Что такое букинг ком
Бронирование отелей и аренда авто: как устроен бизнес Booking Holdings
Booking — американский поисковик-агрегатор, позволяющий бронировать места в ресторанах, отелях, арендовать авто и т. д. Компания зарабатывает на комиссиях с поставщиков услуг в этих сферах.
Коронавирусный кризис не похоронил бизнес компании, но ситуация все равно очень тяжелая.
Что тут происходит
Читатели давно просили нас начать разбирать отчетность и фундамент бизнеса иностранных эмитентов. Обзор Booking предложила наша читательница Анна Кашкова в комментариях к разбору Amazon. Предлагайте в комментариях компании, разбор которых вам хотелось бы прочитать.
На чем зарабатывают
Это изначально голландская, а сейчас американская компания, которой принадлежат следующие сервисы:
Согласно годовому отчету, выручка компании разделяется на следующие сегменты:
Инвестиции — это не сложно
К сожалению, мы не знаем, сколько компании приносят разные сервисы и какова их рентабельность. Но примерно 87% выручки связано именно с размещением людей в отелях.
Точно определить, сколько компания зарабатывает за пределами США, довольно сложно. Дело в том, что сайт Booking изначально был голландский и, соответственно, сервера там голландские. В итоге, когда клиент в США заказывает отель в другом городе США, то это считается как международная выручка, потому что операции проходят через голландский сайт Booking.
COVID-19 вредит не только здоровью
Весь бизнес Booking основан на свободном перемещении людей, а с этим в 2020 году были большие проблемы.
Во втором квартале 2020 выручка Booking упала в 6 с лишним раз, а операционная прибыль — в 4 с лишним раза. Booking избежала убытков только благодаря операциям с акциями: продала имеющиеся у нее ценные бумаги и заработала на этом. Но по итогам полугодия из-за колоссальных убытков в первом квартале компания все равно в минусе.
Впрочем, учитывая масштабы погрома в туристической отрасли США, могло быть еще хуже. В целом ситуация в отрасли выглядит безблагодатно. И судя по данным американских аэропортов, в третьем квартале дела в сфере гостеприимства в США были лишь чуть лучше, чем в кошмарном втором квартале 2020.
Утешительные призы
Есть, конечно, и признаки восстановления.
Трафик пассажиров в США сейчас раза в полтора-два выше, чем во втором квартале. В некоторых других странах ситуация тоже стала лучше. Возможно, третий квартал окажется для Booking лучше второго, хотя и значительно хуже, чем третий квартал 2019.
При этом у Booking, согласно последнему отчету, почти 10,4 млрд долларов только в деньгах и эквивалентах. А с долгами все нормально: их на 16,9 млрд долларов, из которых только 3,9 млрд нужно погасить в течение 12 месяцев. Таким образом, у компании неплохой запас денег, что радует само по себе. А еще его можно использовать для ряда точечных инвестиций в сфере внутреннего туризма за пределами США, что может дать бизнесу Booking ускорение.
Наконец, в странах Европы количество бронирований в ресторанах растет заметно быстрее, чем в США, что позволяет нам надеяться и на восстановление туризма в Европе. Хотя свежая порция коронавирусных ограничений в странах Западной Европы может порушить все эти достижения.
В общем, доводы в пользу Booking есть. Но они выглядят очень шаткими и не перевешивают всех рисков.
Резюме
5 ноября у компании выходит отчет за третий квартал. Очень возможно, что он будет лучше, чем отчет за второй. Но, прямо скажем, планка успеха здесь невысока: второй квартал 2020 был так ужасен, что почти что угодно будет лучше него.
Сейчас компания зарабатывает гораздо меньше, чем год назад, а если бы не операции с акциями, то она уже была бы убыточной. При этом акции за минувшие 12 месяцев упали всего лишь на 15%. Значит, сохраняется высокий риск падения этих акций в момент, когда у инвесторов случится очередной приступ паники. Обстановка располагает к этому: сфера гостеприимства сильно просела во всем мире.
Booking.com – подробная инструкция пользователя, или как бронировать жилье выгодно
Без Букинга в путешествии никак.
Букинг.ком – это сайт бронирования жилья. Пожалуй, самый известный и надежный. С удобным интерфейсом поиска подходящего варианта размещения. Сайт располагает огромной базой объектов – более полутора миллионов предложений на любой вкус и кошелек. Кроме того, имеет бесплатное мобильное приложение, как пользоваться которым становится интуитивно понятно сразу.
Как работает Букинг
Сайт является посредником между хозяином жилья и будущим гостем. Он лишь предоставляет уникальную площадку: с одной стороны, для владельцев жилья, где они могут продвигать свой товар, с другой – для людей, желающих этим товаром воспользоваться. Таким образом, сайт не несет ответственности за правдивость предоставленных сведений.
Букинг также устанавливает правила и порядок коммерческих предложений, обеспечивает условия для эффективного поиска, выбора, оплаты жилья, помощь в урегулировании спорных вопросов. Но с момента бронирования все права и обязанности по исполнению договора переходят непосредственно к владельцу объекта проживания и приобретателю услуги.
Несмотря на это, Букинг.ком делает все для поддержания своей репутации на самом высоком уровне:
Как зарегистрироваться и создать личный кабинет
Зарегистрироваться на Букинге несложно. Более того, это необязательно. Но без регистрации вы не сможете полноценно пользоваться площадкой, оперативно управлять бронированием, получать скидки и привилегии.
