Что такое божественная справедливость
Божественная справедливость
Какова этимология слова «справедливость»?
Анонимный пользователь, 18 апреля 12:06
Ruslan Rechapov
юрист
В русском языке слово «справедливость» с очевидностью восходит к слову «правда», родственному или, по крайней мере, созвучному слову «праведность». В старинном значении слово «правда» означало установленный закон
Православный священник
иерей Николай Осипов:
Справедливость человеческая и Божественная
Данный материал собран из Святоотеческой литературы, размещенной в свободном доступе в сети Интернет как отдельно (отрывками), так и целыми электронными книгами, объемы которых очень велики для современного читателя, привыкшего, как правило, улавливать лишь поверхностную суть. Автор настоящего проекта систематизировал и отобрал материал, насколько это возможно, выделив самое главное, ориентируясь на свою точку зрения.
Создатель данного проекта не претендует на авторство представленных материалов и настоятельно рекомендует заинтересованным читателям приобрести в печатном виде полные версии Святоотеческих трудов. Использованные источники указаны в специальном разделе нашего сайта «Рекомендованная литература и источники», кроме того, каждую книгу мы сопроводили небольшой рецензией, полезной для всех неравнодушных читателей.
Старец много говорит в своих трудах о справедливости, он не забывает и разделить справедливость мирскую и Божественную, очень интересен, думаю, будет читателю и этот раздел. Предлагаю Вашему вниманию труды Паисия Святогорца:
Справедливость Божественная — это когда ты делаешь то, что доставляет покой твоему ближнему.
Дай человеку хорошее, себе оставь гнилое
Человеческая справедливость нужна для людей не духовных, чтобы служить тормозом для людей мира сего.
Если духовный человек возлагает надежду на человеческую справедливость, то он глуп, потому что в сравнении с Божественной справедливостью, человеческая равна нулю.
Правосудие Божие – это долготерпение
Оно имеет в себе так же смирение и любовь, Бог весьма справедлив и весьма сострадателен, его сострадание побеждает его справедливость.
Человеческая справедливость — был поступок должно быть наказание
Божественная справедливость: ты совершил поступок, раскаиваешься искренне? — Прощаю.
Мы находимся в руках Божиих, Бог наблюдает за нами и видит подлинно все, ему открыто сердце каждого человека.
Тот, кто стремится к справедливому отношению людей, – человек никчемный и совершенно недоразвитый.
Человек имеет право — это мирская логика. Чем больше в человеке мирского, тем больше прав он имеет.
Насколько это возможно, старайтесь совершать ту работу, о которой я говорю. Это и есть духовное делание. Для того, кто не совершает это делание, не будет даже пользы от аскетических подвигов, а коли так, то и все остальное идет насмарку: и посты, и поклоны и так далее.
Я не говорю, что это делать не нужно, но не следует думать, что если мы все это выполняем, то у нас все в порядке.
С мирской точки зрения справедлив тот человек, суждение которого основано на человеческой справедливости.
Однако совершен человек, который справедлив не по законам человеческой справедливости, но по Божественной правде. В этом случае его благословляет сам Бог. Никогда не примешивая к своим действиям своего Я и собственной выгоды, я, можно сказать, вынуждаю Бога ниспослать мне Божественную благодать.
Любая даже самая совершенная человеческая правда всегда имеет в себе человеческие начала.
И пока в человеке духовном жива правда человеческая, дух старается исторгнуть из него эту правду — как чужеродное тело. А человек бьется, то побеждая, то побеждаясь, и душевно выбивается из сил. Однако, стяжав Божественную правду, человек очищается и приемлет Божественное просвещение.
Я был знаком с человеком, который регулярно ходил в Храм, постился, выполнял другие положенные христианину действия и думал о себе, что он живет духовно. При том, что он был очень богат. Не подавал милостыни, не оказывал помощь другим. Но когда я узнал, что он еще и своей сестре сдает квартиру, был просто омрачен. Такие люди находят способ успокаивать свой помысел, однако они не имеют настоящего успокоения. Руководствуясь человеческой логикой, мирской справедливостью, эти люди остаются равнодушными — в то время как на их глазах творится что-то серьезное, требующее их участия.
Это даже не правда человеческая, у таких людей и человеческой правды-то кот наплакал.
