Что такое бпла в армии
Достижения и перспективы отечественных БПЛА
В последние 10-15 лет российская армия уделяет особое внимание беспилотным летательным аппаратам. Создаются, закупаются и принимаются на вооружение беспилотные комплексы разного назначения с разными характеристиками, позволяющие покрыть все потребности вооруженных сил. За счет этого уже создан один из крупнейших в мире «воздушных флотов» БПЛА, а в будущем он станет еще больше и сможет выполнять более широкий круг задач.
Текущие достижения
Нынешние процессы строительства и развития беспилотного направления были запущены в двухтысячных годах – хотя на вооружении сохраняются и более старые образцы, созданные еще в советское время. Освоение современных БПЛА началось с разработки собственных образцов и закупки иностранных изделий, необходимых для накопления опыта.
Со временем количество отечественных разработок росло, и часть этих образцов была принята на вооружение разных родов войск. В настоящее время БПЛА нескольких классов состоят на вооружении сухопутных войск, ВВС, ВМФ, ВДВ и ряда силовых структур. При этом пока распространение получают только комплексы легкого и среднего классов. Тяжелые БПЛА, в т.ч. ударного назначения еще не дошли до полноценной службы, но их появление в строю ожидается в ближайшее время.
По известным данным, в российской армии сейчас имеется ок. 70 рот, отвечающих за эксплуатацию БПЛА. Им принадлежат сотни беспилотных комплексов двух десятков типов, включающие не менее 2 тыс. летательных аппаратов. Благодаря этому Россия оказывается одной из главных «беспилотных держав» мира. По количеству БПЛА в строю наша страна уступает только США и Израилю.
Процессы разработки и модернизации беспилотной техники не прекращаются. Также продолжается производство аппаратов по имеющимся и вновь появляющимся контрактам. Осваиваются новые направления. Все это позволяет предполагать, что наш флот беспилотников, как минимум, не будет уменьшаться в количественном отношении, а в качественном его ждут настоящие прорывы.
Состояние парка
На данный момент подавляющее большинство армейских БПЛА относится к легкому классу; в основном это аппараты, предназначенные для ведения мониторинга и разведки. Так, наиболее массовым является комплекс «Орлан-10» с летательным аппаратом массой всего 14 кг, способный нести 5 кг полезной нагрузки. Предлагаются разные варианты полезной нагрузки, включая аппаратуру связи и средства РЭБ.
Большое значение для войск имеют БПЛА серии «Элерон». Такие аппараты построены по схеме «летающее крыло» и имеют массу от 3,4 до 15 кг. Они способны находиться в воздухе в течение продолжительного времени и вести разведку, не привлекая внимания. Более крупные и тяжелые образцы серии имеют сменную нагрузку. Схожие характеристики и возможности имеют более новые БПЛА семейства «Тахион». К этому же классу относится ряд других образцов российской разработки и лицензионного производства.
Основным отечественным БПЛА среднего класса на данный момент является «Форпост» – лицензионная копия израильского IAI Searcher II. Эта машина имеет взлетный вес более 430 кг и несет средства разведки. По мере продолжения производства, степень локализации росла, а зависимость от импортных комплектующих сокращалась. Кроме того, завершаются работы по БПЛА «Форпост-Р». Он крупнее и тяжелее предшественника, имеет увеличенную продолжительность полета. Кроме того, проект предусматривает использование только российских комплектующих и программного обеспечения.
Особенности эксплуатации
Существующий парк БПЛА в войсках пригоден только для наблюдения и ведения разведки – и армия активно пользуется этим. Свои разведывательные роты с беспилотниками созданы во всех крупных соединениях сухопутных, воздушно-десантных и других войск. Их задачей является сбор данных о противнике и обстановке в целом, целеуказание для различных огневых средств и т.д.
В последние годы Минобороны неоднократно сообщало о внедрении БПЛА в новых областях. Так, беспилотные аппараты теперь могут обеспечивать работу артиллерийских систем разных типов, вплоть до систем большой мощности 2С7М. Данные от беспилотника-разведчика используются как для подготовки к ведению огня, так и для корректировки после первых выстрелов.