Из личного кабинета легко выполнить такие действия, как, например, связаться со службой поддержки или установить мобильное приложение.
Вот моя инструкция. Переходим на главную страницу сайта. В правом верхнем углу находим кнопку “Зарегистрироваться”, жмем на нее.
На экране отображается следующая картинка. Вписываем адрес электронной почты, нажимаем “Начать работу”. Для создания профиля можно использовать действующие аккаунты Facebook, Google или Apple.
После выбора такого вида регистрации, Букинг получает доступ к содержащимся в них личным данным, о чем сообщает в новом окне. Вы либо соглашаетесь, либо нет.
Нажав кнопку “Начать работу”, переходим к вводу пароля. Дублируем и жмем “Создать аккаунт”.
Остается только дождаться письма на указанный адрес электронной почты с подтверждающей ссылкой. Переходим по ней, завершая регистрацию.
Вот так выглядит действующий аккаунт. Нажимаем на значок или имя в верхнем правом углу, заходим, получаем доступ к своим бронированиям, отзывам, знакомимся с программой лояльности, совершаем другие действия.
Как настроить личный кабинет:
Все изменения в личном кабинете производятся исключительно по желанию пользователя. Прокручиваем страницу кабинета вниз, заполняем готовые формы.
Для упрощения процесса бронирования вводим платежные реквизиты, выбираем предпочтительный способ оплаты. Определяемся с индивидуальными параметрами поиска, указываем, что для нас наиболее важно: количество звезд, наличие Wi-Fi, особые условия и многое другое.
Устанавливаем цены в рублях. Для безопасности аккаунта время от времени меняем пароль, соглашаемся получать рассылку.
При желании оформляем двухступенчатую систему аутентификации, выходим из своего профиля на других устройствах. Здесь же можно удалить свой аккаунт.
Программа лояльности Джениус
На Букинге действует программа лояльности Genius. Она распространяется на всех зарегистрированных пользователей. Суть ее в том, что после совершения двух законченных бронирований в течение двух лет, путешественник имеет право на скидку 10-15 % при оформлении следующей покупки услуг определенных вариантов размещения. Увеличение бронирований повышает уровень.
Объекты недвижимости, участвующие в акции, помечены фирменным значком.
Программа “Пригласи друга”
Если кто-либо воспользуется услугами Букинга, перейдя по вашей ссылке, сайт выплатит вознаграждение обоим. Жмем на свое имя в правом верхнем углу, находим “Избранное”. Кликаем на кнопке “Отправить избранное друзьям”, копируем ссылку.
По завершении поездки на электронную почту приходит инструкция по получению вознаграждения. Процедура выплаты занимает до 60 дней.
Гарантия лучшей цены
Букинг гарантирует, что арендуемое на его площадке жилье имеет самую выгодную цену. При обнаружении оплаченного объекта проживания на стороннем ресурсе по более низкой стоимости можно обратиться к службе поддержки с запросом компенсации ценовой разницы.
Сайт регулярно предлагает различные виды скидок, акций, программ. Информация в личном кабинете, а также электронная рассылка позволяют быть в курсе последних изменений, находить эксклюзивные размещения с максимально выгодной ценой.
Поиск варианта проживания
База Букинга действительно внушительная. Снять недорогую квартиру посуточно или арендовать шикарную виллу у моря – предложения найдутся по любому запросу.
В верхней части главной страницы сайта есть форма поиска нужного объекта проживания. Выбираем пункт назначения, даты заезда/отъезда, количество отдыхающих и нажимаем “Проверить цены”.
Открывается обширный список-таблица предложений, который можно ранжировать, выбрав в шапке нужный параметр. Слева при необходимости корректируем данные поиска, фильтруем выдачу с помощью дополнительных критериев. Кликаем на приглянувшемся предложении, переходим на его страницу.
Мне больше нравится искать жилье непосредственно на карте. Это очень удобно: сразу понятно, где оно находится, какова его удаленность от центра или, например, от моря. Нажимаем соответствующую иконку вверху справа и получаем доступ к географическому расположению объектов списка. Карту можно перемещать, увеличивать/уменьшать масштаб.
Метки означают жилье, причем свободны на выбранные даты только метки с белым кружочком. Красные уже зарезервированы. Когда вы подводите курсор к названию объекта в колонке слева, “оживает” соответствующая метка. И наоборот: при направлении курсора на одну из меток, открывается информация по объекту, кликаем на ней – переходим на страницу отеля.
Здесь также доступна опция по выбору критериев проживания. Кроме того, можно задавать поиск непосредственно в карте.
Вся информация об объекте: фото, стоимость, удобства, дополнительные услуги, условия оплаты и отмены брони находится на его странице. Выбираем соответствующие разделы в верхней панели или прокручиваем изображение вниз, все детально изучаем.
Обратите особое внимание на отзывы. Часто из них можно почерпнуть очень важные сведения, нюансы проживания, о которых умолчал владелец. Чтобы просмотреть все отзывы, перемещаем линейку прокрутки.
Также важна оценка жилья, ее максимальное значение – 10. Смотрим географическое расположение. Жмем сердечко, сохраняем жилье в избранное.
Как забронировать и оплатить жилье
Перед тем как забронировать жилье, ознакомьтесь с правилами, размещенными на странице выбранного объекта.
Сводная информационная таблица номеров отеля содержит:
Обратите внимание, что при более низкой стоимости тариф может быть невозвратным. Немало оферт и без предоплаты.
