе рейтинга магазинов мобильных приложений. В чат-ботах пока такой ситуации нет. «За счет больших сообществ в Telegram или Viber можно быстро прокачать свой чат-бот и сделать его популярным, если он дает действительно ценную информацию и приносит пользу клиентам», — убежден Попов. Большинство чат-ботов по-прежнему уникальны, так как сейчас достаточно легко найти свою нишу, где можно стать лучшим.