Что такое бронепоезд историзм
Значение слова «бронепоезд»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Бронепоезда широко применялись в вооружённых конфликтах первой половины XX века, особенно в странах, обладавших развитой сетью железных дорог.
БРОНЕПО’ЕЗД, а, м. (нов. воен.). Бронированный поезд, вооруженный пушками и пулеметами.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
бронепо́езд
1. военн. бронированный подвижной железнодорожный состав из бронепаровоза (бронетепловоза), нескольких броневагонов (бронеплощадок) с пулемётным и пушечным вооружением и 2-4 платформ прикрытия, предназначенный для боевых действий в полосе железной дороги ◆ Остальные четыре поезда двинулись на север, откуда вскоре показался бронепоезд, который начал осыпать нас издалека своими снарядами. А. П. Богаевский, «Ледяной поход», 1918 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Остановленный взрывом полотна вне досягаемости выстрелов, большевистский бронепоезд громил из орудий станцию и посылал навстречу колонне ряд белых дымков, расплывавшихся по небесной синеве далеко в стороне. А. И. Деникин, «Очерки русской смуты. Том II. Борьба генерала Корнилова», 1922 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: шпик — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
БРОНЕПОЕЗД
Смотреть что такое БРОНЕПОЕЗД в других словарях:
БРОНЕПОЕЗД
бронированный подвижной железнодорожный состав из бронепаровоза, одной или нескольких бронеплощадок и контрольных платформ, предназначенный для. смотреть
БРОНЕПОЕЗД
БРОНЕПОЕЗД
бронепоезд м. Бронированный поезд, предназначенный для боевых действий в полосе железной дороги.
БРОНЕПОЕЗД
бронепоезд м.armoured train
БРОНЕПОЕЗД
1) Орфографическая запись слова: бронепоезд2) Ударение в слове: бронеп`оезд3) Деление слова на слоги (перенос слова): бронепоезд4) Фонетическая транскр. смотреть
БРОНЕПОЕЗД
БРОНЕПОЕЗД
БРОНЕПОЕЗД
БРОНЕПОЕЗД
бронированный н вооружённый подвижной железнодорожный состав, предназначенный для огневой поддержки войск и ведения самостоятельных боевых действий в п. смотреть
БРОНЕПОЕЗД
Армянский бронепоезд. Разг. Шутл. Железнодорожный состав, состоящий из канистр с вином. ББИ, 18.Для тех, кто на бронепоезде. Жарг. мол. Ирон. Для непон. смотреть
БРОНЕПОЕЗД
БРОНЕПОЕЗД, бронированный подвижной железнодорожный состав из бронепаровоза (бронетепловоза), нескольких броневагонов (бронеплощадок) с пулеметным и пушечным вооружением и 2-4 платформ прикрытия. Применялся в 1-й мировой, Гражданской и 2-й мировой войнах.
БРОНЕПОЕЗД
Ударение в слове: бронеп`оездУдарение падает на букву: оБезударные гласные в слове: бронеп`оезд
БРОНЕПОЕЗД
БРОНЕПОЕЗД
БРОНЕПОЕЗД
БРОНЕПОЕЗД, бронированный подвижной железнодорожный состав из бронепаровоза (бронетепловоза), нескольких броневагонов (бронеплощадок) с пулеметным и пушечным вооружением и 2-4 платформ прикрытия. Применялся в 1-й мировой, Гражданской и 2-й мировой войнах. смотреть
БРОНЕПОЕЗД
БРОНЕПОЕЗД
Rzeczownik бронепоезд m Militarny pociąg pancerny
БРОНЕПОЕЗД
— бронированный подвижной железнодорожный состав избронепаровоза (бронетепловоза), нескольких броневагонов (бронеплощадок) спулеметным и пушечным вооружением и 2-4 платформ прикрытия. Применялся в1-й мировой, Гражданской и 2-й мировой войнах. смотреть
БРОНЕПОЕЗД
м. воен. train m blindé
БРОНЕПОЕЗД
(2 м); мн. бронепоезда/, Р. бронепоездо/в
БРОНЕПОЕЗД
БРОНЕПОЕЗД
БРОНЕПОЕЗД
бронепо’езд, бронепоезда’, бронепо’езда, бронепоездо’в, бронепо’езду, бронепоезда’м, бронепо’езд, бронепоезда’, бронепо’ездом, бронепоезда’ми, бронепо’езде, бронепоезда’х. смотреть
Бронепоезда. Как они воевали
Нисколько не умаляя ценности такой информации, все-таки стоит признать, что участник событий, будь то солдат или офицер, имеет представление только о «своем» участке боя, о своих задачах, о своих ощущениях.
