Что такое буквограмма развивающая методика
Буквограмма. В школу с радостью. Коррекция и развитие письменной и устной речи. От 5 до 14 лет
© ООО «Издательство АСТ», 2017
Об авторе
Шишкова Светлана Юлиановна – кандидат психологических наук, семейный психолог, нейропсихолог. Автор, учредитель и генеральный директор Психологического Центра гармоничного развития личности «ДОМ» в г. Москве. «ДОМ» – это Дети, Отец, Мать.
Автор и ведущая развивающих и обучающих программ для детей, родителей, педагогов и психологов. Руководитель программ по подготовке и стажировке будущих практических психологов. Преподаватель ведущих вузов г. Москвы. Автор и ведущая всероссийских проектов «Живое русское слово» и «Пишем вместе книгу „Лодка“». Эксперт проекта «Социальная адаптация воспитанников детских домов и школ-интернатов г. Москвы».
В течение двадцати лет ведет частную практику и занимается исследованиями в области индивидуальной и групповой психотерапевтической помощи детям и взрослым.
Автор научных и научно-популярных изданий по проблемам детско-родительских отношений, семейных отношений, а также успешной реализации детей и взрослых в социуме.
Предисловие
Многие дети испытывают трудности в письменной и устной речи. Многие не хотят читать. Это настоящая беда нашего времени, об этом знают практически все родители школьников.
Нынешняя система обучения письму и чтению, основанная на принуждении и давлении на ребенка, приносит свои печальные результаты. Не желающих читать и не умеющих писать становится все больше и больше.
В свое время я, как и многие родители, пыталась решить проблемы письма и чтения у своих детей. У меня два сына, они уже взрослые, выросли. Учатся в вузе, работают, проявляют себя в творчестве, одним словом, успешные молодые люди.
Но все начиналось непросто… Ребята не так рано, как хотелось бы, начали говорить. Ходили в логопедическую группу в детском саду, занимались с логопедом. К первому классу недочеты в речи исчезли, дети стали говорить чисто. Но в середине первого класса начались первые сложности, связанные с письменной речью. Затем оценки по чтению и письму стали снижаться, появились замечания в дневнике, желание идти в школу у мальчишек поубавилось.
Вместе с учителем мы думали: что же делать? Как справиться с нежеланием читать, медленной скоростью написания диктантов и классных работ, постоянными заменами или пропусками букв, недописыванием слов, ужасным подчерком? Учитель объясняла это невнимательностью, неумением сосредоточиться, ленью. На вопрос: «Как решить эти проблемы?» – она мне дала следующие рекомендации: выполнять работу над ошибками, прописывать неправильно написанные слова по целой строке, переписывать полностью работы, учить правила и читать, читать, читать… Мы все это старательно выполняли, однако ситуация только ухудшалась.
Тогда я задумалась: почему же так происходит? Я подвергла серьезному анализу дошкольный период своих сыновей и опыт обучения в начальной школе. Постепенно, шаг за шагом, стала выстраиваться программа действий, нацеленная на то, чтобы научить детей правильной письменной и устной речи. Так и появилась методика «Буквограмма – в школу с радостью».
С 1995 года учителя, воспитатели, психологи г. Москвы стали применять данную методику для коррекции речи у детей. Экспериментально проверили этот прием, что и послужило поводом для публикации данной книги.
Педагоги начальных классов, а также заинтересованные родители успешно используют этот практический материал для достижения высокого уровня письменной и устной речи у своих детей и учеников. Книга является ключевой частью методик «Буквограмма от 0 до 3 лет» и «Буквограмма от 3 до 6 лет».
Выражаю искреннюю благодарность рецензентам рукописи: доктору психологических наук, профессору Сорокоумовой Е. А., кандидату психологических наук Вороновой А. А., кандидату педагогических наук, доценту Черниковой Н. В. Огромное спасибо моей семье: моей маме, воспитателю с 40-летним стажем Золотопуповой В. Г., папе Золотопупову Ю. П., методисту по начальной школе Пономаревой М. Ю., моему мужу и отличному отцу Шишкову А. А. за ценные советы и поддержку и, конечно, моим сыновьям Артему и Павлу, без которых данной программы бы не получилось.
