Что такое ботаника для детей
Что изучает ботаника: виды растений, систематика, морфология, классификация ботаники, предмет, задачи и методы изучения в ботанкие
Что изучает ботаника как наука?
Определение ботаники и этапы ее развития
Ботаника — это комплексная наука о растениях, рассматривающая их происхождение, развитие, внешнее и внутреннее строение, классификацию, распространение по земной поверхности, а также охрану и экологию.
Что означает слово «ботаника»? Само слово «ботаника» происходит от греческого слова «βοτάνη», что означает зелень, трава, растение, овощ.
Ботаника — это раздел науки о растительном покрове поверхности Земли на всех уровнях: клеточном, молекулярном, организменном и популяционном. Соответственно, ботаник — это тот, кто непосредственно все этом изучает.
Ботаника как наука о растениях имеет богатую предысторию. Она зародилась в глубокой древности: в начале использования людьми растений для удовлетворения своих практических потребностей. В числе таких потребностей — еда, лечение, жилье, одежда.
На протяжении долгого периода времени естествоиспытатели только описывали растения: их размеры, специфику отдельных органов, характерную окраску и др. Это так называемый описательный характер ботаники.
Что такое ботаника, какие разделы ботаники существуют, кто такой ботаник и прочие вопросы активно ставились перед исследователями в 17-18 веках, во времена активного формирования ботаники как раздела биологии.
Систематизация растительного мира тесно связана с началом использования сравнительно-описательного метода. С его помощью растения описывались и сравнивались с другими по внешним (морфологическим) признакам.
Экспериментальное направление возникло и стало доминировать с момента изобретения микроскопа, а позже — в ходе развития науки и микроскопической техники.
Современная ботаника — это не просто наука, изучающая растения, и даже не наука, которая изучает классификацию растений.
Современная ботаника — наука, включающая множество отраслей.
Ботаника изучает все, что касается растений, и включает в себя различные разделы. Один из наиболее важных разделов — систематика.
В ботанике выделяют флористику и ботаническую географию. Первая занимается изучением сообществ растений на конкретной территории, а вторая — изучением особенностей распространения растений на планете.
Виды растений
Растения — важный источник биологически активных веществ (в растениях их количество может достигать десяти). Эти вещества непосредственно воздействуют на организм людей и животных, потому что употребляются в пищу.
Будучи неотъемлемым элементом человеческой жизни, растения стали пристально изучаться. Растения включают две большие группы:
Грибы, лишайники и бактерии изучают отдельно.
Систематика как ботаническая дисциплина
Что изучает наука систематика? Она занимается классификацией растений на основе подобных общих характеристик.
Являясь основной ботанической дисциплиной, систематика сконцентрировала внимание на классификации растений. Поэтому на вопрос, что изучает систематика проще всего ответить так: она изучает весь растительный мир, выделяет в нем отдельные группы, объясняет родственные и эволюционные связи между этими группами.
Для этих целей в ботанике существует специальный раздел — филогения.
Процесс систематизации растений происходил поэтапно. Вначале исследователи брали за основу внешние, морфологические признаки. Сегодня уже учитываются и внутренние признаки: смотрят, как устроены клетки, изучают их химический состав, какой хромосомный набор они имеют, какими экологическими особенностями отличаются.
Морфология как наука
Стоит отметить такую дисциплину как морфология растений. Эта наука изучает строение растений.
Она подразделяется на:
Разделы морфологии
Отдельные разделы морфологии — самостоятельные дисциплины:
Растительность в данном контексте — сочетание всех растений на одной территории, составляющие ее ландшафт.
Классификации ботаники по объекту изучения
Если выделять отдельные науки в ботанике кратко, то получится, что по объекту изучения эта классификация включает:
Если во внимание берется проживание изучаемого объекта, то можно говорить о специальных отраслях в ботанике растений. Среди них — лесоведение, болотоведение, луговедение, тундроведение и др.
Наука, изучающая лишайники — лихенология.
Предмет, задачи и методы исследования в ботанике
Предмет изучения в ботанике — растения: их строение, рост, родственные связи, возможности рационального применения.