Для того чтобы собрать более или менее объективную картину, необходимо опросить как можно больше участников и, по возможности, с обеих сторон. Что невозможно сегодня. Архивные же документы, особенно начала войны, многие моменты просто не упоминают. Неразбериха была полная.
Да и материал, который мы предлагаем, подчеркиваем, не является научным трудом. Мы не делаем выводов. Не анализируем события, не выдвигаем новые теории. Мы просто говорим о том, что достаточно долгие годы было «не особо интересно» нашим историкам. Ещё об одной стороне войны.
Очень часто в различных источниках говорится о том, что отношение к бронепоездам в предвоенный период было неоднозначное. Признавая огневую мощь БП, подвижность и маневренность, достаточно серьезную бронезащиту, а так же возможность применения в качестве тягловой силы в случае необходимости, руководство РККА все-таки считало будущую войну войной моторов. Войной авиации и танков.
Это мнение во многом, по нашему мнению, правильное. Но достаточно спорное. Напомним материалы о создании в предвоенный период достаточно современных БП.
Достаточно негативную роль сыграли два фактора. Во-первых, непростительно большое сокращение количества БП после гражданской войны. В октябре 1920 года РККА имела 103 бронепоезда. А в начале Великой Отечественной всего 53(!). Из которых 34 относились к легкому классу.
Во-вторых, передача в конце 1923 года бронепоездов в ведение Главного артиллерийского управления не только не способствовало их совершенствованию, но и превратило саму суть БП в выполнение роли передвижных артиллерийских батарей. Руководство ГАУ открыто рассматривало бронепоезда именно как артиллерию на железнодорожных платформах.
Кстати, это ответ тем из наших читателей, которые дискутировали по поводу тяжелых железнодорожных орудий и их соответствия комплектации БП.
Из предыдущих материалов читатели знают принципы создания наиболее известных бронепоездов, их состав и предназначение. То есть, несмотря на трудности, в Красной Армии бронепоезда к началу войны не только сохранились, но и породили множество «потомков». Да и сами стали совсем другими. Не теми, что громили противника в Гражданскую.
По состоянию на 22 июня 1941 года Красная Армия имела 53 бронепоезда (из них 34 относились к классу легких), в составе которых было 53 бронепаровоза, 106 артиллерийских бронеплощадок, 28 бронеплощадок ПВО и более 160 бронеавтомобилей, приспособленных для движения по железной дороге. Имелось также 9 бронедрезин и несколько моторных броневагонов.
Кроме Красной Армии бронепоездами располагали и оперативные войска НКВД. Они имели 25 бронепаровозов, 32 артиллерийские бронеплощадки, 36 моторных броневагонов и 7 бронеавтомобилей.
Очень часто возникает вопрос именно о бронепоездах НКВД. И вопрос этот возник от достаточно поверхностного взгляда нашего образования, кинематографа и телевидения на само НКВД. У большинства населения сложилось твердое убеждение, что НКВД занималось только поиском врагов народа, шпионов, диверсантов и их уничтожением.
Ах, ну да, конечно, еще заградотряды, как же без них…
На самом деле одной из главных задач органов внутренних дел была защита объектов народного хозяйства от диверсий. Но для картинки на экране это не так красочно, как арест вредителя или шпиона. Или стрельба из пулемета в своих отступающих бойцов.