Часть 1. Принципы построения программы «Буквограмма – в школу с радостью»
1. Как понять, подходит ли про
Здесь представлен ознакомительный фрагмент книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста (ограничение правообладателя). Если книга вам понравилась, полный текст можно получить на сайте нашего партнера.
«Буквограмма»: авторская развивающая методика для детей
Каждый родитель, чей ребенок учится в школе, искренне хочет, чтобы именно его малыш был самым лучшим учеником в классе, способным, схватывающим все на лету. Но иногда в связи с негативными внешними факторами (врожденные повреждения мозга, последствия тяжелых родов или обычный дефицит внимания у детей) требуются большие усилия членов семьи, комплексный подход в воспитании и обязательное использование дополнительных занятий, чтобы ребенок соответствовал современным школьным требованиям, а, может быть, и превосходил сверстников в процессе обучения. Важным инструментом в достижении этих задач может стать авторская развивающая методика Буквограмма.
О Буквограмме по сути
Буквограмма была разработана кандидатом психологических наук С.Ю.Шишковой. Основу методики составляет комбинирование современных принципов
Немного подробнее о развивающей методике из уст самого автора.
Кому адресована Буквограмма
Программа предназначена для детей разных возрастов, которые испытывают проблемы с усидчивостью, гиперактивностью и концентрацией. Как известно, эти проблемы могут существенно осложнить учебный процесс ребенка и в дальнейшем привести к недостаточному освоению школьного материала.
Однако обычные дети, не имеющие особых проблем с учебой, тоже могут воспользоваться методикой, чтобы раскрыть в себе новые способности, повысить скорость чтения, грамотность и улучшить коммуникативные навыки с окружающими.
В фокусе Буквограммы
При использовании данной методики у детей происходит улучшение навыков письменности и вербального общения, активируются важные процессы в мозгу (развиваются внимание, пространственное мышление и память).
Разработчик программы предложил родителям использовать комплексный набор материалов для занятий с ребенком, в котором умственное напряжение чередуется с физическим и позволяет избежать усталости.
Автор программы наряду с развитием интеллектуальных способностей уделяет внимание развитию физических
Разнообразие интересных заданий способно увлечь даже таких детей, у которых проявляются большие проблемы с усидчивостью.
Давно известно, что физические упражнения способствуют притоку кислорода в головной мозг и улучшают последующее восприятие материалов детьми. Именно поэтому автор включил ряд заданий, направленных на развитие мелкой моторики ребенка, которая впоследствии улучшит речевое развитие.
В итоге при выполнении комплекса упражнений будут активно работать оба полушария ребенка, что существенно повысит запоминаемость и усвоение материала.
Рекомендации автора по использованию программы
Программа состоит из 20 блоков занятий, которые проводятся в формате игры. Особую важность при использовании методики имеет
Автором было разработано специальное структурированное методическое пособие, в котором изложены подробные принципы по организации проведения уроков, полезные советы по воспитанию маленького ученика, которые впоследствии скорректируют его поведение в нужную сторону.
Подробнее о пособии — смотрите видео ниже.
В зависимости от возраста и способностей вашего ребенка, на одно занятие длительностью от 5 до 30 минут может уйти от 1 до 5 дней.
Один из важнейших принципов при использовании методики, которого должны придерживаться родители, это отсутствие утомляемости.
Если в процессе начинаются проблемы при закреплении и запоминании материала, то обязательно необходимо отвлечь внимание малыша, и вернуться к занятиям не ранее, чем через 3-4 часа. Ребенок должен обязательно усвоить 100% информации в текущем упражнении и лишь потом переходить к следующему пункту.
Только такой четкий подход даст в дальнейшем эффективный результат и разовьет способности.
