Что такое брачная дипломатия
Брачная дипломатия
В старину, например, в целях «приобретений» были в ходу так называемые дипломатические браки. Иногда, правда, они совершались с целью закрепления дружбы после длительной ссоры или предупреждения ссоры, но чаще они служили целям приобретательства. Едва ли не ярчайшим эпизодом в этой практике, и притом имевшим чрезвычайно важные последствия, было разрешение посредством брака в 15 веке вопроса о Бургундском наследстве в пользу Австрии, против Франции. В частности, для Австрии это имело то значение, что положило начало превращению её в могущественное государство и дало повод к известной эпиграмме, сочинённой венгерским королём Матвеем Корвином: «Пусть ведут войны другие; ты же, счастливица-Австрия, свадьбы справляй; что другим даёт Марс, тебе преподносит Венера». С тех времён государства перестали быть государевыми вотчинами, передаваемыми по воле их обладателей. Однако Наполеон, едва возложив на себя императорскую корону, стал заботиться о приобретательских браках для своих братьев, сестёр и маршалов. «Буржуазный» король Людовик Филипп настойчиво, во всё продолжение своего правления (1830-1848), старался проводить дипломатические браки, навязав в жёны вновь избранному на бельгийский престол кобургскому принцу Леопольду свою дочь, женив своего сына, графа Монпансье, на испанской наследнице и пытаясь (тщетно!) женитьсвоего наследника то на австрийской эрцгерцогине, то на прусской принцессе. Но усерднее всех, и притом до самых наших дней, проводила и проводит «матримониальную» дипломатию архибуржуазная Англия. В 1858 году старшая дочь королевы Виктории была выдана замуж за прусского кронпринца Фридриха, впоследствии германского императора; в 1863 году Англия навязала Греции короля в лице датского принца из Глюксбургов, брата жены принца Уэльского, дав ему в «приданое» Ионические острова, над которыми Англия с 1815 года имела протекторат; в 1893 году Англия выдала внучку королевы за наследника румынского престола Фердинанда, в 1896 году выдала другую внучку за датского принца Карла, также брата принцессы Уэльской, возведённого под именем Хаакона VII на престол Норвегии, в 1905 году отделившейся от Швеции, и в 1906 году ещё третью внучку за испанского короля Альфонса XIII, свергнутого в 1931 году с престола. Наконец, в наши дни, незадолго до второй мировой войны, один из братьев короля, герцог Кентский женился на дочери греческого короля. Это были не просто браки между членами царствующих домов, а браки политические, имевшие своей целью укрепление политического или экономического влияния Англии в особо интересовавших её государствах. И сейчас ещё бельгийская, греческая, испанская и норвежская династии составляют предмет английских забот и планов на будущее.
Впрочем, брачная дипломатия в общем отходит в область занимательных преданий…
Дипломатический словарь. Гл. ред. А. Я. Вышинский и С. А. Лозовский. М., 1948.
Брачная дипломатия
XIV в., иногда называют Анжуйской державой.
И впоследствии французские короли нередко прибегали к брачным союзам, чтобы округлить свои владения. В конце
XV — начале XVI в. они присоединили Бретань, которая отошла к Франции как приданое наследницы герцогства Анны Бретонской. На ее руку и сердце (и провинции) претендовали сразу два монарха — французский король и германский император. В 1490 г. Анна заочно была выдана замуж за сына императора Священной Римской империи. Цель этого брака заключалась в том, чтобы посредством династического союза с Империей отстоять самостоятельность герцогства Бретонского, которое уже давно стремились прибрать к рукам французские короли. В ответ на этот шаг французские войска вторглись на территорию герцогства. В результате французский король Карл VIII добился того, что брак Анны с немецким принцем был аннулирован, и сам женился на ней. Причем, согласно брачному контракту, после смерти супруга в случае отсутствия у него прямых наследников Анна была обязана выйти замуж за нового французского короля. Карл VIII умер в 1498 г., не оставив мужского потомства (все четыре его сына умерли еще раньше). Королем Людовиком XII стал его двоюродный брат
герцог Орлеанский, за которого Анна и вышла замуж спустя год. Она родила королю двух дочерей, старшая из которых, Клод Французская, была выдана замуж за предполагаемого наследника короны — Франциска герцога Ангулемского, представителя одной из ветвей династии Валуа, будущего короля Франциска I. Благодаря этому браку Бретань окончательно вошла в состав Французского королевства.