Выделяют 5 основных задач ботаники:
Основных методов исследования в ботанике 6:
Увлекательная ботаника
Рубрики
Свежие записи
Последние комментарии
Увлекательная ботаника
Наконец-то мы дождались теплых деньков. Теперь можно проводить на улице целые дни. Наверняка у вас в семье есть много любимых весенне-летних занятий и развлечений. А я предлагаю вам погрузиться в увлекательный мир ботаники. Это – замечательная тема для изучения, ведь растения сопровождают нас повсюду. Мы любуемся ими и дарим друг другу на разные торжества, они активно участвуют в нашей жизни и при этом сильно зависят от нашего отношения. Они растут, видоизменяются у нас на глазах, и за этим очень интересно наблюдать. Занятия ботаникой не только расширяют кругозор и развивают наблюдательность, они воспитывают бережное и внимательное отношение к природе, знакомят с общими законами жизни на Земле.
НАБЛЮДАЕМ
Конечно же, самое простое и доступное занятие – всевозможные наблюдения за растительным миром. Причем заниматься этим можно, даже не выходя из дома. Например, будет интересно наблюдать, как изменяется комнатное растение – дает новые листочки, поворачивается к солнцу, вянет без воды, засыхает, если в комнате слишком сухой воздух.
Ранней весной можно поставить срезанные веточки в воду и каждый день смотреть, как изменяются почки. Когда зацветут одуванчики, можете собрать небольшой букетик и дома дождаться как желтый цветок опушится – это настоящее чудо для ребенка.
Наблюдайте за деревьями, травами, кустарниками во время прогулок в лесу и в парке. Можно ходить к одному и тому же растению «в гости» и наблюдать за его естественным жизненным циклом. Вот набухли почки. А через три дня уже показались первые листочки. А вот деревце зацвело ароматными розовыми цветами!
Вы можете завести блокнот, куда будут записываться и зарисовываться интересные изменения растений. А можно создать целый альбом, добавляя к предыдущему фотографии интересных растений или изменения состояний вашего любимого дерева.
В теплое время года вы можете устраивать ботанические походы, велопрогулки и пикники. Посетите разные природные зоны: лес, поле, болото, берег реки. Там вас могут ждать удивительные ботанические открытия!
Приучайте детей к бережному отношению к растениям. Наблюдая и рассматривая, не стоит ломать ветки и обрывать листья просто так. Но если это все же произошло, отнесите сорванную часть растения или дерева домой и поставьте в воду. Покажите малышу, что веточка живая, ей нужна вода, она продолжает расти.
Конечно же, человек не может прожить, не используя растений для своих нужд. Но очень печально видеть, когда дети просто так обрывают цветы и листья, а затем бросают их на асфальт засыхать.
ИЗУЧАЕМ
Обычно в процессе наблюдения у детей начинают возникать многочисленные вопросы: как и почему происходит развитие растений, чем они питаются, зачем нужны семечки и так далее. Ответы на эти вопросы вы, конечно же, можете найти в детских энциклопедиях, посвященных растительному миру.
Также для удовлетворения любопытства юных натуралистов существует множество замечательных книг по ботанике.
Самых маленьких читателей стоит сначала познакомить с внешним видом и названиями растений, плодов, цветов. Для этого прекрасно подходят книжки серий «Мои первые слова» от издательства «Клевер», например, «Фрукты», «Овощи», а также «Фрукты» и «Овощи» от редакции «Карапуз». Кроме этого, существуют всевозможные плакаты и наборы карточек с изображениями различных растений.
Для деток немного постарше подойдут книги Стефана Каста «Софи в мире деревьев» и «Софи в мире цветов» – удивительные экспедиции по лесам и полям вместе с муравьишкой Софи. В книге можно найти массу интересных фактов, например, почему кленовые листья осенью становятся разноцветными, из каких деревьев делают музыкальные инструменты, а из каких – бумагу для книг.
Еще одна очень интересная книга для дошкольников – Д. Астон «Что снится семечку?» Она рассказывает о всевозможных зернышках растений, их особенностях и жизненном цикле.
Книга Рене Меттле «Большая книга о лесах и деревьях» понравится ребятам, которые всерьез увлеклись темой ботаники. Автор пишет о происхождении, жизни и строении деревьев, об особенностях лесов в разных климатических поясах Земли и приводит множество увлекательных фактов, мифов, рекордов по этой теме.
Еще могу порекомендовать заглянуть в книгу Свена Нурдквиста «Поделки Финдуса». В этой ней собраны интересные задания, посвященные природе, для каждого календарного месяца.
Также очень рекомендую посмотреть фильм BBC «Невидимая жизнь растений» – уверена, что потрясающей красоты макросъемка жизни растений увлечет всю семью.
