Что такое буллинг на работе
«Взрослый» буллинг: что делать, если вас притесняют на работе
ВЫЖИВАНИЕ ИЗ КОЛЛЕКТИВА, ИЛИ «ВЗРОСЛЫЙ» БУЛЛИНГ
«Травле подвержены все коллективы — как детские, так и взрослые. Понятие буллинг чаще используют, когда говорят о школьной травле. Для „взрослого“ буллинга используется термин „моббинг“. Варианты проявления травли на работе — распространение ложных слухов, постоянная критика, утаивание информации, клевета, социальная изоляция», — рассказывает Наталия Щанкина, психолог Московской службы психологической помощи населению.
Существует два основных вида моббинга:
ПЯТЬ ЭТАПОВ РАЗВИТИЯ ТРАВЛИ НА РАБОТЕ
№ 1. Период напряжения или формирование предпосылок.
В коллективе ощущается сильное эмоциональное напряжение. Оно связано с ранее неразрешенным или скрытым конфликтом, либо общим неблагоприятным психологическом климатов в коллективе.
№ 2. Поиск жертвы для разрядки и снятия эмоционального напряжения.
Группа коллег или руководитель начинают проявлять агрессивное поведение в отношении своего сотрудника в виде недовольства, придирок, критики и обвинений.
№ 3. Фаза насилия.
Агрессивные выпады и насмешки становятся систематическими и привязываются к конкретному сотруднику. И уже не зависят от реальных поступков и результатов деятельности этого специалиста. У жертвы возникает чувство затравленности и ухудшается здоровье.
№ 4. Социальная изоляция.
Жертва полностью или частично изолируется от рабочих и корпоративных мероприятий, его не зовут на совместные обеды и чаепития. Работник не получает положительных оценок своим действиям. Он теряет ориентиры и становится все более беспомощным и неуверенным.
№ 5. Потеря рабочего места.
Чаще всего человек, подвергшийся длительной травле, увольняется и находит новую работу. Либо его просят написать заявление по собственному желанию.
ВОСЕМЬ ШАГОВ, КАК СПРАВИТЬСЯ С ТРАВЛЕЙ НА РАБОТЕ
Моббинг — это «заболевание группы». В идеале с ним нужно бороться системно и на уровне управленческих решений. Если этот вариант не подходит, то можно следуйте универсальным правилам.
Первое. Не позволяйте унижать себя, давайте отпор. Будьте доброжелательны, но при этом не заискивайте перед коллегами, чтобы всем понравиться. Будьте открыты, но не рассказывайте сразу всем о своих личных проблемах. Добросовестно выполняйте свои обязанности и не сплетничайте о других.
Второе. Если все-таки столкнулись с травлей, первое, что стоит сделать — это оценить собственные силы: хватит ли вам ресурсов для того, чтобы противостоять агрессии.
Третье. Научитесь не воспринимать травлю на свой счет. Скорее всего, это «болезнь» конкретного коллектива.
Четвертое. При предвзятом отношении со стороны шефа, постарайтесь перевести все задания и претензии к вам в письменную форму. Так будет сложнее обидчику завести вас в тупик.
Пятое. Не нарушайте границы других и не позволяйте нарушать свои: от банального обращения на «ты» и до повышения голоса на вас, или обсуждения ваших личных тем.
Шестое. Общаясь с руководителем, не теряйте нить разговора. Очень часто нападки происходят, не имея никакого отношения к делу.
Седьмое. Если вышеперечисленные способы не помогли, обратитесь к вышестоящему руководству. Не стыдитесь, того, что вам пришлось столкнуться с травлей. В такую ситуацию может попасть любой. Однако огласка часто способствует разрешению ситуации.
Восьмое. Если ситуация не меняется, стоит задуматься о смене работы. Травля всегда наносит сильный ущерб здоровью.