С одной стороны, жертвуют кому-то 100 рублей, а с другой из-за 10 рублей торгуются с таксистом. Как это объяснить?!
Сегодня среди людей есть некий порочный дух
Даже духовные люди стремятся к юридической справедливости и при этом еще утверждают, что веруют в Бога.
Обращение в суды и кляузы
Христиане не должны друг на друга обращаться в суд, даже если правда была на их стороне.
Вот поэтому некоторые теряют веру — по вине таких христиан. Люди видят, что кто-то ни в Церковь не ходит, ни бдений не совершает, а тем не менее не доходит до такого, как какой-нибудь христианин, который посещает Храм, бывает на всенощных бдениях, совершает все, что положено, и при этом тащит в суд какого-нибудь бедняка за, что что тот должен ему немного денег. И делает это только для того, чтобы отстоять свои права.
Ответ одного из таких «Я делаю так, для того, чтобы добиться справедливости».
Все это говорит о своего рода способности к вечному существованию. Иными словами, все это свидетельствует об отрешенности и нематериальности человеческой души. Можно сопоставить существование человека в этом мире с нахождением ребенка в чреве матери, где он получает дыхательный аппарат, кровообращение, нервную систему, зрение, слух и другие органы, которые буду нужны ему уже после того, как он покинет тело матери и появится на свет. Но все эти органы во время временного 9-месячного пребывания в теле матери ему особенно и не нужны.
Конечно, человек и в этой жизни пользуется принципом веры и благого деяния, но это использование является следствием. Вера и благое деяние похожи на семя, которое сможет прорасти и вырасти только в счастливой вечной жизни. Оно обретает истинный смысл исключительно в вечной жизни и для вечной жизни.
БОЖЕСТВЕННАЯ И ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ
Сегодня много разговоров о справедливости. Однако есть большая разница между человеческой и Божией справедливостью. Авва Исаак Сирин говорил: «не называй Бога справедливым», потому что согласно человеческой справедливости Бог несправедлив, так как люди считают, что плохой человек должен быть наказан равносильно своему преступлению. Границы Божией справедливости всё же другие. Человек может произнести только одно «прости», и Бог его простит, если он действительно раскаялся.
Христос говорит, что блаженны те, кто гоним за справедливость, то есть ради воли Божией. Святая справедливость есть Божия любовь. Если точнее, справедливость — это когда Христос живет внутри человека, а настоящая несправедливость — это когда наши действия отдаляют от нас Христа, отдаляют божественную благодать от нашей души. Христос является нашей справедливостью, согласно апостолу Павлу. Кроме того, в Евангелии говорится, что Бог посылает дождь на праведных и неправедных и солнцу повелевает восходить над злыми и добрыми (Ср.: Мф. 5: 45). Господь одинаково любит весь мир, у Него нет ни к кому пристрастия. Он Сам показал, как мы должны относиться к несправедливости, говоря, что когда кто-нибудь придет и заберет твои вещи, не говори ему ничего, если он тебя заставит пройти милю, пройди две, если он тебя ударит по одной щеке, подставь другую (См.: Мф. 5: 39‒41). Кто-нибудь скажет, что это несправедливо. Справедливость по человеческим меркам — это закон, о котором говорил Моисей: зуб за зуб. Бог же судит иначе. Апостол Павел говорит, что любовь Христова проявляется в том, что хоть мы и грешные и отрицаем Его, несмотря на всё это «Христос умер за нас». Итак, что же такое справедливость Божия? Чтобы умер Он за тех, кто отверг Его. Поэтому, когда мы видим в мире много несправедливости, давайте не будем задаваться вопросом, где справедливость Божия, потому что Бог действует другим образом и другими средствами.
Справедливость состоит в том, чтобы Бог дал нам то, в чем мы нуждаемся, что есть не что иное, как Его благодать, возможность нашего обожения, потому что Бог нас сотворил по Своему подобию, мы созданы, чтобы стать богами по благодати, уподобиться Богу, и тогда Бог будет внутри нас.
Путь христианина нелегок. Однако всё в жизни, если к этому относиться духовно, может перемениться «в жизнь вечную». В церкви трудное становится легким, горечь — сладостью, печали — радостями, потому что всё исходит из наших отношений со Христом.Наша душа устроена так, что исцеляется только противоположными средствами. Например, наслаждение каким-либо видом греха излечивается через страдание и труд.
