Что такое божественный логос
Божественный Логос
Так выступает Логос в своих энергиях, или логосах.
Читайте также
Логос творчества
Логос творчества Эти моменты творческого перерастания художником самого себя как эмпирического человека были известны Пушкину. Уж кто-кто, а Пушкин знал про поэта, что, пока его не востребует вдохновенье, «средь детей ничтожных мира, быть может, всех ничтожней он». Его
§ 56. ЛОГОС КАК «ВЫСКАЗЫВАНИЕ» И ЛОГОС КАК «ЛОГИКА»
§ 58. ЛОГОС КАК «ОБОЗНАЧЕНИЕ» ЛИЧНОГО ОТНОШЕНИЯ
§ 58. ЛОГОС КАК «ОБОЗНАЧЕНИЕ» ЛИЧНОГО ОТНОШЕНИЯ Итак, логос есть модус универсально–экстатической соотнесенности личности, то есть бытийный факт, событие отношения, онтологическое преодоление онтической индивидуальности, динамичный отказ от индивидуальной
Глава 9 Логос: божественный алгоритм
Глава 9 Логос: божественный алгоритм • Бог как программист • Знакомство с программой • Анатомия мудрости • Логика библейской мудрости • Рецепт нирваны • Назад к реальности • Причины для радости • Глобальный Логос • Путешествие Конфликт между наукой и религией
Глобальный Логос
Глобальный Логос В I тысячелетии до н. э., когда еврейские писания убеждали любить ближнего, по-доброму относиться к чужеземцам или же выражали надежду, что когда-нибудь мечи будут перекованы на орала, другие культуры двигались в том же направлении.В Китае Конфуций
ЛОГОС
ЛОГОС ЛОГОС (греч. loyOQ), термин древнегреческой философии, означающий одновременно «слово» (или «предложение», «высказывание», «речь») и «смысл» (или «понятие», «суждение», «основание»); при этом «слово» берется не в чувственно-звуковом, а исключительно в смысловом
Логос творчества
Логос творчества Эти моменты творческого перерастания художником самого себя как эмпирического человека были известны Пушкину. Уж кто-кто, а Пушкин знал про поэта, что, пока его не востребует вдохновенье, «средь детей ничтожных мира, быть может, всех ничтожней он». Его
IV. ДИОНИС, ЛОГОС, СУДЬБА
IV. ДИОНИС, ЛОГОС, СУДЬБА Религия и философия Древней
Логос и диалог: методологическое заключение
Логос и диалог: методологическое заключение Маца наполняется кровью в воображении боящихся ее подобно тому, как наши фольклорные тексты наполняются враждебным смыслом в воображении противников кровавого навета. Однако моей задачей вовсе не являлась реабилитация
Божественный Логос воспринимает глубину материальности (ин 1:14)
Божественный Логос воспринимает глубину материальности (ин 1:14) Я не хотел бы утверждать, что иоанновская концепция Логоса полностью выводится из стоической философии, поскольку эта концепция семантически гибка и имеет коннотации как с иудейским, так и со стоическим и со
ХРИСТОС-ЛОГОС И УГНЕТЕННЫЕ
ХРИСТОС-ЛОГОС И УГНЕТЕННЫЕ В тот период, когда христианство начинает превращаться в массовую организацию, выходит за пределы ограниченной национальной и социальной среды первых лет и все более воздействует на разнородные слои имперского мира, религии спасения,
Логос творчества
Логос творчества Эти моменты творческого перерастания художником самого себя как эмпирического человека были известны Пушкину. Уж кто-кто, а Пушкин знал про поэта, что, пока его не востребует вдохновенье, «средь детей ничтожных мира, быть может, всех ничтожней он». Его
ЛОГОС (греч.)
ЛОГОС (греч.) Рассудок; определение; слово. В греческом богословии «Логос» Бога отождествляется с Божественной Премудростью, фигурирующей в Ветхом Завете, а также Словом, о котором говорится в начале Евангелия от
IV. Божественный Логос и логосы тварей
IV. Божественный Логос и логосы тварей Учение о предвечных Божественных идеях, согласно которым творится мир, наиболее подробно разработано преподобным Максимом Исповедником. Он называет эти идеи «логосами», то есть «словами», имея в виду, что это те божественные силы и
Логос (греч.)
Логос (греч.) Рассуждение, довод, слово, речь, знание. В греческой философии logos имеет три значения: структурированная мысль, структурированная речь и структурированный образ мира. См.
IV. Божественный Логос и логосы тварей
IV. Божественный Логос и логосы тварей
Учение о предвечных Божественных идеях, согласно которым творится мир, наиболее подробно разработано преподобным Максимом Исповедником. Он называет эти идеи «логосами», то есть «словами», имея в виду, что это те божественные силы и творческие слова, о которых возвещают нам 1 глава книги Бытия и Псалтирь. Небеса проповедуют славу Божию, о делах рук Его вещает твердь. День дню передает речь, и ночь ночи открывает знание. Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их. По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова их. Он поставил в них жилище солнцу… (Пс. 18:2-5).
В мире все логично: существование любого, самого ничтожного, предмета подчиняется непреложным законам, всякая тварная вещь имеет точку соприкосновения с Божеством, всякое явление имеет разумную причину, всякое действие — разумную цель. Сам термин «логос» у преподобного Максима многозначен [21] — это и идея, и принцип, и закон тварного бытия, и цель, к которой тварь устремлена.
Логосы отдельных вещей содержатся в более общих логосах, как виды — в роде. Все вместе они содержатся в ипостасном Логосе, то есть во Второй Ипостаси Святой Троицы, Который есть первоначало и конечная цель всего тварного [22]. В Логосе все бытие причастно Богу. Маленькие «логосы» — не что иное, как энергии ипостасного Логоса, на которые творчески как бы расчленяется единый Божественный Логос и посредством которых все в Нем объединяется, как соединяются радиусы в центре круга [23].