Начата эксплуатация БПЛА в инженерных и железнодорожных войсках. С их помощью саперы и железнодорожники могут оценить обстановку и определить план дальнейших действий – при строительстве или разрушении объектов, при прокладке дорог или ремонте т.д.
Тяжелая перспектива
На вооружении российской армии пока отсутствуют БПЛА тяжелого класса, способные показывать более высокие летные характеристики. Из-за отсутствия таких платформ остается открытым вопрос ударных беспилотников. Однако работы в этом направлении начались еще несколько лет назад и вскоре дадут все желаемые результаты.
Наибольшие успехи показывает беспилотный комплекс «Орион». Он успешно справился с испытаниями и даже прошел проверку в Сирии. Весной этого года Минобороны приняло первый комплекс с тремя БПЛА. Ожидается запуск серийного производства. С некоторыми проблемами столкнулся проект схожего назначения «Альтиус-У». Этот БПЛА пока проходит испытания, но имеет все шансы поступить на вооружение в ближайшем будущем.
Особый интерес представляет проект С-70 «Охотник», уже доведенный до испытаний прототипа. Он предусматривает создание «летающего крыла» с развитыми разведывательно-ударными возможностями и способностью работать как самостоятельно с максимальной автономностью, так и в одном строю с пилотируемым истребителем 5 поколения.
Одноразовые беспилотники
В последние годы отечественная промышленность обратила внимание на направление т.н. барражирующих боеприпасов – легких БПЛА, несущих боевую часть и способных атаковать наземные цели. Уже представлено несколько разработок этого класса, они проходят испытания – но на вооружение пока не принимаются. Вероятно, решение об этом будет принято в ближайшем будущем.
Настоящее и будущее
БПЛА ряда классов уже стали неотъемлемым атрибутом российской армии. Производство техники существующих типов продолжается, что позволяет продолжать перевооружение и создавать новые подразделения разведки и мониторинга. Параллельно разрабатываются другие образцы, в т.ч. совершенно новых классов с иными рабочими и боевыми возможностями.
Таким образом, к настоящему времени «воздушный флот» российских беспилотников стал крупной и полноценной силой, способной решать поставленные задачи. А прямо сейчас он стоит на пороге нового этапа своего развития. Уже созданы аппараты новых классов с расширенными возможностями, и в ближайшее время они дойдут до полноценной эксплуатации. Тяжелые ударные машины дополнят легких разведчиков – и Россия войдет в круг мировых лидеров не только по количеству БПЛА, но и по их качеству и возможностям.
Беспилотная война XXI века: как дроны совершили революцию ведения боя
Концепцию ведения полномасштабных вооруженных конфликтов по праву можно считать революционной. Сделав ставку на дроны, Азербайджан с преимуществом одержал победу во второй карабахской войне, продемонстрировав всему миру эффективность использования беспилотных летательных аппаратов.
Вооруженный конфликт в Нагорном Карабахе 2020 года, именуемый часто Второй карабахской войной, впервые показал возможности умелого использования современных ударных беспилотников против сил регулярной армии. Прежние тактика, стратегия и оперативное искусство впервые оказались неэффективны против нового безликого противника, противопоставить которому большинству неразвитых в плане обороноспособности стран попросту нечего.
О том, какая роль отводится БПЛА в вооруженных конфликтах XXI века, есть ли у них достойные соперники и что можно противопоставить оружию будущего — в материале «ПолитЭксперта».
Эволюция БПЛА
Идею применять в военных целях летательные аппараты, управляемые дистанционно из удаленного на безопасное расстояние центра, нельзя назвать новой. Первые попытки создать ударные беспилотники для атак противника предпринимались еще в годы Второй мировой войны, однако существенных результатов в этой области, ввиду недостаточной развитости технологий, никому так и не удалось достичь.
Новым витком работы над БПЛА стала холодная война, и здесь главными «актерами» театра военных действий стали разведывательные дроны, разрабатываемые Соединенными Штатами и Советским Союзом. Борьба за инициативу привела к значительному прорыву в данной области. Так, например, уже к началу 60-х годов прошлого века на вооружение США был принят разведывательный Ryan Model 147, а годом раньше в СССР появился Ту-123 «Ястреб».
