Что такое брашпиль на судне
БРАШПИЛЬ
(Windlass) — якорная машина для подъема якорей с горизонтальным валом в отличие от шпилей, имеющих вертикальный вал. Б. бывают ручные, паровые и электрические.
У первого типа Б. ручной привод состоит из коромысла, соединенного с обоймами, снабженными собачками (палами). Б. получает вращение при упоре собачек в зубчатые колеса. Обычно Б. имеет два цепных барабана, которые можно сообщать и разобщать с главным валом Б. посредством муфты трения или кулачного сцепления.
Полезное
Смотреть что такое «БРАШПИЛЬ» в других словарях:
БРАШПИЛЬ — (гол.). Горизонтальный ворот на судах для вытаскивания якоря и поднятия тяжестей. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. БРАШПИЛЬ Горизонтальный ворот на судах для поднятия тяжестей. Объяснение 25000… … Словарь иностранных слов русского языка
брашпиль — лебедка Словарь русских синонимов. брашпиль сущ., кол во синонимов: 4 • абня (4) • лебедка … Словарь синонимов
Брашпиль — Якорный механизм с собственным приводом, имеющий одну или две звездочки с горизонтальной осью вращения. Брашпиль может иметь одну или две турачки, а также быть без турачек. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
БРАШПИЛЬ — (нидерл. braadspil) судовая лебедка с 2 барабанами на горизонтальном валу для подъема якоря или для швартовки … Большой Энциклопедический словарь
БРАШПИЛЬ — БРАШПИЛЬ, брашпиля, муж. (голланд. broads pit) (мор.). Горизонтальный ворот на носу корабля для поднятия якоря. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
БРАШПИЛЬ — муж., мор. лежачий ворот, лебедка рычажная, баран, навой, лежачий вал, поворачиваемый рычагами, для подъема тяжестей, якоря. Брашпильный, брашпилевый, к нему относящийся Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
брашпиль — Якорный механизм с собственным приводом, имеющий одну или две звездочки с горизонтальной осью вращения. [ГОСТ 26069 86] Тематики палубные механизмы, судовые устройства EN windlass DE Ankerwinde FR guindeau … Справочник технического переводчика
Брашпиль — БРАШПИЛЬ, горизонт. воротъ, употребляемый на судахъ для подъема якоря. Б. съ ручнымъ или машиннымъ приводомъ. (См. рис.). На воен. судахъ обык. на оси Б. устанавливаются 2 барабана съ углубленіями по формѣ звеньевъ якорн. каната (для пр. и л.… … Военная энциклопедия
Брашпиль — Главный брашпиль французского спасательного судна Abeille Bourbon … Википедия
БРАШПИЛЬ — (от голл. braadspil) лебёдка с горизонтальным валом и двумя барабанами для подъёма судового якоря, а также для швартовки судна. Б. бывают ручные (небольших размеров), с паровым, электрич. или гидравлич. приводом. См. рис. Брашпиль … Большой энциклопедический политехнический словарь
Брашпиль. Судовой брашпиль. Шпиль судовой.
Брашпиль — палубный механизм лебёдочного типа представляющий собой (в простейшем варианте) горизонтальный ворот. Используется для подъёма якорей и создания натяжения тросов при швартовке. Имеет горизонтальный вал, в отличие от шпиля. Предназначен для обслуживания якорных цепей обоих бортов. Брашпили бывают электромеханические, паровые, гидравлические, ручные.
Кроме якорей и якорных цепей в якорное устройство судна входят шпили, брашпили, якорные клюзы, цепные стопора, кнехты и приспособления для крепления якорной цепи.
Поднять якорь с грунта или, как говорят, выбрать якорь, можно либо вручную (так поступали, например, на малых судах в доисторическую эпоху), либо с помощью шпилей (на римских судах из озера Неми уже был найден прототип шпиля, который состоял нз платформы, вращавшейся на шарах).
Шпиль — один из важнейших механизмов, служащий не только для подъема якоря (в этом случае его называют якорным шпилем), но и для подъема реев, спуска и подъема шлюпок и т. д. На старинных судах обычно применяли два шпиля: большой и малый.
Шпиль состоял из шпилевой колонны или столба, верхняя часть которого имела восьмигранное поперечное сечение и называлась шпинделем или веретеном. На боковых гранях веретена устанавливали несколько ребер — вельпсов. Над ними находилась голова шпиля —дромгед, по окружности которого были распределены квадратные отверстия — шпиль-гаты — для установки вымбовокрычагов. С помощью последних на шпиль передавали вращающие усилия. Среднюю часть шпиля, вокруг которой обма тывали якорный канат, называли барабаном, или баллером. Чтобы воспрепятствовать вращению шпиля в противоположную сторону, в основании барабана — палгеде — делали квадратные отверстия, в которые входили палы — деревянные штыри, установленные на палубе вокруг шпиля.