Ипостасный Логос определяет законы, по которым живет тварный мир, именно через Него мир получает начало своего бытия, Им осуществляется деятельность Божественного Промысла, Он как Судия определяет конечные судьбы твари. Соответственно, и Его энергии (логосы) делятся на три вида: логосы естества (т. е. законы природы), логосы промысла и логосы суда. Эти логосы охватывают собой все бытие твари на всем протяжении его существования. В логосах естества как бы заключен весь чувственный и духовный мир; в логосах промысла и суда — вся жизнь мироздания и все цели его движений, сводимые к одной высшей цели — обожению. В частности, в логосах промысла и суда предначертано и Воплощение Сына Божия и совершенное Им Искупление мира, то есть центр Промысла — осуществление идеи обожения человека. Логосами промысла и суда всецело определяется и прохождение каждым человеком пути спасения, то есть усвоение им плодов Искупления. В этих логосах, наконец, предначертана и будущая судьба мира.
Особое место в мире занимает человек: он — принцип творения, существо, ради которого создается мир. У него и свой, особый, состоящий из трех частей логос.
1. Логос бытия, согласно которому человек создается из души и тела и, таким образом, причастен как к миру ангельскому, так и к миру вещественному.
2. Логос благобытия, определяющий нормы деятельности человека и добрые задатки его души.
3. Логос вечнобытия, определяющий высшую цель Промысла, — обожение человека, соединение его с Богом в вечности.
Вся совокупность логосов образует собой идеальную надмирную основу бытия тварных существ; весь мир как бы висит на этих логосах.
Если логосы тварного бытия — это идеальные первообразы предметов и явлений созданного Богом мира, то сами предметы и явления служат обнаружением, образом, способом существования логосов и называются тропосами [24]. Преподобный Максим Исповедник пишет: «Идеи (логосы) сущего, прежде век предустановленные Богом, как знает Он Сам, — те, которые у божественных мужей обычно называются также благими хотениями (Божиими) — хотя и невидимы, однако созерцаются (нами), будучи «помышляемы» через рассматривание творений. Ибо все творения Божии, с должным искусством умозрительно созерцаемые нами по естеству, возвещают нам сокровенно те идеи, по которым они получили бытие, и вместе с собой выявляют в каждом творении Божие намерение» [25].
Соответствие между образом и первообразом, то есть между тропосами и логосами, преподобный Максим объясняет на примере живописи. Между логосом и тропосом такая же связь, какай существует между человеком и изображением этого человека на портрете. «Хотя изображение сходно и совершенно подобно первообразу, но сущность — различна, потому что… тот — одушевленное существо, а это — дело живописца, из воска и красок».
Таким образом, по учению преподобного Максима Исповедника, весь мир представляет собой как бы огромную икону — реализацию предвечного творческого замысла Божественного Иконописца. В явлениях тварного мира Божественный Логос как бы играет с человеком, через Свои логосы Он влечет его к познанию в мире великой системы дел Божиих. Но, чтобы взойти к созерцанию этих основ бытия, нужны подвиг очищения от страстей и жизнь по заповедям Евангелия.
Прозреть всюду свет Слова Божия может только преображенный ум. Когда Солнце Правды воссиявает в очищенном уме, то все для него выглядит иначе, весь мир видится пронизанным Божественным Светом. Такого рода созерцание есть очень высокая ступень в духовном становлении, предпоследняя и неизбежная в лествице духовного восхождения, бесконечным пределом которой является созерцание Самого Триипостасного Божества [26].
Читайте также
Логос творчества
Логос творчества Эти моменты творческого перерастания художником самого себя как эмпирического человека были известны Пушкину. Уж кто-кто, а Пушкин знал про поэта, что, пока его не востребует вдохновенье, «средь детей ничтожных мира, быть может, всех ничтожней он». Его
Божественный Логос
Божественный Логос Все, что до сих пор говорилось о свойствах Божества и проявлении их в мире, а также о способе этого проявления, имеет непосредственное отношение, собственно говоря, только к Божественному Логосу как творческому принципу. Именно Логос проявился в мире, и
§ 56. ЛОГОС КАК «ВЫСКАЗЫВАНИЕ» И ЛОГОС КАК «ЛОГИКА»
§ 58. ЛОГОС КАК «ОБОЗНАЧЕНИЕ» ЛИЧНОГО ОТНОШЕНИЯ
§ 58. ЛОГОС КАК «ОБОЗНАЧЕНИЕ» ЛИЧНОГО ОТНОШЕНИЯ Итак, логос есть модус универсально–экстатической соотнесенности личности, то есть бытийный факт, событие отношения, онтологическое преодоление онтической индивидуальности, динамичный отказ от индивидуальной
Глава 9 Логос: божественный алгоритм
Глава 9 Логос: божественный алгоритм • Бог как программист • Знакомство с программой • Анатомия мудрости • Логика библейской мудрости • Рецепт нирваны • Назад к реальности • Причины для радости • Глобальный Логос • Путешествие Конфликт между наукой и религией
Глобальный Логос
Глобальный Логос В I тысячелетии до н. э., когда еврейские писания убеждали любить ближнего, по-доброму относиться к чужеземцам или же выражали надежду, что когда-нибудь мечи будут перекованы на орала, другие культуры двигались в том же направлении.В Китае Конфуций
ЛОГОС
ЛОГОС ЛОГОС (греч. loyOQ), термин древнегреческой философии, означающий одновременно «слово» (или «предложение», «высказывание», «речь») и «смысл» (или «понятие», «суждение», «основание»); при этом «слово» берется не в чувственно-звуковом, а исключительно в смысловом
Логос творчества
Логос творчества Эти моменты творческого перерастания художником самого себя как эмпирического человека были известны Пушкину. Уж кто-кто, а Пушкин знал про поэта, что, пока его не востребует вдохновенье, «средь детей ничтожных мира, быть может, всех ничтожней он». Его
IV. ДИОНИС, ЛОГОС, СУДЬБА
IV. ДИОНИС, ЛОГОС, СУДЬБА Религия и философия Древней
Божественный Логос воспринимает глубину материальности (ин 1:14)
Божественный Логос воспринимает глубину материальности (ин 1:14) Я не хотел бы утверждать, что иоанновская концепция Логоса полностью выводится из стоической философии, поскольку эта концепция семантически гибка и имеет коннотации как с иудейским, так и со стоическим и со
Глава девятая О мире и о движениях разумных тварей, как добрых, так и злых, и о падениях их
Глава девятая О мире и о движениях разумных тварей, как добрых, так и злых, и о падениях их Теперь возвратимся к предположенному плану рассуждения и рассмотрим начало твари, каким бы ни созерцал это начало ум Творца – Бога. (Из письма Юстиниана к Мине: «В умопостигаемом
ХРИСТОС-ЛОГОС И УГНЕТЕННЫЕ
ХРИСТОС-ЛОГОС И УГНЕТЕННЫЕ В тот период, когда христианство начинает превращаться в массовую организацию, выходит за пределы ограниченной национальной и социальной среды первых лет и все более воздействует на разнородные слои имперского мира, религии спасения,
Логос творчества
Логос творчества Эти моменты творческого перерастания художником самого себя как эмпирического человека были известны Пушкину. Уж кто-кто, а Пушкин знал про поэта, что, пока его не востребует вдохновенье, «средь детей ничтожных мира, быть может, всех ничтожней он». Его
ЛОГОС (греч.)