Спустя десятилетия эволюции беспилотники достигли больших высот. От банальной аэрофото- и видеосъемки БПЛА перешли к более важным задачам, таким как координирование действий наземных сил, корректировка огня пилотируемой авиации и артиллерии, выявление позиций ПВО противника и, наконец, нанесение ракетно-бомбовых ударов по наземным целям.
Лидерами в области конструирования и успешного применения ударных БПЛА в настоящее время принято считать США, Израиль, Турцию и Китай. Собственные наработки имеются и у России, Канады, Норвегии, Ирана.
Революционная концепция
Осенью 2020 года Азербайджан сделал ставку на активное использование разведывательных, ударных и барражирующих беспилотных летательных аппаратов и не прогадал, так как армия НКР и Армении не обладали средствами ПВО, способными эффективно бороться с БПЛА.
Танки отходят на второй план
В ходе последней войны на территории Карабаха Азербайджан применял сразу несколько типов беспилотных летательных аппаратов: от разведывательных до ударных. Однако наибольшая заслуга принадлежит именно вооруженным дронам, среди которых можно выделить двух основных представителей.
Первым является турецкий Bayraktar TB2 — средневысотный летательный аппарат, предназначенный для борьбы с наземными силами путем нанесения ракетных ударов. Его основное вооружение составляют управляемые ракеты UMTAS, применяемые для уничтожения бронированной техники и фортификационных сооружений. Один Bayraktar может нести сразу четыре боеприпаса этого типа. Высота полета в восемь километров делает его недосягаемым для имеющихся на вооружении НКР и Армении советских ЗРК типа 9К35 «Стрела-10» и 9К33 «Оса», максимальная высота атакуемой цели которых составляет всего пять километров.
Сотни выведенных из строя беспилотниками единиц военной техники НКР и Армении говорят о том, что лидерство в современном локальном вооруженном конфликте будет определяться преимущественно двумя составляющими: наличием у участников конфликта достаточного количества ударных БПЛА и наличием у них средств борьбы с летательными аппаратами противника. Важно признать и тот факт, что традиционные средства ведения войны, такие как танки, пилотируемая авиация и артиллерия, постепенно отходят на второй план.
У кого потенциал больше
В настоящее время наибольшим потенциалом в области ударных БПЛА обладают США. Основой их беспилотной ударной авиации принято считать два технически схожих аппарата: MQ-1 Predator и его более совершенная модификация MQ-9 Reaper. Оба беспилотника прошли боевое крещение в небе Ирака и Афганистана, на их счету тысячи боевых вылетов и сотни уничтоженных целей. Несмотря на то, что первый полет БПЛА совершили в 1994 и в 2001 году соответственно, их модификации до сих пор активно используются США, решая задачи на территории Сирии и Ирана.
Также похвастать богатым набором БПЛА собственного производства может и Израиль, который, в отличие от США, выбрал несколько иной путь развития в данном направлении. Принято считать, что именно в там впервые была реализована концепция дронов-камикадзе, которая доказала свою эффективность в ходе вооруженного конфликта в Нагорном Карабахе. Речь идет о преимущественно небольших аппаратах, способных выполнять разведку в поисках цели, а затем стремительно атаковать ее, пожертвовав собой. Наиболее яркими представителями этой линейки являются IAI Harpy и его более совершенная модификация. На счету последнего, напомним, десятки уничтоженных целей на территории НКР.
Не стоит забывать и про Китай, который в настоящее время является абсолютным мировым лидером по разнообразию ударных беспилотников. Наиболее перспективным же является Chengdu Pterodactyl 1, внешне напоминающий уменьшенную копию американского MQ-9 Reaper. Однако, несмотря на схожесть, китайский аппарат практически во всем уступает западному аналогу.
В России беспилотная авиация лишь начинает свой путь, так как долгое время наша страна не обладала собственными разработками в области как ударных, так и разведывательных дронов.
Объяснить данную проблему легко — в конце 80-х и начале 90-х годов, когда весь мир пожинал плоды революции микропроцессорной техники, Советский Союз находился на закате своей истории. В то время когда в США велись работы над MQ-1 Predator, в постсоветской России финансирование армии и ВПК ежегодно сокращалось в десятки раз, отчего о конструировании ударных беспилотников не могло идти и речи.