«ПОРТРЕТ» ВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА-АГРЕССОРА
Это люди, которым важен контроль и проявление власти. Они не умеют справляться с собственной агрессией и находятся под постоянным внутренним напряжением. Единственный для них способ разрядки — это внешняя агрессия. Это их способ коммуникации. Такие люди могут быть действительно очень травмированными, когда-то в детстве и зачастую иметь все признаки психопатии.
В рабочем коллективе мотивы агрессора будут важнее, чем его психологические особенности. Не все агрессоры травят людей в коллективе. Для этого должна быть располагающая среда. Часто мотивом становится устранение конкурента, желание сделать жертву слабой и безвольной, и заставить уволиться. Также это может быть банальная зависть, соперничество, конкуренция, личная обида или месть, страх, что кто-то окажется лучше.
«БЕЛАЯ ВОРОНА», ИЛИ ЖЕРТВА ТРАВЛИ
«Белая ворона», «Не такой, как все» — зачастую именно к таким людям проявляется настороженное отношение в коллективе. Моббинг практически не возникает в тех группах, где люди работают «с нуля», где коллектив не делится на «своих» и «чужих». А вот в «психологическом болоте», если в нем появляется новичок с неординарными взглядами, внешностью, поведением, другой национальности, — вероятность проявления травли увеличивается в разы.
«Внутреннее напряжение в коллективе не может длится долго — обязательно требуется разрядка. Как только кто-то из сотрудников отличается поведением, внешностью или чем-то еще — это вызывает агрессию. Еще одна причина для травли — безделье. Если коллектив бьется над выполнением профессиональных задач, у него нет времени на «террор». Существует еще одно обстоятельство: есть люди просто неспособные держать «удар». Чаще всего у них заниженная самооценка, бесхарактерность, слабость и прочее. Такой сотрудник в прямом смысле слова «вызывает удар» на себя. Но в травле ответственность несут обе стороны конфликта. Может оказаться, что неприятие вызваны снобизмом нового коллеги, его гордыней или излишним стремлением к победам, — говорит заместитель директора Московской службы психологической помощи Ольга Тенн.
Называли толстым, дымили в лицо: что такое офисный буллинг и как с ним бороться
Основательница сети школ программирования «Кодабра» Дарья Абрамова появлением своего бизнеса обязана буллингу. В 2015 году 24-летняя Дарья устроилась в отдел продаж одной из IT-компаний. «В отделе были одни девчонки, у них был уже слаженный коллектив. После любого моего звонка клиенту они начинали меня отчитывать, что я не так общаюсь, не то говорю, не тем голосом, не теми словами. Они никак при этом не помогали, только все больше наезжали», — вспоминает Абрамова.
Вскоре коллеги стали обсуждать ее внешний вид и рабочие «косяки» — сначала за глаза, а потом прямо при ней. Если Дарья пыталась включиться в общий разговор, все сразу же замолкали и отводили глаза: « Я не понимала, в чем проблема, пыталась быть хорошей, покупала сладости в кабинет. Но все было мимо».
Через несколько месяцев друг Абрамовой Дмитрий Лоханский предложил ей запустить стартап по обучению детей программированию, из которого впоследствии вырос один из крупнейших в этой нише проект «Кодабра». «Из-за того, что я дико ненавидела работу, решила рискнуть и никогда не жалела об этом», — резюмирует предпринимательница.
Буллинг (от англ. to bully — задирать, запугивать) — это агрессивное преследование одного из членов коллектива. Травлю чаще всего организует лидер, а большинство остаются свидетелями. Защититься от буллинга крайне сложно: регулярные нападки деморализуют, силы оказываются неравными. Абрамовой в каком-то смысле повезло: хэппи-энд в таких ситуациях — большая редкость.
Жертвой травли можно стать где угодно: на работе, в школе и детском саду, в собственной семье. Но офисный буллинг — один из самых распространенных и опасных. У затравленного коллеги почти нет адекватных инструментов борьбы с обидчиками: изолироваться от источника издевательств невозможно (особенно если речь об опенспейсе), жалоба начальству может быть расценена как ябедничество, а если буллит начальник, то ситуация и вовсе грозит приобрести неконтролируемый характер.