ЛОГОС (греч.) Рассудок; определение; слово. В греческом богословии «Логос» Бога отождествляется с Божественной Премудростью, фигурирующей в Ветхом Завете, а также Словом, о котором говорится в начале Евангелия от
Логос (греч.)
Логос (греч.) Рассуждение, довод, слово, речь, знание. В греческой философии logos имеет три значения: структурированная мысль, структурированная речь и структурированный образ мира. См.
Божественный Логос
Так выступает Логос в своих энергиях, или логосах.
Ambigua, PG.91, 1080A,1081A, f.123a,124b.
Ambigua, PG.91, 1081B-C, f.124b.
Cap.de charitate I,98,99 [р.п.I,106]. Ambigua, PG.91, 1341D,1380B, f.236B.251a; 1248В,1280A,1296В,1329А, f.198B,211B,217B.231a. Quaest. ad Tahl. I,PG.90, 269A, p.15 [р.п.II, 33]; II,272A, p.16 [р.п.II, 35]; XIII,296B, p.30 [р.п.II,55]; XXV, 332B, p.52 [р.п.II,84]; XXVII,353C,356В,357С, p.65–67 [р.п.II,96–98]; XXXII,372B, p.75 [р.п.II,107]; XXXV, 377C, p.79 [р.п.II,112]; XL, 400A, p.91 [р.п.II,125]; XLVI,420C, p.102 [р.п.II,138]; XLVIII,436C,440B.D, p.111–114 [р.п.II,147–149]; LIX, 609B, p.203. Orat. Dom. expos., PG.90, 901D, p.362 [р.п.I,199].
Ambigua, PG.91, 1297A. 1385A. 1400A, f.218a,252B,257B.Quaest. ad Tahl. XXXV, PG.90, 380A, p.80 [р.п.II,113]; LIII,501C, p.147 [р.п.II,180]; LIV, 517D, p.156 [р.п.II,190]; LXIII,681C,684A, p.245; LXIV, 728C, p.271; LXV, 756D., p.286. Orat. Dom. expositio, PG.90, 873D, p.345 [р.п.I,186]. EP.36, PG.91, 629D, p.368.
Quaest. ad Tahl. LXIII,PG.90, 684A, p.245; LX, 621A, p.209.
Quaest. ad Tahl. LXV, PG.90, 756D, p.286. Ambigua, PG.91, 1297A, f.218a. Им соответствуют в аскетике λόγοι добродетели и ведения (Quaest. ad Tahl.III,PG.90, 273D, p.18 [р.п.II,37]), см. гл. «Практич. философия», прим. 3 и 20.
Ambigua, PG.91, 1357В,1169А, f.242Ь. 164а.
Cap.de charitate III,23 [р.п.I,123]. Ambigua, PG.91, 1085A-C, f.126a; 1328B-C, f.23 la. Quaest. ad Tahl. LX, PG.90, 625A, p.212. Дионисий Ареопагит, Div. nom. VII,2, PG.3, 869B-C.
Ambigua, PG.91, 1084B, f.125a. Quaest. ad Tahl. LX, PG.90, 625A, p.212.
Ambigua, PG.91, 1313AB, f.224a-225a.
Quaest. ad Tahl. XXII,PG.90, 317B, p.44–45 [р.п.II,75]. Ambigua, PG.91, 1087C. 1305B, f.132a,221b.
Quaest. ad Tahl. V, PG.90, 280A, p.21 [р.п.II,40]; XL, 396C, p.89 [р.п.II, 123]; cP.Cap.de charitate II,26 [р.п.I,110]. Термин φυσικη θεωρία употреблен здесь в широком смысле (включая созерцание и мысленного бытия). Чаще же он употребляется в более узком смысле духовного созерцания чувственного бытия: Cap.de charitate I,94. 97 [р.п.I, 106]; Ambigua, PG.91, 1128C, f.145b; Quaest. ad Tahl. X, PG.90, 292A, p.28 [р.п.II,51]. См. гл. «Естественное созерцание», прим. 17.
Ambigua, PG.91, 1129A, f.146а, ср. 1228В, f.189b. Св. Григорий Нисский, De hom. opificio 24, PG.44, 212D-213A; р.п.I,173–174.
Ambigua, PG.91, 1285CD, f.213b-214a; ср. 1293В-С, f.216b.
lbid. 1129В,1248В,С.1380В, f.146B.198a.b,25la.
Prol. ad Tahl. I,PG.90, 252B, p.5–6 [р.п.II,25]. Ambigua, PG.91, 1129B, f.146b.
Ambigua, PG.91, 1228B, f.189b; 1293B-C, f.216b.
Ibid. 1133A-B,1312B-D, f.148a. 224a-b.
Ibid. 1137A,1296D, f.150a,218a.
Вам может быть интересно:
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Тема XIX. Космология
Сотворение мира – не истина философского порядка, а один из пунктов нашей веры.
§41 Творение мира из ничего – «ex nihilo»
Православное богословие учит, что Бог является Первопричиной бытия мира. В книге Бытия говорится: «В начале сотворил Бог небо и землю» ( Быт. 1:1 ). В других текстах Священного Писания это утверждение неоднократно повторяется:
«в шесть дней создал Господь небо и землю, море и всё, что в них» ( Исх. 20:11 );
«сотворил небо и землю, и море, и всё, что в них» ( Деян. 14:15 );
«Бог, сотворивший мир и всё, что в нём» ( Деян. 17:24 );
«Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое» ( Кол. 1:16 );
«Ангел, которого я видел стоящим на море и на земле, поднял руку свою к небу и клялся Живущим во веки веков, Который сотворил небо и всё, что на нём, землю и всё, что на ней, и море и всё, что в нём» ( Откр. 10:5–6 ).
