Что такое будуарная кукла
Будуарные куклы и их невероятный успех.
Период невероятного успеха будуарных кукол пришелся на 1920-е и начало 1930-х годов. Пожалуй, это было немного странно, ведь именно тогда женщины наконец-то вдохнули воздух свободы и занялись серьезными делами: учебой, творчеством, общественной деятельностью, построением карьеры. Они всеми силами доказывали свою силу и независимость. Свое право жить так, как хочется им самим.
В связи с этим возникает вопрос – зачем женщинам тех лет понадобились куклы? В чем секрет огромной популярности будуарных кукол, превратившей их в заметное, значимое культурное явление?
на фото певица и актриса Marta Labarr с будуарными куклами
Возможно, дело в том, что будуарные куклы стали своеобразным способом самовыражения. Эти куклы были идеалом, воплощением мечты, напоминанием о том, к чему следует стремиться. Кроме того, они были очень красивы – трудно отказать себе в приобретении красивой, стильной, статусной вещи. И дамы не отказывали себе в этом.
Само собой, в куклы не играли, лишь брали с собой в качестве модного аксессуара или украшали ими интерьер.
Их второе название bed dolls, – кроватные куклы, – ясно показывает то место, которое они занимали в доме.
С началом Второй мировой войны о будуарных куклах благополучно забыли. Причина вполне понятна – в суровое военное время было не до игрушек. Куклы нашли пристанище в дальних ящиках комодов, пылились на чердаках, а то и вовсе были выброшены на свалку.
В наши дни интерес к будуарным куклам вновь набирает силу. Однако у коллекционеров вопросов больше, чем ответов. Во-первых, практически невозможно определить имена изготовителей: мастера тех времен явно не стремились увековечить свою славу. Во-вторых, текстильных кукол делали из недолговечных, непрочных материалов, поэтому многие из них не выдержали испытания временем. Зачастую сохранность антикварных будуарных кукол оставляет желать лучшего.
Если у вас достаточно знаний, умений и навыков, можно попробовать отреставрировать старую будуарную куклу. Но есть и другой вариант – сделать будуарную куклу репродукцию или куклу по мотивам, воссоздавая стиль и дух ушедшей эпохи арт-деко, применяя современные материалы и технологии. Это чрезвычайно интересное и захватывающее занятие. И, вместе с тем, сложное – оно требует разносторонних знаний и очень большого терпения. Необходимо не только ясно представлять технологические особенности изготовления куклы, но и ориентироваться в деталях, которые, вне всякого сомнения, играют важную роль.
В общем, дело это крайне непростое, но результат того стоит – современные будуарные куклы ни в чем не уступают своим предшественницам и удивляют поистине неземной красотой.
Три верхние фотографии найдены мною в интернете. Если вдруг кто-то читающий этот пост знает авторов данных снимков, сообщите мне, я дам ссылку на авторство. Спасибо.
Винтажные, антикварные, коллекционные куклы,
наперстки, ложки, колокольчики
Самое интересное о будуарных куклах!
Будуарные куклы – эхо начала двадцатого века…
Современные коллекционеры прекрасно знают, что кукла в нашем обществе значительно обесценена. Большинство людей уверенны в том, что куклы предназначены только для детей и их стоимость не может быть высокой, а куклы прошлых веков – это не антикварные экземпляры, а просто устаревшие вещи.
Оказывается, существует уйма кукол, у которых особое предназначение. Например, малоизвестные будуарные куклы (boudoir dolls) изначально предполагались именно для взрослых, а именно для прекрасных представительниц общества. Появившись в начале двадцатого века, эти куклы представили абсолютно новый тип кукол, при этом к ним сразу же сложилось особое отношение и уделялось большое внимание.
Предназначение будуарной куклы объяснялось просто и в основном диктовалось ее названием. Кроме того, что этих кукол называли будуарными или салонными, их также называли кроватными куклами (bed doll). Поэтому такие куклы использовались как самый стильный интерьерный аксессуар. К тому же владелицы таких кукол использовали их как экстравагантных спутниц для светских выходов.