Однако за последнее десятилетие российскими специалистами была проделана титаническая работа по созданию с нуля полностью отечественных БПЛА. Одной из наиболее перспективных разработок является беспилотник С-70 «Охотник», созданный небезызвестным ОКБ Сухого. Этот тяжелый ударный БПЛА уже совершил несколько полетов и в настоящее время находится на финальной стадии разработки.
Помимо «Охотника», в России завершаются работы и над средневысотным ударным беспилотником, являющимся аналогом турецкого и американского MQ-9 Reaper. В честь древнегреческого воина (или в честь созвездия) его назвали «Орионом».
Борьба с дронами
Несмотря на превосходство потенциального противника в области конструирования ударных беспилотников, Россия способна успешно противостоять безликим убийцам с помощью наиболее современных средств противовоздушной обороны. Не ошибкой будет сказать, что в данной области наше государство на голову опережает потенциальных противников, так как развитая эшелонированная система ПВО позволяет почти со стопроцентной вероятностью уничтожать вражеские БПЛА еще до их появления в зоне пуска ракет.
Необходимо отметить, что борьба с дронами противника может осуществляться двумя методами: с помощью зенитно-ракетных комплексов и с помощью комплексов радиоэлектронной борьбы.
Первый метод подразумевает своевременное обнаружение и уничтожение беспилотника ракетной или ракетно-пушечной атакой. Для этих целей на вооружении России имеются: ЗРК большой дальности С-300 «Фаворит» и С-400 «Триумф», ЗРК средней дальности «Панцирь-С1» и «Тор», и даже ПЗРК типа «Верба». Все перечисленные образцы современного вооружения способны эффективно бороться с БПЛА различных классов, уничтожая их с высокой долей вероятности.
Второй же метод пользуется одним из недостатков беспилотников — их зависимостью от команд, поступающих из центра управления. Российские комплексы радиоэлектронной борьбы, такие как «ПОЛЕ-21Э» и «Красуха», способны осуществлять радиоприкрытие стратегически важных целей путем постановки помех. Напомним, что именно «Красуха-4» с 2015 года обороняет от дронов боевиков российскую авиабазу Хмеймим в Сирии, причем весьма успешно.
Эффективно или экономически невыгодно
Несомненно, беспилотные летательные аппараты в настоящее время являются наиболее эффективным методом борьбы с наземными силами противника. При этом главной причиной их успеха является неразвитая система ПВО стран, против которых использовались БПЛА. Явным тому доказательством стал вооруженный конфликт в Нагорном Карабахе, где Азербайджан с поразительной легкостью и практически без потерь уничтожил сотни целей армий НКР и Армении.
Однако при должной подготовке личного состава и налаженном взаимодействии различных эшелонов противовоздушной обороны со средствами стратегической радиолокационной разведки эффективность беспилотников может быть сведена к тому минимуму, при котором их использование станет экономически невыгодным.
Беспилотный летательный аппарат
Возможность сохранить наиболее ценный ресурс – бойцов на поле боя с начала первых войн являлось наиболее важным и перспективным. Современные технологии позволяют использовать боевые машины дистанционно, что исключает потерю оператора даже при уничтожении единицы. Одним из наиболее актуальных в наши дни является создание беспилотных летательных аппаратов.
Что такое БПЛА (беспилотный летательный аппарат)
БПЛА называют любой летательный аппарат, в котором в воздухе нет пилота. Автономность устройств различная: есть простейшие варианты с дистанционным управлением, либо полностью автоматизированные машины. Первый вариант еще называют дистанционно-пилотируемым ЛА (ДПЛА), они отличаются непрерывной подачей команд от оператора. Более совершенные системы требуют лишь эпизодической подачи команд, между которыми устройство работает автономно.
Основное преимущество таких машин перед пилотируемыми истребителями и разведчиками в том, что они до 20-ти раз дешевле своих аналогов при сопоставимых возможностях.
Недостаток устройств в уязвимости каналов связи, которые легко нарушить и вывести машину из строя.
История создания и развития БПЛА
История беспилотников началась в Великобритании в 1933 году, когда на базе биплана Fairy Queen был собран самолет, управляющийся по радио. До начала Второй мировой войны и в первые годы было собрано более 400 таких машин, которые использовались в качестве мишеней при Королевском ВМФ.