Святая Феодора Александрийская является примером человека, который перенес испытания и окончил свою жизнь в несправедливости, клевете и боли, а Господь воздал ей справедливость после смерти. Эта святая, хоть и распространялась о ней клевета, вытерпела молча всю эту несправедливость, не пытаясь доказать свою невиновность. Она отказалась вести себя сообразно человеческой логике. Ценным было молчание, которое она сохраняла. Ведь молчать, когда тебя несправедливо обвиняют, — это тяжелая борьба. Непросто было не питать ненависти и не пытаться отомстить тем, кто ее оклеветал, и тем, кто поверил этой клевете. Самым большим подвигом была любовь к обвиняющим ее.
Сам Христос нам сказал не ненавидеть врагов, но любить их. И через такую борьбу человек учится смиряться и смотреть на другого человека с любовью, даже если тот его злословил.
Еще одним примером принятия клеветы со смирением и терпением является святой Нектарий. Не смотрите на то, что сегодня мы его почитаем. В то время, когда он жил, он имел славу развращенного и безнравственного человека. Его выгнали из Александрийского патриархата из-за клеветы — обвинения в безнравственности. По приезде в Грецию он выходил на проповедь, а люди его освистывали.
Будучи уже старичком, он поехал на Эгину и построил монастырь. Приехал туда тогдашний архиепископ Афинский и наговорил ему много всякого, якобы он вел себя безнравственно. Святой Нектарий претерпел тогда великое унижение от верховноначалия. Дошли до того, что они начали вычерпывать воду из источника, чтобы найти детей, которых якобы рожали монахини и выбрасывали в воду. Старец всё это вытерпел, не говоря ни слова до самой своей смерти. Конечно, сразу после смерти начали происходить чудеса, и он стал великим святым нашей Церкви.
Одна монахиня всё говорила: «Но что же он такого сделал и стал великим святым? Ведь не был он ни великим подвижником, ни постником, ни мучеником». Тогда святой сам явился этой монахине и сказал: «В самом деле, ты права, я не совершил множество подвигов, даже мучеником не был, но я потерпел клевету, поэтому Бог дал мне эту благодать». Действительно, когда человек оказывает Богу доверие, тогда в душе наступает равновесие. Конечно, это естественно, что наша душа огорчается, когда нас обвиняют несправедливо, однако противовесом является Христос. Если человек на протяжении своей жизни помнит слова Христа: Блаженны изгнанные… (Мф. 5: 10), тогда трудность ослабевает, смягчается горечь, и человек находит силы для восстановления. Напротив, если человек, претерпевающий гонения и клевету на него, не уповает на Бога, тогда может впасть в крайность. Многие люди, когда их несправедливо обвиняют, чувствуют гнев, и это может привести душу человека в состояние безнадежности или озлобленности против другого человека. Противоядием в обоих случаях, каким бы справедливым и человечным всё это ни казалось, является Христос.
Всё прояснится и устроится в Царствии Божием, потому что Христос знает истину и видит душу каждого человека.
Когда человек проходит через все эти испытания, его успокаивают присутствие и любовь Божия, обвиняется ли он ложно или справедливо претерпевает. Если он отнесется к этому духовно и с терпением, тогда получит большую пользу, ведущую его в вечность.
Опубликовано в журнале «По пути» (периодическое молодежное издание Лимасольской митрополии, выпуск 53)
Перевод с греческого Екатерины Полонейчик
Божественная Справедливость! Есть ли справедливость в жизни?
Здравствуйте дорогие читатели! Сверх актуальный для многих людей вопрос от Алёны: Скажите, так всё-таки, есть справедливость в нашем мире или её нет? В современном обществе всё сложнее верить в божественную справедливость, когда видишь, что происходит вокруг. Да и как верить, как ощутить эту божью справедливость, если она всё-таки есть? Как её научиться видеть? “Просто верь” – такой подход, как говорят многие верующие и священнослужители, лично меня не устраивает, мне нужно что-то большее…
Мы рассмотрим этот вопрос подробно, с соответствующими духовными практиками, с эзотерической точки зрения.
Есть ли справедливость в жизни и в этом мире?
Справедливость в этом мире, конечно есть! Но, опять же, не всякий её увидит. Потому что большинство людей близоруки в духовном плане, они не способны охватывать своим сознанием ничего, кроме сиюминутных событий, на которые они могут реагировать лишь эмоционально, ругая всё и всех вокруг, когда что-то идёт не так как они хотят.