Появившись в начале двадцатых годов 20 века, будуарные куклы создавались как модный и весьма заметный аксессуар, поэтому рост большинства салонных кукол от 50 до 100 сантиметров. Но иногда встречаются куклы, высота которых приближается к 120 сантиметрам. Все без исключения будуарные куклы любят позировать, поэтому для принятия томно-расслабленных поз такие куклы создавались с мягконабивным туловищем и с довольно вытянутыми пропорциями тела.
Туловище многих будуарных кукол шилось из разных тканей, как из недорогих хлопковых или льняных полотен, так и из замши, муслина или даже фетра. Что касается головы, то обычно она делалась из композита, из папье-маше, обтянутого тонкой тканью, или даже из прессованного войлока. Руки и ноги чаще всего были композитными, но в середине двадцатого века начали выпускать будуарные куклы с ногами и руками из целлулоида.
Туловища кукол набивались мягкой древесной стружкой, хлопком или соломой. Настоящей находкой были будуарные куколки, длинные ресницы которых изготовлены из натуральных волос или верблюжьей шерсти. Чаще из натуральных волос изготавливались и парички, но иногда и из мохера или даже шелка.
Первые салонные куклы естественно появились во Франции, о чем свидетельствует их участие в модном показе в начале 1910-х годов. Сам Поль Пуарэ вручил милых будуарных куколок своим моделям. Они были одеты в едином стиле с девушками и в общественности произвели самое невероятное впечатление. Но в других европейских странах эти куколки стали популярными лишь в 1915-1918 годах.
Сейчас будуарные куклы 1910-х годов встречаются очень редко, а вот уже 1920-х и 1930-х годов более распространены. В это время женщины начали относительно свободный образ жизни, могли свободно работать и не отказывать себе в создании роскошного внешнего вида. Это отразилось и на будуарных куклах: эффектные короткие стрижки, стройная фигура, четко подведенные глаза с длинными ресницами и яркая помада на губах. Именно из-за этого будуарные куклы еще называли flapper doll.
Но кроме модных и романтичных образов, встречались и весьма оригинальные. Например, большое распространение получили курящие куклы. Эти куколки олицетворяли самых модных и продвинутых современных девушек, но здесь большую роль сыграли и табачные компании, которые стремились популяризовать курение среди как можно большего числа представительниц прекрасного пола. Самым ярким примером стала курящая кокетка Fadette, которая выпускалась популярной итальянской фирмой «Lenci» в 1920-х годах.
Как уже оговаривалось выше, образы будуарных кукол были самыми различными. Популярными были куклы даже в нарядах разных народов мира, а русская красавица в национальном кокошнике, выпущенная в 1925 году компанией «Lenci», была любимицей девушек самых разных стран! Среди нарядных будуарных кукол встречались и восточные красавицы, и персонажи комедии дель арте, и элегантные наездницы и многие другие.
Но иногда производители прибегали к хитростям и продавали будуарных кукол «нюд». В этом случае девушки с удовольствием наряжали своих куколок в наряды в соответствии с цветовой гаммой своего интерьера или в соответствии собственного стиля. А появившись в Америке, спрос на будуарных кукол увеличился во много раз, ведь с ними стали появляться известные киноактрисы и юные миллионерши. Иногда в соответствии с огромным спросом европейским производителям даже приходилось поставлять будуарных кукол в костюмах ковбоев и индейцев.
Особым видом будуарных кукол стали портретные куколки, изображающие популярных знаменитостей. Уже упомянутая итальянская фирма «Lenci» одна из первых выпускала отличных кукол с портретным сходством с Мэри Пикфорд, сестрами Гиш, Марлен Дитрих и даже Рудольфом Валентино. Часто выпускались портретные куклы в единичном экземпляре, например, известная будуарная кукла-балерина с чертами Александры Даниловой, фото которой даже вошло в популярную энциклопедию «Куклы мира: самые красивые и знаменитые».