Какие изуверские формы может принимать офисный буллинг и что предпринять, если каждое ваше утро начинается с унижений и издевательств?
Барин и крестьяне
«Однажды нам сказали, что в компании появится «яркий» председатель совета директоров. При первой же встрече он собрал топ-менеджмент в тесной переговорной и закурил. Витая в клубах дыма, начал задавать вопросы на предмет наших профессиональных интересов, параллельно комментируя ответы, — вспоминает директор по связям с общественностью одной из крупных компаний в сфере IT и телекоммуникаций, присутствовавший на той встрече. — Из дюжины собравшихся только двое не удостоились прямых оскорблений и упреков в узколобости, тупости, никчемности и бесполезности. Товарищ вел себя как барин с крепостными крестьянами».
Это типичный пример вертикального буллинга, или боссинга, — когда целенаправленную травлю с целью унизить, вывести из себя или просто самоутвердиться начинает руководитель, говорит Елена Лондарь, эйчар-эксперт HeadHunter. По ее словам, причин у боссинга может быть несколько: личностная незрелость руководителя (искажена система ценностей человека), непрофессионализм и отсутствие управленческого опыта и комплексы — травмы детства, например, в школе тот сам мог быть жертвой буллинга.
«Я не понимала, в чем проблема, пыталась быть хорошей, покупала сладости в кабинет»
Часто такие руководители отрываются на подчиненном, открыто критикуют при коллективе, но при этом не увольняют — в таком случае речь идет о созависимых отношениях «жертва — агрессор», добавляет Лондарь.
Как раз в подобные отношения оказалась втянутой Елена, директор по развитию одной из консалтинговых компаний (здесь и далее по просьбе героев соблюдена частичная или полная анонимность). «Если я разговаривала на английском, коллега могла сказать что-нибудь типа: «Боже, какой жуткий акцент. Худший из всех, что я слышала». Если я делала презентацию, говорилось, что «это вообще ужас и кошмар», но именно с ней мы шли потом к клиенту. Мой мобильный постоянно прятали, — описывает она свой типичный рабочий день. — При этом попыток уволить меня не было, а зарплата моя была на уровне с «профессиональными» коллегами». От буллинга Елена страдала целый год, пока не отработала нужный для строчки в резюме срок, но «расслабиться и перестать ждать подвоха» на новом месте ей удалось только через полгода после увольнения.
«Тебя слишком много в этом офисе »
Легче всего буллить молодых неопытных коллег, которые не могут дать отпор во многом из-за неуверенности в своих силах. По такому принципу жертвой травли стала Елена Лондарь, сейчас эйчар-эксперт HeadHunter, а 15 лет лет назад — 24-летняя руководительница HR-отдела одной из IT-компаний. Вскоре после назначения команда показывала ей электронное письмо, высланное всем 400 сотрудникам компании, исключая ее, где говорилось, что она «неизвестно каким образом получила свою должность». «Приправлено это было фантазиями завистника о моем бурном прошлом, прогнозами незавидного будущего и призывами игнорировать меня как топ-менеджера, а лучше саботировать выполнение своих обязанностей, чтобы меня вовсе уволили за неумение работать с персоналом», — рассказывает Лондарь. Недоброжелатели даже создали ветку на форуме, где еще неделю «активно мусолили подробности фантазий абьюзера».
Елена обратилась к генеральному директору: тот посоветовал игнорировать происходящее и попросил IT-отдел отследить зачинщика и закрыть доступ к форуму с рабочих компьютеров. «Через пару месяцев обсуждение сошло на нет, но мне казалось, что все это время я ходила на работу без одежды. Эта история подарила мне несколько седых волос, бессонных ночей и море опыта», — подытоживает Лондарь.