Основные законы и принципы Божественной справедливости!
1. “Каждый человек (каждое существо) в этом мире получит и получает в своей жизни только то, что заслуживает или что должен пройти для завершения своей эволюции на Земле, отработки кармических грехов и реализации своего предназначения”. Именно поэтому люди проходят множество сложных и не всегда понятных для них самих жизненных уроков, в том числе, с определённой порцией страданий. И даже если сам человек чего-то не осознаёт и не связывает в своём сознании, его душа понимает и помнит намного больше, поэтому ничего не проходит просто так.
2. Справедливость мира не всегда очевидна, потому что она реализуется по-разному и часто растянута во времени. Но сути это не меняет – каждый человек в полной мере ответит за каждый свой поступок, хороший или плохой, за каждое действие и даже мысль. Ответит в ближайшие несколько секунд или через 1000 лет – это решать Высшим Силам ( Карме ), и получит соответственно то, что заслужил, – либо наказание и соответствующую порцию страданий, либо награды по судьбе.
Именно поэтому можно наблюдать картину, когда откровенно негативный человек совершает свои злодеяния, а с ним много лет ничего плохого вроде бы не происходит. Окружающие люди всё это видят и задаются вопросом “где же справедливость?”. И наоборот, человек вроде бы делает Добро, но ему почему-то не везёт по жизни и судьба не спешит его вознаграждать. Когда наказывать или награждать человека и каким образом это делать – решают не люди, а Высшие Силы. И решения они свои выносят строго в соответствие с Духовными Законами и на благо конкретной Души. Поэтому иллюзия “несправедливости жизни” с человеческой точки зрения – это всего лишь иллюзия.
3. Реализует Закон Справедливости в пределах Земли – Карма и её Иерархия Света. Поэтому многим людям известен т.н. Закон Кармы или, как его ещё называют – Закон Причины и Следствия. Собственно “Следствие” это есть справедливое проявление и продолжение “Причины”. И поверьте, Карма, Высшие силы – фиксируют абсолютно всё по каждому человеку: поступки, дела и их плоды, мысли и малейшие эмоциональные реакции. Всё это глубоко анализируется и взвешивается, а затем ему даются те или иные события, возможности или лишения, разные уроки судьбы, в зависимости от того, что человек заслуживает, и что больше всего нужно его душе для очищения и развития.
Что значит принимать Божественную Справедливость?
Это очень важный вопрос в духовном развитии любого человека. Духовный рост – это поиск истины, поиск правды, поиск истинных причин происходящих с тобой событий. И только тогда, когда человек принимает божественную справедливость, принимает справедливость всего происходящего с ним – он имеет шанс понять истинные причины происходящего и изменить свою жизнь, свою судьбу, поднимаясь на следующую ступень своего развития.
Большим заблуждением будет считать, что принимая справедливость – ты тупо бездумно смиряешься с той колеёй, в которой бредёшь по жизни, и признаёшь безысходность своего положения, что ничего изменить нельзя. Наоборот, принятие божественной справедливости – это ключ к изменению своей судьбы и решению любых проблем!
Есть два варианта – принимать и не принимать справедливость происходящего:
Если ты предпочитаешь говорить, что “судьба-чертовка ко мне не справедлива…”, “я этого не заслужил…”, “я не виноват, а виноват – Иванов, Петров, Сидоров, Бог или случай…” – ты просто безответственный человек, который пытается переложить ответственность за себя и свою судьбу на чужие плечи, который не хочет расти, развиваться и решать данные Судьбой и Высшими Силами жизненные уроки. Такие люди будут наступать на одни и те же грабли всю жизнь, получая по лбу, по печени, по психике, по всему телу…
Есть ещё очень важный эзотерический и духовный аспект этого вопроса!
Что при этом происходит? Какова реакция Высших Сил? Всё просто: если человек не принимает уроки Высших Сил, не хочет учиться, обижается, сопротивляется, ругается – он лишается Их поддержки, защиты и покровительства. Когда с человека снимается покровительство Светлых Сил (Покровительство Бога), он становится уязвим для Тёмных Сил и попадает под прямое их влияние. Далее они берут его на поруки, под своё крыло, со всеми вытекающими печальными последствиями – человек становится рабом Тёмных.