Очевидно, что учение о творении мира ex nihilo также является следствием библейского учения о Боге как Совершенном, Абсолютном Существе, следовательно, не может существовать никого иного, совечного – никакого иного начала, никакой праматерии, ничего другого, а потому Бог творит именно из ничего.
§42 Причина и цель творения
§43 Участие Лиц Пресвятой Троицы в творении мира
О Сыне Божием как о Творце мира: «Всё чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» ( Ин. 1:3 ). Эти слова святого Иоанна Богослова относятся к Божественному Логосу, Слову. Также о Сыне: «Ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое» ( Кол. 1:16 ).
О Святом Духе: «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою» ( Быт. 1:2 ); «Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь» ( Иов. 33:4 ); «Пошлешь Дух Твой – созидаются, и Ты обновляешь лице земли» ( Пс. 103:30 ).
О том, что все три Лица Пресвятой Троицы участвуют в творении мира, христианское богословие учило всегда. Так, священномученик Ириней Лионский уже во II в. писал, что с Богом Отцом всегда присутствуют Сын и Дух, через Которых Он свободно и по доброй воле Своей всё сотворил.
Аналогичные рассуждения можно встретить и у свт. Василия Великого. Он акцентирует внимание на том, что недопустимо мыслить Сына и Святого Духа как некоторые служебные орудия, подчиненные Отцу. Также неприемлема мысль, что действие каждого Лица Пресвятой Троицы в отдельности является несовершенным. Каждое из Лиц обладает полной и совершенной силой для действования. Таким образом, «распределение» деятельности Лиц в творении объясняется исключительно волей Триединого Бога, Который именно так, а не иначе, восхотел создать мир. Никакая необходимость не заставляла Бога творить мир таким образом, но мир сотворен от Отца через Сына в Духе Святом.
§44 Вечный замысел Творца и творение мира
Хотя создание мира было действием Бога во времени, однако замысел о его создании был у Бога всегда. Такое понимание является следствием убежденности в неизменности Бога.
В Писании есть выражения, указывающие на вечность замысла о творении мира: «Ведомы Богу от вечности все дела Его» ( Деян. 15:18 ); «Верою познаём, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое» ( Евр. 11:3 ) (т. е. творение – это переход от вечного (невидимого) Божественного замысла к возникновению (видимого) мира). Таким образом, можно говорить о существовании вечного замысла Божьего о мире и каждой вещи мира, которые Бог по Своей воле приводит к бытию в определенное время.
Для некоторых богословов камнем преткновения стало решение недоумения, как вечный Бог творит что–то временное, при этом в Самом Боге не происходит никаких изменений. Например, Ориген, отвечая на этот вопрос, пришел к еретическому выводу о совечности мира Богу, а сам акт творения рассматривал в нём как вечный и непрерывный. Таким образом стиралась грань между Творцом и тварью, между происходящим по воле и по природе.
§45 Учение о логосах и тропосах
В контексте изучения темы о творении мира необходимо уделить внимание святоотеческому учению о логосах и тропосах, которое в полной мере раскрыто в богословской системе прп. Максима Исповедника. На русский язык эта пара понятий может переводиться по–разному. Логос – как «мысль», «идея», «парадигма», «закон», «произволение» и т. п. В. Лосский считает целесообразным выражение «мысль–воление» или «волевая мысль». Тропос – как «способ», «образ» и т.п. Учитывая достаточно широкий спектр смыслов этих терминов, исследователями наследия прп. Максима предлагается эти понятия не переводить на современные языки, а сохранить их греческие наименования «логос» и «тропос» и таким образом отойти от соблазна заменить многослойное по своему смыслу понятие каким–либо похожим, но отнюдь не тождественным по содержанию словом современного языка.
Все логосы содержатся во Второй Ипостаси Пресвятой Троицы – Логосе. Можно использовать святоотеческую аналогию (прп. Максим, «Corpus Areopagiticum») окружности и радиусов, сходящихся к ее центру, для того чтобы продемонстрировать отношение Божественного Логоса и логосов всего существующего. То есть во Втором Лице всё существующее находит свою основу. В творении мира Бог Отец желает творения, Сын–Логос, согласно с логосом всего сущего, который Он в Себе объединяет, совершает волю Бога Отца. Поэтому апостол Павел и говорит о Боге Сыне: «. чрез Которого и веки сотворил» ( Евр. 1:2 ), а также апостол Иоанн Богослов «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Всё чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» ( Ин. 1:1–3 ).
§46 Шестоднев 301
Под наименованием «Шестоднев» в святоотеческом наследии подразумевается учение о сотворении Богом мира, описанное в первой главе книги Бытия. Уже с первых веков христианства экзегеты Священного Писания, толкуя этот текст, стремились выразить его смысл, прежде всего, в богословском ключе. Несмотря на это, у святых отцов присутствуют различные точки зрения по вопросу продолжительности дней творения, а также приводятся естественнонаучные сведения.
Для этого библейский язык использует чередование образов: свет – тьма, день – ночь, вода – земля. Повествование книги Бытия о творении мира – это пророческое повествование о тайне возникновения космоса, эта тайна требует веры. «Верою познаём, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое» ( Евр. 11:3 ) – пишет апостол.
Таким образом, при разъяснении повествования о творении мира в богословском ключе важно понимать вероучительное содержание рассказа, основной смысл которого сведен к учению о Боге как Творце мира, о творении из ничего и о логике порядка творения: от простого к сложному, от материи – к душе живой, человеку.
Перечислите нехристианские концепции происхождения мира.
Дайте определение таким понятиям, как «дуализм», «пантеизм», «материализм», «космология», «космогония», «эманация».
Объясните, что означает понятие «творить».
В каких смыслах используется глагол «бара» в Священном Писании?
Какие цитаты из Св. Писания говорят о том, что Бог создал мир?
Какие цитаты из Св. Писания указывают, что в творении мира принимали участие все Лица Св. Троицы?
Объясните, что значит творить «из ничего».
Какое отличие действий Бога по воле и по природе?
Объясните, как понимать причину творения. Что говорят по этому поводу свв. отцы и современные богословы (приведите цитаты)?
Объясните, как соотносятся вечный замысел Бога о мире и творение.
Почему мир не может быть совечен Богу? Кто из христианских писателей учил о совечности мира Богу?
Объясните, почему при творении мира в Боге не происходит никаких изменений.