Одна и та же гостиница обычно имеет разные по комфорту номера. Для безошибочного выбора ставим напротив нужного варианта единичку в колонке “Выберите апартаменты”, жмем на название в “Типе апартаментов”, смотрим детализацию. Нажимаем “Забронировать этот номер”.
Заполняем “Личные данные”, еще раз все проверяем. Обратите внимание на возможные дополнительные сборы. Окончательная цена может меняться в зависимости от курса рубля.
Вносим имена и фамилии всех путешественников. Это необходимо для получения визы. Ставим галочки, если нужен трансфер или автомобиль.
Пишем слова приветствия хозяину апартаментов. Во избежание недоразумений указываем время прибытия.
Еще раз читаем о правилах проживания, условиях бронирования и переходим к заполнению страницы с финальными данными.
Вводим название страны, номер мобильного телефона для связи. Выбираем предпочтительное время оплаты: сейчас или позже.
Внимательно заполняем платежные реквизиты, кликаем “Завершить бронирование”. Бывает, гость хочет рассчитаться позже, а деньги все равно сняли. Не волнуйтесь. Средства не списывают, их временно блокируют. Причин две:
Важно! Даже если не оплачивать услугу сразу, денежная сумма на кредитной карте может быть временно заблокирована. А значит, для оплаты понадобятся дополнительные средства.
На электронную почту приходит письмо с подтверждением бронирования. Его обязательно распечатываем и сохраняем. Оно предъявляется в визовом центре, может понадобиться при прохождении паспортного контроля, заселении, да и всегда лучше иметь под рукой адрес и телефон места проживания.
Пользуясь Букингом, можно получить частичную компенсацию фактических расходов – кэшбэк. Сам сайт эту услугу не предоставляет, но имеет партнеров, которые занимаются кэшбэк-сервисами. Регистрируемся на одном из таких сайтов, переходим с него по ссылке на Букинг.ком, оплачиваем, путешествуем, по возвращении получаем приятный бонус.
Как управлять бронированием
В личном кабинете доступно управление бронированиями.
Выбираем из списка активную бронь. Здесь есть возможность осуществлять следующие действия:
Изменить даты проживания при невозвратном тарифе нельзя. Если это все же необходимо, свяжитесь с владельцем, объясните ситуацию. Возможно, он отменит бронь без штрафа, и вы зарезервируете новые даты.
Отменить бронь бесплатно одним кликом можно только при наличии соответствующего договора. На почту приходит подтверждение отмены. Если письмо не пришло, обязательно уточните этот вопрос у хозяина или в клиентской службе. Никакие штрафы при этом не взимаются.
Вернуть деньги, имея невозвратный тариф, или при наступлении условий невозврата, гораздо сложнее. Это можно сделать, обратившись с просьбой непосредственно к владельцу объекта или с запросом в службу поддержки. Обычно собственники жилья идут навстречу гостям, возвращают деньги без применения штрафов.
Штраф и его размер устанавливает владелец, только он может его отменить.
Что еще предлагает Букинг
Букинг не ограничивается предложениями по поиску жилья, он также располагает рядом других полезных услуг. Например, выбор и приобретение билетов на самолет. Кликаем на значке самолета, заполняем стандартную форму, запускаем поиск. В левой колонке фильтруем выборку по личным предпочтениям.
Аренда авто также доступна на сайте. Вводим место получения машины, дату, время, жмем проверить цены. Используем карту, выбираем подходящий вариант.
Заказываем такси по уже привычному алгоритму.
Полезно ознакомиться с подборкой достопримечательностей, видами досуга, как в окрестностях забронированного жилья, так и с любыми другими.
Как оставить отзыв
Каждому путешественнику, совершившему бронирование, предоставляется возможность оставить отзыв об объекте проживания, потребленных услугах. Во время отдыха или после возвращения пользователь получает письмо с приглашением поделится своим мнением. Сделать это можно в течение 3-х месяцев.
Отзыв включает в себя описание достоинств и недостатков апартаментов, проставление оценок по определенным параметрам:
Все тексты проходят модерацию на предмет угроз и оскорблений, наличия рекламы, политических высказываний. Хозяин имеет возможность ответить на отзыв.
Как связаться со службой техподдержки
Чтобы связаться со службой поддержки, нажимаем на знак вопроса в верхней панели экрана, затем – “Задать вопрос”.
Описываем проблему, задаем вопрос или подаем жалобу. Жмем далее.
Это письменная форма связи с клиентским сервисом. Здесь оперативно ответят на все интересующие вас вопросы. Электронное подтверждение бронирования содержит информацию о том, куда звонить для получения срочной помощи. В контактах Букинга указан следующий телефон московского офиса: +7 (495) 6647469.
Как «Букинг» управляет нашим сознанием
И всегда ли выгодно бронировать отель через посредника
Я 10 лет работаю в туризме со стороны отелей и все это время слежу за тем, как к развитию и продвижению продукта подходит «Букинг». Этот подход вызывает у меня только восхищение.
По данным за 2019 год, «Букинг» занимает почти 68% рынка онлайн-бронирований в Европе. Этот результат приносят постоянные улучшения платформы, а также хитрости, психологические уловки и предложения для туристов. Некоторые из них я и разберу в этой статье.
Справедливости ради отмечу, что «Букинг» — лишь одно из многочисленных тревел-агентств, которые работают с бронированием отелей. Но так как он больше на слуху, в статье буду использовать именно этот сайт как пример. Учитывайте, что многое из того, о чем я расскажу, относится и к другим платформам.