Будуарная кукла «Lenci», олицетворяющая образ Мэри Пикфорд.
Понятно, что на пике своей популярности будуарные куклы встречались во всех областях жизни и искусства общества, но интересно то, что они часто встречались и на фотографиях эротического жанра. Такие открытки сейчас встречаются очень редко, поэтому среди коллекционеров считаются бесценными. А вот коллекционеров, которые отдают предпочтение именно будуарным куклам, не так уж и много. И не только из-за того, что сейчас встречается очень мало информации о них, но и из-за нелегкого определения происхождения куклы и плохой их сохранности.
Будуарные куклы выпускались многими производителями, среди которых были известны только лишь «Lenci» и «Chad Valley», да и эти не утруждали себя маркировкой. Ну а из-за использования довольно недолговечных тканей и материалов, очень мало будуарных кукол сохранилось до наших дней.
Будуарные куклы: взрослые игрушки «ревущих двадцатых»
Коллекционер, читающий эту статью, наверняка хотя бы раз ловил на себе косой взгляд: «В твои годы пора бы уже перестать играть в куколки!». Одна из причин такого отношения кроется в том, что современные куклы для взрослых (за исключением художественных, большинство которых все же ближе к интерьерной скульптуре, чем к игрушке) родом именно из мира детства. Поэтому в глазах стороннего наблюдателя даже самая изысканная Zawieruszynski и самая раритетная Platinum Label Barbie остаются всего лишь игрушками, пусть и очень красивыми. Но судьба «недетских игрушек», о которых мы хотим рассказать сегодня – boudoir dolls – сложилась иначе. Изначально предназначенные для взрослых, они представляли собой совершенно новый для своей эпохи тип кукол. Разительное отличие от детских игрушек того времени надежно обеспечило им особое положение на рынке и особое отношение в обществе.
Французская будуарная кукла 1920-х годов. Фото walnutleaf
По некоторым данным, будуарных кукол популяризовал сам Поль Пуаре, который вручил их своим моделям еще в начале 1910-х. Одетые в едином стиле с девушками, демонстрирующими модные туалеты, они были представлены публике в роли эффектного аксессуара. Однако будуарные куклы уверенно вышли на европейский рынок лишь к 1915-1918 годам. В частности, на страницах популярного французского журнала мод “Femina” рассказывалось об оригинальных текстильных куклах, созданных русскими мастерицами в эмиграции! Эти куклы привлекли внимание корреспондента на одной из парижских ярмарок послевоенного времени. Но вряд ли стоит однозначно приписывать будуарным куклам российское происхождение: аналогичные текстильные куклы появлялись и в других странах Европы. Как правило, их шили в надежде получить для семьи дополнительный источник дохода. По слухам, в продаже встречались очень красивые и изящные экземпляры, которые можно было по праву называть художественными куклами.
Ранние будуарные куклы редко всплывают на современном рынке. Настоящий расцвет этого направления пришелся на «ревущие двадцатые» и ранние тридцатые, когда женщины наконец полной грудью вдохнули пьянящий воздух свободы. Теперь они могли полноценно работать и зарабатывать, тратя заработанное по своему усмотрению, контрастно краситься и стричься а-ля гарсон, носить брюки и вызывающе-короткие платья, вести активный образ жизни и безрассудно предаваться всевозможным радостям и порокам своего времени. Будуарная кукла (еще одно ее название – flapper doll) во всем стремилась походить на свою владелицу: была стройна до худобы, отдавала предпочтение коротким стрижкам, эффектно подводила глаза и не экономила на помаде. И даже курила! Куклы с сигаретой в ярко накрашенных губах, одетые в брючные костюмы, были олицетворением женской эмансипации. Игрушечные курильщицы «работали» на табачные компании, которые стремились популяризовать курение среди как можно большего числа представительниц прекрасного пола. Нельзя не упомянуть и курящую кокетку Fadette, выпускавшуюся культовой итальянской фирмой Lenci в 1920-х – она пользовалась огромным успехом.