Почему ни действие по природе, ни действие по воле не привносят в Божественное бытие никаких изменений?
Как святые отцы понимают соотношение акта творения и появления времени?
Что такое время? (ответить на основании прочтенной литературы).
Что такое вечность? (ответить на основании прочтенной литературы).
Объясните, что такое логос и тропос. Дайте возможные варианты перевода этих терминов.
Объясните смысл триады: логос бытия – логос благобытия – логос приснобытия.
Объясните смысл триады: логос естества – логос промысла – логос суда.
Объясните, как относятся логосы тварного мира к Божественному Логосу.
Объясните, что собой представляет иерархичность тварного мира.
Объясните, на какие трудные вопросы помогает ответить учение о логосах.
Объясните, используя учение о логосах, как происходит причастие человека Божественным энергиям.
Объясните отличие православного учения о логосах от платоновского учения о мире идей.
Как прп. Максим Исповедник определяет, что такое зло?
Какие цитаты из Священного Писания указывают на троякую деятельность по отношению к миру Божественного Логоса? Растолкуйте эти тексты Священного Писания.
Как соотносятся между собой логосы?
Объясните выражение «ипостасное состояние».
Обязательно к прочтению:
Григорий Палама, свт. Мир не вечен. Гл. 1–2 // Сто пятьдесят глав. Краснодар: «Текст», 2006. С. 14–16.
Глущенко А., диак. Учение о логосах // Значение антропологии прп. Максима Исповедника для современной православной апологетики. К.: Изд. отдел УПЦ, 2013. С. 67–88.
Тимофеев А., прот. Шестоднев в экзегезе отцов Церкви // Международная богословская конференция Русской Православной Церкви «Современная библеистика и Предание Церкви». М., 2013. [Электронный ресурс] / URL:
Флоровский Г., прот. Понятие творения у свт. Афанасия Александрийского // Догмат и история. М., 1998. С. 80–107.
Алипий (Кастальский–Бороздин), архим., Исаия (Белов), архим. Творение // Догматическое богословие: курс лекций. Свято–Троицкая Сергиева Лавра, 1999. С. 158–232.
Беневич Г. И. Апперцепция полемики Прокла Диадоха с Плотином о материи в Corpus Areopagiticum // ΕΙΝΑΙ: Проблемы философии и теологии. СПб., 2014. Т. 3. №1/2 (5/6). С. 309–335.
Брэдшоу Дэвид. Преп. Максим Исповедник о времени, вечности и божественном знании // Богослов.RU. Научный богословский портал [Электронный ресурс] / URL: http://www.bogoslov.ru/text/5007487/index.html
Буфеев К., прот. К вопросу о «православном эволюционизме» // Богослов.RU. Научный богословский портал [Электронный ресурс] / URL: http://www.bogoslov.ru/text/1320432.html
Буфеев Κ., прот. О кафолическом святоотеческом содержании креационного учения: ответ на статью священника Андрея Ромашко «О сектантском происхождении так называемого научного креационизма» // Богослов.RU. Научный богословский портал [Электронный ресурс] / URL: http://www.bogoslov.ru/text/417745.html
Вечность // Православная энциклопедия. М., 2004. Т. 8. С. 94–98.
Время // Православная энциклопедия. М., 2005. Т. 9. С. 517– 530.
Григорий Палама, свт. Мир не вечен. Гл. 1–2 // Сто пятьдесят глав. Краснодар: «Текст», 2006. С. 14–16.
Григорий Палама, свт. Небесная сфера. Гл. 3–7 // Сто пятьдесят глав. Краснодар: «Текст», 2006. С. 16–25.
Григорий Палама, свт. Земная сфера. Гл. 8–14 // Сто пятьдесят глав. Краснодар: «Текст», 2006. С. 25–30.
Глущенко А., диак. Учение о логосах // Значение антропологии прп. Максима Исповедника для современной православной апологетики. К.: Изд. отдел УПЦ, 2013. С. 67–88.
Грилихес Л., прот. Шестоднев в контексте Священного Писания // Международная богословская конференция Русской Православной Церкви «Современная библеистика и Предание Церкви». М., 2013. [Электронный ресурс] / URL: http://theolcom.ru/images/pdf/bible_papers/13_Grilikhes.pdf
Грилихес Леонид, прот. Шестоднев в контексте Священного Писания // Альфа и Омега. 2005. №2 (43). С. 14–28.
Давыденков О., свящ. Бог как Творец мира // Догматическое богословие. М.: ПСТГУ, 2005. С. 150–166.
Десницкий А. С. «Новая герменевтика» и перспективы православной библеистики // Богослов.RU. Научный богословский портал [Электронный ресурс] / URL: http://www.bogoslov.ru/text/492188.html
Десницкий А. С. Вечное возвращение и библейский Исход // Богослов.RU. Научный богословский портал [Электронный ресурс] / URL: http://www.bogoslov.ru/text/3962614/index.html
Десницкий А. С. Фундаментализм: выход или вызов для православной библеистики? // Богослов.RU. Научный богословский портал [Электронный ресурс] / URL: http://www.bogoslov.ru/text/1240183.html
Епифанович С.Л. Божественный Логос («Всё, что до сих пор говорилось. »). Иерархия бытия («Всё тварное бытие. ») // Прп. Максим Исповедник и византийское богословие. Свято–Троицкая Сергиева Лавра, 2011. С. 48–54.
Иваненков В.В. Неадекватность моделей теистической эволюции и младоземельного креационизма: в чём причины? / Часть 2. МЗК и проблема времени // Богослов.RU. Научный богословский портал [Электронный ресурс] / URL: http://www.bogoslov.ru/text/4861353.html
Иваненков В.В. Неадекватность моделей теистической эволюции и младоземельного креационизма: в чём причины? / Часть 4. Альтернативные модели // Богослов.RU. Научный богословский портал [Электронный ресурс] / URL: http://www.bogoslov.ru/text/4873408.html
Иваненков В.В. Соотнесение Шестоднева и науки: проблема двух векторов времени // Богослов.RU. Научный богословский портал [Электронный ресурс] / URL: http://www.bogoslov.ru/text/3734243.html
Иларион (Алфеев), митр. Вероучение. Творение // Православие. Т. 1. М.: Изд–во Сретенского монастыря, 2012. С. 475–483.