«Про меня создали ветку на форуме, где еще неделю активно мусолили подробности фантазий абьюзера»
Настоящая причина буллинга одна — психологические проблемы того, кто является источником травли, говорит психолог и психотерапевт Вера Янышева. Мнимые причины, которыми агрессор оправдывает свое поведение, могут быть самыми разными: начиная от обвинений в непрофессионализме объекта травли и заканчивая придиркам к внешнему виду. Одна из самых распространенных — фэтшейминг ( от англ. fat — «толстый» и to shame — «стыдить»). Это действия или высказывания, которые высмеивают человека за полноту.
Игорь столкнулся с буллингом, когда самого термина еще не существовало — в 1996-1999 годах, во время работы на «Донецком тарном заводе». «Меня травили за рост, вес, шепелявость. Ты здороваешься в столовой, а тебя обзывают чайкой — из-за того, что я мелкий, легкий и постоянно голодный», — рассказывает он.
Другому анонимному собеседнику Forbes подкладывали записки на стол с текстом «тебя слишком много в этом офисе», а управляющий партнер одного из московских маркетинговых агентств постоянно получал укоры в излишней тучности от подчиненного. «Я поднабрал вес к осени, ну и началось. Вроде безобидно, но не приятно, — говорит он. — К сожалению, мне пришлось уволить этого человека: он не шел на компромисс, а на разборки у меня как владельца компании времени нет». Тем не менее, после пережитого буллинга герой записался в спортзал и за несколько месяцев похудел на 7 кг.
«Жаловаться — это не про Россию »
Казалось бы, очевидно, что буллинг — это плохо. Но так считают не все. Ярослав Федосеев, пресс-секретарь НП «Глонасс», признается, что практикует с коллегами похожие по форме коммуникационные практики регулярно. «У нас очень сильный коллектив. Место буллинга давно заменил старый добрый стеб. Его нужно воспринимать с улыбкой и сразу напористо произносить ответочку, желательно провокационную, — объясняет Федосеев. — Меня самого так воспитывали. Схема рабочая, если ты не тряпка. Даешь один раз ответ и все отстают».
По его словам, жесткий стеб от коллег — далеко не самое страшное из того, что можно услышать на работе. «В правительстве Москвы моим начальником был бывший сотрудник военной прокуратуры. Он меня называл хером, мудилой и т.д. Поначалу я переживал, а позже понял, что такое отношение закаляет и воспитывает», — уверен Ярослав.
«Ключевая мысль после пережитого — никогда не работайте с мудаками!»
С ним соглашается собственник малого бизнеса в Москве, пожелавший остаться анонимным: «Какие все нежные стали. Если претензии по работе, то надо спросить себя, на своем ли вы месте, если не по работе — слать лесом, тактично, но жестко».
Другой микропредприниматель сам инициировал буллинг в бытность наемным сотрудником, но раскаивается в этом: «Часто мы делаем плохие вещи, но не понимаем этого. Жизнь не кино, и тем более не Marvel». Впрочем, он считает, что «буллингом сегодня называют достаточно безобидные вещи, которые никого в прежние времена особо не травмировали», а в излишнем ажиотаже вокруг явления винит СМИ. «Слабого съедят, сильный выживет. Идти и жаловаться — это не про Россию, тут надо доказать, что ты умеешь», — стоит на своем Федосеев из «Глонасс».
Чтобы предотвратить травлю, нужно учиться отстаивать свои психологические границы, советует клинический психолог и психотерапевт Дмитрий Малин. «В этом поможет здоровый, адекватный эгоизм. Не нужно думать, что эгоистом быть плохо. Плохо быть эгоистичным чрезмерно», — говорит он. По словам Малина, чтобы отвадить от себя любителей побуллить, нужно не сдерживать внутреннюю агрессию: «Не бойтесь послать человека к черту, если он вас действительно достал. Будьте честны с собой и с ним. Чем больше признаваться себе самому в том, какие чувства вы вытеснили, тем лучше потом получается ими управлять». Также не стоит бояться просить совета у коллег и руководства: только активные действия помогут справиться с угрозой депрессии, напоминает он.