Эта 64-сантиметровая Fadette ушла с аукциона за 1725$. Фото dollyfashionista
По словам предыдущего владельца, эта французская курящая кукла была приобретена во время распродажи музейной коллекции. На ней оригинальный костюм, но роспись лица была утрачена и впоследствии восстановлена. Фото dolldoggy
Выход на заокеанский рынок фактически подарил будуарным куклам второе дыхание. Их привозили с европейских каникул блистательные киноактрисы и юные миллионерши. Америка, плененная экстравагантными «игрушками для взрослых», не ограничилась собственным производством будуарных кукол: лучшие образцы по-прежнему поступали из Европы. Примечательно, что когда мода на будуарных кукол дошла до США, европейские производители поставляли на американский рынок даже кукол-ковбоев и кукол-индейцев!
Будуарная кукла Lenci, вдохновленная образом Мэри Пикфорд. Продана за 6750$. Фото Theriaults
Не менее популярны были портретные куклы, изображающие (и весьма правдоподобно) культовых звезд Голливуда. Америка приняла будуарных кукол-знаменитостей на ура. Конечно, и здесь пальму первенства удерживала фабрика Lenci, чьи куклы, обладающие портретным сходством с сестрами Гиш, Марлен Дитрих и Мэри Пикфорд, на современных аукционах уходят за тысячи долларов. Впрочем, было бы ошибочным связывать феномен портретной будуарной куклы исключительно с этой итальянской фабрикой. Куклы, наделенные той или иной степенью сходства со знаменитостями, выпускались и другими производителями. В абсолютном большинстве это были, конечно, девушки, однако собственной куклы удостоился и роковой красавец Рудольф Валентино. Не исключено, что отдельные портретные куклы изготавливались в единичном экземпляре. Скорее всего, единственной в своем роде была знаменитая кукла-балерина с чертами Александры Даниловой. Фото русской примы со своей игрушечной копией известно на весь мир; кстати, оно вошло и в популярную энциклопедию «Куклы мира: самые красивые и знаменитые».
Александра Данилова с куклой
Упомянем и о пикантном секрете будуарных кукол. Они появлялись не только в спальнях юных девушек, витринах модных магазинов и на шумных вечеринках, но и на… эротических фотографиях. Открытки, где обнаженные модели сняты в обществе кукольных леди и джентльменов, равно ценятся филокартистами и поклонниками «будуарок». Примеры таких фотографий можно увидеть здесь.
Colombina от Lenci, ок. 1928 г. Фото raredolls
Любопытно, что будуарные куклы, в отличие от своих фарфорово-композитных современниц, почти не становятся прообразами для авторских репликантов. В Интернете и на выставках можно встретить авторские игрушки «в духе будуарных кукол», но они очень отличаются от антикварных прообразов. Так что антикварные модницы редко оказываются непосредственными прототипами авторских кукол, но сама идея изысканной «диванной куклы» близка современным мастерам, и они интерпретируют ее в своей манере.
Модель с французской будуарной куклой на показе Джона Гальяно, 2007
Cборка будуарной куклы Приложение к набору «Будуарная кукла».
Для тех, кто покупает мои наборы, а так же тех, кто хочет овладеть знаниями создания куклы, я выкладываю небольшой экскурс в закулисье моей мастерской и покажу как происходит сборка будуарной куклы.
Все выкройки и приемы являются авторскими- это весь опыт и информация, которую я собирала годами, обрабатывала и видоизменяла, создавая свою будуарную куклу и теперь, с удовольствием могу поделиться этой информацией с Вами.
В готовом наборе «Будуарная кукла» Вы найдете уже готовую выкройку из коттона, обработанную зубчиками, Вам останется только лишь сострочить все детали и наполнить их желаемым наполнителем.