Интервью с прот. Леонидом Цыпиным о его недавно вышедшей книге «Вселенная, Космос, Жизнь – три Дня Творения» // Богослов.RU. Научный богословский портал [Электронный ресурс] / URL: http://www.bogoslov.ru/text/570139.html
Иустин (Попович), прп. Собрание творений. Т. 2 / Под общ. ред. проф. МДА, док. церк. истор. А. И. Сидорова; пер. с серб. С. П. Фонова // Часть II. Отдел первый: Бог как Творец мира. М., 2006. С. 179–258.
Клеман Оливье. Космология, церковный гносис и тайна тварного бытия // Богослов.RU. Научный богословский портал [Электронный ресурс] / URL: http://www.bogoslov.ru/text/5007365/index.html
Клецов А. Как же Бог творил мир? О роли логосов, Божественных энергий и информации в творении // Богослов.RU. Научный богословский портал [Электронный ресурс] / URL: http://www.bogoslov.ru/text/4912689.html
Коровчинский Н. Творение, эволюция и креационизм // Богослов.RU. Научный богословский портал [Электронный ресурс] /URL: http://www.bogoslov.ru/text/3825071.html
Логос // Христианство. Энциклопедический словарь. М., 1995. Т. 2. С. 45–47.
Лосский В.Н. Тварное бытие // Очерк мистического богословия Восточной Церкви. М., 1991. С. 70–86.
Майоров Д., диак. Предельные вопросы естествознания: взгляд «снаружи». Исход // Богослов.RU. Научный богословский портал [Электронный ресурс] / URL: http://www.bogoslov.ru/text/3863278.html
Мумриков О., свящ. «И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их»: опыт библейско–богословского осмысления реалий современной эволюционной антропологии // Богослов.RU. Научный богословский портал [Электронный ресурс] / URL: http://www.bogoslov.ru/text/2458777.html
Мумриков О., свящ. Вопрос о множественности миров в контексте мировоззрения
М. В. Ломоносова // Богослов.RU. Научный богословский портал [Электронный ресурс] / URL: http://www.bogoslov.ru/text/2288128.html
Мумриков О., свящ. Космогония и космология: альфа, омега и предельные вопросы // Богослов.RU. Научный богословский портал [Электронный ресурс] / URL: http://www.bogoslov.ru/text/3107623.html
Мумриков О., свящ. Материя и иерархия мироздания // Богослов.RU. Научный богословский портал [Электронный ресурс] / URL: http://www.bogoslov.ru/text/1704645.html
Мумриков О., свящ. О проблемах «богословия эволюции» на рубеже XX – XXI вв. // Богослов.RU.Научный богословский портал [Электронный ресурс] / URL: http://www.bogoslov.ru/text/1415473.html
Мумриков О., свящ. Одиноки ли мы во Вселенной? // Богослов.RU. Научный богословский портал [Электронный ресурс] / URL: http://www.bogoslov.ru/text/1671247.html
Мумриков О., свящ. Продуктивен ли «Разумный дизайн» как парадигма в современной православной апологетике? // Богослов.RU. Научный богословский портал [Электронный ресурс] / URL: http://www.bogoslov.ru/text/4472138.html
Мумриков О., свящ. Современные представления о пространстве и времени: естественно–апологетический аспект / свящ. О. Мумриков, иерод. Александр (Урбанович) // Богослов.RU. Научный богословский портал [Электронный ресурс] / URL: http://www.bogoslov.ru/text/2230131.html
Мумриков О., свящ. Церковь и естественнонаучные картины мира: проблемы рецепции // Доклад на XVIII Международных образовательных Рождественских чтениях – 2010 // Богослов.RU. Научный богословский портал [Электронный ресурс]/ URL: http://www.bogoslov.ru/text/565396.html
Мумриков О., свящ. Библейский Шестоднев в учебном процессе современной школы // Богослов.RU. Научный богословский портал [Электронный ресурс] / URL: http://www.bogoslov.ru/text/292368.html
Нестерук А. Логос и космос. Богословие, наука и православное Предание. М., 2007. 420 с.
Полярный А. Об одном из эпизодов «креационно–эволюционной» дискуссии (Бугрова vs Вертьянов) // Богослов.RU. Научный богословский портал [Электронный ресурс] / URL: http://www.bogoslov.ru/text/3618713.html
Пометнев С., свящ. «Формат» творения // Богослов.RU. Научный богословский портал [Электронный ресурс] / URL: http://www.bogoslov.ru/text/4097628.html
Серебряков Н. С. Проблема соотнесения библейского повествования о творении мира и человека с научным естествознанием // «Вся премудростию сотворил еси. » Труды семинара «Наука и вера» ПСТГУ. М.: Изд–во ПСТГУ, 2011. Вып. 1. С. 88–111.
Сошинский С. А. Шестоднев и наука: проблема согласования или кризис встречи? // «Вся премудростию сотворил еси. » Труды семинара «Наука и вера» ПСТГУ. М.: Изд–во ПСТГУ, 2011. Вып. 1. С. 162–243, 311–327.
Тимофеев А., прот. Шестоднев в экзегезе отцов Церкви // Международная богословская конференция Русской Православной Церкви «Современная библеистика и Предание Церкви». М., 2013 [Электронный ресурс] / URL:
Туровцев Т.А. Творение и преображение. СПб., 2008. 324 с.
Флоровский Г., прот. Понятие творения у свт. Афанасия Александрийского // Догмат и история. М., 1998. С. 80–107.
Флоровский Г., прот. Тварь и тварность // Догмат и история. М., 1998. С. 108–150.
Фокин А. Учение Оригена о Логосе и логосах (идеях): тексты и комментарии // Богословский сборник. М., 2001. Вып. 8. С. 197–226.
Цыпин Л., прот. Вселенная, Космос, Жизнь – три Дня Творения / Монография. К.: «Пролог», 2008. 640 с.
Энрю Лаут. Космическое видение прп. Максима Исповедника // Богослов.RU. Научный богословский портал [Электронный ресурс] / URL: http://www.bogoslov.ru/text/5009847/index.html
Лосский В. Н. Творение // Догматическое богословие. М., 1991. С. 222.
Лосский В. Н. Тварное бытие // Очерк мистического богословия Восточной Церкви. М., 1991. С. 70.