Занятие с ребенком провести под силу любому взрослому члену семьи, который внимательно изучит приложенные рекомендации. Это не представляет особой сложности и позволяет родителям поручить, например, занятия с ребенком старшим членам семьи (бабушкам и дедушкам). Как показывает практика, пожилые родственники с удовольствием включаются в процесс обучения и активно занимаются с детьми.
Для использования авторской развивающей методики Буквограммы не требуется дополнительных финансовых затрат, родителям достаточно купить обычную качественную белую бумагу и пишущие принадлежности и выделить время на занятия с ребенком.
Значение самоконтроля в развитии ребенка
Один из важных навыков, который может развить в себе ребенок при помощи занятий по Буквограмме, это самоконтроль. Очевидно, что жизнь в социуме была бы очень сложной без умения управлять собой, своими эмоциями и желаниями. Поэтому формирование привычки контролировать себя необходимо закладывать у детей еще в раннем детстве, когда поведение ребенка легче поддается коррекции.
Развитый навык самоконтроля помогает маленькому ученику быстро адаптироваться в школьной среде, успешно учиться и строить взаимоотношения со сверстниками.
Те ребята, которые не обладают способностью контролировать себя, потом начинают испытывать проблемы в учебе. Например, в случае возникновения трудностей при выполнении домашнего задания и наличии ошибок в нем, ребенок может бурно проявить негативные эмоции, исчеркать листы или вовсе порвать тетрадку. Если в такой момент родители проявят явно свое неодобрение и не успокоят малыша, то в дальнейшем боязнь снова ошибиться может привести к тому, что ребенок полностью потеряет интерес к учебе, начнет получать плохие оценки.
Заключение
Ознакомиться с отзывами по методике Буквограммы можно в сети Интернет. Если немного резюмировать, то, как и в отношении любой другой программы, мнения пользователей относительно нее довольно сильно разнятся. Кому-то она оказалась реально полезна, кто-то жалуется на манеру изложения автором материала, кто-то – на компановку самого методического пособия. Однако число тех, кто ею заинтересовался и опробовал, постоянно растет.
Конечно, выбор пути, по которому пойдет ребенок в процессе воспитания и обучения, зависит от его родителей. И на наш взгляд, чем больше в их арсенале инструментов, помогающих малышу в освоении внешнего мира, тем больше вероятность подобрать для него оптимальный вариант развития.
Методика Буквограмма — обзор, отзывы родителей и специалистов
Автор: Ника · Опубликовано 01.11.2018 · Обновлено 13.07.2020
«Буквограмма» – совершенствуем знания и раскрываем потенциал ребенка.
Ваш ребенок не хочет учиться? Надоело нанимать репетиторов или бесконечно заниматься со своим чадом? Мало того, не видите положительных результатов, а силы уже на исходе? Или же хотите мощной подготовки перед вступлением в престижный университет?
Забудьте об изнурительных для всех уроках, не приносящих пользы, читайте дальше и узнаете, как решить эти проблемы.
Оглавление:
Буквограмма – приемы, помогающие сформировать многогранную личность, которая легко усваивает полученную информацию.
Таким образом решаются 7 задач:
Тренинги помогают гиперактивным и неусидчивым детям, которые в силу психоэмоциональных особенностей не концентрируются и не усваивают учебный материал. Занятия проводятся и для стандартной группы, усовершенствуя и раскрывая потенциал.
Игровая подача уроков нравится всем без исключения, ведь для каждого автор, кандидат психологических наук Светлана Шишкова, разработала собственный подход.
Развивающая методика Буквограмма
Что такое «Буквограмма»?
Ежегодно реформы в сегменте образования изменяют педагогический подход к ученикам, однако, по статистике, численность проблем в воспитании снизилась незначительно.
Проблемой остается и возрастание количества маленьких пациентов с аутистическим синдромом. Этапы формирования речевого и письменного аппаратов, коммуникативных навыков в социуме – также сложны для освоения.
Без опыта и знаний родители, впервые столкнувшись с такого рода сложностями и тщетно, пытаясь их решить, просто недостаточно информированы о том, какой путь выведет из сложившейся ситуации. С этой целью доцентом Шишковой, при поддержке институтов, медицинских и психологических центров, разработаны обучающие схемы, дающие возможность в домашних условиях справиться со всеми проблемами воспитания.