Первое, что я делаю перед созданием выкройки, это рисую эскиз тела, каким бы я хотела его видеть. Это зависит от образа куклы и ее костюма.
Мой будущий Пьеро- тонкая и одухотворенная натура, неразделенная любовь сделала его нежным, слегка кисейным и инфантильным, по этому руки, ноги и само тело я делаю нарочито удлинненными. Выкройку тела я сделала таким образом, что бы кукла могла самостоятельно сидеть без опоры, т.к. у меня часто покупают кукол для украшения каминных полок, консольных или будуарных столиков, кукла красиво сидит, свесив ноги, но по желанию, куклу можно установить и на деревянную подставку.
Итак, делаю выкройку, прикладываю все лепные части тела к чистому листу бумаги и начинаю рисовать будущее тело куклы.
Вот, собственно говоря и готова выкройка, подгоняю теперь ее под нужные размеры, обмеряю оъем груди, рук и ног и выкраиваю по данным меркам выкройку.
Для текстильного тела я беру отличный итальянский коттон, он очень плотный и как раз подходит для плотной набивки опилками. Такой коттон подойдет и для создания текстильных кукол, он очень хорошо грунтуется и на него хорошо ложится роспись.
Все края швов я обработала перед строчкой ножницами с зубчиками, припуски-0,5 см, припуск верхней части тела-на груди- 2 см.
Детали выкройки я сшиваю на машинке, мелкой строчкой- 0,1 мм, затем разглаживаю утюгом все швы, после этого необходимо сделать подкрой донышка тела или то, на чем будет сидеть кукла. Для этого я ставлю готовое тело на ткань и обрисовываю элипс- это и есть донышко тела. Скалываю булавками тело с донышком и ногами, таким образом, что бы ноги оказались внутри тела, попробуйте вывернуть еще не сшитье тело и посмотреть правильно поставлены ноги, они должны быть пришиты, как нарисовано на эскизе.
На фото Вы видите, что даже не набитое тело уже само по себе держит форму, итак приступаем к набивке.
Для наполнения покупаю деревянную стружку фруктовых деревьев, она приятно пахнет, с ней приятно работать и результат- отличный, тело становится твердым и хорошо держит форму. Перед тем как набивать тело, я просеиваю стружку через крупное сито и отбираю сор и палочки, которые попадаются. Еще нужно немного сбрызнуть опилочки водой, они напитаются и будут плотнее «садится» в тело, а так же не будут так разбрасываться по всему столу. Инструменты необходимые для набивки это: столовая ложка, длинная деревянная палочка, у меня это кисточка, деревянный пестик для утрамбовывания опилок, для удобства я соорудила из листа картона лейку, через которую удобно набирать опилки, еще у меня в арсенале есть микролейка- это для набивки мелких частей- рук и ног. Набираем опилки небольшими частями- где-то по 2-3 ложки и очень плотно утрамбовываем, ткань тела приподнимаем при этом вверх.
Когда тело полностью набито, примеряем к нему голову и накрываем опилки кусочком ваты, что бы опилки не высыпались.
Тело куклы прекрасно держит форму и может высаживаться в различные манерные позы.
Руки набиваем плотно, ноги- по- реже, что бы они свободно двигались и кукла хорошо сидела.
В набитые части рук и ног вставляем лепные части и закрепляем их булавками. Беру плотную толстую нить, у меня это хлопковая нить для вязания, типа «ириса», складываю ее вдвое и продеваю в отверстия рук и ног, в 4 нити, завязываю узелки с обеих сторон и пропускаю остатки нитей внутрь набитых деталей, хвостики ниток обрезаю.
Наша кукла оживает, у нее появилось плотное тело, длинные руки и ноги, характер и томный вид, то, что мне нужно.
Кукла собрана, теперь необходимо дополнить образ красивым костюмом, об этом я расскажу в следующей публикации.
Всех Вам благ, креативного настроения и удачного творчества!