Учение о Демиурге (др.–греч. δημιουργός – мастер, ремесленник, творец) как том, кто, созерцая вечный мир идей (гиперуранию), по их образцам создал из вечной бесформенной материи космос, присутствует у древнегреческого философа Платона. Такая концепция является примером дуализма – философского учения, признающего существование двух противоположных начал: идеального и материального. Существуют различные формы этого учения.
Такое учение характерно, например, для Плотина (204–269 гг.), в пантеистической (др.–греч. παν – всё и θεός – Бог) системе которого мир происходит в результате эманации (лат. emanatio – вытекание, проистечение): первопричина, называемая Единое, выходит (эманирует) за пределы самой себя и порождает Ум и Мировую Душу. Душа порождает тварный мир по образцу тех идей, которые содержатся в Уме. Существует много пантеистических учений.
«Материализм (лат. materialis – вещественный) – философское миропонимание, мировоззрение, а также совокупность сопряженных идеалов, норм и ценностей человеческого познания, самопознания и практики, усматривающие в качестве основания и субстанции всех форм бытия – материальное начало, материю. Материализм восходит своими истоками еще к античному атомизму» (Материализм // История философии. Энциклопедия (Сост. и глав. науч. редактор A.A. Грицанов). Минск, 2002. С. 604).
Василий Великий, свт. Шестоднев. Беседа 2 // Творения. М., 2008. Т. 1. С. 338.
Грилихес Л., прот. Шестоднев в контексте Священного Писания // Международная богословская конференция Русской Православной Церкви «Современная библеистика и Предание Церкви». М., 2013. [Электронный ресурс] URL:
Это христианское учение есть именно догмат, а не просто идея, теологумен, частное мнение: «Творение мира Богом «из ничего», или приведение всего существующего «из небытия в бытие» (έκ τοΰ μή οντος είς τό είναι ), есть догмат православной христианской веры, то есть непостижимая для разума богооткровенная истина. Она присутствовала в сознании Церкви Христовой изначально», – пишет прот. Ливерий Воронов (Воронов Ливерий, прот. Творение мира. Участие в творении всех Лиц Святой Троицы // Догматическое богословие. Цит. по: Pravmir.ru. Православная электронная библиотека [Электронный ресурс] / URL:
Флоровский Г., прот. Тварь и тварность // Догмат и история. М., 1998. С. 130.
Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. Кн. 1. Гл. VIII. О Святой Троице // Источник знания. СПб., 2006.
Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. Кн. 2. Гл. II. О творении // Источник знания. СПб., 2006. С. 137.
Цит. по: Давыденков О., свящ. Побуждение и цель творения // Догматическое богословие. М., 2005. С. 165.
Лосский В. Н. Творение // Догматическое богословие. М., 1991. С. 223.
Флоровский Г., прот. Понятие творения у свт. Афанасия Александрийского // Догмат и история. М., 1998. С. 81. Схожая мысль есть у многих других богослов. Например, у румынского богослова о. Думитру Станилоа э. См.: Staniloae D. TDO. Vol. 2. P. 303–302.
См. подробнее: Воронов Л., прот. Творение мира. Участие в творении всех Лиц Святой Троицы // Догматическое богословие. Цит. по: Pravmir.ru. Православная электронная библиотека [Электронный ресурс] / URL: http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3586
См.: Василий Великий, свт. О Святом Духе. Гл. 8; 16 // Творения. М., 2008. Т. 1. С. 107–113; 126–131.
Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. Кн. 1. Гл. VIII. О Святой Троице // Источник
знания. СПб., 2006. С. 118.
Вечность // Православная энциклопедия. М., 2004. Т. 8. С. 97.
См., напр., определение времени, данное Михаилом Пселлом: «Время – это понятие и имя, созданное человеческой мыслью. Поскольку существуют вещи вечные, всегда сущие и неподвижные, и вещи, подверженные движению и гибели, то философы назвали саму меру движения временем. Ибо время – это не вещь, существующая сама по себе, не тело, видимое глазом, и не бестелесная
сущность, подобно природе, душе, разуму. Нет, время – это вещь, существующая только в мысли. Душа, соединенная с Вышним, пребывает в неизменяемом веке, когда же бывает отторгнута от вечности и лишена покоя ради рождения кого–либо, то она дает у себя место времени. Итак, время – это не иное что, как мера движения» (Пселл М. О всяческой науке [фрагменты] Гл. 75 // Памятники византийской литературы IX–XIV веков. М.: «Наука», 1969. С. 149–151).
Цит. по: Флоровский Г., прот. Тварь и тварность // Догмат и история. М., 1998. С. 108.
Цит. по: Глущенко Андрей, диак. Значение антропологии преподобного Максима Исповедника для современной православной апологетики. К.: Изд. отдел УПЦ, 2013. С. 72.
По замечанию В. Н. Лосского, принять такое учение «значило бы лишить тварный мир его оригинальности и самоценности, принизить творение, а значит и Бога, как его Творца». (Лосский В. Н. Догматическое богословие. Ч. II. Триединый Бог–Творец и Божественные идеи. М., 1991. С. 228).
Цит. по: Глущенко Андрей, диак. Указ. соч. С. 72.
Киприан (Керн), архим. Антропология святого Григория Паламы. Париж: YMCA–PRESS, 1950. С. 327.
Идея иерархичности мира была представлена во многих философских системах. Самым известным примером представления подобного рода является так называемое «Древо Порфирия».
Епифанович С.Л. Божественный Логос. «Всё, что до сих пор говорилось. » // Прп. Максим Исповедник и византийское богословие. Свято–Троицкая Сергиева Лавра, 2011. С. 50, 52.
Читаем у прп. Иоанна Дамаскина: «Слово «индивид» употребляется в четырех значениях. Индивидом называется то, что не рассекается и не делится, например, точка, теперь, единица; подобные предметы называются также неколичест венными
(т. е. не имеющими количества). Индивидом называется и то, что с трудом делится или рассыпается, например, алмаз и подобное. Индивидом называется вид, не делящийся уже на другие виды, т. е. самый низший вид, например, человек, лошадь и т. п.
В собственном же смысле индивидом называется то, что хотя и разделяется, однако после деления не сохраняет своего первоначального вида. Например, Петр делится на душу и тело. Но ни душа сама по себе не есть уже полный человек или полный Петр, ни тело. Философы и говорят об индивиде в этом смысле, согласно которому он обозначает основывающуюся на субстанции ипостась» (Иоанн Дамаскин, прп. Философские главы. Гл. 11. О индивиде // Источник знания. СПб., 2006. С. 28–30).