А если человек душой и сердцем принимает божественную справедливость – он впускает в себя Поток Золотого Света свыше, и получает Покровительство Светлых Сил и Бога в прохождении данного кармического урока, в решении соответствующих проблем. Получение покровительства Бога – это максимальная помощь, защита и поддержка Высших Сил, какую только возможно придумать, для роста, обучения, достижения Целей, устранения негатива и решения любых проблем.
Принятие Божественной справедливости касается не только правильного прохождения испытаний и неприятностей, но и всего позитивного, что человек может получить!
Если ты заслужил подарки от судьбы – принимай с благодарностью, не отвергай их! Часто можно встретить, что люди отказываются от возможностей и того хорошего, что дарует им Судьба и Бог, отказываются от того, что они справедливо заслужили. Такое, как правило, происходит из-за негативного отношения к себе и заниженной самооценки “этого не может быть”, “я плохая и ничего хорошего не заслуживаю”, др.
Поэтому важно понимать, что принятие Потока Божественной Справедливости – это и принятие всего хорошего, принятие наград, духовных и материальных благ в свою жизнь! Когда человек обучается принимать божью справедливость – в его судьбу автоматически начинает входить на много больше хорошего, чем раньше. Потому что, отфутболивая уроки судьбы и не принимая божественную справедливость, человек вместе с этим отбивает и благоприятные возможности, подарки по судьбе, всё то Добро, которое даётся Богом его душе. Помните об этом!
Как научиться правильно принимать божественную справедливость?
Практические рекомендации и духовные упражнения
Это не простая духовная задача, требующая различения и внимательности к себе. Справедливость можно якобы принимать, а можно принимать по-настоящему.
Например: два человека тяжело работают на стройке под палящим солнцем, каждый смирился со своей судьбой, вроде бы принял ситуацию. Но один внутренне постоянно бурчит, генерирует претензии, жалуется и стонет, вырабатывая негатив, а другой работает с добродушием в сердце, с улыбкой и радостью, с позитивными мыслями о своём будущем. Работают они примерно одинаково и одинаково долго, но одному будет становиться всё хуже (он разрушает себя накапливаемым непринятием и негативом), а другой “храм строит и радуется”, хоть ему физически и тяжело, его душа растёт и становится сильнее, в него входит энергия, ему помогает Бог, потому что он нашёл ключ – позитивное отношение ( радость ). Один сердцем так и не принял Волю Бога и Его справедливость по отношению к себе, а другой – принял и получил Его поддержку и Покровительство. Первый показатель покровительства Бога – это растущая радость в духовном сердце человека.
Как принимать божественную справедливость?
Лучше всего это делать с ручкой и тетрадкой, на бумаге, чтобы мысли не разъезжались, чтобы можно было прочесть написанное несколько раз, осмыслить и почувствовать.
Пример. Неприятная ситуация с какой-то тяжёлой болезнью, не дай Бог конечно. Как может выглядеть проработка (буду описывать с образами, что нужно представлять и ощущать при этом). Берём и прописываем у себя в рабочей тетради:
Лучше всего прорабатывать этот вопрос в медитативном или полу медитативном состоянии.
Шаг 2. Направляете своим вниманием на себя, через макушку, поток золотого света от Бога и проводите настрой:
Пробуйте, это работает очень мощно!
Справедливость человеческая и Божественная
Данный материал собран из Святоотеческой литературы, размещенной в свободном доступе в сети Интернет как отдельно (отрывками), так и целыми электронными книгами, объемы которых очень велики для современного читателя, привыкшего, как правило, улавливать лишь поверхностную суть. Автор настоящего проекта систематизировал и отобрал материал, насколько это возможно, выделив самое главное, ориентируясь на свою точку зрения.
Создатель данного проекта не претендует на авторство представленных материалов и настоятельно рекомендует заинтересованным читателям приобрести в печатном виде полные версии Святоотеческих трудов. Использованные источники указаны в специальном разделе нашего сайта «Рекомендованная литература и источники», кроме того, каждую книгу мы сопроводили небольшой рецензией, полезной для всех неравнодушных читателей.
Старец много говорит в своих трудах о справедливости, он не забывает и разделить справедливость мирскую и Божественную, очень интересен, думаю, будет читателю и этот раздел. Предлагаю Вашему вниманию труды Паисия Святогорца:
Справедливость Божественная — это когда ты делаешь то, что доставляет покой твоему ближнему.