«Брачная дипломатия» европейских монархий в XVII – начале XVIII вв. Часть I
материалы
по теме
экскурсии
Походы Александра Македонского
Дуэль
Династические связи в XVII — начале XVIII в. являлись важным элементом европейской политики. Угасание ряда владетельных Домов и запутанность династических прав приводили нередко к продолжительным войнам за то или иное наследство. Такими в XVII в. были войны за мантуанское наследство (1628−1631), «деволюционная война» (1667−1668), за пфальцское наследство (1688−1697). Но ещё больше войн произошло в XVIII в. — за испанское (1701−1714), польское (1733−1735), австрийское (1740−1748), баварское (1777−1778) наследства.
Так русский учёный-историк Н.И. Кареев отмечал: «Для XVIII в. характерно и то, что разные войны, происходившие в то время, получали название войн за наследство. Открывался целый ряд наследств, становившихся предметом спора, и, когда не приходили к полюбовному соглашению на счёт дележа, начинали воевать, защищая свои наследственные права, т. е в сущности права, которые ведаются гражданским правом».
Династические браки способствовали созданию и укреплению союзнических отношений между державами, хотя родственные связи довольно часто приходили в столкновение с национальными интересами государства. Рассмотрим здесь влияние династических браков на внешнюю политику и дипломатию европейских держав в XVII — начале XVIII в., вытекающие из них права на открывающиеся наследства и покажем, как в результате войн менялась политическая карта Европы и соотношение сил на Европейском континенте.
«Испанский брак» Людовика XIII и «лотарингский брак» Гастона Орлеанского
В XVII и тем более в XVIII в. религиозный фактор уже не имеет того значения, каким он был в эпоху Реформации и Контрреформации. Государственные, национальные интересы стали преобладающими над конфессиональными. В начале XVII в. католические Испания, Франция и Империя находились в сложных отношениях с протестантскими государствами, прежде всего с Англией, Республикой Соединённых провинций (Голландией), скандинавскими странами и немецкими кальвинистскими и лютеранскими княжествами.
Филипп II Испанский
Король Филипп II Испанский (1527−1598) предчувствовал, что после его смерти Испания и её владения попадут в ненадёжные руки. С горечью умирающий король говорил: «Господь Бог, который дал мне столько владений, отказал в сыне, способном управлять ими… Боюсь, что им самим будут управлять другие». Король не ошибся: его преемники предоставили управление огромной монархией фаворитам (Лерме, Оливаресу и др.). За два дня до смерти король призвал к себе 20-летнего сына Филиппа (1578−1621) и дочь инфанту Изабеллу-Клару-Евгению (1566−1633), помолвленную с эрцгерцогом Альбрехтом VII Австрийским (1559−1621). Сыну он приказал жениться на эрцгерцогине Маргарите Австрийской (1584−1611), сестре эрцгерцога Штирийского (впоследствии император Фердинанд II (1578−1637), а дочери обещал уступить Нидерланды, когда она выйдет замуж за своего троюродного брата Альбрехта. Этот брак заключался по политическим и дипломатическим соображениям. В случае отсутствия детей у Изабеллы и Альбрехта Нидерланды возвращались Испании.
Инфанта Изабелла-Клара-Евгения
Эрцгерцог Альбрехт VII Австрийский
Декретом от 1 февраля 1601 г. король Филипп III признал за Альбрехтом право стать преемником Изабеллы в случае её смерти. 18 июля 1616 г. нидерландские провинции принесли Филиппу III присягу на верность, а это означало, что Альбрехт из владетельного государя превращался в простого наместника испанского короля. 13 июля 1621 г. Альбрехт, нежно любимый супругой, скончался, и Нидерланды вернулись к испанской короне.
Филипп II умер в Эскориале 13 сентября 1598 г. Вступивший на престол Филипп III выполнил волю отца, женившись в 1599 г. на эрцгерцогине Маргарите Австрийской.
Филипп III Испанский
Маргарита Австрийская
Филипп IV Испанский
Изабелла Французская (Елизавета де Бурбон), первая супруга Филиппа IV
Мария-Анна Австрийская, вторая супруга Филиппа IV
Затянувшуюся войну с Испанией король Генрих IV Бурбон (1553−1610) предполагал закончить двойным браком французского и испанского наследников: будущий Людовик XIII (1601−1643) должен был жениться на старшей дочери Филиппа III — Анне Австрийской (1601−1666), а будущий Филипп IV (1605−1665) — на старшей дочери Генриха IV — Елизавете Французской (Изабелле Бурбон) (1602−1644). Переговоры об этих браках начались чуть ли не с рождения детей и особенно с 1608 г. Однако брачный союз в то время расстроился по, казалось бы, незначительному поводу: эрцгерцог Альбрехт предоставил в 1609 г. убежище племяннику Генриха IV — Генриху II де Бурбону, принцу де Конде (1588−1646), и его жене Шарлотте-Маргарите, урождённой де Монморанси (1593−1650).