Управлялась ракета следующими средствами:
Соединенные Штаты в годы войны выпускали мишени для тренировки зенитчиков — Radioplane OQ-2. Ближе к концу противостояния появились первые ударные беспилотники многократного действия — Interstate TDR. Самолет оказался малоэффективным из-за низкой скорости и дальности, которые были обусловлены дешевизной производства. Кроме того, технические средства того времени не позволили вести прицельный огонь, вести бой на большой дистанции без следования самолета-управления. Тем не менее успехи в применении машин были.
В послевоенные годы БПЛА расценивались исключительно в роли мишеней, но ситуация изменилась после появления в войсках зенитных ракетных комплексов. С этого момента беспилотники стали разведчиками, ложными целями для вражеских «зениток». Практика показала, что их использование сокращает потери пилотируемых ЛА.
В Советском Союзе до 70-х годов активно выпускались тяжелые разведывательные самолеты в качестве беспилотных:
Значительные потери авиации во Вьетнаме для армии Соединенных Штатов обернулись возрождением интереса к БПЛА.
Здесь появляются средства для выполнения различных задач;
В этом виде использовались 147E, которые собирали разведданные так эффективно, что многократно окупили стоимость всей программы по их же разработке.
Практика применения БПЛА показала значительно больший потенциал в качестве полноценных боевых машин. Поэтому после начала 80-х в Соединенных Штатах начинают разработку тактических и оперативно-стратегических беспилотников.
В развитии БПЛА 80-90-х годов поучаствовали израильские специалисты. Изначально закупались устройства США, но быстро была сформирована собственная научно-техническая база для разработки. Лучше всех зарекомендовала себя фирма «Тадиран». Израильская армия тоже продемонстрировала эффективность использования БПЛА, осуществляя операции против сирийских войск в 1982.
В 80-90-е очевидные успехи ЛА без экипажа на борту спровоцировали начало разработок у многих компаний по всему миру.
В начале 2000-х появился первый ударный аппарат – американский MQ-1 Predator. На борту устанавливались ракеты AGM-114C Hellfire. В начале века беспилотники в основном использовались на Ближнем Востоке.
До сих пор практически все страны активно разрабатывают и внедряют БПЛА. Например, в 2013 в ВС РФ поступили разведывательные комплексы с малой дальностью действия — «Орлан-10».
Также ведется разработка в КБ Сухого и МиГ новой тяжелой машины – ударного самолета со взлетной массой до 20 тонн.
Предназначение беспилотника
Беспилотные летательные аппараты в основном задействуются для решения следующих задач:
Эффективность аппарата при выполнении задач определяется качеством следующих средств: разведка, связь, автоматизированные системы управления, вооружение.
Сейчас подобные ЛА успешно снижают потери личного состава, доставляют информацию, которую невозможно получить на дистанции прямой видимости.
Разновидности БПЛА
Боевые дроны обычно классифицируются по типу управления на дистанционные, автоматические и неуправляемые.
Кроме того, в ходу классификация по массе и ТТХ:
В этих группах есть и гражданские устройства, разумеется, они легче и проще. Полноценные боевые машины зачастую не меньше пилотируемых самолетов по габаритам.
Неуправляемые
Неуправляемые системы – это простейшая форма БПЛА. У них управление происходит за счет бортовой механики, установленных характеристик полета. В такой форме можно использовать мишени, разведчики или снаряды.
Дистанционного управления
Дистанционное управление обычно происходит за счет радиосвязи, что ограничивает радиус действия машины. Например, гражданские ЛА могут действовать в пределах 7-8 км.
Автоматические
В основном это боевые машины, способные самостоятельно выполнять сложные задачи в воздухе. Этот класс машин самый многофункциональный.
Принцип работы
Принцип работы БПЛА зависит от его конструктивных особенностей. Существует несколько компоновочных схем, которым соответствует большинство современных ЛА:
В зависимости от типа двигателя, меняется и используемое топливо. Электромоторы питает аккумулятор, ДВС – бензин, реактивные двигатели – соответствующее топливо.
Силовая установка крепится в корпусе, здесь же размещается управляющая электроника, средства управления и связи. Корпус представляет собой обтекаемый объем для придания конструкции аэродинамической формы. Основой же прочностных характеристик является рама, которая обычно собирается из металла или полимеров.