Дай человеку хорошее, себе оставь гнилое
Человеческая справедливость нужна для людей не духовных, чтобы служить тормозом для людей мира сего.
Если духовный человек возлагает надежду на человеческую справедливость, то он глуп, потому что в сравнении с Божественной справедливостью, человеческая равна нулю.
Правосудие Божие – это долготерпение
Оно имеет в себе так же смирение и любовь, Бог весьма справедлив и весьма сострадателен, его сострадание побеждает его справедливость.
Человеческая справедливость — был поступок должно быть наказание
Божественная справедливость: ты совершил поступок, раскаиваешься искренне? — Прощаю.
Мы находимся в руках Божиих, Бог наблюдает за нами и видит подлинно все, ему открыто сердце каждого человека.
Тот, кто стремится к справедливому отношению людей, – человек никчемный и совершенно недоразвитый.
Человек имеет право — это мирская логика. Чем больше в человеке мирского, тем больше прав он имеет.
Насколько это возможно, старайтесь совершать ту работу, о которой я говорю. Это и есть духовное делание. Для того, кто не совершает это делание, не будет даже пользы от аскетических подвигов, а коли так, то и все остальное идет насмарку: и посты, и поклоны и так далее.
Я не говорю, что это делать не нужно, но не следует думать, что если мы все это выполняем, то у нас все в порядке.
С мирской точки зрения справедлив тот человек, суждение которого основано на человеческой справедливости.
Однако совершен человек, который справедлив не по законам человеческой справедливости, но по Божественной правде. В этом случае его благословляет сам Бог. Никогда не примешивая к своим действиям своего Я и собственной выгоды, я, можно сказать, вынуждаю Бога ниспослать мне Божественную благодать.
Любая даже самая совершенная человеческая правда всегда имеет в себе человеческие начала.
И пока в человеке духовном жива правда человеческая, дух старается исторгнуть из него эту правду — как чужеродное тело. А человек бьется, то побеждая, то побеждаясь, и душевно выбивается из сил. Однако, стяжав Божественную правду, человек очищается и приемлет Божественное просвещение.
Я был знаком с человеком, который регулярно ходил в Храм, постился, выполнял другие положенные христианину действия и думал о себе, что он живет духовно. При том, что он был очень богат. Не подавал милостыни, не оказывал помощь другим. Но когда я узнал, что он еще и своей сестре сдает квартиру, был просто омрачен. Такие люди находят способ успокаивать свой помысел, однако они не имеют настоящего успокоения. Руководствуясь человеческой логикой, мирской справедливостью, эти люди остаются равнодушными — в то время как на их глазах творится что-то серьезное, требующее их участия.
Это даже не правда человеческая, у таких людей и человеческой правды-то кот наплакал.
С одной стороны, жертвуют кому-то 100 рублей, а с другой из-за 10 рублей торгуются с таксистом. Как это объяснить?!
Сегодня среди людей есть некий порочный дух
Даже духовные люди стремятся к юридической справедливости и при этом еще утверждают, что веруют в Бога.
Обращение в суды и кляузы
Христиане не должны друг на друга обращаться в суд, даже если правда была на их стороне.
Вот поэтому некоторые теряют веру — по вине таких христиан. Люди видят, что кто-то ни в Церковь не ходит, ни бдений не совершает, а тем не менее не доходит до такого, как какой-нибудь христианин, который посещает Храм, бывает на всенощных бдениях, совершает все, что положено, и при этом тащит в суд какого-нибудь бедняка за, что что тот должен ему немного денег. И делает это только для того, чтобы отстоять свои права.
Ответ одного из таких «Я делаю так, для того, чтобы добиться справедливости».
Конечно, играет роль воспитание, которое люди получают в околоцерковных кругах.
И вот еще один пример. Знал нескольких девушек, которые не собирались замуж, хотели послужить Богу и помогали в больнице. И вот потребовалась помощь больному, у которого было подозрение на заразную болезнь. Однако ни одна из сестер к этому больному не пришла. Мол, мы боимся – и такая жертва не для нас. Мы живем для духовных занятий. И в этом нет оправдания, потому как нет смягчающих обстоятельств. Они не собирались замуж, у них не было детей, они собирались прожить в одиночестве.