«Ключевая мысль после пережитого — не работайте с мудаками! Уважение, в том числе к себе, стоит дороже любого оклада», — резюмирует одна из жертв офисного буллинга.
Как защититься от буллинга с помощью закона
Елена Козина, старший партнер юридической компании «ЭЛКО профи»
ЖизньБоссинг: Что делать, если вас травит начальник
Как выстроить свои границы и отстоять правду
В среднем, каждый четвёртый американец сталкивается с эмоциональным абьюзом начальника. В России, по разным данным, это число колеблется от 5 до 20%. Под абьюзом на работе понимают разное — от словесных оскорблений до организации настоящей травли, но каждый раз исход таких конфликтов один и тот же — даже самый талантливый и продуктивный подчинённый увольняется. Кроме того, систематическая травля может привести к реальным проблемам со здоровьем как физическим, так и ментальным.
Виды и причины боссинга
Клинический психолог, основатель «Психологического центра Григория Мисютина» и врач клиники доказательной медицины «Рассвет» Григорий Мисютин отмечает, что у психологического насилия на работе все те же признаки, что и у домашнего — от изоляции и угроз до психологического и экономического контроля. Мисютин говорит, что боссинг редко существует без моббинга, а травлю на работе легко сравнить с буллингом в школе. «В офисе есть некоторые касты, фракции и группы, каждая из которых имеет свои собственные границы лояльности. Моббинг, по словам доктора Хайнца Леймана, является поведением, в котором один человек, то есть жертва, становится получателем жестокого обращения со стороны многих злоумышленников. Начальник может видеть силу в цифрах и прибегнуть к помощи других людей, чтобы терроризировать жертву».
Главный и несомненный признак психологического насилия со стороны начальника — это постоянная и неконструктивная критика, которую выдерживать круглосуточно не сможет никто. Мы уже рассказывали, как критиковать конструктивно и зачем вообще нужно это делать, тем более что работа без обратной связи встречается не так уж и редко. Конечно, босс имеет право оценивать вашу работу и высказывать свои пожелания относительного того, как и в какой срок она должна быть сделана. Нездоровой эта ситуация становится тогда, когда вместо оценки вашей работы начальник переходит на обсуждение ваших личностных особенностей или мнимых недостатков. Ещё хуже, если это происходит в присутствии коллег, которые не должны вовлекаться в этот процесс. Такого рода «критика» сильно подрывает авторитет у других сотрудников, которые впоследствии и сами могут присоединиться к позиции босса и отпускать непрошеные советы, касающиеся вашей работы, или вовсе учинить травлю.
Понятно, что каждого сотрудника могут потревожить в нерабочее время, но когда звонки и письма в выходные дни превращаются в правило, то, скорее всего, вы имеете дело с эмоциональным насилием
С такой ситуацией столкнулся житель Москвы Максим (имя изменено по просьбе героя. — Прим. ред.). Несколько лет подряд он работал с одним и тем же человеком на разных проектах в качестве компаньона или, как он сам говорит, даже «правой руки». Последние годы они вместе работали над развитием одного серьезного проекта. «Как это часто бывает, пришлось выполнять большую часть работы, — говорит Максим. — Но мне она нравилась, пока я не начал сталкиваться с угрозами в стиле „заявление на стол“. Причем звучали они с завидной периодичностью, примерно раз в год, и в основном после того, как мы либо сближались вне работы — в командировках или на неформальных встречах, — либо начинали какой-нибудь новый серьёзный проект, который требовал особенных сил и выдержки всей команды. Сначала мне сложно было понять, чем продиктованы эти угрозы. Никаких формальных признаков не было, отдельных или систематических претензий к моей работе не предъявлялось. Более того, наш проект был успешным, и все инициативы, как правило, реализовывались на ура, даже если в процессе приходилось пройти огонь и воду».