Железнодорожные узлы, станции, места заправки паровозов водой и углем, мосты, перегоны, склады были достаточно желанным объектом для диверсии. Представьте себе взорванный даже сейчас Транссиб. И это в век автомобильных фур, самолетов и прочих транспортных средств. А в довоенное время.
Таким образом, мы вышли на первый ответ на вопрос об использовании бронепоездов. Защита объектов железнодорожной сети. В мирное время от диверсий. В военное время и от наступающего противника, и от самолетов, и от всего того, что может появиться на железной дороге. Включая вражеские бронепоезда и другую бронетехнику. В особенности – танки противника.
Кроме этого, в период эвакуации достаточно часто встречались ситуации, когда на узловых станциях в силу различных причин оставались вагоны с важнейшими грузами. От денег из банков, архивных и музейных ценностей до запасных частей к самолетам и танкам и даже станков эвакуированных заводов.
Заниматься вывозом этих составов приходилось тоже БП. В одной из частей своего рассказа мы упоминали действия советского бронепоезда, который в одиночку на какое-то время не только отбил станцию, где стоял состав с необходимыми фронту запасными частями, но и обеспечил их вывоз на советскую территорию.
Ещё более прозаично выглядят задачи для бронепоездов РККА. Если говорить в общем смысле, то это даже не задачи, а задача. И звучала это задача просто: поддержка стрелковых и прочих частей, действующих в полосе железной дороги.
А вот конкретизировалась эта задача для каждого БП, если это были отдельные бронепоезда, или для 2-3 бронепоездов, если они были включены в дивизион. Так ленинградские и крымские бронепоезда выполняли сразу несколько задач.
Они были передвижными артиллерийскими батареями для борьбы с артиллерией противника. Кроме этого, защищали побережье от вражеских десантов. Они же были передвижными батареями ПВО, которые защищали небо Ленинграда или позиции морской пехоты в Крыму. Охрану собственных баз на станциях или узлах с них никто не снимал.
Бронепоезда, действующие по фронту, имели несколько иные задачи. В первые месяцы войны, когда в окружение попадали дивизиями и корпусами, именно бронепоезда бросали на прорыв кольца.
Огромные потери БП особенно в 1942 году обусловлены во многом именно этим. Более того, именно бронепоезда составляли арьергард отступающих войск.
Были случаи, когда БП выходили на бой с танковыми колоннами немцев. Понятно, что шансов вернуться у таких поездов не было. Танки изначально были гораздо маневреннее, а броня в 15-20 мм для танковых пушек не помеха.
Огромную роль сыграли бронепоезда в обороне железнодорожных узлов и станций. Здесь они превращались в достаточно серьезные силы ПВО. БП был желанной целью для немецких летчиков, а расчетам ПВО бронепоезда очень хотелось «завалить немца». И заваливали. Один из наших бронепоездов имел на своем счету 15 сбитых самолетов.
Но и использование бронепоездов как передвижных батарей никто не отменял. Поезда оказались достаточно эффективными в контрбатарейной борьбе. Причем, под контрбатарейной борьбой в этом случае надо понимать не только бои с вражескими полевым батареями, но и борьбу с бронепоездами противника.
Известный бой советского «Ильи Муромца» и немецкого «Адольфа Гитлера», в котором наш бронепоезд уничтожил немца, прекрасный пример такого противостояния. Оба бронепоезда в данном бою использовались именно как артиллерийские батареи.
Да и сам бой стал возможен именно из-за внезапного появления серьезной артиллерийской батареи на немецкой стороне. Ведь первыми уничтожением немецкой артиллерии занялись летчики. Однако, батарея не была обнаружена. И только потом, когда разведка нашла немецкий бронепоезд, в дело вступил «Илья Муромец».
Была у бронепоездов ещё одна, совершенно не героическая задача. Охрана железнодорожных эшелонов. Это могли быть эшелоны с ценностями, штабные эшелоны, даже санитарные поезда. Обычно для этой цели использовались легкие бронепоезда или ПВО. Поезд просто сопровождал состав в опасной зоне. В случае необходимости, принимал бой.