Где и как люди бронируют отели
Существует два способа бронировать отели. Первый — непосредственно на их личных сайтах. Второй способ — искать варианты на сайтах тревел-агентств, их еще называют ОТА. ОТА — аббревиатура от английского online travel agencies, это общее название сайтов, на которых можно забронировать отель или вообще любое средство размещения.
Некоторые ОТА известны людям по всему миру — например, это «Букинг», «Агода» или «Экспедия». В отдельных странах работают свои нишевые агентства — в России это «Островок». Другие компании предлагают варианты по конкретным видам размещения: например, агрегатор размещения на фермах в Италии.
Значимые игроки на рынке таких бронирований — метапоисковики. Это сайты-агрегаторы, которые также располагают информацией об отелях и номерах, а также о ценах на различных сайтах. Самые яркие примеры — «Триваго» или «Трипэдвайзор». Метапоисковики обычно не заключают прямых контрактов с отелем и собирают предложения отовсюду — и с ОТА, и с сайтов отелей. Основной их смысл — помочь путешественнику выбрать лучшую цену среди всех предложений в интернете. Для бронирования в большинстве случаев нужно перейти по ссылке на сторонние сайты. Это как «Авиасейлз»: они находят цены на билеты, но покупать их часто приходится в других местах.
Впрочем, сейчас граница между ОТА и метапоисковиками размывается: еще несколько лет назад «Трипэдвайзор» только собирал и сравнивал цены, а сейчас там можно и сразу забронировать некоторые отели. Сервисы «Гугл-отели» и «Яндекс-путешествия» теперь тоже позволяют забронировать отели напрямую, становясь полноценными ОТА, а не входной точкой для сравнения цен.
Как ОТА получают цены от отелей
Путешественники любят ОТА за то, что на одном сайте можно сравнивать тысячи предложений по заданным параметрам. Ключевое отличие одних ОТА от других в том, сколько вариантов проживания они могут предложить клиентам. Например, «Букинг» заявляет, что в его базе — 28 миллионов объектов.
Чтобы разместить свой отель на «Букинге», владелец бизнеса создает аккаунт и проходит небольшую проверку юридических документов. Процедура может незначительно меняться от страны к стране.
Цены, которые вы видите на сайте, представитель отеля самостоятельно загружает в экстранет — то есть в свой личный кабинет на сайте ОТА. Вот только обычно один и тот же отель размещается сразу на нескольких порталах — на «Букинге», «Агоде» и других, и тогда вручную загружать цены владельцу будет очень, очень долго.
Чтобы автоматизировать процесс и избежать человеческих ошибок, отели используют специальный инструмент — менеджер каналов, Channel Manager. Он интегрируется с различными каналами продажи и позволяет разом загружать цены на все сайты, где представлен отель. Работает это так: представитель отеля загружает цены в систему управления отелем, а менеджер каналов подтягивает ее оттуда на сайты ОТА.
Крупные ОТА прописывают в своих договорах достаточно жесткие условия сотрудничества с отелями. При этом изменить их или продиктовать свои условия отельеры не могут. Конечно, можно просто не подписывать контракт и не создавать страницу на этой платформе, но в реальности это существенно снижает шансы на высокую заполняемость отеля.
Каждое ОТА хочет продать как можно больше номеров — город и отель при этом не особо важны. Для этого они придумывают программы лояльности и специальные эксклюзивные предложения «только для подписчиков». Причем скидки и бонусы гостям обычно идут за счет отелей. Например, если они хотят участвовать в программе «Джиниус» от «Букинга», то должны предоставить дополнительные привилегии и цену со скидкой — традиционно это 10%. Отели вынуждены идти на такие уступки, чтобы получить хорошую позицию в результатах выдачи. При этом иногда они ставят такую же акцию и на своем сайте: «Введите промокод genius и получите скидку» — «Букингу» такое сложно отследить.
Как победить выгорание
Почему многие любят «Букинг»
В интернете существуют сотни различных ОТА и агрегаторов, поэтому выбор у гостей большой. Тем не менее лидер на этом рынке — «Букинг». У него огромное количество объектов размещения и еще одно важное преимущество — очень удобный сайт.
В «Букинге» огромное количество сотрудников заняты только тем, чтобы повышать количество бронирований — это называется оптимизацией конверсии. Конверсией на сайте называют то поведение пользователя, которое от него ждут — например, подписаться на рассылку, вступить в программу лояльности или забронировать отель. Как заявляет сам «Букинг», иногда они проводят одновременно до тысячи тестов — от небольших изменений цвета до более глобальных, вроде добавления новых фильтров.
Подобные ситуации называют улучшением пользовательского опыта. Вот только вряд ли ваш пользовательский опыт улучшается, когда вы бронируете отель просто из страха упустить последний номер. Забронированный впопыхах отель не всегда оказывается лучшим вариантом. Однажды я забронировала номер с доступом в спа, но на месте оказалось, что без доплаты туда можно прийти только с 7 до 9 утра. В другой раз я заплатила за номер с завтраком, а по факту получила только черствый тост с маслом и растворимый кофе.
Чтобы увеличить конверсию, «Букинг» умело использует особенности человеческой психики, всеми силами подталкивая нас сделать бронь немедленно, прямо сейчас. Я психолог по образованию, поэтому понимаю, как работают и на что влияют подобные приемы. При этом они довольно честные — я сама продолжаю пользоваться «Букингом», даже зная об этих маленьких хитростях.
Расскажу о них подробнее.