Несомненный признак абьюзивного поведения начальника — это переход на личности в обсуждении рабочей проблемы. Максим рассказывает, что его босс был очень эмоциональным человеком и требовал к себе повышенного внимания. Начальник постоянно забывал о границах допустимого в рабочей коммуникации, потому что полагал, что ему так можно. Максим отмечает, что его босс считал себя «селебрити». «Разумеется, он всегда действовал принцип „что дозволено Юпитеру, не дозволено быку“ — скабрезные шутки, мат, а иногда и откровенные оскорбления или унижения, когда кто-то пытался отстаивать свою правоту. Со временем я понял, что таким образом он выстраивал собственный авторитет и при любом удобном случае подчёркивал и собственную значимость, и полную беспомощность оппонента. Особенно, если официальный статус последнего был ниже».
Говоря о психологическом насилии со стороны начальника, стоит отметить сам факт нарушения рабочих границ как один из самых очевидных признаков. Понятно, что каждого сотрудника могут потревожить в нерабочее время, но когда звонки и письма в выходные дни из неприятного исключения превращаются в правило, то, скорее всего, вы имеете дело с одним из проявлений эмоционального насилия. С ним столкнулся тележурналист Иван. Он почти без опыта устроился на работу редактором одной из самых известных телепередач на федеральном канале и поначалу рассматривал не самое лояльное отношение начальницы как возможность для профессионального роста.
Как и в случае с любыми другими видами абьюзивных отношений, рабочий абьюз иногда принимает странную форму,
и вычислить его сразу не получается
«Мы работали по обычной пятидневной схеме, с 10 до 19 часов, — рассказывает он. — Наша редакция делилась на бригады, и у каждой из них работа была более–менее выстроена. Авральные ситуации почему-то происходили только у нас. Сначала на энтузиазме я бросался на амбразуру и выручал коллег, хотя уже тогда предложение поработать в выходные казалось сильным перегибом. Потом это просто вошло в правило — начальница могла позвонить мне в два часа ночи и попросить написать текст для сюжета, который нужно было бы снимать на следующий день, скажем, в восемь утра. Постепенно ком рос, работа усложнялась, а конфликты становились всё более громкими. Проработав почти полгода, я ушёл буквально швырнув заявление на стол и хлопнув дверью. Я понял, что ещё год в таком режиме, и меня будут откачивать в реанимации. При этом я уверен, что босс так и не заметила никакой проблемы. Мы до сих пор дружим в фейсбуке, я вижу, как она лайкает мои посты».
Впрочем, нарушить границы можно не только звонком во внерабочее время — нередко босс может залезать в те сферы жизни, которые не имеют никакого отношения к работе. PR-менеджер Ира (имя изменено по просьбе героини. — Прим. ред.) познакомилась со своей будущей начальницей на курсах повышения квалификации, и первое впечатление о ней у Иры сложилось положительным. После знакомства босс позвала Иру в свою команду, и ей показалось, что на новой работе её ждёт понимающий начальник, готовый мотивировать и поддерживать все инициативы. «Начальница набирала команду с нуля, и было ощущение, что все мы будем частью чего-то очень амбициозного. Что вместе с новой командой сможем реализовать много хороших проектов. Первое время всё было хорошо, но потом меня начало напрягать, что, по словам босса, „вокруг все враги, а мы розы среди навоза“. Она начала очень навязчиво лезть во все сферы моей жизни, комментировать личную жизнь других коллег, лицемерить. Сначала я думала, что нагнетаю, но потом картина начала складываться. Кульминацией стало ключевое для нашего отдела мероприятие. Мы с командой действительно отлично отработали, а от начальницы получили волну критики и негатива. Тогда я открыто начала возмущаться, а она начала выкручиваться и говорить, что мы её не так поняли».