На обратном пути бронепоезд тоже выполнял боевую задачу по охране и обороне железной дороги. Не просто возвращался, а контролировал все подходы к путям, все переезды и прочие объекты.
Достаточно часто БП использовали для перевозки десанта. Так, уже известный нам по фото и предыдущим публикациям «Тульский рабочий» («Туляк») был построен для выполнения задач по уничтожению вражеских десантов. Построен в обычном железнодорожном депо. Из подручных материалов, естественно.
Десант чаще всего перевозился на контрольных платформах и бронеплатформах. Именно отсюда фото солдат на бронепоезде, которые с решительными лицами смотрят вперед. Это не постановочные фото.
Более того, достаточно часто командир депо получал стрелковые подразделения при ведении самостоятельных боевых действий. Десант временно был прикомандирован к экипажу бронепоезда. А сам бронепоезд превращался в достаточно укрепленный опорный пункт при обороне и хорошее артиллерийское подспорье в наступлении.
Были у бронепоездов действительно героические задачи. Задачи, в которые трудно поверить сегодня. Бронепоезда участвовали в наступлении в первом эшелоне нашей армии! Подчеркиваем, не во втором эшелоне, откуда поддерживали наступление, а в первом. На передке, как тогда говорили солдаты.
Представить это сегодня сложно. Правда, ещё сложнее представить силу духа экипажа этого БП. Слово «героизм», как нам кажется, не полностью отражает величие этих солдат и офицеров. Величие железнодорожников из состава бронепаровоза. Величие десантников на платформах.
Знаменитый ленинградский «Балтиец», построенный на средства рабочих Ленинград-электродепо в 1941 году, не только успешно воевал в осаде, но и в январе 1943 года в начале поддерживал наступающих пехотинцев огнем, а затем, во время решающего наступления советских войск, освобождающих северную столицу, «Балтиец» продвигался даже впереди наступающих! Бронепоезд, за которым двигаются наступающие войска.
Итогом «личной войны» советских бронепоездов стало уничтожение почти четырех сотен танков противника, около 350 орудий, 840 пулеметов, свыше 700 автомобилей, 160 мотоциклов, 115 сбитых самолетов, 2 вражеских бронепоезда.
Но и заплатили мы за эти победы дорого. В 1941-43 годах мы потеряли 65 бронепоездов.
Следующий материал, продолжающий тему, будет об «Илье Муромце» и «Адольфе Гитлере».
Новое в блогах
История бронепоездов
Бронепоездом называли бронированный железнодорожный состав, который предназначался для ведения боевых действий в полосе железной дороги. Широкое распространение такие поезда получили в войнах первой половины XX века.
В СССР же они стояли на вооружении вплоть до 70-х годов, чтобы вновь «воскреснуть» в Чеченской компании.
Бронепоезда стали ответом Российской Империи на развитие танкостроения в период ПМВ, впрочем Строили их не только в РИ. А положила начало Бронепонездостроению конечно-же США, времен гражданской войны.
Артиллерийская блиндированная платформа 1880..
Броневагон для Южной Африки 1919 год.
Впервые пушки были поставлены на железнодорожные платформы во время Гражданской в США (1861−1865), в 1861 году в армии Северных штатов командиром 19-го Иллинойсского волонтёрского полка, полковником И. В. Турчаниновым (Джон Бэзил Турчин).
Артиллерия была быстро доставлена к расположившимся лагерем у линии железной дороги войскам Южных штатов и произвела внезапное опустошение в их стане. Этот удачный опыт потом неоднократно использовался.
В 1864 году на платформы были установлены уже 13-дюймовые мортиры, стрелявшие при осаде Питтсбурга снарядами массой примерно 100 кг с дальностью стрельбы до 4,5 км.
В Европе подобное использование железнодорожных платформ имело место в 1871 году при осаде Парижа прусской армией во время франко-прусской войны 1870−1871 гг.: удалось обстреливать укрепления города с разных сторон.