См. у прп. Иоанна Дамаскина: «Видом называется то существенное, что подчиняется роду. Виды суть то, на что делится род, и то, что не имеет рода, не есть вид. Вид, при разделении, сообщает тому, что ему подчинено, и имя, и определение» (Иоанн Дамаскин, прп. Философские главы. Гл. 10. О виде // Источник знания. СПб., 2006. С. 24–26).
Прп. Иоанн Дамаскин пишет: «Родом называется то, чему подчиняется вид. Род есть то, что сказывается в отношении многих и различающихся по виду предметов и отвечает на вопрос: что есть предмет. В самом деле, род разделяется на виды, является более общим, чем вид, обнимает виды и есть высшее в сравнении с ними понятие». Иоанн Дамаскин, прп. Философские главы. Гл. 9.
О роде // Источник знания. СПб., 2006. С. 23–24.
«Вещь – отдельный предмет материальной действительности, обладающий относительной независимостью и устойчивостью существования. Определенность вещи задается ее качественными, количественными, структурными и функциональными характеристиками. Общим выражением собственных характеристик вещи являются ее свойства. Место и роль данной вещи в определенной системе выражаются через ее отношения с другими вещами» (Вещь // История философии. Энциклопедия / Сост. и глав. науч. редактор A.A. Грицанов. Минск, 2002. С. 177).
Епифанович C.Л. Указ. соч. С. 50.
См.: «Всё чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» ( Ин. 1:3 ).
См.: «Иисус же говорил им: Отец Мой доныне делает, и Я делаю» ( Ин. 5:17 ).
«Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну» ( Ин. 5:22 ); «И дал Ему власть производить и суд» ( Ин. 5:27 ).
См.: Глущенко Андрей, диак. Указ. соч. С. 74.
Подробнее см.: Епифанович С.Л. Указ. соч. Учение о человеке. «Лучшим выразителем этой гармонии. » С. 54–61.
Ср. с текстом прп. Максима Исповедника: «Святой Дух присутствует в каждом из сущих, особенно в тех, кто каким–либо образом причастен Слову. Он, будучи Богом и Духом Божиим. приводит в сознание греховности соделанного вопреки закону природы всякого, кто способен [это] чувствовать и обладает здравым произволением для восприятия правильных естественных помыслов. Стало быть, во всех [людях] вообще присутствует подобным образом Святой Дух. [Он] есть и во всех, [живущих] по закону, как Законодатель и Предвозвеститель будущих таинств, возбуждая в них осознание преступления заповедей и знание предвозвещенного относительно Христа совершенства. Помимо указанных способов действия, [Святой Дух] есть и во всех, унаследовавших через веру подлинно божественное и обожествляющее имя Христово, не только как сохраняющий и промыслительно возбуждающий естественный разум, не только как обнаруживающий нарушение и соблюдение заповедей, но и как творящий дарованное по благодати через веру усыновление. Итак, [Святой Дух] пребывает вообще во всех, поскольку всех содержит, [о всех] промышляет и
[во всех] возбуждает естественные семена [добра]. А в частности, [Он пребывает] во всех, кто под законом, поскольку обличает
нарушение заповедей и просвещает пророческим обетованием относительно Христа; во всех же, [живущих] по Христу, [Он пребывает], помимо сказанного, еще и как Усы новитель» (Максим Исповедник, прп. Вопросоответы к Фалассию. Вопрос XV //
Творения. М., 1994. Кн. 2. С. 58–59).
Ср. с определенным прп. Максимом понятием «зло»: «Зло есть недостаток деятельности присущих естеству сил в отношении к [их] цели и решительно не есть что–либо другое» (Максим Исповедник, прп. О различных затруднительных местах Священного Писания // Творения. М., 1994. Кн. 2. С. 26); «Зло есть неразумное движение естественных сил, руководимых ошибочным суждением, к
[чему–либо] иному, помимо цели» (Там же. С. 27); «Зло по природе [своей] является способным к рассеиванию, неустойчивым, многообразным и разделяющим. Если добру по природе свойственно быть соединяющим разделенное и объемлющим [его], то злу, очевидно, свойственно разделять соединенное и разрушать [его]» (Максим Исповедник, прп. Вопросоответы к Фалассию. Вопрос XVI // Творения. Кн. 2. С. 61); «Порочность есть неправильное использование мыслей, за которым следует злоупотребление вещами» (Главы о любви. Вторая сотница. Гл. 17 // Творения. М., 1994. Кн. 1. С. 109); «Зло, которое есть греховное употребление мыслей, сопровождаемое злоупотреблением вещами» (Там же. Гл. 82. С. 118); «Зло созерцается не как относящееся к сущности тварей, но как относящееся к греховному и неразумному движению их» (Там же. Четвертая сотница. Гл. 14. С. 135); «Для мыслящей души злом является забвение естественных благ, происходящее от страстной привязанности к плоти и миру» (Пролог к помещенным на полях схолиям // Творения. Кн. 2. С. 19).
Подробное изучение библейского Шестоднева в КДС предусмотрено в программе предметов «Св. Писание Ветхого Завета» и «Наука и религия», поэтому в курсе догматического богословия рассматривается только основное, богословское содержание Шестоднева.
Афанасий Великий, свт. На ариан слово второе // Творения. М., 1994. Т. 2. С. 341.
См. подробнее: Тимофеев А., прот. Шестоднев в экзегезе отцов Церкви // Международная богословская конференция Русской Православной Церкви «Современная библеистика и Предание Церкви». М., 2013 (Цит. по: Синодальная библейско–богословская комиссия Русской Православной Церкви [Электронный ресурс] / URL: http://theolcom.ru/images/pdf/bible_papers/28_Timofeev.pdf ).
Грилихес Л., прот. Шестоднев в контексте Священного Писания // Международная богословская конференция Русской Православной Церкви «Современная библеистика и Предание Церкви». М., 2013 / Синодальная библейско–богословская комиссия Русской Православной Церкви [Электронный ресурс] URL: http://theolcom.ru/images/pdiybible_papers/13_Grilikhes.pdf
Источник: Издательский отдел Украинской Православной церкви, Киев, 2016. Рекомендовано к печати Ученым советом Киевской духовной академии и семинарии, журнал № 139 от 30 августа 2016 г.
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»