Простейший набор управляющих систем следующий:
Военные устройства управляются при помощи пульта (если дальность действия небольшая) либо по спутникам.
Сбор информации для оператора и программного обеспечения самой машины поступает из датчиков различных типов. Используются лазерные, звуковые, инфракрасные и прочие типы.
Навигация проводится за счет GPS и электронных карт.
Поступающие сигналы трансформируются контроллером в команды, которые передаются уже на исполняющие устройства, например, рули высоты.
Преимущества и недостатки БПЛА
По сравнению с пилотируемой техникой, БПЛА имеют серьезные преимущества:
Недостатки любой летающий дрон тоже имеет:
Тем не менее продолжаются работы по усовершенствованию техники, в том числе повлиять на будущее БПЛА могут нейросети.
Беспилотные аппараты России
Як-133
Это дрон разработки компании «Иркут» — малозаметный аппарат, способный вести разведку и при необходимости уничтожать боевые единицы противника. Предполагается оснащение управляемыми ракетами, бомбами.
А-175 «Акула»
Комплекс, способный вести всепогодный мониторинг климата, в том числе на сложном рельефе. Изначально модель разрабатывалась ООО «АэроРоботикс» для мирных целей, но производители не исключают выпуск военных модификаций.
«Альтаир»
Разведывательно-ударный аппарат, способный продержаться в воздухе до двух суток. Практический потолок – 12 км, скорость в пределах 150-250 км/ч. На взлете масса достигает 5 тонн, из них 1 т – это полезная нагрузка.
БАС-62
Гражданская разработка «ОКБ Сухого». В разведывательной модификации способен собирать разносторонние данные об объектах на воде и суше. Допускается применение для контроля линий электропередач, картографирования, мониторинга метеорологической обстановки.
Беспилотные аппараты США
Разработка компании Northrop Grumman. В 2017 год в армию Соединенных Штатов поступило три машины. Они были направлены в ОАЭ.
Беспилотник компании Lockheed Martin, предназначенный не только для наблюдения и рекогносцировки, но и для радиоэлектронной борьбы. Способен продолжать полет до 15 часов.
«LightingStrike»
MQ-1B «Predator»
Разработка General Atomics – средневысотная машина, которая изначально создавалась как разведывательная. Позже ее модифицировали в многоцелевую технику.
Беспилотные аппараты Израиля
«Mastiff»
Первым созданным израильтянами БПЛА стал «Мастиф», совершивший полет в 1975 году. Целью этой машины была разведка на поле боя. Простоял на вооружении до начала 90-х.
«Shadmit»
Эти устройства использовались для разведки в начале 80-х, когда шла первая Ливанская война. Часть использованных систем передавало в режиме реального времени разведданные, часть имитировала вторжение авиации. Благодаря им, успешно велась борьба с ЗРК.
IAI «Scout»
«Скаут» был создан в качестве тактической разведывательной машины, для чего оснащался телевизионной камерой и системой транслирования собранной информации в реальном времени.
I-View MK150
Другое название — «Наблюдатель». Аппараты разработаны израильской компанией IAI. Это тактическая машина, оснащенная инфракрасной системой наблюдения и комбинированной оптико-электронной начинкой.
Беспилотные аппараты Европы
MALE RPAS
Одна из недавних разработок – перспективная разведывательно-ударная машина, которая создается совместно итальянскими, испанскими, немецкими и французскими компаниями. Первая демонстрация прошла в 2020 году.
«Sagem Sperwer»
Одна из французских разработок, которая успела проявить себя на Балканах в конце прошлого века (1990-е). Создание велось с опорой на национальные и общеевропейские программы.
«Eagle 1»
Еще одна французская машина, которая предназначена для ведения разведывательных операций. Предполагается, что аппарат будет работать на высотах в 7-8 тысяч метров.
Высотный БПЛА, который может подниматься до 18 километров. В воздухе аппарат может продержаться до трех суток.
В целом в Европе ведущую роль в разработке беспилотных ЛА занимает Франция. Постоянно появляются новинки по всему миру, в том числе модульные многофункциональные модели, на базе которых можно собрать различные боевые и гражданские машины.