Что такое Буквограмма
Кому подходит?
Молодые родители пытаются как можно раньше раскрыть у крохи все способности. Однако не всегда, используемые средства, дают положительный результат, а все потому, что дети – это еще не сформировавшиеся личности, однако уже имеющие свои отличительные характеристики и подход к ним нужен индивидуальный.
Курс подразделяется на три основных блока:
Задача «Буквограммы» состоит в системной помощи детям, испытывающим сложности в изучении письма, грамматики и чтения. При этом задействованы оба полушария мозга, что способствует максимальному усвоению и запоминанию информации. Постоянно меняющийся характер занятий увлекателен даже для гиперактивных малышей дошкольной возрастной категории.
Обучающий механизм работает как для здоровой, так и для категории с отклонениями:
Логопеды и психологи рекомендуют купить «Буквограмму» семьям в которых разговаривают на нескольких языках, в помощь левшам, а также переученным писать правой рукой.
Кому подходит методика Буквограмма
Многозадачность приемов
Система решает множество задач, однако выделить можно три направления:
Кто может заниматься по программе?
Обучающая технология первоначально разрабатывался для расширения возможностей семьи, расширении их кругозора, поэтому занятия могут проводить родители, старшие дети или близкие родственники.
В старшем возрасте, научившись дисциплинировать свои действия, возможны самостоятельные тренировки.
В чем уникальность методики?
Курс состоит из 20 занятий и дополнительных упражнений, которые требуется ежедневно осваивать. Для этого, если заказать программу, дополнительно предоставляется пособие с подробным описанием рекомендаций по проведению уроков.
Отталкиваясь от возрастной категории, освоение одного занятия занимает 1-5 дней. Для самых маленьких длительность урока не более 15 минут, для более старших – 30 минут.
Все курсы представлены сочетанием интересных заданий (легко запоминающиеся таблицы умножения и т.д.), дыхательной гимнастики и физических упражнений. Комплексный подход обеспечивает 100 % результативность – дети становятся собранными, внимательно слушают и быстрее усваивают материал, поэтому домашние задание больше для них не проблема.
Применение такого вида обучения не требует специального технического оснащения, достаточно взять бумагу и ручку.
Эффективность схемы зависит от четкого следования инструкций, где основным правилом является полное усвоение материала и только потом можно осуществлять переход на новое упражнение.
Развивающая методика Шишковой «Буквограмма»: для чего нужна, где купить, отзывы
Сегодня родители разными способами пытаются развить ребенка, усовершенствовать его навыки, чтобы облегчить взрослую жизнь. Особенно часто беспокойство вызывает обучение грамоте и чтению. Всем известно, что это основа основ. Среди множества современных методик отдельную нишу занимает развивающая методика Шишковой «Буквограмма».
Данная программа разработана специалистом по психологии, дефектологии и логопедии, работающим с детьми более 28 лет. «Буквограмма» помогает не только развить грамотность, но и откорректировать поведение, улучшить внимательность и усидчивость ребенка.
Детская методика «Буквограмма»
Методика предназначена для коррекции и развития речи у детей 5-13 лет. Но в отдельных случаях ее можно начинать применять и с 2 лет, или заниматься с подростками 14-17 лет. Занятия проходят в игровой форме, в результате чего материал усваивается легко и просто. Сама подача отличается оригинальностью и не имеет аналогов.
«Буквограмма» выпускается в виде книги и диска и представляет собой практическое пособие, которое состоит из занятий и упражнений. Все они направлены на решение важной проблемы: развитие устной и письменной речи, повышение грамотности, скорости чтения за счет совершенствования мышления и ориентации в пространстве.
Большой практический материал позволяет использовать книгу на уроках в начальной школе, для самостоятельной работы детей, для занятий родителей с ребёнком. «Буквограмма» адресована родителям, воспитателям, учителям, психологам, логопедам.