Генрих IV Бурбон
57-летний Генрих IV потерял голову от 14-летней Шарлотты, собиравшейся выйти замуж за Франсуа де Бассомпьера, славившегося любовными похождениями. Король заставил Бассомпьера отказаться от помолвки и выдал Шарлотту за принца Конде (поговаривали, что Конде был внебрачным сыном Генриха IV и, кроме того, был склонен к гомосексуализму), рассчитывая, что тот закроет глаза на поведение государя и собственной жены. Однако ревнивый муж бежал вместе с женой от посягательств влюблённого в Шарлотту монарха. Как пишет современный французский историк Роббер Амбелен, Генрих IV был «готов спалить Европу, чтобы, помимо всего прочего, затащить к себе в постель 14-летнюю красотку».
Генрих II де Бурбон, принц де Конде
Шарлотта-Маргарита де Монморанси
Гастон Орлеанский
Мария де Бурбон-Монпансье, первая супруга Гастона Орлеанского
Маргарита де Водемон (Маргарита Лотарингская), вторая супруга Гастона Орлеанского
А между тем, готовясь к войне, Генрих IV строил самые обширные планы. Предполагалось изгнать испанцев из Италии и Фландрии, отобрать у Вены Богемию и Венгрию и дать Европе чёткое устройство. В Европе должны были остаться шесть наследственных монархий (Франция, Испания, Англия, Швеция, Дания и Ломбардия), шесть выборных монархий (Рим, Венеция, Империя, Польша, Венгрия и Богемия), три федеральных республики (Швейцария, Нидерланды и итальянские государства к северу от Рима). Эта Европа противостояла бы Азии, прежде всего туркам и Московии, «миру степи». Возобновлению крупномасштабной войны помешало только убийство 14 мая 1610 г. Генриха IV.
Попов Н. В. «Династические браки и «брачная дипломатия» в Западной Европе XVII — начало XVIII вв. //Новая и новейшая история. М., 2001, № 5. С.185−213.
«Брачная дипломатия» европейских монархий в XVII – начале XVIII вв. Часть I
материалы
по теме
экскурсии
Походы Александра Македонского
Дуэль
Династические связи в XVII — начале XVIII в. являлись важным элементом европейской политики. Угасание ряда владетельных Домов и запутанность династических прав приводили нередко к продолжительным войнам за то или иное наследство. Такими в XVII в. были войны за мантуанское наследство (1628−1631), «деволюционная война» (1667−1668), за пфальцское наследство (1688−1697). Но ещё больше войн произошло в XVIII в. — за испанское (1701−1714), польское (1733−1735), австрийское (1740−1748), баварское (1777−1778) наследства.
Так русский учёный-историк Н.И. Кареев отмечал: «Для XVIII в. характерно и то, что разные войны, происходившие в то время, получали название войн за наследство. Открывался целый ряд наследств, становившихся предметом спора, и, когда не приходили к полюбовному соглашению на счёт дележа, начинали воевать, защищая свои наследственные права, т. е в сущности права, которые ведаются гражданским правом».
Династические браки способствовали созданию и укреплению союзнических отношений между державами, хотя родственные связи довольно часто приходили в столкновение с национальными интересами государства. Рассмотрим здесь влияние династических браков на внешнюю политику и дипломатию европейских держав в XVII — начале XVIII в., вытекающие из них права на открывающиеся наследства и покажем, как в результате войн менялась политическая карта Европы и соотношение сил на Европейском континенте.
«Испанский брак» Людовика XIII и «лотарингский брак» Гастона Орлеанского
В XVII и тем более в XVIII в. религиозный фактор уже не имеет того значения, каким он был в эпоху Реформации и Контрреформации. Государственные, национальные интересы стали преобладающими над конфессиональными. В начале XVII в. католические Испания, Франция и Империя находились в сложных отношениях с протестантскими государствами, прежде всего с Англией, Республикой Соединённых провинций (Голландией), скандинавскими странами и немецкими кальвинистскими и лютеранскими княжествами.