Есть и несколько мультфильмов на ботаническую тему. К сожалению, они не являются шедеврами в своей сфере, зато в понятной ребенку форме преподносят основные знания о растительном мире. Вот названия этих фильмов: «Как растут растения», развивающая серия «Природоведение для самых маленьких» и «О растениях» из цикла «Профессор Почемушкин».
ВЫРАЩИВАЕМ
Конечно же, увлечение ботаникой было бы неполным без попыток вырастить что-то самостоятельно.
Самый простой вариант, знакомый нам с детства – луковица в стаканчике с водой. Такой опыт выращивания доступен нам в любое время года. Перышки появляются буквально через несколько дней, что очень радует юных садоводов.
Также можно проращивать семечки растений во влажной марле. Хорошо прорастает фасоль, горох, нут.
В цветочных горшках на подоконнике отлично растет всевозможная зелень: укроп, петрушка, базилик, мята. За ними можно не только следить, но еще и есть! Это особенное удовольствие – пробовать свой урожай!
Если у вас есть дача, выделите ребенку маленькую личную грядку и посадите неприхотливые растения, зелень, кабачки.
Также вы можете почитать книгу Герды Мюллер «Как растут овощи?». Героиня издания учится выращивать разные растения на огороде своих бабушки и дедушки. Замечательно, если ваш ребенок не просто послушает истории из этой книги, а сможет применить прочитанное на практике.
Если же вы проводите лето в городе, местом садоводческого эксперимента может стать палисадник вашего дома – здесь можно разбить цветочную клумбу. А на лоджии или балконе прекрасно будут расти не только цветы, но и зелень, и даже небольшие помидорки-черри.
Много интересных идей домашнего огородничества и подробных описаний их воплощения вы можете найти в книге К. Линдстрем, и А. Нюберг «Огород на подоконнике».
Для тех, у кого совсем нет опыта в цветоводстве и выращивании овощей и фруктов, сейчас в продаже можно найти готовые наборы для проращивания различных растений, трав и цветов. Также детям очень нравятся так называемые «Травянчики» – фигурки животных или человечков, у которых при поливе прорастают «живые» волосы или шерстка.
Вот такие замечательные познавательные занятия вы можете организовать со своими детьми. В следующей статье вас ждут увлекательные ботанические игры и творческие идеи на тему растительного мира.
Вероника Никитина, педагог-психолог, монтессори-педагог, преподаватель групп детского творчества, мама двух сыновей
Биология
Именная карта банка для детей
с крутым дизайном, +200 бонусов
Закажи свою собственную карту банка и получи бонусы
План урока:
Вспомним, что такое биология
Это слово пришло из Греции, оно происходит от слияния двух терминов: «биос» – жизнь и «логос» – учение. Биология исследует мир живой природы. Если быть точными, то – это наука, изучающая живые организмы, их строение, жизнедеятельность и отношение с окружающим миром. Она относится к дисциплинам естественного цикла. Термин появился в 1800-1802 годах, первым его придумал немецкий физиолог Карл Фридрих Бурдах. Все живые организмы на Земле разделены на 7 (теперь 8) больших групп – царств. Не обо всех этих группах пишут в наших учебниках.
Изучению этих царств посвящены разделы биологии:
Как вы видите, не все царства живой природы пока получили привилегию иметь свою собственную науку. А некоторые, например вирусы, так и балансируют на грани живого и неживого. Как же опознать, что перед нами существо из живого мира? Многие учёные и философы пробовали дать определение жизни. Но все они потом были признаны неполными и неточными. В результате споров научное сообщество договорилось судить о живом при помощи признаков (критериев).
Значит и растениям свойственны все эти признаки. Их просто надо уметь увидеть. Все их мы будет «открывать» постепенно на отдельных занятиях.
Ботаника – наука о растениях
С самого своего появления человек интересуется растениями. Он всегда получал от них доступные продукты питания, материалы для изготовления жилья и лекарственных средств. Но встречались и ядовитые виды, поэтому человеку нужно было научиться их отличать. Много тысячелетий люди накапливали знания о них, а потом появилась ботаника. Это была одна из древнейших наук.