Автор программы
Программа по развитию речи у детей является авторской, она разработана кандидатом психологических наук, доцентом, специалистом по семейным отношениям и работе детьми, директором социально-психологического центра «ДОМ» в Москве, Светланой Юлиановной Шишковой. Для С. Ю. Шишковой «Буквограмма» – предмет гордости. Она вложила в нее все свои знания и многолетний опыт практической психологии (больше 28 лет).
Светлана Юлиановна получила несколько образований, в том числе закончила Московский Психолого-Социальный институт. С 2011 года числится независимым экспертом в области психологии, логопедии и дефектологии в Московском центре образовательного права. Она написала более 25 научных статей, выступает на телевидении и радио, ведет прием детей и взрослых, помогает решить различные психологические проблемы.
Что представляет собой «Буквограмма»
Многих родителей интересует, что такое методика «Буквограмма» и как она выглядит в действительности. Если с печатной книгой более менее понятно, то с диском возникают сложности.
На самом деле, на диске находится электронная книга с подробным описанием занятий плюс бонусы и видео инструкция. Учебное пособие содержит практические советы родителям и педагогам, в ней представлены физические, дыхательные упражнения, схемы и многое другое.
Внимание! Книга предназначена больше для ознакомления с методикой, а диск является полным, усовершенствованным вариантом программы, дополненный бонусами.
Как она работает
Развивающая программа «Буквограмма» опирается на законы нейропсихологии и психофизиологии. Она действует на детский головной мозг таким образом, что оба полушария развиваются гармонично, между ними формируются прочные межполушарные связи. Нервная система укрепляется, ребенку становится проще сосредотачивать внимание, улучшается пространственное представление, грамматика.
Методика также помогает родителям, они начинают лучше понимать своих детей, меняется подход в воспитании. Общение с ребенком становится положительным и продуктивным.
Как заниматься
Инструкция к программе прилагается вместе с диском. Если объяснять вкратце, то автор рекомендует для начала распечатать книгу, чтобы использовать настольный вариант, а не компьютер. Вам понадобятся только бумага и ручка (или карандаш). Далее начинаются занятия, всего 20, не считая дополнительных упражнений. Выполнять их нужно в четкой последовательности, шаг за шагом. Не забывайте, что с ребенком нужно играть, сухое изложение не приветствуется.
При необходимости материал нужно повторять, 2, 3, 4 раза, сколько потребуется. Время одного занятия – от 10 минут (для малышей) до получаса. Учебный процесс желательно не прерывать. Заниматься с ребенком нужно каждый день. На усвоение одного урока требуется от одного до пяти дней.
Полезные навыки с «Буквограммой»
Методика помогает не просто научиться грамотно разговаривать и писать, она направлена на раскрытие потенциала головного мозга. Известно, что большинство людей использует только 10%, тогда как можно значительно больше. Что самое главное, ребенок перестает зубрить и начнет действительно понимать материал. Какие полезные навыки сулит «Буквограмма»:
К полной версии «Буквограммы» прилагается методика, которая помогает с легкостью изучить английский язык. Ребенок сможет освоить его в несколько раз быстрее, чем по стандартной программе, примет его как второй родной.
Как не нарваться на мошенников
Чтобы приобрести именно ту «Буквограмму», о которой идет речь в статье, покупку следует делать только на официальном сайте. Будьте внимательны, диск или книгу вы оплачиваете после получения на почте. Исключение составляют жители других стран, потому как за рубежом наложенные платежи невозможны. Некоторые сайты предлагают скачать «Буквограмму» бесплатно, стоит только отправить смс. Но как только вы его отправите, у вас спишут деньги, а книгу или диск вы так и не получите.
Где купить «Буквограмму»
Самый простой способ приобрести методику – это сделать покупку онлайн. Заказать диск или книгу можно на официальном сайте. Нужно всего лишь заполнить форму с адресом и контактным телефоном и дождаться, пока с вами свяжется консультант. Заявка может обрабатываться до 3 суток.