Британские войска в Египте 1880-е
К началу Первой Мировой войны несколько бронепоездов простейшей конструкции имелось на вооружении армий большинства европейских государств. После начала Первой мировой войны, создание новых бронепоездов было начато в Германии, Австро-Венгрии, России, Франции, Италии. На фронтах применяли и отдельные подвижные единицы — броневые дрезины.
типовой бронепоезд Кавказской Армии, 1915 год. Согласно проекта состоял из двух бронеплощадок и полу-бронированного паровоза. Вооружение — две горных пушки 76,2 мм образца 1904 года и 8 пулеметов, команда — 4 офицера и 70 стрелков, толщина брони 12−16 мм. Всего было построено четыре поезда этого типа.
В России «бум бронепоездов» пришёлся на Гражданскую войну. Это было вызвано её спецификой, такой, как фактическое отсутствие чётких линий фронтов, большое количество иррегулярных войск и острая борьба за железные дороги как основное средство для быстрой переброски войск, боеприпасов, хлеба.
Бронепоездные части находились в составе практически всех воюющих сторон. Помимо Красной Армии, были они и в составе белогвардейской Добровольческой Армии (позднее в Вооружённых силах Юга России (ВСЮР)) генерала Деникина, чехословацкого корпуса (б/п «Orlik»), армии УНР (б/п «Слава Украины», «Сечевик») и др.
Широкое боевое применение бронепоездов во время Гражданской войны наглядно показало их главную слабость. Бронепоезд являлся большой, громоздкой мишенью, уязвимой для артиллерийского (а позднее — и воздушного) удара. Кроме того, он опасно зависел от железнодорожной линии. Для его обездвижения было достаточно разрушить полотно спереди и сзади.
Поэтому для восстановления разрушенных путей бронепоезда имели в своём составе платформы с путевыми материалами: рельсами, шпалами, креплениями. Темп восстановления пути солдатами бронепоездов был довольно высок: в среднем 40 м/ч пути и примерно 1 м/ч моста на небольших реках. Поэтому разрушение путей лишь на небольшое время задерживало движение бронепоездов.
Часть бронепоездов достались РККА от Русской Императорской армии, при этом было развёрнуто и серийное производство новых. Кроме того, вплоть до 1919 года сохранялось массовое изготовление «суррогатных» бронепоездов, собираемых из подручных материалов из обычных пассажирских вагонов в отсутствие всяких чертежей; такой «бронепоезд» мог быть собран буквально за сутки.
К концу Гражданской войны в ведении Центрального совета броневых частей (Центробронь) РККА находилось 122 полноценных бронепоезда.
К 1928 году количество бронепоездов было сокращено до 34.
Тем не менее, РККА в межвоенный период не отказалась от планов по дальнейшему техническому развитию бронепоездов. Во время Великой Отечественной войны бронепоезда и железнодорожная артиллерия (к бронепоездам не относилась) оставалась на вооружении. Был построен ряд новых бронепоездов, развёрнуты железнодорожные батареи ПВО.
Бронепоездные части сыграли определённую роль в Великой Отечественной войне, в первую очередь, в охране железнодорожных коммуникаций оперативного тыла
Кроме Красной Армии бронепоездами располагали и оперативные войска НКВД. Они имели 25 бронепаровозов, 32 артиллерийские бронеплощадки, 36 моторных броневых вагонов и 7 бронеавтомобилей.
Советский БЕПО №695 типа БП-35 (ПР-35 + 2 x ПЛ-37) всместе с БА-20жд и БА-10жд
На начало Великой Отечественной самым массовым отечественным бронепоездом был БП-35. Он имел в своем составе две артиллерийские площадки ПЛ-37 (незадолго до этого на них заменили устаревшие ПЛ-35) и одну зенитную СПУ-БП со счетверенными «Максимами». В целом, это был неплохой бронепоезд. Однако опыт реальной войны вскоре показал все его достоинства и недостатки. Пушки и пулеметы были вполне неплохой ударной силой, а вот ПВО и бронирование оказались недостаточными.
Разбитый Бронепоезд «За Родину»
Только за вторую половину 41-го года было создано сразу четыре (!) новых типа бронепоездов, артиллерийских и зенитных. Все они выпускались в различном количестве, а «рекордсменом» в этом плане стал зенитный бронепоезд образца 41-го – их было сделано более сотни.