Возникла она примерно 2,5 тыс. лет назад. Знаменитый древнегреческий врач и философ Гиппократ, живший в V-IV вв. до н. э. охарактеризовал 236 растений, обладающих лекарственными свойствами. Но основателями ботаники считаются его соплеменники и современники – философы Аристотель и Теофраст. Они умели различать более 600 разновидностей растений. Теофраст был последователем и учеником Аристотеля, он первым сумел обобщить имеющиеся тогда сведения о разновидностях флоры и записать их для потомков. Поэтому его считают «отцом» ботаники.
Римский исследователь Плиний Старший, живший в 50-70 гг. н. э. в своей энциклопедии «Естественная история» описал 1000 видов растений. В XVIII в. шведский естествоиспытатель Карл Линней представил миру более 1500 видов растений и разработал систематику органического мира. Поэтому в названиях многих растений встречается фамилия этого великого учёного: Боярышник Линнея, Мальва Линнея и др.
Теперь известно около 550 тыс. их видов. И как тысячи лет назад человек продолжает зависеть от растений. Они для него – еда, дом, одежда, сырьё для лекарств и промышленности, корм для домашних питомцев, средство улучшения настроения.
Отличительные признаки растений от других царств живой природы
Вначале проанализируйте следующие высказывания и решите – согласны вы с ними или нет.
— Все растения зелёные.
— Только растения могут создавать органические вещества из неорганических на свету.
— Химические элементы растения всасывают корнем.
— Они могут расти всю жизнь, пока не умрут.
А теперь проверьте свои ответы, изучив характерные для растений признаки.
У растений хорошо заметны такие признаки живого как клеточное строение, развитие, рост, обмен веществ и размножение. Но их раздражимость скрыта от нас, чтобы её заметить надо внимательно и долго наблюдать за ними. Как их корень изменяет направление роста вслед за потоком воды или как листья поворачиваются к свету увидеть не трудно. Но у растений есть и малоизученные и незаметные нам способности, например, они могут «слышать» и «общаться».
Растения и музыка
С давних времён известно, что растения «слушают» музыку. Её воздействие ускоряет процесс прорастания семян и влияет на объём будущего урожая. В источниках древнеиндийской письменности говорится, что бог Кришна виртуозной игрой на музыкальных инструментах приводил в восторг не только людей, но и растения.
В XX в. учёные провели ряд экспериментов и доказали, что от классической музыки растения увеличиваются в размере намного быстрее. Они даже доказали, что тропические виды – «фанаты» рэпа, а рок растения не любят совсем. Их состояние зависит от звуковой частоты. Наиболее благотворна для них классическая музыка (58-75 Гц).
Какие бывают растения: разнообразие и внешнее строение
Одни водные, другие сухопутные, одни микроскопические, а другие гигантские. Встречаются они даже в сухих пустынях и близ полюсов. Растения бывают дикорастущими, произрастающими в природе без участия человека, и культурными, разводимыми людьми. Культурные в свою очередь делятся на комнатные и садовые растения, полевые и огородные культуры.
В зависимости от срока жизни и плодоношения растения делят на:
Наука о растениях делит их на простые и сложные (одноклеточные и многоклеточные). Клетка одноклеточного растения – это самостоятельный живой организм, в котором все функции выполняют её части (органеллы). Признаки одноклеточных растений не отличаются от остальных представителей царства.
К многоклеточным относятся часть водорослей, высшие споровые, голосеменные и покрытосеменные растения. Многие растения имеют органы. В науке орган – это часть тела животных или растений с определённым строением и функциями. Органы бывают генеративными (участвуют в половом размножении) и вегетативными (обеспечивают жизнедеятельность организма). Не все многоклеточные имеют такое строение. Нет органов у низших растений, к которым принадлежат только водоросли. Тело высших растений делится на специализированные органы.
Внешнее строение растений на примере цветковых
Основные части (органы) растения – это корень и побег, делящийся в свою очередь на листья и стебли. Перечисленные выше части, относятся к вегетативным органам растений.
1. Корень – чаще всего расположен под землёй. Он закрепляет растение в почве, нужен и для всасывания воды с растворёнными минеральными веществами (почвенное или минеральное питание). Но есть у него и другие, неспецифические задачи: создание и запасание органических веществ, например у корнеплодов, участие в неполовом (вегетативном) размножении. Видоизменённые корни часто расположены не в почве, они применяются для закрепления на опорах, для дыхания (у мангровых деревьев), для передвижения вглубь почвы (у чеснока).