Большие шпили имели по два барабана, один из которых находился на первой (нижней) палубе, а другой — на второй. Их
Рис. 461. Старинные шпили: а — малый английский; Ь — большой английский; с — небольшой средневековый.
1 — шпилевая колонна нлн столб; 2 — вельпсы; 3 — шпиндель или веретено; За — баллер или барабан; 4 — дромгед; 5 — шпиль-гаты; 6 — квадратные гнезда в палгеде для застопориваиня шпиля палами; 7 — палы; 8 — палгун; 9 — вельпсовые перемычки; 10 — цапфа; 11 —• вымбовка; 12 — выемки между вельпсами для увеличения трения троса.
применяли главным образом для подъема якорей, при этом одновременно работали люди, находившиеся на двух палубах. Колонну малого шпиля устанавливали на второй или третьей палубе, а его барабан выводили на бак (рис. 461, с).
Шпили современных парусных судов не имеют существенных отличий от шпилей старинных судов. Они состоят из оси — шпинделя, на который надет барабан. На поверхности барабана находится несколько изогнутых деревянных или металлических ребер— вельпсов, обеспечивающих более плотное прилегание троса к барабану при его вращении.
После введения цепей палгед шпиля изменили. В основание баллера поставили цепной барабан — звездочку, позволявшую удерживать цепь. В этой звездочке (называется по фамилии изо-
бретателя «барботин-кольцо») вначале делали гнезда, имевши форму звеньев якорь-цепи, а позднее — крестообразные выемки. Чтобы было легче снимать якорную цепь со звездочки, на фунда-менте шпиля устанавливают цепеотбойник (рис. 462). На современных судах шпили приводятся во вращение паровым или электрическими приводами (рис. 463).
Брашпили появились в XVII в. на торговых судах. Это горизонтальные шпили, состоящие из двух барабанов, ось которых — веретено — поддерживалась двумя боковыми битенгами. Веретено выходило через битенги наружу, на его поверхности имелся
Рис. 463. Современный электрический шпиль.
ряд квадратных отверстий — шпиль-гатов —для установки вымбовок. Посредине брашпиля находилась колонка, на которой стояли палы, скользившие по зубчатым колесам веретена (рис. 464).
Более поздние брашпили приводились во вращение балансиром — коромыслом, подымавшим и опускавшим тяги. Последние, в свою очередь, поднимали и опускали обоймы, обхватывавшие веретено брашпиля. В результате этого палы обойм — собачки действовали на зубчатые колеса, которые вращались вместе с барабаном. С боков брашпиль имел два дополнительных барабана •— турачки, которые применялись при швартовных операциях (рис. 465).
В 1896 г. англичане изготовили железный брашпиль, по устройству аналогичный деревянному, который работал тоже при помощи балансира.
Паровые брашпили (появились на паровых судах) приводились в движение двумя паровыми цилиндрами, шатуны которых вращали центральные зубчатые колеса. В случае необходимости работу брашпиля можно было обеспечить балансиром, приводимым в движение вручную (рис. 466).
На современных парусных судах брашпиль работает от электромотора (рис. 467). Правда, на малых судах и сейчас используют брашпили с ручным приводом и редуктором (рис. 468).
Заметим, что якоря на парусных и торговых судах выбиракгк и отдают в наши дни с помощью брашпилей, на военных — с помощью шпилей.
Якорные клюзы — это цилиндрические отверстия в носовой части судна, через которые проходят якорные канаты или цепи. Раструбы клюзов на старинных судах были свинцовыми, а на современных они железные; клюзы выполняют роль прокладки, между якорем и бортом (рис. 469). Для герметичного закрытия:
Рис. 466. Паровой брашпиль со вспомогательным ручным приводом.
1 — звездочки; 2 — турачки; 3 — паровой цилиндр; 4 — палубные клюзы; 5 — стопор; 6 — цспеотбойник; 7 — коромысло; 8 — муфты; 9 — рукоятки коромысла.
КЛЮЗОВ сверху во время плавания применяли деревянные пробки, называвшиеся клюз-саками, или парусиновые мешки, набитые ворсом.
Стопор якорь-цепи — это устройство, находящееся на палубе между якорным клюзом и битенгом и служащее для снятия усилий со шпиля или брашпиля при выбранном якоре (рис. 470).
Битенги устанавливали между стопором цепи и якорным шпилем; их назначение — удерживать цепь, когда якорь лежит на грунте. На старинных судах тоже имелись битенги, на которые крепили якорный канат; сам канат хранили в специально отведенном месте или канатном ящике (см. рис. 141). В качестве дополнительных стопоров применяли короткие отрезки цепи или троса — цепные или тросовые стопоры, коренные концы которых крепили на обухах, вбитых в палубу.