Чем проще мозгу обрабатывать информацию и чем меньше умственных усилий нужно для этого приложить, тем больше эта информация нам нравится и кажется более правдивой. О такой работе мозга в своих книгах «Думай медленно… решай быстро» и «Внимание и усилие» пишет психолог и нобелевский лауреат Даниэль Канеман.
На примере с онлайн-бронированием отелей это значит, что сайт не должен создавать лишнюю работу для мозга. Все должно быть просто и понятно — так, чтобы процесс бронирования не прерывался и проходил для пользователя на автомате.
Информация на сайте «Букинга» организована просто и логично. Вы всегда найдете информацию там, где ожидаете, и получите другие приятные мелочи. Вот лишь несколько примеров:
Люди склонны больше ценить вещи, когда считают, что существует дефицит и на всех «не хватит». Самый знаменитый эксперимент на эту тему провели Стивен Ворчель, Джерри Ли и Аканби Адеволе в 1975 году. В две банки положили одинаковое печенье: в одной было «изобилие» — 10 штук, в другой «дефицит» — 2 штуки. Затем они попросили испытуемых оценить вкус печенья. Как и предполагалось, больше оценок получило то печенье, которого было мало.
Всеобщее помешательство на «Клабхаусе» — еще один пример эффекта дефицита. Приложение только для Айфонов и ограниченное количество инвайтов сделали эту соцсеть очень популярной, правда, ненадолго.
«Букинг» тоже постоянно напоминает пользователю, что номеров на всех не хватит: «На нашем сайте остался всего 1 номер по этой цене», «Забронировано 3 раза на ваши даты за последние 24 часа», «На нашем сайте недоступно 85% вариантов жилья по этому направлению на выбранные вами даты». Даже фраза на кнопке «Посмотреть наличие мест» подразумевает, что мест может не оказаться в наличии.
Легко понять, что в большинстве случаев номеров хватит всем. Исключение — совсем редкие ситуации, например если вы едете на Олимпиаду или в какое-то крайне уединенное место, где есть всего одна гостиница.
Хороший маркетинг работает с эмоциями покупателей, и «Букинг» тут тоже не станет исключением.
«Превосходно», «великолепно», «потрясающе» — лично я редко в обычной жизни использую такие синонимы, когда рассказываю об отеле или путешествии. А на сайте «Букинга» они встречаются постоянно, чтобы создать впечатление, что все отели тут просто замечательные.
Кстати, самая низкая оценка на сайте — «хорошо», или 6 баллов. Все, что ниже, не станет «ужасным» или «отвратительным», в этом случае будет надпись «Оценка по отзывам 5.8».
Мы каждый день сталкиваемся с огромным количеством информации — чтобы как-то нас уберечь от перегрузки и минимизировать усилия, мозг склонен выцеплять то, что важно только для нас.
«Букинг» использует эту психологическую особенность, чтобы создать ощущение, что мы нашли именно тот отель, который искали. Он персонализирует страницу тысячами разных способов: от простых — вроде имени в приветствии, до достаточно изощренных — например, разных описаний отелей для разных категорий путешественников.
Интересно и то, что сайт не разрешает отелям делать свое описание — допустимо только заполнить стандартную форму. Затем алгоритмы «Букинга» сами составят тот текст, который отображается на странице. И даже он подстраивается под конкретного пользователя — обычно меняются несколько фраз в конце.
Причем сам «Букинг» этого не скрывает — в правилах написано, что на сортировку отелей в выдаче влияет поведение человека на сайте — куда вы нажимали и что смотрели до этого.
Кроме негативных эмоций «Букинг» умело и много играет на приятных чувствах. Он регулярно напоминает посетителям сайта, как много преимуществ они получат, если будут бронировать отели на этой платформе.
Один из самых ярких примеров — программа лояльности, она по нескольку раз упоминается на каждой странице. Отели-участники отмечены специальным знаком и поэтому лучше видны на странице.
Все преимущества бронирования обычно ярко выделены — цветными бейджами или шрифтом, иконками. Вот несколько примеров:
При этом гости часто воспринимают эти бонусы как щедрости со стороны платформы. А ведь обычно их предоставляет отель, и иногда гость может получить даже больше бонусов, если будет бронировать напрямую.
В условиях одинаковых цен предоставить больше комплиментов гостям — практически единственный способ для отеля улучшить свое предложение по сравнению с «Букингом». Например, в одном из отелей, где я работала, при прямом бронировании гости получали бесплатный континентальный завтрак — «Букинг» же предлагал завтрак в формате «шведского стола», но за дополнительную плату.
Еще один прием добавления ценности — перечеркнутая цена и обозначение скидки. Этот трюк создает ощущение, что сегодняшняя цена для пользователя особенно выгодна, потому что сравнение идет с прошлой, более высокой стоимостью. На самом деле красная перечеркнутая цена не значит практически ничего: все скидки дают именно отели, а старая цена считается при помощи неведомых алгоритмов «Букинга».
Р », — причина снижения вроде и указана, но по сути ничего не дает» loading=»lazy» data-bordered=»true»>
Еще один интересный социальный феномен — «если другие так делают, значит, это правильно». Людям свойственно ориентироваться на поведение общества, предполагая, что большое количество людей не может ошибаться.
Вот и «Букинг» постоянно напоминает нам, как другим гостям понравилось в том или ином отеле и как они его оценили. Для этого он использует фразы вроде «хит продаж» и «лояльные гости».