Филипп II Испанский
Король Филипп II Испанский (1527−1598) предчувствовал, что после его смерти Испания и её владения попадут в ненадёжные руки. С горечью умирающий король говорил: «Господь Бог, который дал мне столько владений, отказал в сыне, способном управлять ими… Боюсь, что им самим будут управлять другие». Король не ошибся: его преемники предоставили управление огромной монархией фаворитам (Лерме, Оливаресу и др.). За два дня до смерти король призвал к себе 20-летнего сына Филиппа (1578−1621) и дочь инфанту Изабеллу-Клару-Евгению (1566−1633), помолвленную с эрцгерцогом Альбрехтом VII Австрийским (1559−1621). Сыну он приказал жениться на эрцгерцогине Маргарите Австрийской (1584−1611), сестре эрцгерцога Штирийского (впоследствии император Фердинанд II (1578−1637), а дочери обещал уступить Нидерланды, когда она выйдет замуж за своего троюродного брата Альбрехта. Этот брак заключался по политическим и дипломатическим соображениям. В случае отсутствия детей у Изабеллы и Альбрехта Нидерланды возвращались Испании.
Инфанта Изабелла-Клара-Евгения
Эрцгерцог Альбрехт VII Австрийский
Декретом от 1 февраля 1601 г. король Филипп III признал за Альбрехтом право стать преемником Изабеллы в случае её смерти. 18 июля 1616 г. нидерландские провинции принесли Филиппу III присягу на верность, а это означало, что Альбрехт из владетельного государя превращался в простого наместника испанского короля. 13 июля 1621 г. Альбрехт, нежно любимый супругой, скончался, и Нидерланды вернулись к испанской короне.
Филипп II умер в Эскориале 13 сентября 1598 г. Вступивший на престол Филипп III выполнил волю отца, женившись в 1599 г. на эрцгерцогине Маргарите Австрийской.
Филипп III Испанский
Маргарита Австрийская
Филипп IV Испанский
Изабелла Французская (Елизавета де Бурбон), первая супруга Филиппа IV
Мария-Анна Австрийская, вторая супруга Филиппа IV
Затянувшуюся войну с Испанией король Генрих IV Бурбон (1553−1610) предполагал закончить двойным браком французского и испанского наследников: будущий Людовик XIII (1601−1643) должен был жениться на старшей дочери Филиппа III — Анне Австрийской (1601−1666), а будущий Филипп IV (1605−1665) — на старшей дочери Генриха IV — Елизавете Французской (Изабелле Бурбон) (1602−1644). Переговоры об этих браках начались чуть ли не с рождения детей и особенно с 1608 г. Однако брачный союз в то время расстроился по, казалось бы, незначительному поводу: эрцгерцог Альбрехт предоставил в 1609 г. убежище племяннику Генриха IV — Генриху II де Бурбону, принцу де Конде (1588−1646), и его жене Шарлотте-Маргарите, урождённой де Монморанси (1593−1650).
Генрих IV Бурбон
57-летний Генрих IV потерял голову от 14-летней Шарлотты, собиравшейся выйти замуж за Франсуа де Бассомпьера, славившегося любовными похождениями. Король заставил Бассомпьера отказаться от помолвки и выдал Шарлотту за принца Конде (поговаривали, что Конде был внебрачным сыном Генриха IV и, кроме того, был склонен к гомосексуализму), рассчитывая, что тот закроет глаза на поведение государя и собственной жены. Однако ревнивый муж бежал вместе с женой от посягательств влюблённого в Шарлотту монарха. Как пишет современный французский историк Роббер Амбелен, Генрих IV был «готов спалить Европу, чтобы, помимо всего прочего, затащить к себе в постель 14-летнюю красотку».
Генрих II де Бурбон, принц де Конде
Шарлотта-Маргарита де Монморанси
Гастон Орлеанский
Мария де Бурбон-Монпансье, первая супруга Гастона Орлеанского
Маргарита де Водемон (Маргарита Лотарингская), вторая супруга Гастона Орлеанского
А между тем, готовясь к войне, Генрих IV строил самые обширные планы. Предполагалось изгнать испанцев из Италии и Фландрии, отобрать у Вены Богемию и Венгрию и дать Европе чёткое устройство. В Европе должны были остаться шесть наследственных монархий (Франция, Испания, Англия, Швеция, Дания и Ломбардия), шесть выборных монархий (Рим, Венеция, Империя, Польша, Венгрия и Богемия), три федеральных республики (Швейцария, Нидерланды и итальянские государства к северу от Рима). Эта Европа противостояла бы Азии, прежде всего туркам и Московии, «миру степи». Возобновлению крупномасштабной войны помешало только убийство 14 мая 1610 г. Генриха IV.
Попов Н. В. «Династические браки и «брачная дипломатия» в Западной Европе XVII — начало XVIII вв. //Новая и новейшая история. М., 2001, № 5. С.185−213.