2. Стебель – это место расположения почек и листьев, орган, выносящий их к свету и служащий местом транспортировки питательных веществ к частям растения. У многих растений в нём тоже может проходить воздушное питание (фотосинтез). Он бывает прямым, стелящимся (ползучим) или лиановидным. Видоизменённые (метаморфизированные) стебли – это колючки барбариса, стволы-бутылки у тропических деревьев, усики винограда.
3. Листья – это «кухня» растений. Тут «варятся» сахара и собираются другие вещества органического происхождения. На них же расположены и «носики» растений – устьица, через которые проходит воздух и выходят излишки воды. Листья тоже могут превращаться в усики (горох) или в колючки (кактус).
Цветок и плод – органы половые (генеративные). Они предназначены для размножения.
Разработка занятия: «Введение в программу кружка «Занимательная ботаника»»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2 г. Рузы»
«Введение в образовательную программу кружка «Занимательная ботаника»»
Проказова Елена Анатольевна
Тема: «Введение в образовательную программу кружка «Занимательная ботаника» ».
Форма проведения: комбинированная.
Познакомить детей с деятельностью кружка «Занимательная ботаника».
Пробудить интерес к изучению биологических знаний о растениях.
Дать представление о ботанике, разделах программы «Занимательная ботаника», основных тематических блоках программы;
Развивать речь учащихся, познавательную активность, сообразительность, расширить кругозор.
Мультимедийный проектор, компьютер, карточки, карандаши, бумага.
– Здравствуйте, дети! Я очень рада видеть вас и познакомиться с каждым из вас.
– Меня зовут Елена Анатольевна. Мой кружок называется «Занимательная ботаника».
Как вы думаете, чем мы будем заниматься на занятиях кружка «Занимательная ботаника»? Как вы понимаете слово «ботаника»? (варианты ответов).
– И я с вами полностью согласна, что на занятиях кружка каждый из вас узнает, историю изучения ботаники, расширит знания не только о самих растениях, но также об их размножении, обменных процессах и других аспектах, которые до сих пор ещё закрыты для вас.
Как науку ботанику стали рассматривать, начиная с периода европейского колониализма, хотя человеческий интерес к растениям уходит своими корнями гораздо дальше. Область исследования охватывала растения и деревья на своей земле, а также экзотические образцы, привезенные во время многочисленных путешествий. А в древности волей-неволей приходилось изучать те или иные растения. Еще на заре времен люди пытались выявить лечебные свойства растений, их вегетационный период.
20-й век считается золотым веком биологии, так как благодаря новым технологиям эту науку можно исследовать на совершенно новом уровне. Продвинутые методы молекулярной биологии предоставляют новейшие инструменты для исследования как растений, так и других живых организмов, населяющих планету Земля.
Каждый человек, живущий на планете, любуясь природой, должен понимать все взаимосвязи и приспособления, принципы и функции растений, но так же должен задуматься о её истинной красоте, о её хрупком состоянии из-за негативного влияния на неё со стороны человека.
Учитель: А сейчас давайте попробуем отгадать занимательные загадки о растениях.
Игра в садовника, или Познаем окружающий мир с детьми
Даже современное и продвинутое чадо, которое кроме мерцающего экрана не желает ничего видеть и слышать, можно приручить и приучить к чему-нибудь вечному, мудрому и светлому. Например, заинтересовать окружающим ландшафтом и не только его общим видом, но и составными частями — растениями.
Пейзаж — всё равно, что любимый конструктор или виртуальная модель в компьютерной игре. Разбери на части, а затем собери в целое. Вот растет тысячелистник, татарник, клевер, василёк, тмин и окопник, а всё вместе это жужжащий и ароматный, залитый солнцем летний луг!
В общем, дорогие родители, бросайте сами свои смартфоны-айфоны и прочие гаджеты и отправляйтесь на природу, пока еще лето на дворе! Берите в руки атлас-определитель и вперед, на экскурсию по лесам, полям, лугам и дачным огородам.
Детские книги о растениях не перегружены научной информацией, они рассказывают о самом главном. Среди атласов и энциклопедий особенно выделяются те, что с культурологическим привкусом — «Семь ворот на огород» «Белого города» или «Животные, растения. Мифы и легенды» издательства «Аванта+». Такие книги будет интересно прочесть даже взрослому.
Издревле люди сплетали воедино живую природу и свои представления о мироздании. Так что каждая травиночка может поведать нам свою удивительную историю или загадочную легенду.