Отдельно скажу о рейтинге. Когда люди бронируют отель, они смотрят отзывы и оценки. Если их много и они хорошие — это воспринимается как дополнительный или даже главный плюс. Было бы логично предположить, что рейтинг формируется как среднее арифметическое из всех оценок гостей. На самом деле система рейтингов далека от прозрачной и понятной — никто толком и не знает, как она формируется и от чего зависит место в выдаче на сайте. Но при этом понижение рейтинга и места в порядке выдачи — основной инструмент, с помощью которого «Букинг» влияет на отельеров.
В правилах написано, что на алгоритмы сортировки влияет многое: размер комиссии, своевременная оплата счетов, участие в спецпредложениях. При этом высокое место в выдаче — ключевой фактор успеха для продаж отеля, вот они и соглашаются на акции, скидки и повышенную комиссию. Например, сейчас стандартная ставка — 15%, за участие в привилегированной программе отель платит 18%. «Букинг» при этом обещает рост просмотров до 65% и до 40% больше бронирований. С июня он стал активно продвигать программу «Привилегированный плюс» с комиссией в 23% и обещаниями еще большего количества просмотров.
Где лучше бронировать
Однозначные плюсы «Букинга» и других ОТА:
Так, если возникнут проблемы при заезде, звонок в «Букинг» часто сможет исправить ситуацию. Отели боятся испортить отношения с очень важным каналом продаж и часто идут на уступки для гостей.
При этом минусы и опасности здесь те же самые, что у любого сайта в интернете. Есть шанс нарваться на мошенников в отеле, а еще туда необходимо передавать данные кредитной карты.
Плюс бронирования в отеле напрямую — иногда можно найти лучшее предложение, чем на «Букинге»: забронировать дешевле или получить дополнительные бонусы. Дело в том, что отели платят ОТА 15—20% за каждое бронирование, в пересчете на год это огромные затраты. При этом ОТА могут в любой момент изменить условия в одностороннем порядке и существенно ухудшить условия сотрудничества. Поэтому почти каждый отель старается продавать номера напрямую и предлагать путешественникам лучшие условия.
Чего стоит опасаться при бронировании не на «Букинге»
Слишком низкая цена. Лично я не стала бы бронировать отели на сайтах малоизвестных компаний, особенно если они предлагают скидку 30—50% от цены «Букинга».
Темные паттерны. Так называют интерфейсы сайтов, которые увеличивают конверсию, но при этом вводят пользователей в заблуждение или делают сложными различные действия. Например, такие сайты могут не показывать те же налоги и сборы, которые придется заплатить за номер. Или, оформляя заказ на таком сайте, человек подпишется на рассылку, отписаться от которой будет очень сложно. В марте 2021 в Калифорнии был принят закон, который запретил использовать «темные паттерны» в этом штате.
Сайты-клоны. Если забронируете номер на сайте-клоне, то в лучшем случае просто переплатите, а в худшем — переведете деньги мошенникам. Например, официальный адрес сайта отеля «Деметра» — demetra-art-hotel.com, а его клон — hotel-demetra.ru.
Как забронировать отель выгодно
Поделюсь правилами бронирования, которые я вывела для себя:
Конечно, далеко не все люди готовы тратить столько времени на поиск отелей. Я сама делаю так только тогда, когда предстоит особенная поездка и хочется, чтобы проживание было идеальным. В этом случае я готова потратить больше времени на сравнение условий и вариантов.
Когда выгодно бронировать отели напрямую:
Когда выгодно бронировать через «Букинг»:
На каждый Букинг с резьбой найдется российский отельер с винтом. На черноморских курортах небольшие гостиницы практикуют такое. Приезжаешь заселяться, а на стойке тебе: «А давайте вы отмените бронь на Букинге, а я вам скидочку 10%?». Встречал неоднократно.
Сергей, я сейчас в Грузии. Тут ещё и не такие приколы встречаются)
Катя, расскажие, как раз собираемся в сентябре в Грузию
Constantin, апартаменты не отвечают (бронь есть, а по факту нет). А с букингом никак не связаться, поддержка обещает ответить в течении 24 часов уже больше недели! Я в первый раз столкнулась с таким.
Пока алгоритм такой, забронировать на букинг и сразу написать, подтвердить у хозяев.
Катя, какой-то другой сервис мне это напоминает )
Сергей, во Владикавказе столкнулся с другим приколом со стороны отеля. Заселились поздно вечером пришли в номер, на почту приходит уведомление от букинга в теме указано ваше бронирование успешно изменено. Не придал этому значение, подумал что просто отель поменял статус бронирования. По возвращению из отпуска я обычно оставляю отзывы о всех забронированных отелях. Захожу на букинг, чтобы оставить отзыв, а у меня висит не завершенная бронь этого отеля из Владикавказа. Но даты указаны ровно через месяц после моего бронирования. И тут я понял что они просто взяли и изменили мою бронь перенеся ее на месяц вперед, чтобы я по возвращению ее отменил и отелю не пришлось платить комиссию сервису. Написал в поддержку букинга рассказал им о махинациях со стороны отеля. На что отель заявил, что я у них не проживал и позвонил накануне в отель и сам попросил перенести бронирование на месяц вперед. По итогу букинг все таки признал мое проживание в этом отеле завершенным, в качестве доказательств я прислал скриншоты многочисленного вызова такси к отелю в даты моего проживания.