Важно ещё и понять, с чем конкретно вы имеете дело, — с травлей, направленной против лично вас, или с человеком, чей стиль руководства несовместим с коллективной работой. Это хорошо заметно по отношениям начальника с коллегами: если с остальными членами команды ваш босс ладит хорошо, а с вами — нет, значит, речь может идти именно о травле. Психологи говорят, что у травли начальника могут быть причины, которые связаны только с ним самим. «Настоящая причина буллинга одна — психологические проблемы того, кто является источником травли, — цитирует Forbes психолога и психотерапевта Веру Янышеву. — Мнимые причины, которыми агрессор оправдывает свое поведение, могут быть самыми разными, начиная от обвинений в непрофессионализме объекта травли и заканчивая придиркам к внешнему виду».
Как защититься психологически
Впрочем, объекта травли не должно волновать то, почему его начальник не может выстроить с ним нормальные рабочие отношения. Если вы стали жертвой эмоционального абьюза на работе, то главная задача — понять, что вы можете сделать прямо сейчас: обозначить границы или, возможно, предпринять какие-то другие меры. Психолог и психотерапевт клиники «Рассвет» Григорий Мисютин предлагает начать разговор. «Будьте прямолинейны, — советует доктор. — Спросите о причинах действий вашего начальника или попросите, чтобы он остановился. По сути, вы будете использовать оборонительные действия, которые являются полной противоположностью наступательных, которые использует ваш босс. Непосредственность и решимость может застать его врасплох и лишит его лучшего плана, чтобы вы почувствовали себя отчужденными. Этот жёсткий подход к разговору тоже даст вам некоторые ответы, которые вы можете использовать в будущем для улучшения ваших отношений с коллегами».
Что думает закон
Моббинг и боссинг в юридическом поле могут быть сопряжены с легальными последствиями: в странах Западной Европы — например, в Италии — за травлю сотрудника могут наложить штрафы. Довольно широко распространена практика обращения за помощью к адвокатам в странах Северной Америки. В России эта практика пока не так распространена, рассказывает юрист Сергей Солнцев, который работает с корпоративным правом. Солнцев считает, что реальных механизмов у пострадавшего в этой ситуации будет не очень много, но всё же они есть. «Сперва стоит довести до сведения вышестоящих руководителей, собственников или ответственных за трудовую дисциплину информацию о том, что происходит в коллективе. Бывает, что запрет на буллинг прописан в нормативных локальных актах, и их соблюдение — задача вышестоящего руководства. Доказанный факт буллинга — это основание для вынесения официального замечания или выговора. Если выше уже некуда, то нужно направлять жалобы в ГИТ (Государственная инспекция труда. — Прим. ред.), прокуратуру, суд».
Важный аспект в легальном процессе — это доказательства. Солнцев рассказывает, что подойдут и записи на диктофон, и переписки, и слова свидетелей, но с последними может быть трудно, потому что не все коллеги будут готовы вступиться. «Они могут бояться за своё место, за своё психологическое спокойствие. Но при наличии других доказательств справедливости можно добиться. Суд при внятной позиции и фактах встанет на сторону потерпевшего».
Также Солнцев отмечает, что любому заявителю важно понимать, на что именно стоит жаловаться. «Обвинения в опоздании, когда опаздывают все, или доводы о невыполнении трудовых обязанностей при их выполнении — это всё трудовые споры, которые описывает 60 глава ТК РФ. Если же речь идёт о клевете, то это статья 128.1 УК РФ, по которой суд может привлечь начальника и заставить его выплатить моральную компенсацию. То же самое можно сказать и о более серьёзных нарушениях, например, о самоуправстве или побоях. Это уже серьёзное преступление, и если оно происходит, то тут стоит привлекать полицию. В теории здесь может сработать и 136 статья УК РФ, которая говорит о нарушении равенства, прав и свобод граждан — наказание по ней предусматривает уже не только штраф, но и лишение права занимать определённые должности», — говорит он.