Трофейный советский броневагон на службе вермахта.
База бронепоезда обеспечивала ему достаточно высокую автономность действий и состояла из вагона для начальствующего состава, вагона-канцелярии, вагона-клуба, вагона-кухни и нескольких вагонов для размещения личного состава бронепоезда.
Успешное использование бронепоездов в первые месяцы войны способствовало развертыванию их строительства в вагонных депо ряда городов.
При этом конструкция и вооружение бронепоездов в значительной степени представляли собой импровизацию и зависели от наличия броневой стали, вооружения и технологических возможностей депо.
Начиная с конца 41 года начался серийный выпуск типового бронепоезда:
А настоящий венец отечественного строительства бронепоездов пошел в войска только в 1943 году, когда возможности промышленности уже позволяли сделать упор на более перспективную технику, такую как танки. Бронепоезд БП-43 стали в некоторой мере «гибридом» классического бронепоезда и танка.
Бронепоезд «Салават Юлаев» типа БП-43
Начиная с 1943 года производство Мотобронеплатформ поставили на поток:
Самый везучий Бронепоезд:
Бронепоезд был построен в 1942 году в Муроме. Он был защищен броней толщиной 45 миллиметров и за всю войну не получил ни одной пробоины. Бронепоезд прошел путь от Мурома до Франкфурта-на-Одере. За время войны он уничтожил 7 самолетов, 14 орудий и минометных батарей, 36 огневых точек противника, 875 солдат и офицеров. За боевые заслуги 31-ый отдельный особый Горьковский дивизион бронепоездов, в который входили бронепоезда «Илья Муромец» и «Козьма Минин», был награжден орденом Александра Невского. В 1971 году в Муроме был поставлен на вечную стоянку бронепаровоз «Илья Муромца».
В 30-х годах германское военное командование считало приоритетным разработку авиации и танков, а проектирование новых бронепоездов оказалось ненужным. Лишь накануне начала Второй мировой войны в июле-августе 1939 года произошёл сдвиг, и было принято решение о создании семи новых бронепоездов. Однако, времени на создание настоящих бронепоездов не хватило. Тогда был найден компромисс: использовать «поезда защиты линий» и чехословацкие трофейные бронепоезда.
С 1943 по 1944 год в распоряжении вермахта имелось около 70 бронепоездов разнообразной комплектации, основная часть находилась на восточном фронте (около 30 тяжёлых и 10 разведывательных бронепоездов), оставшиеся несли боевое дежурство на территории Балкан, Франции, Италии и Норвегии. С последующим отступлением германской армии с территории СССР бронепоезда стали активно использоваться в качестве средств мобильной обороны.
Зачастую несколько бронепоездов держали отдельные участки фронта, притом в самый критический момент.
Неоднократно им успешно удавалось удерживать оборону, противостоя не только пехотным, но и танковым частям (февраль 1943 года, оборона линии Дебальцево — Штеровка).
На севере против войск СССР действовали тяжёлые бронепоезда, а на юге против партизан действовали разведывательные и дрезинные составы. Но дальнейшее удержание фронта путём использования бронепоездов как «пожарных команд» не представлялось более возможным.
Так же, как и Вермахт, вышеупомянутый департамент не мог более возмещать потери и осуществлять ремонт.
В начале февраля 1945 года из оставшихся действующих тяжёлых бронепоездов была сформирована последняя оперативная группа (под командованием полковника фон Тюркхейма), основной задачей которой было удержание Берлинского направления.
В состав группы вошли 4 бронепоезда и последний новый образец, модернизированный состав «Берлин», который был вооружён башнями от танков «Пантера».
В конце 1970-х годов в связи с напряженными отношениями СССР и КНР на Харьковском заводе тяжёлого машиностроения были созданы 4 (по другим сведениям, 5) бронепоезда БП-1, после улучшения советско-китайских отношений эти бронепоезда были переведены в резерв. Там они находились до начала 1990 года.