Сергей, так мутят везде и постоянно)) в Таиланде, сколько помню, все небольшие гостиницы делали, их комиссия то букингу всеравно выше. Впринципе, можно нормально сэкономить, только ругательный отзыв, если хозяин окажется удаком, уже не напишешь)
Сергей, да, тоже самое постоянно именно на нашем юге.
>> найдется российский отельер с винтом
Сергей, так не только в России. Я долгое время удивлялся почему такой подход к нам всё не приходит, но пару лет назад началось.
Что самое интересное после этого вам могут сказать «извините до нас не дошла ваша отмена и мы продали номер другому гостю». После этого подобное практикую только в проверенных местах (если бы они ещё умели в нормальный собственный сайт где как минимум доступность номеров не меньше букинга)
Сергей, на каспийских курортах тоже )
Если Букинг такой продвинутый и календарик умеет открывать без клика, и по имени обращаться, отчего ж он за десятки бронирований из авторизованного приложения не может запомнить, что мне нужен номер на 1. Верит, что я устрою-таки свою судьбу? )) Все время приходится менять.
Елена, возможно, однажды ездили вдвоем? (шутка). У меня то же самое.
Не могу понять, почему к букингу применимо слово «удобный». Что для меня, так поиски отелей через него — это всегда очень больно. Интерфейс застыл где-то в середине нулевых и выбираться оттуда, по-видимому, не собирается.
Фильтры — это просто жесть. Каждый раз список фильтров сортируется в неожиданной последовательности, что добавляет кучу времени к поиску и бесит до желания взять и… Причём, тех фильтров, которые мне нужны просто нет. Например, при бронировании жилья в Хорватии было важно оплатить сейчас (для визы). Но я попросту не смог отфильтровать отели по этому признаку, приходилось каждый раз перебирать все доступные отели. Или нет фильтра по количеству комнат для апартаментов (хотя, казалось бы).
Дальнейшие шаги тоже вызывают боль. В итоге вместо приятных хлопот по выбору отеля (по мнению маркетологов) я терплю и проклинаю эту срань.
Вся эта маркетинговая мишура на меня уже давным давно не действует. Особенно такие нелепые штуки, как предложение продлить свой отпуск и выбрать отель в другом городе на другие даты
Почему выбираю? Не вижу альтернатив. Далеко не у всех отелей есть собственные сайты с возможностью бронирования, да и есть какие-никакие гарантии, что я заселюсь.
Но я был бы очень рад, если бы существовала достойная альтернатива. И нет, бнб — это не альтернатива
Гавриил, в целом боль понятна))) сервис крут, но там есть некоторое дермо, особенно на десктопе (мобайл еще куда ни шло) Кто, например решил, что это супер-удобно, когда на ходу прыгает-обновляется страница, пока я меняю фильтры. СЕНЯ, ДИЧЬ! да дайте мне спокойно галок наставить, я потом сам «Применю»! «нет, мы будем обновлять по горячей, чтобы ты, ска, каждый раз во время обновления промазывал мимо нужного окошка фильтра».
Ну и уловки да, прекрасны. Иногда вообще непонятна ЦА, на которую рассчитаны. В моем топе сейчас такая, уже в карточке отеля. Смотришь условный «Метрополь» в условном Саратове, а тебе тихонечно: «1 объект в Саратове, похожий на отель «Метрополь», забронировали на ваши даты за последние 12 часов» )))))
Типа, друг, чувствуешь драму? как на глазах тает свободный номерной фонд в Саратове.
Sergio, на мобиле тоже есть приколы. Когда в той же Хорватии искал жильё с мобилы, то букинг решил, что мне удобнее в евро показывать цены. Я переключаю на рубли, и он делает следующее: перемножает цены в евро на курс рубля, а потом делает вид, что цены указаны в евро, и ещё раз перемножает на курс рубля. И получается, что самый дешёвый номер стоит 5 000 000 рублей за неделю проживания. Нет, когда ты кликаешь на нём, то цена отображается нормально уже. Но как же бесит
Катя, окей, вот пример. Мне нужен отель с тёплым джакузи и леопардом на стене в центре города Н. Выбираю город Н, выбираю даты, количество людей. Выбрать леопарда и джакузи сразу у меня возможности нет. Так что, нажимаю кнопку поиска и смотрю предложения. Открываю карту, т.к. я уже знаю, какая конкретно локация меня интересует. Дальше в левой части есть боковое меню фильтров. Начинаю искать пункт «леопард». Нахожу, кликаю, начинаю листать в поисках «тёплого джакузи», даже нахожу и почти готов кликать, и… страница перезагружается, список фильтров тоже и «тёплый джакузи» уплывает неизвестно куда.
Дальше я выбираю соседний город (потому что дорого, например), и там леопард и джакузи будут в совершенно других местах находиться. Ах, да. Мне же нужны ещё фильтры по цене. Ах, да, я же забыл ещё поставить галку «показывать только доступные варианты».
Дальше я решаю не на два дня выбрать, а на три. Но в этот момент всё перезагружается, все фильтры сбрасываются, я тихонько вою и снова начинаю искать все нужные мне фильтры
Гавриил, да, что там леопарды) я просто хотела найти квартиру/номер с двумя комнатами отдельными и чтоб там были столы. И это только ручками можно.
Вообщем, я ж и пишу что с вами согласна!
Катя, сайт сделан, конечно, хорошо, но уж точно не с точки зрения юзабилити. С точки зрения продаж — да, причём не просто хорошо, а гениально.