Повсюду растёт тысячелистник. Белыми и розоватыми соцветиями, похожими на шапочки пены, украшает луга и поля. С древних времен люди знают о целебных свойствах этого растения. Он раны, порезы и язвы заживляет. Да и от других недугов помогает. Тысячелистник еще называют Ахиллеей, травой Ахилла, в честь героя древнегреческой мифологии. Наставник Ахилла, мудрый кентавр Хирон исцелял раненых воинов именно тысячелистником.
Что растёт на бабушкином огороде? Укроп, лук, морковка, помидоры, огурцы — да просто целый овощной магазин! А вот какие из овощных культур пришли к нам издалека, а какие выращивались исконно можно узнать из книги Елены Ракитиной «Семь ворот на огород».
Помимо интересных и познавательных текстов, книга сопровождается иллюстрациями, которые познакомят детей с лучшими образцами мировой живописи. И всё на огородно-садовую тему — от изящных натюрмортов голландских художников до фруктово-овощных портретов Джузеппе Арчимбольдо.
Помните любимую игру детства в садовника? Когда каждый из участников загадывает цветок, шепчет водящему, а последний произносит: «Я садовником родился, не на шутку рассердился, все цветы мне надоели, кроме. » Начинается диалог между водящим и названным «цветком», последний должен признаться в любви, выбрав цветок наугад. Пион? Роза или тюльпан? Банально. А вот назовись каким-нибудь эритрониумом — никто даже не выговорит!
Ну а о том, как растения рождаются и развиваются, расскажут «Занимательная ботаника для малышей», «Настоящая ботаника для мальчиков и девочек», «Энциклопедия природы» издательства «Лабиринт Пресс» и другие похожие издания. Классификация по алфавиту, виду, указание ареала произрастания, латинские названия и понятные рисунки-схемы — все, как во взрослых книгах.
С чего начинается любая ботаника? С ответа на вопросы: что такое растение, что такое корни, стебли, листья и цветки? И откуда вообще на нашей планете взялись эти организмы? Какими растения были раньше, когда планета была совсем молодой?
Самые первые растения появились в воде — это водоросли, которые зародились в океане еще миллионы лет назад. Еще одни потомки древних растений — хвощи, папоротники и плауны. Когда-то все они были великанами, а вот гигантские араукарии и секвойи можно встретить и сейчас. Для этого, правда, нужно сесть в самолет и отправиться далеко-далеко — в Австралию или Америку.
Мир компьютерных игрушек часто населяют драконы, роботы и различные монстры, иногда забавные и добрые, а иногда не очень. Вот и в мире растений есть пушистые одуванчики и невероятные, фантастические цветы-паразиты. Вид гигантской раффлезии арнольди или гидноры африканской напугает кого угодно! Хотя эти цветы считаются гордостью и даже национальным достоянием некоторых стран. Раффлезия арнольди — самый большой цветок в мире, который растет в тропических лесах острова Суматры. У этого растения нет ни стебля, ни листьев, а есть только гигантских размеров цветок, который источает очень неприятный запах. Раффлезия вырастает диаметром более метра и массой до 10 кг. Целых три года растет бутон раффлезии, превращается в цветок полтора года, распускается и цветёт всего два или четыре дня. Правда, ради такого события устраивают специальные экскурсии! Всем интересно поглазеть на цветок-чудовище.
Конечно, раффлезию не вырастишь на огороде, а вот какой-нибудь патиссон очень даже можно! Плод патиссона по форме похож на цветок, очень необычный, совсем не страшный, да еще и вкусный. Как правильно посадить растение и как за ним ухаживать расскажет книга Анке Кюппер «Маленький садовник, вырасти цветы, ягоды и овощи сам!». Прочитав эту книгу, можно освоить настоящее искусство садоводства — правильно подготовить грядку и выбрать хорошие семена, сделать удобрение, грамотно организовать полив. Ведь настоящая любовь к растениям вырастает из обычного семечка, собственноручно посаженного в горшок на подоконнике, в палисаднике или на дачном участке. Далеко не всегда детского терпения хватает, чтобы неделю или две ждать, когда взойдет первое семечко и появится маленький зелёный росток. Зато как быстро начинает расти этот стебелек, каждый день он меняется, становится больше и крепче, на нем появляются первые листочки, завязывается бутон, а затем раскрывается цветок — настоящее чудо природы — которое происходит на глазах у ребенка.