Что касается цены, то она составляет 3117 рублей за полную программу. Однако на данный момент действует акция. Если поторопиться, можно купить «Буквограмму» за полцены, 1870 рублей. Если разделить эту сумму на количество занятий, получается примерно 93 рубля за каждое.
Отзывы
Чтобы окончательно разобраться, насколько эффективна методика, мы решили поискать отзывы о программе «Буквограмма». Практически все о ней отзываются положительно. Взрослым и детям нравиться авторский подход к обучению, а главное, он дает хорошие результаты. Приведем несколько примеров отзывов:
«Будучи родителем дочки левши, мне пришлось столкнуться с некоторыми трудностями еще в первом классе. Анечка не хотела учиться писать, ей было сложно, а учитель не мог уделять ей много внимания на уроках. Кроме того, я заметила, что она рассеяна, не может долго слушать и частенько отвлекается. В результате к 3 классу Аня сильно отстала от своих сверстников.
Я решила, что пора брать ситуацию в свои руки и начала штудировать интернет. Методика как-то сразу заинтересовала меня, стоила недорого, отзывы были о «Буквограмме» только хорошие. Решила попробовать. Через месяц ребенка было не узнать. Анечка хорошо концентрировалась, исчезли ошибки в письме и чтении, ее начал хвалить учитель. Я очень радуюсь ее успехам и рекомендую «Буквограмму» всем родителям! Вы не пожалеете!»
«Мой сын – самый настоящий непоседа, а еще очень характерный. В садике мне долгое время приходилось выслушивать замечания о его поведении от воспитателя, но это еще полбеды… Паша наотрез отказывался выполнять задания, его мысли путались, он перескакивал с одной мысли на другую.
Я решила что-то делать, как-то помочь ребенку. Так как живем в Москве, о программе «Буквограмма я уже была наслышана. Купила диск и начала заниматься с сыном. По итогам, уже на 3 неделю Павел стал более уравновешенным, внимательным, заговорил сложными предложениями. Воспитатель очень удивлен, говорит, что моего сына подменили. А мне интересно, что будет, когда программу пройдем до конца. Может быть, я мама маленького гения?»
А вот что пишут о «Буквограмме» юные ученики:
Люди радуются тому, что решились обучаться по программе «Буквограмма». Исключение составляют родители, которые по каким-то причинам использовали пособие не по инструкции, перескакивали занятия и занимались непоследовательно, набегами. Стоит ли винить в этом методику? Думаем, нет.
Советы и рекомендации
Светлана Юлиановна Шишкова рекомендует программу всем детям, но некоторым из них «Буквограмма» может помочь особенно. Прежде всего, это дети левши (в том числе переученные), дети, посещающие логопеда, имеющие проблемы с концентрацией и памятью, растущие в семье, где говорят на 2 и более языках, дети с ЗПР, СДВГ, ОНР, дислексией, ММД и т. д.
Если программа используется не просто для раскрытия таланта ребенка, а является необходимостью, ее рекомендуется использовать в комплексе. «Буквограмма» хорошо работает в связке с занятиями у логопеда, психолога, нейропсихолога, невропатолога, массажиста, ЛФК. Грамотно подобрав нужных специалистов, вы получите очень хороший результат.
Также автор методики советует уделять должное внимание режиму дня ребенка, правильному питанию. Важно, чтобы родитель четко следовал инструкции. Если возникают сложности, нужно снова прослушать видео, а затем отработать последовательность упражнений на букве «О».
Говорить о «Буквограмме» можно долго, но чтобы вникнуть в суть методики лучше приобрести книгу. Она позволит детально ознакомиться с направлением, а затем уже использовать полную версию. Чтобы сэкономить деньги и время, можно сразу опробовать методику на диске. В этом случае в качестве бонуса вы получите именной доступ к закрытому разделу сайта, где сможете задать любой вопрос лично автору, а также узнать опыт тех, кто уже прошел программу.
Светлана, г. Ставрополь
Комментарий психолога:
(Комментарий психолога к этой статье пока отсутствует.)