Гавриил, попробуйте Экспедию, я уже 4 года ими пользуюсь, а до этого был на Букинге
Раньше активно пользовался букингом (и три года проработал тимлидом в службе поддержки букинга), потому что знал, что в случае проблем с объектом заселения, букинг обязательно их решит вплоть до релокейшена в другой отель и компенсации разницы в цене.
Увы, с недавних пор политика букинга изменилась и релокейшен они больше не гарантируют. Недавно летали в отпуск на неделю, в объекте были серьезные проблемы с водой (её не было три дня). Букинг отказался помогать ссылаясь на новую политику. Максимум, что они предложили, — вернуть деньги за оставшиеся дни пребывания, если мы покинем объект. Где мы при этом будем дальше жить и сколько это будет стоить — наша проблема. По старым правилам, букинг бы переселил в другой отель и оплатил разницу.
Не вижу смысла использовать их впредь.
Sol, я не знала, что политика изменилась. Но тоже заметила разницу, как клиент.
Отличная статья, спасибо!
Кстати для тех, кто устал от уловок букинга есть плагин для хрома No Stress Booking который делает выдачу намного чище и приятнее глазу.
Constantin, класс. Не знала, надо попробовать
Александр, « и уверенности, что в случае чего, Букинг решит проблему» увы, с недавних пор букинг перестал предлагать релокейшен даже в случае серьезных проблем с отелем.
Sol, мой последний случай произошел в июне этого года (г. Москва). Отель мне позвонил, сказал, что по «техническим причинам» не может принять (в день заселения в 11 утра позвонил) и попросил отменить бронь. Я им ответил, пусть сами отменяют и позвонил в Букинг. Мне ответили, что звонили в отель и там не берут трубку, написали им письмо, и если через полчаса не ответят, то Букинг будет считать, что отель не выполняет договоренности, и мне помогут найти вариант или я сам могу подыскать, а мне потом возместят стоимость. Т.к. я был привязан к локации, нашел сам и забронировал. Отправил в Букинг фото чека, через несколько дней разницу вернули (около 4к рублей).
Понимаю, что это могло быть ошибкой выжившего. Без Букинга не знаю, как пришлось бы с отелем разбираться (суд ради 4 тысяч?), а тут какая-никакая, но уверенность.
Очень важный приемчик, о котором надо знать при бронировании, но в статье о нем не написано. На карточке объекта букинг показывает карусель с отзывами, на которой, конечно же, отображаются только самые хвалебные отзывы. Более того, если вы решите посмотреть все отзывы подробно, то и там сортировка не абы какая, а от хвалебных к ругательным. Причем если сервис был раньше хороший, а потом испортился, то букинг будет исправно показывать устаревшие хвалебные отзывы, а о реальной ситуации вы так и не узнаете.
Поэтому:
1) Обязательно смотрите отзывы подробно (кстати, на карточке объекта ссылка на них размещена не слишком удобно — подозреваю, неспроста).
2) При просмотре отзывов обязательно меняйте порядок сортировки с «Наиболее подходящие» (=хвалебные) на «Сначала новые».
Андрей, Хороший совет, спасибо!
Да, я всегда читаю недавние или только негативные.
Катя, о, на эту тему можно целую дискуссию устроить :). Я считаю, что негативные отзывы смотреть не так полезно, потому что там много неадеквата. Вы как профессионал, конечно, неадекват чуете за версту даже по буковкам на экране, но простому туристу это очень сложно, многих просто отпугнёт. Особенно это касается объектов с большим номерным фондом и загрузкой, на таком потоке в отзывах всегда будет куча негатива, но при этом в реальной жизни нарваться на такую ситуацию шансы исчезающе малы.
Также многие гости пишут замечания в соответствующее поле отзыва, но оценку все равно ставят высокую или хотя бы среднюю. Вот в таких-то отзывах самая польза.
P.S. Прочитал другую вашу статью про Танзанию — просто огонь. Вы большая умница, жгите ещё!
Ps. Спасибо! Я сейчас ещё в работе над статьёй про Намибию
Андрей, я простой турист, и в состоянии оценить отзыв (насколько этот момент важен именно для меня) «меняли постельное и полотенца раз в три дня, а не ежедневно» или «завтраки однообразные, через неделю нам подали то же самое, что в прошлый вторник.»
«Список преимуществ на сайте самого отеля гораздо длиннее. Например, гости в Москве получают бесплатную воду в номер. Источник: Radisson Hotels»
Воу-воу, бесплатная вода?!
Это же прямо аттракцион невиданной щедрости. Возьму два номера!
Простите, не удержался)
Михаил, можно, например, воспользоваться партнеркой того же Тинькова, они 10% кэшбека/милями дают. Если еще попадется гостиница со скидкой Genius, то получится в сумме 20%, что уже может быть сопоставимо с бронированием напрямую.
Андрей, Тинькоф на тот же Букинг и переводит ) И тут уже только от Вашей удачи зависит, получите ли Вы в конце концов кешбек или Вас кинут с номером(ами) и придется бронировать напрямую.
Alex, в том-то и прикол, что по тиньковской партнерке вы попадаете на старый добрый букинг, только фактически со скидкой. Кэшбек они исправно платят, не первый год пользуюсь, и вы получаете какой-никакой сервис: хозяева все ещё очень боятся плохих отзывов. Выбирайте хорошие гостиницы по отзывам и никто вас не кинет.
Катя, ещё же и количество отзывов имеет значение. С трудом могу поверить, что объект с рейтингом 9+ и, например, 100+ отзывами может просто оставить клиента на улице и никак ему не помочь.