Зажимной подпалубный стопор (палубная машинка). Цепь проходила через шпиль или брашпиль и палубный клюз в цепной
ящик. На современных судах предусмотрено предохранительное устройство, находящееся подле палубного клюза и представляющее еще одно зажимное приспособление для якорь-цепи. Его назначение — предотвратить самопроизвольную отдачу цепи (рнс. 471).
Значение слова «брашпиль»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Используется для подъёма якорей и создания натяжения тросов при швартовке. Имеет горизонтальный вал, в отличие от шпиля. Предназначен для обслуживания якорных цепей обоих бортов. Брашпили бывают электромеханические, паровые, гидравлические, ручные.
БРА’ШПИЛЬ, я, м. [гол. broads-pit] (мор.). Горизонтальный ворот на носу корабля для поднятия якоря.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
бра́шпиль
1. морск. палубный механизм лебёдочного типа для подъёма якорей, создания натяжения тросов при швартовке, имеет горизонтальный вал. Предназначен для обслуживания якорных цепей обоих бортов
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: боцман — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Брашпили, шпили
Брашпили и шпили
Важнейшую роль в якорном устройстве играют якорные механизмы, которые поднимают и отдают становые якоря, а также удерживают якорную цепь при стоянке судна. Данные механизмы также используют, чтобы выбирать швартовые тросы. К данным машинам относятся брашпили и шпили, которые работают при помощи электрического, парового либо электрогидравлического приводов.
Брашпиль – это палубный модуль, имеющий горизонтальный вал, с помощью звездочек, посаженных на вал, он производит выборку и отдачу цепи якоря. Турачки, прикрепленные к промежуточному валу, выполняют движения при всех рабочих режимах. Турачки брашпиля выбирают швартовый канат, таким образом, через натяжение каната, притягивая судно к причалу. В большинстве случаев брашпили оборудованы электрическими двигателями и имеют вал горизонтального позиционирования.
Исходя из особенности конструкции передачи и привода, брашпили делятся на три основных типа:
Шпиль – палубный модуль, выполняющий те же функции, что и брашпиль. Еще данным оборудованием выбирают рыболовные сети и тралы. Главное отличие между шпилем и брашпилем это расположение вала. У шпиля он расположен вертикально. Еще одно отличие – это наличие у шпиля звездочки и турачки в одном экземпляре, а у брашпиля эти детали расположены в двух единицах, симметрично расположенных. Это позволяет брашпилю синхронно выбирать и отдавать сразу две якорных цепи. Шпили имеют конструкцию схожую друг с другом, вне зависимости от толщины каната или цепи якоря. В отличие от брашпилей, которые оборудованы электрическими двигателями, подача рабочей силы на вал шпиля зависит только от конструкционных особенностей корабля.
Устройство и принцип работы брашпилей Васильев
Брашпили имеют горизонтальное расположение рабочей оси и располагаются пол-
ностью на палубе полубака.
Брашпиль состоит из двигателя, редуктора и размешенных на грузовом валу цеп-
ных звездочек и швартовных турачек ( рис. 12.1 ). Звездочки сидят на валу свободно, могут соединяться с ним посредством специальных кулачковых муфт.
Турачки имеют жесткую связь с грузовым валом. Каждая звездочка имеет ленточ-
ный тормоз с винтовым приводом.
Брашпиль обеспечивает раздельную работу звездочек левого и правого борта. Отдача якоря производится под действием его собственной массы. Скорость регу
лируется ленточным тормозом.
Современные брашпили имеют гидравлические устройства дистанционного управ
ления ленточным стопором, что позволяет отдавать якорь непосредственно из рулевой рубки. При этом сохраняется контроль за длиной вытравленной цепи.
Выбирание якоря производится электроприводом с местного поста управления. Возможен одновременный подъем двух якорей с половинной глубины залегания якорей
( для судов водоизмещением до 10 000 т эта половинная глубина равна 100 м ).
Рис. 12.1. Общий вид якорно-швартовного брашпиля:
На крупнотоннажных судах применяются якорные механизмы с одной цепной зве-
здочкой на горизонтальном рабочем валу. Их называют полубрашпилями. Каждый полу-
брашпиль имеет свой электропривод, что значительно упрощает технологию съемки с двух якорей и облегчает режим работы двигателя.
26. Устройство и принцип работы якорно-швартовных лебедок Досказиев
Якорно-швартовные лебедки представляют собой комбинированный механизм с общим электроприводом, избирательно работающим или на якорную звездочку, или на швартовный барабан ( рис. 12.2 )..
В некоторых случаях, учитывая технологию комплектации, такие устройства назы-
вают швартовными лебедками с якорной приставкой.
Лебедка имеет устройство измерения натяжения и может работать при удержании судна на швартовах в автоматическом режиме.
Рис. 12.2. Автоматическая швартовная лебедка с якорной приставкой:
Дата добавления: 2015-04-18 ; просмотров: 35 ; Нарушение авторских прав